Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Общая физическая подготовка с элементами спортивных игр»

3
0
Материал опубликован 22 April 2022

14

пояснительная записка

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

Программа «Общая физическая подготовка с элементами спортивных игр» направлена на развитие у детей основных физических качеств (быстроты, силы, ловкости, выносливости, координации). Программа формирует привычку к регулярным занятиям физической культурой. Актуально и то, что многие дети нуждаются в дополнительных занятиях по физической культуре.

В современном мире пассивный образ жизни вытесняет активный. Дети большую часть свободного времени проводят за компьютерами, телевизором и т.д. Ребята разучились играть, им привычнее виртуальное общение, чем живая игра. Малоподвижный образ жизни может отрицательно сказаться на здоровье учащихся в будущем. Особенно этому подвержены дети с ОВЗ. Для таких детей занятия общей физической подготовкой с элементами спортивных игр играют большую роль в воспитании личности и развитии физических качеств. Для одних детей это будет дополнительным активным временем провождения, для других даст дорогу в большой спорт. Занятия общей физической подготовкой создают условия улучшить физическую подготовленность ребенка. Активные двигательные действия в игре способствуют развитию не только физических качеств, но и логике, мышлению, самостоятельности в принятии решения. Игровые ситуации создают для обучающегося простор для творчества и инициативы (бросить мяч, выполнить передачу, поймать или убежать от соперника). В совокупности общей физической подготовки и спортивных игр происходит всестороннее и гармоничное развитие детей.

Так же программа играет роль в социализации и интеграции детей с ОВЗ. В ходе соревнований и физкультурно-массовых мероприятий, дети начинают общаться с большим кругом сверстников, находят новые знакомства, познают мир с другой стороны.

Цель и задачи программы:

Цель программыукрепление здоровья детей, формирование двигательной активности, развитие физических качеств, воспитание культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности.

Задачи программы:

задачи в обучении:

Обучение основным двигательным действиям

Определение уровня физической подготовленности

Закреплять и совершенствовать умения и навыки, полученные на уроках физической культуры

обучение правилам спортивных игр и проведения соревнований

задачи в развитии:

развитие двигательных способностей

развитие психологических процессов

развитие творческую инициативы, самостоятельности и организаторских способностей

задачи в воспитании:

воспитание нравственных и волевых качеств

воспитание чувства коллективизма и ответственности

Новизна и отличительные особенности программы: Ранее совокупность различных видов спорта не применялась в дополнительном образовании. Все секции и кружки имеют узкую направленность (футбол, дартс, настольный теннис и пр.). Новизна программы состоит именно в том, что в ней используются средства многих видов спорта (гимнастика, легкая атлетика, волейбол, баскетбол, гандбол, кроссовая подготовка, лыжная подготовка, атлетическая гимнастика), что способствует улучшению уровня физической подготовки и развитию основных физических качеств.

Возраст обучающихся по программе: 7-18 лет

Срок реализации программы: 9 месяцев

Формы и режим занятий:

Форма обучения:

групповая. Занятия проводятся в группах по 8-12 человек. По возрасту группы делятся на младшую (1-4 класс), среднюю (5-7 класс) и старшую (8-9 класс).

Режим занятий:

на ОЗНАКОМИТЕЛЬНОМ УРОВНЕ обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв).

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:

ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

знание и выполнение инструкции по охране труда при проведении занятий в спортивном зале и на площадке

- знать правила личной гигиены

- иметь представление о здоровом образе жизни

- знать историю и правила спортивных игр

- знать виды лыжных ходов

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

выполнение основных двигательных действий без технических ошибок в соответствии с разделом программы

- выполнение комплекса ОРУ перед основной частью занятия

По окончании программы:

Программные требования к уровню воспитанности:

уважение к партнерам по игре

- аккуратное отношение к месту занятия и инвентарю

Программные требования к уровню развития:

развитие основных физических качеств

- развитие внимания, мышления

- развитие самоконтроля при занятиях физической культурой

Механизм выявления образовательных результатов программы:

Формы и содержание итоговых занятий: выполнение возрастных нормативов

Критерии оценки учебных результатов программы: оценивание результатов в соответствии с таблицей

Способы фиксации учебных результатов программы: журнал с отметками о выполнении упражнений и их оценкой

Методы выявления результатов воспитания: беседа, опрос, наблюдение

Методы выявления результатов развития: выполнение контрольных упражнений

Формы подведения итогов реализации программы: проведение открытых занятий, массовых мероприятий, соревнований.

Критерии оценки учебных результатов: в ходе освоения программы на занятиях будут применяться следующие формы контроля: опрос, текущий контроль и контрольное упражнение.

Опрос осуществляется после прохождения теоретического материала. Опрос проходит в форме теста с применением ИКТ, вид – фронтальный. Оценивается активность учащихся в ответах и их правильность.

Текущий контроль осуществляется в течение всего занятия. В процессе занятия текущая отметка может быть выставлена за любые слагаемые программного материала: усвоение знаний и контрольного двигательного умения, достигнутый уровень в развитии двигательных способностей, выполнение домашних, самостоятельных заданий, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную деятельность. При начальном разучивании техники предъявляется меньше требований, а само движение выполняется в облегчённых условиях. На этапе повторения двигательного действия оно выполняется в более сложных, специально созданных условиях. На этапе совершенствования — в условиях соревнований, игры или в усложнённых комбинациях.

Оценка техники владения двигательными действиями, умениями и навыками:

«отлично» — двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и чётко; учащиеся по заданию учителя используют их в нестандартных условиях;

«хорошо» — двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и чётко, наблюдается некоторая скованность движений;

«удовлетворительно» — двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряжённому выполнению. Учащийся по заданию учителя не может выполнить его в нестандартных и сложных в сравнении с уроком условиях.

Результаты данной формы контроля вносятся в журнал текущих отметок.

Контрольное упражнение выполняется после прохождения крупной темы или по итогам всего раздела программы. В данной форме контроля оценивается физическая подготовка учащихся в конкретном виде двигательного умения.

Контрольные упражнения и показатели для оценки:

- бег 30 м с высокого старта – секунды;

- челночный бег 3х10м – секунды;

- бег 500 м – минуты, секунды;

- прыжок в длину с места – сантиметры;

- прыжок в высоту с разбега – сантиметры;

- бросок набивного мяча из-за головы – метры;

- передачи и ловля мяча об стену с расстояния 3 м за 30 секунды – количество раз;

- ведение мяча по прямой 2 по 15 м – секунды;

- броски в кольцо 5 попыток – количество попаданий;

- передачи мяча двумя руками над собой за 30 секунд – количество раз;

- броски мяча из зоны подачи 5 попыток – количество удачных бросков.

Результаты контрольных упражнений записываются в журнал контрольных нормативов и журнал текущих отметок. Отметки выставляются исходя не из таблиц контрольных нормативов, применяемых на стандартных уроках физической культуры, а исходя из результатов лидера или лидеров группы.

Отметка «отлично» ставиться при попадании результата учащегося в 10% от лидера;

Отметка «хорошо» ставится при попадании результата учащегося в диапазон от 10 до 20 % от лидера;

Отметка «удовлетворительно» ставиться при попадании результата учащегося в диапазон от 20 до 30 % от лидера.

Учебный план

Учебно-тематический план

ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ обучения

п/п

Названия разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации / контроля

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Правила техники безопасности и охраны труда

1

1



2.

ОФП

26

2

24

Выполнение контрольных упражнений

2.1

Легкая атлетика

14

1

13

2.2

Интеллектуальные виды спорта

12

1

11

3.

Спортивные игры

36

2

34

3.1

Волейбол

20

1

19

3.2

Баскетбол

16

1

15

4.

Соревнования и массовые мероприятия

10


10


Итого

74

5

69


Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

37 учебных недель;

одну учебную группу.



Примерный календарно-тематический план

ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ обучения

п/п

Дата

Время

Тема занятия

Кол-во часов

Форма

Место

Форма контроля

проведения занятия

проведения занятия

1 неделя (учебный период)

1.



Вводное занятие. Знакомство с программой. Инструктаж по ТБ и ОТ

1

Беседа, презентация

Класс

Опрос

2.



Основы знаний и умений по легкой атлетике.

1

Беседа, презентация

Класс

Опрос

2 неделя (учебный период)

3.



История баскетбола, основные приемы и правила. Игра на закрепление материала.

1

Беседа, презентация

Класс

Опрос

4.



Ходьба и скоростной бег.

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

3 неделя (календарный период)

5.



Стойки, передвижения, остановки и передвижения

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

6.



Стойки, передвижения, остановки и передвижения

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

4 неделя (календарный период)

7.



Скоростной и челночный бег.

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

8.



Ловля и передачи мяча

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

5 неделя (календарный период)

9.



Ловля и передачи мяча

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

10.



Круговая эстафета.

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

6 неделя (календарный период)

11.



Соревнования по легкой атлетике

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

12.



Соревнования по легкой атлетике

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

7 неделя (календарный период)

13.



Скоростной бег. Челночный бег 3х10м

1

Групповая

Спортивный зал

Контрольное упражнение.

14.



Броски мяча

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

8 неделя (календарный период)

15.



Броски мяча

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

16.



Метание теннисного мяча в цель, бросок набивного мяча.

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

9 неделя (календарный период)

17.



Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

18.



Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

10 неделя (календарный период)

19.



Метание теннисного мяча в цель, бросок набивного мяча.

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

20.



Игра по упрощенным правилам баскетбола

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

11 неделя (календарный период)

21.



Ловля, передача, ведение и бросок мяча

1

Групповая

Спортивный зал

Контрольные упражнения

22.



Игра по упрощенным правилам баскетбола

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

12 неделя (календарный период)

23.



Соревнования по волейболу

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

24.



Соревнования по волейболу

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

13 неделя (календарный период)

25.



Метание теннисного мяча на дальность отскока, бросок набивного мяча

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

26.



Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

14 неделя (календарный период)

27.



Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

28.



Метание теннисного мяча на дальность отскока. Бросок набивного мяча

1

Групповая

Спортивный зал

Контрольное упражнение

15 неделя (календарный период)

29.



Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

30.



Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

16 неделя (календарный период)

31.



Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

1

Беседа, презентация

Спортивный зал

Опрос

32.



Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

17 неделя (календарный период)

33.



Ведение мяча

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

34.



Комбинации из освоенных элементов: ловля, передача, ведение, бросок

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

18 неделя (календарный период)

35.



Соревнования по баскетболу

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

36.



Соревнования по баскетболу

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

19 неделя (календарный период)

37.



Интеллектуальные виды спорта

1

Групповая

Класс

Текущий

38.



Интеллектуальные виды спорта

1

Групповая

Класс

Текущий

20 неделя (календарный период)

39.



Интеллектуальные виды спорта

1

Групповая

Класс

Текущий

40.



Интеллектуальные виды спорта

1

Групповая

Класс

Текущий

21 неделя (календарный период)

41.



Интеллектуальные виды спорта

1

Групповая

Класс

Текущий

42.



Интеллектуальные виды спорта

1

Групповая

Класс

Текущий

22 неделя (календарный период)

43.



Интеллектуальные виды спорта

1

Групповая

Класс

Текущий

44.



Интеллектуальные виды спорта

1

Групповая

Класс

Текущий

23 неделя (календарный период)

45.



Интеллектуальные виды спорта

1

Групповая

Класс

Текущий

46.



Интеллектуальные виды спорта

1

Групповая

Класс

Текущий

24 неделя (календарный период)

47.



Интеллектуальные виды спорта

1

Групповая

Класс

Текущий

48.



Интеллектуальные виды спорта

1

Групповая

Класс

Текущий

25 неделя (календарный период)

49.



Соревнования по шашкам

1

Групповая

Класс

Текущий

50.



Соревнования по шашкам

1

Беседа, презентация

Класс

Опрос

26 неделя (календарный период)

51.



История волейбола, основные приемы и правила. Игра на закрепление материала.

1

Групповая

Класс

Текущий

52.



Прыжки в длину с места, многоскоки

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

27 неделя (календарный период)

53.



Прием и передачи мяча

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

54.



Прием и передачи мяча

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

28 неделя (календарный период)

55.



Прыжки на заданную длину, многоскоки

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

56.



Нижняя прямая подача

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

29 неделя (календарный период)

57.



Нижняя прямая подача

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

58.



Прыжки в длину с места

1

Групповая

Спортивный зал

Контрольное упражнение

30 неделя (календарный период)

59.



Прямой нападающий удар

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

60.



Прямой нападающий удар

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

31 неделя (календарный период)

61.



Прыжки в высоту с разбега

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

62.



Комбинации из освоенных элементов: подача, прием, передача, удар

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

32 неделя (календарный период)

63.



Соревнования по легкой атлетике

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

64.



Соревнования по легкой атлетике

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

33 неделя (календарный период)

65.



Комбинации из освоенных элементов: подача, прием, передача, удар

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

66.



Игра по упрощенным правилам волейбола

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

34 неделя (календарный период)

67.



Прыжки в высоту с разбега

1

Групповая

Спортивный зал

Контрольное упражнение

68.



Игра по упрощенным правилам волейбола

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

35 неделя (календарный период)

69.



Подача, прием, передача, удар по мячу

1

Групповая

Спортивный зал

Контрольные упражнения

70.



Игра по упрощенным правилам волейбола

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

36 неделя (календарный период)

71.



Игра по упрощенным правилам волейбола

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

72.



Игра по упрощенным правилам волейбола

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

37 неделя (календарный период)

73.



Длительный бег, метание на дальность

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий

74.



Игра по упрощенным правилам волейбола

1

Групповая

Спортивный зал

Текущий


Содержание программы

1 раздел. Вводное занятие

Теория: Правила безопасности и профилактика травматизма. Правильный подбор спортивной одежды и обуви.

2 раздел. ОФП

Тема 2.1. Легкая атлетика

Теория: Влияние легкоатлетических упражнений на укрепление здоровья и основные системы организ­ма; название разучиваемых упражнений и основы правильной техники их выполнения

Практика: Ходьба обычная, ускоренная, спортивная; на носках, на пятках, на внешней стороне стопы; в приседе, в полуприседе; с прыжками. Бег обычный, с высоким подниманием бедра, с захлестом голени назад; с изменением направления и темпа.

Бег с ускорением от 30 до 40 м, скоростной бег до 40 м, ег на результат 60 м; бег в равномерном темпе от 8 минут.; прыжки в длину с разбега с 7-11 шагов; метание теннисного мыча на дальность отскока от стены, от пола, с места, с шага, на заданное расстояние, в горизонтальную и вертикальную цель (1х1 м) с расстояния 6-8, 10-12 м; бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, от груди, снизу вперед-вверх, с места, с шага, с двух шагов.

Тема 2.2. Интеллектуальные виды спорта

Теория: история возникновения игры «шашки», различные виды, терминология

Практика: игра в различные виды, начало, окончание партии.

3 раздел. Спортивные игры

Тема 3.1. Баскетбол

Теория: правила игры, размеры площадки и мяча, основные жесты судьи.

Практика: стойка игрока, перемещение в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед, остановка двумя шагами и прыжком, повороты без мяча и с мячом; ловля и передачи мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча на месте и в движении; ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке на месте, в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости; броски одной и двумя руками с места и в движении, в прыжке.

Тема 3.2. Волейбол

Теория: правила игры, размеры площадки и мяча, основные жесты судьи.

Практика: стойки игрока, перемещения в стойке приставными шагами боком, лицом и спиной вперед, ходьба, бег и выполнение заданий; передача мяча сверху двумя руками на месте и после перемещения вперед, передачи мяча над собой, через сетку; нижняя прямая подачи мяча с 3-6 м от сетки, через сетку, прием подачи; прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнером.



Методическое обеспечение программы

Название учебной темы

Название и форма методического материала

2.1. Легкая атлетика

Легкая атлетика: учебное пособие для вузов / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М.: «Академия», 2008.

2.2. Лыжная подготовка

Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве­дений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3.1. Баскетбол

Презентация «Баскетбол»

Глава 6. Баскетбол. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. вед. заведений. Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004

3.2. Волейбол

Презентация «Волейбол»

Глава 7. Волейбол. Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. вед. заведений. Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004

Список литературы

Список использованной литературы:

Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. – М.: Просвещение, 2011.

Жуков М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Холодов Ж.К. Теория и методика физической культуры и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Бутин И.М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заве­дений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

Список литературы для педагога:

Спортивные игры: Техника, тактика, методика обучения: Учеб. для студ. высш. вед. заведений. Под редакцией Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. – М.: Издательство «Спорт», 2016.

Легкая атлетика: учебное пособие для вузов / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин, Е. В. Сидорчук. - М.: «Академия», 2008.

Список литературы для учащихся (учащихся и родителей):

Лях В.И. Физическая культура 1-4 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2014.

Виленский М.Я. Физическая культура 5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

Лях В.И. Физическая культура 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

Лях В.И. Физическая культура 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

Интернет-сайты:

http://festival.1september.ru/

http://www.docme.ru/

http://www.zavuch.ru/

http://www.nsportal.ru/


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации