Доклад на тему «Использование информационных и телекоммуникационных технологий на уроках ИЗО»

3
0
Материал опубликован 27 October 2018

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИЗО

 

В новом тысячелетии мы вступили в информационную эпоху. Новая эпоха ставит перед школьным образованием и новую проблему - подготовить учеников к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, где ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этой проблемы играет способность современного человека владеть информационными и телекоммуникационными технологиями. Новые информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий, распространение электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школьника и его восприятие окружающего мира. Современный ученик не сидит на уроках, которые проходят по «классической схеме», открыв рот и впитывая в себя, как губка, все приготовленные для него знания. Современным учеником усваивается только та информация, которая больше всего его заинтересовала, наиболее близкая ему, вызывает приятные и комфортные чувства, то, что меньше всего напрягает. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и индивидуализации обучения современного ученика, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона является компьютер.

Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня должен уметь использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Включение информационных мультимедиа технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. На этом пути есть и трудности, есть и ошибки, не избежать их и в будущем.

Основные недостатки информационных технологий:

привыкание к компьютеру учащихся, что сказывается на их здоровье;

исследовательская деятельность учащихся затруднена (множество рефератов на CD дисках и в Интернете, дающие возможность получить готовый продукт);

оказывает негативное воздействие на личность ученика: формируется психологическая зависимость от виртуального мира, стимулируется акцент не на анализ, а на поиск и сбор материала, ухудшается устная и письменную речь[8].

Но есть и положительные стороны – это интерес учеников, их готовность к

творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Это чувство постоянной новизны способствует интересы к ученью.

Положительные моменты применения преподавателем современных информационных технологий:

использование компьютера дает возможность педагогу индивидуализировать процесс обучения, повысит мотивацию к изучению предмета, стимулировать учащихся;

все участники образовательного процесса имеют возможность, используя компьютер и средства Интернет, заняться самообразованием, исследовательской деятельностью;

при использовании компьютерных технологий меняется стиль общения: учитель, скорее собеседник и консультант, чем носитель информации; учащиеся собеседники, консультанты (происходит развитие коммуникативных навыков);

возможность создать собственный фонд демонстрационных материалов, которые способны развивать логическое и образное мышление учащихся, использовать разные виды внимания[7].

В конечном счёте, мультимедиа в образовании эффективны настолько, насколько при их использовании решается конкретная учебная задача - научить чему - то, выработать навык работы с чем – то.

Применение информационных и телекоммуникационных технологий позволяет активизировать деятельность учащихся, дает возможность повысить качество образования, разнообразит формы межличностного общения всех участников образовательного процесса[2].

В данной работе я рассматривала применение ИКТ на уроках изобразительного искусства. Основная цель предмета Изобразительное искусство - развитие визуально - пространственного мышления учащихся как форм эмоционально - ценностного, эстетического освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие обучающихся осуществляется в процессе практической, деятельностной формы - в процессе личностного художественного творчества.

Основными задачами уроков изобразительного искусства является знакомство учащихся с широтой и многообразием художественно -изобразительной деятельности. Изучение техники разных материалов и средств изобразительного искусства, знакомство с работами великих мастеров, а также создание и восприятие художественных образов[6].

Вспомним известную фразу К. Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким - нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро...»[4].

Изобразительное творчество - одно из любимейших занятий детей. Эта работа требует художественных способностей, знаний изобразительной грамоты. Необходим большой запас зрительных образов и впечатлений, творческое воображение. У ребенка возникает желание передать в рисунках свои впечатления. Он берет в руки карандаш и рисует...

Основная цель учителя ИЗО - помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, научить шире и разностороннее видеть окружающий мир, воспитать в них чувство прекрасного, развить личностные способности.

На уроках применяю ИКТ как:

компьютерную поддержку деятельности учителя на разных этапах урока и при подготовке к уроку;

использование медиа - ресурсов как союзника воспитательной работы;

организацию проектной и творческо - поисковой деятельности учащихся;

организацию личностно - ориентированного обучения средствами ИКТ;

контроль знаний (тестирование).

Использую на уроках ИЗО:

интерактивную доску;

кинофрагменты учебных фильмов;

аудио-фрагменты;

мультимедийные и видео учебные пособия;

выход через Интернет на нужные сайты.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Использование компьютера на уроках изобразительного искусства становится наиболее естественным, благодаря такому неподдельному детскому интересу. Компьютер удачно входит в синтез со школьными предметами художественно - эстетического цикла, гармонично дополняет его, значительно расширяет его возможности для интенсивного, эмоционально активного введения ребенка в мир искусства и художественного творчества[3].

В настоящее время есть различные диски по искусству, содержащие огромное количество информации, что использование их в полном объеме бывает не эффективно. Поэтому, разрабатывая план - конспект урока, я учитываю, что использование видеосюжетов с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления. Я считаю, что лучше всего создавать свои фильмы и презентации, по своему сценарию, согласно структуре своего урока.

Использование мультимедийных презентаций на уроке позволяют мне знакомить учащихся с мировой художественной культурой, с произведениями русских и зарубежных художников, “посещать” величайшие музеи мира[5].

Презентация играет огромную роль в подаче информации, т.к. большую часть информации человек воспринимает с помощью органов зрения, а презентация дает широкие возможности для наглядного представления информации.

При демонстрации презентации мы получаем возможность активного общения, возможность отвечать на вопросы, задавать их и делать необходимые пояснения, коллективно рассматривать и обсуждать произведения искусства.

Презентация помогает мне заинтересовать детей, удержать внимание, не потерять связи среди многообразия представленных произведений и новых понятий на уроках - лекциях, беседах, путешествиях.

СЛАЙД - ФИЛЬМЫ

Их я использую на многих темах и включаю в любой этап урока, они, как правило, не имеют текстового сопровождения, демонстрация сопровождается моим кратким комментарием. Выбор слайдов производится так, чтобы сначала прошли сложные произведения, способные вызвать эмоции, затем слайды с фрагментами, а в конце показываю произведения, несложные по композиции, приближенные к теме урока, чтобы у детей сложилось впечатление, что они тоже смогут сделать такого плана работу.

ВИДЕОФРАГМЕНТЫ

На уроках часто использую видео, аудиофрагменты. Перед просмотром видеофильма ставлю перед учениками определенные задания, задаю вопросы, которые учащиеся должны обдумать, просматривая отрывок.

Видеоинформацию можно использовать по-разному, в зависимости от этапов и форм обучения:

В начале урока:

- для создания проблемной ситуации;

- для создания эмоционального настроения урока (фильмы, которые демонстрируют определенную эпоху, страну);

- для актуализации знаний предыдущего урока.

При изучении нового материала:

- для самостоятельного освоения нового материала;

- в ходе урока, посвященного творчеству художника с параллельным показом фрагментов видеофильма;

- для решения творческих задач.

Применяю на уроках различные дидактические формы, при оценке знаний по изоискусству с применением ИКТ:

Терминологический диктант. Использую для проверки знаний терминов, определений слов и их значений.

Кроссворд. Можно использовать в начале занятия (учащиеся сами определяют тему урока) и в конце (закрепление изученного материала).

Проверочные тесты. Выведенные на экран, тестовые задания позволяют использовать оценочные методы обучения. На уроке применяю задание - выбор (необходимо выбрать правильный ответ из имеющихся); задание - сопоставление (установить связь в двух списках); задание - ранжирование (правильная последовательность)и т.д.

Развивающие упражнения.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА

Большим подспорьем в моей работе является интерактивная доска. Ее применение на уроке даёт ряд преимуществ: можно выводить на экран доски презентацию, репродукции картин, создавать и перемещать объекты, запускать видео, выделять важные моменты цветными пометками, разгадывать кроссворд, выполненный в программе Exсel, вписывая ответы в клетки прямо на экране[1].

Благодаря наглядности и интерактивности, класс активно работает, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, работают даже самые слабые учащиеся.

Сделала для себя подборку сайтов по программному материалу, которые открываю на уроке (через интернет) по той или иной теме: при объяснении, закреплении, тестировании, практической работе, лекции, описании картины, игровых моментах и т.д.

