12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мусихина Виктория Сергеевна19 |
Доклад «Проблема формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сказано, что преподавание учебных предметов строится на принципах развивающего обучения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Формирование ученика как субъекта деятельности должно обеспечиваться технологически в учебном процессе. А поскольку основным видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность, то задача начальной школы – сформировать у него качества, свойственные субъекту учебной деятельности. Из анализа теории учебной деятельности следует, что обязательным её атрибутом является учебная задача.
Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.
В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учётом метапредметных результатов и недостаточной разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках физической культуры. Развивающие технологии предполагают воспитание человека творческого, ответственного, интеллектуально развитого на основе решения учебных задач, в результате чего (путём проведения исследования, или квазиисследования) ученики открывают для себя субъективно новое знание, осваивая в этом процессе способы учебных действий. Но в том виде, в котором она представлена для использования на общеобразовательных предметах, она не может использоваться в условиях спортивного зала, и требует модификации в соответствии с особенностями предмета «Физическая культура».
Введению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предшествовала предварительная работа в направлении, указанном в Стратегии модернизации содержания общего образования и концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Однако анализ, проведённый И.П. Голяковым и им же в соавторстве с Н. Пичугиной, показал, что существующие концепции и программы по физической культуре не соответствуют требованиям стандарта нового поколения. Потребность же в его реализации, во-первых, имеется; а, во-вторых, как его реализовывать – учителя не знают.
В связи с данными противоречиями целью исследования явилось анализ научно-методической литературы по проблеме преподавания физической культуры в соответствии с ФГОС.
Таким образом, объектом исследования явилась научно-методическая литература по проблеме преподавания физической культуры в школе, а предметом – литература по проблеме преподавания физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.
Мной предполагается, что исследования, проведённые в русле деятельностного подхода, соответствуют ФГОС и могут стать основой для разработки программы по физической культуре для основной школы.
В соответствии с целью работы мы поставили перед собой следующие задачи:
Проанализировать концепцию образовательной физической культуры.
Проанализировать литературу по экспериментальному обоснованию эффективности поисковой деятельности на уроках физической культуры.
Проанализировать литературу по преподаванию физической культуры в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Проанализировать программы по физической культуре на соответствие их ФГОС.
Практическая значимость работы состоит в том, что содержательный анализ научных исследований, выполненных в рамках разработки методик по формированию универсальных учебных действий даст возможность, создать предпосылки для разработки программы по физической культуре для основной школы, ФГОС для которой вводится в 2015 году.
Мы ограничили рамки исследования работами, выполненными на факультете физической культуры ПГГПУ, так как основательный и содержательный анализ работ по проблеме преподавания физической культуры в стране был, как отмечено ранее, уже произведён. Главным выводом этого анализа явилось утверждение о том, что ни программы, ни учебники и учебные пособия не соответствуют требованиям, предъявленным к образованию новым Федеральным государственным образовательным стандартом.
Ситуация на факультете физической культуры ПГГПУ сложилась таким образом, что здесь в 2000 году стала разрабатываться программа по физической культуре в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Акцент в этой системе делается на освоение способов действий в процессе реальной деятельности. Упор в работах делался на одном их главных качеств субъекта деятельности – самоконтроле и самооценке двигательных действий. Итогом работ по этой тематике стала кандидатская диссертация Б.Ф. Кадыкова, в которой показано, что осваивать данные умения способны школьники начальной школы. Дальнейшие исследования показали, что такую работу можно проводить и в дошкольном образовательном учреждении.
Следующий этап исследований начался после введения ФГОС. Тематика работ в связи с этим расширилась: экспериментально проверялись методики по формированию универсальных учебных действий. Итогом этого этапа стала кандидатская диссертация Д.Д. Кечкина.
В ней уже представлена концепция преподавания физической культуры в соответствии с ФГОС. Отмечается, что смыслом национального образования является созидание человека культуры, понимаемой в деятельностной парадигме. В связи с системно-деятельностным подходом содержанием образования является педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Такое содержание предполагает использование в учебном процессе продуктивных методов обучения (исследовательский, проектный, эвристический), что, в свою очередь делает учебный процесс личностно ориентированным. Учебная задача является неотъемлемым атрибутом учебной деятельности. Наличие её в учебном процессе является показателем наличия действительно деятельностного подхода в обучении.
Программа содержит:
Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики предмета «Физическая культура».
Общую характеристику учебного предмета.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Анализ данной программы и программы В.И. Ляха показал, что она в большей степени соответствует введённому ФГОС. Дальнейшая работа должна быть посвящена разработке программы по физической культуре для основной школы, ФГОС для которой вводится в 20015 году.