Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Кубик - Робик»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Кубик - Робик»
Возрастной состав обучающихся: 8 – 11 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель: Ланге Мария Оттовна, педагог дополнительного образования
Населенный пункт: п. Тарасовский, Ростовская область
Год: 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основанием для реализации программы являются следующие нормативные правовые акты:
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Трудовой кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный Закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.);
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
Указ Президента № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития России до 2030 года»;
Паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование» 07 декабря 2018 г., протокол № 3);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996 р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025года»,
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Приказ МБОУДО «ОТЦ» № 15-од от 20.01.2022 г. «Положение о порядке утверждения и примерной структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Образовательный технический центр».
Переход экономики России на новый технологический уклад предполагает широкое использование наукоёмких технологий и оборудования с высоким уровнем автоматизации и роботизации. Обучаясь по программе «Кубик-робик» учащиеся получат знания о методах конструирования и дизайна. Они будут разрабатывать, строить и программировать полностью функциональные модели, научатся вести себя как молодые ученые, проводя простые исследования, просчитывая и изменяя поведение робота, записывая и представляя свои результаты. Ребёнок в данной ситуации становится активным участником образовательного процесса.
В программе «Кубик - Робик» будет использоваться инновационный учебно-методический комплекс LEGO® Education WeDo 2.0.
Инновационный учебно-методический комплекс LEGO® Education WeDo 2.0 представляет собой комплект учебно-методических материалов, информационной среды, среды программирования и моделирования, а также учебного оборудования, который является уникальным педагогическим инструментом. Проекты WeDo 2.0 нацелены на развитие у учащихся базовых исследовательских и проектных умений, имеющих основополагающее значение для научных и инженерных профессий, и формирование универсальных учебных действий.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кубик - робик» имеет техническую направленность. Данная программа направлена на получение знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с конструктором LEGO® Education WeDo 2.0.
Вид программы – модифицированная. При написании программы «Кубик - Робик» были использованы: учебно-методические материалы базового набора LEGO® Education WeDo 2.0 («Первые шаги», «Проекты с пошаговыми инструкциями» и «Проекты с открытым решением»); программа «Робототехника LEGO WeDo 2.0» (составитель Дроздова Ю. А.); программа «LEGO WeDo 2.0» (автор-составитель Бетехтина А. В.).
Уровень программы - общекультурный (базовый).
Новизна программы заключается в занимательной форме знакомства обучающихся с основами робототехники и программирования. Избегая сложных математических формул, на практике, через эксперимент, обучающиеся постигают физику процессов, происходящих в роботах, включая двигатели, датчики, источники питания. Такие знания вызывают у обучающихся желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда обучающийся вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а педагог лишь консультирует его.
Актуальность программы. В Концепции дополнительного образования детей до 2030 года обозначены приоритеты обновления содержания и технологий по направленностям дополнительного образования, одним из которых по программам технической направленности является создание условий для вовлечения детей в создание искусственно-технических и виртуальных объектов, построенных по законам природы, в приобретение навыков в области обработки материалов, электротехники и электроники, системной инженерии, 3D-прототипирования, цифровизации, работы с большими данными, освоения языков программирования, машинного обучения, автоматизации и робототехники, технологического предпринимательства, содействовать формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления. Соответственно, обучение детей основам робототехники перспективно и актуально.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что проекты LEGO Education WeDo 2.0 разработаны с целью помочь сформировать универсальные учебные действия при изучении основных предметов начальной школы: окружающего мира, технологии, математики и информатики, русского языка. Использование учебно-методического комплекса WeDo 2.0 позволяет органично интегрировать ИКТ в эти предметы и обеспечивает формирование ИКТ-компетентности, а также универсальных учебных действий одновременно с достижением предметных результатов. Обучение по программе позволит сформировать функциональную грамотность у детей. Для развития функциональной грамотности учащихся на занятиях по программе соблюдаются следующие условия:
- обучение носит деятельностный характер;
- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;
- предоставляется возможность для приобретения положительного и/ или отрицательного жизненного опыта;
- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса.
Приёмы, используемые на занятиях:
- технология проектной деятельности (создание механизмов, животных);
- технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации (анализ созданного механизма, устранение причин невыполнение поставленной задачи механизмом);
- применение информационных и коммуникативных технологий в устранение причин невыполнение поставленной задачи механизмом.
На занятиях по программе «Кубик-робик» дети будут применять умения и навыки, полученные ранее: во-первых, организация рабочего места, а затем его уборка, что способствует развитию самоорганизации; во-вторых, распределение времени, умение работать в коллективе, умение внести в любую работу что-то своё, индивидуальное и т.п.; в-третьих, сборка по инструкции и дальнейшая модернизация модели способствует развитию креативного мышления. В результате на занятиях обучающиеся овладевают ключевыми (базовыми) компетенциями, способами приобретения знаний и работы с информацией, что формирует функциональную грамотность.
Цель программы. Создание условий для развития интереса к техническому творчеству у обучающихся, в процессе конструирования и программирования с помощью учебно-методический комплекс LEGO® Education WeDo 2.0.
Задачи:
Обучающие:
познакомить основными понятиями по робототехнике;
познакомить со средой LEGO® Education WeDo 2.0;
познакомить с правилами безопасной работы с конструктором LEGO® Education WeDo 2.0;
познакомить с основами механики;
познакомить основами проектной деятельности;
научить подключать и задействовать электронные компоненты конструктора;
научить работать со схемами;
научить конструировать и программировать различные модели роботов для решения поставленной цели;
научить создавать мини проекты;
научить применять правила техники безопасности при работе.
Развивающие:
формировать умения решать поставленные задачи с помощью конструктора LEGO® Education WeDo 2.0;
формировать умения составлять план действия на занятии для достижения поставленной цели и придерживается его;
формировать умения адекватно воспринимать оценку своих работ и работ окружающих;
развивать умения вносить необходимые коррективы в свои действия в соответствии с полученными данными;
развивать умения приобретать и осуществлять практические навыки и умения в робототехнике;
развивать умения извлекать информацию из текста и иллюстрации;
развивать умения делать выводы на основе анализа рисунка-схемы;
развивать фантазию, воображение, память, мелкую моторику и глазомер;
формировать умение осуществлять совместную продуктивную деятельность;
формировать умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью;
формировать собственное мнение и позицию.
Воспитывающие:
формировать навыки работы в группе при выполнении практических творческих работ;
воспитать социально-ценные, личностные и нравственные качества (трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, к культурному наследию).
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 8-11 лет, независимости от пола. Оптимальное количество детей 10 человек. В зависимости от возможностей, возраста, умений и навыков детей может изменяться техника и технология выполнения работы.
Объем программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кубик - робик» рассчитана на 1 год обучения, всего 74 часа в учебном году.
Формы организации образовательного процесса.
Основные формы организации занятия:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная
дистанционная (при неблагоприятных санитарно-эпидемиологических условиях).
Вид занятий определен содержанием программы и предусматривает практические и теоретические занятия, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ.
Методы обучения на занятиях:
словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация (данный метод может быть использован как при очной форме обучения, так и при дистанционной с использование телефонной связи, мессенджеров WhatsApp, Telegram, устные онлайн-консультации, Zoom конференция);
проектно-конструкторские методы: проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
наглядный метод обучения: картины, иллюстрации, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные материалы, онлайн-экскурсия (данный метод может быть использован как при очной форме обучения, так и при дистанционной с использование мессенджеров WhatsApp, Telegram, сайта педагога, устные онлайн-консультации, Яндекс диск, Zoom конференция).
Для реализации образовательного процесса в объединении используются следующие образовательные технологии:
Модульная технология - разработка специальных инструкций, например, технологических карт для самостоятельной работы обучающихся с четким указанием цели усвоения определенного учебного материала, использование источников информации и разъяснение способов овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.
Технология проблемного обучения - на занятии создаются проблемные ситуации, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося.
Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития способностей, интересов, личностных качеств и отношений между детьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Технология проектной деятельности - при использовании в обучении проектной технологии обучающиеся включаются в творческую деятельность. Это требует использования широкого спектра педагогических методов, которые могут включать «мозговой штурм» (мастер - классы), ролевые игры (интегрированное занятия), обсуждения, дискуссии; постановку «открытых» вопросов; индивидуальную и групповую деятельность. Процесс выполнения творческого проекта подразделяется на 3 основных этапа:
1 этап – выявление цели выполнения творческого проекта.
2 этап - практической реализации.
3 этап - контрольно-оценочный.
Игровые технологии:
занятие – путешествие проводится во время освоения нового материала;
игры-упражнения способствуют развитию познавательных способностей ребят, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях (кроссворды, ребусы, викторины);
игры-соревнования;
сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли.
Здоровьесберегающие технологии: физкультурные минутки, часы здоровья гимнастики до начала занятий, динамические перемены, гимнастики для пальцев, для глаз.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - мультимедийные презентации, обучающие фильмы, видеоролики, мастер-классы, виртуальные экскурсии.
Технология коллективно-творческого воспитания это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.
Интерактивные технологии позволяют развить познавательную заинтересованность и мотивированность обучающихся и направляют их деятельность на достижение целей и задач обучения (мозговой штурм, аквариум, дерево решений, ролевая (деловая) игра, дебаты).
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 академический час продолжительностью 45 минут).
Ожидаемые результаты. В проектах WeDo 2.0 реализуются практические навыки, которыми должны овладеть учащиеся и которые рассматриваются не по отдельности, а как взаимосвязанный набор предметных знаний, умений и универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных результатов образовательного процесса).
Личностные результаты.
У обучающихся будут сформированы:
навыки работы в группе при выполнении практических творческих работ;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия. У обучающихся будут сформированы умения:
решать поставленные задачи с помощью конструктора LEGO® Education WeDo 2.0;
составлять план действия на занятии для достижения поставленной цели и придерживается его;
адекватно воспринимать оценку своих работ и работ окружающих;
вносить необходимые коррективы в свои действия в соответствии с полученными данными.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся научатся:
приобретать и осуществлять практические навыки и умения в робототехнике;
извлекать информацию из текста и иллюстрации;
делать выводы на основе анализа рисунка-схемы;
развивать фантазию, воображение, память, мелкую моторику и глазомер.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающиеся приобретут умения:
осуществлять совместную продуктивную деятельность;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью;
формировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты.
К концу обучения, учащиеся будут знать:
основные понятия по робототехнике;
среду LEGO® Education WeDo 2.0;
правила безопасной работы с конструктором LEGO® Education WeDo 2.0;
основы механики;
основы проектной деятельности.
К концу обучения, учащиеся будут уметь:
подключать и задействовать электронный компоненты конструктора;
работать со схемами;
конструировать и программировать различные модели роботов для решения поставленной цели;
создавать мини проекты;
применять правила техники безопасности при работе с различными компонентами конструктора LEGO® Education WeDo 2.0.
Ключевые компетенции
В процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы «Кубик-робик» обучающиеся успешно овладеют следующими компетенциями:
• коммуникативная компетенция: учатся решать конфликтные ситуации; демонстрируют навыки работы в группе, выполняют различные социальные роли в коллективе; стараются представить и позиционировать себя.
• информационная компетенция: используют учебный модуль по программе; используют в проектной, исследовательской и других видах деятельности ИКТ (мультимедийные средства); создают проектные работы по программе и представляют их на различных уровнях;
• интеллектуальная компетенция: представляют собственные знания и соотносят их с уже имеющимися знаниями; используют опыт, полученный на занятиях, в классе и школе;
общекультурная компетенция: практикуют принципы культуры здоровьесбережения; мотивируются заниматься творческими видами деятельности.
Формы подведения итогов
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы. В объединении «Кубик - робик» действует без оценочная система.
Программа рассматривает выход детей в социальную сферу (участие в районных, областных конкурсах, выставках, соревнованиях).
Формы оценки результатов:
тестирование;
опрос;
достижения обучающегося;
защита проектов;
портфолио.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы оценки результов | |||
Всего | теория | практика | индивидуальные занятия и консультации | ||||
1. | Раздел 1 «Обзор набора LEGO® Education WeDo 2.0.» - 10 ч. | ||||||
1.1 | Тема: Введение в программу. | 2 | 2 | 0 | 0 | Фронтальная | Опрос |
1.2 | Тема: Робот «Улитки-фонарик» | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос соревнование |
1.3 | Тема: Робот «Вентилятор» | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос соревнование |
1.4 | Тема: Робот «Движущийся спутник» | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос соревнование |
1.5 | Тема: Робот «Шпион» | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос соревнование |
2. | Раздел 2 «Вездеход Майло» - 6 ч. | ||||||
2.1 | Тема: Вездеход «Майло». | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос, соревнование |
2.2 | Тема: Вездеход «Майло» с датчиком перемещения и наклона | 2 | 0,5 | 1,5 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос, соревнование |
2.3 | Тема: Совместная работа двух вездеходов «Майло» | 2 | 0 | 2 | 0 | Групповая, индивидуальная | Защита проекта |
3 | Раздел 3 «Проекты пошаговой инструкции» - 20 ч. | ||||||
3.1 | Тема: Проект «Тяга». | 4 | 1 | 3 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос, соревнование, защита проекта |
3.2 | Тема: Проект «Метаморфозы лягушки». | 4 | 1 | 3 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос, соревнование, защита проекта |
3.3 | Тема: Проект «Скорость».. | 4 | 1 | 3 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос, соревнование, защита проекта |
3.4 | Тема: Промежуточная оценка результатов освоения программы | 2 | 0 | 2 | 0 | Индивидуальная | Тестирование, достижения |
3.5 | Тема: Проект «Сортировка для переработки». | 4 | 1 | 3 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос, соревнование, защита проекта |
3.6 | Тема: Проект «Прочная конструкция». | 4 | 1 | 3 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос, соревнование, защита проекта |
4 | Раздел 4 «Проекты с открытым решением» - 34 ч. | ||||||
4.1 | Тема: Проект «Военный вездеход». | 4 | 1 | 3 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос, соревнование, защита проекта |
4.2 | Тема: Проект «Перевозчик грузов». | 6 | 1 | 5 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос, соревнование, защита проекта |
4.3 | Тема: Проект «Исследование космоса». | 6 | 1 | 5 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос, соревнование, защита проекта |
4.4 | Тема: Проект «Очистка океана». | 6 | 1 | 5 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос, соревнование, защита проекта |
4.5 | Тема: Проект «Мост для животных». | 6 | 1 | 5 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос, соревнование, защита проекта |
4.6 | Тема: Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 2 | 0 | 2 | 0 | Индивидуальная | Тестирование, достижения |
4.7 | Тема: Проект «Хищник и жертва». | 6 | 1 | 5 | 0 | Групповая, индивидуальная | Опрос, соревнование, защита проекта |
| Итого часов | 74 | 16 | 58 | 0 | | |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО МАТЕРИАЛА
Раздел 1. «Обзор набора LEGO® Education WeDo 2.0» (10 ч.).
Теория (4 ч.): Знакомство с программой, информация по организации работы объединения, рабочего места; санитарно-гигиенические требования; инструктаж по технике безопасности. Знакомство с конструктором LEGO® Education WeDo 2.0 (смартхаб, мотор, датчик перемещения, датчик наклона и др.), их характеристиками, области применения. Техника безопасности при работе с конструктором LEGO® Education WeDo 2.0.
Практика (6 ч.): Подключение смартхаба, мотора, датчика перемещения, датчика наклона к компьютеру и программирования их.
Раздел 2. «Научный вездеход «Майло»» (6 ч.).
Теория (1 ч.): Изучение способов создания проекта. Обзор схемы. Изучение механизмов.
Практика (5 ч.): Создание проекта поэтапно. Сборка и программирование схемы научного вездехода «Майло» с различными назначениями. Защита проекта «Научный вездеход «Майло»».
Раздел 3. «Проекты пошаговой инструкции» (20 ч.).
Теория (5 ч.): Изучение предметной области. Оформление проекта.
Практика (15 ч.): Сборка и программирование схемы. Создание и защита проекта.
«Промежуточная оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (2 ч.)
Раздел 3. «Проекты с открытым решением» (34 ч.).
Теория (6 ч.): Изучение предметной области. Оформление проекта.
Практика (28 ч.): Сборка и программирование схемы. Создание и защита проекта.
«Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (2 ч.)
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ Занятия | Тема занятия | Кол-во Часов | Дата проведения | ||
планируемая | фактическая | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Раздел 1 «Обзор набора LEGO® Education WeDo 2.0.». | |||||
1 | Введение в программу | 2 Т: 2 | 06.09.2022 | | |
2 | Робот «Улитки-фонарик» | 2 Т: 0.5 П: 1,5 | 13.09.2022 | | |
3 | Робот «Вентилятор» | 2 Т: 0.5 П: 1,5 | 20.09.2022 | | |
4 | Робот «Движущийся спутник» | 2 Т: 0.5 П: 1,5 | 27.09.2022 | | |
5 | Робот «Шпион» | 2 Т: 0.5 П: 1,5 | 04.10.2022 | | |
Раздел 2 «Вездеход Майло». | |||||
6 | Вездеход «Майло». | 2 Т: 0.5 П: 1,5 | 11.10.2022 | | |
7 | Вездеход «Майло» с датчиком перемещения и наклона на конкурс «Безопасность на дороге - мой стиль жизни». | 2 Т: 0.5 П: 1,5 | 18.10.2022 | | |
8 | Совместная работа двух вездеходов «Майло» на конкурс «Безопасность на дороге - мой стиль жизни». | 2 П: 2 | 25.10.2022 | | |
Раздел 3 «Проекты пошаговой инструкции». | |||||
9 | Проект «Тяга». | 2 Т: 1 П: 1 | 01.11.2022 | | |
10 | Проект «Тяга». | 2 П: 2 | 08.11.2022 | | |
11 | Проект «Метаморфозы лягушки». | 2 Т: 1 П: 1 | 15.11.2022 | | |
12 | Проект «Метаморфозы лягушки». | 2 П: 2 | 22.11.2022 | | |
13 | Проект «Скорость». | 2 Т: 1 П: 1 | 29.11.2022 | | |
14 | Проект «Скорость». | 2 П: 2 | 06.12.2022 | | |
15 | Промежуточная оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 2 Т: 1 П: 1 | 13.12.2022 | | |
16 | Проект «Сортировка для переработки». | 2 Т: 1 П: 1 | 20.12.2022 | | |
17 | Проект «Сортировка для переработки». | 2 П: 2 | 27.12.2022 | | |
18 | Проект «Прочная конструкция». | 2 Т: 1 П: 1 | 10.01.2023 | | |
19 | Проект «Прочная конструкция». | 2 П: 2 | 17.01.2023 | | |
Раздел 4 «Проекты с открытым решением». | |||||
20 | Проект «Военный вездеход». | 2 Т: 1 П: 1 | 24.01.2023 | | |
21 | Проект «Военный вездеход». | 2 П: 2 | 31.01.2023 | | |
22 | Проект «Перевозчик грузов». | 2 Т: 1 П: 1 | 07.02.2023 | | |
23 | Проект «Перевозчик грузов». | 2 П: 2 | 14.02.2023 | | |
24 | Проект «Перевозчик грузов». | 2 П: 2 | 21.02.2023 | | |
25 | Проект «Исследование космоса». | 2 Т: 1 П: 1 | 28.02.2023 | | |
26 | Проект «Исследование космоса». | 2 П: 2 | 07.03.2023 | | |
27 | Проект «Исследование космоса». | 2 П: 2 | 14.03.2023 | | |
28 | Проект «Очистка океана». | 2 Т: 1 П: 1 | 21.03.2023 | | |
29 | Проект «Очистка океана». | 2 П: 2 | 28.03.2023 | | |
30 | Проект «Очистка океана». | 2 П: 2 | 04.04.2023 | | |
31 | Проект «Мост для животных». | 2 Т: 1 П: 1 | 11.04.2023 | | |
32 | Проект «Мост для животных». | 2 П: 2 | 18.04.2023 | | |
33 | Проект «Мост для животных». | 2 П: 2 | 25.04.2023 | | |
34 | Проект «Хищник и жертва». | 2 Т: 1 П: 1 | 02.05.2023 | | |
35 | Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 2 Т: 1 П: 1 | 16.05.2023 | | |
36 | Проект «Хищник и жертва». | 2 П: 2 | 23.05.2023 | | |
37 | Проект «Хищник и жертва». | 2 П: 2 | 30.05.2023 | | |
| Итого: | 74 | | |
План воспитательной работы творческого объединения
Творческое объединение: «Кубик-робик»
Педагог: Ланге Мария Оттовна
Цель воспитательной работы по программе «Судьба и родина - едины»: формирование нравственной, гармонически развитой, социально-активной личности, воспитание гражданина и патриота России.
Задачи:
воспитать уважительное отношение к ветеранам ВОВ,
пробудить интерес к историческим событиям;
воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
№ п/п | Направление работы | Содержание работы | Дата | Место проведения |
1 | Виртуальная экскурсия «Куликовская битва» | Онлай-экскурсия в музей Куликовской битвы | 13.09.2022 | МБОУДО «ОТЦ» |
2 | Игровая программа «Богатыри земли русской» | Различные игры загадки связанная с героями земли русской | 11.10.2022 | МБОУДО «ОТЦ» |
3 | Выставка рисунков, посвящённых Дню народного единства | Оформление выставки | 08.11.2022 | МБОУДО «ОТЦ» |
4 | Акция «Сердце России. Битва под Москвой» ко дню начала контрнаступления советских войск против немецко - фашистских войск в битве под Москвой | Изготовление и распространения среди обучающихся георгиевской ленточки с информацией о контрнаступления. | 06.12.2022 | МБОУДО «ОТЦ» |
5 | Акция «Чтобы помнили» | Изготовление и распространение магнитов с информацией об освобождении Тарасовского района | 17.01.2023 | МБОУДО «ОТЦ» |
6 | Виртуальная экскурсия «Волгоград – город немеркнущей славы» | Онлай-экскурсия в музей «Сталинградская битва» (https://stalingrad-battle.ru/) | 14.02.2023 | МБОУДО «ОТЦ» |
7 | Игровая программа «Под флагом Нахимова» | Игры и загадки о флоте. | 14.03.2023 | МБОУДО «ОТЦ» |
8 | Экскурсия к мемориалу «13 Героев» | Выезд к мемориалу «13 Героев». | 11.04.2023 | Мемориал «13 Героев» |
9 | Творческий Челлендж #Мыпомним | В соцсетях разместить творческие работы обучающихся, посвященные Дню Победы. Под хештегом #Мыпомним. | 16.05.2023 | МБОУДО «ОТЦ» |
Цель воспитательной работы по программе «Вольный Дон»: приобщение детей к культурным традициям донских казаков через активацию познавательной деятельности обучающихся.
Задачи по направлению:
формировать у детей уважительное отношение к донской культуре, традициям, обычаям донских казаков, народному творчеству;
воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
№ п/п | Направление работы | Содержание работы | Дата | Место проведения |
1 | Разговор о важном «Ростовская область: помним, гордимся, наследуем!» | Историческая справка о Ростовской области с использованием медиа-файлов. | 27.09.2022 | МБОУДО «ОТЦ» |
2 | Виртуальная экскурсия «Первая столица Войска Донского» | Онлайн-экскурсия по станице Старочеркасской | 25.10.2022 | МБОУДО «ОТЦ» |
3 | Игровая программа «Казак родился - Дону пригодился» | Игры и загадки о донских традициях | 22.11.2022 | МБОУДО «ОТЦ» |
4 | Разговор о важном «День образования российского казачества» | Интересные факты о донских казаках | 20.12.2022 | МБОУДО «ОТЦ» |
5 | Игровая программа «Всевеликое войско Донское. | Игры и загадки о воинской службе донских казаков. | 24.01.2023 | МБОУДО «ОТЦ» |
6 | Виртуальная экскурсия «Столица Войска Донского» | Онлайн-экскурсия в г. Новочеркасск | 21.02.2023 | МБОУДО «ОТЦ» |
7 | Выставка рисунков «Я живу в краю казачьем» | Оформление выставки | 21.03.2023 | МБОУДО «ОТЦ» |
8 | Викторина «Знаешь ли ты свой край» | Викторина о донской культуре, традициях, обычаях донских казаков. | 25.04.2023 | МБОУДО «ОТЦ» |
9 | Акция ко дню основания Всевеликого войска Донского. | Изготовление и распространение магнитов с гербом Всевеликого войска Донского. | 23.05.2023 | МБОУДО «ОТЦ» |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
«Методическое сопровождение программы».
Оборудование кабинета (для группы из 10 человек)
Наименование | кол-во |
Столы рабочие | 8 |
Стулья для обучающихся | 16 |
Стол для педагога | 1 |
Стул для педагога | 1 |
Шкаф для хранения рабочего инвентаря | 1 |
Шкаф для рабочей одежды | 1 |
Шкаф для хранения демонстрационного материала | 1 |
Технологические наборы LEGO® Education WeDo 2.0. | 3 |
ПК для обучающихся | 2 |
ПК для педагога | 1 |
Мультимедийный проектор | 1 |
Принтер | 1 |
Уголок безопасности и ТБ | 1 |
Корзина для мусора | 1 |
Методическое обеспечение
Название | кол-во |
Презентации | |
Папки для хранения документации | |
Библиотека (подборка по разделам) | |
Схемы | |
Демонстрационные модели | |
Памятки по ТБ | 10 |
Карточки с заданиями | |
Тесты на развитие логического мышления | |
Кроссворды, ребусы | |
«Диагностические материалы»
Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.
Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.
Диагностика образовательных результатов в МБОУДО «ОТЦ»
Предлагаем комплект методик, которыми пользуются при диагностике и в дальнейшем при планировании образовательной работы в объединении.
Промежуточная оценка результатов освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кубик - робик»
Ф. И. О. обучающегося ______________________________________________
Дата проведения____________________________________________________
задание | Варианты ответов | Ответ | уровень освоения программы |
Выберите и напишите, какое из описанных устройств подходит под определение понятия «робот»? | а) Устройство для приведения в действие двигателем различных рабочих машин б) Устройство, предназначенное для осуществления различных операций, которое действует по заранее заложенной программе и получает информацию о внешнем мире от датчиков. в) Механические устройство, применяемое для передачи энергии от источника к потребителю | | |
Напишите, название электронных деталей? | а) б) в) г) | а) б) в) г) | |
В ыберите и напишите, как называется деталь? | а) Ось б) Шкив в) Трубочка г) Палочка | | |
Выберите и напишите, как называется деталь? | а) Шестерня б) Шкив в) Зубчатое колесо г) Колесо | | |
Выберите и напишите, как называется блок? | а) Блок «Начать нажатием клавиш» б) Блок «Цикл» в) Блок «Начало» г) Блок «Мощность мотора» | | |
Выберите и напишите, как называется блок? | а) Блок «Мотор по часовой стреле» б) Блок «Цикл» в) Блок «Начало» г) Блок «Свет» | | |
Выберите и напишите верное утверждение «Для безопасной работы в объединении «Робо - бобо»? | а) Можно глотать, класть детали конструктора в рот и уши. б) Нельзя перемещаться по кабинету во время занятий без разрешения педагога. в) Можно разбрасывать детали. г) При работе с компьютером и конструктором нужно быть внимательными и осторожными. д) После окончания работы нужно все аккуратно выключит и собрать. | | |
Напишите тип передачи? | а)
б) | а) б) | |
Создайте своего робота и опишите его. | | Результаты мониторинга выполнения практических работ | |
Итого: | |
Руководитель: Ланге Мария Оттовна _____________________
подпись
Итоговая оценка результатов освоения
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Кубик - робик»
Ф. И. О. обучающегося ______________________________________________
Дата проведения____________________________________________________
Задание | Варианты ответов | Ответ | уровень освоения программы |
Выберите и напишите, какое из описанных устройств подходит под определение понятия «Робототехника»? | а) Устройство для приведения в действие двигателем различных рабочих машин б) Устройство, предназначенное для осуществления различных операций, которое действует по заранее заложенной программе и получает информацию о внешнем мире от датчиков. в) техническая наука, предполагающая проектирование, создание и использование роботов для взаимодействия с внешней средой выполнения различных задач без участия человека. | | |
Напишите, название электронных деталей и их предназначение? | а) б) в) г) | а) б) в) г) | |
Укажите, сколько положений есть у датчика наклона Lego WeDo 2.0? | а) 5 б) 7 в) 8 г) 10 | | |
Выберите и напишите, сколько блоков управления мотором присутствует в программном обеспечении Lego WeDo 2.0? | а) 3 б) 5 в) 7 г) 9 д) 15 | | |
Напишите, как называется деталь? | а) Ось б) Шкив в) Трубочка г) Палочка | | |
Напишите, как называется деталь? | а) Шестерня б) Шкив в) Зубчатое колесо г) Колесо | | |
Выберите картинку, которая соответствует правилу: «Нельзя кричать, ходить по кабинету (кроме поиска деталей) без разрешения педагога, тем более бегать!» | а) б) в) | | |
Опишите «Робота - Снегоуборщика»? |
| а) б) | |
Создайте своего робота и опишите его. | | Результаты мониторинга выполнения практических работ | |
Итого: | |
Руководитель: Ланге Мария Оттовна _____________________
подпись
Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное число баллов | Методы диагностики |
1. Теоретическая подготовка ребёнка | ||||
1.1.Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям | Низкий уровень – ребёнок овладел менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой | 1 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
Средний уровень – объём усвоенных знаний составляет более ½. | 5 | |||
Высокий уровень – освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой в конкретный период | 10 | |||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Низкий уровень – ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины | 1 | Собеседование |
Средний уровень – сочетает специальную терминологию с бытовой | 5 | |||
Высокий уровень – специальные термины употребляет осознанно, в полном соответствии с их содержанием | 10 | |||
2. Практическая подготовка ребёнка | ||||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно - тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Низкий уровень – ребёнок овладел менее, чем ½ предусмотренных умений и навыков | 1 | Контрольное задание |
Средний уровень – объём усвоенных умений и навыков составляет более ½. | 5 | |||
Высокий уровень – овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой в конкретный период. | 10 | |||
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | Низкий уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием. | 1 | Контрольное задание |
Средний уровень – работает с оборудованием с помощью педагога. | 5 | |||
Высокий уровень – работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых затруднений. | 10 | |||
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | Низкий уровень развития креативности – ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога | 1 | Контрольное задание |
Средний уровень – в основном выполняет задания на основе образца | 5 | |||
Высокий уровень – выполняет практические задания с элементами творчества. | 10 | |||
2.4. Достижения обучающегося | Участие в конкурсах различного уровня | Низкий уровень – не участвует в конкурсах | 1 | Дипломы, сертификаты и т.п. |
Высокий уровень - участвует в одном и более конкурсе | 10 | |||
3. Общеучебные умения и навыки ребёнка | ||||
3.1. Интеллектуальные умения и навыки: | ||||
3.1.1 Умение планировать свою деятельность | Самостоятельность в планировании своей работы | Низкий уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения при планировании своей работы на занятии, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. | 1 | Наблюдение |
Средний уровень – ребенок планирует свою деятельность с помощью педагога. | 5 | |||
Высокий уровень – планирует свою работу на занятии самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 10 | |||
3.1.2. Умение осуществлять контроль в своей деятельности | Самостоятельность в осуществлении контроля своей работы | Низкий уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения в осуществлении контроля своей деятельности на занятии, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. | 1 | Наблюдение |
Средний уровень – осуществляет контроль своей деятельности с помощью педагога. | 5 | |||
Высокий уровень – осуществляет контроль самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 10 | |||
3.1.3. Умение вносить необходимые корректировки в свою работу | Самостоятельность в корректировке своей работы | Низкий уровень умений – ребёнок испытывает серьёзные затруднения в корректировке своей работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | 1 | Наблюдение |
Средний уровень – вносит необходимые корректировки в свою работу с помощью педагога или родителей. | 5 | |||
Высокий уровень – корректирует свою работу самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 10 | |||
3.2. Коммуникативные умения и навыки: | ||||
3.2.1 Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Низкий уровень умений – ребенок не умеет слушать и слышать педагога. | 1 | Наблюдение |
Средний уровень – постоянно переспрашивает, не сразу понимает, что от него требуется. | 5 | |||
Высокий уровень - умеет слушать и слышать педагога. | 10 | |||
3.2.2 Умение говорить и выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи подготовленной информации | Низкий уровень умений - не умеет высказать свою мысль, не корректен в общении. | 1 | Наблюдение |
Средний уровень - умеет формулировать собственные мысли, но не поддерживает разговора, не прислушивается к другим. | 5 | |||
Высокий уровень - умеет формулировать собственные мысли, поддержать собеседника. | 10 | |||
3.3. Организационные умения и навыки: | ||||
3.3.1. Умение организовать своё рабочее место | Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к деятельности и убирать его за собой | Низкий уровень умений - ребёнок испытывает серьёзные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. | 1 | Наблюдение |
Средний уровень – организовывает свое рабочее место с помощью педагога. | 5 | |||
Высокий уровень – организовывает свое рабочее место самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 10 | |||
3.3.2. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности | Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | Низкий уровень умений - ребёнок испытывает серьёзные затруднения при соблюдении правил безопасности, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. | 1 | Наблюдение |
Средний уровень – соблюдает правила безопасности по напоминанию педагога. | 5 | |||
Высокий уровень - соблюдает правила безопасности самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 10 | |||
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | Низкий уровень умений – ребенок испытывает серьезные затруднения в аккуратности при выполнении работы, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога. | 1 | Наблюдение |
Средний уровень – начинает работать аккуратно только по напоминанию и под контролем педагога. | 5 | |||
Высокий уровень – ребенок работает аккуратно, не испытывает особых трудностей. | 10 |
МОНИТОРИНГ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ | |||||||||||||||||
Творческое объединение | | | | ||||||||||||||
учебный год | | | | | |||||||||||||
Группа | | | | | |||||||||||||
Руководитель | |
| | | |||||||||||||
дата проведения | | Подпись | | ||||||||||||||
| | | | ||||||||||||||
№ п/п | Ф.И.О. обучающегося | Модуль I: Обзор набора LEGO® Education WeDo 2.0. | Модуль II: Научный вездеход Майло. | Модуль III: Проекты пошаговой инструкции | Модуль IV: Проекты с открытым решением. | ||||||||||||
количество практических работ | сложность и объем выполненных работ | степень самостоятельности | количество практических работ | сложность и объем выполненных работ | степень самостоятельности | количество практических работ | сложность и объем выполненных работ | степень самостоятельности | количество практических работ | сложность и объем выполненных работ | степень самостоятельности | ||||||
| | | | | | | | | | | | | | ||||
| | | | | | | | | | | | | |
ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА ПО ПРОГРАММЕ
| Критерии оценки робототехнического проекта | Баллы | |||||||
| Пояснительная записка 10 баллов | 1 | Содержание и оформление документации проекта | 10 | |||||
| 1.1 | Общее оформление | 0-1 | ||||||
| 1.2 | Качество теоретического исследования | 0-3 | ||||||
| | 1.2.1 Обоснование актуальности. Формулировка цели и задач, результата и выводов | 0-1 | ||||||
| | 1.2.2. Сбор и анализ информации по исследуемой проблеме | 0-1 | ||||||
| | 1.2.3 Разработка идеи и концепции робота. Формулировка технического задания. | 0-1 | ||||||
| 1.3 | Разработка технологического процесса | 0-6 | ||||||
| | 1.3.1 Описание процесса проектирования, изготовления, программирования, отладки, модификации проекта | 0-2 | ||||||
| | 1.3.2 Качество схем, чертежей и другой документации | 0-2 | ||||||
| | | 1.3.3 Обоснование выбора материалов, электронных компонентов, технологий проектирования и изготовления | 0-2 | |||||
Оценка модели 20 баллов | 2 | Качество готовой модели | 20 | | |||||
2.1 | Креативность и новизна продукта | 0-2 | | ||||||
2.2 | Робототехническая сложность изделия: | 0-9 | | ||||||
2.2.1 Конструкция и механизмы | 0-3 | | |||||||
2.2.2 Электроника | 0-3 | | |||||||
2.2.3 Программное обеспечение и алгоритмы управления | 0-3 | | |||||||
2.3 | Работоспособность робота | 0-3 | | ||||||
2.4 | Эстетический вид и качество робота | 0-2 | | ||||||
2.5 | Трудоемкость создания продукта | 0-2 | | ||||||
2.6 | Практическая значимость и перспективность разработки | 0-2 | | ||||||
Оценка защиты проекта 10 баллов | 3 | Процедура презентации проекта | 10 | | |||||
3.1 | Регламент презентации | 0-1 | | ||||||
3.2 | Качество подачи материала и представления изделия | 0-2 | | ||||||
3.3 | Использование знаний вне программы | 0-2 | | ||||||
3.4 | Понимание сути задаваемых вопросов и аргументированность ответов | 0-2 | | ||||||
3.5 | Успешная демонстрация работы робота во время защиты в соответствии с заявленными возможностями | 0-3 | |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Образовательный технический центр" | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ (мониторинг результатов обучения) | | | |||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||
| Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа | | | | | ||||||||||||||||||||||||
| учебный год | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||
| Группа | | | | | | | | | | | | | | |||||||||||||||
| Руководитель | | | | | | | | | | |
| | | |||||||||||||||
| дата проведения | | | | | | | | | | | подпись | | | |||||||||||||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||
№ п/п | Ф.И.О. обучающегося | уровень теоретических достижений | уровень практических достижений | общеучебные умения и навыки | усвоение содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (уровень) | | | | | ||||||||||||||||||||
знание спецтерминов | знание теоретического материала | количество практических работ | сложность и объем выполненных работ | творческие способности | достижения обучающегося | интеллектуальные умения и навыки | коммуникативные умения и навыки | организационные умения и навыки | | | | | |||||||||||||||||
1 | | | | | | | | | | | | | | | | ||||||||||||||
2 | | | | | | | | | | | | | | | |
II. Мониторинг развития личности
1) Методика «Самоанализ личности» (О.И. Мотков, модифицирована Т.А. Мироновой – адаптированный вариант).
Цель: оценка уровня проявления социально ценных качеств личности:
активность нравственной позиции;
коллективизм;
гражданственность в труде;
трудолюбие;
волевые качества.
Каждый фактор представлен 4 вопросами. Он разбит на два подфактора по два вопроса в каждом. Большее количество баллов по фактору, подфактору указывает на более высокую степень проявления, степень оценки данного качества в личности. Самый высокий суммарный балл по фактору -20, по подфактору – 10, минимальный соответственно – 4 и 2.
Текст методики
Уважительно отношусь к большинству людей, к членам группы.
Развиваю в себе способность видеть трудности других людей, активно помогать им.
Готов (а) поступиться своими интересами ради интересов коллектива.
Помогаю сверстникам, не ожидая взамен похвалы и наград.
Хочу, чтобы мой труд приносил пользу обществу.
Всегда бережно отношусь к предметам, сделанным руками человека.
В любом деле стремлюсь к достижению наилучших результатов.
Стремлюсь самостоятельно справляться с трудностями в работе.
Часто изобретаю свой подход к делу.
Люблю предлагать и осуществлять новые дела.
Я – целеустремленный человек.
Умею длительно работать с полной отдачей сил.
Мне совестно, если я поленился помочь родителям или товарищу.
Недовольство собой заставляет меня бороться со своими недостатками.
Ответственно отношусь к делам группы, класса, переживаю за общий успех.
Проявляю сочувствие ребятам, у которых что-то не получается.
Выполняю любую, даже неприятную работу, если она приносит пользу людям.
Бережно отношусь к окружающей природе, животным, растениям,
водоемам и т.д.
Мне присуща тщательность, добросовестность в любом деле.
Люблю самостоятельную, трудную работу.
Любую работу стремлюсь сделать интересной и полезной для себя и для других.
Нравится осваивать новые виды деятельности, новые умения, навыки.
Я привык выделять в делах главное и не отвлекаться на постороннее.
Умею сохранять выдержку и терпение в конфликтах с людьми.
Ключ к методике «Самоанализ личности».
Активность нравственной позиции — № 1, 2, 13, 14.
1а — уважение к людям, совестливость — 1, 13.
1б — стремление к нравственному самовоспитанию — 2, 14.
2а — ответственность перед коллективом — 3, 15.
2б — чуткость и взаимопомощь — 4, 16.
Гражданственность в труде — № 5, 6, 17, 18.
За — осознание значимости своего труда для общества — 5, 17.
3б — бережное отношение к результатам труда, к природе — 6, 18.
Трудолюбие — № 7, 8, 19, 20.
4а — добросовестность — 7, 19.
4б — самостоятельность в преодолении трудностей — 8, 20.
Творческая активность — № 9, 10, 21, 22.
5а – стремление к изучению процесса – 9, 10.
5б – стремление к новому, инициатива – 21, 22.
Волевые качества
6а – целеустремлённость - № 11,12.
6б – настойчивость и самообладание – 23,24.
Уровни:
Высокий – от 80 б до 120 б.
Средний от 40 б до 79 б.
Низкий – ниже 40 б.
Инструкция:
Ребята, вам предлагается ответить на вопросы об особенностях вашей личности. Я буду читать номер вопроса и сам ответ, а в должны записать номер и напротив него – свой ответ.
Ответ выбирается по Шкале возможных ответов:
неверно | скорее неверно | когда как | в целом верно | Верно |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Вы смотрите на шкалу возможных ответов и решаете, какой ответ вам больше всего подходит: или 1, или 2, или 3, или 4, или 5. Например, на первый вопрос вы выбрали ответ «скорее неверно». Тогда после первого номера вы ставите тире и пишете цифру 2. Таким образом, нужно отвечать на все вопросы. Ответы на поставленные вопросы учащийся записывает на «Бланке ответов».
Бланк ответов
Варианты ответов Неверно – 1 Скорее неверно – 2 Когда как – 3 В целом верно - 4 Верно – 5 | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
Данные по группе представляются в виде таблицы 1.
Самоанализ личности
Таблица 1
Показатель | Активность нравственной позиции | Коллективизм | Гражданственность в труде | Трудолюбие | Творческая активность | Волевые Качества | Итоговый | Уровни | |||||||||||||||||||
Ф.И.О. обучающегося | Уважение к людям | Стремление к нравственному самовоспитанию | Общий балл | Ответственность перед коллективом | Чуткость и взаимопомощь | Сумма баллов | Осознание значимости своего труда для общества | Бережное отношение к результатам труда, к природе | Сумма баллов | Добросовестность | Самостоятельность в преодолении трудностей | Сумма баллов | Стремление к улучшению процесса работы | Стремление к новому, инициатива | Сумма баллов | Целеустремлённость | Настойчивость | Сумма баллов | | Высокий | Средний | Низкий | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |||||
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2) Методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности
(подготовлена Л.В. Байбородовой)
Цель: выявление мотивов поведения обучающихся.
Обучающимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности, и оценить это в баллах (табл. 2).
Таблица 2
ФИО Творческое объединение Группа | ||
№ п/п | Что тебя привлекает в деятельности? | Ответ: от 3 до 0 баллов |
1 | Интересное дело. | |
2 | Возможность общения с разными людьми. | |
3 | Возможность помочь товарищам. | |
4 | Возможность передать свои знания. | |
5 | Возможность творчества. | |
6 | Возможность приобрести новые знания, умения. | |
7 | Возможность руководить другими. | |
8 | Возможность участвовать в делах своего коллектива. | |
9 | Возможность заслужить уважение товарищей. | |
10 | Возможность сделать доброе дело для других. | |
11 | Возможность выделиться среди других. | |
12 | Возможность выработать у себя определенные черты характера. | |
Оценки ответов: 3 — привлекает очень сильно; 2 — привлекает в значительной степени; 1 — привлекает незначительно; 0 — не привлекает совсем | ||
Вывод: |
Обработка результатов
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективистские мотивы (пункты 3, 4, 8, 10 табл.);
б) личностные мотивы (пункты 1, 2, 5, 6, 12 табл.);
в) престижные мотивы (пункты 7, 9, 11 табл.).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
3) Уровень воспитанности обучающихся (автор Н.П. Капустина).
Уровень воспитанности обучающихся (1-4 классы)
Таблица 3
ФИО Творческое объединение Группа | Я оцениваю себя | Меня оценивает педагог | Итоговые оценки |
Любознательность: - мне интересно учиться - я люблю читать - мне интересно находить ответы на непонятные вопросы - я всегда выполняю домашнее задание - я стремлюсь получать хорошие отметки | | | |
Прилежание: - я старателен в учебе - я внимателен - я самостоятелен - я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью - мне нравится самообслуживание в школе и дома | | | |
Отношение к природе: - я берегу землю - я берегу растения - я берегу животных - я берегу природу | | | |
Я и школа: - я выполняю правила для обучающихся - я выполняю правила внутришкольной жизни - я добр в отношениях с людьми - я участвую в делах класса и школы - я справедлив в отношениях с людьми | | | |
Прекрасное в моей жизни: - я аккуратен и опрятен - я соблюдаю культуру поведения - я забочусь о здоровье - я умею правильно распределять время учебы и отдыха - у меня нет вредных привычек | | | |
Оценка результатов:
5 – всегда
4 – часто
3 – редко
2 – никогда
1 – у меня другая позиция
По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка. В результате каждый ученик имеет 5 оценок.
Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл
5 - 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)
Психолого-педагогические аспекты восприятия материала
№ п/п | параметры | Баллы | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
1 | Комфортность на занятиях творческого объединения | | | | | |
2 | Степень вашего прилежания в приобретении знаний | | | | | |
3 | Степень значимости занятий в детском объединении | | | | | |
4 | Пригодность полученных знаний | | | | | |
Затем 4 оценки складываются и делятся на 4. Средний балл и является условным определением психолого-педагогического аспекта восприятия материала.
Средний балл
4 - 5 – высокий уровень (в)
3– 3,99 – средний уровень (с)
1 –2,99 низкий уровень (н)
Диагностика самооценки
Методика «Лесенка» (автор В.Г. Щур) (1-4 классы)
Описание методики
Цель методики - исследование самооценки детей младшего школьного возраста.
Процедура проведения
Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.
Стимульный материал
Ф.И.__________________________
Творческое объединение__________________
Инструкция
«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, сильные, послушные – чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»
После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, учитель».
Процедура проведения
Используется стандартный набор характеристик: «хороший – плохой», «добрый – злой», «умный – глупый», «сильный – слабый», «смелый – трусливый», «самый старательный – самый небрежный». Количество характеристик можно сократить.
В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор.
Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.
Интерпретация результатов
Неадекватно завышенная самооценка
Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала».
Завышенная самооценка
После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».
Адекватная самооценка
Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.
Заниженная самооценка
Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала».
Пояснения к тесту
- Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может говорить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выполнять.
- Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».
- Дети с задержкой развития не понимают и не принимают это задание, действуют наобум.
- Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям младшего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих ошибок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.
- Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.
- Для детей 7-10 лет адекватной считается самооценка, при которой ребенок несколько положительных качеств отмечает на верхней части лесенки, а одно-два качества - в середине лесенки или несколько ниже. Если ребенок выбирает только верхние ступеньки лесенки, можно считать, что его самооценка завышена, он не может или не хочет правильно себя оценить, не замечает своих недостатков. Образ, выстроенный ребенком, не совпадает с представлениями о нем других людей. Такое несовпадение препятствует контактам и может являться причиной асоциальных реакций ребенка.
- Выбор нижних ступенек свидетельствует о заниженной самооценке. Для таких детей, как правило, характерны тревожность, неуверенность в себе.
- Если значимые люди (по мнению ребенка) оценивают его так же, как он оценил себя, или дают более высокую оценку - ребенок защищен психологически, эмоционально благополучен.
Диагностика конфликтности
Анкета «Конфликтная ли вы личность?»
В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:
Не принимаю участия
Кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной
Активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя»
Выступаете ли вы на собраниях (классных часах) с критикой взрослых?
Нет
Только если имею для этого веские основания
Критикую всегда и по любому поводу
Часто ли вы спорите с друзьями?
Только в шутку и то если это люди не обидчивые
Лишь по принципиальным вопросам
Споры - моя стихия
Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперёд?
Возмущаюсь в душе, но молчу
Делаю замечание, надо же научить грубияна хорошему тону
Прохожу вперёд и начинаю наблюдать за порядком
Дома на обед подали несолёный суп. Ваша реакция:
Не буду поднимать бучу из-за пустяка
Молча возьму солонку
Не удержусь от едких замечаний, быть может, демонстративно откажусь от еды
На улице или в транспорте вам наступили на ногу…
С возмущением посмотрю на обидчика
Сухо, без эмоций сделаю замечание
Выскажусь, не стесняясь в выражениях
Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится.
Промолчу
Ограничусь коротким, но тактичным замечанием
Выскажу всё, что я об этом думаю
Не повезло, вы проиграли в лотерею кучу денег. Как вы к этому отнесётесь?
Постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в этом
Не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш
Проигрыш испортит мне настроение
Ключ: вариант ответа а – 4 очка,
вариант ответа b - 2 очка,
вариант ответа c – 0 очков. Подсчитывается общее количество баллов.
Интерпретация.
22-32 очка. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» не может быть вашим девизом. Вас иногда называют приспособленцем. Вам нужно быть смелым, высказываться принципиально, невзирая на лица.
12-20 очков. Вы слывёте человеком конфликтным. Но это преувеличение. Вы конфликтуете, только если нет иного выхода, когда все другие средства исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать своё мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы не выходите «за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.
До 10 очков. Споры и конфликты – это ваша стихия. Ведь вы любите критиковать других, если же услышите замечания в свой адрес – можете «съесть человека живьём». Это критика ради критики. Не будьте эгоистом. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваша несдержанность отталкивает людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Постарайтесь обуздать свой характер.
Тест приведен из книги "Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А. Богатова, В.В. Герасимова, Л.А. Кудряшова, И.А. Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007
Мониторинг личностного развития ребёнкав процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное число баллов | Методы диагностики |
1. Организационно-волевые качества | ||||
1.1. Терпение | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности | Терпения хватает менее, чем на 0,5 занятия | 1 | Наблюдение |
Более, чем на 0,5 занятия | 5 | |||
На всё занятие | 10 | |||
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям | Волевые усилия ребёнка побуждаются извне | 1 | Наблюдение |
Иногда – самим ребёнком | 5 | |||
Всегда – самим ребёнком | 10 | |||
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) | Ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне | 1 | Наблюдение |
Периодически контролирует себя сам | 5 | |||
Постоянно контролирует себя сам | 10 | |||
2. Ориентационные качества | ||||
2.1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям | Завышенная | 1 | Тестирование |
Заниженная | 5 | |||
Нормально развитая | 10 | |||
2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы | Продиктован ребёнку извне | 1 | Анкетирование |
Периодически поддерживается самим ребёнком | 5 | |||
Постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно | 10 | |||
3. Поведенческие качества | ||||
3.1. Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) | Способность занять определённую позицию в конфликтной ситуации | Периодически провоцирует конфликты | 0 | Тестирование. Наблюдение |
Сам в конфликтах не участвует, старается их избежать | 5 | |||
Пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты | 10 | |||
3.2. Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения) | Умение воспринимать общие дела как свои собственные | Избегает участия в общих делах | 0 | Наблюдение |
Участвует при побуждении извне | 5 | |||
Инициативен в общих делах | 10 |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Образовательный технический центр" МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Образовательный технический центр" | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мониторинг личностного развития обучающегося в процессе освоения им дополнительной образовательной программы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Творческое объединение | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| учебный год | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Группа | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Руководитель | | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| дата проведения | | Подпись | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п | Ф.И.О. обучающегося | Организационно-волевые качества | Ориентационные качества | Поведенческие качества | Уровень личностного развития | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Терпение | Воля | Самоконтроль | Самооценка | Интерес к занятиям в детском объединении | Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) | Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | | | | | | |
«Дидактические материалы»
Техника безопасности для обучающихся в объединении.
Общее положения:
К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.
Работа учащихся в компьютерном классе разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта).
Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя.
Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса.
Помните, что каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.
Перед началом работы необходимо:
Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;
Разместить на столе тетради, учебные пособия так, чтобы они не мешали работе на компьютере;
Принять правильною рабочую позу.
Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен.
При работе в компьютерном классе категорически запрещается:
Находиться в классе в верхней одежде.
Класть одежду и сумки на столы.
Находиться в классе с напитками и едой.
Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора.
Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки.
Передвигать компьютеры и мониторы.
Открывать системный блок.
Включать и выключать компьютеры самостоятельно.
Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры.
Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе.
Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши.
Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок.
Удалять и перемещать чужие файлы.
Приносить и запускать компьютерные игры.
Находясь в компьютерном классе, обучающиеся обязаны:
Соблюдать тишину и порядок.
Выполнять требования преподавателя и лаборанта.
Находясь в сети работать только под своим именем и паролем.
Соблюдать режим работы (согласно п. 9.4.2. Санитарных правил и норм).
При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу.
После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер.
Оставить рабочее место чистым.
Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:
Расстояние от экрана до глаз – 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки).
Вертикально прямая спина.
Плечи опущены и расслаблены.
Ноги на полу и не скрещены.
Локти, запястья и кисти рук на одном уровне.
Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.
Требования безопасности при работе с наборами LEGO® Education WeDo 2.0.:
Перед работой с конструктором необходимо убедиться в исправности и целостности всех рабочих элементов. При обнаружении ломаной или треснувшей детали, сообщите педагогу.
Детали необходимо держать только в специальном контейнере.
При работе в группах, нужно распределить обязанности: координатор, сборщики и др., чтобы каждый отвечал за свой этап работы.
При работе с конструктором важно следить за деталями, так как они очень мелкие и хрупкие. Работай с деталями только по назначению. Нельзя глотать, класть детали конструктора в рот и уши, раскидывать на рабочем столе. Если деталь упала на пол, необходимо сразу ее поднять и положить в контейнер или присоединить к конструкции согласно инструкции. Не стучи деталями по столу, пластмасса может треснуть.
Не пользуйся инструментами и предметами, правила обращения, с которыми не изучены.
Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
После окончания работы с конструктором необходима разобрать работу укладывая детали в контейнер. Контейнер сдается преподавателю.
По всем вопросам обращаться к преподавателю по робототехнике.
Требования безопасности в аварийных ситуациях:
При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю (лаборанту).
При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю (лаборанту).
Физкультминутки
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список использованной литературы
Комплект учебных проектов LEGO® Education WeDo 2.0 // Книга для учителя [Электронный ресурс], 2018 г. – 213 с.
Список литературы для педагогов
Комплект учебных проектов LEGO® Education WeDo 2.0 // Книга для учителя [Электронный ресурс], 2018 г. – 213 с.
Корягин А. В. Образовательная робототехника (Lego WeDo). Сборник методических рекомендаций и практикумов / А. В. Корягин, Н. М. Смольянинова – М.: ДМК Пресс, 2016. – 254 с.
Тарапата В. В. Робототехника в школе: методика, программы, проекты / В. В. Тарапата, Н. Н. Самылкина. — М.: Лаборатория знаний, 2017.—109 с.
Список литературы для обучающихся
Комарова Л.Г. Строим из Lego: Моделирование лог. отношений и объектов реал. мира средствами конструктора Lego / Л.Г. Комарова - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001г. - 80 с.
Лифанова О. А. Конструируем роботов на LEGOR Education WeDo 2.0. Космический десант / О. А. Лифанова. - Электрон. изд. - М.: Лаборатория знаний, 2020 г. - 99 с.
Лифанова О. А. Конструируем роботов на LEGO Education WeDo 2.0. Мифические существа / О. А. Лифанова. - Электрон. изд. - М.: Лаборатория знаний, 2020 г. - 92 с.
Список литературы для родителей
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. – СПб.: Наука, 2013 г. - 319 с.
Список интернет-ресурсов
Роботы лего и робототехника – Режим доступа: http://www.prorobot.ru/, 15.08.2022
LEGO Education - Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru/, 15.08.2022