Эссе «Домашняя работа одна из важных форм обучения»
ЭССЕ
Домашняя работа одна из важных форм обучения
Воспитатель учебного курса
ФГКОУ «Оренбургское ПКУ»
Степанов Владимир Николаевич
"Домашние учебные занятия являются существенно необходимым условием учебной деятельности; способность прочно усваивать и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе …" Н. Запольский, 1884 г.
"Домашнее задание - одно из печальных недоразумений наших дней".
В.Куницкий, 1902 г.
В представленных высказываниях известных педагогов XIX и XX вв. заключена проблема, которая волнует педагогов и ученых-методистов на протяжении многих лет. Как только домашнее задание стало частью образовательного процесса, сразу появились его сторонники и противники. Например, основоположник классно-урочной системы чешский педагог Я. А. Коменский был противником домашних заданий. Противоположного мнения придерживалась теоретик и организатор советской педагогики и системы народного образования Н. К. Крупская. С её точки зрения, учащиеся должны были учиться самостоятельно овладевать знаниями, а домашние задания нужны для развития этих способностей. К.Д. Ушинский считал, что работа дома – одна из главных форм самостоятельной деятельности ученика. Писатель Лев Толстой отменил в своей Яснополянской школе домашние задания, назвав это времяпрепровождение «испорченным вечером ученика». В Китае вообще не задают домашних работ.
Почему же вопрос о домашнем задании вызывает столько споров и противоречивых мнений? Рассмотрим само понятие «домашнее задание».
Выполнение учащимися домашних заданий является одной из форм обучения. Под домашней учебной работой следует понимать самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изученного на уроке материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, а также по совершенствованию умений и навыков самостоятельно пополнять, расширять и укреплять знания. Домашняя работа – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни. Она развивает навыки самостоятельной работы, поисковую активность, умение контролировать время.
Проблема качественного выполнения домашнего задания в современной школе актуальна. Как показывает практика, его часто выполняют некачественно или не выполняют вовсе. Спектр причин достаточно разнороден. Выделим наиболее распространенные с точки зрения нашего педагогического опыта.
неумение учащимися организовать свое время, отсутствие твердо установленного режима дня, рассеянность, отсутствие сосредоточенности.
Что за наказание
Домашнее заданье!
Я учу ведь целый день!
Мне не скучно, мне не лень!
Телевизор я смотрю,
Сочинение пишу.
Новости смотреть не забываю
И задачки все решаю.
Очень сильно я устал.
Все писал, читал, решал.
Переделал много дел,
А решить все не успел
Ну что за наказанье
Домашнее задание!
Данная причина может привести к фрагментарному, поверхностному усвоению изучаемого материала.
Выполнение письменных заданий многими школьниками осуществляется без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Вследствие этого обучающиеся допускают существенные недочеты и ошибки в выполняемых заданиях.
В средних классах у учеников 10-19 предметов, по которым задают домашнее задание, договориться об объёмах которого весьма сложно и практически невозможно. Возникает опасность перегрузки учащихся, потери интереса к учебной работе, а, следовательно, и к внутреннему неприятию самого факта необходимости выполнять домашнюю работу.
Приведем пример. Учебный день в 7 классе.
В процессе домашней подготовки школьнику нужно прочитать 10-15 страниц по литературе, 5-10 страниц по истории, 3--5 страниц по биологии и 1-1,5 страницы по математике. В среднем – 30-35 страниц научного текста, который нужно не только прочитать, но осмыслить и запомнить. Кроме того, многие школьники посещают различные кружки и секции, что также сокращает время выполнения домашнего задания.
Перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но и слабой подготовкой обучающихся на уроке к его выполнению.
В методической и педагогической науке уже доказано, что выполнение домашнего задания необходимо (В.А. Сидоренков, А.Д. Дейкина, Г.М. Кулаева).
Организация домашней учебной работы школьников, несомненно, самая трудная составляющая учебно-воспитательного процесса. Как помочь ребенку справиться с трудностями? Как объяснить, что домашние учебные занятия являются существенно необходимым условием учебной деятельности (Н. Запольский)? Для начала нужно объяснить, что выполнение домашнего задания – это его обязанность, которую он должен принять как данность. Его выполнение необходимо для развития ученика, его личностного роста. Так, приведем пример из книги «Русские дуэлянты» (сост. С.А. Ловатова - Изд.: Аркаим, 2003 г.):
Генерал Ушаков, командир Волынского гвардейского полка, уезжая в отпуск, сдал командование старшему полковнику Ралю. По возвращении из отпуска и при приеме полка обратно между Ушаковым и Ралем произошел крупный разговор, а затем и вызов на дуэль.
У Раля было огромное семейство, и поэтому он просил отсрочить поединок на две недели, чтобы иметь время привести в порядок свои дела и не оставить семейству путаницы. Он стрелял превосходно, а Ушаков весьма плохо. Но последний воспользовался отсрочкою и каждый день упражнялся в стрельбе из пистолета и набил себе руку. Роковой день настает. Раль стреляет первый и попал бы прямо в сердце противника, если бы не золотой образ, благословение матери, по которому пуля проскользнула, не задев Ушакова. Раль был убит наповал. Отсрочка дуэли на две недели была для него гибельна: она дала возможность его противнику из плохого стрелка сделаться хорошим.
Данный пример наглядно показывает, что самостоятельная подготовка (домашнее задание) вне зависимости природных способностей поможет ученику стать более успешным.
В качестве еще одного подтверждения этого аргумента приведем высказывание публициста Д.И. Писарева:
Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
Замечательные слова И. Канта подтверждают нашу идею о необходимости старательного выполнения домашнего задания:
«Занятия в школе могут только вдолбить в ребенка все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд».
Домашняя самостоятельная работа требует четкой организации в процессе выполнения. Необходимо обеспечить условия работы: привычное рабочее место с соблюдением гигиенических требований, привычный распорядок дня. В этом случае у школьника быстро выработается необходимая установка. Когда он садится за привычный стол, быстро возникает рабочий настрой, желание приступить к работе.
Несмотря на то, что домашняя работа – это самостоятельное выполнение учебных задач, мы считаем, что помощь в его выполнении нужна как со стороны родителей, так и классных руководителей. Важно выбрать «золотую середину», не переусердствовать. Важно помнить: то, что сегодня ребёнок делает с помощью родителей, завтра он сможет выполнить сам, если делать дело с ним, а не за него. Данную мысль подтверждает психолог Ю.Б. Гиппенрейтер: «Если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему. При этом возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте делать ему самому. По мере освоения ребёнком новых действий постепенно передавайте их ему»
Конечно, все дети разные, проблемы остаются. Наша задача – помочь детям решить их или минимизировать. На наш взгляд, самое надежное средство здесь – взаимопонимание с учащимися. Там, где прочно налажена связь со школьниками, где дети знают, что домашние задания даются для их же пользы, они сами информируют и родителей, и учителя о своей загруженности и о днях, когда они особенно заняты подготовкой уроков. Учителя, классные руководители и родители вместе со своими учениками ищут и находят разумный выход из положения.
Вернёмся к высказываниям Н. Запольского и В.Куницкого. Организация, выполнение и контроль домашнего задания – проблема всех участников образовательного процесса. Мы должны донести до учеников, что выполнение домашнего задания – это условие его личностного роста. Наша задача состоит в помощи ученику в решении проблем, возникающих в процессе подготовки домашнего задания. Поэтому, безусловно, мы согласны с мнением Н. Запольского: «Домашние учебные занятия являются существенно необходимым условием учебной деятельности; способность прочно усваивать и верно применять сообщённый материал не может быть достигнута одной деятельностью в классе …»