12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана Коваленко23
Иркутская обл.
3

Доклад «Проектная деятельность как средство развития самостоятельности у младших школьников»

Доклад на тему:

«ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Выполнила:

Коваленко Оксана Петровна

учитель начальных классов,

 

МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»

 

г.Иркутск

2018

ВВЕДЕНИЕ

В материалах ФГОС второго поколения одним из личностных результатов является развитие самостоятельности. Проблема самостоятельности в психолого-педагогических исследованиях представлена в разных аспектах: изучаются ее сущность и природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентов самостоятельности (Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы условия и методы развития самостоятельности (А.А. Люблинская) и т.д.

Младший школьный возраст – чрезвычайно важный этап в развитии личности. Именно в этом возрасте ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли, начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках.

Как отмечает И.Ю. Кулагина, у детей в этом возрасте уже есть определенный опыт самостоятельных действий. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но неуверенность в своих силах и возможностях сдерживает этот процесс. Одним из таких средств может выступать проектная деятельность. В проектной деятельности создаются условия для проявления инициативы и самостоятельности, активности в реализации намеченных планов, ответственного отношения к общему делу.

В тоже время, мы сталкиваемся с противоречием между необходимостью развития самостоятельности младших школьников и недостаточной разработанностью условий развития самостоятельности посредством проектной деятельности.

Сущность понятия «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе

Проблема самостоятельности имеет достаточно давнюю историю исследования. В тоже время трактовка самого термина «самостоятельность» является очень неоднозначной, поэтому современные исследователи отмечают необходимость применения междисциплинарного подхода, рассмотрение различных точек зрения для понимания её сущности.

В соответствии с теорией инверсии в историческом развитии выделяются следующие этапы развития самостоятельности: в эпоху древности происходило зарождение самостоятельности в деятельности; в эпоху античности происходило развитие самостоятельности в обучении и воспитании; в эпоху средневековья происходило уменьшение роли самостоятельности в обучении и воспитании, самостоятельность стала рассматриваться как «индивидуальное, невыразимое»; в эпоху Возрождения произошло возвращение педагогической мысли к идее самостоятельности в обучении, при этом в воспитании сохранялась вторичная роль самостоятельности; в период Нового времени происходило снова снижение роли самостоятельности в обучении; на современном этапе развития общества происходит утверждение идеи образовательной самостоятельности.

Важность навыков саморегуляции, способствующих доведению начатого дела до конца, достижению поставленных целей, возрастает в условиях постоянной деятельности.

Необходимо отметить, что в научной литературе часто понятия «самостоятельность» и «саморегуляция» используются, как синонимичные. Противоположностью поисковой активности является беспомощность, как состояние, при котором неудачи в деятельности приобретают большую эмоциональную значимость и личностный смысл, чем достижение цели.

В педагогических исследованиях самостоятельность рассматривают следующим образом.

В качестве важнейших характеристик самостоятельности А.И. Савенков, выделяет независимость суждений и действий, способность без посторонней помощи реализовывать важные решения, ответственность за свои поступки и их последствия, внутренняя уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно.

Самостоятельность выступает как единство самосознания и самоуправления, при котором осуществляется управление личностью своими психическими процессами, создание ситуаций, в которых максимально выявляются её возможности. Ядро или основа самостоятельности как интегративного свойства личности составляют саморегуляция познавательных психических процессов, особенности саморегуляции интеллекта – самостоятельность мышления .

Самостоятельность в общепринятом значении представляет собой независимость, способность и стремление человека совершать действия и поступки без помощи других.

На самостоятельность оказывает влияние два ключевых фактора: совокупность средств, знаний, умений и побуждение к действию. Взаимосвязь между этими факторами такова, что сначала возникает побуждение к тому или иному действию, и если для реализации этого побуждения есть все необходимые знания и умения, то человек активно включается в процесс деятельности. Может быть так, что при сильно выраженном побуждении к действию, знания и умения сформированы недостаточно, но, несмотря на это, человек будет проявлять активность в выполнении этого действии, стремясь научиться выполнять те или иные действия, и приобретая для этого определенные знания.

Таким образом, самостоятельность представляет собой качество личности, характеризующееся следующими проявлениями: сознательной мотивированностью действий, их обоснованностью, неподверженностью влиянию и внушению, способностью человека самому усматривать объективные основания для поступков. Критериями самостоятельности выступают: мотивация, умения планировать, реализовывать, контролировать действия, умение действовать без помощи.

Особенности развития самостоятельности в младшем школьном возрасте

На протяжении обучения в начальной школе, формирование самостоятельности у детей происходит в учебной деятельности, наряду с другими видами деятельности. Постепенно, учебная деятельность становится более целенаправленной, результативной, произвольной.

Младший школьник учится осуществлять постановку целей, планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, прилагать волевые усилия для преодоления трудностей, с которыми он сталкивается в учебной деятельности, и осуществлять оценку достигнутых результатов.

В младшем школьном возрасте саморегуляцию рассматривают в рамках учебной деятельности.

Специфика учебной деятельности связана с изменениями, происходящими в самом ученике как субъекте деятельности.