Хочется отметить, что учащиеся, да и сам учитель уже не представляют уроки без использования компьютерных технологий и возможностей новых электронных технологий, которые способствуют раскрытию творческих способностей учащихся, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, повышению уровня сформированности информационной культуры учеников, повышению качества обучения, а также приобретению этической, эстетической и интеллектуальной чуткости.

«Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию», - сказал один из специалистов в области информатизации образования[9].

Использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей предметам изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий:

обогащает учащихся знаниями в их образно - понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками;

возбуждает живой интерес к предмету познания;

расширяет общий кругозор детей;

возрастает уровень использования наглядности на уроке;

повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, диф­ференциации и индивидуализации обучения и воспитания[10].


 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 2004.

Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. -

www. pedsovet.org

Губайдуллин И. А. «Использование информационно-коммуникативных

технологий в целях формирования положительной мотивации к обучению на уроках изобразительного искусства и черчения». - www.it-n.ru

4. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова,

А.А. Вахрушев. // Начальная школа. - 2005. - №12. - С.- 51.

5. Драхлер А.Б. К вопросу о презентациях. - www.it-n.ru

6. Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках

искусства. - www.festival.1september.ru

7. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В.

Дворецкая. // Народное образование. -2006. - №2. - С.159.

8. http://nsportal.ru/vuz/khimicheskie-nauki/library/ - сайт «социальная сеть

работников образования»;

9. http://technologies.su/informacionnye_tehnologii_v_obrazovanii - сайт

«информационные технологии»;

10. http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=1029 – сайт «информационные

технологии в образовательном процессе».


 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Образовательные ресурсы сети Интернет.

Обучающие сайты по рисованию:

http://risunok.love2learn.ru/

http://arttower.ru/forum/index.php?showforum=21

http://draw.demiart.ru/ - Уроки рисования

http://www.cdrr.ru/lesson/m_13.shtm- Для урока рисования

http://www.solnet.ee/sol/026/ris_000.html - Школа Карандашика

Активные ссылки на порталы и сервисы для учителей ИЗО:

http://www.uchportal.ru/load/150 - Учительский портал;

http://www.mifolog.ru/ - Мифологическая энциклопедия;

http://www.smallbay.ru/ - Виртуальный музей живописи;

http://www.pottery.ru/ - Виртуальное объединение керамистов;

http://www.vvvasilyev.ru/ - Лекции по истории искусства;

http://www.world-art.ru/painting/ - База данных по живописи;

http://hist-usadba.narod.ru/ - Исторические усадьбы России;

http://www.abcgallery.com/R/repin/repin.html - Илья Репин;

http://www.abcgallery.com/P/polenov/polenov.html - Василий Поленов;

http://www.abcgallery.com/K/kramskoy/kramskoy.html - Иван Крамской;

http://www.abcgallery.com/F/fedotov/fedotov.html - Павел Федотов;

http://www.abcgallery.com/V/vrubel/vrubel.html - Михаил Врубель;

http://www.abcgallery.com/P/petrov-vodkin/petrov-vodkin.html - Кузьма Петров-Водкин;

Электронные учебники и сайты:

http://artschool.forum.ru/list.htm - Изостудия;

http://www.panphoto.spb.ru/index_r.htm - Панорамный Петербург;

http://www.liart.ru/ - Государственная библиотека по искусству;

http://art-rus.narod.ru/main.html - Страницы русской истории;

http://www.abcgallery.com/index.html - Музей живописи онлайн;

http://palekh.narod.ru/ - Виртуальный музей Палеха;

http://religionart.narod.ru/ - Религиозные сюжеты в русской живописи;

http://sobory.ru/ - Православная архитектура;

http://www.temples.ru/ - Храмы России;

http://www.tretyakovgallery.ru/ - Государственная Третьяковская Галерея;

http://www.museum.ru/gmii/ - Государственный музей имени Пушкина;

http://www.kreml.ru/ - Московский Кремль;

http://www.rusart.nm.ru/index.html - Передвижники;

http://sovietart.narod.ru/main.htm - Советская живопись;

http://www.artbatik.ru – Батик;

http://www.rbtl.ru/konkurs/kirsanova/SDM/master/color.htm - Колористика ткани;

http://www.izomir.narod.ru/Knigi/Iskusstvo/Spisok.html - Искусство Хохломской росписи;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации