Доклад «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС»
В свете внедрения новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основной задачей школы является организация целостного педагогического процесса, направленного на развитие личности ребёнка. В соответствии с положениями ФГОС «эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться системой электронно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».
Что такое электронно-образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) авторы национального проекта «Образование» именуют учебные материалы, для воспроизведения которых применяются электронные устройства. К ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно магнитолы или CD-плеера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Компьютерные обучающие системы, компьютерные учебники и словари, энциклопедии, тренажеры, учебные видеофильмы и звукозаписи – все это примеры электронных образовательных ресурсов. Согласно ФГОС, каждое образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе размещенным в федеральных и региональных базах данных.
Целью электронных образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе, а также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
ЭОР дают возможность осуществлять на уроках индивидуальный и дифференцированный подход в преподавании, что и требуется по ФГОС. При этом каждый ученик может работать в индивидуальном ритме, выполнять задания выбранного уровня сложности и видеть результат своих действий. Но следует учитывать, что и компьютер, и программы должны быть органично взаимосвязаны с другими составляющими процесса обучения: целями, содержанием, формами, методами обучения, деятельностью учителя и учащегося.
Многие учителя уже давно широко используют в своей работе различные электронные образовательные ресурсы (ЭОР). Используют на уроках, во внеклассной работе, в повседневной педагогической деятельности. Но многие даже не подозревают о существовании огромного информационного пласта — социальные сетевые сервисы, — которые интересны и педагогам и детям.
Веб 2.0 (Web 2.0) или «социальные сетевые сервисы»- Термин обязан своим происхождением стороннику движения за свободное программное обеспечение и открытый исходный код, Тиму О’Рейли. Термин прозвучал в статье от 30 сентября 2005 года.
Web 2.0… За этим коротким словом скрываются онлайн-сервисы, которые необходимы в работе каждого учителя. Среди них можно найти занятия на любой вкус: создание онлайн-презентаций, фотоальбомов, создание учебных фильмов и видеоклипов, обработка и запись звуков, работа с текстовыми документами, электронными таблицами, пиксельной и векторной графикой и т.д.
Без сомнения, каждый учитель хочет, чтобы каждый его урок был интересен и увлекателен. Если урок сможет заинтересовать учеников, тогда он современен в самом широком смысле этого слова. Чтобы заинтересовать ученика, побудить в нём интерес к изучению предмета, необходимо прибегнуть к интересным, творческим, современным методам обучения. Не стоит учителю забывать и про требования к реализации, т.к. одним из принципов стандарта является индивидуальный подход в обучении, и особенность восприятия материала у каждого ученика.
Психологи считают, что четверо из пяти современных школьников визуалы и только один аудиал и/или кинестетик. Поэтому, вполне закономерно активировалось внедрение сервисов для создания и представления графической информации в информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ) системы образования: видео, изображений, презентаций, слайд-шоу.
На уроке иностранного языка применим широкий спектр видов визуализации: видеоролики, фрагменты кинофильмов, презентации, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы, развернутые вопросы и ответы, матрицы-подсказки, речевые штампы, тренажеры. Качественному зрительному восприятию помогает технически оснащенный кабинет иностранного языка, в котором обязательно должен присутствовать компьютер, интерактивная доска, принтер, сканер, мультимедийное сопровождение и доступ в сеть Интернет.
К сервисам визуализации Веб 2.0 по нашей классификации можно отнести следующие:
Диаграммы
Графики
Ментальные карты
Облака слов
Ментальные карты — это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной формы записи. Её можно применять для создания новых идей, фиксации мыслей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и т.д. Это не традиционный, но естественный способ организации мышления. Ментальные карты – это удобный инструмент для отображения процесса мышления и структурирования информации в визуальной форме. Концепцию ментальных карт впервые ввел Тони Бьюзен (Tony Buzan), когда, будучи студентом, искал способы заставить свой мозг работать более эффективно. Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Одним из лучших, на данный момент, является сервис Mindomo.com, который позволяет коллективно работать с ними в режиме онлайн.
Облака слов - Эти онлайн-инструменты обработки текстов очень удобны и особенно полезны визуалам. В то же время они развивают ассоциативное мышление. Суть их работы заключается в следующем: вы вставляете текст или ссылку на страницу с текстом, лексику которого хотите запомнить в специальное окно, нажимаете кнопку и получаете фигурки, напоминающие облака из слов. При этом наиболее частотные слова выделяются крупным шрифтом, обозначая семантическое ядро, то есть самые важные для текста понятия. Обычно у полученного изображения можно менять цвет фона, тип и оттенок шрифта. В некоторых вариантах вы можете даже вручную убирать или добавлять слова, после того как облако сгенерировано. Получившееся изображение можно распечатать в виде плаката и повесить на стену. Яркие картинки будут привлекать ваше внимание, а слова на них неизбежно откладываться в памяти. Кроме того, вы можете составлять и распечатывать словесные изображения, когда готовите пересказ или реферирование текста – ключевые понятия помогут без труда восстановить общий смысл.
Каким образом учитель может использовать облака слов в своей работе?
Существуют различные способы:
как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере);
для представления информации о себе или о каком-то человеке (в портфолио, при обобщении опыта, на презентациях, на сайте и/или в блоге);
для создания ярких, запоминающихся продуктов (открытки, информационно-рекламные буклеты, бюллетени, презентации);
для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.);
как визуализацию критериев оценивания чего-либо;
для представления результатов опроса или обсуждения;
и много других вариантов, которые подскажут вам профессиональный опыт и творческое воображение.
Можно найти множество применений этим сервисам и тому, что они производят. Самое главное их достоинство: они показывают, как запоминать иностранные слова без зубрёжки. Сервис для создания облаков слов — WordArt.com (Tagul.com)
Онлайн-тестированиеОнлайн – тестирование - способ экзаменации и определения навыков человека через интернет. Тест может использоваться для проведения как текущего, тематического, так и рубежного и итогового контроля, в значительной степени снижая вероятность выставления субъективной оценки и сокращая время, затрачиваемое учителем на проверку заданий группы. Онлайн-тестирование бывает:
открытой формы (тест, вопросы которого не содержат вариантов ответов, т.е. ученик должен сам написать ответ);
закрытой формы (тест, с выбором из нескольких предложенных вариантов ответов);
на соответствие (тест, в котором необходимо установить соответствие между элементами);
на установление правильной последовательности (тест, в котором необходимо указать порядок действий) [3].
Тесты хороши тем, что применять их можно не только в индивидуальной работе, но и в работе с группами учащихся. Создание онлайн-теста с помощью сервиса master-test.net
Работа по созданию теста выполняется последовательным добавлением вопросов. Вопросы добавляются последовательно. В онлайн-тестах предполагается использование нескольких типов вопросов. Типы следующие: Однозначный ответ, множественный ответ, слово, номер, сопоставление. Выбрать тип можно из выпадающего списка формы редактора вопроса.
Польза от использования дидактических материалов на уроках иностранного языка бесспорна. Помимо традиционных материалов: схем, иллюстраций, таблиц, в последние годы стало актуально использовать при обучении интерактивные дидактические материалы. Среди дидактических материалов по иностранному языку стоит отметить даже такие языковые средства, как скороговорки, загадки, а также такие головоломки, как кроссворды. Первые помогают отработать произношение, вторые развивают абстрактное мышление, а последние являются зарядкой для ума. Всевозможные демонстрационные материалы (пазлы, плакаты, карточки) также относится к дидактическим материалам по иностранному языку. Вся эта печатная продукция визуализирует изучаемый материал и способствует его скорейшему запоминанию и удержанию в памяти. Jigsaw Planet — Сервис создания пазлов jigsawplanet.comСоздание кроссворда с помощью сервиса onlinetestpad.com
Подводя итоги, подчеркнем, что дополнительные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью информационно-образовательной среды. Внедрение компьютерных технологий на уроках иностранного языка способствует развитию творческих возможностей учащихся, приводит к деловому сотрудничеству учителя с учениками, предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность электронно-образовательных и интернет ресурсов вызывает огромный интерес у учащихся. Использование новых технологий – назревшая необходимость в образовательном процессе, закономерный этап развития педагогических технологий и неотъемлемая часть современной школы.
Однако следует помнить, что коммуникативные задачи на уроке в первую очередь необходимо решать посредством живого общения с учителем и одноклассниками на иностранном языке.