Доклад «Проблема формирования универсальных учебных действий на уроках физической культуры»

0
0
Материал опубликован 7 December 2017

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


 

Актуальной и новой задачей в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее Стандарт) становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундамента образования. Универсальные учебные действия обеспечивают «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования сказано, что преподавание учебных предметов строится на принципах развивающего обучения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Формирование ученика как субъекта деятельности должно обеспечиваться технологически в учебном процессе. А поскольку основным видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность, то задача начальной школы – сформировать у него качества, свойственные субъекту учебной деятельности. Из анализа теории учебной деятельности следует, что обязательным её атрибутом является учебная задача.

Сложность организации работы по формированию УУД заключается в том, что на уроке физической культуры данную работу необходимо выполнять в процессе двигательной активности, поэтому способы формирования УУД, уже разработанные в современной науке и практике, не в полном объеме можно применять на уроках физической культуры.

В результате возникает противоречие между потребностью в обеспечении учебного процесса с учётом метапредметных результатов и недостаточной разработанностью содержания и методики формирования УУД на уроках физической культуры. Развивающие технологии предполагают воспитание человека творческого, ответственного, интеллектуально развитого на основе решения учебных задач, в результате чего (путём проведения исследования, или квазиисследования) ученики открывают для себя субъективно новое знание, осваивая в этом процессе способы учебных действий. Но в том виде, в котором она представлена для использования на общеобразовательных предметах, она не может использоваться в условиях спортивного зала, и требует модификации в соответствии с особенностями предмета «Физическая культура».

Введению Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предшествовала предварительная работа в направлении, указанном в Стратегии модернизации содержания общего образования и концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Однако анализ, проведённый И.П. Голяковым и им же в соавторстве с Н. Пичугиной, показал, что существующие концепции и программы по физической культуре не соответствуют требованиям стандарта нового поколения. Потребность же в его реализации, во-первых, имеется; а, во-вторых, как его реализовывать – учителя не знают.

В связи с данными противоречиями целью исследования явилось анализ научно-методической литературы по проблеме преподавания физической культуры в соответствии с ФГОС.

Таким образом, объектом исследования явилась научно-методическая литература по проблеме преподавания физической культуры в школе, а предметом – литература по проблеме преподавания физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС.

Мной предполагается, что исследования, проведённые в русле деятельностного подхода, соответствуют ФГОС и могут стать основой для разработки программы по физической культуре для основной школы.

В соответствии с целью работы мы поставили перед собой следующие задачи:

Проанализировать концепцию образовательной физической культуры.

Проанализировать литературу по экспериментальному обоснованию эффективности поисковой деятельности на уроках физической культуры.

Проанализировать литературу по преподаванию физической культуры в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Проанализировать программы по физической культуре на соответствие их ФГОС.

Практическая значимость работы состоит в том, что содержательный анализ научных исследований, выполненных в рамках разработки методик по формированию универсальных учебных действий даст возможность, создать предпосылки для разработки программы по физической культуре для основной школы, ФГОС для которой вводится в 2015 году.

Мы ограничили рамки исследования работами, выполненными на факультете физической культуры ПГГПУ, так как основательный и содержательный анализ работ по проблеме преподавания физической культуры в стране был, как отмечено ранее, уже произведён. Главным выводом этого анализа явилось утверждение о том, что ни программы, ни учебники и учебные пособия не соответствуют требованиям, предъявленным к образованию новым Федеральным государственным образовательным стандартом.

Ситуация на факультете физической культуры ПГГПУ сложилась таким образом, что здесь в 2000 году стала разрабатываться программа по физической культуре в системе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. Акцент в этой системе делается на освоение способов действий в процессе реальной деятельности. Упор в работах делался на одном их главных качеств субъекта деятельности – самоконтроле и самооценке двигательных действий. Итогом работ по этой тематике стала кандидатская диссертация Б.Ф. Кадыкова, в которой показано, что осваивать данные умения способны школьники начальной школы. Дальнейшие исследования показали, что такую работу можно проводить и в дошкольном образовательном учреждении.

Следующий этап исследований начался после введения ФГОС. Тематика работ в связи с этим расширилась: экспериментально проверялись методики по формированию универсальных учебных действий. Итогом этого этапа стала кандидатская диссертация Д.Д. Кечкина.

В ней уже представлена концепция преподавания физической культуры в соответствии с ФГОС. Отмечается, что смыслом национального образования является созидание человека культуры, понимаемой в деятельностной парадигме. В связи с системно-деятельностным подходом содержанием образования является педагогически адаптированный социальный опыт человечества. Такое содержание предполагает использование в учебном процессе продуктивных методов обучения (исследовательский, проектный, эвристический), что, в свою очередь делает учебный процесс личностно ориентированным. Учебная задача является неотъемлемым атрибутом учебной деятельности. Наличие её в учебном процессе является показателем наличия действительно деятельностного подхода в обучении.

На основе этой работы, подкреплённой другими исследованиями,была разработана программа по физической культуре для начальной школы. Она составлена таким образом, чтобы была возможность обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа разработана на основе: а) требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; б) программы формирования универсальных учебных действий.

Программа содержит:

Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики предмета «Физическая культура».

Общую характеристику учебного предмета.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.

Содержание учебного предмета.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Анализ данной программы и программы В.И. Ляха показал, что она в большей степени соответствует введённому ФГОС. Дальнейшая работа должна быть посвящена разработке программы по физической культуре для основной школы, ФГОС для которой вводится в 20015 году.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации