ДОП «Радуга ритма»
- Пояснительная записка
Цель программы: обучение детей творческому исполнению в детском ансамбле, формирование социально значимых личностных качеств и развитие творческих способностей посредством слушания, исполнительства, общения и самовыражения.
Задачи программы:
Обучающие:
1.Расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
2.Знакомить детей с приёмами игры на детских музыкальных инструментах.
3.Знакомить детей с равномерной ритмической пульсацией и простейшим ритмическим рисунком, динамикой и темпом, используя «звучащие жесты» и игру на различных детских музыкальных инструментах.
4.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
5.Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных инструментах.
6.Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной жизни.
Воспитательные:
1.Активизировать внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость.
2.Направлять детей управлять своим поведением и планировать свои действия.
3.Воспитывать творческую инициативу.
4.Формировать сознательные отношения между детьми.
Развивающие:
1.Способствовать становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость.
2.Развивать память и умение сконцентрировать внимание.
3. Развивать мышление, аналитические способности.
4. Развивать мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук.
5.Способствовать координации двигательных функций организма.
6.Развивать любознательность, фантазию, творческие способности, музыкальный вкус.
Актуальность программы определяется запросом со стороны родителей на программы художественно-эстетического развития дошкольников, материально-технические условия реализации которого имеются на базе ДОУ.
Отличительной особенностью программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами музыки, где дошкольник выступает в роли композитора, исполнителя, слушателя;
Новизна программы в том, что, она направлена на формирование общей культуры развития личности, сохранения и укрепления здоровья. В программе используются инновационные современные педагогические технологии, основанные на принципе личностного – ориентированного подхода. Такая как, здоровье – сберегающая О. Арсеневская – « Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду».
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности является игра на детских музыкальных инструментах. Играя на различных инструментах, дети приучаются согласованно действовать в коллективе, развивается способность понимать содержание музыкальных произведений, воспитывается устойчивый интерес к музыке, совершенствуются навыки игры на различных детских музыкальных инструментах, развиваются мелодический, динамический, тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма, творческая активность. Игра в оркестре воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, чувство товарищества, взаимопомощь.
Законодательно-нормативное обеспечение программы:
- Федеральный закон № 279-ФЗ от 23.07.2013г. «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г .№ 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором СанПиН 2.4.1.3049-13.
- Устав МБДОУ.
При составлении программы использовались следующие программы и технологии:
- Каплунова И.М. Ансамбль ложкарей.- СПб.: Лансье, 2015
- Каплунова И.М. Наш веселый оркестр.- СПб.: Лансье, 2018
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста от 3 до 6-ти лет. В качестве основной формы реализации программы выступает организация танцевального кружка. Занятия проводятся в музыкальном зале.
В работе с дошкольниками обучение идет по спирали, с постепенным усложнением материала. Пройденный материал подается на более высоком уровне, на новом музыкальном материале с учетом возрастных особенностей, физических данных и возможностей детей.
Характеристики особенностей развития детей:
Средний дошкольный возраст. Дети 4-5 лет.
Детям свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. Дети этого возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе, не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений. Движения этих детей не достаточно согласованы, им трудно выполнять танцевальные композиции, но они могут стараться выполнять движения по показу. В этом возрасте нужно больше давать ритмических упражнений и игр, и использовать различные образы в показе упражнений.
К 4-5 годам движения детей становятся более координированными. Восприятие становится более точным и образным. Дети уже могут запомнить небольшую сюжетно-образную танцевальную композицию. Они более активны в играх и быстрее схватывают новый материал.
Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет.
Дети становятся более артистичными и координированными. Дети шестого года жизни уже могут строить свое поведение, придерживаясь роли. Поэтому они с удовольствием изображают различные образы и импровизируют. Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, но теперь ребенок желает показать себя миру. Здесь очень важно выстраивать занятия так, чтобы дети могли проявить себя, обязательно хвалить их и отмечать, что ребенок старается, выполняет упражнение или движение правильно.
С шести лет дети уже больше осознают свое «Я», хорошо взаимодействуют со сверстниками, появляется стремление научиться делать движения лучше, красивее, точнее. Они уже способны самостоятельно исправлять свои ошибки и вносить коррекцию по ходу двигательной деятельности. Таким детям легче освоить сложнокоординированные танцевальные движения и гимнастические упражнения.
- Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей.
В результате реализации данной Программы у дошкольников формируются и развиваются
- Кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой и музыкальными инструментами.
- Навыки игры на детских музыкальных инструментах.
- Слуховое восприятие.
- Навыки совместной игры, чувство ансамбля.
- Понимание дирижерских жестов, выразительных особенностей звукоизвлечения.
- Умение импровизировать на музыкальных инструментах.
- Желание играть на музыкальных инструментах в группе, в повседневной жизни.
Портрет выпускника:
Глубокий и стойкий интерес к музыкально-ритмической деятельности. Суждения и оценки по поводу музыкально-ритмической деятельности мотивированы, объективны, содержательны. Самостоятельная музыкально-ритмическая деятельность систематическая и устойчивая.
Прочно владеет основными техническими навыками и приемами. Проявляет творческое отношение к исполнению произведений, игр и упражнений.
Чувствует характер музыки, ритм.
Воспроизводит ритмический рисунок без ошибок.
- Организационно-педагогические условия
Срок программы – 30 рабочих недель (7 мес.)
Объем программы – 60 академических часов
Режим – 2 раза в неделю, группа 1 по 30 мин.(=1 акад.часу), группа 2 по 30 мин.(=1 акад.часу),
Возраст слушателей: средний дошкольный возраст – дети 4-5 лет, старший дошкольный возраст – дети 5-6 лет.
Содержание | Средний дошкольный возраст (4-5 лет) | Старший дошкольный возраст (5-6 лет) |
Количество детей | 8-15 | 8-15 |
Режим работы | 2 раза в неделю по 30 мин | 2 раза в неделю по 30 мин |
Продолжительность учебного года Первое полугодие Второе полугодие | 30 недель 13 недель 17 недель | 30 недель 13 недель 17 недель |
Начало занятий | сентябрь | сентябрь |
Окончание занятий | апрель | апрель |
Каникулы: зимние весенние* | 01.01 -08.01 | 01.01 -08.01 |
Сроки проведения мониторинга Вводный Итоговый | 07.10.-18.10 22.04-27.04 | 07.10.-18.10 22.04-27.04 |
*Вынужденный простой д/с, так как в мае ежегодно планируется отключение горячей воды на 2 недели.
Материально-техническое оснащение:
- Музыкальные инструменты (металлофоны, дудки, бубны, треугольники, ложки, и другое)
- Дидактический материал
- Наглядный материал
- Технические средства: аудиомагнитола, ноутбук, цифровой фортепиано, телевизор.
- Форма аттестации
Для эффективного развития ребенка в танцевально-ритмической деятельности необходимо отслеживать влияние занятий в кружке «Радуга ритма» на ребенка. Результаты исследования позволяют педагогу грамотно развивать ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями, видеть результат своей деятельности и вносить коррективы в перспективное планирование.
Промежуточная аттестация проходит в форме диагностического исследования, которое проводится в начале и конце учебного года с использованием таких методов как беседа, анкетирование родителей, диагностические игровые упражнения. Методические материалы представлены в приложении 1).
Список литературы
- Каплунова И.М. Ансамбль ложкарей.- СПб.: Лансье, 2015
- Каплунова И.М. Наш веселый оркестр. Часть 1.- СПб.: Лансье, 2018
- Каплунова И.М. Наш веселый оркестр.Часть 2.- СПб.: Лансье, 2018