12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Нина Викторовна33
Россия, Кемеровская обл., Шерегеш

 

19

 

 

План

1)Гуманизация образования.

1.1.Введение.

1.2.Важнейшие составляющие гуманизации образования.

2)Гуманизация обучения математике.

2.1.Концепция гуманизации обучения математике.

2.2.Нестандартные формы обучения как средство гуманизации обучения

математике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)Гуманизация образования.

1.1.Введение.

Общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия. Человек как самоцель развития, как критерий оценки социального процесса представляет собой гуманистический идеал происходящих преобразований. Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества, в центре планов и забот которого должен стоять человек с его нуждами, интересами, потребностями. Поэтому гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции построения функционирования системы образования. Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик» - установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечет за собой изменение методов и приемов учителя. Гуманизация образования предполагает единство общекультурного, социально нравственного и профессионального развития личности. Данный социально педагогический принцип требует пересмотра целей, содержания и технологии образования.

1.2.Важнейшие составляющие гуманизации образования.

Первой и самой важной составляющей гуманизации образования является гуманистическое переосмысление основных функций образования, а именно:

а) трансляционной – обращенной к обществу, что обеспечивает непрерывность его функционирования через передачу новому поколению ценностей, наставлений, знаний, умений, навыков, стратегий творческой деятельности, правил поведения и т.д.

б) социализационной, или адаптационной,- обращенной на индивида, чтобы помочь ему приспособиться к требованиям общества.

Гуманизация повседневной жизни учащихся является неотъемлемой составляющей образования. Ведь ребенок не только готовится стать кем-то, но и живет сегодня, поэтому было бы неуместно ограничивать функции образовательных учреждений подготовкой, хотя бы как-то определенной. По Д.Эльконину, "переход к следующему, высшему этапу развития готовится и определяется тем, насколько полно прожит предыдущий период, насколько созрели те внутренние противостояния, которые могут развязаться благодаря такому переходу".

Составляющая воплощения гуманизации в общей организации системы образования и ее дальнейшей перестройке предусматривает адекватное установление места школьного обучения в жизни учащихся. Нужно избегать крайности и учитывать:

а) значение систематизированного обучения для гармонического развития человека;

б) нецелесообразность охватывания всей жизни ребенка или подростка рамками школы, необходимость постепенного расширения круга социальных связей на коллективном и индивидуальном уровне;

в) важность тесных связей с жизненным, внеурочным опытом в самом процессе обучения для обеспечения его эффективности и существенного вклада в психическое развитие учащихся.

Любовь и уважение к учащимся со стороны педагогов – еще одна составляющая гуманизации образования. Что касается любви, она нужна не просто как чувство, факт психической жизни педагога, а как целостное личностное качество, развитая способность. В ее составе стоит выделять две стороны: мотивационную, обозначающую соответствующую направленность личности, и инструментальную, без достаточного развития которой любовь к учащимся не может быть разумной. Когда же мотивационная сторона неразвита, испорченной оказывается сама суть этого качества.

Уважение учащегося – это прежде всего:

а)почитание его личного достоинства (педагог должен избегать каких-либо действий и высказываний, которые его унижают);

б)учитывание, насколько это возможно, его вкусов и желаний при конкретизации целей обучения и определения способов их достижения;

в)уважительное отношение к его мыслям (как по отношению к содержанию учебного материала, так и по каким-либо другим вопросам).

Индивидуализация – другая важная составляющая гуманизации образования. Гуманизм в образовании предусматривает учитывание индивидуальных особенностей каждого учащегося, в том числе его стремлений и интересов, уровня и качественной определенности способностей, типа темперамента и черт характера.

Возможности индивидуализации возрастают в условиях психологично обоснованной дифференциации обучения, когда учащиеся делятся на группы (по уровню умственного развития, заинтересованности и т.д.), и предложенные этим группам системы педагогических влияний существенно отличаются. Именно объем возможностей полезной для учащихся индивидуализации является основным критерием целостности того или иного способа дифференциации обучения. Так, выделение слабо подготовленных детей в отдельные классы является полезным только при условии высококачественного психологического обеспечения этого подбора, повышенной индивидуального внимания к каждому ребенку.

Специфических форм индивидуального подхода требуют: учащиеся с типичными недостатками психического развития (среди младших школьников это скорее всего дети с недостатками речи, плохо развитым логическим мышлением, недостатками эмоциональной регуляции; учащиеся, одаренные в той или иной сфере; учащиеся с однобокой учебной направленностью; так называемые трудновоспитываемые подростки.

Гуманистические принципы побуждают ориентироваться не так на недостатки, как на преимущества каждого человека. Но не стоит механически разграничивать преимущества и недостатки индивида. Когда ученик с помощью педагога или психолога осознал не только наличие у себя определенного недостатка, а и возможность его преодоления, когда достиг хотя бы малейших успехов, и они были оценены педагогом, - мотивация учебы школьника существенно повышается, становится предусловием прогресса.

Парадигма диалога – важный аспект данной темы, который приобретает более широкое признание среди философов, ученых и общественности. При этом не ограничивается традиционным толкованием диалога как формы общения, при которой его участники обмениваются высказываниями или репликами. Диалогичными считают: во-первых, тип отношений индивидуальных или групповых субъектов (в том числе неравных по социальному статусу), который предусматривает не только взаимоуважение и наставления на сотрудничество, а и искреннюю готовность конструктивно воспользоваться в этом сотрудничестве мыслями и предложениями друг друга (и даже существенно изменить свои позиции); во-вторых, тип знаний, который идентифицирует спорные качества в попытках или результатах познания тех или иных объектов и выясняет возможности, если не решения этих противоречий, то по крайней мере более полного и глубокого понимания отмеченных объектов.

Воспитание патриотизма должно быть составляющей гуманистического воспитания. С одной стороны – как осознание и обобщение простейших чувств благосклонности к близким людям, родной природе, родному языку и т.д. С другой – как специфическое воплощение и конкретизация общечеловеческих ценностей и в тоже время тенденция к их обогащению своеобразными достижениями национальной культуры. При таком подходе любовь к Родине не противопоставляется другим ценностям , не отягчается негативными эмоциями и наставлениями по отношению к другим народам и в тоже время наполняется положительным смыслом – тем богаче, чем причастен человек к национальным

(и к мировым) культурным достояниям. И, наверное, самое главное в патриотизме – чувство личной ответственности за судьбу своего народа.

Роли педагога как субъекта гуманистически ориентированного образования, точнее совокупности свойственных ему функциональных ролей касается последняя составляющая гуманизации образования. Теплое эмоциональное отношение к учащимся дополняется уважением к его достоинству и мыслям, его интеллектуальным и духовным возможностям (также и к тем, которые еще не раскрылись).

 

В качестве вывода можно выделить следующие качества, которыми необходимо обладать педагогу. Во-первых, любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство, не радоваться успехам каждого.
Во-вторых, уметь понимать детей, то есть стать на их позицию,
принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение. Понимать детей – значит не подчинять их нашей власти, а, опираясь на их сегодняшнюю жизнь, взращивать ростки их завтрашней жизни. Понимая движения души и переживания сердца ребенка, его чувства и устремления, педагог сможет заняться глубинным воспитанием, когда сам ребенок становится его соратником в своем же воспитании. В-третьих, необходимо быть оптимистами, верить

в преобразующую силу воспитания. Речь идет не о филантропическом оптимизме, когда, сложа руки, педагог с надеждой ожидает, когда ребенок поумнеет, проявит способности соображать, чтобы потом заняться его воспитанием, приступить к развитию его сознания. Речь идет о деятельном оптимизме, когда педагог глубоко вникает во внутренний мир ребенка – и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития. В-четвертых, педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни. Стремиться быть таким для педагога очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Гуманный педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает моральные ценности общества.

 

2)Гуманизация обучения математике.

2.1.Концепция гуманизации обучения математике.

Большие трудности в осуществлении гуманизации образования таит обучение математике. Дело в том, что для большинства людей эта наука представляется сухой, неэмоциональной, доступной только узкому кругу специалистов. Пытаясь гуманизировать преподавание этой дисциплины, преподаватели зачастую ограничиваются лишь призывами и приведением цитат великих ученых. Почти каждый кабинет математики в школе украшен многочисленными высказываниями классиков о безграничных развивающих потенциях и красоте этой науки. Однако чувствуют и понимают их лишь сами профессионалы. Поэтому возникает естественный вопрос о том, как же следует преподавать эту дисциплину в школе, чтобы эстетику и широчайшие возможности математики в формировании уникальной целостной личности, ее гуманизированную составляющую видели большинство выпускников образовательных учреждений?

