12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Грибанова Ирина Эдуардовна5191
Стаж работы по профессии - 31 год, высшая квалификационная категория.
Россия, Ставропольский край, с.Камбулат
Материал размещён в группе «Учитель и Интернет»
4

Дистанционное обучение педагогов как одна из форм повышения квалификации

Грибанова Ирина Эдуардовна

Семинар РМО учителей русского языка и литературы

Выступление по теме:

«Дистанционное обучение педагогов как одна из форм повышения квалификации».

В настоящее время в условиях модернизации школьного образования бурно развивается дистанционное образование. Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Принципиальным отличием дистанционного образования является переход от принятого в традиционных видах образования (как очном, так и заочном) «движения учащихся за знаниями» к «движению знаний к учащимся». Использование методов дистанционного образования позволяет получать качественное образование в отдаленных районах, реально учиться без отрыва от основной работы, обучать лиц с физическими недостатками, значительно снизить командировочные расходы для получающих образование и т.д. Использование современных средств электронных коммуникаций позволяет обеспечить с умеренными финансовыми затратами контакт между обучаемым и преподавателем, удаленными друг от друга.

Сегодня, несмотря на достаточно активное распространение информационных технологий, компьютеров и Интернета и даже огромного количества дистанционных курсов для учащихся, дистанционное обучение педагогов (ДО) для многих все еще кажется необычным, а зачастую и неприемлемым. Соответственно остается осторожное отношение, как к самой форме организации обучения, так и к процессу и результатам дистанционного обучения. Но менять свое отношение нам, педагогам, к такой форме обучения придется, если мы хотим соответствовать тем требованиям к образованию, которые сейчас предъявляет современное общество.

Как показал мой опыт, сегодня дистанционный курс – это мощная система, учитывающая специфику дистанционной формы организации обучения, имеющая профессиональную техническую и технологическую поддержку, отлаженные каналы коммуникаций, позволяющие очень оперативно и полноценно взаимодействовать обучающимся между собой, а также с преподавателем и получать быструю обратную связь.

ДО – это полноценная форма организации обучения, позволяющая эффективно удовлетворять новые образовательные потребности людей и имеющая, кроме того, ряд серьезных преимуществ перед традиционным очным обучением.

Характерными чертами дистанционного обучения являются:

1.      Гибкость: обучаемые по системе дистанционного образования (СДО) в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Обучаемый имеет возможность на организацию своего обучения в необходимом временном ритме, необходимом ему для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

2.      Модульность: в основу программ дистанционного образования положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

3.      Экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что дистанционное образование обходится на 50% дешевле традиционных форм образования. Опыт отечественных негосударственных центров дистанционного образования показывает, что их затраты на подготовку специалиста составляют примерно 60% от затрат на подготовку специалистов по дневной форме. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий дистанционного обучения на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

4.      Новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др. Он управляет учебными группами взаимоподдержки, помогает обучаемым в их профессиональном самоопределении. Асинхронное, как правило, взаимодействие обучаемых и преподавателя в системе дистанционного образования (СДО) предполагает обмен сообщениями путем их взаимной посылки по адресам корреспондентов. Это позволяет анализировать поступающую информацию и отвечать на нее в удобное для корреспондентов время. Методами асинхронного взаимодействия являются электронная голосовая почта или электронные компьютерные сети.

5.      Специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в дистанционном образовании используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы. Следует особо подчеркнуть, что решение проблемы контроля качества дистанционного образования, его соответствия образовательным стандартам имеет принципиальное значение для успеха всей системы образования. От успешности ее решения зависит академическое признание курсов дистанционного образования, возможность зачета их прохождения традиционными учебными заведениями. Поэтому для осуществления контроля в СДО должна быть создана единая система государственного тестирования.

6.      Использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения - эта совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. Обучающая технология строится на фундаменте определенного содержания и должна соответствовать требованиям его представления. Содержание предлагаемого к освоению знания аккумулируется в специальных курсах и модулях, предназначенных для дистанционного курса и основанных на имеющихся в стране образовательных стандартах, а также в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т.д.

7.      Опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном системы дистанционного образования являются средства телекоммуникации и их транспортная основа. Они используются для обеспечения образовательных процессов:

8.      необходимыми учебными и учебно-методическими материалами;

9.      обратной связью между преподавателем и обучаемым

10.    обменом управленческой информацией внутри системы дистанционного образования;

11.    выходом в международные информационные сети.

К несомненным преимуществам дистанционного обучения относятся:

Возможность обучения территориально удаленных участников. Посылать преподавателей в отдаленные районы — достаточно дорогое удовольствие, а это, в конечном итоге, сказывается и на стоимости обучения. Да и не каждый преподаватель или обучающийся имеет возможность на несколько дней, а то и месяцев, покинуть родной город. Для ДО нет необходимости в далеких и затратных путешествиях, достаточно всего лишь иметь доступ к Интернет и электронной почте.

Экономия времени. Когда человек проводит пять дней в учебном классе, он, естественно, отсутствует на рабочем месте, и часто такие потери рабочего времени в первую очередь для педагога бывают недопустимы. ДО позволяет учиться в свободное от основной работы время, составляя гибкий график обучения.

Адаптированный под участников стиль обучения. Многие слушатели не могут сидеть в классе — их не устраивают темпы и ритм обучения, им проще учиться самостоятельно. Если человек привык работать самостоятельно и достаточно хорошо мотивирован, знает свой стиль обучения, то ДО для него — идеальный способ обучения.

Еще один важный момент. В нашем динамичном мире постоянно возникают новые образовательные потребности, удовлетворить которые традиционные методы не могут. А сделать это могут немногие специально обученные педагоги. Естественно они не в силах очно обучить всех желающих. Поэтому ДО становится палочкой-выручалочкой для очень многих людей, желающих приобрести новые актуальные знания и умения. Конечно, большую роль играет самообразование, но, согласитесь, намного удобнее делать это под руководством профессионала – тьютера.

Многие специалисты считают, что в ближайшем будущем дистанционное обучение по своей востребованности сравняется с традиционным обучением, а затем выйдет на первые позиции.

Добавлю лишь, что по прогнозам некоторых мировых исследователей в ближайшем будущем половина всего мирового образования будет осуществляться дистанционно. Наверное, подобное заявление звучит слишком громко. Но тенденция такова, что дистанционные курсы и услуги преподавателя дистанционных курсов будут востребованы еще очень долгое время.

Да и как нам, педагогам, можно давать детям то, в чем мы еще сами не «поварились»?

В настоящее время существует большое число дистанционных курсов повышения квалификации учителей.

Выводы

Дистанционное обучение в мировой практике одна из утвердившихся форм обучения.

Дистанционное обучение востребовано обществом, пользуется популярностью.

Дистанционное обучение - наиболее демократичная форма обучения, позволяющая получить образование широким слоям общества вне зависимости от места проживания.

Методы дистанционного обучения применяются в школьном образовании, системе повышения квалификации учителей, в системе подготовки управленческих кадров.

Недавно я прошла краткосрочное обучение на федеральных курсах по теме «Сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса». Всё обучение проводилось дистанционно. Получив логин и пароль входа на сайт ДО, я смогла ознакомиться с лекциями и данными опыта работы по моей теме в других школах. По каждой теме для выполнения были даны практические работы, темы для участия в форумах группы. Выполнив практические работы, я отослала их по необходимому адресу. Затем были две недели ожидания и постоянного заглядывания на сайт. Вскоре на сайте были опубликованы оценки результатов моего труда: 98%. Всё! Спустя некоторое время нашу группу собрали для очного этапа курсов – всего-то 4 дня! Но мы много нового узнали за этот период, познакомились поближе с опытом нескольких школ по теме здоровьесбережения учащихся, побывали в центре «Здоровье» (база школы №21 г.Ставрополя). Конечно, не обошлось и без сдачи зачёта. Его успешно сдали все!

 

Представлю краткую характеристику наиболее популярным в сети ресурсам, приемлемых для повышения своей квалификации.

www.dlmsk.fio.ru - Центр дистанционного обучения при Федерации Интернет-образования. Все курсы здесь бесплатны, группы формируются по мере поступления заявок. Тематика курсов определена профилем организации – использование Интернет-технологий в образовательной деятельности. Курсы направлены как на освоение Интернет-технологий, так и на внедрение их в образовательный процесс.

www.eidos.ru - центр дистанционного образования «Эйдос» вызывают неизменный интерес для тех, кто: 
а) хотел бы практически освоить ту или иную тему курса,
б) хотел бы сам научиться проводить дистанционные курсы.

www.botik.ru/~robot Это сайт Роботландского университета

Предприятие "Роботландия" многие годы занимается проектированием, разработкой и внедрением программно-методических систем для общеобразовательной (в первую очередь, начальной) школы. Несколько последних лет усилия "Роботландии" направляются на отработку различных форм дистанционного обучения школьников и учителей.

http://escc.narod.ru. Дистанционные курсы для самых разных категорий населения предлагает и ЕШКО – Европейская школа корреспондентского обучения. Материалы высылаются по обычной почте. Курсы рассчитаны в среднем на 7-8 месяцев и оплату $ 7-15 в месяц. Тематика курсов – языки (английский, немецкий, французский, испанский), компьютер (делопроизводство, дизайн), хобби-курсы (кройка и шитьё, вязание, астрология и т.п). 

Многие учебные заведения предлагают дистанционное обучение и повышение квалификации. Подробнее об этом можно узнать по адресу http://teacher.fio.ru - проект Учитель.ru/ Справочная служба / каталог ссылок / дистанционное образование.

Опубликовано в группе «Учитель и Интернет»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.