Презентация «Логочас как одна из форм коррекционной работы с детьми ОВЗ»
МБДОУ «Детский сад «Солнышко» учитель-логопед: Мишустина Алена Викторовна Логочас как форма коррекционно-развивающей работы педагогического коллектива с детьми ОВЗ
Совместная коррекционная работа предусматривает решение следующих задач Воспитатель: закрепляет сформированные первичные речевые навыки Логопед: формирует первичные речевые навыки у детей логопатов
Обсуждение результатов совместного изучения детей, которое велось на занятиях и в повседневной жизни Совместная подготовка ко всем детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его) Совместное планирование занятий воспитателя, обеспечивающие необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей Разработка общих рекомендаций для родителей
Изучение уровня речевых и познавательных особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. Работа по коррекции звукопроизношения. Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Работа по коррекции слоговой структуры слова. Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. Деятельность учителя-логопеда предусматривает
Задачи воспитателя Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. Формирование связной речи (заучивание стихотворений, потешек, текстов и т.д.) Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда.
Для того чтобы индивидуальная работа не была формальной, а приносила бы определенные положительные результаты и являлась надежным подспорьем в общей коррекционной работе, воспитателю необходимо четко знать, ЧТО и КАК требовать от ребенка. ЭТО ВАЖНО ВОСПИТАТЕЛЬ ДОЛЖЕН В совершенстве владеть комплексом артикуляционных упражнений, используемые в устранении дефектных звуков и не просто их знать, а грамотно уметь показать то или иное упражнение ребенку. Воспитателю надо знать и использовать различные приемы развития звукового анализа и синтеза. Воспитателю необходимо использовать разные виды показа: ЗРИТЕЛЬНЫЙ(на себе, на схеме, на ребенке); СЛУХОВОЙ (утрированное произношение отрабатываемого звука).
Логочас Длительность подгруппового занятия 20 - 25 мин., индивидуального - от 5 до 15 мин. На подгрупповое занятие берется от 3 до 6 детей. Формы: подгрупповые, индивидуальные, один раз в неделю логочас проводится в виде сюжетно-ролевой игры. Коррекционная работа вне занятий проводится во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях. Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день Основные направления работы воспитателя Артикуляционная гимнастика – выполняется сидя перед зеркалом 3-5 раз в день. Продолжительность ее - 10-15 мин. В случае если ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, новые упражнения не вводятся, а продолжается отработка старого задания. Корригирующая мини-гимнастика Проводится для профилактики нарушения осанки и стопы, выполняется ежедневно после сна.
Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения - 3 мин. Упражнения и игры на развитие мелкой моторики (использование шнуровок, массажных валиков, пальчиковых гимнастик и т.д.)- 2 мин. Упражнения на автоматизацию звуков (произнесение изолированного звука, проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук) - 4 мин. Физкультминутка - 2 мин. Упражнения и игры на развитие фонематического слуха (пример: хлопнуть в ладоши, когда услышишь звук «А»; придумать слово на звук «Н», выделить на какой звук начинается слово «Мак» ) – 7 мин. Повторение лексико -грамматических упражнений (пример: согласование числительного с существительным –«5 книг», изменение окончаний в падежных конструкциях – «Нет чего? - Встали, подошли к чему? - к столу и т.д.») – 3 мин. Повторение скороговорок, коротких рассказов, стихов – 2 мин. Индивидуальная работа Структура логочаса
Зеркала Наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам ( пример: Цветные картинки овощей, фруктов, животных и т.д.) Наглядно-иллюстративный материал по фонетическим группам (пример: звуковички, фишки для звуко-буквенного анализа и т.д) Сюжетные картинки для работы над фразой Игрушки для совершенствования речевого дыхания (вертушки, Игры для совершенствования мелкой моторики (пример: шнуровки, сухой бассейн, пальчиковая гимнастика) Пособия для развития зрительной памяти (пример: мелкие игрушки, предметные картинки и т.д.) Лингвистический материал для речевого центра
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя В тетради по взаимодействию со специалистами воспитатель указывает вид занятия, тему, задачи и конспектирует на свое усмотрение ход. В эту тетрадь логопед записывает воспитателю задания для логопедической работы с отдельными детьми. Воспитатель отмечает для логопеда, кто из детей не справился с тем или иным заданием, чтобы по возможности включать эти задания в индивидуальную работу.
Работая по тетради взаимодействия с логопедом, воспитатель не только четко выполняет конкретные задания, но и творчески преобразует их, внося добавления в ход игр, наполняя собственным материалом. Для этого воспитатель должен иметь дополнительный дидактический материал, наглядные пособия, игры по всем разделам развития речи.
ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ЛОГОЧАСА НА НЕДЕЛЮ
Необходима согласованность в действиях логопеда и воспитателя. Воспитатель не должен действовать в разрез с тем, что спланировал логопед, проявление своей инициативы порой сказывается не лучшем образом в коррекционной процессе работы. Для осуществления успешной речевой коррекции важно системность и последовательность в работе, а также правильное понимание воспитателем общей проблемы и личная его заинтересованность в осуществлении совместной коррекционной работы. Следует помнить, что для успешной коррекционной работы: