Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Боевые искусства. Каратэ»
СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КАДЕТСКИЙ КОРПУС СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
109462, г. Москва, ул. Маршала Чуйкова, дом 26 корп.1 тел./факс:(495)123-50-57; email: info@kkskr.ru
СОГЛАСОВАНО
Начальник учебно-методического отдела
Е.А. Астафьева
« » сентября 2021 г.
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебной работе
В.И. Ковригина
« » сентября 2021 г.
| |
|
|
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
«Боевые искусства. Каратэ»
педагога дополнительного образования С.Р. Корняковой
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 13-18 лет
Срок реализации: 1 год
Рассмотрено на заседании
методического объединения
дополнительного образования
Протокол № ___ от «____» сентября 2021 г.
Москва 2021 г.
Пояснительная записка………………………………………………………………………………………..………………………..…....3
Методическое обеспечение ......................................................................................................................................................................5
Список литературы....................................................................................................................................................................................8
Планируемые результаты освоения программы……………………………………………….…….......................................................10
Содержание программы/ Содержание изучаемого курса .……………………………………………. ……....………………..….…..11
Учебный план……………………………………………………………………………………………………………………….............11
1. Пояснительная записка
Программа предусматривает: развитие общих физических качеств, развитие специальных физических качеств, изучение техники и тактики каратэ, участие в соревнованиях при готовности кадета, сдача контрольных нормативов по общей и специальной подготовке, а также аттестации на пояса.
1.1. Направленность программы «Боевые искусства. Каратэ» в ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского» (далее - Кадетский корпус) - физкультурно-спортивная.
1.2. Новизна программы заключается в ведении новой дисциплины в кадетском корпусе, с помощью которой кадетам будут привиты необходимые навыки и знания способные укрепить здоровье, развить организованность, целеустремлённость, самодисциплину и силу воли. Киокусинкай каратэ - это путь совершенствования человека, достижение им гармонии физического и духовного начал.
1.3. Актуальность программы обоснована возрастающей ролью физической культуры как средства воспитания гармонично развитой личности. Ведение здорового образа жизни занимает важное место в становлении человека. Нормальное развитие и функционирование организма возможны в том случае, если у него сформировано позитивное отношение к самому себе и к своему здоровью. Актуальность программы заключается в системе развития духовных и физических возможностей человека, а также в формировании активной жизненной позиции путём физического и морального совершенствования.
1.4. Педагогическая целесообразность программы.
Технический прогресс объективно снижает физические нагрузки в деятельности человека, приводит к развитию малоподвижного образа жизни. Гиподинамия приводит к ухудшению физического уровня, здоровья и как следствие морально-психологического состояния человека. В этих условиях спорт и другие подвижные виды деятельности, к коим относятся, и боевые искусства становятся необходимой составляющей повседневной жизни. Кроме того, ориентация кадет на службу в СК РФ предполагает умение управлять своим телом и ответственно относиться к применению силы. А именно на это и направлена программа «Боевые искусства. Каратэ».
1.5. Цель программы заключается в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.
1.6. Задачи программы.
Обучающие задачи:
овладение практическими навыками самоконтроля состояния здоровья в процессе групповых и индивидуальных занятий;
ознакомление с принципами здорового образа жизни;
изучение методик работы со своим телом, духом и разумом;
Воспитательные:
воспитание объективной оценки и уверенности в своих силах;
формирование культуры общения;
воспитание нравственности, дисциплинированности, ответственности, чувства долга, коллективизма, организованности.
Развивающие:
совершенствование физического развития, укрепление здоровья и повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды;
гармонизация физического и духовного развития кадет;
развитие культуры движения, формирование и сохранение правильной осанки, укрепление мышц кора;
формирование и развитие творческих и спортивных способностей обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
1.7. Возраст кадет: 13–18 лет, с 8 по 11 классы.
1.8. Срок реализации программы: 1 год.
1.9. Этапы образовательного процесса.
Для того чтобы облегчить кадетам усвоение тем образовательной программы, обучение делится на два этапа: теоретический и практический.
Теоретический этап – техника безопасности, теория вида спорта Киокусинкай каратэ.
Практический этап – практическая работа по освоению техник перемещений, применений ударов, защиты и контратаки, работы по снарядам и в парах.
Количество часов в год на 1 группу – 30.
1.10. Формы и режим занятий: основной формой занятий являются групповые комбинированные и практические учебно-тренировочные занятия. Занятия в группах проводятся один раз в неделю по 1 часу. Количество обучающихся в группе от 8 человек.
1.11. Методы обучения.
При обучении кадет используются следующие методы:
1) словесные методы (рассказ, беседа, показ, объяснение);
2) методы организации и стимулирования спортивной деятельности (метод игровых ситуаций, упражнение);
3) практический (выполнение упражнений, игры и т.д.);
4) наглядные (демонстрация упражнений, ударов, техник).
1.12. Типы занятий: вводное, комбинированное, изучение нового материала, контрольное.
Методическое обеспечение
1.13. Описание форм занятий:
Основными формами проведения тренировки являются учебная, учебно-тренировочная и тренировочная. Учебная форма применяется в подготовительном периоде при ознакомлении с новыми упражнениями и новой техникой (изучении ката, кихон-ката, рэнраку). Цель занятия - показ и разучивание, объяснение, создание двигательных представлений.
Учебно-тренировочная форма применяется при закреплении вновь изученной техники и тактики в повторном режиме, проведении учебно-тренировочных спаррингов. Цель занятия - обучение новой технике, приобретение двигательных умений, развитие тактического мышления.
Тренировочная форма применяется для закрепления и совершенствования ранее изученной техники с целью создания надежных двигательных навыков. Отрабатывается быстрота, сила и выносливость при выполнении техники и проведении ролевых спаррингов.
1.14. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Образовательный процесс включает в себя три взаимосвязанных направления - обучение, воспитание, развитие. На занятиях обучающиеся знакомятся с материалом, поданным как устно, так и визуально. Обязательной составляющей является наглядная демонстрация техники выполнения упражнений (комбинаций). Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность «линейному», последовательному освоению материала в данной программе.
1.15. Методическая база образовательной программы.
В основе методической базы данной программы лежат следующие методики:
1. Методика контроля усвоения обучающимися учебного материала (ежеурочные устные опросы, зачетные мероприятия 1 раз в полугодие);
2. Авторские методики (дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей физиологии и психологии);
3.Методы обновления содержания образовательного процесса (обновление методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками XXI века»: функциональной грамотностью и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегии поведения обучающихся в различных ситуациях, готовность жить в эпоху перемен. Создание поддерживающей позитивной образовательной среды за счет изменения содержания образовательных программ для более полного учета интересов обучающихся и требований XXI века;
4. Методика комплектования учебной группы (по выбору);
5. Методика анализа результатов деятельности (по результатам зачетов 1 раз в полугодие);
6. Методика организации и проведения массовых мероприятий (участие в соревнованиях, конкурсах, фестивалях и квестах осуществляется по желанию кадет).
1.16. Материально-техническое обеспечение программы.
№ п/п | Наименование | Кол-во, шт. | Месяц обучения |
1. | Макивара BFS – Прямоугольная / Pro / Кожа (Черно-белый) | 4 | Весь учебный период |
2. | Будо мат 40 мм (красно-синий) с кромкой на каждом мате по 2 шт. | 60 | Весь учебный период |
3. | Кимоно, плотность 320г/м2 | 20 | Весь учебный период |
4. | Защита голень-стопа ИКО | 20 | Весь учебный период |
5. | Щит полукруглый 96х96х14 | 2 | Весь учебный период |
6. | Лапы Киокушинкай.Материал: Натур.кожа | 5 | Весь учебный период |
7. | Лапа-ракетка двойная | 5 | Весь учебный период |
8. | Рыцарь для единоборств | 2 | Весь учебный период |
9. | Шлем с липучкой на подбородке | 20 | Весь учебный период |
10. | Защита паха | 20 | Весь учебный период |
11. | Перчатки для Киокушинкай карате | 20 | Весь учебный период |
12. | Ж32sАХ Жилет защитный для единоборств ЧЕРЕПАХА-3, (38 мм), капрон, р. S (цвет белый) | 3 | Весь учебный период |
13. | Ж32sАХ Жилет защитный для единоборств ЧЕРЕПАХА-3, (38 мм), капрон, р. S (цвет красный) | 3 | Весь учебный период |
14. | Ж32АХ Жилет защитный для единоборств ЧЕРЕПАХА-3, (46 мм), капрон, р. М (цвет белый) | 4 | Весь учебный период |
15. | Ж32АХ Жилет защитный для единоборств ЧЕРЕПАХА-3, (46 мм), капрон, р. М (цвет красный) | 4 | Весь учебный период |
16. | Ж32LАХ Жилет защитный для единоборств ЧЕРЕПАХА-3, (46мм), капрон, р. L (цвет белый) | 3 | Весь учебный период |
17. | Ж32LАХ Жилет защитный для единоборств ЧЕРЕПАХА-3, (46мм), капрон, р. L (цвет красный) | 3 | Весь учебный период |
18. | Секундомер | 1 | Весь учебный период |
19. | Скакалка | 20 | Весь учебный период |
20. | Гантели | 10 пар | Весь учебный период |
21. | Набивной мяч 3кг.; 5 кг. | 10 | Весь учебный период |
22. | Диски различного веса ( от 2,5 до 20 кг) | 20 | Весь учебный период |
23. | Гимнастическая резина ( эспандер лыжника) | 20 | Весь учебный период |
24. | Теннисные мячи | 40 | Весь учебный период |
1.17. Место проведения занятий. Спортивные площадки, футбольное поле, спортивный зал оборудованный татами.
1.18. Форма одежды кадет – доги, спортивная форма.
Список литературы
1.19. Список литературы для педагога
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 06.04.2015 N 68-ФЗ, от 02.05.2015 N 122-ФЗ; от 02.07.2021 N 351-ФЗ);
2 «Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации» (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р2014 г.;
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Постановление от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
5. Положение о дополнительном образовании в ФГКОУ «Кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации имени Александра Невского»;
6. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. / Подгот. В. И. Ляхом и Г. Б. Мейксоном. М., Минобр. РФ, 2018;
7. Благуш П. К. «К теории тестирования двигательных способностей». – М., 2016;
8. Былеев Л.Л. «Подвижные игры». М., 2013;
9. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М., 2019;
10. Коренберг В. Б. Спортивная метрология. М., 2016;
11. Куколевский Г. М. «Советы врачу-спортсмену». М., 2017;
12. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М., 1991;
13. Смирнов Ю. И., Полевщиков М. М. Спортивная метрология. М., 2017;
14. Торабрин И., Чумаков А. «Спортивная смена». М., 2017;
15. Филин. В. П. «Воспитание физических качеств у юных спортсменов». М., 2016;
16. Холодов Ж. К. Кузнецов В. С. «Теория и методика физической культуры и спорта». М., 2018;
17. Приказ Министерства спорта РФ от 8 июля 2014 г. N 575 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» (с изменениями и дополнениями).
18. Верхошанский Ю.В. «Основы специальной физической подготовки спортсменов». – М.: Физкультура и спорт, 1988.
19. Воробьев А.Н. «Тренировка, работоспособность, реабилитация». – М.: Физкультура и спорт, 1989.
20. Озолин Н.Г. «Настольная книга тренера: наука побеждать». – М.: Астрель: ACT, 2004.
21. Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. Пособие / Сост. Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков, А.В. Овчинников. – М., 2000.
22. Визитей Н.Н, Курс лекций по истории спорта: учеб.пособие. – М: Физическая культура, 2006. – 328 с.
23. Виноградов П. А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры. – Пенза, 1995.
24. Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта : учеб, пособие для студ. Высш. Пед. Учеб, заведений / Б. Р.Голощапов. – М. : Издательский центр «Академия», 2004.-312с.
25. Голощапов Б.Р. История отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие. – М., 2005
26. Дружинина Э.А. Значимость физкультурной деятельности в сознании будущих специалистов./ТиПФК. – 2008.- №3.- С.88.
27. Жолдак В.И., Камалетдинов В.Г. Очерки истории физической культуры и спорта. – Челябинск:УралГАФК, 2005.
28. Комков А.Г., Филиппов С.С., Малинин А.В., Шаробайко Е.В., Антипов Е.В. Развитие педагогических направлений физического воспитания./ТиПФК.- 2008.- № 3. – С.22-26.
29. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности./ ТиПФК. – 2008. – № 11, 12.
30. Масутацу Ояма, «Философия Каратэ», изд. «Роза» 1993 г.
31. Масутацу Ояма «Это Каратэ», изд. «Гранд-Фиар» 2004 г.
32. Киокушинкай — практический курс, Зуев Ю.Ф.
33. Каратэ-до. Ката для начинающих мастеров, Лапшин С.А., изд. «Сталкер», 1996
34. Дэвид Ч. Кук, «Сила Каратэ», 1992 г.
1.20. Список литературы для кадет
1. Масутацу Ояма, «Философия Каратэ», изд. «Роза» 1993 г.
2. Масутацу Ояма «Это Каратэ», изд. «Гранд-Фиар» 2004 г.
3. Верхошанский Ю.В. «Основы специальной физической подготовки спортсменов». – М.: Физкультура и спорт, 1988.
4. Волков В.Н. «Восстановительные процессы в спорте». – М.: Физкультура и спорт, 1977.
5. Воробьев А.Н. «Тренировка, работоспособность, реабилитация». – М.: Физкультура и спорт, 1989.
6. Озолин Н.Г. «Настольная книга тренера: наука побеждать». – М.: Астрель: ACT, 2004.
1.21. Перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования при реализации Программы:
1. Официальный интернет-сайт Министерства спорта Российской Федерации (http://www.minsport.gov.ru/)
2. Официальный интернет-сайт Ассоциации Киокусинкай России (http://akr.rsbi.ru//). 3. Официальный сайт Федерации Киокусинкайкан России (http://www.iko-fkr.ru/)
4. Официальный сайт Российской Национальной Федерации Киокушинкай каратэ-до (http://www.rnfkk.ru/)
5. Официальный сайт Федерации Кёкусин-кан каратэ-до России (http://www.kyokushinkan.ru/index.wbp/) 6. Официальный сайт Федерации Кекусинкай России (http://www.fkrussia.ru/).
2. Планируемые результаты освоения программы
2.1. Ожидаемые результаты.
1. Кадет приобретет необходимые знания в области физической культуры и спорта; повысит уровень разносторонней физической подготовленности, расширит знания правил соревнований.
2. Кадет укрепит здоровье, разовьет физические качества: быстроту, силу, выносливость и т.д., разовьет чувство ритма, двигательные (кондиционные и координационные) способности, укрепит опорно-двигательный аппарат, закалит организм.
3. Кадет приобретет интерес к физической культуре в целом и каратэ в частности, разовьет волевые качества: целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, самообладание.
4. Кадет приобретет важные двигательные умения и необходимые гигиенические навыки.
5. Кадет приобретет умение работать со всеми группами мышц.
6. Кадет будет владеть навыками техники каратэ.
2.2. Способы определения результативности.
Контроль общей и специальной физической, технической и тактической подготовки осуществляется в форме тестирования. Сдача контрольных нормативов является неотъемлемой частью тренировочного процесса, проводится два раза в год.
Уровни овладения программным материалом:
Зачет – кадет владеет теорией и умеет правильно выполнять предусмотренные программой упражнения;
Незачет - кадет не владеет теоретическим материалом, не умеет правильно выполнять предусмотренные программой упражнения.
2.3. Виды контроля: оценка знаний кадет осуществляется согласно планированию два раза в год на зачетных занятиях в виде промежуточного контроля (зачетное занятие по итогам 1 полугодия) и итогового контроля (зачетное занятие по итогам года).
3. Содержание программы
Первый год обучения
Задачи первого года обучения: освоение базовой техники и практических основ каратэ Киокусинкай.
Введение. Инструктаж по технике безопасности: инструктаж по технике безопасности на стадионе и в спортивном зале, работы в парах, требования к экипировке и самодисциплине на занятиях по киокушинкай каратэ. Философия киокушинкай каратэ.
Тема 1. Удары: удары руками (постановка правильного удара). Наработка техники выполнения ударов руками (прямые, боковые, снизу).
Тема 2. Блоки: наработка техники выполнения блоков (верхних, сбоку, снизу, с отмашки, от себя, к себе).
Тема 3. Стойки: наработка техники передвижения в стойках.
Тема 4. Комбинации ударов: отботка техники выполнения комбинаций, а также их применение и реализация.
Тема 5. Работа на снарядах: отработка ударов руками, ногами, комбинированных.
Тема 6. Учебные бои: практическая работа.
4. Тематический план
Первый год обучения
№ | Разделы | Количество часов |
1 | Введение. Инструктаж по технике безопасности. | 1 |
2 | Тема 1. Удары | 8 |
3 | Тема 2. Блоки | 6 |
4 | Тема 3. Стойки | 4 |
5 | Тема 4. Комбинации ударов | 3 |
6 | Тема 5. Работа на снарядах | 3 |
7 | Тема 6. Учебные бои | 3 |
8 | Зачетное занятие по итогам полугодия | 1 |
9 | Зачетное занятие по итогам года | 1 |
ИТОГО: | 30 |
Педагог дополнительного образования
отделения дополнительного образования
учебно-методического отдела С.Р. Корнякова
Руководитель методического объединения
Дополнительного образования Е.А. Заруба
Начальник отделения дополнительного образования
учебно-методического отдела М.В. Малойкина