ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА «СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА. КАРАТЭ»

0
0
Материал опубликован 22 June

9


Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования города Москвы

«Дворец творчества детей и молодежи «Неоткрытые острова»

(ГБОУДО ДТДМ «Неоткрытые острова»)



ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУДО ДТДМ

«Неоткрытые острова»


Протокол №

от


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУДО ДТДМ

«Неоткрытые острова»


____________/Н.М. Чистякова/

Приказ №




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА. КАРАТЭ»


Титульный лист утверждается ежегодно, актуальный титульный лист после оформления Вы сможете скачать на сайте Дворца (скан)





Направленность: физкультурно-спортивная

Уровень: ознакомительный

Срок реализации: 7 месяцев

Возраст обучающихся: 9-12 лет


Автор-составитель:

Корнякова Сабина Руслановна,

педагог дополнительного образования



Москва

20__


СОДЕРЖАНИЕ





Стр.


Пояснительная записка ……………………………………………..…….

3


Направленность программы ………………………………………………..

3


Уровень освоения программы ……………………………………………...

3


Актуальность и педагогическая целесообразность программы ………….

3


Новизна и отличительные особенности программы……………………….

3


Цель и задачи программы…………………………………………...……….

4


Срок реализации и категория обучающихся ….……………………………

4


Форма обучения и режим занятий ………………………………………….

4


Планируемые результаты ……………………………………………………

4


Содержание программы …………………………………………………...

5


Учебно-тематический план …………………….……………………………

5


Содержание программы …………………..………........................................

5


Формы контроля и оценочные материалы ……………………………...

7


Организационно-педагогические условия реализации программы….

7


Материально-технические условия реализации программы ……………..

8


Учебно-методическое обеспечение ………………………………………...

8


Список литературы …………………………………..………………………

8



Приложение. Годовой календарный график ……………………………

10



















Пояснительная записка


Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Уровень освоения программы – ознакомительный.


Актуальность и педагогическая целесообразность программы

Спортивная подготовка — многогранный и длительный процесс, предполагающий направленное воздействие на спортсмена или группу атлетов для повышения их готовности к достижениям в определенном виде спорта, в данном случае – каратэ.

Спортивная подготовка — это многокомпонентный процесс, включающий в себя упражнения, направленные на повышение мастерства атлета. На занятиях по программе обучающиеся выполняют упражнения и спортивно-подготовительные комплексы:

- для общей и специальной физической подготовки спортсмена (способствуют совершенствованию формы спортсмена, развитию силы, выносливости и других характеристик);

- для профилактики травматизма;

- для подготовки к соревнованиям (заключаются в создании условий, схожих с теми, которые ждут атлета во время состязаний, включают отработку отдельных элементов).

Вся физические качества органически взаимосвязаны между собой: совершенствование одних способствует лучшему проявлению других. Например, нельзя успешно развивать быстроту, не увеличивая силу. Один и тот же спортсмен при прочих равных условиях быстрей выполнит какое-то ударное или бросковое действие с противником, меньшим по весу, так как при выполнении данного действия с более тяжелым противником потребуется большая затрата физической силы. Следовательно, чем сильнее будет спортсмен, тем лучше он сможет проявить качества быстроты.

Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, координированность, скорость выполнения тех или иных спортивных действий развиваются непосредственно на занятиях каратэ. Для достижения спортивных результатов необходимо быть разносторонне физически развитым. Спортивная подготовка становится необходимой составляющей повседневной жизни. В недельном цикле тренировки каждый день имеет свою основную направленность, т.е. когда основное внимание уделяется преимущественно развитию какого-либо физического качества или группы качеств.


Новизна и отличительные особенности программы

Новизна программы состоит в том, что она рассчитана на возраст обучающихся от 9 до 12 лет, что является отличительной особенностью от других программ по восточным единоборствам (каратэ). Благодаря специально разработанной системе спортивной подготовки наиболее успешно решаются задачи общего физического развития обучающихся, разностороннее воздействие на организм, совершенствование функции всех органов и его двигательных способностей, а также духовного развития. Применение разнообразных технических элементов обеспечивает всестороннее гармоничное развитие морфологических и функциональных систем организма и физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости, выносливости), одновременно оказывая воздействие на нервную систему, повышение ее пластичности.


Цель и задачи программы

Цель: спортивная подготовка к соревнованиям по каратэ через физическое, духовное и интеллектуальное развитие.

Задачи программы

В обучении:

- изучение правил выполнения упражнений ОФП и СФП;

- изучение правил выполнения дыхательных упражнений;

- освоение технического арсенала каратэ;

- знакомство с правилами участия в турнирах по каратэ различного уровня.

В развитии:

- оптимальное развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, координированности, скорости реакции);

- развитие коммуникативных качеств.

В воспитании:

- воспитание нравственно-волевых качеств (дисциплинированности, ответственности, целеустремленности, доброжелательности), способности преодолевать трудности и принимать самостоятельные решения в различных ситуациях;

- воспитание стремления вести здоровый образ жизни.


Срок реализации и категория обучающихся

Программа рассчитана на 7 месяцев. Общая продолжительность реализации дополнительной общеразвивающей программы составляет 56 часов.

Данная программа разработана для детей в возрасте от 9 до 12 лет, не имеющих противопоказаний по состоянию здоровья.


Форма обучения и режим занятий

Форма проведения занятий – очная.

Форма организации образовательной деятельности – групповая.

Занятия проводятся в одновозрастных или разновозрастных группах.

Численный состав группы – до 20 человек.

Режим занятий – 2 раз в неделю по 1 часу.

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 45 минут. Во время занятий предусмотрены перерывы для восстановления и отдыха обучающихся, решения организационных вопросов.

При реализации программы возможно применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. При электронном обучении с применением дистанционных образовательных технологий продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 30 минут. Во время онлайн-занятия проводится динамическая пауза, гимнастика для глаз.


Планируемые результаты

К концу обучения обучающиеся будут знать:

- правила выполнения упражнений общей и специальной физической подготовки;

- о стандартных ситуациях поединков;

- о тактических задачах, возникающих в процессе состязаний, и путях их решения;

- о результативных технических действиях в спортивных поединках;

уметь:

- выполнять специальные дыхательные практики;

- выполнять упражнения ОФП и СФП;

- реализовывать приобретенные знания о тактике каратэ непосредственно в тренировочном процессе и на соревнованиях.

Результаты уровня развития

Обучающиеся будут иметь развитые физические качества (силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость, координированность, скорость реакции), коммуникативные качества.

Результаты уровня воспитанности

У обучающихся будут сформированы нравственно-волевые качества (дисциплинированность, ответственность, целеустремленность, доброжелательность).


Содержание программы

Учебно-тематический план


п/п

Название темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Теоретическая и психологическая подготовка.

2

1,5

0,5

Собеседование, теппинг-тест

2.

Общая физическая подготовка.

12

3

9

Педагогическое наблюдение, опрос,

выполнение заданий и упражнений

3.

Специальная физическая подготовка.

26

7

19

4.

Технико-тактическая подготовка.

14

4

10

6.

Итоговое занятие.

2

0,5

1,5

Участие в соревнованиях, аттестации на пояса


Всего

56

16

40



Содержание программы


Вводное занятие. Теоретическая и психологическая подготовка.

Теория. Знакомство с обучающимися. Знакомство с программой. Правила поведения в учреждении, на занятиях, соревнованиях. Инструктаж по технике безопасности при проведении занятий.

Практика. Специальные дыхательные упражнения и тесты на психологическую подготовку спортсмена: «квадрат дыхания», техника «6*3», «3*1», «пранаямы». Теппинг-тест.

Общая физическая подготовка.

Теория. Объяснение техники выполнения упражнений ОФП.

Практика. Упражнения в ходьбе: перекатом с пятки на носок; на внешней стороне стопы, на внутренней; ходьба на носках, на пятках; в полуприседе, в полном приседе.

Упражнения в положении стоя, ноги на ширине плеч: вращение тазом; наклоны вперёд, назад, налево, направо; повороты корпуса налево, направо; наклоны головы вперёд, назад, налево, направо; повороты головы налево, направо; вращение в коленях. Махи руками, вращение в плечевых суставах, вращение предплечьями. Выпады, махи ногами.

Упражнения в беге: бег с захлёстом голени назад; с высоким подниманием кален; бег с выносом маховой ноги вперёд, назад; прыжковые упражнения в беге, левым, правым плечом вперёд, спиной вперёд, бег скрестным шагом. Медленный бег, бег с максимальным ускорением 10, 20, 30, 60, 100, 200 метров. Кроссы.

Упражнения в висе на шведской стенке, турнике, рукоходе, канате, в упоре на брусьях, упражнения на кольцах. Упражнения в упоре лёжа на ладонях, кулаках, пальцах. Упражнения лёжа на спине, животе для мышц спины и брюшного пресса. Гантельная гимнастика. Силовой атлетизм: упражнения со штангами, резиновыми эспандерами, булавами, гирями.

Подвижные игры, спортивные игры, эстафеты. Метание мячей разной массы и величины. Упражнения на растягивание.

Акробатика: кувырки, перекаты, упражнения в равновесии; страховка при падении назад, на левый, правый бок; страховка в кувырке через плечо.

Специальная физическая подготовка.

Теория. Объяснение техники выполнения упражнений СФП.

Практика. Рывковые упражнения со штангами и гантелями небольшого веса. Прыжковые упражнения: со скакалкой, на матах, через препятствия разной высоты. Работа на лапах, мешках, бой с тенью; дорожка с гантелями, элементами акробатики. Упражнения в парах: на координацию и переключение действий; специальные силовые упражнения; игровые упражнения с элементами соперничества и силового противоборства.

Техника каратэ: боевая стойка, финты, прямые, боковые удары, хлысты, уклоны, нырки, оттяжки, перемещение приставным и разноимённым шагом, челночное перемещение. Работа на лапах, мешках, бой с тенью.

Технико-тактическая подготовка.

Теория. Обсуждение стандартных ситуаций спортивных поединков; тактических задач, возникающих в процессе состязаний, и путей их решения. Обсуждение видеосюжетов результативных технико-тактических действий в спортивных поединках.

Практика. Реализация приобретенных знаний о тактике каратэ непосредственно в тренировочном процессе.

Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов обучение.

Практика. Участие в соревнованиях, аттестациях на пояса.

Примерный перечень упражнений

НА ЛКК(ЛВ) - УХОД+ЛКК(ПР); НА ЛКК(ПР) –УХОД + ЛКК(ПР); НА ХКК(ПР) – УКЛОН + ХКК(ПР); НА ХКК(ЛВ) – УКЛОН + ЛКК(ПР) + ХКК(ЛВ); НА ТАЙСКИЙ ВХОД - ЕКГ+ДЗШ; РАЗРЫВ ЗАХВАТА УЧУК/ГБ+АГО-ЦУКИ; СБИВ ХИДЗИ УКЭ + УРКН + ГКЦК; ОСВОБОЖДЕНИЕ «БЭКФИСТ»; «ПРОЙТИ НОГУ» РЫВОК + ВХОД 3КА; «ПРОЙТИ НОГУ 2» РЫВОК + ВХОД 2 + 1(2Р+Н) В (ДАЛЬНЮЮ НОГУ); «РЫВОК+РУБКА ОПОРЫ» + УЧМТ (ПР) (НА ЦУРУ); «РЫВОК+УСР» (НА СУНЭ); Т: ВХОД 3КАУК: ОТВЕТ ЛУЧМТТ: ШАГ НАЗАД+ГКЦ; 3КА + 2ОТТ1 + ГК + ШТЦК; 3КА + 2ОТТ2 + ГКЦК; 3КА + 2ОТТ3 + УСГ; НА УЧМТ(ЛЕВ) - ШАГ НАЗАД С ОДНОВРЕМЕННЫМ УДАРОМ МВСДЗ + ГКЦК + МВСЧД(ЛЕВ); НА УЧМТ(ЛВ) – ТО ЖЕ + ЛКК(КРЮЧОК) + ШТ+МВС(ЧД)ЛВ; РУБКА УГЛОВ - ПОСТАВИТЬ В УГОЛ И ВЫТЕСНИТЬ; РУБКА В УГЛУ (УСМВС/КАЙТЭН); УДЕРЖАНИЕ НА ДАЛЬНЕЙ ДИСТАНЦИИ УГРОЗАМИ.


Формы контроля и оценочные материалы

Для отслеживания динамики освоения данной дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает вводный и текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестацию.

Вводный контроль проводится в начале обучения для определения уровня физической и психологической подготовленности обучающихся. Форма проведения – собеседование, теппинг-тест.

Текущий контроль осуществляется во время каждого занятия. Направлен на закрепление теоретического и практического материала по изучаемой теме. Форма проведения – педагогическое наблюдение, опрос, выполнение заданий и упражнений.

Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения отдельных тем. Направлена на определение промежуточного уровня знаний теоретического и практического материала для организации обратной связи педагога с обучающимся. Форма проведения - выполнение заданий и упражнений, участие в соревнованиях и аттестациях на пояса.

Итоговая аттестация проводится в конце обучения. Обучающиеся предъявляют результаты обучения. Форма проведения – итоговое выполнение упражнений, участие в соревнованиях и аттестации на пояс.

Критериями оценки освоения программы являются:

соответствие уровня теоретических знаний обучающихся программным требованиям;

самостоятельность работы;

осмысленность действий;

уровень активности учащегося;

соответствие практической деятельности программным требованиям.

Способы фиксации учебных результатов программы: протоколы промежуточных контролей подготовленности.


Организационно-педагогические условия реализации программы

Для организации учебно-воспитательного процесса необходимы следующие условия:

кадровые: требуется педагог дополнительного образования, отвечающий всем требованиям квалификационной характеристики для соответствующей должности педагогического работника (педагог должен пройти курсы по данному направлению или иметь другой документ на право проведения образовательной деятельности по каратэ);

материально-технические условия: необходимо наличие специально оборудованного помещения, мебели, оборудования и материалов.


Материально-технические условия реализации программы

Для организации учебно-воспитательного процесса необходимы следующие материально-технические условия:

Помещение: спортивный зал, раздевалки.

Оборудование и материалы: макивары, набивные мячи различного веса, грифы, теннисные мячи, скакалки, резины – различного натяжения, «ракетки», эспандеры, лапы, фишки, индивидуальная защитная экипировка спортсмена, боссу и иное оборудование, необходимое для выполнения выбранного упражнения.

Для ЭО и ДОТ необходимо наличие компьютера с выходом в Интернет, соответствующего программного обеспечения.


Учебно-методическое обеспечение

В образовательной деятельности используется следующее методическое обеспечение:

инструкции по технике безопасности;

методические разработки;

демонстрационные и раздаточные материалы;

видео- и фотоматериалы.

Учебные пособия:

- Верхошанский Ю.В. «Основы специальной физической подготовки спортсменов». – М.: Физкультура и спорт, 1988.

- Волков В.Н. «Восстановительные процессы в спорте». – М.: Физкультура и спорт, 1977.

- Воробьев А.Н. «Тренировка, работоспособность, реабилитация». – М.: Физкультура и спорт, 1989.

- Озолин Н.Г. «Настольная книга тренера: наука побеждать». – М.: Астрель: ACT, 2004.

Формы проведения занятий разнообразны: фронтальная – работа со всеми одновременно. Однако при отработке технических действий часто применяется индивидуальный подход (обучающемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей).

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов. В большей степени используются методы обеспечения наглядности (показ, демонстрация наглядных пособий). При изучении материала показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение – простым.


Список литературы

Нормативно-правовая литература

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 № 678-р).

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы).

Приказ Министерства спорта РФ от 08.07.2014 N 575 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (с изменениями и дополнениями).

Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году».

Приказ Департамента образования города Москвы от 07.08.2015 № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».

Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».

Приказ Департамента образования города Москвы от 30.08.2016 № 1035 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».

Список используемой литературы

Визитей Н.Н, Курс лекций по истории спорта: учеб.пособие. – М: Физическая культура, 2006. – 328 с.

Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта: учеб, пособие для студ. Высш. Пед. Учеб, заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 312 с.

Демченко Н.С. Методические пособие «Классификация и терминология в восточных боевых искусствах». – Москва: РГУФКСМиТ, 2015. – 126 с.

Дружинина Э.А. Значимость физкультурной деятельности в сознании будущих специалистов./ТиПФК. – 2008. - № 3. - С. 88.

Комков А.Г., Филиппов С.С., Малинин А.В., Шаробайко Е.В., Антипов Е.В. Развитие педагогических направлений физического воспитания./ТиПФК.- 2008.- № 3. – С. 22-26.

Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности./ ТиПФК. – 2008. – № 11, 12.

Приложение 1



Годовой календарный график

(календарно-тематический план)


Тема

Часов всего

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

7 месяц

Вводное занятие. Теоретическая и психологическая подготовка.

2

2







Общая физическая подготовка.

12

2

2

2

2

2

1

1

Специальная физическая подготовка.

26

4

4

4

4

4

4

2

Технико-тактическая подготовка.

14


2

1

2

2

3

4

Итоговое занятие.

2



1




1

Всего

56

8

8

8

8

8

8

8




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации