Дополнительная программа туристско-краеведческой направленности «Мир вокруг нас» (2–11 класс)

3
0
Материал опубликован 25 October 2023 в группе

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

муниципального района «Ферзиковский район»





Принята

на заседании методического

совета МКОУ ДО «ЦДТ»

протокол № 1

от 01.09.2021 г.

Утверждаю:

Директор МКОУ ДО «ЦДТ»

___________Бушина Е.В.

от 01.09.2021 г. № 136






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«МИР ВОКРУГ НАС»




Программа рассчитана на детей 8 - 17 лет.

Срок реализации 1 год


Автор программы:

Антипова Юлия Николаевна

педагог дополнительного образования






п. Ферзиково

2021 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ



























ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ




Полное название программы


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Туризм и краеведение»

Тип программы

модифицированная

Составитель программы

Педагог дополнительного образования МКОУ ДО «ЦДТ» МР «Ферзиковский район»


Адрес организации, реализующей программу

249800,

Калужская область,

п. Ферзиково, ул. Карпова, д.27



Телефон/факс



8(48437) 31-309


Возраст детей



8-17 лет


Направленность



Туристско -краеведческая


Срок реализации программы



1 год


Уровень реализации


 основное общее образование


Форма реализации


групповая


Уровень освоения



общекультурный

Способ освоения содержания образования



практический, репродуктивный








РАЗДЕЛ 1. «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Нормативными основаниями для разработки, данной образовательной программы являются:

Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ

Закон Калужской области «Об образовании в Калужской области» от 30.09.2013г. № 479 -ОЗ

Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.14 №1726-р

Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 07.07.2021) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»

СанПиН 2.4.4.3172-14

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года №613 н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

Устав МКОУ ДО «ЦДТ» от 11 декабря 2015 года (новая редакция в связи изменением названия)

Направленность программы: туристско - краеведческая работа.

Актуальность данной программы определяется сегодня значением, предающимся патриотическому воспитанию детей и подростков. Каждому ребенку подросткового возраста, свойственен интерес к групповой деятельности (команде), проявлению себя в сфере военно-патриотического направления, чтобы совершенствовать свое физическое начало. Данная образовательная программа направлена на решение таких проблем, как повышение занятости детей в свободное время, физическое развитие и оздоровление детей, воспитание детей и подрастающего поколения в духе гражданственности и патриотизма, любви к Родине. Для Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического общественного движения «ЮНАРМИЯ» туризм и краеведение является неотъемлемой частью воспитания юнармейца. Цель дополнительной образовательной программы «Мир вокруг нас» состоит в развитии двигательной, функциональной и познавательной активности учащихся, в укреплении их здоровья в процессе туристско-познавательной деятельности.

Новизна программы

Организация проведения занятий, для отработки определенных тем, необходимых для участия обучающихся в военно-спортивных играх;

Системный подход к содержанию материала

Развитие межпредметных связей: элементы программы легко интегрируются с такими предметами как география, история, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, экология.

Практическая разработка туристических маршрутов своего населенного пункта поможет юнармейцам в приобретении навыков ориентации по карте и на местности.

Приобретение навыков для обеспечения безопасных условий пребывания в природной среде, оказания первой помощи пострадавшим.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что туристские походы (практические занятия на свежем воздухе) сочетают активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, и в первую очередь своей Малой Родины, занятия способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья, развитию лидерских качеств, преодолению определенных комплексов. Отмечено, что учащиеся, входящие в состав туристкой группы, стараются вести здоровый образ жизни, реже совершают поступки асоциального характера. Программа позволяет решить и проблему профориентации. Воспитанники туристских объединений, как правило, в дальнейшем поступают на факультеты туризма. Занятия туризмом дают возможность, быть инструктором и экскурсоводом, профессиональным спортсменом, служить в МЧС и работать учителем физкультуры и тренером в спортивных школах.

Программа рассчитана на 1 год, усложнение материала из года в год происходит по спирали (т. е. возврат к тем же темам, но с более широким и углубленным изучением), с учетом индивидуальных способностей детей (физических, творческих, морально-волевых).

Каждый годовой цикл предусматривает организацию и проведение районного туристского слета, участие в соревнованиях различного уровня, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года.

Программа разработана для учащихся 2-11 классов (8-17 лет), именно с этого возраста можно вступить во Всероссийское детско-юношеского военно-патриотического общественное движение «ЮНАРМИЯ», преимущественно для юнармейского отряда. Рекомендуемый минимальный состав группы I - года обучения 15 человек. Дети не должны иметь медицинские противопоказания к занятиям спортом. Такое соотношение теоретических и практических занятий является наиболее оптимальным для учеников, их возрастных особенностей, позволяет избавиться от однообразности занятий. Кроме того, кружковая форма работы даёт возможность одновременно заниматься детям разных возрастов, помогает проявить свою самостоятельность и свои способности. Всё это позволяет привлечь к занятиям большее количество учеников, которые интересуются движением «Юнармия». Структура занятий состоит из теоретической подготовки и практической части (тренировок, соревнований). Теоретическая подготовка представляет собой лекции, беседы или семинарские занятия, которые проводятся руководителем кружка в помещении школы или в местах проведения экскурсий. Практические занятия проводятся в соревнования, экскурсий, которые несут в себе и познавательные, и воспитательные цели.

Проведение краеведческого вечера или выполнение краеведческих заданий дает возможность ученикам попробовать свои силы и закрепить полученные знания в их практическом применении. Программа учитывает особенности школьного учебно-воспитательного процесса и возрастные особенности учеников. Программа рассчитана таким образом, чтобы каждый месяц кроме теоретических занятий проводились и практические занятия по спортивному туризму и краеведению на свежем воздухе. Это позволяет сделать занятия более разнообразными, что вызывает интерес учеников к ним. Программа направлена на адаптацию ребенка к процессам, протекающим в современном обществе, его социализацию в условиях современной жизни; дает профориентационные знания по профессии военный, спасатель, пожарный, что может стать определяющим в выборе обучающимся своей будущей профессии.

При составлении программы учтены следующие разделы: специальная подготовка (спортивный туризм), подготовка к походу (туристский быт), спортивное ориентирование. Использовались материалы программ «Спортивное ориентирование», «Пешеходный туризм».

Отличительные особенности программы:

Дополнительная общеобразовательная программа «Мир вокруг нас» является модифицированной.

Содержание разработано на основе программы «Туризм и краеведение» (авт. Ю. С. Константинов, А. Г. Маслов), «Гвардия» (Меркотян В.И.), сборника нормативных документов по подготовке учащейся молодежи в области защиты от ЧС «Безопасность жизнедеятельности» и личного педагогического опыта.

Данная Программа является практико-ориентированной, знакомит с основами туризма и ориентирования на местности, способами выживания в экстремальных ситуациях, предполагает работу по краеведению и оказанию первой медицинской помощи. Практические занятия проводятся во время проведения туристских мероприятий, экскурсий, а также занятий на местности и в помещении. В каникулярный период практические навыки отрабатываются учебно-тренировочных лагерях (туристических слетах), на соревнованиях и других туристско-краеведческих мероприятиях.

Особенностью программы является систематизация всего материала по основным этапам туристской деятельности: подготовка к походу (предварительная и предпоходная), непосредственное выполнение путешествия и заключительная часть - подведение итогов похода. Содержание данной программы разработано с учетом местных, региональных условий и особенностей. Добавлен раздел по психологической подготовке детей «Мои эмоции- эмоции победителя», что обосновано востребованностью учащихся при подготовке к участию в соревнованиях и походах особенно на первом году обучения.

Адресат программы: модифицированная

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

· личностно-ориентированные: разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка,

· дидактические: наглядность, связь теории с практикой,

· деятельностно-ориентированные: деятельности, освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме практической деятельности.

· вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е.  понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

Программа предназначена для детей от 8-17 лет движения «Юнармия». Для зачисления в Всероссийское детско-юношеское ваенно-патриотическое движение «Юнармия» специальных знаний и подготовки не требуется: зачисляются все желающие по заявлению, не имеющие медицинских противопоказаний. Предполагаемый состав 15 человек.

Объем программы: программа рассчитана на 1 год обучения 72 часа, по 2 часа в неделю.

Формы организации образовательного процесса.

Проведение лекционных занятий;

Проведение практических занятий;

3. Участие в туристических слетах, соревнованиях.

Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Форма обучения – очная

Формы занятий:

Аудиторные и внеаудиторные (в т.ч. самостоятельные) занятия.

Занятия проводятся по группам.

Формы проведения занятий:

конкурс;

лекции;

семинары;

поход;

полевой лагерь;

викторина;

эстафета;

акции;

топографическое путешествие;

тренировка;

виртуальная экскурсия;

выезды на реконструкции и экскурсии

беседа.

Методы работы.

1.Словесные методы: беседа, дискуссия, лекция.

2.Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала, просмотр фотографий, видеофильмов, схем, плакатов, карт.

3. Практические методы: спортивные тренировки, летние спортивные соревнования, зачетные занятия, участие в акциях, посещение военно-исторических музеев, выезды на реконструкции.

4.Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование, контрольные задания.

Уровень освоения программы – стартовый

Срок освоения программы:

Программа рассчитана на 1 год обучения общее количество часов-72 часа.



Уровень освоения программы:

п./п

Год обучения

Уровень сложности

Количество часов

Формы аттестации

1

1 год

стандартный

72

Контрольные задания

Режим занятий:

Для участников первого года обучения занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу.



Режим занятий и наполняемость групп.

Год обучения

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов в год

Коллективный состав

1 год

1 час

2 раз

2 часа

72

15 чел.



1.2 Цели и задачи программы

Целью данной программы является создание условий для формирования у юнармейцев социально полезных компетенций, направленных на профориентацию и самореализацию, через активное участие в различных видах туристско-краеведческой деятельности. Создание образцово-показательного, разностороннего юнармейского отряда, способного к социализации в условиях гражданского общества, уважающего права и обязанности будущих защитников Отечества

Это определение, прежде всего, указывает на то, что в туристской деятельности должны интегрироваться такие основные аспекты воспитания, как нравственный, трудовой, физический, патриотический, интеллектуальный, эстетический, экологический.

Программа направлена на решения следующих задач:

Обучающие:

дать ребёнку системные знания по выживанию в экстремальных условиях в соответствии с его возрастом и способностями;

обеспечение безопасности спортивных туристских походов и соревнований.

повышение технического и тактического мастерства участников соревнований по туристскому многоборью, спортивному ориентированию;

вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность средствами туризма и краеведения;

научиться применять на практике знания;

формирование у юнармейцев навыков коллективной деятельности.

Развивающие:

укрепления здоровья, содействия правильному физическому развитию воспитанников;

создание условий для формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;

социального и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности;

развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления;

развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления;

развивать у обучающихся творческие способности, формирование навыков самообразования, самореализации личности;

повышать общий интеллектуальный уровень подростков;

развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности;

развивать у подростков интереса к изучаемым предметам.

Воспитательные:

воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;

формирование бережного отношения к природе.

умение вести себя в коллективе, выработка организаторских навыков в случае необходимости.

формирование самостоятельности и волевых качеств в любой обстановке;

содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;

Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

1.3Содержание программы


Вводное занятие, беседа о туризме и краеведении, о значении туризма и краеведения для юнармейца. Виды туризма, особенности пешеходных походов. Рассказы об интересных походах и путешествиях (показ кинофильма или диафильма). Законы туристов. Посещение исторических мест района и области.

Природа родного края, его история. Краеведческая работа в туристском походе. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.

История края, памятные исторические места. Предприятия, колхозы и совхозы края. Значимые люди края. Встречи с ветеранами войн и тружениками тыла. Роль юнармейца в охране памятников истории и культуры края.

Охрана природы. Закон об охране природы.

Практические занятия. Знакомство с картой области (края), республики. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов юнармейцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин. Выезды на экскурсии туристско-краеведческой направленности.

Специальная туристско-краеведческая подготовка. Правила организации и проведения туристских походов на территории России. Инструкция по организации и проведению туристских походов и экскурсий. Подбор группы. Определение цели и района похода. Распределение обязанностей в группе. Обязанности командира туристской группы, завхозов, краеведа, старшего проводника и других ответственных лиц.

Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т. п.

Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов.

Подбор и подготовка личного и группового снаряжения.

Организация ночлегов в помещениях. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе.

Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход.

Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака.

Типичные ошибки туристов при укладке рюкзака. Подбор хранение картографического материала.

Сообщение о вариантах летнего зачетного похода, распределение тем докладов. Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фото- и киносъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения.

Практические занятия. Разработка маршрутов и планов-графиков теоретических походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории, флоре, фауне, рельефу и т. д., подготовка маршрутной документации, копирование карт. Подготовка группового и специального снаряжения, закупка, расфасовка и раскладка продуктов. Укладка рюкзаков. Составление графиков дежурств. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходам в походы.

Тактика и техника пешеходного туризма. Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций.

Строй туристской группы. Почему на маршруте группа должна двигаться колонной, построение колонны.

Движение по дорогам и тропам. Основные правила поведения туриста в строю, обеспечение безопасности при движении по автомагистралям. Шаг, темп, интервал, положение корпуса и рук. То же при движении по дорогам и тропам, при подъемах и спусках с невысоких гор.

Общее представление о навесной переправе. Применение веревки и альпенштока в туристских походах. Основные узлы и грудная обвязка.

Практические занятия. Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка приемов страховки альпенштоком.

Туристический быт. Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.

Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке (развертывание и свертывание бивака). Графики дежурств на биваках.

Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы, Свертывание бивака. Противопожарные меры.

Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Рас фасовка, упаковка и переноска продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды.

Практические занятия. Расчет продуктов питания для двухдневного похода. Зарисовка схем правильной планировки бивака с учетом требований, предъявляемых к месту привала.

Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью, во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.

Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста; Транспортировка пострадавшего.

Практические занятия. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего.

Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила использования химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.

Практические занятия. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.

Специальная подготовка. Стороны горизонта. Устройство компаса Адрианова. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо (чертеж). Определение азимута на заданный ориентир, движение группы по азимутам на заданное расстояние.

Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.

Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам (прямые засечки) и азимутов на заданные ориентиры (обратная засечка). Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

3


Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовыми масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Измерение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте.

Измерение направлений (азимутов) на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса.

Практические занятия. Зарисовка топографических знаков (40—50 знаков), чтение топографической карты по квадратам и маршрутам. 'Топографический диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный.

Положение на карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде). Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий (маршрутов).

Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобство в пользовании и переноске. Перечень основных предметов личного и группового снаряжения туриста-пешеходника, требования к каждому предмету.

Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака.

Практические занятия. Укладка рюкзака. Проведение игры «Что взять с собой в поход».

Топографическая подготовка и ориентирование в походе. Обзор материала, пройденного в первый год занятий.

Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение, заложение, отметка, бергштрих. Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение крутизны склонов.

План и карта. Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Что такое топографическая схема, кроки, маршрутная лента, обзорная карта. Обязанности топографа тургруппы. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению.

Определение термина «ориентирование». Условия ориентирования в походе на открытой и закрытой местности (при потере обзора), при наличии и отсутствии карт, на местности бедной и богатой ориентирами. Способы и приемы ориентирования в различных условиях летом и зимой. Виды и правила разведки на маршруте. Обязанности проводников и разведчиков.

Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам. Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка).

Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по картам. Сравнение и оценка результатов. Вычисление магнитных азимутов -линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий (маршрута по данным карты). Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Сравнение и оценка результатов. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по \ карте). Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах (из практики походов кружковцев).



Учебно-тематический план 1 года обучения



Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие, техника безопасности

1

1

-

I

Школа начинающего туриста

14

6

8


Специальное личное снаряжение

1

1

-


Узлы

1

-

1


Работа с карабинами

1

-

1


Групповое снаряжение

1

1

-


Краткие сведения о спортивном ориентировании

1

1

-


Топографическая подготовка

1

-

1


Работа с веревками

1

-

1


Основы туристско-бытовых навыков

1

1

-


План. Карта

1

-

1


Компас

1

-

1


Основы краеведения

1

1

-


Условные знаки

1

1

-


Азимут. Движение по азимуту

1

-

1


Чтение карты

1

-

1

II

Жизнеобеспечение юнармейского отряда в природной среде

9

5

4


Личное прохождение этапов

1

1

-


Командное прохождение дистанции

1

-

1


Подготовка к походу

1

-

1


Движение в походе

1

1

-


Профилактика опасностей в походе

1

-

1


Личная гигиена и первая помощь

1

1

-


Спортивное ориентирование

1

-

1


Питание в походе

1

1

-


Виды и правила соревнований по спортивному ориентированию

1

1

-

III

Краеведение

3

2

1


Основы краеведения

1

1

-


Краеведение Калужского края

1

1

-


Краеведческие места родного края

1

-

1

IV

Правила поведения на природе

10

6

4


Доврачебная помощь

2

1

1


Опасности на природе

1

1

-


Правила поведения в лесной зоне

1

1

-


Укусы

2

1

1


Вывихи

2

1

1


Порезы

2

1

1

V

Курс молодого бойца (палаточный лагерь и однодневный пешеходный поход

24

-

1



VI

Экскурсионные маршруты


12

0

12


Экскурсионные поездки по местам Боевой славы

2

-

2


Реконструкции сражений

2

-

2


Экскурсионные поездки по историческим местам Калужской области

3

-

3


Экскурсии в музеи Калужской области

2

-

2


Участие в патриотических акциях

2

-

2


Всего

72

20

52







1.4 Планируемые результаты

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Учащиеся должны знать:

Необходимо, чтобы дети знали историю, обычаи и культуру родного села, чтобы они могли решить простейшие экологические проблемы. Чтобы дети приобрели навыки:

-умения ориентироваться на местности,

-преодолевать простейшие препятствия,

-умели оказать первую медицинскую помощь.

-надевать страховочную систему, вязать узлы, бухтовать веревки, ориентироваться на местности, определять стороны света, пользоваться компасом, читать карты, знать топографические знаки, определять расстояние по карте, высоту склона или дерева, преодолевать естественные и искусственные препятствия, лично преодолевать этапы: спуск, подъем по склону, траверс склона, переправу по бревну, переправа по верёвке с перилами, маятниковую переправу;

-различать стороны горизонта, ориентироваться по природным признакам, различать условные знаки спортивных и топографических карт, измерять расстояние шагами, работать с компасом;

Воспитывать волевые качества: целеустремленность, настойчивость и инициативу, ответственность. Воспитывать чувство бережного отношения к природе и соблюдения экологических требований.



Дети должны знать и уметь.

Увлечение туризмом;

Расширение кругозора и повышение общей культуры;

Укрепление здоровья;

Укладка рюкзака;

Уметь вязать туристические узлы (10 видов)

Уметь подготавливать личное и специальное снаряжение;

Оказание первой доврачебной помощи;

Уметь работать с компасом, картой;

Уметь бухтовать веревку;

Уметь ставить и убирать туристическую палатку современного и советского типа;

Определение азимута и движение по нему.

порядок составления отчета о туристском походе;

отличие плана от карты;

определение масштаба карты;

устройство компаса Адрианова;

правила пользования компасом;

определение понятия 2азимут»;

перечень оборудования и снаряжения для проведения маршрутной съемки;

основные виды туристских соревнований;

порядок организации соревнований.



Способы и формы проверки результатов

При оценке промежуточных и итоговых результатов (аттестация) усвоения

Программы используется зачетная система по каждому разделу: сдача нормативов на время и правильность по физической и теоретической подготовке, выполнение практических заданий за контрольное время, решение заданий-тестов, опрос по темам занятий, наблюдение за правильностью выполнения практических заданий во время учебно-тренировочного занятия и занятия на местности, участие в туристическом слете.



Критерии оценки знаний, умений и навыков.

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.



Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контрольколлективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.



Формы подведения итогов реализации программы.

Участие в соревнованиях по юнармии;

Участие в конкурсах исследовательских работ;

Презентация итогов работы.



РАЗДЕЛ 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»


2.1 Календарно - тематический план (составляется ежегодно)

вынесено в отдельный документ


2.2 Условия реализации программы



Кадровое обеспечение: педагоги, имеющие среднее и высшее специальное образование, имеющие опыт работы с детским коллективом, обладающие знаниями и практическими умениями, стремящиеся к профессиональному росту.



Информационное обеспечение: дидактические и учебные материалы, DVD-записи, методические разработки в области биологии и экологии.



Материально техническое обеспечение:

Для проведения занятий используются: персональный компьютер, проектор, видеотехника, аудиотехника.

Для занятий используются карты области, схемы района и территории сельских советов, Атлас Калужской области, газетные публикации, фотографии, экологическая и биологическая литература.

Используются также карты: Ферзиковского района, Калужской области, справочная литература, биологические атласы Калужской области, видеофильмы и презентации



Методическое обеспечение программы.

Методическое обеспечение программы: метод описания: экскурсий, наблюдений, исследований.


2.3 Формы аттестации


Промежуточная аттестация: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговая аттестация: тестирование.



2.4 Оценочные материалы



Тестовые задания для промежуточной аттестации учащихся

Вариант1

Промежуточная аттестация учащегося детского объединения «Рюкзачок» 1 года обучения

Ф.И.О.___________________________________________________________________

Дата_________

Задание 1: укажи название топографических знаков.



t1698237872aa.jpg


Задание 2: Укажите, что за костер изображен на рисунке

t1698237872ab.jpg




Задание 3: назовите узел, изображенный на рисунке

t1698237872ac.jpg






Задание 4: перечислите личное и групповое спецснаряжение для водного похода

Задание 5: укажите тип повязки

t1698237872ad.png


Вариант 2

Промежуточная аттестация учащегося детского объединения «Рюкзачок» 1 года обучения

Ф.И.О.___________________________________________________________________

Дата_________



Задание 1: укажи название топографических знаков.

t1698237872ae.jpg


Задание 2: Укажите, что за костер изображен на рисунке



t1698237872ab.jpg


Задание 3: назовите узел, изображенный на рисунке

t1698237872af.jpg


Задание 4: перечислите личное и групповое спецснаряжение для пешего похода

Задание 5: укажите тип повязки

t1698237872ag.jpg


Вариант 3

Промежуточная аттестация учащегося детского объединения «Рюкзачок» 1-го года обучения

Ф.И.О.___________________________________________________________________

Дата_________

Задание 1: укажи название топографических знаков.

t1698237872ah.png


Задание 2: Укажите, что за костер изображен на рисунке, для чего он используется

t1698237872ai.png




Задание 3: назовите узел, который служит для соединения веревок разного диаметра. Завяжите его самостоятельно.

Задание 4: тепловой удар, ваши действия?

Задание 5: перечислите способы очистки воды в походных условиях

Задание 6: укажите тип повязки, в каких случаях она используется

t1698237872ad.png


Вариант 4

Промежуточная аттестация учащегося детского объединения «Рюкзачок» 1-го года обучения

Ф.И.О.___________________________________________________________________

Дата_________

Задание 1: укажи название топографических знаков.

t1698237872aj.png






Зt1698237872ak.jpg
адание 2:
назовите, что за костер изображен на рисунке, для чего он используется



Задание 3: назовите узел, укажите, для чего он используется, завяжите его самостоятельно

t1698237872al.jpg


Задание 4: первая помощь при закрытом переломе

Задание 5: перечислите ядовитые растения нашего региона

Задание 6: укажите тип повязки, в каких случаях она используется, выполните ее самостоятельно

t1698237872ad.png


Материалы итоговой аттестации

t1698237872am.jpg


Сколько туристов живет в этом лагере? 2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад? 3. На чем они сюда приехали? 4.

Далеко ли от лагеря до ближа9йшего селения? 5. Откуда дует ветер: с севера или юга? 6. Какое сейчас время дня? 7. Куда ушел Шура? 8. Кто вчера был дежурным (назовите по имени)? 9. Какое сегодня число какого месяца?

Ответы ниже 1.

Сколько туристов живет в этом лагере? Четверо, список дежурных на 4, на подстилке лежит 4 ложки и 4 тарелки. 2. Когда они сюда приехали: сегодня или несколько дней назад? Не сегодня, между палаткой и деревом успела образоваться паутина. И дежурит не Коля (он сидит возле рюкзака с буквой «К») 3. На чем они сюда приехали? На лодке. Возле дерева стоят вёсла.

Это советская загадка, а в то время машин не было в столь большом количестве. 4. Далеко ли от лагеря до ближайшего селения? Вряд ли, ребята привезли с собой живую курицу. Селение недалеко. 5. Откуда дует ветер: с севера или юга? На дереве длиннее ветки на южной стороне, а короче — на северной. А теперь можно посмотреть на пламя костра — оно «тянется» на север. Следовательно ветер южный. 6. Какое сейчас время дня? Утро, так как тень подает на запад => солнце светит с востока. 7. Куда ушел Шура? Шура ушёл ловить бабочек. Видно сачок за кустами, падающий на бабочку. 8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по имени.) Итак, Шура ушёл за бабочками,

Коля сидит возле рюкзака с буквой "К". Ещё один мальчик — фотографирует.

Прямо видим рюкзак с буковкой «В», в котором лежит штатив.

Следовательно, фотографа зовут на букву «В» — Вася. Методом исключения — сегодня дежурит Петя. Значит вчера дежурил Коля. 9. Какое сегодня число какого месяца? Сегодня дежурит Петя 8. И 8 августа. Арбузы в августе. Хоть арбузы есть и в сентябре, но на август также указывают бабочки и не опавшая листва Уровень IQ: 1. Решили все загадки 130 и больше 2. Не решили одну ~ 120 3. Не решили 2 загадки ~ 110 4. Не решили 3 загадки ~ 100

Не решили 4 загадки ~ 95 6. Не решили 5 загадок ~ 90 7. Не решили 6 и более - меньше 85



2.5 Методическое обеспечение программы


- В основу деятельности объединения постоянного состава положен принцип последовательности, постепенности и систематичности. Составные части педагогической системы взаимосвязаны и образуют целостное единство.

- Принцип коллективизма. Имеет особое значение в воспитании обучающихся. Полноценная работа объединения невозможна без реализации в нем этого принципа. Только сплоченный туристский коллектив способен пройти сложный маршрут и выполнить поставленные задачи без травм и несчастных случаев.

При реализации данной программы применяются разнообразные формы и методы работы.

Методы:

Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия, лекция.

Наглядные методы: использование оборудования спортивного зала; просмотр фотографий, видеофильмов, картин, схем, плакатов, рисунков, макетов.

Практические методы: спортивные тренировки, со­ревнования, походы, зачетные занятия. Для эффективного усвоения учебного материала практическую деятельность следует проводить на местности в форме соревнований, походов, сборов.

Методы контроля: теоретические и практические зачеты, тестирование.

Формы:

практические занятия

беседы

экскурсии

игровые программы

спортивные тренировки

соревнования



Условия реализации программы

Материально техническое обеспечение:

Литература по туризму и краеведению;

Канцтовары (бумага, карандаши, линейки, ластик, ножницы и т.д.);

Аптечка;

Компас - 12шт;

Телевизор,DVD;

Веревка (диаметр 5мм);

Карты местности;

Туристические коврики 14шт.

Спальные мешки 14 шт.

Туристические палатки 5 шт.

Туристический шатер 1шт.

Рюкзаки 14 шт.

Карабины 16 шт.

Туристическая система 4 шт.


2.6 Список литературы


Список литературы для педагогов

Абдин Н.Р. и др. Край тайги, озер, пещер…[Текст]  / Н.Р. Абдин // Спортивный туризм. – 2014. Абакан.2016 г. с. 4.

Ачмиз А.К. Контроль спортивной подготовки спортсменов-туристов высокой квалификации [Текст]  / А.К. Ачмиз // Спортивный туризм. – 2019. - № 2. – С. 12-15

Бардин К. В. Азбука туризма. [Текст]  / К.В. Бардин // Спортивный туризм. – М., Просвещение, 1973, ред. 2019.

Бардин К.В. Азбука туризма, . [Текст]  / К.В. Бардин // Спортивный туризм. М.: «Просвещение», 1981, ред.2018

Болотникова Н.В. География и экология Волгоградской области. Учебное пособие.-3-е изд.,перераб. И доп./ Авт.кол.;под общ. Ред В.А.Брылева.-М.;Глобус,2018г.

Голуб Л.А., Кириленко Л.Г. Технология организации туристко-краеведческой деятельности во время проведения походов выходного дня. [Текст]  / Л.А. Голуб, Л.Г. Кириленко // Педагогика. – 2017. - № 6. – С. 76-79.

Дворянинова Е.В. Педагогический потенциал туристскокраеведческой деятельности [Текст]  / Е.В. Дворянинова // Спортивный туризм. – 2019. - № 20. – С. 120-122.

Долженко Г.П., Савенкова Л.Б. Термины «Туризм» и «Турист» в русской лексике: хронологический аспект [Текст]  / Г.П. Долженко, Л.Б. Савенкова// Географический фестник. – 2017. - № 4. – С. 11-13.

Приложение к журналу «Методист», 2010 № 2, №3

Сапанжа О.С. Турист в современном музее: философия просвещения, технология развлечения [Текст]  / О.С. Сапанжа // Спортивный туризм. – 2016. - № 2. – С. 103-106.

Сидоров В.П. Краеведческий подход в географии туризма. [Текст]  / В.П. Сидоров // Вестник. – 2016. - № 6-1. – С. 153-156

Тыкул В. И. «Спортивное ориентирование» (пособие для руководителей кружков и внешкольных учреждений). – М.: «Просвещение»и— 2017. - 156с.

Хоменко А.В. Организация туристско-краеведческой деятельности детей в условиях развития современного образовательного учреждения. [Текст]  / А.В. Хоменко // Народное образование. Педагогика. – 2018. - № 2. – С. 85-90.

Шершов Н.В.Методологические принципы организации туристско-краеведческой работы с ученической молодежью. - М:Глобус 2019 г.

Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма [Текст]  / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов// Справочник. [Электронный ресурс] – точка доступа  http://tourlib.net/books_tourism/zorin-kvartalnov.htm



Список литературы для детей

Бобкова А.Г., Кудреватых С.А., Безопасность туризма : учебник Писаревский ; под общ. ред. д-ра юрид. наук Е.Л. Писаревского.  М.: Федеральное агентство по туризму, 2015.  272 с.

Богатов А.Д. Безопасность в туризме. Учебное пособие — М.: Форум, Инфа — М, 2018. - 176с.

Ветитнев А.Т., Кусков А.А. Лечебный туризм. Учебное пособие — М.: Форум, 2018 - 592с.

Вяткин А.А., Сидорчук Е. Б. Туризм и спортивное ориентирование. Учебное пособие. М.: Академия, 2016. - 224с.

Иванов А.Г. История российского туризма (19-20 века). Учебное пособие. - М.: Форум, 2019. - 320с.

Квартальнов В.А. Туризм. Учебное пособие. М.: Академия, 2017. - 284с.

Казаков Н.Л. Якубовская Н.Л. Безопасность жизнедеятельности. Особенности безопасности в туризме. Учебное пособие — М.: Академия, 2016. - 240с.

Куликов В. М. Походная туристская игротека. – Журнал «Турист»№. 2. – М., 2018.

Куликов В. М., Константинов Ю. С. Топография и ориентирование в туристском путешествии. - М.: ЦДЮТур МО РФ, 2018.- 156с.

Кружалин В.И.,. Мироненко Н.С,. Зигерн-Корн Н.В,. Шабалина Н.В География туризма : учебник /.  М.: Федеральное агентство по туризму, 2019.  336 с.

Писаревского Е.Л Основы туризма : учебник /.  М.: Федеральное агентство по туризму, 2015.  384 с.

Путрик Ю.С. История туризма : учебник / коллектив авторов ; отв. ред. и сост. Ю.С. Путрик.  М.: Федеральное агентство по туризму, 2019.  256 с.

Махов И.И.: Туризм на уроках физической культуры для 5-8 классов. - Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2018 – 356с.

Можеева Н.П., Рыбачек Г.С. Организация туристической индустрии и географии туризма. Учебное пособие. - М.: Форум, Инфа — 2018— 336с.

Новиков В.Г. Инновации в туризме. Учебное пособие. - М.: Академия, 2017 — 208с.



Список литературы для родителей

1.Багаутдинова Ф. Г. Туристско-краеведческая деятельность в начальной школе. – М., ЦДЮТиК, 2017.

2.Балабанов И. В. Однодневные походы. М: Издатель И. В.Балабанов,2017

3.Бардин К. Азбука туризма. – М.: Просвещение, 2018.

4.Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей: Кн. для малышей и их родителей. – Ярославль, 2017.

5.Воронов Ю. С., Николин М. В., Малахова Г. Ю. Методика обучения юных ориентировщиков тактическим действиям и навыкам. – Смоленск, 2019.

6.Воронов Ю. С. Тесты и занимательные задачи для юных ориентировщиков. – М., 2018.

7.Гулиев Н. А.,. Кулагина Е. В. Введение в специальность (Туризм): Учебное пособие/. – Омский государственный институт сервиса, 2018. – 188 с.

8.Дихтярев В. Я. Вся жизнь–поход. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 2016.

9.Иванов Е. И. Начальная подготовка ориентировщика. – М.: Физкультура и спорт, 2019.

