12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина730
2

Домашнее задание по русскому языку на тему «Язык и речь. Функциональные стили речи»

Язык и речь. Функциональные стили речи

Задания:

1.Укажите, сколько абзацев в данном тексте:

А) 3 Б) 4 В) 5

2.Определите комментирующую часть первого абзаца:

А) Следы;

Б) Господь;

В) Две цепочки следов.

3. Сформулируйте основную мысль текста, прокомментируйте ее:

А) Помощь Господа;

Б) Испытания в жизни;

В) Следы на песке.

4.Проиллюстрируйте основную мысль текста примерами из жизни и литературы.

5. Информационно переработайте текст: исправьте неточности, расставьте недостающие знаки препинания и пропущенные буквы:

Следы на песке

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось будто он идёт песчаным берегом а рядом с ним Г..спо..ь. На небе мелькали картины из его жизни и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов одну от его ног, другую от ног Г..спо..а.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни он оглянулся на следы на песке и увидел что часто вдоль его жизнен..ого пути т..нулась лиш.. одна цепоч..ка следов. Заметил он так(же), что это были самые тяжёлые и (не)счас..ные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спраш..вать Г..спо..а:

Не ты ли говорил мне если последую путём твоим ты не остав..шь меня. Но я заметил что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепоч..ка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня когда я больше всего нуждался в тебе?

Господь отвечал:

Моё милое милое дитя я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания лиш.. одна цепоч..ка следов тянулась по дороге потому что в те времена я нёс тебя на руках.


 

Задания:

1.Определить лексическую принадлежность подчеркнутых слов, указав их происхождение. Посмотрите толкование слов в разных словарях.

2. Заменить выделенные слова контекстуальными синонимами.

3. Расчленить текст на абзацы.

Бизнесмен и рыбак

Как-то раз один бизнесмен стоял на пирсе в маленькой деревушке и, наблюдая за рыбаком, сидящим в утлой лодочке, увидел, как тот поймал огромного тунца. Бизнесмен поздравил рыбака с удачей и спросил:

Сколько времени требуется, чтобы поймать такую рыбу.

Пару часов, не больше, — ответил рыбак.

Почему же ты не остался в море дольше и не поймал ещё несколько таких рыбок? — удивился бизнесмен.

Одной рыбы достаточно, чтобы моя семья прожила завтрашний день, — ответил тот.

Но что, же ты делаешь весь оставшийся день? — не унимался бизнесмен.

Я сплю до обеда, затем иду на пару часов порыбачить, а потом играю со своими детьми. После мы с моей женой устраиваем себе сиесту, затем я иду в деревеньку прогуляться, пью вечером в своей гостиной со своими друзьями вино и играю на гитаре. Вы видите: я наслаждаюсь жизнью, — объяснил рыбак.

Я — выпускник Гарварда, миллионер, — сказал бизнесмен, — и вижу, что ты всё делаешь не так. Ты должен весь день рыбачить, а потом купить себе большую лодку.

И что потом? — спросил рыбак.

Потом ты будешь ловить ещё больше рыбы и сможешь купить себе несколько лодок, даже кораблей, и в один прекрасный день у тебя будет целая флотилия.

А потом?

Потом ты будешь привозить рыбу прямо на фабрику, и, увеличив прибыль, ты откроешь собственное производство.

А потом?

Потом ты оставишь эту богом забытую деревушку и переедешь в большой город, и, быть может, однажды ты сможешь открыть огромный офис и быть там директором.

И сколько всё это займёт времени?

Лет 15–20.

И что же потом?

А потом, — рассмеялся бизнесмен, — потом наступит самое приятное. Ты сможешь продать свою фирму за несколько миллионов и стать очень богатым.

А потом?

Потом ты сможешь перестать работать, переедешь в маленькую деревушку на побережье, будешь спать до обеда, немного рыбачить, играть с детьми, устраивать сиесту с женой, прогуливаться по деревне, пить вино по вечерам и играть со своими друзьями на гитаре…


 

Лексика и фразеология

Задания:

1. Составьте словосочетания со следующими словами, учитывая особенности их сочетаемости, подберите слова, характеризующие вашу профессию. Ответьте на вопрос: Есть ли что-то общее в значении слов, объединенных суффиксом -Н- ?(Какое значение имеет суффикс -Н-?)

гигиеническая – гигиеничная

логический – логичный

экономический – экономичный

2. Найдите в текстах окказионализмы (индивидуально-авторские слова). Назовите их. Приведите примеры слов литературного языка, образованных по сходной модели:

Утреет. С богом! По домам!

(А. Блок)

Какая ночь! Я не могу.

Не спится мне. Такая лунность!

(С. Есенин)

Мы живем

В предвоенное время.

Предразлучное.

Предпоходное…

(Р. Рождественский)

Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотой.

(С. Есенин)

3. Вспомните как можно больше фразеологизмов, в составе которых есть слово «семь» и однокоренные ему. Объясните их значение.

4. Назовите, какое языковое явление иллюстрируют приведенные ниже пары слов. Объясните, на каком основании эти пары объединены в группы. Дополните каждую группу своими примерами.

а) ключ (от двери) – ключ (родник)

брак (супружество) – брак (изделие с дефектом)

(девичья) коса – (песчаная) коса

б) заброни́ровать (номер) – забронирова́ть (правительственную машину)

расплачу́сь (за ужин) – распла́чусь (от горя)

Острота́ (ножа) – (неуместная) остро́та

в) мой (друг) – мой (тарелку)

лечу (в самолете) – лечу (зубы)

(острая) пила – пила (воду)

г) гриб – грипп

кампания – компания

вперемежку – вперемешку

луг - лук

5. Иллюстрируйте каждое значение слова «история» примером (словосочетанием или предложением).

совокупности наук, изучающих прошлое человеческого общества;

наука о развитии какой-нибудь области природы, знания;

ход развития движения чего-нибудь;

прошлое, сохраняющееся в памяти человечества;

рассказ, повествование;

происшествия, события, преимущественно неприятные.

6. Сформулируйте значения слов, дополните их терминами, профессионализмами, используемыми в вашей специальности:

автобан

бейдж

импичмент

чартер

пиар

дотация

7. Напишите фразеологизмы, характеризующие вашу профессию (задание было дано на дом. Студенты объединялись в малые группы и работали совместно. На представление проектного задания выделяется 45мин.- одно занятие).

Лексика и фразеология

Задания:

1группа. Определите, о каких словарях идет речь:

словарь, указывающий нормы произношения и ударения;

словарь, который фиксирует слова, отличающиеся друг от друга оттенками значения и употребления в речи;

словарь, который описывает происхождение слов;

словарь, предназначенный для фиксации норм правильного написания слов;

словарь, предназначенный для фиксации лексических и грамматических норм правильного употребления устойчивых сочетаний слов.

2группа. Старинные названия месяцев соотнесите с современными названиями. Попытайтесь объяснить, почему в старину месяцам давали именно такие названия.

Июль

Март

Декабрь

Август

Апрель

Октябрь

Февраль

Студень

Бокогрей, снежень

Зимобор, протальник

Снегогон, цветень, брезень

Жнивень, серпень

Листопад

Червень

3группа. Объясните значение устойчивого сочетания «сломя голову». Подберите к нему как можно больше фразеологизмов, связанных с ним синонимическими и антонимическими отношениями.

4группа. Перед вами буквальные переводы английских фразеологизмов. Напишите, каким русским фразеологизмам они соответствуют:

Трава всегда зеленее по ту сторону забора.

Похожи как две горошины в стручке.

Дождь льет собаками и кошками.

Нет места, чтобы размахивать кошкой.

Каждый повар свое варево хвалит.

5группа. Назовите фразеологизмы, о которых идет речь. Объясните их значение. Составьте с ними предложения.

Происхождение этого фразеологизма связывается с именем парижского врача, который мог рассмешить больных до такой степени, что они выздоравливали. Когда доктор стал популярным, вместо приемов он стал рассылать своим пациентам отпечатанные листки, в заголовке которых стояло его имя, а под ним находились шутки, имевшие целительное свойство. По другой версии, это выражение возводят к анекдоту о французском адвокате, который отличался рассеянностью и говорил скороговоркой. Защищая некоего Матьяса, у которого украли петуха, адвокат назвал самого клиента петухом (gallo), сказав вместо Gallus Matthiasgalli Matthias.

Это собственно русское выражение, которое возникло в речи прачек. При стирке белья когда-то пользовались такими приспособлениями, как скалка, или каток, - круглая деревяшка, - и рубель – рифленая доска с ручкой, при помощи которой скалке можно придавать вращательное движение, «катать» ее вместе с накручивающимся на нее бельем. Белье, которое было хорошо прокатано, имело отличный вид, даже если стирка была не очень качественной.

Это выражение восходит к греческим мифам о боге лесов и полей, который диким хохотом и свистом наводил безотчетный ужас на людей, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Если вы вспомните имя бога, назвать фразеологизм вам не составит труда.

6группа. Укажите типы лингвистических словарей, из которых взяты словарные статьи. Назовите типы лингвистических словарей, из которых словарные статьи не были взяты.

а) ВМЕШАТЬСЯ, вторгнуться, влезть, ввязаться, впутаться, сунуться, сунуть (свой) нос, полезть, вступиться, соваться с носом (или со своим) носом (разг.); встрять (прост.).

б) ЖЕНА. Общеслав. Индоевроп. Характера (ср. др. – прус. genno «женщина», арм. kin – тж., греч. gynē и т. д.), того же корня, что и генетика, лат. genus «род». Первоначальное *gena > жена после изменения г в ж перед гласным переднего ряда е. Значение жена вторично.

в) ПО МЕРЕ СИЛ. Книжн. Насколько возможно п о с и л е в о з м о ж н о с- т и

Все видят, что дела идут скверно, что это нельзя так оставить, и что обязанность всех честных людей противодействовать по мере сил. (Л. Толстой. Война и мир.).

г) ПОКОЙНЫЙ – БЕСПОКОЙНЫЙ

Покойное лицо – беспокойное лицо. ○ Ипполит по крайней мере покойный дурак, а Анатоль – беспокойный. Вот одно различие, - сказал он. (Л. Толстой.

Война и мир.)

д) свитер, мн. свитеры и свитера, свитеров и свитеров [тэ]

7группа. Расшифруйте пометы, с помощью которых характеризуются слова в словаре. Отметьте пометы, которые уточняют экспрессивно-эмоциональную окраску слова.

прост.

шутл.

вульг.

устар.

высок.

нов.

разг.

спец.

мед.

ирон.

 

8группа. Распределите слова на группы в зависимости от того, из какого языка они были заимствованы. Дополните каждую группу собственными примерами.

 

из старославянского

из греческого

из немецкого

из английского

из французского

из итальянского

 

Слова: философия, финиш, режиссер, канцона, благонравие, футбол, бутерброд, икона, длань, ария, шлем, жанр, виолончель, фонарь, амплуа, лагерь, митинг, штаб.

 

9группа. Назовите крылатые слова, источником которых являются произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Горького, А. С. Грибоедова, А. П. Чехова. У. Шекспира, И. А. Крылова (по одному примеру для каждого автора). Не забудьте указать название произведения.

 

10группа. Многие имена славянского происхождения, скажем, Святослав, Владимир, являются сложными словами. Имя греческого происхождения Филипп – тоже сложное. Вспомните русские слова с соответствующими греческим корнями и скажите, что означает это имя. Выполните лексический разбор своего имени.

«певец коней»

«любвеобильный»

«певец природы»

 

«любящий коней»

«любящий природу»

 

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

 

Задания:

Каждое задание представляет собой исследование русского языка: первые пять - проверяют уровень изученной студентами темы и их умение самостоятельно формулировать правописание слов, отвечать на поставленные вопросы. Шестое задание дается на дом, так как предполагается работа с дополнительной литературой.

1. Распределите слова по группам. Сформулируйте вопрос о правописании этих слов:

фальш (?), стрич (?), стриж (?), брош (?), палач (?), плач (?), калач (?), ковш (?), мякиш (?), силач (?), береч (?).

2. Представьте себе, что вы нашли древнюю рукопись на забытом языке. Грамматика этого языка такая же, как у нас теперь, а смысл слов утрачен. Попробуйте догадаться, где нужно поставить ь. Что вам помогло выполнить это задание?

1) Мелестная девеж (?) притясла комейный боромож (?).

2) Лусый морош (?) увертел чуленую велоч (?).

3. Подчеркните орфограммы.

Бобровый пруд

Протекал в лесу тихий ручеек. Пришел к ручью бобёр. Наносил он сучьев, напилил острыми зубками молодых осинок. Построил зверек плотину. Разлился большой бобровый пруд. Завелись в пруду рыбки. Поселились на берегу лягушки. Свила у берега гнездо утка. Весело стало лесным жителям. Стрекозы комаров гоняют. Ласточки грудкой по воде чиркают, радостно щебечут. Прилетел черный аист, у воды на одной ноге подремал. Спасибо бобру! (По Н. Сладкову)

Укажите виды орфограмм, которые встречаются в этом тексте.

4. Наблюдая место разделительных знаков в словах, обучающиеся записали

результат работы в схеме:

ъ ь ь

Нужно ли дополнение в схему? Ответ аргументируйте.

5. Игра «Редактор». Исправьте ошибки, запишите текст. Выберите ответ. В тексте:

12 ошибок;

17 ошибок;

20 ошибок.

 

Муравьи

Весенние солнце пробут ото сна муравьев. Оживет муравейник. Муравишки выберутся из зимних квартир. они будут ченить свои жылищя. Муравьи принисут веточьки, сучья, сухую хваю. рыжие муравьи истребляют лисьных вридителей. Они помогут нам сохранить леса. Негубите жилища муравьев, нераскапывайте палкой муравиные кучи!

(По Г. Скребицкому)

6. Есть слова, правописание которых нельзя объяснить правилом. Какие это слова? Приведите примеры. Что нужно сделать, чтобы правильно написать такие слова. Как Вы запоминаете эти слова? (исследовательская работа дается на дом).

 

 

 

Морфемика, словообразование, орфография

 

Задания:

1группа. От следующих названий городов и местностей образуйте нарицательные существительные со значением «житель данного города/местности»:

Красноярск

Мариинск

Курск

Камчатка

Омск

Абакан

Якутск

2группа. Постройте словообразовательную цепочку из слов: мирить, примирение, мир, примирить, примиренчески, примиренец, примиренческий.

3группа. Докажите, что слова царапина, отметина, пробоина, зазубрина относятся к одному словообразовательному типу. Сформулируйте общее для них словообразовательное значение. Приведите примеры слов, образованных с помощью суффикса –ин-, но имеющих другое словообразовательное значение.

4группа. Образуйте существительные следующими способами:

префиксальным

суффиксальным

префиксально-суффиксальным

безаффиксным

сложением слов или основ

сокращением основ

лексико-семантическим

лексико-синтаксическим

морфолого-синтаксическим

5группа. В словах что, волчий, дам, гадаю, змея, змей, веселье, рисунок, две выделите окончания.

6группа. Соедините стрелками слово и способ его образования.

 

По-зимнему

 

Сушь

 

Ветвиться

 

Вчитаться

 

Насмехаться

 

Котик

 

МГУ

 

Трехметровый

Префиксально-постфиксальный

(или приставочно-суффиксальный)

Суффиксальный

 

Сложение в сочетании с суффиксацией.

Префиксально-суффиксальный

 

Безаффиксный

 

Сокращение основ

 

Префиксально-суффиксальный-постфиксальный

Суффиксально-постфиксальный

7группа. Один иностранец решил, что «кузница» - это жена кузнеца, а «кузнечик» - их сын. Почему он так решил?

 

 

Морфология и орфография

Задания:

1группа. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова.

Уже было совсем темно, когда князь Андрей въехал в Брюни и увидел себя окруженным высокими домами, огнями лавок, окон домов и фонарей, шумящими по мостовой красивыми экипажами и всею той атмосферой большого оживленного города, которая всегда так привлекательна для военного человека после лагеря. Князь Андрей, несмотря на быструю езду и бессонную ночь, подъезжая ко дворцу, чувствовал себя еще более оживленным, чем накануне.

2группа. Определив, какими частями речи являются слова в приведенных ниже предложениях, заполните таблицу. Выписывайте все слова, даже если они повторяются.

 

Было еще совсем светло, и только две женщины лежали на нарах: одна, укрытая с головой халатом, - дурочка, взятая за бесписьменность – эта всегда почти спала, - а другая – чахоточная, отбывающая наказание за воровство. Эта не спала, а лежала, положив под голову халат, с широко открытыми глазами, с трудом, чтобы не кашлять, удерживала в горле щекочущую и переливающуюся мокроту.

(Л. Н. Толстой. Воскресенье)

 

сущест-

витель-

ное

прилага-

тель-

ное

глагол

причас-

тие

деепри-

частие

наре-

чие

слово

катего-рии

состоя-

ния

местои-

мение

числи-тель-

ное

союз

пред-

лог

час-

ти-

ца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3группа. На какие группы делятся части речи. Если сможете, дополните схему.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.