12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маргарита18
Учитель русского языка и литературы. Люблю своё дело. Мне нравятся доброжелательные, умные и весёлые люди.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Ардон

Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы

     Учитель и ИКТ в современном обществе едины. Прогрессивные компьютерные технологии используются на всех уроках. А на уроках русского языка и литературы особенно необходимы. Современные задачи образования требуют от учителя самосовершенствования, самообразования, чтобы быть рядом с учениками и немного опережать их в развитии ИКТ. Другими словами ИКТ-компетентность учителя стала одной из ключевых компетенций в образовательном процессе.

     Учащегося сегодня не удивить компьютером, поэтому использование информационных технологий на уроках должно быть осознанным, целенаправленным, результативным.

Использование компьютера может проводиться на любых этапах обучения: при организационном моменте, объяснении нового материала, закреплении, повторении и т. д.

     Компьютер может выступать в роли источника информации, например, заменить учителя при объяснении новой темы или выступить в роли наглядного пособия, тренажёра, книги, средства диагностики и контроля.

     Использование информационных технологий повышает эффективность урока, делает процесс обучения более успешным, так как усиливает и развивает мотивацию обучения. Современное общество, ставя перед учителем задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, отводит учителю новую роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном пространстве информации. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания выступают не как цель, а как способ развития личности. Современные информационные технологии предоставляют для этого богатейшие возможности.

     О пользе внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не стоит сомневаться. Благодаря новому явлению процесс обучения стал более динамичным, активизированным. И не только: данный процесс позволяет реализовать идеи развивающего обучения. Использование ИКТ стало актуальной проблемой современного общества, поэтому компьютерная компетентность учителей становится актуальной в современном школьном образовании. Сегодня учителю необходимо готовить и проводить уроки с использованием новых технологий, что позволяет делать уроки более яркими и увлекательными.

     Информационные технологии значительно расширяют возможности предоставления учебной информации. Их использование эффективно на всех уроках. Соединение лингвистического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно-воспитательному процессу личностно-ориентированный характер; раскрепощает творческие возможности обучающихся, что является частью индивидуализации учебного процесса.

     Задачи учителей разных предметов различны. Главная цель учителя русского языка и литературы – это проблемы внутреннего развития ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, проблемы развития ученика как языковой личности.

     Хороший урок невозможно представить без включения в процесс подготовки к уроку компьютерных технологий. Технологическая карта урока, раздаточный и информационный материалы – всё необходимое к уроку быстро и качественно можно подготовить, используя современное оборудование. Очень удобно строить таблицы, схемы, красочные презентации, любую наглядность в ходе подготовки к занятию. Уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала учащимися.

     Как видим, применение компьютера на уроках решает не только теоретические, но и практические задачи предметов «Русский язык» и «Литература»: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков. При этом увеличивается время общения учителя с учениками в режиме дискуссии, а не монолога; расширяется информационная плотность урока.

     В целесообразности использования компьютера на уроках русского языка и литературы никто не сомневается. И конечно, речь идёт не об уроках, проводимых в кабинете информатики, а о применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

    Таким образом, использование новых информационных технологий требует высокой профессиональной подготовки учителя, так как учебно-воспитательный процесс и информационно-компьютерные технологии (ИКТ) взаимосвязаны.

     Рассмотрим на конкретных примерах (технологическая карта учителя) использование новейших технологий на уроках русского языка. С использованием базовых программ MS Office: Word, Power Point, Excel, Access, Word Pad, графических редакторов: Picture Manager, Corel DRAW можно подготовиться быстро и увлекательно не только к уроку, но и к факультативным занятиям, внеклассной работе, родительским собраниям, различным мероприятиям, которые станут необычайно интересными.

     Фрагментарные примеры уроков русского языка и литературы, факультативов и внеклассных занятий.

     Урок литературы в 11 классе. Первый день после зимних каникул. 13 января. Учитель начинает урок с музыкального поздравления со старым Новым годом и с началом нового семестра. Настраивает обучающихся на позитивную работу.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный момент.

Использование ИКТ

Музыкальное поздравление с началом Нового 2020 года

t1581168797aa.png

Готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка


        На этом же уроке на этапе: «Здоровьесберегающие технологии» школьники смотрят короткометражный м/ф «Весёлый старичок» по изучаемой теме.


 


 

Использование ТСО

Обучающий и здоровьесберегающий этап урока.


 


 


 


 


 


 

 


 

Короткометражный м/ф «Веселый старичок» (прочтение стихотворения Д.Хармса Павлом Бесединым, ведущим Европы Плюс, преподавателем Московской Школы Радио и Телевидения…)

t1581168797ab.png

 


 

Смотрят м/ф;


 


 


 


 


 


 

 


 

     А вот фрагмент урока русского языка в 5 классе.


 


 

     2. Актуализация опорных знаний


 


 

3. Постановка цели и темы урока.

Изучение нового материала


 


 

Проектор, компьютер, короткометражный поучительный м/ф «Лень учиться»


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

4. Первичное закрепление материала.

Проецируются на доску слова:

 


 


 


 


 

У.: Предлагает просмотреть короткометражный м/ф.

«Лень учиться»


 


 

У.: Предлагает обсудить.

Понравился вам м/ф.? А действия девочки?

- Назовите главных героев истории

- Чем занималась девочка?


 


 

- Что в это время делала кукла?


 

У.: Пока девочка спала, кукла выполняла задания и росла. Росла, росла и выросла.

: У.: Что хочет сказать автор данной историей? Делаем вывод: Надо учиться, чтобы больше знать, больше уметь, чтобы вырасти духовно, нравственно.


 

1.Девочка, девочки, девочку,..

2. Росла, выросла; лень, лентяйка

- Спишите слова и обозначьте морфемы.

- В чём различие данных групп слов?

- Можно ли продолжить ряды слов.


 


 


 


 


 

У.: Назовите суффиксы и приставки, с помощью которых образованы однокоренные слова. Обратите внимание на лексическое значение однокоренных слов. Сделайте вывод.


 


 

 


 


 


 


 


 

Смотрят м/ф


 


 

Ответы уч-ся: девочка и кукла

Девочка ничего не делала, она не делала уроки, она зевала, она ленилась, она спала

Кукла выполняла домашние задания и росла.


 


 


 

Ответы учащихся.


 


 


 


 


 

Отвечают на вопрос:

В первой строке находятся . основа одна, а окончания разные, т.е. это формы одного слова . Во второй строчке – корни одинаковые, а другие морфемы разные. Это однокоренные слова.

- однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень. Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и то же лексическое значение.

5. Физкультминутка

Звучит музыка


 


 

 

 

Организует смену деятельности.

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

Выполняют физкультминутку.

     Конечно, примеров использования информационно – компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы, более ярких, насыщенных информацией, можно привести много. Но учитель не должен забывать о строгом соблюдении санитарно-гигиенических нормах использования компьютера в учебном процессе, об учёте возрастных и психолого-педагогических особенностях школьников при работе с электронными учебными материалами. Учителю необходимо помнить и о том, что компьютер используется на уроке с целью диагностики процесса обучения не более 1/8-ой всего учебного времени от общего объёма учебных занятий по предмету и не более 20 минут за урок.

     Приходим к выводу, что использование новых информационно – компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы необходимо, так как они помогают в развитии познавательной сферы обучающихся. Целенаправленное внедрение информационных технологий в образовательный процесс положительно повлияет на уровень учебной мотивации учащихся, их самооценку, учебную и творческую активность, а также успеваемость по русскому языку и литературе


 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.