10.Иванов И.И. Туризм и дети. – М.: Ж-л «Вокруг света», 2019 №4, С. 22.

11.Закорин Н.Д., Баснукаев М.Ш., Обзор проблем развития туризма в современных изданиях.- Вестник ЧГУ, 2018 – С. 110-120

12.Ильичев А. А. Популярная энциклопедия выживания. – 2-е изд., испр., доп. и перераб. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2013.

13.Козлова Ю. В., Ярошенко В. В. Полевой туристский лагерь школьников: Для организаторов школьного туризма и краеведения. – М.: Издат-Школа, 2019.

14.Сенин В. С. Организация международного туризма: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 400 с.

15.Сенин В. С. Введение в туризм: Учебное пособие. – М., 2017, 369 с.

















Приложения



Инструктаж по технике безопасности

Т.Б. №1 Общие правила техники безопасности.

     1. Работу начинай только с разрешения учителя. Когда учитель обращается к тебе, приостанови работу. Не отвлекайся во время работы.

     2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

     3. Употребляй инструмент только по назначению. Не проделывай лезвиями ножниц отверстий. Не забивай кусачками и плоскогубцами гвозди. Для вытаскивания гвоздей пользуйся клещами, а не кусачками.

     4. Не работай неисправными и тупыми инструментами.

     5. При работе держи инструмент так, как показал учитель.

     6. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.

     7. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

     8. Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

     9. Не разговаривай во время работы, не отвлекайся посторонними делами.



В период подготовки и проведения маршрута туристы обязаны:

–     всё уложенное туристское снаряжение, личные вещи, инвентарь тщательно укреплять и укрывать чехлом на случай дождя;

упаковывать предметы кострового хозяйства (топоры, ножи) в чехлы и транспортировать режущие и колющие инструменты только в чехлах;

–        хранить продукты и снаряжение, личные вещи в непромокаемой упаковке;

–        строго соблюдать выполнение контрольных сроков во время путешествия;

–        строго соблюдать график движения в походе;

–        строго соблюдать тактику и технику движения;

–        производить остановку только на плановых стоянках;

–         избегать пить не кипяченую воду



Общие правила безопасности:

–        Точно и немедленно выполнять все распоряжения руководителя. Распоряжения дежурного командира или старшего по группе также обязательны к исполнению.

–        Перед выходом на маршрут проверить исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое указано руководителем.

–        Немедленно ставить в известность руководителя о недомогании или получении травмы, даже незначительной.

–        Если участник случайно остался один, он должен прекратить движение и спокойно ждать, пока его найдут. Самому поиски не предпринимать, тепло одеться, по возможности развести костер.

На остановках и стоянках туристы обязаны:

–        Устанавливать стоянки на достаточном расстоянии от высоких и одиночных деревьев, от хвойных посадок, от горельников и буреломников, от скальных обнажений и каменистых осыпей, от уреза воды, от имеющихся низин и днищ оврагов и балок.

–        Лучшим и безопасным местом для туристской стоянки является защищённая от ветра поляна, имеющая небольшой уклон или же открытое, продувное место.

–        На стоянках использовать только оборудованные кострища, которые расположены вдали от торфяников, хвойного леса и посадок, от каменистых, захламлённых осыпей, от мест лесного пожара, а также от деревьев с нависшими ветками.

–        Окопать кострище и обложить его со всех сторон камнями, уничтожить вблизи сухую траву и НИКОГДА не оставлять костёр без присмотра.

–        При приготовлении пищи обязательно находится у костра в обуви, иметь хозяйственные рукавицы. Запрещено находится у костра в купальном костюме, босиком.

–        Всё туристское снаряжение и инвентарь хранить в одном, хорошо просматриваемом месте вблизи лагеря.

–        Отлучатся от лагеря только с разрешения руководителя группы или инструктора, группа не менее 3-х человек.

–        Производить заготовку дров только под присмотром руководителя группы или старшего инструктора.

–        Топоры, пилы, ножи и другие колющие и режущие предметы упаковывать в чехлы, на ночь убирать под дно палатки.

–        Покидая стоянку, залить костер водой до полного прекращения тления и засыпать кострище сырой землей.

–        Соблюдать правила личной гигиены, пожарной безопасности, купания, распорядка дня.

–        Бережно относится к природе, проводить природоохранное благоустройство мест стоянок



 При грозовой буре:

–        Спуститься с хребта.

–        Сложить железные предметы в 10 метрах от людей.

–        Не стоять под одиночным деревом, маркировочными столбами, на берегу водоема.

–        Не бегать.

–        Группа должна рассредоточиться

–        Не останавливаться на опушке леса и на местности, через которую течет вода.

–        Не стоять вблизи мест, где есть металлические провода.

–        По возможности расположиться на изолирующем материале.

–        Помнить, что не всякое поражение молнией смертельно и энергичное вмешательство группы может предотвратить несчастье.



Правила поведения в воде. Категорически запрещено:

–        Купаться в малоизученных, непроверенных местах;

–        Купаться группами более 5-ти человек продолжительностью более 20 минут;

–        Нырять в воду с мостиков, обрывистых берегов, а также купаться в сумеречное и ночное время.

При движении группы вдоль дорожного полотна (в случае необходимости):

–        Идти нужно плотной цепочкой по левой стороне, навстречу движению транспорта;

–        Впередиидущий и замыкающий туристы должны иметь сигнальные флажки;

–        Переходить дорогу следует одновременно всей группе туристов, при этом сигнальщики производят остановку идущего транспорта на период перехода всей группой автодороги.

