12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Бакшеева127
Россия, Пермский край, верещагино

Повышение учебной мотивации учащихся старших классов через вовлечение их в современные виды физической культуры.

                                                                                                   Е.А. Бакшеева

 В соответствии с нормативными документами разного уровня приобретение знаний, умений и  навыков в области физической культуры и спорта, укрепления здоровья является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования. Предметом обучения физической культуры является укрепление здоровья, совершенствование  физических качеств, освоение двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности, чтобы сохранить здоровье учащихся для них важны систематические занятия физической культурой.  

Работая в школе с девушками на старшей ступени обучения,  обнаружила, что у большинства из них пропадает интерес к занятиям физкультуры.  Встают вопросы: как создать условия, способствующие мотивации старшеклассниц к занятиям и осознанному отношению к своему здоровью?                         

Проблема низкой мотивации определяется противоречием с одной стороны, высокими требованиями к физической подготовленности выпускников, а  с другой стороны, недостаточным использованием современных подходов к организации обучения.          

Решение проблемы  я нашла в использовании современных видов физической культуры.

Значимость, актуальность и важность рассматриваемой проблемы обусловили выбор темы. Повышение учебной мотивации учащихся старших классов через вовлечение их в современные виды физической культуры.

Идея моего педагогического опыта заключается в  повышении мотивации учащихся к учебной деятельности путем применения современных видов физической культуры.

Новизна опыта - в использовании на уроках современных видов физической культуры.

Главной целью своей работы считаю – создание условий, способствующих повышению мотивации школьников к занятиям физической культурой.

В соответствии с целью  были определены и  решены следующие задачи:

1.     Изучить и проанализировать методическую литературу по данному вопросу.

2.     Исследовать мотивацию учащихся к занятиям физкультуры.

3.     Использовать современные приемы, средства и методы обучения.

4.      Проследить динамику формирования мотивации учащихся  к урокам физкультуры.

Актуальность проблемы отражена в исследованиях Ю.А. Копылова, В.И. Ляха, Дж. Райта. Куликова Н.М. и др.

Критериями устойчивости интереса к занятиям физической культуры считаю следующие:

-положительная динамика качества обучения;

- активность и результативность участия в районных олимпиадах.

-положительная динамика формирования мотивации к урокам физической культуры, выраженная в степени удовлетворенности занятиями, совершенствование двигательных действий).

 Чтобы у ребенка «появился аппетит» заниматься физической культурой, чтобы он осознал  полезность движений для своего здоровья, на своих уроках создаю следующие условия, включающие комплекс приемов, средств и методов обучения:

1.     На уроках «открытия» новых знаний с целью поддержания активного интереса к физической культуре раскрываю  важность того или иного упражнения.  Например, начиная обучение технике стретчинга, объясняю, что комплекс упражнений  направлен на растяжку и приводит к   эластичности мышц,  гибкости и подвижности суставов, является лучшей профилактикой против отложения солей.

2.     С целью создания эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого ученика, создаю проблемные ситуации, ситуации успеха, позволяющие включить чувства, подсознание, используя различные технические средства, ИКТ.

3.     На занятиях закрепления подбираю упражнения, задания  учитывая зону ближайшего развития, то есть создаю оптимальный  режим мотивации, ориентируя  их на доступный для них результат, благодаря чему стимулирую креативность учащихся.

4.     Особое внимание уделяю организации групповой работы, что способствует формированию группового мышления (умения чувствовать и предвидеть замыслы, «видеть» друг друга), групповой сплоченности (при единой цели формальные и неформальные отношения дополняют друг друга). В группах эффективно использую метод взаимообучения, который способствует лучшему усвоению двигательных действий, формирует инструкторские навыки, воспитывает чувство сопереживания успехам и неудачам других. С этой целью продумываю упражнения не только для развития двигательных способностей, а также для интеллектуального развития. Например, составить комбинацию из стретчинга,  шейпинга, аэробики.

5.     На всех уроках использую анализ выполненной работы и самоанализ. Предлагаю детям после выполнения задания найти совершённые ошибки, объяснить, почему что-то не получилось.

6.      При работе с классом в первую очередь использую  фронтальные  методы воздействия на учащихся для целенаправленного воспитания   у них внутренних положительных мотивов занятий физическими упражнениями. Для этого использую  упражнения соревновательного характера и др. 

7.     С целью полного и точного описания техники упражнений сама показываю последовательность, но при этом учитываю физическое развитие и уровень физической подготовленности ребёнка. Убеждена, что методы убеждения и поощрения оказывают на  детей особое воздействие.

8.     Учу сознательно осуществлять оценку и самооценку, контроль и взаимоконтроль. Это позволяет им корректировать свои знания и умения,  оценивать не только свою деятельность, а также чувства, ощущения, собственные мысли. Тем самым способствую воспитанию критического отношения к себе, пробуждению интереса к собственному развитию, формированию здоровых привычек, самоконтроля в стрессовых ситуациях.

9.     Использую  физические упражнения,  имеющие лечебно-воспитательный эффект (например, упражнения йоги и дыхательные упражнения). Обязательно включаю в каждый урок упражнения на релаксацию. 

10. Особое внимание  уделяю домашним заданиям. Мною разработаны и собраны комплексы домашних заданий, благодаря которым учащиеся приучаются к самостоятельности, активно участвуют в процессе самосовершенствования. Например, рассмотреть упражнение стретчинга  с точки зрения биологии и анатомии, или  составить комбинацию современных видов физкультуры и отработать их  и т.д.).

Считаю, что используемые мною активные современные приемы и методы обучения  позволят повысить мотивацию учащихся.  Думаю, что поставленные цель и задачи были актуальными, а выбор методов и форм работы обоснованным.

Об эффективности моей работы свидетельствуют следующие результаты: 

-положительная динамика качества обучения при 100% успеваемости;

- активность и результативность участия в районных олимпиадах: (2010-2011гг- 2 место, 2011-2012 гг.- I место)

-положительная динамика формирования мотивации к урокам физической культуры, выраженная в степени удовлетворенности занятиями, совершенствование двигательных действий.

Перспективы моей работы заключаются в разработке электронного пособия (диска), включающего комплекс комбинаций из современных видов физической культуры для самостоятельных занятий во внеурочное время.

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.