Доклад «Фольклор в контексте современной культуры. Живая старина сегодня»

2
0
Материал опубликован 27 October 2021

Т.А.Хохлова

Луганская государственная академия культуры

и искусств имени М.Матусовского, отделение культуры колледжа



Фольклор в контексте современной культуры. Живая старина сегодня

Аннотация Широкое общественное внимание к фольклору в наши дни – показатель того, что судьба фольклора и судьба культуры неразделимы. В полноценно функционирующей культуре устный компонент оказывается незаменимой составной частью. В этом смысле вопрос о роли фольклора как одного из важных стимулов развития современной культуры заслуживает самого пристального рассмотрения.

Ключевые слова фольклор, традиция, народное пение, детский ансамбль, культура, современность, наследие, репертуар, скрепы.


Сегодня мы полистаем книгу, которую можно писать и читать всю жизнь. И всякий раз она будет для нас открытой, материал актуальным и увлекательным, потому как нет ему предела. За преодолённой открывается новая даль, за достигнутой ясностью – новая проблема. Сегодня фольклор – это иная форма музыкально-художественного мышления, уже не дефицитная, но по-прежнему недопонятая и недооценённая в своих далеко не исчерпанных возможностях.


Фольклор многолик и изменчив, его возможности не раскрыты до конца, но верится, что развитие современной общекультурной ситуации способно их раскрыть и выявить настоящее предназначение фольклора.


Фольклор-явление не исчезающее и уходящее, а живое и возвращающееся!


Чуткая и заинтересованная культурная политика, основанная на знании законов функционирования фольклора и возможности его адаптации к стремительным преобразованиям нашего времени, позволит сохранить фольклор не как реликт, как живой пласт культуры.


Что такое «фольклор»? Какую роль может играть он в жизни человека и общества?


На совещании правительственных экспертов по сохранению фольклора при ЮНЕСКО, состоявшемся в Париже 1 марта 1985 г., было выработано следующее определение: «фольклор (в более широком смысле традиционная народная культура) — это коллективное и основанное на традициях творчество групп или индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности; фольклорные образцы и ценности передаются устно, путем имитации и другими способами.


Его формы включают язык, устную литературу, музыку, танцы, игры, мифологию, обряды, обычаи, ремесла, архитектуру и другие виды художественного творчества»

Фольклор трактуется как «специфическая подсистема», выполняющая важную роль в системе традиционной культуры, в специфических формах, которые интегрируют, закрепляют и аккумулируют традиционную информацию, выработанную этносом или его локальной группой.


Иначе говоря, фольклор — это «специфический “язык” традиционной культуры, отличающийся от других «языков» — орнамента, мелоса, знаковой и символической информации, передававшейся вещами — предметами материальной культуры».

Основными признаками фольклора принято считать устный характер трансляции, коллективность, опора на традиции, народность, вариативность и функциональность.


К ним нужно отнести еще одно важное условие бытование фольклора – среда, в которой возможно возрождение традиционной культуры в сегодняшнем обществе.

Еще 100 лет назад песня сопровождала человека в его труде и отдыхе, в его горе и радости, в молодости и старости. Музыкально-обрядовый фольклор подобно летописи отражал все события в жизни человека. В лирических песнях можно узнать о сердечных переживаниях, жизненном укладе, духовных ценностях, семейных отношениях людей. Исторические песни ярко и поэтично описывают нам исторические события, происходящие в военной и гражданской жизни народа.


Обрядовый фольклор сопровождал человека в переломные моменты его жизни. Огромный пласт молодежного музыкального фольклора создавал условия для поиска себе пары и образования семьи. С песенкой работали, и отдыхали, радовались и горевали. Наши предки пели о том, что им близко и понятно, интересно и дорого. Это были песни об их жизни.

Можем ли мы найти сейчас, в современном мире, условия для полноценной жизни и развития фольклорных традиций?

Нужно отметить, что до сих пор фольклорные образцы радуют нас новыми сюжетами и при этом мы слышим традиционный музыкально-поэтический диалект, слышим мощные тембры, высокую степень слаженности, вариативный распев, одним словом истинное корневое пение.


И все же часто от детей слышим вопрос: а зачем мы поем фольклор?

Зачем мы поем старинные песни?

Для того, чтобы сохранить в памяти и продолжить жизнь песне, как воспоминанию об ушедшем. Детская логика с их бесконечными «почему?» и «зачем?» заставляет нас задуматься, что фольклор должен быть интересным, актуальным, необходимым, родным и понятным для сегодняшнего исполнителя и слушателя. Он продолжит свою жизнь только в том случае, если, как и прежде, будет отражать не только вчерашнюю, но и сегодняшнюю жизнь человека.

Более ста лет мы фиксируем его на фоновалики, катушки, кассеты, диски. Мы имеем огромные возможности на песнях обучиться этому музыкальному диалекту, чтобы со временем начать на нем разговаривать, подобно нашим предкам распевать сегодняшние события на родном, традиционном, удивительно поэтичном языке.


Вот для чего мы учим и поем песни десятками, сотнями, тысячами, чтобы познать музыкально-поэтический язык наших родителей и прародителей, чтобы понять и оценить их ценности и идеалы.


Нередко приходится иметь дело с руководителями детских фольклорных коллективов, не имеющими опыта работы или специального образования. Отсутствие знаний может привести к некоторым ошибкам в работе с детьми. Так на фестивалях и конкурсах можно встретить детский фольклорный ансамбль, в составе которого участвуют дети разных возрастов: от 5 до 14 лет. Этот состав создает проблемы при выборе репертуара, что затрудняет вокально-техническую работу. Причиной тому являются дети 5–6-летнего возраста, голоса которых еще не окрепли и имеют ряд недостатков с точки зрения физиологии.


Другой классической ошибкой является фальшивое пение участников детского коллектива. Работа с такими детьми имеет свои особенности. Подобных вопросов в деятельности руководителя детского фольклорного ансамбля довольно много. Облегчить его работу и помочь в решении проблем, возникших в процессе вокальных занятий с детским фольклорным ансамблем, могут методические разработки.


Именно этим определяется актуальность данного доклада, потому как остро ощущается определенный дефицит методической литературы для начинающих руководителей детских фольклорных ансамблей.


Появились фольклорные коллективы, которые сумели соединить в себе две тенденции – бытовую и сценическую. Так, в качестве спутников или «дочерних» студий молодежных коллективов возникли детские фольклорные ансамбли. Это оказалось возможно лишь в рамках любительства, которое давало необходимую свободу – как финансовую, так и творческую и таким образом избежать обеих крайностей.

Вместе с детьми в фольклорное движение пришли новые перспективы и новые проблемы. Во-первых, для детских коллективов требовался особый, детский репертуар, лишь частично пересекающийся с «молодежным» или взрослым. В этой связи стал расширятся жанровый диапазон экспедиционных записей, привозимых фольклористами и взрослыми ансамблистами.

Необходимыми компонентами в освоении народной традиции были: изготовление народных инструментов и игра на них (кугиклы, народная скрипка, бубен, гусли, жалейка, одинарные травяные и деревянные дудки, варган, пастушьи рожки и др.), изучение народной хореографии, музыкальной игры, народного театра, различных видов прикладного творчества, сказки, былички, загадки и т. д.

Постепенно многие участники коллективов сами учились шитью, вышивке, ткачеству и бисероплетению. Занятия традиционным рукоделием помогали им глубже погрузиться в мир народной культуры.

В современных условиях прервана традиция преемственности поколений в области народной песенной культуры, поэтому вопрос воспитания детей средствами песенного и игрового фольклора стоит необычайно остро.

Проблема воспитания детей в структурах дополнительного образования должна осуществляться по-новому, в условиях перемен в педагогике, культуре и искусстве. Перспективным направлением для комплексного воспитания нового поколения выступает детский фольклорный ансамбль.