В местах обитания диких зверей необходимо придерживаться следующих правил:

–        При встрече с крупными дикими животными – лось, марал, косуля, медведь, волк, лиса – не приближаться к ним, так как сокращение дистанции воспринимается ими как агрессия, и они могут совершить нападение;

–        При встрече с медведем необходимо удалится по направлению, перпендикулярному движению медведя. ЗАПРЕЩАЕТСЯ убегать, делать резкие движения, вести себя агрессивно. Желательно, чтобы медведь заранее слышал о Вашем приближении.

Во время путешествия туристам запрещается:

–        Нарушать график движения по маршруту;

–        Пользоваться случайным транспортом;

–        Производить радиальные выходы по непредусмотренным, непроверенным трассам;

–        Совершать движение по маршруту во время грозы, тумана и ночью;

–        Производить остановки на обед (ночлег) в местах, не предусмотренных туристскими маршрутами;

–        Посещение всех карстовых полостей (пещер, гротов), расположенных на протяжении всего маршрута без инструктора и без специального снаряжения (каски, страховочные канаты);

–        При движении по лесистой местности с густым подлеском, отпускать отогнутую впередиидущим ветку;

–        В участках, где имеются осыпи, двигаться по каменистым скалам;

–        Лазить по мокрым стволам деревьев;

–        Подниматься на скальные обнажения без руководителя и специальной подготовки;

–        Переходить водотоки по мокрым омоховелым и неомоховелым стволам;

–        Разбрасывать в горах осколки стекла, бутылки или стеклянные банки, которые могут стать причиной лесных пожаров в жаркие солнечные дни.

–        Использовать для освещения палаток свечи и другие средства освещения с открытым пламенем.

–        Разжигать костры горючей жидкостью (бензином, соляркой, спиртом).

–        Оставлять костёр без присмотра, а в случае ухода с плановой стоянки оставлять не залитый костёр.

–        Употреблять в пищу сомнительные грибы и ягоды.

–       Пить не кипячённую воду, пить воду из непроверенных источников, употреблять в пищу продукты, испорченные грызунами.

–        Выходить на маршрут без наличия медаптечки.

Руководитель маршрута имеет право: 

–        Принимать необходимые меры, направленные на обеспечение безопасности участников, вплоть до изменения или прекращения похода в связи с возникшими опасными природными явлениями и другими обстоятельствами, а также, в случае необходимости, оказания помощи пострадавшему.

–        Исключить из числа участников туриста, оказавшегося по моральным качествам, спортивно-техническим данным или по состоянию здоровья не подготовленным к прохождению данного маршрута. Если такая необходимость возникла в походе, турист при первой возможности доставляется в населенный пункт для отправки его к месту жительства. 

–        Производить разделение группы в аварийной ситуации, исходя из реального наличия сил и средств, конкретной обстановки и максимальной вероятности выполнения задач по ликвидации аварии.

Обязанность и ответственность руководителя, гида-проводника:

–        Провести группу по заранее запланированному маршруту в указанные сроки.

–        Обеспечить весь комплекс мер безопасности.

–        Провести необходимый инструктаж перед выходом на маршрут.

Изменение маршрута возможно, если оно не приведет к его усложнению и выносится на обсуждение группы.Руководитель оставляет за собой право проводить окончательное формирование группы на старте похода!!! При необходимости он может отказать в участии любому, кто, по его мнению, оказался по моральным качествам, спортивно-техническим данным или по состоянию здоровья не подготовленным к прохождению данного маршрута, либо провоцирует конфликтные ситуации в группе.

Основные понятия:



Спортивный туризм- вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных по трудности препятствий в природной среде (дорог и троп с различным покрытием и бездорожья, переправ, перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.



Турист –(фр. touriste, от tour путешествие). Человек, путешествующий для собственного удовольствия или с целью самообразования.



Компас-прибор для определения положения данного предмета или направления его движения относительно стран света, с помощью магнитной стрелки, свободно лежащей на острие стержня.



Азимут-(от араб. assumut дорога). 1) дуга горизонта, заключенная между меридианом данной точки и вертикальным кругом какого либо светила. 2) угол, составленный при месте наблюдения между полуденной линией и лучом зрения, направленным на наблюдаемый…

Туристический быт –уклад повседневной жизни, внепроизводственная сфера, включающая как удовлетворение материальных потребностей людей (в пище, одежде, жилище, поддержании здоровья), так и освоение духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения (общественный, национальный, городской, сельский, семейный, индивидуальный быт).



Туристическая палатка-это чрезвычайно удобное изобретение, помогающее укрыться от ветра и дождя, переждать непогоду, расположившись прямо на природе.

Туристический узел-это способ соединения различных материалов: веревок, ткани и т.д. Создать узел можно путем связывания, спутывания, переплетения.



Туристическая страховка- это упорядоченная совокупность элементов, между которыми является или может быть создано тесная взаимосвязь.



Карабин-быстродействующее соединительное звено между двумя предметами, имеющими петли. Карабин имеет форму скобы с пружинной защёлкой.



Туристическая веревка-Скрученные или свитые в виде шнура длинные пряди пеньки, льна или каких-л. других материалов.



Топография-научно-техническая дисциплина, раздел геодезии, занимающаяся географическим и геометрическим изучением местности путём создания топографических карт на основе съемочных работ.



Спортивное ориентирование-вид спорта, в котором участники при помощи спортивной карты и компаса должны пройти неизвестную им трассу через контрольные пункты (КП), расположенные на местности.



Туристическая система-это упорядоченная совокупность элементов, между которыми является или может быть создано тесная взаимосвязь.



Дистанция-Расстояние между кем-либо или чем-либо



Жумар- элемент снаряжения альпинистов, спелеологов, спасателей и скалолазов, применяемый в верёвочной технике для подъёма по вертикальным перилам. Жумар представляет собой механический зажим кулачкового типа для подъёма по верёвке





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации