Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общая физическая подготовка с элементами спортивных игр»
14
пояснительная записка
Актуальность и педагогическая целесообразность программы:
Программа «Общая физическая подготовка с элементами спортивных игр» направлена на развитие у детей основных физических качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости, координации). Программа формирует привычку к регулярным занятиям физической культурой. Актуально и то, что многие дети нуждаются в дополнительных занятиях по физической культуре.
В современном мире пассивный образ жизни вытесняет активный. Дети большую часть свободного времени проводят за компьютерами, телевизором и т.д. Ребята разучились играть, им привычнее виртуальное общение, чем живая игра. Малоподвижный образ жизни может отрицательно сказаться на здоровье учащихся в будущем. Особенно этому подвержены дети с ОВЗ. Для таких детей занятия общей физической подготовкой с элементами спортивных игр играют большую роль в воспитании личности и развитии физических качеств. Для одних детей это будет дополнительным активным временем провождения, для других даст дорогу в большой спорт. Занятия общей физической подготовкой создают условия улучшить физическую подготовленность ребенка. Активные двигательные действия в игре способствуют развитию не только физических качеств, но и логике, мышлению, самостоятельности в принятии решения. Игровые ситуации создают для обучающегося простор для творчества и инициативы (бросить мяч, выполнить передачу, поймать или убежать от соперника). В совокупности общей физической подготовки и спортивных игр происходит всестороннее и гармоничное развитие детей.
Так же программа играет роль в социализации и интеграции детей с ОВЗ. В ходе соревнований и физкультурно-массовых мероприятий, дети начинают общаться с большим кругом сверстников, находят новые знакомства, познают мир с другой стороны.
Цель и задачи программы:
Цель программы – укрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие физических качеств, воспитание культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности.
Задачи программы:
задачи в обучении:
Обучение основным двигательным действиям
Определение уровня физической подготовленности
Закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры
обучение правилам спортивных игр и проведения соревнований
задачи в развитии:
развитие двигательных способностей
развитие психологических процессов
развитие творческую инициативы, самостоятельности и организаторских способностей
задачи в воспитании:
воспитание нравственных и волевых качеств
воспитание чувства коллективизма и ответственности
Новизна и отличительные особенности программы: Ранее совокупность различных видов спорта не применялась в дополнительном образовании. Все секции и кружки имеют узкую направленность (футбол, дартс, настольный теннис и пр.). Новизна программы состоит именно в том, что в ней используются средства многих видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, волейбол, баскетбол, гандбол, кроссовая подготовка, лыжная подготовка, атлетическая гимнастика), что способствует улучшению уровня физической подготовки и развитию основных физических качеств.
Возраст обучающихся по программе: 7-18 лет
Срок реализации программы: 9 месяцев
Формы и режим занятий:
Форма обучения:
– групповая. Занятия проводятся в группах по 8-12 человек. По возрасту группы делятся на младшую (1-4 класс), среднюю (5-7 класс) и старшую (8-9 класс).
Режим занятий:
на ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМ УРОВНЕ обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв).
Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ обучения
Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):
– знание и выполнение инструкции по охране труда при проведении занятий в спортивном зале и на площадке
- знать правила личной гигиены
- иметь представление о здоровом образе жизни
- знать историю и правила спортивных игр
- знать виды лыжных ходов
Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):
– выполнение основных двигательных действий без технических ошибок в соответствии с разделом программы
- выполнение комплекса ОРУ перед основной частью занятия
По окончании программы:
Программные требования к уровню воспитанности:
– уважение к партнерам по игре
- аккуратное отношение к месту занятия и инвентарю
Программные требования к уровню развития:
– развитие основных физических качеств
- развитие внимания, мышления
- развитие самоконтроля при занятиях физической культурой
Механизм выявления образовательных результатов программы:
Формы и содержание итоговых занятий: выполнение возрастных нормативов
Критерии оценки учебных результатов программы: оценивание результатов в соответствии с таблицей
Способы фиксации учебных результатов программы: журнал с отметками о выполнении упражнений и их оценкой
Методы выявления результатов воспитания: беседа, опрос, наблюдение
Методы выявления результатов развития: выполнение контрольных упражнений
Формы подведения итогов реализации программы: проведение открытых занятий, массовых мероприятий, соревнований.
Критерии оценки учебных результатов: в ходе освоения программы на занятиях будут применяться следующие формы контроля: опрос, текущий контроль и контрольное упражнение.
Опрос осуществляется после прохождения теоретического материала. Опрос проходит в форме теста с применением ИКТ, вид – фронтальный. Оценивается активность учащихся в ответах и их правильность.
Текущий контроль осуществляется в течение всего занятия. В процессе занятия текущая отметка может быть выставлена за любые слагаемые программного материала: усвоение знаний и контрольного двигательного умения, достигнутый уровень в развитии двигательных способностей, выполнение домашних, самостоятельных заданий, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. При начальном разучивании техники предъявляется меньше требований, а само движение выполняется в облегчённых условиях. На этапе повторения двигательного действия оно выполняется в более сложных, специально созданных условиях. На этапе совершенствования — в условиях соревнований, игры или в усложнённых комбинациях.
Оценка техники владения двигательными действиями, умениями и навыками:
«отлично» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко; учащиеся по заданию учителя используют их в нестандартных условиях;
«хорошо» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность движений;
«удовлетворительно» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению. Учащийся по заданию учителя не может выполнить его в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.
Результаты данной формы контроля вносятся в журнал текущих отметок.
Контрольное упражнение выполняется после прохождения крупной темы или по итогам всего раздела программы. В данной форме контроля оценивается физическая подготовка учащихся в конкретном виде двигательного умения.
Контрольные упражнения и показатели для оценки:
- бег 30 м с высокого старта – секунды;
- челночный бег 3х10м – секунды;
- бег 500 м – минуты, секунды;
- прыжок в длину с места – сантиметры;
- прыжок в высоту с разбега – сантиметры;
- бросок набивного мяча из-за головы – метры;
- передачи и ловля мяча об стену с расстояния 3 м за 30 секунды – количество раз;
- ведение мяча по прямой 2 по 15 м – секунды;
- броски в кольцо 5 попыток – количество попаданий;
- передачи мяча двумя руками над собой за 30 секунд – количество раз;
- броски мяча из зоны подачи 5 попыток – количество удачных бросков.
Результаты контрольных упражнений записываются в журнал контрольных нормативов и журнал текущих отметок. Отметки выставляются исходя не из таблиц контрольных нормативов, применяемых на стандартных уроках физической культуры, а исходя из результатов лидера или лидеров группы.
Отметка «отлично» ставиться при попадании результата учащегося в 10% от лидера;
Отметка «хорошо» ставится при попадании результата учащегося в диапазон от 10 до 20 % от лидера;
Отметка «удовлетворительно» ставиться при попадании результата учащегося в диапазон от 20 до 30 % от лидера.
Учебный план
Учебно-тематический план
ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ обучения
№ п/п | Названия разделов и тем | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности и охраны труда | 1 | 1 | | |
2. | ОФП | 26 | 2 | 24 | Выполнение контрольных упражнений |
2.1 | Легкая атлетика | 14 | 1 | 13 | |
2.2 | Интеллектуальные виды спорта | 12 | 1 | 11 | |
3. | Спортивные игры | 36 | 2 | 34 | |
3.1 | Волейбол | 20 | 1 | 19 | |
3.2 | Баскетбол | 16 | 1 | 15 | |
4. | Соревнования и массовые мероприятия | 10 | | 10 | |
… | Итого | 74 | 5 | 69 | |
Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:
– 37 учебных недель;
– одну учебную группу.
