12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ямалетдинова Алсу Азатовна23
КГАУ
Россия, Татарстан респ., Ютаза
3

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный эколог»



Дополнительная общеобразовательная

 (общеразвивающая) программа

 «Юный эколог»


Программа рассчитана на учащихся в возрасте 11 – 16 лет

Срок реализации - 1 год


Составитель программы: учитель географии Ямалетдинова А.А.


Пояснительная записка

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

Целью обучения в дополнительном образовании является формирование творчески развитой личности ребенка путем совершенствования знаний и умений, формирования общей экологической культуры.

Программа для творческого объединения "Юный эколог" рассчитана на на индивидуальные или групповые творческие работы одаренных и увлеченных детей.

В целом курс программы ставит перед собой следующие задачи:

- углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в начальной школе;

формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет иx от разрушительных для экосистем действий.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (10-15 человек) и рассчитана нa среднее возрастное звено (5-7 классы) в учреждении дополнительного образования.

Всего на учебный год - 144 учебных часа. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий. На практических занятиях ребята пробуют решить проблему вторичного использования сырья ("Дадим вторую жизнь вещам!").

Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в игровой форме.

На занятиях применяются различные формы деятельности: ручной труд, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы и экологические сказки, что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.


Основные направления и содержание деятельности.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

Программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле. Она состоит из следующих разделов:

1. Мифы как способ познания мира

2. Экологические традиции и обряды в фольклоре

3. Экологическая этика в истории и современности местного населения

4. Законы человеческого общества как отражение законов природы

5. Земля заботу любит.

6. Среда обитания и здоровье человека

7. Экология человека

8. Экология квартиры

9. Экология питания

10. Химчистка на дому


Цели и задачи

Цель программы: воспитание у детей убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования.

Задачи:

усвоение научных знаний о природе, которые могут быть использованы для охраны и приумножения ее богатства;

овладение нормами правильного поведения в природной сфере;

развитие потребности общения с природой.

формирование у детей некоторых интеллектуальных умений (анализ и оценка фактов экологического характера, установление причинно – следственных зависимостей, формулировка выводов);

активизация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды.

Данный курс поможет учащимся овладеть базовым биологическим образованием, экологической культурой, природоохранной грамотностью, более полно познать свой край.

Программа занятий в кружке придерживается основных методологических направлений современной науки. В ее сторону положены теоретические, лабораторные, практические работы, наблюдения в природе, работа с научно-популярной литературой, определениями, справочниками, составления отчетов, подготовка докладов, проведение исследований и экскурсий.

Но главный принцип программы - экскурсионно-практический, так как экология – это наука, в которой главное место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

Основным содержанием экскурсий, походов являются наблюдения и выполнение практических исследований в природе, а также природоохранная деятельность и пропаганда охраны природы. При проведении экскурсии следует:

обратить внимание на памятники природы своего края;

показать примеры рационального и нерационального природопользования;

обучать навыкам поведения в природе.


Условия реализации программы.

Для успешной реализации данной программы нет необходимости, чтобы учащиеся имели хорошие базовые знания по биологии. Необходимо обеспечить их необходимой литературой для теоретических и практических занятий : учебник «Экология России» Б.М. Миркина, Л.Г. Наумовой, практикум по экологии, Красная книга России, Татарстана и Ютазинского района, лабораторное оборудование для проведения практических и лабораторных занятий.


Прогнозируемые результаты.

Овладение основами методики исследовательской деятельности. Прочность усвоение навыков исследовательской деятельности проверяется в ходе применения их на практике при осуществлении проектной деятельности, тестированием на креативность мышления в начале и конце учебного года.

Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных в ходе исследования задач, в остановке и доказательстве рабочих гипотез. Развитии креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых исследований в ходе проектной деятельности.

Привитие любви к родному краю, формирование бережного отношения к природе. Данный результат оценивается в результате педагогических наблюдений за поведением учащихся в природе, в ходе бесед. Важным показателем является готовность воспитанников принимать участие в природоохранной деятельности.

Осуществление природоохранных работ, деятельности по улучшению состояния окружающей среды свей местности.

Участие в районных и республиканских конкурсах.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении "Юный эколог", являются:

умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;

умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды;

умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.

активное участие в коллективной познавательной деятельности


Общие сведения о кружке:

вид кружка

переменного состава

возраст кружковцев

11 – 16 лет

количество занятий

4 часа в неделю

144 часа в учебный год

место занятий

МБОУ «Ютазинская средняя общеобразовательная школа» Ютазинского района Республики Татарстан


Учебная программа Учебно-тематический план

Тема занятия

количество часов

теорет.

практ.

всего


Введение

2

0

2

I

Мифы как способ познания мира

4

6

10

II

Экологические традиции и обряды в фольклоре

2

10

12

III

Экологическая этика в истории и современности местного населения

4

8

12

IV

Законы человеческого общества как отражение законов природы

4

8

12

V

Творческий проект

2

4

6

VI

Земля заботу любит

6

6

12

VII

Среда обитания и здоровье человека

10

6

16

VIII

Экология человека

10

8

18

IX

Экология квартиры

8

6

14

X

Экология питания

4

4

8

XI

Химчистка на дому

4

4

8


Содержание программы

Введение (2 часа)

Цели и задачи кружка. Роль этноэкологии и краеведения в развитии личности. История развития этнической экологии как науки на стыке экологии и краеведения. Инструктаж по ТБ.

I. Мифы как способ познания мира (10 часов)

Теория. Мифологический способ познания мира. Представление о мира в древнегреческой, древнеримской, скандинавской, кельтской, славянской мифологии. Мифологические представления детства и их отражение в мировоззрении взрослого человека.

Практика:

Мифы Древней Греции и Древнего Рима о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе (2 часа).

Скандинавские и кельтские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Сравнение с Мифами Древней Греции. Объяснений особенностей мировоззрения в вязи с климатическими условиями и образом жизни. (2 часа).

Славянские мифы о возникновении жизни, природе, человеке и человеческом обществе. Отражение традиций, обрядов и быта древних славян в мифологии (2 часа).

Социологический опрос населения «Миф о том, что мифы были только в Древнем мире» (2 часа).

II. Экологические традиции и обряды в фольклоре (12 часов)

Теория. Фольклор. Виды фольклора. Роль фольклора в человеческом обществе. Отражение обрядов в фольклоре. Отражение явлений природы в фольклорных произведениях. Отражение в фольклоре взглядов, пристрастий, вкусов и поверий народа.

Практика:

Сбор краеведческого материала «Бабушкины сказки» (2часа).

Сбор краеведческого материала «Пословицы и поговорки нашей местности» (2 часа).

Социологический опрос «Пословицы и поговорки о природных явлениях и законах природы» (2 часа)

Сбор краеведческого материала «Песни – голос души» (2 часа).

Анализ и обработка данных опроса и краеведческого материала (2 часа)

III. Экологическая этика в истории и современности местного населения (12 часов)

Теория. История возникновения и развития местного населенного пункта. Причины выбора территории под населенный пункт. Связь исторически традиционных занятий населения, ремесел с природными объектами и явлениями. Взаимоотношения человека и природы: исторический экскурс.

Практика:

Проект «История возникновения и развития местного населенного пункта» (2 часа)

Топонимика. Отражение отношений человека и природы в местных названиях. (2 часа)

Сбор краеведческого материала «Ремесла нашей местности» (2 часа)

Творческие задания «Гармония природы и человека – путь в будущее» (2 часа)

IV. Законы человеческого общества как отражение законов природы (12 часов)

Теория. Законы природы. Законы человеческого общества. Экологический императив как основа для построения социальных отношений в культурном обществе. Экологическая культура. Права и обязанности человека по отношению к природе. Ноосферное мышление.

Практика:

Социологический опрос «Какие законы природы вы знаете?» (2 часа).

Сопоставление законов местного сообщества и законов природы (2 часа)

Социологический опрос «Правила поведения человека в природе».

V. Творческий проект (2 часа)

Практика:

Выполняется один групповой или индивидуальный проект по теме, выбранной воспитанниками.

Выбор темы и содержания проекта, формулировка целей и задач. Распределение обязанностей, подбор и анализ литературы. Осуществление и оформление проекта. Защита проекта.

VI. Земля любит заботу (12 часов)

Что изучает экология(2 ч).

Понятие «Экология», «Охрана природы», «Экологическая ситуация», «Экологические проблемы». Предмет, методы исследования науки по изучению окружающей природной среды. Нормативно-правовое обеспечение деятельности в области природно-ресурсного комплекса и охраны окружающей среды.

Физико-географическое, эколого-географическое положение республики. Краткая характеристика природы родного края.


Экологическая оценка состояния окружающей среды Республики Татарстан.

Тема 1. Экологическое состояние и проблемы атмосферного воздуха в РТ.

Источники загрязнения: транспорт, теплоэнергетики, промышленное и сельскохозяйственное производство, строительство, бытовые отходы.

Вещества-загрязнители. Понятие о токсичности, ПДК.

Влияние природных факторов на воздушный бассейн (озоновые дыры, состояние климатического и радиационного режима). Влияние загрязнение атмосферного воздуха на биоту и здоровье человека. Состояние атмосферы и методы исследования. Меры борьбы с загрязнением воздуха.


Тема 2. Экологическое состояние и проблемы использования внутренних вод Республики Татарстан.

Структура водных ресурсов республики, их использование. Понятие о процессах самоочищения водоемов. Биологическое потребление кислорода (БПК).

Основные источники загрязнения водоемов: промышленные, сельскохозяйственные и бытовые стоки, нефтепродукты, затонувшая древесина. Понятие о ПДК и ПВД загрязняющих веществ в водоёмах.

Подземные воды, их значение для водоснабжения и питания. Причины загрязнения подземных вод и опасность этого процесса.


Тема 3. Экологическое состояние и проблемы использования земельных ресурсов Республики Татарстан.

Земельный фонд Республики Татарстан, динамика его использования. Источники загрязнения почв: промышленные (шины, металлолом, зоошлаки, черные и цветные металлы, стекло, цемент, кирпич, полиэтилен и т. д.); химическое загрязнение (пестициды, гербициды, удобрения); неправильная обработка пахотных земель, рекреационные зоны и т. д. Проблемы свалок, их влияние на почву.


Тема 4. Использование и охрана недр Республики Татарстан.

Особенности технологии добычи и переработки полезных ископаемых. Виды загрязнений в результате добычи и переработки сырья. Понятие о памятниках природы. Обзор геологических памятников Республики Татарстан.


Тема 5. Экологическое состояние и проблемы рационального использования растительных ресурсов.

Основные типы растительности Республики Татарстан. Роль леса в экономике края. Современное состояние лесных ресурсов. Причины сокращения лесов. Не древесная дикорастущая продукция леса (пищевые, лекарственные растения, грибы). Рациональное использование других растительных сообществ области; пойменных лугов, болот.

Редкие и исчезающие растения Республики Татарстан и их охрана. Растения местной флоры, занесенные в Красную Книгу РТ.




Тема 6. Рациональное использование и охрана животного мира РТ.

Современное состояние фауны Республики Татарстан. Охрана и воспроизводство животного мира. Понятие «реакклиматизации» и «акклиматизации» животных.

Сохранение, воспроизводство и восстановление видов промысловых животных. Рыбные ресурсы республики, их рациональное использование.

Охотничья фауна, её современная роль и значение. Охотничьи хозяйства. Понятие о лицензиях. Главные причины уменьшения численности популяций разных групп животных: изменение среды обитания, мелиорация, экологически непродуманное строительство, использование скоростной техники, нелицензионные отстрелы и отловы и др. Виды животных, занесенные в Красную Книгу РТ.


Тема 7. Особо охраняемые природные территории.

Типы особо охраняемых территорий и акваторий. Национальный парк «Нижняя Кама». Заказники. Памятники природы. Закон Российской Федерации и Республики Татарстан «Об особо охраняемых природных территориях».


Тема 8. Региональные экологические проблемы Республики Татарстан.

Отходы производства и потребления. Техногенное воздействие. Лесные пожары. Весенний паводок. Понятие «мониторинг», его виды и значение.


Темы учебных рефератов:

Экологические проблемы района и пути их решения.

ООПТ Ютазинского района и Республики Татарстан


Практические работы:

1. Экологический мониторинг воды (методика исследования питьевой воды).

2. Биоиндикаторы почв ключевых участков (по выбору учителя).

3. Изучение экологических групп растений (гидрофиты, гигрофиты, мезофиты, ксерофиты, психрофиты) и их приспособительных особенностей.


Требования к уровню экологической подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

Понятия: экология, окружающая природная среда, охрана природы, экологическая ситуация, экологические проблемы, мониторинг.

Особенности экологического состояния природы Республики Татарстан. Источники загрязнения.

Проблемы и пути решения улучшения окружающей среды.

Методы исследования природных сред и объектов. Правила личного поведения в природе.

Особо охраняемые природные территории.


Учащиеся должны уметь:

Оценивать экологическое состояние природных ресурсов своего края.

Выявлять формы воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

Оценивать экологическое состояние природных сред и объектов своей личности.

Прогнозировать улучшение, восстановление, меры по охране природы родного края.

5. Участвовать в пропаганде экологических знаний и экологически целесообразной деятельности по улучшению окружающей среды своей местности.

6. Строго соблюдать правила поведения в природе.


VII. Среда обитания и здоровье человека (16 часов)

Тема 1.Экология человека (2 часа)

Экология человека. Экологические факторы. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой.


Тема 2. Влияние природных факторов на здоровье населения - 5 часов.

Природная среда - фактор здоровья. Состояние окружающей среды . Природные факторы, воздействующие на здоровье человека (климат, качественный состав воздуха, воды, почвы). Влияние природных сред на здоровье человека и характер заболеваний. Адаптация, её виды, периоды и механизмы. Адаптивные типы людей: полярный, тропический, высокогорный. Социально-экономические факторы городской и сельской среды, влияющие на жизнедеятельность населения (бюджет семьи, обеспеченность медицинскими и бытовыми услугами).

Практические работы - 2 часа.

Определение степени запыленности воздуха.

Особенности полярного адаптивного типа людей (внешний вид, условия быта и жизнедеятельности населения г. Канаша)


Тема 3. Формирование потребностей здорового образа жизни - 5 часов.

Образ жизни как фактор здоровья. Понятие здорового образа жизни. Культура питания. Понятие об экологически чистых продуктах питания. Психо-физиологические основы формирования потребности здорового образа жизни. Нравственность и здоровье. Вредные привычки и их воздействие на организм человека. Значение физических упражнений для здоровья человека. Гиподинамия. Закаливание.

Практические работы - 2 часа.

Определение гармоничности физического развития: а) изучение осанки с помощью визуальных наблюдений; б) определение формы стопы методом получения отпечатка; в) определение биоритмов человека

Помоги себе сам: составить программу самосовершенствования и отказа от вредных привычек.


Тема 4. Среда жизнедеятельности человека - 3 часа.

Производственная среда, её характеристика. Микроклимат. Условия освещённости, температуры, воздушного режима, шумового воздействия и их влияние на здоровье. Экология жилища. Эстетическое оформление и санитарно-гигиеническая оценка материалов, используемых в современной квартире.

Виды профессиональных заболеваний и их профилактика.

Практическая работа - 1 час.

Экологическая оценка классного помещения (оценка интерьера, естественной и искусственной освещённости, температурного режима, эффективности вентиляции).


Тема 5. Обобщающий практикум - 2 часа.

Круглый стол по результатам материалов творческих работ учащихся.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать: факторы среды, вызывающие риск заболеваний человека, особенности адаптации населения разных природных зон; механизм формирования адаптации, адаптивные типы людей; экологические потребности человека, биологические ритмы человека; техногенное загрязнение сред жизни; значение физических упражнений для формирования здорового подрастающего поколения.

Учащиеся должны уметь: давать самооценку своего здоровья и резервных возможностей; укреплять и сохранять здоровье; оценивать уровень здоровья и физического развития населения села Ютаза; исследовать состояние макро- и микросреды и влияние их на здоровье человека.


VIII. Экология человека (18 часов)

Гигиена тела. ( 4 часа)

Кожа и ее придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение, индивидуальные и возрастные особенности. Микрофлора кожных покровов, запахи тела. Уход за кожей рук, ног, волосами и ногтями. Правила выбора гигиенических средств ухода за телом при различных функциональных состояниях и в различных климатических условиях. Типы волос, уход за волосами.

Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.

Правила личной гигиены мальчиков и девочек - подростков, юношей и девушек. Болезни кожи и придатков, связанные с нарушением правил гигиены. Пользование предметами личной гигиены.

Подбор и правила пользования косметическими средствами в соответствии с индивидуальными особенностями кожи. Взаимосвязь чистоты, эстетики и здоровья.


Гигиена полости рта. (2 часа)

Общее представление о строении ротовой полости, временные и постоянные зубы. Прикус и вредные привычки, нарушающие его. Средства гигиены полости рта: правила индивидуального подбора зубной щетки и пасты, хранения, смены.

Заболевания зубов, десен. Факторы риска развития стоматологических заболеваний, меры их профилактики. Уход за зубами. Питание и здоровье зубов. