Дополнительная общеразвивающая программа «Занимательная риторика»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
"Наилучший оратор тот, который своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление".
Цицерон
Развитие связной и грамотной речи – длительный и сложный процесс. Как правило, он приходится на период обучения ребенка в дошкольных и общеобразовательных учреждениях (реже – в семье), программа которых, к сожалению, не располагает достаточным количеством часов, необходимых для совершенствования навыков. В связи с этим в 90-е годы в школьных программах появились занятия с необычным названием «риторика», цель которых – развитие навыков грамотной речи. Со временем риторика получила «статус» факультатива (за исключением лицеев и гимназий), посещение которого не является обязательным.
РИТОРИКА (в переводе с греческого языка - «ораторское искусство») - одна из самых древних наук на земле. Ей примерно 25000 лет. В античные времена ораторское искусство, в первую очередь, было нацелено на умение убеждать словом, объяснять свою точку зрения и опровергать ложную.
Современная риторика ставит перед собой несколько иные задачи.
Известно, что своевременное и полноценное овладение речью является важным фактором, определяющим развитие человека. Она способствует становлению психики, развитию интеллекта, и, что не менее важно, успешной социализации. Впоследствии, чтобы произвести благоприятное впечатление на окружающих, расширить круг общения, добиться успеха и в целом адаптироваться в обществе, необходимо уметь говорить. Говорить грамотно, мотивированно, убедительно. Таким образом, успешность человека, его уверенность в себе напрямую зависят от того, насколько убедительна его речь. В этом состоит инновационность подхода к преподаванию риторики.
При составлении программы «Занимательная риторика» был проанализирован опыт работы Т. А. Ладыженской, Н. В. Ладыженской («Риторика и развитие речи в образовательной системе», «Уроки риторики в школе», «Обучение успешному общению»); учтены требования ФГОС среднего полного (общего) образования по образовательным областям: «литература», «русский язык» (культура речи). Исходя из концепции преподавания курса риторики в школе, разработанного Т. А. Ладыженской, в программе «Занимательная риторика» уделяется внимание повышению уровня речевой культуры учащихся, поиску новых путей обогащения речи, формированию адекватного речевого поведения, воспитанию позитивного отношения к себе и окружающим, и, в целом, созданию образа грамотного, интересного, открытого для общения человека. Дети учатся говорить по существу, аргументированно и убежденно излагать свои мысли, вести диалог с различными категориями собеседников, дискутировать; знакомятся с основами ораторского искусства. Все это дает нам право говорить о развитии так называемой эффективной речи - речи, направленной на достижение определенного результата.
Программа имеет социально-педагогическую направленность. Рассчитана на детей среднего (подросткового) школьного возраста. К 11-12 годам у них уже развиты элементарные навыки устной и письменной работы. Постепенно, в процессе работы, качество письменной речи улучшается: от способности к изложению материала до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную темы. Особенность развития чтения выражается в переходе от умения бегло читать до способности пересказывать, декламировать с учетом всех требований, предъявляемых к художественному чтению. Благодаря использованию различных форм и методов, соответствующих задачам курса, программа по риторике способствует развитию и совершенствованию этих способностей. Существенные изменения происходят и в развитии монологической речи. К концу второго-третьего годов обучения учащиеся способны самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли, аргументированно доказывать свою точку зрения. Активно развиваются творческие способности, что позволяет снять напряжение, устранить внутренний конфликт. В конечном результате, это помогает сформировать индивидуальный стиль поведения, адекватный для конкретной коммуникативной ситуации. Занятия по риторике способствуют также преодолению эмоционального дискомфорта, который испытывают подростки, находящиеся в состоянии постоянного поиска своего места в обществе, определения в нем своей роли. Овладевая в процессе обучения навыками успешного общения, учащиеся приобретают уверенность в себе. Их самооценка заметно повышается.
Актуальность программы
Курс риторики, как дополнительной дисциплины, дает широкие возможности для реализации природных способностей, творческих замыслов, потребности в общении; способствует повышению уровня речевого развития учащихся, культуры поведения.
Целенаправленная подготовка к участию в окружных и городских мероприятиях (конкурсах чтецов, концертах), предусмотренная программой, также является важной составляющей творческого развития ребенка; способствует повышению самооценки, преодолению страха перед малознакомой аудиторией.
Программа «Занимательная риторика» разработана в соответствии с Уставом и Образовательной программой учреждения.
Нормативно-правовую базу для разработки дополнительной программы составляют:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам от 29.08.2013г. № 1008;
- Положение о дополнительной общеразвивающей программе детского объединения от 27.05.2015 № 66;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения)»
Цель программы – развитие коммуникативных умений и навыков, способствующих успешной социализации детей.
Задачи, направленные на воспитание:воспитание духовной культуры;
выполнение правил речевого этикета в процессе общения;
реализация индивидуальности учащегося в речи;
образование:
овладение практическими знаниями, умениями и навыками связной, грамотной речи;
знакомство со спецификой устной речи и психолингвистическими условиями взаимодействия говорящего и слушателя (слушателей);
формирование потребности постоянного совершенствования речевой деятельности,
оказание помощи в выработке собственного стиля общения и поведения.
развитие:
развитие творческого мышления, воображения и фантазии;
развитие эстетического восприятия окружающего мира и эмоционального отношения к нему;
здоровье сбережение:
- укрепление дыхательной системы.
Принципы преподавания курса
Приоритета практики
Заключается в такой организации обучения, когда учащийся постоянно вовлечен в процесс практического использования языка, т. е. в процесс речевого общения.
Сотрудничества и сотворчества педагога и ребенка
Поскольку общение – это взаимодействие партнеров, то взаимоотношения педагога и ребенка как коммуникантов должны строиться на доверии, равноправии, заинтересованности и общем желании идти к достижению поставленной цели.
Педагог стоит не над своим воспитанником, а рядом с ним.
Развития мыслительной и речевой активности и самостоятельности учащихся
Речевое развитие детей невозможно без развития мышления, интеллекта. Постановка и решение коммуникативной проблемы активизирует речемыслительную деятельность каждого участника процесса. Чем больше проявляют самостоятельности воспитанники (желание поделиться мыслями, отстоять свою точку зрения), тем более эффективным будет усвоение и выполнение речевой деятельности и, соответственно, тем увереннее станут они себя вести, оказавшись в нестандартных ситуациях.
Индивидуальности обучения
Необходимо учитывать личностные свойства ребенка: мировоззрение, жизненный опыт, эмоциональную сферу, склонности, интересы. При таком подходе выбираются коммуникативные задачи, решение которых вызывает потребность вступить в общение, поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.
Модель выпускника
на личностном уровне:
коммуникабельный, активный, самостоятельный, инициативный;
доброжелательный, толерантный по отношению к партнеру;
организованный, дисциплинированный;
эмоционально уравновешенный;
на предметном уровне:
владеющий риторическими приемами, исходя из коммуникативной ситуации, с целью достижения желаемого результата;
умеющий конструировать модель поведения с учетом коммуникативной ситуации;
умеющий грамотно излагать мысли, аргументированно доказывать собственную точку зрения, не унижая и не оскорбляя оппонента;
владеющий навыками речевого этикета;
владеющий основами самопрезентации;
на метапредметном уровне:
умеющий слушать, логически рассуждать, анализировать, делать выводы;
умеющий дискутировать, спорить, соблюдая этикетные нормы;
способный к творческому воплощению какой-либо идеи.
Организация педагогического процесса
Программа «Занимательная риторика» рассчитана на три года обучения
(по 144 часа).
Первый год обучения (возраст учащихся - 11 - 12 лет) – 12 - 15 человек,
второй год обучения (возраст учащихся - 12 - 13 лет) – 10 - 12 человек,
третий год обучения (возраст учащихся - 14 - 15 лет) – 8 - 10 человек.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа в групповом порядке.
Прогнозируемые результаты
(1 год обучения)
Знать
понятия «тема» («микротема»), «план» («простой», «сложный»), «текст» («типы текста»), «троп», «тезис», «опорный конспект», «речевая ситуация», «вербальные и невербальные средства общения»;
основы публичных выступлений;
правила речевого этикета.
Уметь
составлять текст на заданную и свободную темы;
использовать вербальные и невербальные средства общения;
ориентироваться в коммуникативной ситуации;
импровизировать.
Этапы и формы педагогического контроля
(1 год обучения)
Какие знания, умения и навыки контролируются | Формы и методы контроля |
Сроки |
Умение составлять текст на заданную и свободную темы. |
- сочинение сказки по заданному началу и концу; - работа с деформированным текстом; - конкурс небывальщин; - викторина «Знак вопроса»; - творческое редактирование. |
- октябрь - февраль - ноябрь - февраль - ноябрь, - январь |
Использование вербальных и невербальных средств общения. Умение импровизировать. |
- чтение текста по ролям; - конкурсное чтение стихотворений; - «Я вам спою…» (инсценированное исполнение частушек и песен); - выступление перед группой; - мини-концерт «Заходите к нам на огонек…». |
- январь - декабрь - декабрь - май - май |
Умение ориентироваться в коммуникативной ситуации. |
- работа по коммуникативной системе; - составление монологов и диалогов; - работа «малой лаборатории»; - одиночные и парные этюды («Мой день рождения», «Идем в гости» и др.). |
- апрель - апрель - март, апрель - март |
Овладение навыками публичного выступления. |
- выступления перед аудиторией на свободную и заданную темы; - экскурсия; - упражнения для управления своим эмоциональным состоянием; - беседа «Основы «имиджелогии»; - итоговый зачет, тестирование (предварительное и итоговое); - мини – концерт «Заходите к нам на огонек…». |
- май - май - апрель - апрель - май - май |
Овладение навыками речевого этикета. |
- одиночные и парные этюды; - инсценировка «В гостях у Демьяна»; - блиц - турнир «Почемучка»; - работа «малой лаборатории»; - сюжетно - ролевая игра «Будьте так любезны…». |
- март - март - март - март - март - март |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 год обучения)
№ |
Название | Всего | Теория | Практика |
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2 |
«Голосоведение» |
14 |
3,5 |
10,5 |
3 |
«Проба пера» |
76 |
7,5 |
68,5 |
4 |
«Этика общения» |
14 |
2 |
12 |
5 |
«Оратория - театр» |
38 |
4 |
34 |
ИТОГО: |
144 |
18 |
126 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(1 год обучения)
1. Вводное занятие (2ч.):
- Знакомство с работой детского объединения.
- Диагностирование способностей учащихся.
2. Первый блок – «Голосоведение» (14ч.):
- Артикуляционная гимнастика.
- Автоматизация и дифференциация звуков.
- Работа над дикцией.
- Дыхательные упражнения.
- Повторение.
3. Второй блок – «Проба пера» (74ч.):
- Сочинение сказки по заданному началу и концу.
- Бывальщина и небывальщина.
- Прямое и переносное значения слова. Тропы.
- Выразительное чтение стихотворений.
- Инсценированное исполнение частушек и песен.
- Невербальные средства общения.
- Текст. Типы текста.
- Работа с деформированным текстом. Творческое редактирование.
- Повторение.
4. Третий блок – «Этика общения» (14ч.):
- Культура общения. Речевой этикет.
- Работа «малой лаборатории».
- Одиночные и парные этюды.
- Похвала, лесть, комплимент.
- Веселый рассказ. Анекдот.
- Повторение.
5. Четвертый блок – «Оратория» (38ч.):
- История риторики. Современная риторика. Предварительное тестирование учащихся.
- Способы понравиться себе и другим. Основы «имиджелогии».
- Речевая ситуация. Монолог. Диалог.
- Коммуникативная система.
- Работа «малой лаборатории».
- Составление плана, подбор тезисов к выступлению.
- Работа над интонационной выразительностью речи.
- Работа над выступлениями на свободную и заданную темы.
- Импровизирование.
- Экскурсия.
- Итоговое тестирование.
- Праздник «Заходите к нам на огонек…».
Прогнозируемые результаты
(2 год обучения)
Знатьпонятия «аннотация», «спонтанный монолог и диалог», «штамп», «интервью», «репортаж», «импровизация», «имидж» и др.;
основы публичных выступлений;
правила речевого этикета.
самостоятельно вести репортаж, интервью, экскурсию;
планировать конкретную коммуникативную ситуацию;
удерживать внимание аудитории.
Этапы и формы педагогического контроля
(2 год обучения)
Какие знания, умения и навыки контролируются | Формы и методы контроля |
Сроки |
Умение составлять текст на заданную и свободную темы. |
- составление текстов разных типов; - написание аннотации; - работа с деформированным текстом; - творческое редактирование. |
- октябрь - декабрь - декабрь - декабрь |
Использование вербальных и невербальных средств общения. Умение импровизировать. |
- конкурсное чтение стихотворений; - инсценированное исполнение популярных песен; - мини-спектакли. |
- март - март - январь |
Умение ориентироваться в коммуникативной ситуации. |
- работа по коммуникативной системе; - коррекция спонтанных монологов и диалогов; - работа «малой лаборатории». |
- январь - февраль - декабрь |
Овладение навыками публичного выступления. |
- КТД «Живая газета»; - выступления перед аудиторией на свободную и заданную темы; - конкурс чтецов; - игра-соревнование «Эксклюзивное интервью»; - экскурсия «Детский парк»; - репортаж «Школьная переменка»; - работа «малой лаборатории»; - упражнения для управления своим эмоциональным состоянием; - итоговый зачет; - «капустник» «Жили-были риторики»; |
- ноябрь - апрель - март - март - май - март - декабрь - апрель - апрель - май |
Овладение навыками речевого этикета. |
- одиночные и парные этюды; - блиц - турнир «Почемучка»; - работа «малой лаборатории». |
- декабрь - декабрь - декабрь |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2 год обучения)
№ |
Название | Всего | Теория | Практика |
1 |
Вводное занятие |
2 |
- |
2 |
2 |
«Голосоведение» |
14 |
3 |
11 |
3 |
«Проба пера» |
38 |
2,5 |
35,5 |
4 |
«Этика общения» |
22 |
3 |
19 |
5 |
«Оратория - театр» |
68 |
5 |
63 |
ИТОГО: |
144 |
13,5 |
128,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(2 год обучения)
1. Вводное занятие (2ч.).
- Диагностирование способностей обучающихся.
2. Первый блок – «Голосоведение» (14ч.):
- Артикуляционная гимнастика. Повторение.
- Дикционные и дыхательные упражнения.
- Повторение пройденного (1-й г. об.) и отработка нового материала.
3. Второй блок – «Проба пера» (38ч.):
- Тропы. Повторение. Сравнительное описание.
- Работа с деформированным текстом.
- КТД «Живая газета».
- Ярмарка «Золотая полка».
- Аннотация.
- Повторение.
4. Третий блок – «Этика общения» (22ч.):
- Речевой этикет. Повторение.
- Одиночные и парные этюды.
- Конфликтная ситуация. Правила спора.
- Правила хорошей беседы.
- Повторение.
5. Четвертый блок – «Оратория» (68,5ч.):
- Мини-спектакли: «Из жизни Тома Сойера», «Рассказ старого портфеля».
- Искусство перевоплощения. Импровизирование.
- Игра «Если весело живется, делай так…» (для детей 1-го г. об.).
- Интервью с героями сказок и «звездой».
- Подготовка к конкурсу чтецов.
- Экскурсия.
- Реклама. Рекламный слоган. Афиша.
- Объявление.
- Конкурс рекламных слоганов.
- Повторение. Зачет.
- «Капустник» «Жили-были риторики!»
Прогнозируемые результаты
(3 год обучения)
Знатьпонятия «вербальная провокация», «модель поведения», «словесная дуэль»;
основы публичных выступлений;
правила речевого этикета.
«конструировать» модель поведения с учетом коммуникативной ситуации;
удерживать внимание аудитории.
Этапы и формы педагогического контроля
(3 год обучения)
Какие знания, умения и навыки контролируются | Формы и методы контроля |
Сроки |
Умение составлять текст на заданную и свободную темы. |
- составление текстов разных типов; - мастер-класс (для детей 1 года об.) - работа с деформированным текстом; - творческое редактирование. |
- октябрь - ноябрь - декабрь - декабрь |
Использование вербальных и невербальных средств общения. Умение импровизировать. |
-одиночные и парные этюды; - конкурс чтецов; - мини-спектакль; - КВН. |
- декабрь -февраль, март - апрель - апрель |
Умение ориентироваться в коммуникативной ситуации. |
- работа по коммуникативной системе; - модели поведения, конфликтные ситуации, вербальные провокации. |
- январь - январь |
Овладение навыками публичного выступления. |
- мастер-класс по голосоведению (для детей 1 года об.); - конкурс чтецов; - упражнения для управления своим эмоциональным состоянием; - беседа по основам «имиджелогии»; - творческий вечер «В кругу друзей»; - итоговый зачет; - концерт «Звездопад»; |
- сентябрь, ноябрь - февраль - сентябрь -февраль, март - апрель - апрель - май |
Овладение навыками речевого этикета. |
- одиночные и парные этюды; - модели поведения, конфликтные ситуации, вербальные провокации. |
- декабрь - январь |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(3 год обучения)
№ |
Название | Всего | Теория | Практика |
1 |
Вводное занятие |
2 |
2 |
|
2 |
«Голосоведение» |
10 |
1 |
9 |
3 |
«Проба пера» |
38 |
38 |
|
4 |
«Этика общения» |
42 |
1,5 |
40,5 |
5 |
«Оратория - театр» |
52 |
1 |
51 |
ИТОГО: |
144 |
3,5 |
138,5 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(3 год обучения)
1. Вводное занятие (2ч.).
- Диагностирование способностей обучающихся.
2. Первый блок – «Голосоведение» (10ч.):
- Артикуляционная гимнастика. Повторение.
- Дикционные и дыхательные упражнения.
- Повторение пройденного (2-й г. об.) и отработка нового материала.
- Мастер-класс (для детей 1-го г. об.).
- Повторение.
3. Второй блок – «Проба пера» (38ч.):
- Экскурсия «Очей очарованье…».
- Сочинение веселых и поучительных рассказов. Работа над сборником рассказов.
- Иллюстрирование.
- Конкурс авторских работ.
- Работа с деформированным текстом. Творческое редактирование.
- Литературная викторина «Библиофил».
- Брейн-ринг «Отчего и почему?»
- Конкурс авторских работ свободной тематики.
- Мастер-класс (для детей 1-го г. об.).
- Повторение.
4. Третий блок – «Этика общения» (42ч.):
- Речевой этикет. Повторение.
- Одиночные и парные этюды.
- Мини-спектакль «Волшебные превращения».
- Проблемные ситуации. Модели поведения.
- Вербальные провокации.
- Повторение.
5. Четвертый блок – «Оратория» (52ч.):
- Инсценирование.
- Подготовка к конкурсу чтецов. Работа над интонационной выразительностью речи.
- Невербальные способы общения.
- Импровизирование. Стиль.
- Основы «имиджелогии».
- Упражнения для управления эмоциональным состоянием.
- КВН «Такие мальчики…такие девочки…».
- «Свободный микрофон».
- КТД «10 заповедей ритора».
- Творческий проект «Как стать лучшим».
- Творческий вечер «В кругу друзей».
- Повторение. Зачет.
- Выпускной вечер «Звездопад».
- Инсценирование.
- Подробный и сжатый пересказ.
- Искусство перевоплощения.
- Спонтанный монолог и спонтанный диалог.
- Мини-спектакль.
- Работа над интонационной выразительностью речи.
- Использование пословиц и поговорок в речи. Штампы и находки.
- Интервью.
- Репортаж.
- Невербальные способы общения.
- Импровизирование.
- Основы «имиджелогии».
- Упражнения для управления эмоциональным состоянием.
- Работа над выступлениями на свободную и заданную темы.
- Экскурсия.
- Рекламный ролик. Объявление.
Формы и методы оценки результатов
Результаты работы могут быть представлены в виде творческих работ учащихся, тематической газеты, аудио- и видеозаписей выступлений, а также итоговых занятий, проводимых в форме игр, соревнований, конкурсов.
С целью повышения эффективности процесса обучения в программе отводится достаточно времени для индивидуальной работы педагога с детьми, творческого редактирования, коррекции; действует «скорая помощь» – быстрое и своевременное разрешение педагогом трудных ситуаций.
В течение года осуществляется контроль в форме занимательных викторин, конкурсов, блиц–опросов, «опытов» (как результата работы «малой лаборатории»), что позволяет исследовать уровень приобретенных знаний, умений и навыков в области красноречия.
В конце всего курса обучения по программе – зачетное и итоговое занятия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ и
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа каждого года обучения состоит из четырех блоков. Блоки 1-го – 3-го годов обучения дублируются, но отличаются объемом и содержанием материала.
В первый блок («Голосоведение») включены упражнения, направленные на приобретение четкого произношения звуков. Данную работу рекомендуется повторять на каждом занятии, т. к. их регулярное выполнение способствует также и укреплению дыхательной системы. Процесс обучения начинается с простого: отработки артикуляционных навыков, выполнения дикционных и дыхательных упражнений.
Во втором блоке («Проба пера») акцентируется внимание на развитии творческого мышления, воображения, фантазии, эмоциональном росте, способности к перевоплощению. Дети сочиняют загадки, стихи и сказки, исполняют песенки и частушки, составляют несложные тексты и творчески редактируют.
В третьем («Этика общения») - формируются умения в определении коммуникативной стратегии и намерении (своего и адресата), оценке степени их реализации в процессе общения. Учащиеся строят монологи и диалоги, участвуют в одиночных и парных этюдах.
Четвертый блок («Оратория») ориентирован на обучение азам публичных выступлений, поведенческой и речевой импровизации, формирование умений в использовании невербальных средств общения. Дети готовят выступления на различные темы, используя полученные знания, умения и навыки.
Каждый из блоков – ступень, ведущая от простого к сложному:
артикуляционная гимнастика - сочинительство и перевоплощение – коммуникативная ситуация - основы публичного выступления.
В течение всего курса обучения учащимся предлагаются различные задания: погружение в коммуникативную ситуацию, решение коммуникативных задач, ликвидация грубых ошибок и штампов в речи, работа с деформированным текстом, использование вербальных и невербальных средств общения, отработка упражнений по управлению своим эмоциональным состоянием, знакомство с основами «имиджелогии». Это способствуют не только формированию грамотной и эмоционально окрашенной речи, но и созданию нового образа коммуниканта.
Большая часть заданий представлена в форме игр («Бусинки», «Буриме», «Будьте так любезны…» и др.), одиночных и парных этюдов («Мой день рождения», «Старушка-веселушка», «Самый упитанный мужчина во цвете лет» и др.), конкурсов («Я вам спою…», «В некотором царстве…» и др.), импровизаций, которые способствуют формированию определенных умений и навыков и позволяют обучающимся переключаться с одного вида деятельности на другой, снимают усталость.
Работа на занятиях проводится живо, легко, на интересных примерах, с использованием различных мнемонических приемов, стихов, песен и музыкального сопровождения. На эффективность работы влияют также внимательность и доброжелательность педагога, уважительное отношение к детям, терпимое отношение к их промахам и ошибкам. Его задача – поощрять любые находки своих учеников.
Программой 3-го года обучения предусмотрены мастер-классы для детей 1-го года, совместные концертные программы, что способствует также сплачиванию коллектива.
С одной стороны, работа по программе «Занимательная риторика» направлена на формирование личности, способной сориентироваться в конкретной речевой ситуации и в соответствии с ней построить свое высказывание. С другой – на формирование открытой для общения личности, способной адаптироваться к меняющимся внешним условиям.
Для обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя методы (словесный, практический, исследовательский) и виды деятельности:
изложение теоретического материала (беседы, игры);
практическая работа детей (брейн-ринги, конкурсы, викторины, КТД, ярмарки и т.д.);
обсуждение творческих работ (индивидуальная работа и коллективное редактирование) детьми и педагогом.
Теоретическая основа составляет не более 10% от общего количества часов. Материал преподносится в доступной, адаптированной для данного возраста форме.
Для успешного осуществления задач, представленных в программе, необходимо следующее:
1. Материально-техническое обеспечение:
учебный кабинет, соответствующий требованиям СанПиН;
кафедра;
аудиоустановка;
видеокамера, фотоаппарат;
ноутбук для просмотра и анализа материалов выступлений учащихся.
В кабинете парты (столы) следует расставить таким образом, чтобы дети видели друг друга и педагога. Если есть возможность, заменить стулья креслами для создания более комфортной обстановки.
2. Методическое обеспечение:
методическая литература;
конспекты занятий;
поэтические и прозаические тексты сказок и рассказов (Г. Х. Андерсена, М. Твена И. А. Крылова, В. П. Астафьева и др.) для работы на занятии;
карточки с заданиями для групповой и индивидуальной работы;
сюжетные картинки;
комплекс игр и упражнений по технике речи, на развитие ритмопластики и.т.д.
аудиотека с записями веселых детских песен, народных частушек.
Литература для педагога
Волков А. А.. Основы риторики, Академический проект, М., 2005г.
Гаврикова М. Ю., Гаврикова Н. Ю.. Говорите красиво! Развитие речи учащихся 4 - 11 классов, Издательство «Панорама», 2005г.
Голуб И. Б.. Искусство риторики: Пособие по красноречию, М.. 2005г.
Зарецкая Е. Н.. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации, М., 1999г.
Ладыженская Т. А., Сорокина Г. И., Никольская Р. И., Ладыженская Н. В.. Детская риторика. Методические рекомендации, М., 1994г.
Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Риторика и развитие речи в образовательной системе «Школа 2100», Начальная школа До и После, 2002 г., № 9.
Ладыженская Н. В.«Обучение успешному общению, М., 2006 г.
Маккена К.. Навыки общения, М.. 2006г.
Мали Л.Д., Арямова О. С., Климова С. А., Пескова Н. С.. Уроки развития речи во втором классе, М., 2006г.
Маслова Е. В.. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и выполнения, М.. 2006г.
Михальская А. К.. Основы риторики. М., 1996г.
Парамонова Л.. Упражнения на развитие речи для подготовки ребенка к школе, М., 2005 г.
Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С.. Театрализованные игры в детском саду, М., 2000 г.
Чудинов Ю. П., Чудинова А. Р., Минаева С. А., Методические рекомендации по работе с учебным пособием для начальной школы «Риторика диалога» (части 1 и 2).- Пермь: ЗУУНЦ, 2001г.
Интернет-ресурсы: http://forum.script-coding.com www.diagram.com. http://superiorseller.com http://school2100.com/
Литература для детей
Агеева И. Д. Новые загадки про слова, М. 2003.
Добрые сказки, предприятие «Слово», 2001.
Куликовская Т. П. Забавные чистоговорки. М., Гном-пресс, 1999.
Мир литературы, Фольклор. Проза. Поэзия. Сост. Кизимовой Т. , М., «Художественная литература», 1993.
Розанова А. Веселый театр, М., Детгиз, 1960.
Соболева А. В. Загадки-смекалки, М., Гном-пресс, 1999.
Сухин И. Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все, все, М., 1997.
Шалаева Г. П. Большая книга поведения для воспитанных детей, М., «Слово»,2008.
№ п/п |
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ |
кол.-во часов |
теория |
кол.-во часов |
практика |
кол.-во часов |
сроки |
|
Вводное занятие. Комплектование. Диагностирование. |
2 |
- Знакомство с детским объединением. |
1 |
Диагностирование способностей детей |
1 |
Сентябрь |
|
ГОЛОСОВЕДЕНИЕ Возможности речевого аппарата. Рождение звуков. |
2 |
- Строение и возможности речевого аппарата. |
0,5 |
-Развитие артикуляционного аппарата. |
1,5 |
Сентябрь |
|
Артикуляционная гимнастика. |
2 |
- Понятие об артикуляции. |
0,5 |
- Упражнения на совершенствование артикуляционных навыков |
1,5 |
Сентябрь |
|
«А – капелла». Произношение гласных и согласных звуков. |
2 |
- Отличия в произношении гласных и согласных звуков. |
0,5 |
- Упражнения на совершенствование артикуляционных навыков. |
1,5 |
Сентябрь |
|
Автоматизация и дифференциация звуков: - свистящих, - шипящих, - сонорных. |
2 |
- Деление согласных звуков на группы; - особенности в произношении свистящих. шипящих, сонорных. |
0,5 |
- Упражнения на совершенствование артикуляционных навыков. |
1,5 |
Октябрь |
|
Гимнастика для языка «Жил – был шум…». Викторина «Знайка». |
2 |
- Участие языка в образовании согласных звуков. |
0,5 |
- Упражнения на совершенствование артикуляционных навыков; - викторина. |
1,5 |
Октябрь |
|
Работа над дикцией. Скороговорки и чистоговорки. |
2 |
- Понятие о дикции; - отличие скороговорки от чистоговорки. |
0,5 |
- Дикционные упражнения; - проговаривание скороговорок и чистоговорок. |
1,5 |
Октябрь |
|
Работа с дыханием. Выполнение упражнений: «Надуваем шарик», «Эхо», «Задуем свечу». |
2 |
- Понятие о форсированном и фиксированном выдохе. |
0,5 |
- Дыхательная гимнастика. |
1,5 |
Октябрь |
|
ПРОБА ПЕРА «1,2,3,4,5, учись считалки сочинять!» Загадки. Блиц - турнир «Угадай». |
2 |
- Что такое считалочка и загадка? |
0,5 |
- Сочинение считалок; - брейн-ринг.
|
1,5 |
Октябрь |
|
Сочинение сказки по заданному началу. Сказка Г.Х. Андерсена «Сущая правда». |
2 |
- Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Сущая правда»; - сочинение продолжения сказки. |
1,5 |
Октябрь |
||
|
Сочинение сказки по известной концовке. «Звери в яме». |
2 |
- Чтение народной сказки «Звери в яме»; - сочинение сказки. |
2 |
Октябрь |
||
|
«Экзаменационная» работа: сочиняем сказку по заданному началу и опорным словам («Грустная Осень», « О чем журчит ручей?», «Если бы листочек мог говорить…»). |
2 |
- Сочинение сказки. |
2 |
Октябрь |
||
|
Бывальщина. Рассказ о прошедших событиях. |
2 |
- Что такое «бывальщина» и «небывальщина»? |
0,5 |
- Рассказ о произошедших в прошлом событиях. |
1,5 |
Ноябрь |
|
Небывальщина. «Дерево моих желаний». |
2 |
- Рисуем дерево желаний. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Творческое редактирование текста. Индивидуальная работа. |
2 |
- Понятие о творческом редактировании текста. |
- Творческое редактирование текста. Индивидуальная работа. |
2 |
Ноябрь |
|
|
Конкурс небывальщин «В некотором царстве, в некотором государстве…». |
2 |
- Конкурс. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Прямое и переносное значение слова. |
2 |
- Понятие о прямом и переносном значении слова. |
0,5 |
- Отработка умений определять значение слова. |
1,5 |
Ноябрь |
|
Тропы. Метафора, олицетворение. Игра «Бусинки». |
2 |
- Понятие о тропе (метафоре, олицетворении); - изобразительно-выразительная роль тропов. |
0,5 |
- Отработка умений находить тропы в тексте и придумывать их самим; - игра. |
1,5 |
Ноябрь |
|
Творческое редактирование текста. |
2 |
- Работа с текстом. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Разметка стихотворного текста для выразительного чтения. |
2 |
- Знакомство с условными обозначениями для разметки текста. |
0,5 |
- Работа с текстом. |
1,5 |
Ноябрь |
|
«Учимся читать стихи». Индивидуальная работа (голос, интонационная и эмоциональная выразительность, импровизация, «стиль» исполнения). |
2 |
- Правила чтения стихотворения. |
0,5 |
- Формирование умений импровизировать и сочетать движения и речь; - выработка собственного стиля чтения стихотворения. |
1,5 |
Декабрь |
|
«Учимся читать стихи». Индивидуальная работа (голос, интонационная и эмоциональная выразительность, импровизация, «стиль» исполнения). |
2 |
- Формирование умений импровизировать и сочетать движения и речь; - выработка собственного стиля чтения стихотворения. |
2 |
Декабрь |
||
|
Конкурсное чтение любимых стихотворений. |
2 |
- Чтение любимых стихотворений. |
2 |
Декабрь |
||
|
Чтение наизусть стихотворения (по выбору педагога). Индивидуальная работа. |
2 |
- Чтение наизусть стихотворения. |
2 |
Декабрь |
||
|
Мимика, жестикуляция. Индивидуальная работа. |
2 |
- Что значит «жестикулировать»? - Что такое «мимика»? |
0,5 |
- Отработка мимических и жестикуляционных навыков. |
1,5 |
Декабрь |
|
«Я вам спою…» Инсценированное исполнение частушек и детских песенок. Коллективное исполнение песен с элементами импровизации. Коррекционная работа специалиста по вокалу. |
2 |
- Понятие о частушке. - Отличие частушки от песни (структура, интонация). |
0,5 |
- Исполнение частушек и песенок; -исполнение песен группой. |
1,5 |
Декабрь |
|
Инсценированное исполнение частушек и детских песенок. Коррекционная работа. |
2 |
- Исполнение частушек и песенок; -исполнение песен группой. |
2 |
Декабрь |
||
|
Текст. Смысловая цельность и связность текста. Понятие о теме и микротеме. План. |
2 |
- Понятия «текст», «тема», «микротема», «план». - Простой и сложный план. |
0,5 |
- Определение темы и микротемы в тексте; - составление плана к тексту и текста к плану. |
1,5 |
Декабрь |
|
Текст. Ключевые слова, заголовок. |
2 |
- Что такое «ключевое слово»? |
0,5 |
- Составление микротекста по ключевым словам. |
1,5 |
Январь |
|
Типы текста (описание, повествование, рассуждение). |
2 |
- Понятие о повествовании, описании, рассуждении. |
0,5 |
- Работа с текстами разных типов. |
1,5 |
Январь |
|
Текст – «рассказ». Рассказ с заданным началом. |
2 |
- Понятие о тексте повествовательного характера. |
0,5 |
- Работа над «рассказом». |
1,5 |
Январь |
|
Творческое редактирование. Индивидуальная работа. Иллюстрирование страниц текста. |
2 |
- Творческое редактирование. |
2 |
Январь |
||
|
Рассказ с заданной концовкой (на примере рассказа Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася»). |
2 |
- Сочинение рассказа с заданной концовкой; - чтение и анализ рассказа Ю.Я. Яковлева «Рыцарь Вася». |
2 |
Январь |
||
|
Творческое редактирование. Индивидуальная работа. |
2 |
- Творческое редактирование; - индивидуальная работа. |
2 |
Январь |
||
|
Рассказ по серии картинок. |
2 |
- Сочинение рассказа по серии картинок. |
2 |
Январь |
||
|
Чтение текстов по ролям. Инсценирование. «Скорая помощь» педагога. |
2 |
- Чтение текстов по ролям с элементами инсценирования. |
2 |
Январь |
||
|
Текст – «картина». |
2 |
- Понятие о тексте описательного характера. |
0,5 |
- Работа над «картиной». |
1,5 |
Февраль |
|
Творческое редактирование. Индивидуальная работа. |
2 |
-Творческое редактирование. Индивидуальная работа; - работа с текстом. |
2 |
Февраль |
||
|
Аукцион сказок. |
2 |
- Конкурс. |
2 |
Февраль |
||
|
Творческое редактирование. Индивидуальная работа. |
2 |
- Творческое редактирование; - индивидуальная работа. |
2 |
Февраль |
||
|
Текст – «рассуждение». Построение «логического поезда». |
2 |
- Понятие о рассуждении. - Что такое «логический поезд»? |
0,5 |
- Работа над «рассуждением». |
1,5 |
Февраль |
|
Викторина «Знак вопроса». |
2 |
- Викторина. |
2 |
Февраль |
||
|
Творческое редактирование. Индивидуальная работа. |
2 |
- Творческое редактирование; - индивидуальная работа. |
2 |
Февраль |
||
|
Работа с деформированным текстом. |
2 |
- Понятие о деформированном тексте. |
0,5 |
- Восстановление деформированного текста с опорой на признаки первых предложений и цепочки связей в тексте. |
1,5 |
Февраль |
|
Работа с деформированным текстом. |
2 |
- Восстановление деформированного текста с опорой на признаки первых предложений и цепочки связей в тексте. |
2 |
Март |
||
|
Повторение. Соревнование. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Март |
||
|
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ Культура общения. Речевой этикет. Инсценировка « В гостях у Демьяна» (по басне И.А. Крылова). |
2 |
- Краткие сведения о речевом этикете. |
0,5 |
- Чтение и анализ басни И. А. Крылова « Демьянова уха». |
1,5 |
Март |
|
Работа малой лаборатории: опыт № 1 «Книга добрых дел и вежливых слов». |
2 |
- Что значит «быть вежливым»? |
0,5 |
- Создание «Книги добрых дел и вежливых слов». |
1,5 |
Март |
|
«Давайте восклицать, друг другом восхищаться!» Похвала, комплимент, лесть. Басня И. А. Крылова «Ворона и лисица». |
2 |
- Понятие о похвале, лести, комплименте. Разница между понятиями. |
0,5 |
- Чтение и анализ басни И. А. Крылова «Ворона и лисица»; - отработка умений произносить комплименты, составлять праздничные послания. |
1,5 |
Март |
|
Одиночные этюды: «Мой день рождения», Семейный праздник» и пр. Парные этюды: «Идем в гости», «Разговор по телефону», «Который час?» и пр. |
2 |
- Проигрывание одиночных и парных этюдов. |
2 |
Март |
||
|
Повторение. Сюжетно – ролевая игра «Будьте так любезны…» |
2 |
- Игра. |
2 |
Март |
||
|
Веселый рассказ. Анекдот. «Вредные советы» Г. Остера. |
2 |
- Понятие об анекдоте. |
0,5 |
- Отработка умения рассказывать веселую историю. |
1,5 |
Март |
|
Повторение. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Март |
||
|
ОРАТОРИЯ История риторики. Современная риторика. Предварительное тестирование (на основе полученных знаний из области риторики). |
2 |
- Краткий экскурс в историю риторики. - Что представляет собой современная риторика? |
0,5 |
- Тестирование и обработка данных. |
1,5 |
Март |
|
Несколько способов понравиться себе и другим. Основы «имиджелогии». |
2 |
- Что такое «имиджелогия»? |
0,5 |
- Знакомство со способами; - отработка умений. |
1,5 |
Апрель |
|
Речевая ситуация. Монолог. Диалог. |
2 |
- Понятие о речевой ситуации; - разница между монологом и диалогом. |
0,5 |
- Отработка умений строить диалог и монолог. |
1,5 |
Апрель |
|
Коммуникативная система: кто (адресант) – кому (адресат) – что (информация) – зачем ( коммуникативная задача). |
2 |
- Работа по коммуникативной системе. |
2 |
Апрель |
||
|
Коммуникативная система: где (обстановка) – когда (время общения). |
2 |
- Работа по коммуникативной системе. |
2 |
Апрель |
||
|
Работа малой лаборатории: опыт № 2 «Замочная скважина» (разговор в магазине, транспорте, на улице). |
2 |
- Наблюдение за поведением людей в различных ситуациях; - обсуждение результатов «лабораторных исследований». |
2 |
Апрель |
||
|
Упражнения для управления своим эмоциональным состоянием. |
2 |
- Знакомство с упражнениями. |
0,5 |
- Отработка умений управлять своими эмоциями. |
1,5 |
Апрель |
|
Работа малой лаборатории: опыт №3 «Выбираем подарок» (маме, другу и. т. д.). |
2 |
- Задание учащемуся: завести разговор с продавцом в магазине о выборе подарка; - обсуждение результатов «лабораторных исследований». |
2 |
Апрель |
||
|
Подведение итогов работы «малой лаборатории». Коррекция. |
2 |
- Подведение итогов работы «малой лаборатории»; - коррекция. |
2 |
Апрель |
||
|
Составление плана, подбор тезисов к выступлению на заданную тему. |
2 |
- Что такое «тезисы»? |
0,5 |
- Составление плана, подбор тезисов к выступлению на заданную тему. |
1,5 |
Апрель |
|
Опорный конспект. Самостоятельная работа над выступлением на заданную тему. «Скорая помощь». |
2 |
- Понятие об опорном конспекте. |
0,5 |
- Составление опорного конспекта. |
1,5 |
Май |
|
Выступление. Аудиозапись. Прослушивание. Коллективное редактирование. |
2 |
- Прослушивание. Коллективное редактирование. |
2 |
Май |
||
|
Подготовка выступления на свободную тему. Индивидуальная работа. |
2 |
- Работа над выступлением на свободную тему. |
2 |
Май |
||
|
Выступление. Аудиозапись. Прослушивание. Коллективное редактирование. |
2 |
- Прослушивание. Коллективное редактирование. |
2 |
Май |
||
|
Экскурсия («Школьный кабинет» и. т. д.) |
2 |
- Что такое экскурсия? - Понятие «экскурсионная речь». |
0,5 |
- Подготовка и проведение экскурсии для кружковцев. |
1,5 |
Май |
|
Реклама. Афиша Подготовка к зачету. |
2 |
- Понятия «реклама», «афиша». |
0,5 |
- Отработка умений рекламировать свой продукт, составлять текст афиши. |
1,5 |
Май |
|
Повторение. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Май |
||
|
Повторение. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Май |
||
|
Итоговое занятие «Жила – была Риторика». |
2 |
- Подведение итогов; - выставление «оценок». |
- Итоговое занятие. |
2 |
Май |
|
ИТОГО |
144 |
18 |
126 |
№ п/п |
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ |
кол.-во часов |
теория |
кол.-во часов |
практика |
кол.-во часов |
сроки |
|
Вводное занятие. Диагностирование. |
2 |
- Диагностирование способностей детей. |
2 |
Сентябрь |
||
|
ГОЛОСОВЕДЕНИЕ. Повторение Возможности речевого аппарата. Механизм образования звуков. |
2 |
- Строение и возможности речевого аппарата. |
0,5 |
- Развитие артикуляционного аппарата. |
1,5 |
Сентябрь |
|
Артикуляционная гимнастика. Произношение гласных и согласных звуков. |
2 |
- Понятие об артикуляции; - отличия в произношении гласных и согласных звуков. |
0,5 |
- Упражнения на совершенствование артикуляционных навыков. |
1,5 |
Сентябрь |
|
Работа над дикцией. Скороговорки и чистоговорки. Конкурс скороговорок и чистоговорок. |
2 |
- Понятие о дикции; - отличие скороговорки от чистоговорки. |
0,5 |
- Дикционные упражнения; - произношение скороговорок и чистоговорок. |
1,5 |
Сентябрь |
|
Работа с дыханием. Выполнение упражнений: «Поезд», «Самолет» и др. |
2 |
- Понятие о форсированном и фиксированном выдохе. |
0,5 |
- Дыхательная гимнастика. |
1,5 |
Сентябрь |
|
Высота голоса. Полетность. |
2 |
- Понятия «высота голоса», «полетность». |
0,5 |
- Выполнение упражнений. |
1,5 |
Сентябрь |
|
Интонация. Логическое ударение, пауза, тон, ритм речи. |
2 |
- Понятие об интонации, логическом ударении, тоне, ритме. |
0,5 |
- Закрепление понятий на конкретных упражнениях. |
1,5 |
Сентябрь |
|
Повторение. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Сентябрь |
||
|
ПРОБА ПЕРА Прямое и переносное значения слова. Тропы. Повторение (метафора, олицетворение). Сравнение. |
2 |
- Понятие о тропе (метафоре, олицетворении, сравнении); - изобразительно-выразительная роль тропов. |
0,5 |
- Отработка умений находить тропы в тексте и придумывать их самим. |
1,5 |
Октябрь |
|
Работа с текстом. Творческое редактирование текста. |
2 |
- Отработка умений находить тропы в тексте и придумывать их самим. |
2 |
Октябрь |
||
|
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (глава 2) – новая версия. Редактирование. |
2 |
- Написание собственной версии главы №2; - редактирование. |
2 |
Октябрь |
||
|
Типы текста (описание, повествование, рассуждение). Повторение. |
2 |
- Понятие о тексте; - типы текста. |
0,5 |
- Отработка умений определять тип текста. |
1,5 |
Октябрь |
|
Рассказ о событии («Однажды летом, осенью…» и пр., «Самый веселый праздник» и. т. д.). |
2 |
- Работа над сочинением. |
2 |
Октябрь |
||
|
Творческое редактирование. Индивидуальная работа. |
2 |
- Творческое редактирование. |
2 |
Октябрь |
||
|
Описание предмета (детской игрушки, предмета мебели и пр.). |
2 |
- Работа над сочинением. |
2 |
Октябрь |
||
|
Сравнительное описание. |
2 |
- Понятие «сравнительное описание». |
0,5 |
- Работа над сочинением. |
1,5 |
Октябрь |
|
Творческое редактирование. Индивидуальная работа. |
2 |
- Творческое редактирование. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Доказательство в рассуждении («Для чего нужны книги?») |
2 |
- Работа над сочинением. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Творческое редактирование. Индивидуальная работа. |
2 |
- Творческое редактирование. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Рассказ с элементами рассуждения («Так поступать нельзя!»). |
2 |
- Работа над сочинением. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Творческое редактирование. Индивидуальная работа. |
2 |
- Творческое редактирование. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Правила успешного пересказа. Подробный и сжатый пересказ. |
- Отработка умений подробно и сжато пересказывать. |
2 |
Ноябрь |
|||
|
КТД «Живая газета» |
2 |
- Понятие о КТД. |
0,5 |
- КТД. |
1,5 |
Ноябрь |
|
Аннотация. Ярмарка «Золотая полка» |
2 |
- Понятие об аннотации. |
0,5 |
- Составить аннотацию. |
1,5 |
Ноябрь |
|
Работа с деформированным текстом. |
2 |
- Работа с деформированным текстом. |
2 |
Декабрь |
||
|
Работа с деформированным текстом. |
2 |
- Работа с деформированным текстом. |
2 |
Декабрь |
||
|
Повторение. |
2 |
2 |
Декабрь |
|||
|
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ Культура общения. Речевой этикет. Повторение. Блиц – турнир «Почемучка». |
2 |
- Краткие сведения о речевом этикете. |
0,5 |
- Блиц – турнир. |
1,5 |
Декабрь |
|
Одиночные этюды: «Самый упитанный мужчина во цвете лет! (о Карлсоне!), «Старушка - веселушка» (О Шапокляк) и пр. |
2 |
- Проигрывание одиночных этюдов. |
2 |
Декабрь |
||
|
Парные этюды: «В гостях у Мальвины», «Знакомство Короля и Золушки на балу» и пр. |
2 |
- Проигрывание парных этюдов. |
2 |
Декабрь |
||
|
Слышу - слушаю. |
2 |
- Разделение понятий «слышу» и «слушаю». |
0,5 |
- Отработка умений слушать и слышать. |
1,5 |
Декабрь |
|
Работа малой лаборатории: опыт №1 «Я заблудился». Коррекция. |
2 |
- Задание: завести разговор со случайным прохожим. |
2 |
Декабрь |
||
|
Вежливая просьба и вежливый отказ. Просить, умолять, клянчить, требовать. «Скорая помощь». |
2 |
- «Просить» - «умолять» - «клянчить» -«требовать» - в чем разница? |
0,5 |
- Формирование умений вежливо просить и отказывать. |
1,5 |
Январь |
|
Работа над интонацией. Постановка логического ударения. |
2 |
- Развитие интонационной выразительности речи. |
2 |
Январь |
||
|
Разговор и беседа. Правила хорошей беседы. |
2 |
- Правила хорошей беседы. |
0,5 |
- Формирование коммуникативных способностей и навыков импровизации. |
1,5 |
Январь |
|
Конфликтная ситуация. Извинение. Утешение. |
2 |
- Способы разрешения конфликтных ситуаций. |
0,5 |
- Отработка умений выходить из конфликтной ситуации. |
1,5 |
Январь |
|
Правила спора. |
2 |
- Правила спора. |
0,5 |
- Отработка умений управлять спором. |
1,5 |
Январь |
|
Повторение. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Январь |
||
|
ОРАТОРИЯ - ТЕАТР Чтение – вот лучшее учение. Ознакомительное и глубокое чтение ( на примере рассказа З. Романовской «Что важнее?») |
2 |
- Понятие об ознакомительном чтении. |
0,5 |
-Чтение и анализ рассказа З. Романовской. |
1,5 |
Январь |
|
Чтение фрагмента романа М. Твена «Приключения Тома Сойера» по ролям. «Скорая помощь» педагога. Мини-спектакль «Из жизни Тома Сойера» (по роману М. Твена «Приключения Тома Сойера»). |
2 |
- Чтение фрагмента по ролям; - инсценирование понравившегося отрыва из романа М. Твена. |
2 |
Январь |
||
|
Спонтанный монолог и спонтанный диалог. Краткость и многословие. Слова -«паразиты». Односложный и развернутый ответ (на примере пройденных ранее произведений). |
2 |
- Понятие «спонтанный монолог» (диалог). |
- Отработка умений вести диалог (неподготовленный) и произносить монологическую речь; - отработка умений говорить по существу. |
2 |
Февраль |
|
|
Подготовка к конкурсу чтецов. Темп и ритм речи. |
2 |
- Отработка умения перевоплощаться. |
2 |
Февраль |
||
|
Подготовка к конкурсу чтецов. Искусство перевоплощения. |
2 |
|
2 |
Февраль |
||
|
Пересказ рассказа В. П. Астафьева «Белогрудка». |
2 |
- Пересказ. |
2 |
Февраль |
||
|
Подготовка к конкурсу чтецов. |
2 |
2 |
Февраль |
|||
|
Подготовка к конкурсу чтецов. Голос, интонационная и эмоциональная выразительность, импровизация, «стиль». |
2 |
- Понятие об импровизации. |
0,5 |
- Формирование умений импровизировать и сочетать движения и речь; - выработка собственного стиля. |
1,5 |
Февраль |
|
Мини – спектакль «Рассказ старого портфеля». |
2 |
- Мини – спектакль. |
2 |
Февраль |
||
|
Использование пословиц и поговорок в речи. Штампы и находки. |
2 |
- Что такое штамп? |
0,5 |
- Использование в речи штампов, пословиц и поговорок. |
1,5 |
Февраль |
|
Интервью. Интервью с литературным героем (Бабой -Ягой, Снежной Королевой и др.). Коррекция. |
2 |
- Что такое интервью? - Правила интервью. |
0,5 |
- Интервью с литературным героем. |
1,5 |
Март |
|
Интервью со «звездой» (шоу-бизнеса, кино и. т. д.). Коррекция. Прослушивание аудиозаписей. Редактирование. |
2 |
- Интервью со «звездой». |
2 |
Март |
||
|
Репортаж. Репортаж с места события «Школьная переменка». |
2 |
- Репортаж. |
2 |
Март |
||
|
Игра – соревнование «Эксклюзивное интервью». Прослушивание аудиозаписей. Редактирование. |
2 |
- Понятие «эксклюзивный». |
0,5 |
- Игра – соревнование. |
1,5 |
Март |
|
Конкурсное чтение любимых стихотворений. |
2 |
2 |
Март |
|||
|
Невербальные средства коммуникации (мимика, жесты; уместные и неуместные жесты). Индивидуальная работа. |
2 |
- Отработка мимических и жестикуляционных навыков. |
2 |
Март |
||
|
Импровизирование. |
2 |
- Импровизирование. |
2 |
Март |
||
|
Конкурсное чтение любимых стихотворений. |
2 |
2 |
Март |
|||
|
Музыкальное сопровождение. |
2 |
- Роль музыкального сопровождения в процессе выступления. |
0,5 |
- Подготовка музыкального сопровождения к выступлению; - отработка умений говорить под аккомпанирование. |
1,5 |
Март |
|
Невербальные средства коммуникации (мимика, жесты; уместные и неуместные жесты). Индивидуальная работа. |
2 |
- Что такое уместные и неуместные жесты? |
0,5 |
- Отработка мимических и жестикуляционных навыков. |
1,5 |
Март |
|
Конкурсное чтение любимых стихотворений. |
2 |
- Чтение любимых стихотворений. |
2 |
Апрель |
||
|
«Я вам спою…». Инсценированное исполнение песен. Прослушивание аудиозаписей. Индивидуальная работа. |
2 |
- Исполнение песен. |
2 |
Апрель |
||
|
Основы «имиджелогии». «Главное, чтобы костюмчик сидел». |
2 |
- Работа над созданием образа. |
2 |
Апрель |
||
|
Импровизирование. |
2 |
- Отработка умений импровизировать. |
2 |
Апрель |
||
|
Игра «Если весело живется, делай так…» (для детей 1-го года обучения). |
2 |
- Игра. |
2 |
Апрель |
||
|
Внешнее оформление высказывания (вступление, эпиграф, цитаты, афоризмы). |
2 |
- Понятия «эпиграф», «цитата», «афоризм»; - роль в тексте. |
0,5 |
- Выбор эпиграфов, цитат, афоризмов для выступления. |
1,5 |
Апрель |
|
Работа над выступлением на заданную тему («Мои достижения в этом году»). Выступление. Коррекция. |
2 |
- Работа над выступлением на заданную тему; - выступление. |
2 |
Апрель |
||
|
Упражнения для управления своим эмоциональным состоянием. |
2 |
- Отработка умений управлять своими эмоциями. |
2 |
Апрель |
||
|
Реклама. Рекламный слоган. Афиша. |
2 |
- Понятие «рекламный слоган». |
0,5 |
- Создание рекламного слогана; - работа над афишей. |
1,5 |
Май |
|
Экскурсия («Детский парк» и. т. п.). Анализ. |
2 |
- Подготовка и проведение кружковцами экскурсии в детский парк; - анализ. |
2 |
Май |
||
|
Объявление. Конкурс рекламных слоганов. |
2 |
- Как писать объявление. |
0,5 |
- Составление текстов объявлений (в том числе шуточных); - конкурс; - подготовка к капустнику. |
1,5 |
Май |
|
Повторение. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Май |
||
|
Зачетное занятие. Подготовка к «капустнику». |
2 |
- Зачет. |
2 |
Май |
||
|
«Капустник» «Жил-были риторики!» |
2 |
- «Капустник». |
2 |
Май |
||
ИТОГО |
144 |
13,5 |
128,5 |
№ п/п |
НАЗВАНИЕ ТЕМЫ |
кол.-во часов |
теория |
кол.-во часов |
практика |
кол.-во часов |
сроки |
|
Вводное занятие. Диагностирование. |
2 |
- Диагностирование остаточных знаний. |
2 |
Сентябрь |
||
|
ГОЛОСОВЕДЕНИЕ. Повторение Возможности речевого аппарата. Механизм образования звуков. |
2 |
- Строение и возможности речевого аппарата. |
0,5 |
- Развитие артикуляционного аппарата. |
1,5 |
Сентябрь |
|
Артикуляционная гимнастика. Произношение гласных и согласных звуков. Дикционные и дыхательный упражнения. Аукцион скороговорок и чистоговорок. |
2 |
- Понятие об артикуляции; - отличия в произношении гласных и согласных звуков. |
0,5 |
- Упражнения на совершенствование артикуляционных навыков; - дикционные упражнения. |
1,5 |
Сентябрь |
|
Интонация. Логическое ударение, пауза, тон, ритм речи. |
2 |
- Упражнения на отработку интонации, логического ударения, паузы, тона, ритма. |
2 |
Сентябрь |
||
|
Занятие – смотр знаний. Повторение. |
2 |
- Смотр знаний. |
2 |
Сентябрь |
||
|
Мастер-класс по голосоведению (для детей 1 года обучения) |
2 |
- Мастер-класс (для детей 1 г. об.). |
2 |
Сентябрь |
||
|
ПРОБА ПЕРА Повторение. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Сентябрь |
||
|
Экскурсия в осенний парк. Творческая мастерская (сочинения, рисунки на тему «Очей очарованье»). |
2 |
- Экскурсия; - сочинения, рисунки |
2 |
Сентябрь |
||
|
Анализ. Творческое редактирование текста. |
2 |
- Отработка умений находить тропы в тексте и придумывать их самим. |
2 |
Октябрь |
||
|
Пешая экскурсия по городу. Творческая мастерская (фото-видеозаметки, литературные этюды на тему «Любимый город). |
2 |
- Экскурсия; - фото-видеозаметки, этюды. |
2 |
Октябрь |
||
|
Работа с текстом. Анализ. Творческое редактирование текста. |
2 |
- Работа с текстом, анализ. |
2 |
Октябрь |
||
|
Сочинение поучительного рассказа на свободную тему. Инсценированное чтение. Коррекционная работа. |
2 |
- Сочинение поучительного рассказа (для детей 1-2 г.об.). |
2 |
Октябрь |
||
|
Сочинение веселого рассказа на свободную тему. Инсценированное чтение. Коррекционная работа. |
2 |
- Сочинение веселого рассказа (для детей 1-2 г.об.). |
2 |
Октябрь |
||
|
Создание сборника рассказов. Иллюстрирование. |
2 |
- Создание сборника рассказов. |
2 |
Октябрь |
||
|
Литературная викторина «Библиофил». |
2 |
- Викторина. |
2 |
Октябрь |
||
|
Брейн-ринг «Отчего и почему?». |
2 |
- Брейн-ринг (дети 2-3 г.об.). |
2 |
Октябрь |
||
|
Подведение итогов. |
2 |
- Подведение итогов. |
2 |
Октябрь |
||
|
Конкурс авторских работ заданной тематики. |
2 |
- Конкурс. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Конкурс авторских работ свободной тематики. |
2 |
- Конкурс. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Работа с деформированным текстом. Творческое редактирование. Индивидуальная работа. |
2 |
- Работа с деформированным текстом. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Работа с деформированным текстом. Творческое редактирование. Индивидуальная работа. |
2 |
- Работа с деформированным текстом. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Работа с деформированным текстом. Творческое редактирование. Индивидуальная работа. |
2 |
- Работа с деформированным текстом. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Мастер-класс (для детей 1 года обучения) |
2 |
- Мастер-класс (для детей 1 г. об.). |
2 |
Ноябрь |
||
|
Повторение. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Повторение. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Ноябрь |
||
|
ЭТИКА ОБЩЕНИЯ Культура общения. Речевой этикет. Повторение. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Ноябрь |
||
|
Речевой этикет. Повторение. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Декабрь |
||
|
Одиночные и парные этюды. |
2 |
- Проигрывание одиночных и парных этюдов. |
2 |
Декабрь |
||
|
Одиночные и парные этюды. |
2 |
- Проигрывание одиночных и парных этюдов. |
2 |
Декабрь |
||
|
Одиночные и парные этюды. |
2 |
- Проигрывание одиночных и парных этюдов. |
2 |
Декабрь |
||
|
Подготовка к мини-спектаклю. Индивидуальная работа. |
2 |
- Подготовка к мини-спектаклю. |
2 |
Декабрь |
||
|
Подготовка к мини-спектаклю. Индивидуальная работа. |
2 |
- Подготовка к мини-спектаклю. |
2 |
Декабрь |
||
|
Мини-спектакль «Волшебные превращения». |
2 |
- Мини-спектакль. |
2 |
Декабрь |
||
|
Различные модели поведения. |
2 |
. |
- Отработка различных моделей поведения. |
2 |
Декабрь |
|
|
Правила спора. Искреннее и расчетливое раскаяние. |
2 |
- Отработка умений управлять спором. |
2 |
Январь |
||
|
Вежливая просьба и вежливый отказ. Просить, умолять, клянчить, требовать. |
2 |
- «Просить» - «умолять» - «клянчить» - «требовать» - в чем разница? |
0,5 |
- Формирование умений вежливо просить и отказывать. |
1,5 |
Январь |
|
Викторина. |
2 |
- Викторина. |
2 |
Январь |
||
|
Самоирония. Юмор. Проблемные ситуации. |
2 |
- Разрешение проблемных ситуаций. |
2 |
Январь |
||
|
Проблемные ситуации. |
2 |
- Отработка проблемных ситуаций. |
2 |
Январь |
||
|
Проблемные ситуации. |
2 |
- Отработка проблемных ситуаций. |
2 |
Январь |
||
|
Беседа. Правила хорошей беседы. Модель поведения. Парные этюды. |
2 |
- Правила хорошей беседы. |
0,5 |
- Формирование коммуникативных способностей и навыков импровизации. |
1,5 |
Январь |
|
Конфликтная ситуация. Словесная дуэль. Грубость. Модель поведения. Парные этюды. |
2 |
- Способы разрешения конфликтных ситуаций. |
0,5 |
- Отработка умений выходить из конфликтной ситуации. |
1,5 |
Январь |
|
Словесная дуэль. Модель поведения. Парные этюды |
2 |
- Отработка различных моделей поведения. |
2 |
Январь |
||
|
Инициатива и находчивость - залог успеха. Проблемные ситуации. |
2 |
- Отработка умений выходить из конфликтной ситуации. |
2 |
Февраль |
||
|
Вербальная провокация. Проблемные ситуации. |
2 |
- Отработка умений выходить из конфликтной ситуации. |
2 |
Февраль |
||
|
Вербальная провокация. Проблемные ситуации. Повторение. |
2 |
- Отработка умений выходить из конфликтной ситуации. |
2 |
Февраль |
||
|
ОРАТОРИЯ - ТЕАТР Артикуляционная гимнастика. Дикционные и дыхательный упражнения. Повторение. Индивидуальная работа. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Февраль |
||
|
Подготовка к конкурсу чтецов. Индивидуальная работа. |
2 |
- Подготовка к конкурсу чтецов. |
2 |
Февраль |
||
|
Подготовка к конкурсу чтецов. Индивидуальная работа. |
2 |
- Чтение фрагмента по ролям. |
2 |
Февраль |
||
|
Подготовка к конкурсу чтецов. Индивидуальная работа. |
2 |
- Инсценирование. |
2 |
Март |
||
|
Подготовка к конкурсу чтецов. Индивидуальная работа. |
2 |
- Отработка умения перевоплощаться. |
2 |
Март |
||
|
Конкурс на лучшее чтение прозы и поэзии. |
2 |
- Конкурс в детском объединении. |
2 |
Март |
||
|
Цитирование. Штампы. |
2 |
- Использование в речи цитат и штампов. |
2 |
Март |
||
|
Ситуационная игра. |
2 |
- Игра. |
2 |
Март |
||
|
Темп и ритм речи. Голос, интонационная и эмоциональная выразительность, импровизация, «стиль». |
2 |
- Отработка интонации, логического ударения, паузы, тона, ритма. |
2 |
Март |
||
|
Невербальные средства коммуникации (мимика, жесты; уместные и неуместные жесты). Музыкальное сопровождение Индивидуальная работа. |
2 |
- Отработка мимических и жестикуляционных навыков. |
2 |
Март |
||
|
Невербальные средства коммуникации (мимика, жесты; уместные и неуместные жесты). Музыкальное сопровождение Индивидуальная работа. |
2 |
- Отработка мимических и жестикуляционных навыков. |
2 |
Март |
||
|
«Имиджелогия». Доклад. |
2 |
- Роль одежды в создании имиджа. |
0,5 |
- Доклады. |
1,5 |
Апрель |
|
Упражнения для управления своим эмоциональным состоянием. |
2 |
- Упражнения. |
2 |
Апрель |
||
|
Упражнения для управления своим эмоциональным состоянием. |
2 |
- Упражнения. |
2 |
Апрель |
||
|
КТД «10 заповедей ритора». |
2 |
- КТД. |
2 |
Апрель |
||
|
Творческий проект «Как стать лучшим» |
2 |
- Проект. |
2 |
Апрель |
||
|
Подготовка к КВН. |
2 |
2 |
Апрель |
|||
|
КВН «Такие мальчики…такие девочки…» |
2 |
- КВН с участием групп 1-3 г.об. |
2 |
Апрель |
||
|
«Свободный микрофон» |
2 |
2 |
Апрель |
|||
|
Творческий вечер «В кругу друзей». |
2 |
- Творческий вечер. |
2 |
Май |
||
|
Подготовка к выступлениям на отчетном концерте. |
2 |
2 |
Май |
|||
|
Подготовка к выступлениям на отчетном концерте. |
2 |
2 |
Май |
|||
|
Повторение. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Май |
||
|
Повторение. |
2 |
- Повторение. |
2 |
Май |
||
|
Зачетное занятие. |
2 |
- Зачет. |
2 |
Май |
||
|
Итоговое занятие. Выпускной вечер «Звездопад». |
2 |
- Подведение итогов за прошедший год. |
0,5 |
- Выпускной вечер. |
1,5 |
Май |
ИТОГО |
144 |
3,5 |
140,5 |
Приложение 2
Изменения и дополнения
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
социально-педагогической направленности
«Занимательная риторика»
Рассмотрено на заседании
методического совета
«___»_________201___г.
Протокол №___
Внесены следующие изменения и дополнения в программу:
В «Пояснительную записку» включен «Адресат программы».
Адресатом программы являются учащиеся указанного возраста (11-15 лет), желающие улучшить качество своей речи.
В раздел «Учебно-тематический план» включены «Формы организации занятий» и «Формы контроля».
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ |
Название | Всего часов, в том числе теория, практика | Формы занятий | Формы контроля |
1 |
Вводное занятие |
2 - 1 - 1 |
беседа |
диагностика |
2 |
«Голосоведение» |
14 - 3,5 - 10,5 |
учебные занятия |
диагностика, блиц-турнир, викторина |
3 |
«Проба пера» |
76 - 7,5 - 68,5 |
учебные занятия, игра, аукцион сказок, конкурс |
зачет (индивидуальный, групповой), викторина, блиц-турнир, конкурс |
4 |
«Этика общения» |
14 - 2 - 12 |
игра |
игра |
5 |
«Оратория - театр» |
38 - 4 - 34 |
игра |
тестирование, аудиозапись, выступление на свободную тему, зачет, концерт, итоговое занятие |
ИТОГО: |
144 - 18 - 126 |
2 год обучения
№ |
Название | Всего часов, в том числе теория, практика | Формы занятий | Формы контроля |
1 |
Вводное занятие |
2 - 0 - 2 |
беседа |
диагностика |
2 |
«Голосоведение» |
14 - 3 - 11 |
учебные занятия |
диагностика |
3 |
«Проба пера» |
38 - 2,5 - 35,5 |
игра |
зачет (индивидуальный, групповой) |
4 |
«Этика общения» |
22 - 3 - 19 |
беседа |
этюд, блиц-турнир |
5 |
«Оратория - театр» |
68 - 5 - 63 |
игра-соревнование, КТД, конкурс |
конкурс, выступление на свободную тему, зачет, «капустник» |
ИТОГО: |
144 - 13,5 - 128,5 |
3 год обучения
№ |
Название | Всего часов, в том числе теория, практика | Формы занятий | Формы контроля |
1 |
Вводное занятие |
2 - 0 - 2 |
беседа |
диагностика |
2 |
«Голосоведение» |
10 - 1 - 9 |
учебные занятия, занятие-смотр знаний |
мастер-класс |
3 |
«Проба пера» |
38 - 0 - 38 |
учебные занятия, творческие мастерские, викторина, конкурс |
этюд, брейн-ринг, фото-видеоотчет, мастер-класс |
4 |
«Этика общения» |
42 - 1,5 - 40,5 |
учебные занятия |
викторина, зачет, этюд, мини-спектакль |
5 |
«Оратория - театр» |
52 - 1 - 51 |
ситуативная игра, КВН, конкурс, вечер |
конкурс, КТД, проект, КВН, концерт, творческий вечер, выпускной вечер |
ИТОГО: |
144 - 3,5 - 138,5 |
«Содержание программы» разделено на теорию и практику.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
1. Вводное занятие (2ч.):
Теория: Знакомство с работой детского объединения.
Практика: Диагностирование способностей учащихся.
2. Первый блок – «Голосоведение» (14ч.):
Теория: Артикуляция, дикция.
Практика: Артикуляционная гимнастика. Автоматизация и дифференциация звуков. Работа над дикцией. Дыхательные упражнения.
3. Второй блок – «Проба пера» (74ч.):
Теория: Прямое и переносное значения слова. Тропы. Бывальщина и небывальщина. Невербальные средства общения. Текст. Типы текста.
Практика: Сочинение сказки по заданному началу и концу. Выразительное чтение стихотворений. Инсценированное исполнение частушек и песен. Работа с деформированным текстом. Творческое редактирование.
4. Третий блок – «Этика общения» (14ч.):
Теория: Культура общения. Речевой этикет. Похвала, лесть, комплимент. Веселый рассказ. Анекдот.
Практика: Работа «малой лаборатории». Одиночные и парные этюды.
5. Четвертый блок – «Оратория» (38ч.):
Теория: История риторики. Современная риторика. Способы понравиться себе и другим. Основы «имиджелогии». Речевая ситуация. Монолог. Диалог. Коммуникативная система. Импровизирование.
Практика: Тестирование учащихся. Работа «малой лаборатории». Составление плана, подбор тезисов к выступлению. Работа над интонационной выразительностью речи. Работа над выступлениями на свободную и заданную темы. Итоговое тестирование. Праздник «Заходите к нам на огонек…».
2 год обучения
1. Вводное занятие (2ч.).
Практика: Диагностирование способностей учащихся.
2. Первый блок – «Голосоведение» (14ч.):
Теория: Повторение пройденного материала (1-й г. об.).
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дикционные и дыхательные упражнения.
3. Второй блок – «Проба пера» (38ч.):
Теория: Тропы. Повторение. Сравнительное описание. Аннотация.
Практика: Работа с деформированным текстом. КТД «Живая газета». Ярмарка «Золотая полка».
4. Третий блок – «Этика общения» (22ч.):
Теория: Речевой этикет. Повторение. Конфликтная ситуация. Правила спора. Правила хорошей беседы.
Практика: Одиночные и парные этюды.
5. Четвертый блок – «Оратория» (68,5ч.):
Теория: Искусство перевоплощения. Импровизирование. Экскурсия. Реклама. Рекламный слоган. Афиша. Объявление. Повторение. Зачет.
Практика: Мини-спектакли: «Из жизни Тома Сойера», «Рассказ старого портфеля». Игра «Если весело живется, делай так…» (для детей 1-го г. об.). Интервью с героями сказок и «звездой». Подготовка к конкурсу чтецов. Конкурс рекламных слоганов. «Капустник» «Жили-были риторики!»
3 год обучения
1. Вводное занятие (2ч.).
Практика: Диагностирование способностей учащихся.
2. Первый блок – «Голосоведение» (10ч.):
Теория: Повторение пройденного материала (2-й г. об.).
Практика: Артикуляционная гимнастика. Дикционные и дыхательные упражнения. Мастер-класс (для детей 1-го г. об.).
3. Второй блок – «Проба пера» (38ч.):
Теория: Работа с деформированным текстом. Повторение.
Практика: Экскурсия «Очей очарованье…». Сочинение веселых и поучительных рассказов. Работа над сборником рассказов. Иллюстрирование. Конкурс авторских работ. Работа с деформированным текстом. Творческое редактирование. Литературная викторина «Библиофил». Брейн-ринг «Отчего и почему?» Конкурс авторских работ свободной тематики. Мастер-класс (для детей 1-го г. об.).
4. Третий блок – «Этика общения» (42ч.):
Теория: Речевой этикет. Повторение. Проблемные ситуации. Модели поведения. Вербальные провокации.
Практика: Одиночные и парные этюды. Мини-спектакль «Волшебные превращения». Вербальные провокации.
5. Четвертый блок – «Оратория» (52ч.):
Теория: Инсценирование. Невербальные способы общения. Стиль. Основы «имиджелогии». Упражнения для управления эмоциональным состоянием. Подробный и сжатый пересказ. Искусство перевоплощения. Спонтанный монолог и спонтанный диалог. Интервью. Репортаж.
Практика: Работа над интонационной выразительностью речи. Невербальные способы общения. Импровизирование. Стиль. Подготовка к конкурсу чтецов. Упражнения для управления эмоциональным состоянием. КВН «Такие мальчики…такие девочки…». «Свободный микрофон». КТД «10 заповедей ритора».
Использование пословиц и поговорок в речи. Штампы и находки. Работа над выступлениями на свободную и заданную темы. Экскурсия. Рекламный ролик. Объявление. Творческий проект «Как стать лучшим». Творческий вечер «В кругу друзей». Выпускной вечер «Звездопад». Мини-спектакль.