Дополнительная общеразвивающая программа «Школа креативного мышления: занимательная грамматика, в том числе развитие речи и орфографической зоркости»

0
0
Материал опубликован 22 October 2020

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14» ГОРОДА КАЛУГИ



Принято на заседании педагогического

Совета МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 14» г. Калуги

Протокол № 1 от 30.08.2019


Утверждено директором

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 14» г. Калуги

Приказ № 183/03-01 от 30.08.2019









Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая Программа


«Школа креативного мышления+: занимательная грамматика, в том числе развитие речи и орфографической зоркости»


Направленность: интеллектуальная

Уровень программы:

Возраст учащихся: 7-8 лет

Срок реализации: 1 год (36 часов)









Составитель:

учитель начальных классов

Велицкая Е.В.















информационная карта проГРАММЫ


1.

ФИО автора программы, должность, квалификационная категория

Велицкая Елена Васильевна,

педагог дополнительного образования.

2.

Название программы

«Школа креативного мышления+: занимательная грамматика, в том числе развитие речи и орфографической зоркости»

3.

Тип программы

Модифицированная

4.

Направленность программы

интеллектуальная

5.

Где принята

Принято на заседании педагогического Совета МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Калуги

Протокол № 1 от 31.08.2018

6.

Срок реализации

1 год

7.

Среднее количество часов реализации в год

36 часов

8.

Ориентация на категорию учащихся

Учащиеся 1 класса

9.

Направление деятельности в рамках реализации программы

Развитие познавательных способностей учащихся через расширение, углубление и закрепление знаний по русскому языку

10.

Уровень усвоения

Общекультурный

11.

Цель программы и основное содержание

Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, убеждения в необходимости и возможности его грамотного использования.

12.

Основные компетенции, формируемые у детей.

Ценностно-смысловые – способность осознавать необходимость личностного развития, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

Коммуникативные – навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями Общекультурные – проблемный характер предъявления учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке, минимальное количество теоретических сведений.

.

13.

Характеристика детей

Школьники в возрасте 7-8 лет

14.

Способ освоения содержания образования

Репродуктивный, занимательный, творческий

15.

Место реализации

МБОУ «СОШ № 14» г. Калуги


1.Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой направленности «Школа креативного мышления+: занимательная грамматика, в том числе развитие речи и орфографической зоркости» разработана на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», с учётом методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ Министерства образования и науки Российской Федерации (информационное письмо Минобнауки России от 18.11.2015г. № 09-3242), на основе Концепции духовно-нравственного воспитания; Письма Министерства образования РФ № 28-51-181/ 16 от 12.03.2003г. «О деятельности музеев образовательных учреждений».

Направленность программы:

Программа курса  «Школа креативного мышления+: занимательная грамматика, в том числе развитие речи и орфографической зоркости» направлена на формирование у школьников правильной речи, орфографической зоркости, культуры умственного труда. Особенностью курса является занимательность предлагаемого материала, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них.


Уровень программы - базовый


Актуальность программы:

Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях «Занимательной грамматики» следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения. Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Занимательная грамматика» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения «Занимательной грамматики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.





Цель программы:

расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, убеждения в необходимости и возможности его грамотного использования.


Задачи программы:

Обучающие:

·  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению русского языка;

·  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·  воспитание культуры обращения с книгой;

·   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·  развивать  смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.


Возраст детей и количество в учебной группе:

Программа рассчитана на детей 7-8 лет. Обучение происходит в группах до 15 человек.


Срок реализации программы

Программа рассчитана на 36 часов в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 60 минут. Содержание курса «Школа креативного мышления +: занимательная грамматика, в том числе развитие речи и орфографической зоркости» отвечает требованиям к организации дополнительного образования. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.


Формы и режим занятий

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи на основе статистических данных по городу, сказки на математические темы, конкурсы газет, плакатов. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми предназначена для учащихся начальной школы.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и педагога, родителей. Принимая активное участие, школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно полезных и личностно значимых формах деятельности.





Результаты изучения учебного курса

Этот курс обеспечивает формирование личностных универсальных действий:

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

 Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью,корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки иопределять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.






Основные требования к знаниям и умениям

 учащихся к концу  1-го класса

Обучающиеся должны знать:

Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова. Антонимы, многозначные слова.

Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов. 
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
 
Делить слова на слоги. Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.
 
Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.


Учебный план курса

раздела

Тема

Кол-во часов

1

Сказочное царство слов.


 

1

2.

Путешествие в страну слов. 


 

2

3.

Чудесные превращения слов.


 

2

4.

В гостях у слов-родственников.

2

5.

Добрые слова.

2

6.

Экскурсия в прошлое.

2

7.

Новые слова в русском языке.

2

8.

Встреча с зарубежными друзьями.

2

9.

Синонимы, антонимы и омонимы.

3

10.

Крылатые слова.

2

11.

В королевстве ошибок.

2

12.

В стране сочинителей.

2

13.

Искусство красноречия.

2

14.

Праздник творчества и игры.

1

15.

Трудные слова.

2

16.

Анаграммы и метаграммы. Шарады и логогрифы.

4

17.

История появления наших имен.

1

18.

Занимательное словообразование.

1

19.

Итоговое занятие.

1


Итого:

36




Содержание программы

Тема 1.  Сказочное царство слов.

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

 

Тема 2-3.  Путешествие в страну слов. 

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

 

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.


 Тема 6-7.  В гостях у слов родственников.

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-10.   Добрые слова.

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

 

Тема 11 -12.  Экскурсия в прошлое.

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

 

Тема 13-14.  Новые слова в  русском языке.

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

 

Тема 15 Встреча с зарубежными друзьями.

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

 

Тема 16-18.  Синонимы в русском языке.

Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение  слов-синонимов в тексте.

 

Тема 19.Слова – антонимы.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о  роли антонимов в русском языке.


Тема 20. Слова- омонимы.

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

 

Тема 21. Крылатые слова.

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха ни пера».

 

Тема 22.  В королевстве ошибок.

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

 

Тема 23-24.  В стране Сочинителей.

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

 

Тема 25-26.  Искусство красноречия.

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

 

Тема 27.  Праздник творчества и игры.

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

 

Тема 28-29. Трудные слова.

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

 

Тема 30-31 Анаграммы и метаграммы. 

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

 

Тема 32-33.Шарады и логогрифы.

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

 

Тема34.  Откуда пришли наши имена.

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

 

Тема 35. Занимательное словообразование.

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

 Тема 36. КВН по русскому языку. Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.


Список литературы

Список рекомендуемой литературы курса "Креативное мышление +":

Основная литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе; под.ред А.Г.Асмолова. - М.:Просвещение, 2011.

2. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2010, 223с.

3. Планируемые результаты начального общего образования ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011.

4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2011.

5. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

6. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

7. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты по русскому языку. 2-4 классы. М.: ВАКО, 2014.- 368с. – (Мастерская учителя)


Дополнительная литература

1. Узорова О.В. 300заданий и упражнений по русскому языку. - М.: 1998

2. Жиренко О.Е. Учим русский с увлечением: формирование орфографической грамотности: 1 - 4 классы. - М.: 5 за знания, 2005

3. Сухин И.Г. Занимательные материалы по развитию речи. - ВАКО, М.:2004

4. Детская энциклопедия. Изд.2 Т.11. Язык. Художественная литература. М., Просвещение, 1968.

5. Даль В.И. Пословицы русского народа: Сборник. В 2-х т. М.: Художественная литература, 1984.


















10



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.