Фольклорный ансамбль – это форма сценического воплощения, которая способна помочь раскрыть перед участниками коллектива широкие возможности творческого самовыражения. А углубленное изучение народных традиций через фольклор может приблизить детей к подлинным формам исполнения, развить вокальные способности, ладовое и ритмическое чувство.

Огромная ответственность в работе с детским фольклорным ансамблем ложится на руководителей. В первую очередь им необходимо разобраться в психологии музыкального мышления ребенка, хорошо разбираться в психологии детей, уметь выявить их природные возможности: строение и функции детского голосового аппарата, положительные и отрицательные качества детского голоса.

Знание физиологических особенностей от младшего до старшего детского возраста позволят руководителю умело устранить недостатки, развить народно-певческие навыки и привить любовь к народной музыке, которая обладает огромным педагогическим потенциалом.

В помощь руководителям детских ансамблей стали появляться новые сборники детского фольклора, подготовленные на основе собранных материалов.

Большой вклад внес собиратель, исследователь и популяризатор детского музыкального и поэтического фольклора Г. М. Науменко. Георгий Маркович подготовил пять выпусков под общим названием «Жаворонушки» (1977–1988), в которых показал все богатство и разнообразие детского фольклора. В этих сборниках впервые были опубликованы с нотами пестушки и потешки, сказки с напевами, мелодизированные скороговорки, детские заговоры и гадания, звукоподражания голосам птиц и песни о животных, детская обрядовая, инструментальная и хореографическая музыка.

Огромную работу проделал П. А. Сорокин. Им были подготовлены и изданы четыре выпуска русских народных песен без сопровождения под названием «Песенные узоры» (1987–1990). Материал сборников расположен не только по степени сложности, но и с учетом количества голосов в ансамбле.

Но какими способами и методами приобщать городских детей к незнакомому миру традиционной крестьянской культуры?

Для решения данного вопроса необходимо было разрабатывать специальные методики, синтезирующие прогрессивные достижения современной педагогики и способы освоения фольклора и адаптированные применительно к детской среде.

Методика преподавания музыкального фольклора в структурах дополнительного образования осваивалась экспериментально. Преподаватели и руководители детских фольклорных ансамблей на собственном опыте искали приёмы и формы работы с детьми.

Неоценимый вклад в разработку учебных программ внесли: М. Т. Картавцева, отразившая свой многолетний опыт работы с детьми и подростками в книге «Школа русского фольклора» (1994), известный педагог-фольклорист Л. Л. Куприянова, разработавшая факультативную программу «Русский фольклор», цель которой – дать детям начальные представления об источнике народной музыкальной мудрости, сформировать исполнительские умения и навыки учащихся на фольклорном материале.

Принципиальное значение для развития теории и практики народной педагогики имели докторские диссертации В. К. Шаповалова «Этнокультурная направленность российского образования» (1997) и В. А. Николаева «Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя» (1998). Появились работы, обращенные к раскрытию сущности и содержания традиций музыкального воспитания в условиях прошлого и настоящего: М. А. Набиевой, Н. Т. Халитовой, Н. П. Карвушиной, Э. Г. Скворцова, Л. М. Калачевой и др.

В результате появились новые тенденции, в которых обучение детей фольклору становится комплексным и смыкается с системой образования, перемещается в школы, гимназии, детские сады. Возникают проекты специализированных школ народной культуры. В городах и селах открываются детские фольклорные центры и хоровые студии, фольклорные отделения в музыкальных школах и школах искусств. Первые фольклорные отделения открылись в Вологде, Екатеринбурге, Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, в других городах. Многие из таких коллективов имели возможность вместе со взрослыми изучать и пропагандировать фольклор своего села. Участники исполняли песни, относящиеся к разным периодам крестьянского земледельческого календаря, и участвовали в обрядовых действах.

Репертуар выступает основой творческой деятельности музыкального коллектива. Главным критерием подбора репертуара является формирование и воспитание музыкально-эстетического вкуса у начинающих певцов.


На протяжении всего цикла обучения дети знакомятся с большим многообразием жанров народной музыки, учатся воспринимать, чувствовать и исполнять различные народные песенные жанры. Правильно подобранный репертуар стимулирует рост исполнительского и художественного мастерства участников творческих коллективов и способствует развитию художественных вкусов публики.

В репертуаре детского фольклорного ансамбля должны найти место различные жанры русского народного песенного творчества. Главная задача при подборе репертуара – развитие и совершенствование эстетического вкуса, творческой активности, исполнительских навыков.

Работа по формированию репертуара для детского фольклорного ансамбля довольно сложная и кропотливая. В первую очередь необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности участников коллектива. Доступный репертуар влияет на качество ансамблевого звучания, способствует уверенному интонированию, укреплению дыхания, улучшению дикции, воспитанию ансамблевого пения.

Репертуар детского фольклорного ансамбля должен отличаться от репертуара взрослого коллектива. Поэтому подбор репертуара требует от руководителя четкого перспективного видения педагогического процесса с учетом решения единых художественно-творческих и воспитательных задач.

Составляя репертуар детского фольклорного ансамбля, надо использовать песни различных жанров, адаптировать их для исполнения детьми, учитывая их голосовые данные и возможности.

Существуют общие принципы при формировании репертуара:

- идейно-художественная ценность;

- актуальность темы;

- интерес детей к произведению.

При подборе репертуара также следует учитывать:

- возрастные и индивидуальные особенности;

- доступность музыкального и литературного текста для понимания и исполнения;

- учебно-воспитательное значение фольклора;

- разнообразие жанров и певческих стилей.

Не следует брать сложные и объѐмные произведения, так как исполнение таких произведений может оказаться неразрешимой задачей, что обязательно скажется на продуктивности в их работе.

Однако это не значит, что сложные произведения не должны входить в репертуар детского ансамбля. Их следует брать с осторожностью и с учетом всей последующей работы, так они стимулируют профессиональный рост.

Важно при подборе репертуара руководителю детского фольклорного ансамбля не только опираться на свой вкус, но и учитывать то, что репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню детского фольклорного ансамбля, быть интересным для участников и зрителей.

Дети охотно исполняют песни с игрой, движением: игровые («Козынька», «Вербочка», «Снежная баба», «Мак-маковочки», «Девочка и медведь»), хороводные («А мы просо сеяли», «По-за городу гуляет», «Ой, по Дону, Дону»), плясовые («В огороде бел козёл», «По мосту, мосту-мосточку», «Я капустицу полола»), шуточные («Воробей», «Идет козел с мосту», «Жил я у пана»), а также свадебные, лирические и календарные. Дети уверенно интонируют их, у них укрепляется дыхание, улучшается дикция, воспитывается чувство ансамбля, умение красиво двигаться.

Детям нравятся песни с замысловатым хореографическим рисунком. В них они не только ходят по кругу, рядами, но и «змейкой», то «сплетаясь», то «расплетаясь» («Заплетися, плетень», «Вейся, капустка»). Такие песни поются с огромным удовольствием и служат украшением творческой программы.

Разучивание календарных песен необходимо сопровождать рассказом о праздниках. Так, в конце декабря – начале января повсеместно отмечали три больших праздника: Рождество, Новый год и Крещение, которые сопровождались исполнением традиционных песенных жанров: «Колады», «Авсени», «Таусени», Рождественские и др. Особое значение для детей имел весенний цикл календарных праздников, который связан с закладкой будущего урожая.

Поэтому люди с помощью обрядов и ритуальных действий пытались всячески ускорить приход весны, тепла, дождя. Начинался этот период с закликаний птиц. День прилёта жаворонков деревенские дети встречали традиционным обрядом. Ребята собирались гурьбой, привязывали «жаворонков», выпеченных из теста, к шестам, поднимали высоко вверх или бегали по улице, держа «жаворонков» в руках, иногда подбрасывали их в воздух. При этом они громко выкрикивали заклички («Дождик, дождик, посильней», «Радуга-дуга», «Солнышко, покажись»), веснянки («Кулик-самород», «Жучик, Крючик-паучок», «Весна идет»). Мелодии веснянок невелики по звуковому объему и просты в исполнении.

​​​​​​​Таким образом, разноплановый репертуар поможет руководителю детского фольклорного ансамбля воспитать музыкальные и вокальные способности участников ансамбля, вести успешную концертную деятельность. Репертуар должен прививать любовь и уважение к песенному искусству своего народа. Формирование репертуара для различных возрастных категорий – процесс сложный и многоступенчатый, так как необходимо учитывать разнообразие песенных форм и жанров, сложившихся в исполнительской практике профессиональных и самодеятельных коллективов.

Подбирая песенный репертуар, нужно принимать во внимание физиологические особенности голосового аппарата (диапазон, регистр, степень владения дыхательным аппаратом и другие физические свойства). Поэтому для ансамбля младшего школьного возраста (7–10 лет) следует брать произведения с малым и умеренным диапазоном. К таким жанрам относятся: припевки, потешки, пестушки, прибаутки, приговорки, скороговорки, игровые песни, дразнилки, загадки, календарные песни (колядки, масленичные, веснянки, заклички). Исполнение такого репертуара способствует развитию четкого и ясного вокального произношения, дыхания, выработке навыков пения в унисон.

У детского ансамбля среднего школьного возраста исполнительские возможности значительнее, поэтому в репертуаре фольклорного ансамбля (возраст 11–13 лет) рекомендуется сохранять игровые и календарные песни, а также включить наиболее приемлемые для исполнения жанры: хороводные, плясовые, шуточные, свадебные, лирические. Перечисленные жанры вполне доступны для детского мышления, так как их можно «обыграть».

Такая работа способствует эмоциональному восприятию песни и формированию у детей музыкально-эстетических чувств. Включение в репертуар песен различных жанров может значительно повысить музыкально-речевую активность, способствовать обеспечению эмоционального и психологического комфорта.

Работа над репертуаром должна проводиться по принципу: от простого к сложному. Это может способствовать развитию вокально-хоровых навыков и качеству звучания. Для возраста 11–13 лет необходимо усложнять репертуар, но делать это надо с осторожностью.

Репертуар ансамбля старшего школьного возраста (14–15 и 16–19 лет) строится с учетом потребностей участников и их подготовленности к восприятию многоголосных произведений.

Профессиональный рост ансамбля будут стимулировать песенные жанры лирического содержания (a capella): лиро-эпические, исторические, лирические и свадебные песни. Такие жанры довольно сложно исполнять неопытным певцам, так как необходимо иметь навыки многоголосного пения, широкого распева, цепного дыхания, уметь выражать мысли, чувства и настроение. Поэтому использование их в репертуаре возможно в случае профессионального роста участников коллектива.

Этот репертуар можно найти:

в нотных сборниках;

в опубликованных расшифровках экспедиционных записей;

в нотных приложениях к статьям, журналам и книгам по фольклору.

Подбор репертуара требует от руководителя предельного внимания, знаний и опыта. При выборе произведений следует помнить о том, что необходимо прививать школьникам интерес и любовь к музыке, развивать музыкальные способности, музыкальный вкус, расширять музыкальный кругозор.

В результате мы должны осознать и понять, что сохраниться может лишь живая культура, которая меняется вместе с жизнью, а не противостоит ей! И на первейшая задача-обеспечить ей возможность нормального, свободного и естественного развития. Фольклор-изустное искусство всегда родное и живое!

Список литературы:

1. Алексеев Е.Е. Фольклор в контексте современной культуры (рассуждения о судьбах народной песни), М. «Советский композитор», 1988г.

2. Бородина Е.М. Учебно-методическое пособие Работа с детским фольклорным коллективом, г.Кемерово, 2020г.

3. Кликовкина Е.И. Методические рекомендации Методика работы с детским фольклорным ансамблем, г.Самара, 2017г.

4. Теремова Т.И. Жанровая палитра донского обрядового фольклора на Луганщине, материалыVIІI Международной научно-практической конференции, 2013г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.