Доклад по теме «Использование ИКТ в начальных классах в условиях реализации ФГОС»
Российская федерация
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 4 им. В.И. Ленина
г. Клинцы Брянской области
Д О К Л А Д
по теме: «Использование ИКТ в начальных классах в
условиях реализации ФГОС».
Выполнила:
Удовенко Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
2022 год.
Мы живем в век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Значит, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование – это непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и в первую очередь использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Все мы прекрасно понимаем, что грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует:
повышению учебной мотивации;
повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
обеспечению дифференциации обучения;
повышение объёма выполняемой на уроке работы;
развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
рационализации организации учебного процесса,
повышению эффективности урока;
повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Преимущества применения ИКТ, оригинальность, новизна.
В своей работе активно использую информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.
Моя практика использования информационных технологий показывает, что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.
Использование мультимедийных презентаций
Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».
Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.
Да и мы с вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций.
Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно.
Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов-это основа любой современной презентации.
Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более
интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.
Для меня, как для учителя начальной школы, главным кажется показать ребёнку возможность использования компьютера для получения и обработки информации, таким образом подготовить его к комфортной жизни в условиях информационного общества. Научить его использовать компьютер без вреда для своего здоровья.
Использование ресурсов Интернет
Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей.
Часто картинки из сети Интернет становятся единственным источником того, чтобы дети увидели портрет писателя, русские народные костюмы, шедевры русского искусства. Это становится ярким наглядным пособием и источником вдохновения на уроках изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и художественного труда.
Далее приведу примеры использования Интернет-ресурсов для подготовки к урокам.
Проектно-исследовательская деятельность
Проектно-исследовательская деятельность одна из форм реализации деятельностного подхода в воспитании учащихся.
Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.
Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем, способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.
За прошлые учебные годы с детьми реализовали множество проектов, в которых дети знакомились друг с другом, обменивались информацией о себе, о школе, о своих увлечениях и т. д.
Самым наиболее продолжительным проектом был проект «Алфавитная семья» в 2018-2019 учебном году. Он проводился в рамках изучения темы «Алфавит» по предмету обучение грамоте и письму. Дети делились на группы и выполняли задания, затем полученная информация собиралась и анализировалась. Работа над проектом проводилась совместно с родителями. Им был предоставлен буклет, в котором содержалась полная информация о проекте. Совместно с родителями в рамках данного проекта выполняли творческую работу «Моя любимая буква». В процессе работы дети заполняли оценочные листы, которые позволили проверить самооценку у детей. Как итог работы над проектом, в классе прошёл праздник «Спасибо тебе, азбука».
Портфолио
Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников, в условиях введения ФГОС НОО второго поколения, является учёт их индивидуальных особенностей.
Незаменимую помощь в этом оказывает портфолио.
Моим ученикам всегда было, что положить в портфолио: они с удовольствием рассказывали о себе, своей семье, о том, чем любят заниматься. В портфолио вкладывали свои первые рисунки, фото поделок, сочинения о друзьях, материал о своем имени, о своей фамилии, свои итоговые контрольные работы и грамоты. К пятому классу ребята накопили достаточно материала в портфолио. Конечно, в 1 классе дети ещё самостоятельно, без моей помощи и помощи родителей, обойтись не могут. Со временем эта помощь будет сводиться к минимуму. На каждого ребёнка я распечатала титульные листы и бланки, в которых они будут отражать все свои успехи.
Работа по технологии «портфеля» позволяет учителю оценить уровень самостоятельности детей, выявить проблемы в формировании у них самооценки, определить преобладающую мотивацию ребёнка.
Урок с применением ИКТ требует от учителя немалой подготовки методических материалов, но составленные таблицы, схемы, наглядные пособия можно многократно использовать на следующих занятиях. Это помогает улучшить организацию урока, разнообразить его формы, повысить качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.