Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
Таблица 1
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Сообщение целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться. |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач). |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует). |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальные методы), учитель консультирует. |
Осуществление контроля |
Учитель осуществляет контроль за выполнение учащимися практической работы. |
Учащиеся осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует. |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию. |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает. |
Оценивание учащихся |
Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке. |
Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует. |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили. |
Проводится рефлексия. |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех). |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителей с учетом индивидуальных возможностей. |
Таблица 2
Требования к уроку |
Урок современного типа |
Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока |
Формируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Познавательные, общеучебные, коммуникативные. |
Сообщение целей и задач |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач). |
Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует). |
Регулятивные планирования. |
Практическая деятельность учащихся |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповой, индивидуальные методы), учитель консультирует. |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные. |
Осуществление контроля |
Учащиеся осуществляют контроль (применяют формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует. |
Регулятивные контроля (самоконтроля, коммуникативные). |
Осуществление коррекции |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает. |
Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся |
Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует. |
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока |
Проводится рефлексия. |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные. |
Домашнее задание |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителей с учетом индивидуальных возможностей. |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные. |