Примерный календарно-тематический план
ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ обучения
№ п/п | Дата | Время | Тема занятия | Кол-во часов | Форма | Место | Форма контроля |
проведения занятия | проведения занятия | ||||||
1 неделя (учебный период) | |||||||
1. | | | Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ и ОТ | 1 | Беседа, презентация | Класс | Опрос |
2. | | | Основы знаний и умений по легкой атлетике. | 1 | Беседа, презентация | Класс | Опрос |
2 неделя (учебный период) | |||||||
3. | | | История баскетбола, основные приемы и правила. Игра на закрепление материала. | 1 | Беседа, презентация | Класс | Опрос |
4. | | | Ходьба и скоростной бег. | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
3 неделя (календарный период) | |||||||
5. | | | Стойки, передвижения, остановки и передвижения | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
6. | | | Стойки, передвижения, остановки и передвижения | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
4 неделя (календарный период) | |||||||
7. | | | Скоростной и челночный бег. | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
8. | | | Ловля и передачи мяча | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
5 неделя (календарный период) | |||||||
9. | | | Ловля и передачи мяча | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
10. | | | Круговая эстафета. | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
6 неделя (календарный период) | |||||||
11. | | | Соревнования по легкой атлетике | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
12. | | | Соревнования по легкой атлетике | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
7 неделя (календарный период) | |||||||
13. | | | Скоростной бег. Челночный бег 3х10м | 1 | Групповая | Спортивный зал | Контрольное упражнение. |
14. | | | Броски мяча | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
8 неделя (календарный период) | |||||||
15. | | | Броски мяча | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
16. | | | Метание теннисного мяча в цель, бросок набивного мяча. | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
9 неделя (календарный период) | |||||||
17. | | | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
18. | | | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
10 неделя (календарный период) | |||||||
19. | | | Метание теннисного мяча в цель, бросок набивного мяча. | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
20. | | | Игра по упрощенным правилам баскетбола | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
11 неделя (календарный период) | |||||||
21. | | | Ловля, передача, ведение и бросок мяча | 1 | Групповая | Спортивный зал | Контрольные упражнения |
22. | | | Игра по упрощенным правилам баскетбола | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
12 неделя (календарный период) | |||||||
23. | | | Соревнования по волейболу | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
24. | | | Соревнования по волейболу | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
13 неделя (календарный период) | |||||||
25. | | | Метание теннисного мяча на дальность отскока, бросок набивного мяча | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
26. | | | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
14 неделя (календарный период) | |||||||
27. | | | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
28. | | | Метание теннисного мяча на дальность отскока. Бросок набивного мяча | 1 | Групповая | Спортивный зал | Контрольное упражнение |
15 неделя (календарный период) | |||||||
29. | | | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
30. | | | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
16 неделя (календарный период) | |||||||
31. | | | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок | 1 | Беседа, презентация | Спортивный зал | Опрос |
32. | | | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
17 неделя (календарный период) | |||||||
33. | | | Ведение мяча | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
34. | | | Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
18 неделя (календарный период) | |||||||
35. | | | Соревнования по баскетболу | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
36. | | | Соревнования по баскетболу | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
19 неделя (календарный период) | |||||||
37. | | | Интеллектуальные виды спорта | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
38. | | | Интеллектуальные виды спорта | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
20 неделя (календарный период) | |||||||
39. | | | Интеллектуальные виды спорта | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
40. | | | Интеллектуальные виды спорта | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
21 неделя (календарный период) | |||||||
41. | | | Интеллектуальные виды спорта | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
42. | | | Интеллектуальные виды спорта | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
22 неделя (календарный период) | |||||||
43. | | | Интеллектуальные виды спорта | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
44. | | | Интеллектуальные виды спорта | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
23 неделя (календарный период) | |||||||
45. | | | Интеллектуальные виды спорта | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
46. | | | Интеллектуальные виды спорта | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
24 неделя (календарный период) | |||||||
47. | | | Интеллектуальные виды спорта | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
48. | | | Интеллектуальные виды спорта | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
25 неделя (календарный период) | |||||||
49. | | | Соревнования по шашкам | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
50. | | | Соревнования по шашкам | 1 | Беседа, презентация | Класс | Опрос |
26 неделя (календарный период) | |||||||
51. | | | История волейбола, основные приемы и правила. Игра на закрепление материала. | 1 | Групповая | Класс | Текущий |
52. | | | Прыжки в длину с места, многоскоки | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
27 неделя (календарный период) | |||||||
53. | | | Прием и передачи мяча | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
54. | | | Прием и передачи мяча | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
28 неделя (календарный период) | |||||||
55. | | | Прыжки на заданную длину, многоскоки | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
56. | | | Нижняя прямая подача | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
29 неделя (календарный период) | |||||||
57. | | | Нижняя прямая подача | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
58. | | | Прыжки в длину с места | 1 | Групповая | Спортивный зал | Контрольное упражнение |
30 неделя (календарный период) | |||||||
59. | | | Прямой нападающий удар | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
60. | | | Прямой нападающий удар | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
31 неделя (календарный период) | |||||||
61. | | | Прыжки в высоту с разбега | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
62. | | | Комбинации из освоенных элементов: подача, прием, передача, удар | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
32 неделя (календарный период) | |||||||
63. | | | Соревнования по легкой атлетике | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
64. | | | Соревнования по легкой атлетике | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
33 неделя (календарный период) | |||||||
65. | | | Комбинации из освоенных элементов: подача, прием, передача, удар | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
66. | | | Игра по упрощенным правилам волейбола | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
34 неделя (календарный период) | |||||||
67. | | | Прыжки в высоту с разбега | 1 | Групповая | Спортивный зал | Контрольное упражнение |
68. | | | Игра по упрощенным правилам волейбола | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
35 неделя (календарный период) | |||||||
69. | | | Подача, прием, передача, удар по мячу | 1 | Групповая | Спортивный зал | Контрольные упражнения |
70. | | | Игра по упрощенным правилам волейбола | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
36 неделя (календарный период) | |||||||
71. | | | Игра по упрощенным правилам волейбола | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
72. | | | Игра по упрощенным правилам волейбола | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
37 неделя (календарный период) | |||||||
73. | | | Длительный бег, метание на дальность | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
74. | | | Игра по упрощенным правилам волейбола | 1 | Групповая | Спортивный зал | Текущий |
Содержание программы
1 раздел. Вводное занятие
Теория: Правила безопасности и профилактика травматизма. Правильный подбор спортивной одежды и обуви.
2 раздел. ОФП
Тема 2.1. Легкая атлетика
Теория: Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения
Практика: Ходьба обычная, ускоренная, спортивная; на носках, на пятках, на внешней стороне стопы; в приседе, в полуприседе; с прыжками. Бег обычный, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад; с изменением направления и темпа.
Бег с ускорением от 30 до 40 м, скоростной бег до 40 м, ег на результат 60 м; бег в равномерном темпе от 8 минут.; прыжки в длину с разбега с 7-11 шагов; метание теннисного мыча на дальность отскока от стены, от пола, с места, с шага, на заданное расстояние, в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния 6-8, 10-12 м; бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, с места, с шага, с двух шагов.
Тема 2.2. Интеллектуальные виды спорта
Теория: история возникновения игры «шашки», различные виды, терминология
Практика: игра в различные виды, начало, окончание партии.
3 раздел. Спортивные игры
Тема 3.1. Баскетбол
Теория: правила игры, размеры площадки и мяча, основные жесты судьи.
Практика: стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед, остановка двумя шагами и прыжком, повороты без мяча и с мячом; ловля и передачи мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении; ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; броски одной и двумя руками с места и в движении, в прыжке.
Тема 3.2. Волейбол
Теория: правила игры, размеры площадки и мяча, основные жесты судьи.
Практика: стойки игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед, ходьба, бег и выполнение заданий; передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед, передачи мяча над собой, через сетку; нижняя прямая подачи мяча с 3-6 м от сетки, через сетку, прием подачи; прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.
Методическое обеспечение программы
Название учебной темы | Название и форма методического материала |
2.1. Легкая атлетика | Легкая атлетика: учебное пособие для вузов / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М.: «Академия», 2008. |
2.2. Лыжная подготовка | Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. |
3.1. Баскетбол | Презентация «Баскетбол» Глава 6. Баскетбол. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. вед. заведений. Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 |
3.2. Волейбол | Презентация «Волейбол» Глава 7. Волейбол. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. вед. заведений. Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 |
Список литературы
Список использованной литературы:
Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: Просвещение, 2011.
Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Список литературы для педагога:
Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. вед. заведений. Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. – М.: Издательство «Спорт», 2016.
Легкая атлетика: учебное пособие для вузов / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М.: «Академия», 2008.
Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):
Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.
Виленский М.Я. Физическая культура 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
Лях В.И. Физическая культура 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
Лях В.И. Физическая культура 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015.
Интернет-сайты:
http://festival.1september.ru/
http://www.nsportal.ru/