Доклад ''Современный урок английского языка с позиции формирования универсальных учебных действий''
Современный урок английского языка
с позиции формирования универсальных учебных действий
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный».
Монтень
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Поэтому актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Перед учителем английского языка встают вопросы:
1) Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?
2) Какие из предложенных в учебнике задания целесообазно отобрать для урока?
3) Какие методы и приёмы работы будут эффективными?
4) Какие формы организации деятельности обучающихся стоит применять?
5) Нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?
Целью моей работы является проектирование современного урока английского языка с позиции формирования УУД обучающихся для практического применения.
На каждом уроке ставятся следующие задачи:
- разработать основные этапы работы на уроках английского языка;
- определить универсальные учебные действия, формируемые на каждом этапе урока;
- отобрать задания для формирования универсальных учебных действий на уроках английского языка.
Современный урок целенаправленно ведёт за собой развитие способностей и обязательно закладывает основу для будущего ребёнка. У ребёнка возникают вопросы: Чему мне нужно научиться? Как мне этому научиться? Для чего мне нужно это учить?
Универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся. Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу и учебные действия. В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный 2) регулятивный 3) познавательный 4) коммуникативный
Личностные УУД = ценностно-смысловая, нравственная,
социальная ориентация
- Мотивация – Я хочу и буду знать, потому что…
- Зачем мне надо читать, слушать и понимать, писать, говорить по-английски?
- О чем я хочу и могу прочитать, рассказать, написать по-английски?
Регулятивные УУД = организация учебной деятельности
Целеполагание | Зачем? |
Планирование | В какой последовательности? |
Прогнозирование | Где необходимо? |
Контроль | Правильно ли? |
Коррекция | Как исправить? |
Оценка | Вот так хорошо, правильно! |
Волевая саморегуляция | Сосредоточился и еще раз! |
Познавательные УУД = работа с информацией
Какие слова/выражения используют англичане, чтобы…
Какую информацию мне надо использовать, чтобы…
Что из прочитанного, услышанного я использую для…
Какие слова и выражения я использую для…
Почему я пишу, говорю это слово, предложение?
Что я пытаюсь доказать?
Коммуникативные УУД = социальная компетентность,
коммуникативное взаимодействие
Я думаю, что…
Я тебя понимаю и согласен (не согласен), что…
Не могли бы вы помочь…
Извините, где, что, когда…
Отличие современного урока от традиционного.
Требования к уроку | Традиционный урок | Современный урок |
1. Объявление темы урока | Учитель сообщает обучающимся | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) |
2. Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) |
3.Планирование | Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
4.Практическая деятельность обучающихся | Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
5.Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
6.Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает |
7.Оценивание обучающихся | Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует |
8. Итог урока | Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия |
9.Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Памятка по проектированию урока с позиции формирования у обучающихся УУД:
-Любые действия должны быть осмысленными. Это относится, прежде всего, к тому, кто требует действия от других. - Развитие внутренней мотивации – это движение вверх. - Задачи, которые мы ставим перед ребёнком, должны быть не только понятны, но и внутренне приятны ему, т.е они должны быть значимы для него.
- Чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока. - Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества - В центре внимания урока – дети. - Помогать ребёнку учиться легко, обретая уверенность в своих силах и способностях. - Создавать атмосферу успеха, не скупиться на поощрения и похвалу.
Этапы работы по формированию УУД на уроке английского языка.
Требова-ния к уроку | Назва-ние этапа | Формирование УУД | |||
Личностные | Познава- тельные | Коммуни- кативные | Регулятивные | ||
1. Объявление темы урока | I.Органи-зационно-мотива-ционный (Фонети-ческая разминка).
| Принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения. | Умение добывать необходимую информацию. | Умение вступать в мини-диалог. | Формирование волевой саморегуляции, умение настроить себя на работу, контролировать свою готовность к уроку. |
2. Сообщение целей и задач | II. Поста-новка учебной задачи (Речевая зарядка). | Формирова-ние мотивации. | Определение познавательной цели, определение логической цепи рассуждений. | Умение | Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным. |
3. Планиро-вание | III. Актуали-зация уже имею-щихся у учеников знаний по данной теме. |
| Умение структури-ровать свои знания по определенной теме, ориентиро-ваться в системе своих знаний.
|
| Умение планировать свою деятельность в соответствии с поставленной задачей.
|
4.Практи-ческая деятель-ность обучаю- щихся | IV. Открытие нового. |
| Извлечение необходимой информации. | Формирова-ние умения слушать и желания общаться. | + |
5.Осущест-вление контроля | V. Первич-ное закрепле-ние. |
|
| Умение | Умение производить контроль и оценку своих действий. |
6.Осущест-вление коррекции | VI. Включе-ние нового знания в систему. | Развитие самостоя-тельности, оценка своих достижений. | Умение действовать по образцу. | + | Самоконтроль, оценка и коррекция. |
7.Оценива-ние обучающих- ся | VII. Самостоя-тельная работа. |
|
| Умение слушать собеседника уметь правильно отреагиро-вать на предлагае-мые фразы. | Формирование эмоциональной устойчивости к стрессам, |
8.Итог урока | VIII. Рефлек-сия. | Осознание важности учения, важности данного знания. |
|
| Оценка своей работы и работы однокласс-ников. |
9.Домашнее задание | IX. Инструк-таж к выпол-нению д/з. | Формирова-ние понимания необходи-мости выполнения домашней работы. | Выбор задания. | + | Само-контроль. |
Задания по формированию универсальных учебных действий на уроке английского языка.
Для формирования личностных УУД можно предложить следующие виды заданий:
- участие в проектах; - подведение итогов урока; - творческие задания; - самооценка события, происшествия; - дневники достижений;
Для формирования познавательных УУД целесообразны следующие виды заданий:
- найди отличия" (можно задать их количество); - поиск лишнего; - "лабиринты"; - упорядочивание; - "цепочки";
- хитроумные решения; - составление схем-опор; - работа с разного вида таблицами; - работа со словарями;
Для формирования регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:
- "преднамеренные ошибки"; - поиск информации в предложенных источниках; - взаимоконтроль; - "ищу ошибки" - контрольный опрос.
Для формирования коммуникативных УУД возможны следующие виды заданий:
- составь задание партнеру; - отзыв на работу товарища; - групповая и парная работа; - "отгадай, о ком говорим"; - диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); - подготовь рассказ...", "опиши устно...", "объясни..." и т. д.
Таким образом, овладение УУД ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться. Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образ мира и ценностно – смысловых оснований личностного морального выбора.