12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Прожога Татьяна Юрьевна48
1

Статья «Домашняя работа как одна из организационных форм обучения»

МИнИстерство ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Образовательная организация высшего профессионального образования

«ГорлОвский Институт ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

Кафедра ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Курсовая работа

по педагогике

на тему: ДОМАШНЯЯ РАБОТА КАК ВИД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ

Студентки 4 курса 414 группы

Направление подготовки 45.03.01 филология

специальности английский язык и литература

Прожоги Татьяны Юрьевны

Научный руководитель: к.п.н., доцент

Погромская Анна Ивановна

Национальная шкала ________________

Количество баллов: __________Оценка: ECTS _____

Члены комиссии ________________ ___________________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

________________ ___________________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

________________ ___________________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

Горловка

2016


 

  1.  Домашняя работа как одна из организационных форм обучения

Домашняя работа по Коджаспировой Г. М. – это форма организации учебного процесса, а также самостоятельная работа учащихся, которая выполняется самостоятельно без непосредственной помощи учителя, но под его влиянием.

Харламов И. Ф. выделяет сущность домашней работы в самостоятельном выполнении задания по повторению или более глубокому изучению материала, применение изученного материала на практике. Также домашняя работа помогает развить творческие способности в совершенствовании умений и навыков.

Домашняя работа является одной из дополнительных организационных форм обучения. Целью данной работы является формирование умений и навыков самостоятельной работы и подготовка учащихся к самообразованию. От классной работы она отличается тем, что происходит без непосредственного участия учителя. Самостоятельная работы имеет следующие характеристики: самостоятельность, активность, сознательность и инициативность школьника. Ученик самостоятельно выбирает место выполнения домашней работы, время и темп работы. Домашняя работы несет в себе не только образовательный характер, но и воспитательный, т.к. у учеников формируются навыки самостоятельной работы, появляется ответственность, аккуратность, усидчивость и другие качества, необходимые для развития личности. Домашнее задание можно разделить на следующие виды:

- задания, направленные на помощь ученикам в восприятии нового материала;

- задания, направленные закрепление знаний, умений и навыков учащихся;

- задания для применения полученных знаний на практике;

- задания для развития творческого потенциала школьников.

Каждый из видов заданий может носить как индивидуальный характер (выполнение заданий индивидуально каждым учеником), так и групповой (задания выполняются группой учащихся). Задания составляются с учетом возрастных особенностей школьников: 1-2 класс – от 1 до 1,5 часа; 3-6 классы – от 2 до 2,5 часа; 7-8 класс – 3 часа и 9-11 класс – до 4 часов. Задания-минимум даются одинаково для всех учеников класса, но для тех, кто проявляет особый интерес и стремление в изучении материала даются задания-максимум.

Домашнее задание должно выводить ученика на новый уровень изучения материала, пробуждать интерес и стимулировать любознательность. Главный признак домашней работы – поисковый характер задания. Это означает, что домашнее задание не должно сводится к зазубриванию того материала, который учитель представлял в классе, решению аналогичных задач, которые ученики делали в классе. Учащимся должна быть предоставлена возможность в выборе домашнего задания и каждое из заданий должно быть тщательно проинструктировано учителем.

Домашнее задание должно включать в себя:

- усвоение изучаемого материала по учебнику;

- выполнение устных и письменных упражнений из учебника;

- выполнение творческих работ;

- подготовка рефератов и докладов в средней и старшей школе;

- проведение наблюдений, практических и лабораторных работ;

- изготовление диаграмм, таблиц, схем по изучаемому материалу.

Помимо обязательного домашнего задания для всех школьников, существует также дополнительное индивидуальное домашнее задание. Они предназначены для того, чтобы заполнять пробелы в знаниях учащихся, а также для увеличения тренировочных упражнений для выработки практических умений и навыков. Для хорошо успевающих учеников даются задания повышенной трудности с целью развития их творческих способностей и наклонностей.

