Доклад на тему «Цифра пришла в школу… это точно плюс?»
Доклад на тему
«Цифра пришла в школу… это точно плюс?»
Современные технологии развиваются с большой скоростью. Многие сферы деятельности переходят на цифровые сервисы, в том числе и образовательные учреждения. Если лет 10 назад это было только задумкой, то к нынешнему 2021 году произошло много изменений в сфере образования, связанных с цифровизацией. Учебные материалы, планы, занятия, журналы и дневники перешли на онлайн версии, на цифровые платформы. Учитель может проводить уроки, не выходя из дома, по сети Интернет. Появилось множество интернет платформ, электронных учебных комплексов, интернет сайтов, где обучение происходит с помощью дистанционных технологий.
Цифровизация школы ─ это процесс внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс и электронное управление. Однозначно ли это хорошо? Дети в восторге! А бабушки говорят, что это плохо. Нам учителям не привыкать к новшествам в образовании, но и принимать всё «за чистую монету» мы не можем. Поэтому, разберемся, какие плюсы и минусы могут встретиться на пути работы в эпоху «цифры».
Процесс этот не однозначный, судя по результатам штудирования научных исследований.
К плюсам цифровизации можно отнести следующие пункты:
Развитие самостоятельности. Так как система образования ориентирована на самостоятельную работу учащегося, исследовательскую деятельность, ребенок с детства понимает, что он сам должен стремиться к знаниям. Без ведущей роли педагогов ученик сможет добиваться более высоких результатов. Замысловато закрутила? Поясню, приведу некоторые педагогические догмы: «Учись учиться!», «Давая удочку, не спасёшь от голода, – научи ловить рыбу, покажи инструменты для охоты», «Учитель – как модератор урока».
Доступность. Благодаря дистанционным образовательным технологиям (ДОТ) и электронным образовательным ресурсам (ЭОР) появляется возможность организации непрерывного обучения, создания индивидуального маршрута, персонифицированной, гибкой модели образования каждого субъекта образовательного процесса (и учителя и руководителя ОУ). Ученик может обучаться во время болезни или невозможности посещения учебных заведений («отсутствия его личного, офлайн, присутствия»). Цитата из приоритетов современного образования: «Обучение на протяжении всей жизни»
Шаг в будущее. Сейчас наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структурные ветви, новые разработки. Цифровизация обучения поможет школьникам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем. Расширяются границы олимпиадного движения школьников (при этом не увеличивается нагрузка на организаторов, а упрощается за счет создания сервисов автоматического подсчета баллов).
…Жаль страница закончилась, цитата не поместилась… Какие недостатки имеет цифровизация образования:
Плохая социализация. В учреждении ученик получает не только знания, но и обретает друзей, учится взаимодействовать с обществом. Информационная система значительно снижает уровень социализации человека. Это может повлиять на дальнейшее развитие личности в команде.
Возражение школьника: «В сети много чатов, соцсетей! Общайся сколько хочешь». Контр-аргументы: «Чаты и соцсети обезличены «никами» – фейковыми «всезнающими» комментаторами. В этих бессмысленных чатах ребенок зависает… Чаты мало информативны, побуждают к сокращению слов и фраз (писать долго, мысли не строятся), оскорбления и булинг тоже от туда родом». «Попадая в мои сети, пропадаешь навсегда!» (из песни слов не выкенешь)
Проблемы с физическим развитием. Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь и не в лучшую сторону. Длительное пребывание за экранами приводит к усталости глаз. Со временем, появятся: сухость; покраснение; раздражение; ухудшение зрения. Работа с клавиатурой и планшетом приводит к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов и мышц. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для детского развития. Цитируем песню: «Если хочешь быть здоров, …» там и про зарядку есть тоже и про то, что «Движение – это жизнь».
Снижение умственной активности. Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию («Окей, Гугл!...»). Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения (Кто этот Гугл? Кто проверил эту информацию? Верифицирована ли она?). Это приводит к ослаблению мыслительных способностей. Обращаемся к образу «Вовки из тридевятого царства»: «А вы, что ещё и есть за меня будете?»
Главная цель моей педагогической работы – развитие личности ученика, воспитания в нем умения приобретать различного рода компетенций для формирования, в частности, навыка исследования как способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции. Для достижения этой цели эффективно использовать цифровые технологии и ресурсы.
Информатизация сферы образования играет важную роль в повышении качества и доступности образования. Внедрение новых технологий в процесс обучения позволяет наряду с традиционными учебными материалами использовать современные электронные средства поддержки и сопровождения образовательного процесса. Однако помимо преимуществ, существуют и угрозы, которые вызваны организацией единой цифровой образовательной среды, и их нельзя игнорировать.
Главное, уметь сочетать различные приёмы, чтобы за цифровизацией не потерялся смысл идеи воспитания успешной личности. Мы инвестируем в будущее.
«Если нельзя предотвратить революцию, её надо ВОЗГЛАВИТЬ!»