Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса

5
0
Материал опубликован 21 October 2020 в группе

Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса

    С каждым годом в жизнь человека приходят различные инновации, которые помогают ему в повседневной жизни. Во времена высоких технологий трудно найти человека, который бы не знал о всемирной паутине – интернете. Благодаря сети интернет, общество получило огромные возможности безграничного общения, передачи информации, ведения бизнеса, а также появились новые формы обучения.

  Современная образовательная деятельность главной целью определяет обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Обновление образовательной деятельности, достижение нового качества образования связывают с информатизацией образования, оптимизацией методов обучения, активным использованием технологий открытого образования. При этом основная роль отводится общеобразовательной школе, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.  Перед системой образования встает глобальная проблема — своевременно подготовить людей к новым условиям жизни и профессиональной деятельности в высокоавтоматизированной информационной среде обитания. Она должна обеспечить формирование у людей новых знаний, умений, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, а также нового, целостного миропонимания и информационного мировоззрения. В настоящее время в систему образования активно внедряются дистанционные образовательные технологии.

   На сегодняшний день отсутствует единое толкование сущности и содержания понятия "дистанционное обучение». Существуют многочисленные трактовки этого понятия, отражающие многообразие подходов к его пониманию. В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводится следующее определение: дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом, с помощью, специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное обучение является одной из форм непрерывного образования, которое призвано реализовать права человека на образование и получение информации.

   В своем определении дистанционного обучения Евгения Семеновна Полат делает акцент на то, что дистанционное обучение – это форма обучения, которая требует дополнительное финансирование на средства новых информационных и коммуникационных технологий, мультимедийных средств, средств видеосвязи, иную форму взаимодействия учителя и учащихся, учащихся между собой. При этом дистанционное обучение также опирается на общедидактические методы обучения разработанных И. Я. Лернером: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они охватывают всю совокупность педагогических актов взаимодействия преподавателя и обучающихся.

  В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно ориентированной системе образования.

  При такой форме обучения каждый человек может пройти обучение в любом образовательном учреждении, не выходя из дома. При этом используются такие виды дистанционного обучения как индивидуальные электронные курсы; коллективные видеоконференции, чат – классы в рамках учебного онлайн – процесса; асинхронные формы, когда обучающиеся на общих образовательных платформах в различное время оставляют свои вопросы и ожидают обратной связи.

  Как и любая система обучения, дистанционное обучение имеет свои достоинства и недостатки. Среди очевидных плюсов обучения являются свободный график освоения дисциплины; возможность совмещать его с работой. Данная форма подходит для тех, у кого есть стремление к саморазвитию и повышению своей квалификации, раскрытию возможностей и умений. Но при этом дистанционное обучение требует от человека умея организовать себя и своё время, что является существенным недостатком при обучении детей в школе.  Для получения успешного результата главным в этой системе является высокая мотивация ученика на «добывание знания» - это первое, что должно быть сформировано у ребенка. Обучаясь дистанционно, ученик лишен учителя, который, находясь рядом, обязательно бы подсказал, направил, если надо — заставил.

  В процессе дистанционного обучения в школе учителя используют такие формы учебной деятельности как онлайн – занятия, видеолекции, аудиофайлы, индивидуальные консультации, кейс – технологии. Кейс – технологии включают в себя теоретический, практический материал, итоговое задание, инструкцию по работе с кейсом, рефлексию. В качестве рефлексии используются синквейн, хокку, диаманту, трехминутное эссе, выбор афоризма, лестница успеха и др. На этапе актуализации знаний используются видеофайлы, презентации, аудиофайлы или задаются проблемные вопросы. Новую тему изучают при помощи презентаций, интерактивных заданий. Для более углубленного изучения темы используются ссылки на задания для самостоятельной работы.

   Самостоятельная работа обучающихся может включать следующие формы: работа с электронным учебником, просмотр видеолекций, прослушивание аудиофайлов, компьютерное тестирование, изучение учебных и методических материалов, которые отправляются обучающимся учителю.

  Таким образом, инновационные формы организации образовательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала, но и предоставляют новые возможности для развития творческих способностей одаренных учеников, постоянно стимулируя их личностный рост. Также дистанционные технологии помогают учителю  повысить качество образования по  предмету,  сформировать универсальные учебные действия   в современной цифровой коммуникационной среде.

Библиографический список

1. Алешкина О. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Дистанционные образовательные технологии — ключ к массовому образованию XXI века [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.).  — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 63-65.

2. Полат Е. С., Бухракина М. Ю., Моисеева М. В. Теория и практика дистанционного обучения. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 416 с.

3. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/05/16/distantsionnoe-obuchenie-shkolnikov-printsipy-i-sredstva

4. https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/distancionnoe-obuchenie-odna-iz-form-o/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.