Домашняя работа № 5 по теме «Пунктуация в сложносочиненном предложении» (Русский язык, 9 класс)
Домашняя работа № 5 по теме «Пунктуация в сложносочиненном предложении»
Пояснительная записка
Домашняя работа ставит своей целью закрепить знания девятиклассников пунктуации в сложносочиненном предложении, повторить синтаксис и пунктуацию в простом предложении. Также задания готовят к написанию сжатого изложения и к собеседованию. Материал может быть использован при дистанционном обучении.
Упражнения составлены на основе повести современной писательницы Елены Бодровой «Никому не нужно небо».
Упражнение 1. Прочитайте отрывок из повести Е.Бодровой «Никому не нужно небо» и выполните послетекстовые задания.
(1) Дома Александр заперся в своей комнате и не отвечал на тихие уговоры мамы выйти. 2) Александр лежал ничком на полу рядом с кроватью, как будто его выбросили из самолёта, а он неудачно приземлился, в паре сантиметров от спасения. 3) Так он себя и чувствовал. 4) Запер дверь, но не смог избавиться от основного источника горечи – от самого себя. 5) Если бы мог, выгнал бы себя из комнаты тоже. 6) Чтобы не было больше этого тяжёлого, как багровая ночная туча, разочарования.
7) Мама не стучалась, скреблась в дверь, скреблась застенчиво и робко, как не у себя дома. 8) И Александр даже позлорадствовал, сравнив её с тихой маленькой мышью. 9) Он ненавидел весь мир. 10) Хотелось его уничтожить, этот мир. 11) Александр от бессилия закусил зубами рукав рубашки. 12) Сухая ткань неприятно скрежетнула между челюстями, зубы резко заболели и резко же перестали. 13) В висках запульсировала кровь. 14) Александр разжал челюсти. 15) Сел на полу. 16) На столе завибрировал мобильник. 17) Александр не сдвинулся с места, уставился на свои носки. 18) Носки были обычными, однотонными, чёрными. 19) Уныние и скорбь. 20) Мобильник затих.
1. Укажите верные варианты ответов. Запишите номера выбранных вариантов без пробелов и запятых.
1. В предложении 12 грамматическая основа одной из частей ЗУБЫ ЗАБОЛЕЛИ.
2. В предложении 6 две грамматические основы.
3. Предложение 8 осложнено обособленным обстоятельством.
4.Предложение 4 сложносочиненное.
5. Предложение 19 простое односоставное назывное.
2. Замените предложения 1-6 одним сложносочиненным предложением.
3. Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информацию, заключенную в последнем абзаце, так, чтобы полученный текст не превышал 30 слов.
Упражнение 2. Составьте сложносочиненные предложения по картине современной художницы Ольги Симоновой «На пороге новой жизни», употребляя присоединительные и пояснительные союзы (5-7 предложений).
Избегайте типичных недочетов:
1) многосоюзия,
2) неуместного употребления союза для соединения двух предложений, в которых сказуемые выражены глаголами разных видов или разных времен.
3) помните о видовременной соотнесенности глагольных форм!
4) обратите внимание на оттенки смысловых значений присоединительных союзов: присоединительные союзы (тоже, также, да и, и, притом, причем и др.) служат для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих добавочные замечания.
5) обратите внимание на оттенки смысловых значений пояснительных союзов: пояснительные союзы (то есть, а именно, или и др.) выражают отношения пояснения.
Использованная литература
1. Валгина Н. С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. – М.: Логос, 2001. – 528 с.
2. Адрес изображения
https://ronner-knip.livejournal.com/382106.html?replyto=2618010
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Соколова Елена Борисовна
Легоцкая Вера Сергеевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Соколова Елена Борисовна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Кадырова Ольга Игоревна
Легоцкая Вера Сергеевна