12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ненев Олег Сергеевич1340
Работаю учителем истории и обществознания в Лозымском филиале ГОУ РК "Республиканский центр образования". Специфика работы - работа с больными детьми, находящимися на лечении в санатории. Педагогический стаж - 12 лет. Нагрузка - 18 часов в неделю.
Россия, Коми респ., Сыктывкар
Материал размещён в группе «ФГОС ООО История Обществознание»
2

Доклад. Тема: «Плюсы и минусы нового стандарта»

Доклад. Тема: «Плюсы и минусы нового стандарта». Автор — Ненев О.С., учитель истории и обществознания Лозымского филиала ГОУ РК «РЦО». Озвучен автором на педсовете 25 марта 2016 года

 

Плюсы и минусы в работе в связи с внедрением ФГОС

Роль школы на сегодняшнем этапе развития системы образования - это: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребёнка на основе формирования умения учиться (учить себя).

Новым в работе учителя в связи с введением ФГОС стали:

  1.  новые цели (ориентация преимущественно на личностные и метапредметные результаты);

  2. новое содержание образования;

  3. применение инновационных технологий (развивающего, проблемного, исследовательского обучения, информационных технологий и т.д.);        

  4. переход на активные методы с учащимися (решение проблемных задач различного типа, исследование, проект и т.д.);

  5. новая система оценивания результатов (портфолио, мониторинг).

Как любое новшество стандарт имеет свои минусы и плюсы. Что же мы имеем сегодня?

 

Каковы плюсы ФГОС основного общего образования?

  • 1) Первый плюс нового ФГОС – это сохранение фундаментального научного ядра, которым всегда отличалось российское образование.

  • 2) Второй, не менее важный плюс – поворот от школы передачи знаний к школе, проектирующей творческие способности личности. Именно поэтому в основе реализации стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, предполагающий широкое внедрение в практику обучения проектной и исследовательской деятельности.

  • 3) Третий плюс ФГОС – это попытка вернуть школе воспитательную функцию, которая была практически полностью утрачена за последние 20 лет.

  • 4) Четвертый – преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы.

  • 5) Пятый плюс — это то, что активными формами обучения стали: организация работы в группах и парах, организация работы в группах подвижного состава, организация проектной деятельности, проектирование учебных ситуаций.

  • 6) С введением ФГОС изменились цели и задачи обучения. Например, теперь в современной школе ребёнка должны научить учиться. Учитель должен привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, которые составляют основу умений учиться. Ко второй относится формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Учитель становится не ведущим, а направляющим, организующим учебную деятельность.

Нужно научить ребенка выполнять какую – то работу самостоятельно, опираясь не на знания вообще, а на умение ориентироваться в разнообразных источниках информации. Искать, находить и действовать!

  • 7) Главным принципом в модернизации заданий учебников является ориентирование учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность;  постановка учебной задачи на каждом уроке (тема-вопрос, проблемная ситуация); увеличение заданий для работы в парах и/или группах; увеличение заданий и вопросов, инициирующих детское действие; увеличение заданий по поиску информации; увеличение количества заданий, раскрывающих связи учебного материала с реальной действительностью и другими школьными предметами на основе формирования УУД (универсальных учебных действий). Содержание структуры учебников и всех компонентов УМК ориентировано на основные этапы урока: мотивационный, проблемный, работа с информацией, аналитический, рефлексивный.

  • 8) Вместо передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие личности ученика, формирование умения учиться. Форма урока преимущественно групповая или индивидуальная. Существенно изменилось оборудование рабочего места учителя. Учитель максимально использует возможности материально - технической базы, ИКТ - технологии. Полноценные рабочие места учителя, интерактивные доски, электронный микроскоп, спортивное оборудование, полученные школой в рамках программы модернизации школы позволяют учителям организовать работу на уроках более продуктивно. Но в то же время, оснащение кабинетов компьютерной техникой - это не показатель того, что новый стандарт будет внедрен. Необходимо грамотное и целесообразное использование этой техники, что будет зависеть только от учителя.

  • 9) Одним из главных плюсов ФГОС можно смело отнести большое внимание к внеурочной деятельности, под которой понимается:

  • спортивно-оздоровительная деятельность; 

  • духовно-нравственное направление, формирование у детей ощущения полноценного гражданина;

  • общеинтеллектуальное развитие посредством решения специальных задач;

  • социальное направление; 

  • общекультурное развитие.

  • 10) ФГОС дает возможность простому школьнику профессионально самоопределиться, сконцентрировать собственные усилия на по-настоящему важных и интересных аспектах обучения. Ученик участвует в составлении внеурочной деятельности, выказывает пожелания в увеличении объема определенных занятий и может быть уверенным, что они будут услышаны и учтены в полном объеме. Также, этот факт имеет положительный психологический подтекст в становлении личности ребенка.

 

Каковы  минусы ФГОС основного общего образования?

  • 1) Наиболее очевидным минусом ФГОС является требования к условиям реализации стандарта и сложность полноценного внедрения системы. Для этого государство, заключая "общественный договор", должно коренным образом поменять финансирование системы образования, особенно это касается повышения оплаты труда учителей и качественное улучшение материально-технической базы всех школ, поскольку новый стандарт может быть полностью реализован лишь в новой образовательной среде.. Новый стандарт должен реализовываться в новой среде. Также, отношение к делу должны изменить и сами педагоги, иначе это станет серьезным препятствием.

  • 2) Трудности у учителя и администрации по организации учебного процесса: выбрать УМК, максимально приближенный к стандартам второго поколения, составить рабочую программу по предметам с учётом современных требований, оформить программу воспитания и социализации класса совместно с родителями, спланировать внеурочную деятельность и т.д.

  • 3) В процессе введения Стандарта нового поколения обозначились следующие проблемы: недостаточное количество средств на приобретение учебной литературы, экранно - звуковых пособий (в том числе в цифровом виде), интерактивных досок, учебно - практического и учебно - лабораторного оборудования. Здание нашей школы построено по устаревшему проекту. В школе нет условий для организации работы в режиме школы полного дня, не хватает помещений для полноценной организации внеурочной деятельности.

  • 4) Если в прежнем Стандарте под образовательными имелись в виду только предметные результаты, то в новом стандарте рассматриваются личностные и метапредметные результаты.

Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из комплексных заданий. Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:

 - целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),

 - самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по само - рефлексии конкретной деятельности),

 - результаты учебных проектов,

 - результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.

Не до конца продумана система интерпретации результатов формирования УУД. Учителя школ сами составляют работы с целью диагностики предметных результатов. Получается, что каждое образовательное учреждение разрабатывает свою рубежную работу, а значит, нет единства в системе оценивания предметных результатов.

  • 5) Излишняя отчетность учителей

Перегрузки угрожают не только обучающимся, но и учителям. Количество таблиц, данных портфолио, листов предметных достижений таково, что желание работать по новым стандартам заметно уменьшается при виде количества документов, требующих заполнения. Подготовка к урокам требует значительно больше времени. Сможет ли учитель качественно подготовиться к следующему учебному дню и внеклассным мероприятиям ежедневно? Где взять время на всю ту работу, которую должен выполнить учитель? Как же его семья? Он тоже человек: хочется почитать книгу, посмотреть фильм, заняться любимым делом... И конечно не нужно забывать и о здоровье учителей.

Президент России Владимир Путин 23 декабря 2015 года рекомендовал избавить учителей от бюрократической нагрузки.

Об этом он заявил на заседании Госсовета, посвященного системе образования.

«Предлагаю максимально сократить административную, бумажную нагрузку на педагогов и образовательные организации в целом. Рабочая группа Госсовета предлагает, чтобы бюрократическую, отчетную работу взяли на себя, прежде всего, учредители школ», — отметил президент.

Он также посоветовал продумать количество контрольно-надзорных мероприятий в образовательных учреждениях. Путин согласился, что в этой системе строгий контроль необходим. При этом он попросил организовывать проверки таким образом, чтобы они не мешали учителям работать с детьми.

 

Вывод

В целом, если государство сможет выполнить свою часть обязанностей для удачного внедрения ФГОС, эта система сможет стать настоящим прорывом. Преимуществ у данного стандарта много, главное правильно организовать учебный процесс. В таком случае эта задача полностью ложится на плечи ведущих педагогов, которых, к большому счастью, в нашей стране достаточно. Они смогут поэтапно внедрить ФГОС, вычленить из него плюсы и избавиться от недостатков.

 

Мои предложения для проекта решения:

  • Предлагаю сократить количество отчетов, планов и другой документации , т.к это занимает очень много времени, в ущерб подготовки к урокам и в ущерб личного времени, к тому же об этом просит сам глава государства;

  • Изменить оборудование рабочего места учителя за счет оснащения кабинетов интерактивными досками, компьютерной техникой для продуктивной организации уроков, в рамках модернизации образования.

Опубликовано в группе «ФГОС ООО История Обществознание»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.