Доклад «Культурно-просветительская деятельность ДШИ в современных условиях»

0
0
Материал опубликован 7 May 2019

МБУ ДО Детская школа искусств

городского округа – город Камышин
 

Методический доклад
 

Тема:

«Культурно-просветительская деятельность ДШИ

в современных условиях»


 

Автор: преподаватель фортепиано

Касьянова О.С.
 

Г. Камышин

2019г.

Процесс культурного развития личности происходит в течение всей жизни человека. С ростом образования и информированности населения происходят изменения в культуре досуга людей, возрастает его роль в духовном развитии. «Чувство полноты духовной, культурной, нравственной жизни достигается не только созданием материального благополучия общества, но и воспитанием идеалов, интересов, потребностей, наклонностей, способностей, увлечений, устремлений каждого человека», - писал В.А. Сухомлинский.

В нашей стране действуют около ста тысяч детских внешкольных учреждений, в том числе около 8 тысяч детских школ искусств и музыкальных школ. Среди этих многих входящих в сферу культуры систем особое место принадлежит детским школа искусств. Их прямое и главное предназначение – активная музыкально – просветительская деятельность, развитие творческой активности детей и подростков.

Музыка является одним из наиболее любимых детьми и подростками видом искусства. Она обладает могучей силой воздействия на умы и сердца подрастающего поколения.

Обучение игре на музыкальных инструментах, вокально – хоровому искусству, занятия в оркестрах и ансамблях – это только активные занятия музыкой в школе искусств. А есть еще и участие в концертах, фестивалях, конкурсах и т.д.

Спектр деятельности школ искусств достаточно широк, но при всем разнообразии форм, их роднит одна черта, одна особенность – в каждой присутствует музыка. «Нет праздника без музыки», - говорил В.А. Луначарский. Огромная роль воздействия музыки на духовный мир человека объясняется ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни.

Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения детей. Чередование различных заданий, видов деятельности, требует от детей внимания, собранности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий.

Музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка.

Музыкальное развитие – результат формирования ребенка в процессе активной музыкальной деятельности. «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка – могучее средство самовоспитания», - писал В.А. Сухомлинский.

Музыка и нравственность – это проблема, ожидающая глубокого изучения и исследования. «Музыка является самым чудодейственным средством привлечения к добру, красоте и человечности», - говорил В.А. Сухомлинский, известный педагог и воспитатель.

В детской школе искусств г. Камышина, где я работаю преподавателем по классу фортепиано, уделяется большое внимание культурно – просветительской работе с детьми и подростками. Для этого используются различные формы деятельности.

Традиционными стали концерты, посвященные Международному Дню Музыки, который ежегодно отмечается 1 октября. Участниками концертов являются учащиеся и преподаватели школы, выступающие с исполнением известных и популярных музыкальных произведений. Красиво украшается концертный зал. Зрителями концертов являются учащиеся школы, их родители, друзья, ребята из детских садов и общеобразовательных школ города.

Постоянными стали праздники для первоклассников «Посвящение в музыканты». На праздник приглашаются их родители, друзья, родственники. В красиво украшенном зале звучат произведения на различных музыкальных инструментах. Звучат стихи о музыке. Первоклассники знакомятся с различными музыкальными стилями, жанрами, формами, с именами известных детских композиторов. С первоклассниками проводятся конкурсы, игры, викторины. В завершении праздника разучивается и исполняется одна из любимых детских песен.

Эти праздники очень любимы и детьми, и взрослыми.

Традиционными стали концерты «Музыкальное приношение Святому Димитрию Солунскому», которые посвящены небесному покровителю города Камышина. Эти мероприятия проходят в самом большом концертном зале города в ДК «Текстильщик». Пишутся интересные сценарии. В концертах принимают участие лучшие солисты и коллективы как нашей школы, так и других учреждений культуры города. Зал всегда заполнен до отказа. Зрителями являются родители учащихся, родственники, друзья и просто любители музыки нашего города.

Еще одной традиционной формой досуговой деятельности стал Новогодний КВН для старшеклассников. Ребята делятся на две команды. Заранее готовят творческие конкурсы – визитная карточка, музыкальный конкурс и т.д. Преподаватели-ведущие заранее готовят для ребят интересные задания для конкурсов. «Строгое» жюри подводит итоги. Как всегда побеждает дружба! Старшеклассники с интересом и увлечением готовятся к КВН, где они больше узнают друг друга, приобретают друзей.

Постоянно стали проводиться концерты, посвященные Международному женскому дню 8 марта. Эти мероприятия проходят в ДК «Текстильщик». Они посвящены всем женщинам – мамам, бабушкам, сестрам, подругам. Кроме музыкальных произведений, звучат стихи, проза, демонстрируются картины учащихся художественного отделения нашей школы. Зрители с большой теплотой и громкими аплодисментами встречают совсем юных исполнителей и уже известных в городе музыкантов.

Сегодня как никогда, именно в искусстве люди ищут ответа на многие вопросы, именно от искусства они ждут отражения сложных проблем своей духовной жизни. Пониманию искусства надо учить, но надо, чтобы было и желание учиться. Искусство должно удивлять, открывать новое, иметь высокую эмоциональную силу, уметь заставить смотреть и слушать.

Восприятие классических произведений искусства требует усилий, стремления к пониманию, к проникновению в тайны творчества. На этом пути человека ждет много радостных открытий, просветляющих душу, способствующих духовному обогащению личности.

Музыкальная культура обладает широкими возможностями влияния на личность. Человек общается с музыкой намного чаще, чем с другими видами искусства.

К сожалению, в этом потоке представлены далеко не лучшие произведения музыкальной культуры. Посетителями филармоний, концертных залов, где исполняются классические произведения, является очень незначительная часть населения. Симфоническая, камерная музыка, академический и народный хор не очень популярны среди подростков и молодежи. Огорчает духовная неразборчивость, когда человек не умеет отличить талантливое исполнение от подделки, бездумно подражая западной эстраде. Именно поэтому очень важно воспитать у детей умение избирательно относиться к моде, выработать иммунитет к «всеядности». Хороший вкус может стать надежным личным ориентиром в музыкальной культуре.

Не может не тревожить, что в этом необъятном море звуков слишком много плохой музыки, музыки дурного вкуса, в которой господствует легкая бездумная развлекательность, музыки, лишенной талантливости и мастерства. Ведь хочет человек или нет, прислушивается он к этой музыке или нет – она оказывает на него свое влияние.

Все это поднимает моральную и профессиональную ответственность преподавателей детских школ искусств в достижении высшей цели музыкального образования и воспитания, которую очень точно определил замечательный педагог В.А. Сухомлинский. Ему принадлежат мудрые слова: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Так можно сформулировать главную задачу массового музыкального воспитания и всей культурно – просветительской деятельности детских школ искусств в современных условиях.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации