Статья на тему «Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы»
Использование информационно-компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы
Учитель и ИКТ в современном обществе едины. Прогрессивные компьютерные технологии используются на всех уроках. А на уроках русского языка и литературы особенно необходимы. Современные задачи образования требуют от учителя самосовершенствования, самообразования, чтобы быть рядом с учениками и немного опережать их в развитии ИКТ. Другими словами ИКТ-компетентность учителя стала одной из ключевых компетенций в образовательном процессе.
Учащегося сегодня не удивить компьютером, поэтому использование информационных технологий на уроках должно быть осознанным, целенаправленным, результативным.
Использование компьютера может проводиться на любых этапах обучения: при организационном моменте, объяснении нового материала, закреплении, повторении и т. д.
Компьютер может выступать в роли источника информации, например, заменить учителя при объяснении новой темы или выступить в роли наглядного пособия, тренажёра, книги, средства диагностики и контроля.
Использование информационных технологий повышает эффективность урока, делает процесс обучения более успешным, так как усиливает и развивает мотивацию обучения. Современное общество, ставя перед учителем задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, отводит учителю новую роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном пространстве информации. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания выступают не как цель, а как способ развития личности. Современные информационные технологии предоставляют для этого богатейшие возможности.
О пользе внедрения новых информационных технологий в учебный процесс не стоит сомневаться. Благодаря новому явлению процесс обучения стал более динамичным, активизированным. И не только: данный процесс позволяет реализовать идеи развивающего обучения. Использование ИКТ стало актуальной проблемой современного общества, поэтому компьютерная компетентность учителей становится актуальной в современном школьном образовании. Сегодня учителю необходимо готовить и проводить уроки с использованием новых технологий, что позволяет делать уроки более яркими и увлекательными.
Информационные технологии значительно расширяют возможности предоставления учебной информации. Их использование эффективно на всех уроках. Соединение лингвистического образования с информационно-коммуникационными технологиями позволяет активизировать аналитическую деятельность обучаемых, придать учебно-воспитательному процессу личностно-ориентированный характер; раскрепощает творческие возможности обучающихся, что является частью индивидуализации учебного процесса.
Задачи учителей разных предметов различны. Главная цель учителя русского языка и литературы – это проблемы внутреннего развития ребёнка, проблемы нравственности, развитие творческой личности, проблемы развития ученика как языковой личности.
Хороший урок невозможно представить без включения в процесс подготовки к уроку компьютерных технологий. Технологическая карта урока, раздаточный и информационный материалы – всё необходимое к уроку быстро и качественно можно подготовить, используя современное оборудование. Очень удобно строить таблицы, схемы, красочные презентации, любую наглядность в ходе подготовки к занятию. Уроки с использованием мультимедийных технологий – процесс осознанного усвоения материала учащимися.
Как видим, применение компьютера на уроках решает не только теоретические, но и практические задачи предметов «Русский язык» и «Литература»: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков. При этом увеличивается время общения учителя с учениками в режиме дискуссии, а не монолога; расширяется информационная плотность урока.
В целесообразности использования компьютера на уроках русского языка и литературы никто не сомневается. И конечно, речь идёт не об уроках, проводимых в кабинете информатики, а о применении информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
Таким образом, использование новых информационных технологий требует высокой профессиональной подготовки учителя, так как учебно-воспитательный процесс и информационно-компьютерные технологии (ИКТ) взаимосвязаны.
Рассмотрим на конкретных примерах (технологическая карта учителя) использование новейших технологий на уроках русского языка. С использованием базовых программ MS Office: Word, Power Point, Excel, Access, Word Pad, графических редакторов: Picture Manager, Corel DRAW можно подготовиться быстро и увлекательно не только к уроку, но и к факультативным занятиям, внеклассной работе, родительским собраниям, различным мероприятиям, которые станут необычайно интересными.
Фрагментарные примеры уроков русского языка и литературы, факультативов и внеклассных занятий.
Урок литературы в 11 классе. Первый день после зимних каникул. 13 января. Учитель начинает урок с музыкального поздравления со старым Новым годом и с началом нового семестра. Настраивает обучающихся на позитивную работу.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Организационный момент. Использование ИКТ |
Музыкальное поздравление с началом Нового 2020 года |
Готовность к уроку: учебник, рабочая тетрадь, ручка |
На этом же уроке на этапе: «Здоровьесберегающие технологии» школьники смотрят короткометражный м/ф «Весёлый старичок» по изучаемой теме.
Использование ТСО Обучающий и здоровьесберегающий этап урока.
|
Короткометражный м/ф «Веселый старичок» (прочтение стихотворения Д.Хармса Павлом Бесединым, ведущим Европы Плюс, преподавателем Московской Школы Радио и Телевидения…)
|
Смотрят м/ф;
|
А вот фрагмент урока русского языка в 5 классе.
2. Актуализация опорных знаний
3. Постановка цели и темы урока. Изучение нового материала
Проектор, компьютер, короткометражный поучительный м/ф «Лень учиться»
4. Первичное закрепление материала. Проецируются на доску слова: |
У.: Предлагает просмотреть короткометражный м/ф. «Лень учиться»
У.: Предлагает обсудить. Понравился вам м/ф.? А действия девочки? - Назовите главных героев истории - Чем занималась девочка?
- Что в это время делала кукла?
У.: Пока девочка спала, кукла выполняла задания и росла. Росла, росла и выросла. : У.: Что хочет сказать автор данной историей? Делаем вывод: Надо учиться, чтобы больше знать, больше уметь, чтобы вырасти духовно, нравственно.
1.Девочка, девочки, девочку,.. 2. Росла, выросла; лень, лентяйка - Спишите слова и обозначьте морфемы. - В чём различие данных групп слов? - Можно ли продолжить ряды слов.
У.: Назовите суффиксы и приставки, с помощью которых образованы однокоренные слова. Обратите внимание на лексическое значение однокоренных слов. Сделайте вывод.
|
Смотрят м/ф
Ответы уч-ся: девочка и кукла Девочка ничего не делала, она не делала уроки, она зевала, она ленилась, она спала Кукла выполняла домашние задания и росла.
Ответы учащихся.
Отвечают на вопрос: В первой строке находятся . основа одна, а окончания разные, т.е. это формы одного слова . Во второй строчке – корни одинаковые, а другие морфемы разные. Это однокоренные слова. - однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень. Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и то же лексическое значение. |
5. Физкультминутка Звучит музыка
|
Организует смену деятельности. Потрудились – отдохнем. Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили. |
Выполняют физкультминутку. |
Конечно, примеров использования информационно – компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы, более ярких, насыщенных информацией, можно привести много. Но учитель не должен забывать о строгом соблюдении санитарно-гигиенических нормах использования компьютера в учебном процессе, об учёте возрастных и психолого-педагогических особенностях школьников при работе с электронными учебными материалами. Учителю необходимо помнить и о том, что компьютер используется на уроке с целью диагностики процесса обучения не более 1/8-ой всего учебного времени от общего объёма учебных занятий по предмету и не более 20 минут за урок.
Приходим к выводу, что использование новых информационно – компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы необходимо, так как они помогают в развитии познавательной сферы обучающихся. Целенаправленное внедрение информационных технологий в образовательный процесс положительно повлияет на уровень учебной мотивации учащихся, их самооценку, учебную и творческую активность, а также успеваемость по русскому языку и литературе