Доклад
ДОКЛАД
Тема: «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
Подготовила: воспитатель
Т.П. Лазенкова
МКОУ Тогучинского района
«Буготакская средняя школа»
Декабрь 2020
«Мы зависим от сказок куда
больше, чем думаем»
Дошкольники, как правило, бывают рады приезду в детский сад кукольного театра, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли при
помощи кукол, которые всегда находятся в их распоряжении. Дети, включившись в игру, отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбу, дают
советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над
неудачами героев сказок, всегда готовы прийти на помощь. Игра драматизация – это игра, в которой дети в лицах разыгрывают какое-либо литературное
произведение, при этом сохраняя последовательность эпизодов.
В учебном процессе большое внимание уделяется проблеме развития речи детей в театрализованной деятельности. Для развития выразительной речи просто необходимо создания условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания. В группе должно быть оформлено большое количество атрибутов для всех видов театра, знание детьми литературных произведений, наличие у детей игровых навыков для драматизации и грамотное педагогическое сопровождение в развитии игры.
Театрализованная деятельность – это игра, в которой и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок. В душе каждого ребенка таится желание свободной, творческой игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует
память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствуют речь. С.Е.Рубинштейн писал: «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и не вербальные (мимика, жесты, поза) средства. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии – через образы, краски, звуки, а умело поставленные
вопросы побуждают детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей собственных
высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъяснятся. В результате, ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, не уверенности в себе. Театрализация в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как тесно связана с другими видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.