Очевидный ответ заключается в том, что процесс обучения математике должен не мучить, а способствовать формированию зрелой личности, не ломать, а естественным образом развивать и реализовывать имеющиеся у школьников задатки и потенциал, другими словами, должен быть гуманизирован.

В дифференцированном обучении математике гуманна единственная концепция – концепция единства уровневой и профильной дифференциации. Любая из двух разновидностей дифференциации без другой неполноценна. Лишить ученика возможности в полной мере использовать тот или другой вид дифференциации – значит совершить антигуманный акт. Получать удовольствие от занятий школьник может лишь при условии, если дифференциация и индивидуализация (как предельная, идеальная форма дифференциации) будут доступны ему в той степени, в какой он только пожелает. В противном случае один ученик будет учиться налегке, не напрягаясь, другой – пытаясь осилить непосильное. Первый из них не найдет применения имеющимся способностям и не разовьет потенциальные, второй будет чувствовать постоянное унижение, на каждом шагу ощущать собственную неполноценность, умственную убогость, что приведет к отвращению от математики.

Рассмотрим концепцию гуманизации обучения математике несколько полнее.

1.Как некорректно говорить о времени, с которого надо начинать гуманное обучение, так некорректно говорить о времени начала дифференцированного обучения, являющегося неотъемлемой частью гуманизации.

Сформулированное положение требует, чтобы обучение математике было дифференцированным с детского сада. Причем в этом обучении должны быть представлены и уровневость, и профильность. Как осуществить такое обучение математике с "рождения" до завершения образования – проблема, требующая для своего разрешения усилий большого числа просвещенных умов – ученых, педагогов, государственных чиновников, меценатов.

2.Ученику должна быть предоставлена возможность выбора той или иной дифференциации в любое время, в любом классе, в любое время года. Негуманно заявлять ученику, что он опоздал со своим выбором, что надо было сделать это раньше, а теперь уж "поезд ушел" и винить некого, кроме самого себя. Можно сказать сильнее: на каждом уроке, по каждому предмету ученика должна быть предоставлена возможность постоянно выбирать собственную, индивидуальную дифференциацию, все обучение должно состоять в таком перманентном выборе.

3.При выборе форм дифференциации предпочтение нужно отдавать не экстенсивным, а интенсивным формам. Увеличение числа часов на изучение того или иного предмета означает экстенсивную форму дифференциации. Ученик вынужден тогда содержанием избранного им предмета за счет посещения дополнительных уроков, вынужденной затраты дополнительного времени на его изучение. Экстенсивным видом дифференциации является и факультативное изучение дисциплин.

Выбор экстенсивного пути дифференциации означает лишение ученика возможности "специлизироваться" на нескольких предметах. Экстенсивная дифференциация целесообразна лишь тогда, когда хорошо поставленная интенсивная дифференциация все-таки не удовлетворяет устремления учащихся. Является нонсенсом положение, когда ученик работает на уроке вполсилы, а после урока идет на факультативное занятие.

4.Дифференциация должна быть добровольной как для ученика, так и для учителя. Этого требует прежде всего, принцип гуманных отношений между учителем и учащимися. Без соблюдения указанного требования добровольности гуманные отношения в классе невозможны.

Дифференциацию ни в коем случае нельзя "внедрять". Добровольность со стороны ученика подразумевает свободный выбор форм дифференциации, форм и методов изучения материала, индивидуальный темп учебы и выбор времени, когда профильная дифференциация становится явной, "избранной", целенаправленной, в значительной степени определяющей содержание уровневой дифференциации, ее специфику.

Добровольность со стороны учителя означает дифференцию не по приказу. Ситуация, когда отношение учителя и учащихся к тем или иным формам дифференциации может быть выражено словами "дан приказ - ему на запад, им – в другую сторону", является антигуманной.

5.Следующим важным требованием к дифференцированному обучению с позиций гуманности является требование равноправия. Ученик и учитель должны быть в процессе учебы равноправными. Если ученики работают по-разному, то и учитель должен работать с ними по-разному; если дифференциация призвана облегчить, сделать более интересной, полезной, продуктивной и работу учителя.

Если мы осознаем, что невозможно требовать усвоения учебных высот от всех учеников, то мы должны осознать, что нереально требовать от всех учителей работы на самом высоком уровне.

Понимая важность хорошего, удобного для ученика учебного пособия , нужно в не меньшей степени понимать необходимость учебного пособия, удобного и для учителя.

Требование равноправия предполагает широкий диалог в процессе обучения как между учителем и учащимися, так и между учащимися, а также между учебником и учащимися. Монолог может быть целесообразным лишь как информационное средство, но не как средство обучения. Во всяком случае, монолог и диалог должны стать равноправными партнерами, но никак не диктатурой одного по отношению к другому. Однако всякий монолог должен быть диалогичным. Диалогичным в том смысле, что он должен порождать новые мысли, гипотезы, проблемы, его содержание должно обсуждаться учащимися, учителем, учебником. Монолог, не рождающий диалога, должен исталковываться как проявление педагогической беспомощности.

6.Еще одним важным требованием к гуманному дифференцированному обучению является требование учета психологических особенностей учеников и учителя. В связи с этим особенно важно учитывать посильность учебных и воспитательных задач, которые ставятся перед учениками и учителем. Необходимо обратить внимание и на психологическую совместимость как учеников, так и учителя.

7.Гуманность дифференцированного обучения требует соблюдения принципа комплексности дифференциации. Он состоит в том, что ученику предоставляется возможность учиться дифференцированно по всем предметам или хотя бы по группе предметов, а также перейти в дифференциацию, акцентированную на профильность, в любом классе, начать ее в любое время, по любому предмету.

8.Нельзя говорить о гуманном обучении, если не соблюдается принцип обучения прогрессивными методами. Без соблюдения этого принципа неосуществима и дифференциация на цивилизованном уровне.

Обучать на основе прогрессивных методов – значит, во-первых, обучать на наивысшем уровне познавательных возможностей учащихся. Во-вторых, прежде всего обучать методам приобретения знаний, а не набору тех или иных фактов, их простому запоминанию, пересказу и применению в простейших, шаблонных случаях. Знания – это прежде всего владение математическими методами иследования, общенаучными умениями, методами приобретения новых знаний, владение алгоритмами и эвристиками в их взаимосвязи, наличие алгоритмической и эвристической культуры.

Данный принцип требует, в частности, выявления наиболее способных учеников и создание для них условий обучения, способствующих наиболее полному развитию их способностей.

Одной из форм деятельности учеников должна стать поисковая работа, для которой более важно уметь строить гипотезы, искать нетрадиционные подходы к решению задач, уметь отбрасывать оказавшиеся ошибочными правдоподобные рассуждения, чем простое запоминание определенного, пусть даже достаточно большого объема информации.

9.Школьный курс математики должен содержать гуманитарную, общекультурную, по возможности философскую часть, владение которой обязательно для всех учащихся. Без этого принципа дифференциацию нельзя считать гуманной, поскольку отказ в приобщении к мировой культуре, в том числе и к культуре математической, негуманен. Выпускник средней школы только тогда будет ей благодарен за собственное обучение и воспитание, когда в дальнейшей жизни он будет испытывать состояние комфорта в общении с другими людьми, в своей семье, когда культурная основа его образования достаточна для того, чтобы не оказаться отрезанным от всякой цивилизованной среды, им избираемой.

10.Педагоги привыкли решать за ученика – что он "должен" знать, что и как, в каком темпе "должен" изучать. Педагоги идут не от составителей программ, авторов учебников. Вместо того, чтобы "заботиться о потребностях малолетнего" автономного человека, педагоги систематически и целенаправленно прививают качества, желаемые автором программ и учебников по математике, к тому же зачастую искажаемые недостаточно квалифицированным преподаванием.

Будующее нашего общества – за стилем преподавания, в основе которого– выявление потребностей школьников и их удовлетворение, диалог с воспитуемыми, гуманная дифференциация и индивидуализация обучения. Кредо: идти к ученику, идти от ученика и вновь возвращаться, в сущности, не уходя от него, возвращаться к ученику прежнему и одновременно другому – основа Человеческого образования.

Хорошее, гуманное образование должно и стоить дорого (дорого – не обязательно для ученика). Всякое "улучшение" в рамках нищенского существования образования может иметь локальный, временый, случайный характер как результат эксплуатации таланта и энтузиазма того или иного учителя. Одним из кардинальных решений, необходимых для претворения в жизнь концепции гуманной дифференциации является улучшение материальной базы средней школы, снижение численности классов до 12-15 человек. Последнее условие можно считать выполненным во многих сельских школах, на кружковых и факультативных занятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Нестандартные формы обучения как средство гуманизации изучения математики.

В современной жизни достижения научно-технического и социального прогресса требуют от школы воспитания "творческой личности", способной создавать новые технологии, брать на себя ответственность за решение научных и производственных проблем. Одновременно процесс учебно-воспитательной работы должен способствовать тому, чтобы такая личность не была чистым "технарем", а была культурным, интеллегентным, социально ориентированным человеком с высоким чувством ответственности и моральными качествами.

Цель учителя состоит в том, чтобы с помощью нестандартных форм обучения, которые предусматривают использование фактов из разных отраслей знаний, приобретенных в школе, и интеллектуальных способностей школьника способствовать достижению самых лучших результатов во время изучения предмета. Гуманизация такого подхода к преподаванию материала состоит в том, что во время занятий у школьников пробуждается интерес к практическому жизненному опыту человечества – архитектуры, живописи, скульптуры, музыки и самой живой природе. То дает возможность учащемуся прикаснуться к сфере жизненной деятельности, сформировать первые взгляды на дальнейшую профессиональную судьбу.

Ведущая идея – развить у школьников творческое мышление, научить искать решение нестандартных ситуаций, показать единство человеческих знаний, их взаимосвязь и взаимодействие.

Учитель работает вместе с учащимися, побуждает их к познавательной деятельности, которая дает качественные показатели учебных достижений.

Чтобы развивать общую культуру и творческие способности учащихся, постепенно и систематически включать их в самостоятельную деятельность, обеспечивать совместную работу между учащимися и учителем, традиционных форм обучения недостаточно. Поэтому учителю необходимо активно использовать в своей работе нестандартные формы обучения, которые являются творческим продолжением классических занятий, в ходе которых учащиеся получают базовые знания по предмету по соответствующей программе, а нестандартные формы дают возможность приблизить содержание изученных понятий, формул к жизни, придать им практический смысл.

Нестандартные формы занятий можно рассмотреть по таким основным направлениям:

Перспектива;

Поиск-проблема;

Культура-образование.

При необходимости эти направления обучения учитель использует как в непосредственном, так и в комбинированном виде. Рассмотрим их подробнее.

Перспектива. Тема или раздел подается учителем при повторении в развитии, от простого к сложному, как итог знаний, уже приобретенных учащимся напротяжении изучения нескольких тем и разделов программы, а иногда даже как итог изучения напротяжении нескольких лет. Таким образом, учитель дает возможность учащимся увидеть проблемы, над которыми они начинали работать, и их развитие на завершающем этапе изучения темы. Важным является то, что на завершающем этапе, как правило, должен быть выход на практическое использование изученного материала в одной из отраслей науки, техники или общественной жизни. Усовершенствование ума – безусловная цель математического образования любого уровня. Учитель понимает, что усвоение знаний имеет аналитико-синтетичный характер. То есть материал, который изучают, сначала разбивают на мелкие части, потом каждую из них изучают и запоминают.

Методика:

тестирование с целью проверки знаний по теме;

анализ ошибок, выяление проблем, на которые следует обратить внимание при повторении;

составление алгоритма изучения темы в целом;

решение задач в соответствии с каждым этапом изучения темы;

решение задач из других областей знаний (физика, химия, биология), в которых используются основные понятия темы, которая изучается;

решение сложнейших, нестандартных задач, в которых применяют как основу результаты предыдущих заданий (задача в развитии).

Поиск-проблема. Работая с учащимися в этом направлении, учитель проводит уроки проблемно-поискового содержания, на которых школьники учатся сравнивать, анализировать и, как следствие, устанавливать отдельные математические закономерности. Задачи, которые подбирают и учитель, и учащиеся, помагают повысить творческую активность детей, способствуют развитию сообразительности, изобретательности. В зависимости от содержания задач, учитель использует их как в усных упражнениях, так и для написания творческих работ, а также во время проведения интеллектуальных игр. Большое значение введению этого направления придается при изучении геометрии. В отличие от алгебры большинство геометрических задач требуют именно поисковой деятельности и не подлежат алгоритмизации, которая способствует развитию мышления учащегося.

Методика:

учитель подводит учащихся к проблеме и предлагает им попробовать самим найти способ ее решения;

преподает разные взгляды на одни и те же вопросы;

предлагает учащимся сделать сравнение, обобщение фактов, выводы;

формулирует вместе с учащимися проблемную задачу на перспективу.

Культура и образование. Учитель на уроках предлагает задачи культурологического и практического смысла. Известно, что большинство учащихся значительное время остается на уровне интуитивно-практического усвоения приемов оперирования знаниями. Одна из главных причин этого, по мнению учителя, заключается в том, что по традиционному подходу к изучению математики изучение становится самоцелью (геометрия, например, изучается ради самой геометрии), а не средством развития разных типов мышления учащегося. Работая в направлении "Культура – образование", необходимо опираться на продуктивное (творческое) и образное мышление учащихся. На уроках дети узнают о роли математики в разных отраслях науки и техники, искусства, архитектуры. Учитель обращается к творчеству известных мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, выясняя, как они использовали законы математики при создании своих шедевров. Свой урок в этом случае учитель начинает с высказывания одного из выдающихся людей, которая демонстрирует объединение математики и искусства.

Работу в этом направлении уместно проводить с помощью уроков-защит творческих работ, интеллектуальных игр, уроков с элементами экспериментов. Во время проведения таких уроков необходимо обратить внимание на такие особые моменты их планирования и проведения.

1)Урок-защита творческих работ. В каждом классе есть учащиеся, которые пытаются самостоятельно проводить исследования по тем или иным математическим проблемам. Именно для них проводятся отдельные занятия, где школьники освещают и защищают результаты своих творческих работ. На такие уроки учитель приглашает способных учащихся из параллельных классов. Одновременно учащихся, которые меньше интересуются математикой, объединяют в один класс и проводят стандартный урок.

Методика:

объявляется тема, предоставляется список рекомендованной литературы, определяется время написания работы;

напротяжении всего времени подготовки учитель проводит необходимые консультации;

учитель вместе с учащимися проводит итоги урока, определяет лучшие работы.

2)Урок - интеллектуальная игра, который учитель проводит как средство самореализации учащихся, проверки их знаний и способностей, умение ориентироваться в сложной ситуации.

3)Урок-эксперимент. Учащиеся исполняют определенную экспериментальную работу, создают математическую модель объекта и изучают ее свойства.

Вообще, те задачи, которые рассматривает учитель во время проведения занятий, по указанным направлениям можно поделить на 3 основные группы. Первая группа – задачи дидактические, учебные, которые имеют целью непосредственно закрепить изученный теоретический материал на простых упражнениях, примерах и задачах. Вторая группа – прикладные задачи. Это расчетные упражнения и текстовые задачи прикладного характера с использованием данных техники, физики, химии, астрономии, задачи на процентные расчеты. Третья группа – это проблемные задачи исследовательского характера: задачи на построение фигур, каждая точка которых подчиняется определенному закону. Их решение требует применения индуктивного метода, детального анализа условия, эксперементальных построений, интуиции, то есть они развивают творческое и пространственное мышление школьников.

Такой подход к проведению занятий как в классическом, так и в нестандартном формате соответствует рекомендациям симпозиума ЮНЕСКО по поводу преподавания математики, а именно:

1.Учитель опирается на естественную сообразительность учащихся, не ограничивается только механическими навыками.

2.Обучает учащихся дискутировать и проявлять активность в процессе познания.

3.Придает эмоциональность содержанию материала, который преподается учащимся, чем повышает их заинтересованность в обучении.

4.Мотивирует необходимость изучения нового материала.

5.Развивает способности учащихся к абстрактному мышлению, создает педагогические ситуации, которые способствует самостоятельному выяснению новых свойств.

6.Активно применяет наглядный материал: схемы, репродукции, рисунки, модели и т.д.

7.Преподает материал при обучении младших школьников исследовательно-индуктивным путем, индуктивным путем – для среднего возраста, и смещает акцент до формально-логического – для старших учащихся.

Таким образом, принцип гуманизации обучения математике требует:

1)гуманного отношения к личности учащегося;

2)уважения его прав и свобод;

3)предъявления учащегося посильных и разумно сформулированных требований;

4)уважения к позиции учащегося даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования;

5)уважения права человека быть самим собой;

6)доведения до сознания учащегося конкретных целей его обучения;

7)ненасильственного формирования требуемых качеств;

8)отказа от телесных и других унижающих честь и достоинство личности наказаний;

9)признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.).

Статья 1 Всеобщей декларации прав человека гласит: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства." Видя в учащихся независимых, а не робких, покорных ему людей, педагог должен не злоупотреблять властью более сильного, стоять над учащимися, а бороться за их лучшее будущее вместе с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.