Однако, помимо самостоятельной направленности обучения, существует ряд недостатков домашней работы. Многие школьники при выполнении домашнего задания сбиваются при чтении материала, не умеют делить его на отдельные смысловые части и не пытаются осуществить самоконтроль за усвоением полученных знаний. Вторым главным недостатком домашней работы в школе является неумение учеников организовывать свое рабочее время, твердо установленный режим работы. Это приводит к неэффективному и поверхностному изучению материала и к поспешности в работе.

Третий недостаток характеризуется тем, что большинство письменных и устных упражнений выполняются без предварительного изучения необходимого теоретического материала. И, как правило, ученики допускают большое количество ошибок при выполнении заданий, и не могут провести параллели между теоретическим и практическим заданиями. Однако большинство проблем возникает из-за того, что учитель, желая, чтобы ученики больше времени уделяли именно его предмету, задают слишком объемные и трудные задания.

Существует несколько правил при выполнении домашнего задания:

1. Для успешного процесса осмысления и усвоений знаний необходимо вдумчиво учить уроки не один раз, а повторять на протяжении определенного количества времени. Только при таком подходе происходит осмысленное запоминание материала и знания сохраняются на долгое время.

2. Домашнее задание необходимо начинать в день его получения. Изученный материал начинает забываться практически сразу после его восприятия, приблизительно через 10-12 часов. Поэтому важно провести работу по закреплению материала, чтобы предотвратить забывание знаний, полученных на уроке.

3. Прежде, чем приступить к выполнению заданий, необходимо создать благоприятный психологический фон. Именно правильно созданная психологическая атмосфера гарантирует успех выполняемого задания.

4. Если домашнее задание состоит в выполнении заданий из учебника и тетради, то лучше начинать выполнение именно с учебника. Для начала нужно вспомнить тот материал, который был представлен на уроке. Затем следует приступить к чтению параграфа, выделить в нем важнейшие правила, пункты, выводы для того, чтобы глубоко понять и усвоить изучаемый материал. Для этого можно выполнять следующие рекомендации: чтение вслух, пересказ прочитанного, составление плана, ответы на вопросы из учебника и т.д. Если в процессе проверки изученного материала возникли трудности, то следует еще раз обратиться к учебнику или дополнительной литературе. Ушинский К. Д. обозначал, что в процессе самоконтроля усвоенных знаний достигается более высокая степень сосредоточенности внимания на восприятие и усвоение необходимых знаний, и именно поэтому они лучше и прочнее запоминаются.

5. Перед тем, как приступить к выполнению практических заданий, необходимо для начала просмотреть упражнения по теме, которые выполнялись на уроке. Затем важно продумать теоретический материал, который использовался в процессе их решения.

6. Между домашними заданиями по различным предметам очень важно делать перерыв на 15 минут и менять вид деятельности. Доказано, что после усвоения полученных знаний процесс запоминания продолжается и после того, как ребенок прекратил выполнять учебную работу.

7. Во время перерывов между занятиями нежелательно заниматься делами, которые имеют сильное внешнее воздействие: вступать в дискуссии, смотреть телевизор и т.д. Лучше совершать прогулку на свежем воздухе, заниматься легкой физической работой. Это помогает не отвлекаться на постороннее предметы и помогает содержать умственную деятельность в нормальном нервном напряжении.

8. Важную роль в усвоении нового материала играет время и место выполнения задания. Школьникам следует выполнять домашнюю работу каждый день в одно и то же время, и на одном и том же месте. Данная процедура позволяет быстро сосредоточить внимание на выполнении заданий, а также помогает приучить дисциплинированности и упорядоченности процесса обучения.

9. После выполнения домашнего задания по урокам, которые были сегодня, необходимо сделать 30 минутный перерыв и повторить материал, который был задан на следующий день.

10. Непосредственно перед сном учащиеся должны уделить около 10 минут на повторение изученного материала по учебникам. Это способствует более прочному запоминанию изучаемого материала [20, с. 425].

В данном пункте мы рассмотрели сущность и основные свойства домашнего задания, выделили достоинства и недостатки домашней работы на современном этапе обучения, а также определили правила при выполнении домашней работы. В следующем пункте мы рассмотрим роль самостоятельной работы в процессе обучения.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.