Как отмечает Л.С. Выготский главной особенностью этого возраста, накладывающей отпечаток на все стороны жизни ребенка, является изменение социальной позиции: он стал школьником, членом классного и школьного коллектива, где требуется выполнение определенных норм и правил поведения, когда нужно подчиняться определенному режиму, выполнять задания и делать не то, что хочется, как до школы, а что требуется

Ребёнок овладевает своим поведением. Нормы поведения превращаются во внутренние требования к себе, что порождает переживание мук совести. Тем не менее, для младшего школьника неустойчивость саморегуляции характерна .

Одна из форм работы на уроке, которая стимулирует развитие самостоятельности – это самостоятельная работа учащихся. Овладевая навыками самостоятельной работы, ученики постепенно овладевают соответствующими умениями, у них развиваются качества, важные для развития самостоятельности.

Самостоятельность в игровой деятельности младших школьников обнаруживается в развитии замысла, в разворачивании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнять трудные и ответственные дела, порученные группе.

Стремление к активной деятельности и самостоятельности определяют такие качества младшего школьника, как эмоциональность, впечатлительность, подвижность. Эти качества важно учитывать, осуществляя взаимодействие с детьми, для того, чтобы стимулировать проявление самостоятельности. В то же время, младшему школьнику характерна также внушаемость и подражательность. Младшие школьники не умеет еще в достаточной степени контролировать свои чувства и их проявление.

Поскольку самостоятельность тесным образом связана с развитием волевых качеств, необходимо, чтобы в процессе обучения и воспитания в младшем школьном возрасте создавались условия для преодоления учащимися определенных трудностей, что будет способствовать развитию не только волевых качеств, но и всей системы саморегуляции в целом.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития самостоятельности, поскольку в этом возрасте у детей развиваются все сферы психики, растет произвольность поведения, улучшается саморегуляция, самоконтроль, формируются волевые и личностные качества. Развитие самостоятельности возможно в процессе организации реальной практической деятельности, значимой для данного возраста. Кроме того, в развитии самостоятельности важное значение имеет взаимодействие семьи и школы.

Возможности проектной деятельности в развитии самостоятельности в младшем школьном возрасте

Метод проектов имеет достаточно давнюю историю, хотя в системе дошкольного образования внимание к методу проектов и проектной деятельности особенно усилилось в последние годы.

Основу проектной деятельности составляет идея, сущность которой заключается в возможности получения результата при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Это означает, что результаты можно увидеть, осмыслить и применить в реальной практической деятельности.

Проектная деятельность характеризуется особым характером взаимодействия ученика и учителя. В проектной деятельности ученик самостоятельно определяет цель деятельности, открывая для себя новые знания или способы деятельности, экспериментирует, выбирает пути решения, проявляет активность. Учитель при этом выступает как помощник. Он помогает определять цель деятельности, рекомендует источники получения информации, предполагает возможные формы работы, способствует прогнозированию результатов, создает условия для проявления активности школьника.

С помощью проектов у детей могут развиваться умения связанные с осуществлением деятельности: младшие школьники учатся ставить цель, планировать деятельность, осуществлять конкретные действия по достижению результата и оценивать результат. Эти умения позволяют учащимся затем самостоятельно организовывать свою деятельность. Поэтому развитие умений организации деятельности выступает одним из важных условий развития самостоятельности.

Для младшего школьника большое значение имеет положительная оценка его деятельности. Поддержка инициативы детей, поощрение самостоятельности обеспечивают развитие мотивации самостоятельной деятельности младших школьников.

Развитию самостоятельности способствует расширение интересов детей. Интерес является побуждающей силой, которая инициирует действия младших школьников, поэтому важно развивать интересы учащихся.

Исходя из этого, мы можем заключить, что использование проектной деятельности является одним из наиболее эффективных средств развития самостоятельности в младшем школьном возрасте, поскольку в проектной деятельности создаются благоприятные условия для развития самостоятельности, как сложной интегративной характеристики личности.

.

ЛИТЕРАТУРА

Айдарова, Л. И. Младший школьник / Л. И. Айдарова.- М. : Педагогика, 2009. - 399 с.

Белкин, А. С. Основы возрастной педагогики : учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Белкин. – М. : Издательский центр Академия, 2010. – 192 с.

Бондаренко, А. И. Проект как одна из форм организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе / А. И. Бондаренко // Начальная школа: плюс до и после. - 2004. - №5. - С. 9-13.

Бояркина, В. Создаем свой проект / В. Бояркина // Директор школы. - 2010. - №5. - С. 76-79.

Брыкова, О. В. Проектная деятельность в учебном процессе / О. В. Брыкова, Т. В. Громова. - М. : Чистые пруды, 2006. – 32 с.

Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - М. : Изд-Во Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.

Пахомова, Н. Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы / Н. Ю. Пахомова // Дайджест журнала «Методист». – М. : АМК и ПРО, 2004. – 503 с.

Пахомова, Н. Ю. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности / Н. Ю. Пахомова // Начальная школа. 2010. - № 11. - С. 52 - 57.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.