Домашняя работа по русскому языку в 9 классе по теме «Пунктуация в сложносочиненном предложении»
Домашняя работа № 2 по теме «Пунктуация в сложносочиненном предложении»
Пояснительная записка
Домашняя работа ставит своей целью закрепить знания девятиклассников пунктуации в сложносочиненном предложении, повторить орфографию, в частности, слитное, раздельное и дефисное написание разных частей речи. Также одно из заданий готовит девятиклассников к собеседованию.
Материал первого упражнения составлен на основе повести современной писательницы Елены Бодровой «Никому не нужно небо».
Упражнение 1. Спишите, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в предложениях 4, 7, 10.
(1) И снова он (ни)чего и (ни)кого не видит есть только голос. (2) Голос (как)будто испуга(н,нн)о летит под купол и бьётся в витражи. (3) Давным(давно) Александр слышал от своего первого учителя что петь нужно так (что)бы трескались стёкла. (4) Но он не хочет разбивать а лишь коснуться звуком витража – яркой перегородки между ним и небом.
(5) Вдруг голос падает выскальзывает но Александр пытается его ухватить… (6) Всего мгновение Небов видит свою тень оставле(н,нн)ую на полу тусклой свеч..й но мгновение проходит и голос вновь летит под купол но на сердце легла непод..ёмная тень от свечи. (7) По лицам слушателей видно что они (ни)чего не заметили ведь это длилось всего долю секунды. (8) По лицу Ильи Алексеевича видно что он заметил. (9) Правая бровь его сдвинулась на ми(л,лл)иметр (в)верх на лбу появилась г..ризонтальная морщина-скобка. (10) Все пятеро участников ансамбля прекрасно понимают её значение и (в)первые её появлению поспособствовал Александр Небов. (По Е.Бодровой).
1. Устно объясните постановку тире в предложении 4.
2. Составьте схему предложения 10.
Упражнение 2. Рассмотрите и устно (не менее 10 предложений) опишите фотографию картины Инессы Морозовой. Обратите внимание на разнообразие синтаксических конструкций, используйте сложные предложения с разными видами связи, простые предложения, осложненные обособленными и однородными членами, сравнительными оборотами и вводными словами.
Инесса Морозова. Соло
Материал для справок
1. Почему художница назвала свою работу «Соло»? Как по-другому можно было бы назвать эту картину?
2. Докажите, что художнице удалось найти удивительно тонкие, чувствительные и проникновенные изобразительные средства и способы отражения детского мировосприятия.
3. Какие эмоции вызывает у вас картина?
4. Охарактеризуйте изображенного на картине мальчика. Какой он: усидчивый или непоседливый? Любознательный или равнодушный? Доверчивый или скрытный? Как вы это поняли?
5.Как вы считаете: мальчик позирует или живет своей жизнью?
6. Охарактеризуйте технику и колорит художницы. Какова их роль в передаче авторского отношения к герою произведения?
Использованная литература
1. Удивительный мир детства, застывший во времени на картинах художницы Инессы Морозовой. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
https://worldartdalia.blogspot.com/2020/05/blog-post_39.html (дата обращения 5.08.21)
2. Адрес изображения
https://conncept.ru/mir-detstva-v-kartinah-inessy-morozovoj/
Ирина Владимировна Казарцева
Горбачёва Марина Юрьевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна