ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности "Цифровой куратор"
Министерство ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное АВТОНОМНОЕ профессиональноЕ
образовательное учреждение САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»
ПринятА на заседанииметодического совета от «___» __________2024 г. Протокол №___ | Утверждаю "____" __________ 2024 г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
технической направленности
"Цифровой куратор"
Возраст слушателей: от 15 лет
Срок реализации: 1 месяц
Уровень: стартовый
Балашов 2024
Составитель (автор): | , ______________________________ |
Рецензенты: Внутренний: | ______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Внешний: | ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Содержание
1 Комплекс основных характеристик программы | 4 |
2 комплекс организационно-педагогических условий | 9 |
3 список литературы | 13 |
| |
| |
1 Комплекс основных характеристик программы
1.1Общая характеристика программы
Направленность программы – техническая.
Уровень: стартовый
Программа разработана на основе:
Федерального Закона РФ «Об образовании в РоссийскойФедерации» от 29.12.2012 года № 273- ФЗ.
Концепции развития дополнительного образования, утвержденнойраспоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.№ 1726-р.
Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по дополнительным общеобразовательным программам,утвержденным приказом Министерства просвещения Российской Федерацииновый приказ № 196 от 09.11.2018г.
Письма Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)").
Актуальность программы – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Цифровой куратор» (далее – Программа), предполагающая консультирование в сфере развития цифровых компетенций населения. Эти специалисты помогают приобрести и развить навыки для комфортной жизни в электронном пространстве.
Адресат программы – программа рассчитана на студентов техникума, лиц с ограниченными возможностями и другие категории граждан.
Объем программы – программа рассчитана на 36 часов и включает тринадцать тем.
Срок освоения – 1 месяц.
Форма обучения – очная, очно-заочная
Форма организации образовательного процесса - в соответствии с учебным планом в объединении формируются группы.
Состав группы – постоянный, в группе 10-18 человек.
Режим занятий - продолжительность одного академического часа - 45 мин.
1.2 Цель и задачи программы
Цель:совершенствование имеющихся и приобретение новых компетенций в сфере оказания информационно-консультационных услуг населению в области развития цифровой грамотности.
Задачи:расширить теоретические и практические знания граждан в области компьютерной грамотности, информационной безопасности и использования медиаресурсов.
1.3 Содержание программы
Учебный план
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | теория | практическаяподготовка | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Введение, инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе | 1 | 1 | | |
| Раздел 1. Управление файловой системой. Архивы информации. | 2 | 1 | 1 | Практические работы |
| Раздел 2.Оформление текстовых документов | 6 | | 6 | Практические работы |
| Раздел 3. Работа с электронными таблицами | 6 | | 6 | Практические работы |
| Раздел 4. Компьютерные презентации | 2 | | 2 | Практические работы |
| Раздел5. Глобальная сеть Интернет | 2 | | 2 | Практические работы |
| Раздел6. Обработка графической информации | 8 | 1 | 7 | Практические работы |
| Раздел7. Правовая информация | 4 | 1 | 3 | Практические работы |
| Раздел 8. Создание Web-страниц. | 4 | 1 | 3 | Практические работы |
| Зачет | 1 | | 1 | зачет |
| Итого | 36 | 5 | 31 | |
Учебно-тематический план
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | теория | практическаяподготовка | ||
1 | 2 | 3 | | |
1. | Введение, инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе | 1 | 1 | |
| Раздел 1. Управление файловой системой. Архивы информации. | | | |
2 | Управление файловой системой. Архивы информации. | 1 | 1 | |
3. | Практическая работа №1. Работа в программах Проводник и 7Zip. | 1 | | 1 |
| Раздел 2.Оформление текстовых документов | | | |
4. | Практическая работа №2. Оформление документов с усложненной структурой: колонки, автоматическое оглавление, таблицы, гиперссылки. | 3 | | 3 |
5. | Практическая работа №3. Иллюстрирование текстовых документов. | 3 | | 3 |
| Раздел 3. Работа с электронными таблицами | | | |
6. | Практическая работа №4. Работа с формулами. | 3 | | 3 |
7. | Практическая работа №5. Работа с функциями, построение диаграмм. | 3 | | 3 |
| Раздел 4. Компьютерные презентации | | | |
8. | Практическая работа №6 Создание презентаций с использованием интерактивных элементов. | 2 | | 2 |
| Раздел5. Глобальная сеть Интернет | | | |
9. | Практическая работа №7 Поиск информации в сети Интернет | 2 | | 2 |
| Раздел6. Обработка графической информации | | | |
10. | Понятие компьютерной графики | 1 | 1 | |
11. | Практическая работа №8. Обработка растровых изображений | 4 | | 4 |
12. | Практическая работа №9. Обработка векторных изображений | 3 | | 3 |
| Раздел7. Правовая информация | | | |
13. | Понятие правовой информации. | 1 | 1 | |
14. | Практическая работа №10. Работа в справочно-информационной системе Консультант Плюс. | 3 | | 3 |
| Раздел 8. Создание Web-страниц. | | | |
15. | Технология разработки сайтов с помощью конструкторов. | 1 | 1 | |
16. | Практическая работа №11. Разработка Web-страницы в конструкторе Тильда. | 3 | | 3 |
17. | Зачет | 1 | | |
| Итого | 36 | 5 |
Лекция №1. Введение, инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе |
Раздел 1. Управление файловой системой. Архивы информации. |
Лекция №2. Управление файловой системой. Архивы информации. |
Практическая работа №1. Работа в программах Проводник и 7Zip. |
Раздел 2.Оформление текстовых документов |
Практическая работа №2. Оформление документов с усложненной структурой: колонки, автоматическое оглавление, таблицы, гиперссылки. |
Практическая работа №3. Иллюстрирование текстовых документов. |
Раздел 3. Работа с электронными таблицами |
Практическая работа №4. Работа с формулами. |
Практическая работа №5. Работа с функциями, построение диаграмм. |
Раздел 4. Компьютерные презентации |
Практическая работа №6 Создание презентаций с использованием интерактивных элементов. |
Раздел5. Глобальная сеть Интернет |
Практическая работа №7 Поиск информации в сети Интернет |
Раздел6. Обработка графической информации |
Лекция №3. Понятие компьютерной графики |
Практическая работа №8. Обработка растровых изображений |
Практическая работа №9. Обработка векторных изображений |
Раздел7. Правовая информация |
Лекция №4. Понятие правовой информации. |
Практическая работа №10. Работа в справочно-информационной системе Консультант Плюс. |
Раздел 8. Создание Web-страниц. |
Лекция №5. Технология разработки сайтов с помощью конструкторов. |
Практическая работа №11. Разработка Web-страницы в конструкторе Тильда. |
Зачет |
1.4 Планируемые результаты
должен овладеть понятиями
По разделу 1:
о файлах;
о файловой системе компьютера;
о файловых менеджерах для управления файловой системой;
о архивах данных.
Слушатель должен знать
По разделу 1:
понятие файла;
структуру файловой системы компьютера;
файловые менеджеры для управления файловой системой;
назначение программ – архиваторов.
Слушатель должен уметь:
По разделу 1:
управлять файловой системой компьютера
создавать архивы данных.
Слушатели должен овладеть понятиями
По разделу 2:
современных текстовых редакторах;
Слушатель должен знать
По разделу 2:
назначение текстовых редакторов.
Слушатель должен уметь:
По разделу 2:
форматировать текст;
работать с таблицами;
работать с графическими объектами и др.
Слушатели должен овладеть понятиями
По разделу 3:
современных табличных редакторах;
Слушатель должен знать
По разделу 3:
назначение табличных редакторов.
Слушатель должен уметь:
По разделу 3:
выполнять расчеты;
строить диаграммы;
анализировать данные.
Слушатели должен овладеть понятиями
По разделу 4:
мультимедийного представления информации;
Слушатель должен знать
По разделу 4:
назначение ПО для создания интерактивных презентаций.
Слушатель должен уметь:
По разделу 4:
создавать интерактивную презентацию в программе MSPowerPoint.
Слушатели должен овладеть понятиями
По разделу 5:
гипертекстового представления информации;
Слушатель должен знать
По разделу 5:
назначение интернет браузеров и основные принципы работы.
Слушатель должен уметь:
По разделу 5:
создавать запросы для поиска информации.
Слушатели должен овладеть понятиями
По разделу 6:
компьютерной графики;
Слушатель должен знать
По разделу 6:
разнообразие графических редакторов для работы с изображениями.
Слушатель должен уметь:
По разделу 6:
редактировать растровые и векторные изображения.
Слушатели должен овладеть понятиями
По разделу 7:
правовой информации;
Слушатель должен знать
По разделу 7:
способы поиска правовой информации специалистом.
Слушатель должен уметь:
По разделу 7:
искать правовую информацию в справочно-правовых системах.
Слушатели должен овладеть понятиями
По разделу 8:
гипертекстового представления информации в глобальной сети;
Слушатель должен знать
По разделу 8:
алгоритмы создания сайтов.
Слушатель должен уметь:
По разделу 8:
создавать веб-страницу в конструкторе Тильда.
2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная программареализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время.
Календарный учебный график
№п/п | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Название раздела, темы | Кол-во | Место проведения | Форма контроля |
1. | | | 1 день | лекция | Введение, инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе | 1 | 1 | |
Раздел 1. Управление файловой системой. Архивы информации. | ||||||||
2 | | | 1 день | лекция | Управление файловой системой. Архивы информации. | 1 | 1 | |
3. | | | 1 день | ПЗ | Практическая работа №1. Работа в программах Проводник и 7Zip. | 1 | | 1 |
Раздел 2.Оформление текстовых документов | ||||||||
4. | | | 2 день | ПЗ | Практическая работа №2. Оформление документов с усложненной структурой: колонки, автоматическое оглавление, таблицы, гиперссылки. | 3 | | 3 |
5. | | | 3 день | ПЗ | Практическая работа №3. Иллюстрирование текстовых документов. | 3 | | 3 |
Раздел 3. Работа с электронными таблицами | ||||||||
6. | | | 4 день | ПЗ | Практическая работа №4. Работа с формулами. | 3 | | 3 |
7. | | | 5 день | ПЗ | Практическая работа №5. Работа с функциями, построение диаграмм. | 3 | | 3 |
Раздел 4. Компьютерные презентации | ||||||||
8. | | | 6 день | ПЗ | Практическая работа №6 Создание презентаций с использованием интерактивных элементов. | 2 | | 2 |
Раздел5. Глобальная сеть Интернет | ||||||||
9. | | | 7 день | ПЗ | Практическая работа №7 Поиск информации в сети Интернет | 2 | | 2 |
Раздел6. Обработка графической информации | ||||||||
10. | | | 8 день | лекция | Понятие компьютерной графики | 1 | 1 | |
11. | | | 9 день | ПЗ | Практическая работа №8. Обработка растровых изображений | 4 | | 4 |
12. | | | 10 день | ПЗ | Практическая работа №9. Обработка векторных изображений | 3 | | 3 |
| | | | | Раздел 7. Правовая информация | | | |
13. | | | 11 день | лекция | Понятие правовой информации. | 1 | 1 | |
14. | | | 12 день | ПЗ | Практическая работа №10. Работа в справочно-информационной системе Консультант Плюс. | 3 | | 3 |
Раздел 8. Создание Web-страниц. | ||||||||
15. | | | 13 день | лекция | Технология разработки сайтов с помощью конструкторов. | 1 | 1 | |
16. | | | 14 день | ПЗ | Практическая работа №11. Разработка Web-страницы в конструкторе Тильда. | 3 | | 3 |
17. | | | 15 день | ПЗ | Зачет | 1 | | 1 |
| | | | | Итого | 36 | 5 | 31 |
3.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Лаборатория «Информатики и информационных технологий», оснащенный в соответствии с образовательной программы по специальностям.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест лаборатории:
-комплект учебно-методической документации;
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-методических и наглядных пособий;
- методические карты проведения лабораторных работ;
Технические средства обучения:
- интерактивная панель;
-персональные компьютеры.
Помещения для самостоятельной работы студентов оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду образовательной организации.
Для поддержки технологии дистанционного и смешанного обучения, в частности для управления образовательным процессом и учебными группами, предоставления студентам доступа к цифровым учебным материалам используется дистанционное образовательное пространство на собственной платформе дистанционного обучения на базе системы управления обучением LMS Moodle.
2.3 Формы аттестации
По итогам каждого дня обучения слушатели выполняют практическое задание в соответствии с темой обучения, которое рассматривается как самодиагностика по итогам изучения темы.
По итогам освоения программы слушатели проходят промежуточную аттестацию в форме тестирования.
По итогам освоения программы слушателям выдается документ об обучении: свидетельство об обучении
2.4 Оценочные материалы
Текущий контроль
Уровень освоения программы определяется педагогом методом наблюдения. По уровню освоения программного материала результаты достижений слушателей делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.
Высокий: полностью овладел теоретическими и практическими знаниями, знает специальную терминологию, применяет теорию в практике, высокое качество исполнения работ, проявляет самостоятельность.
Средний: не полностью овладел теоретическими и практическими знаниями, частично применяет специальную терминологию, применяет теорию в практике, в работе имеются погрешности, при выполнении работ возникают трудности.
Низкий: не полностью овладел теоретическими и практическими знаниями, не усвоил специальную терминологию, нет самостоятельного применения в практике, низкое качество работ, практически отсутствует самостоятельная работа.
2.5 Методические материалы
Методы обучения:
- наглядный (восприятие и усвоение готовой информации);
- словесный (позволяет в кротчайший срок передать информацию, ставить задачу, указывать пути ее решения);
- репродуктивный (воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности);
- практический (выполнение практического действия с целью овладения им или повышения его качества, метод практических работ для формирования навыков самостоятельной деятельности).
Педагогические технологии:
- технология сотрудничества
- технология личностного целеполагания и выбора индивидуальной образовательной траектории
-технология проблемного обучения
-адаптивные технологии
- электронное обучение
- информационно-коммуникационные технологии
- здоровьесберегающие технологии
- дистанционные технологии
Практические занятия предполагают работу слушателей за компьютерами с программно-методическим обеспечением.
Для лекций возможны следующие формы организации занятия:
- выступление педагога с предоставленной ему презентацией, которая доступна всем слушателям.
Для практической работы возможны следующие формы организации занятий:
- коллективное выполнение учебной практической работы на компьютере или мобильном телефоне педагога с анализом хода работы с использованием проектора и экрана, поочередное выполнение этапов работы слушателями на компьютере педагога,
- выполнение работы в парах за одним компьютером с контролем со стороны педагога,
2.6 Кадровое обеспечение
Квалификация педагогических работников отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Педагогические работники, привлекаемые к реализации программы, получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в организациях, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, не реже 1 раза в 3 года с учетом расширения спектра профессиональных компетенций.
3 Список литературы
Трофимов, В. В. Информатика в 2 т. Том 1 : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Трофимов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :Юрайт, 2021. — 553 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02518-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/47112 Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт.-Текст электронный.
Трофимов, В. В. Информатика в 2 т. Том 2 : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Трофимов. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва :Юрайт, 2021. — 406 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02519-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471122. https://urait.ru/bcode/47112. Режим доступа: Электронно-библиотечная система Юрайт.-Текст электронный.
3.3 Интернет ресурсы
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. — ФЦИОР -URL: www.fcior.edu.ru. – Текст: электронный.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – URL: www. school-collection. edu. ru. – Текст: электронный.
Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика». – URL: www. intuit. ru/studies/courses – Текст: электронный.
Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям. – URL: www. lms. iite. unesco. org. – Текст: электронный.
Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании. - URL http://ru. iite. unesco. org/publications. – Текст: электронный.
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»). – URL: www.megabook. Ru – Текст: электронный.
Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». URL: www. ict. edu. ru.– Текст: электронный.
Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования». – URL: www. digital-edu. ru. – Текст: электронный.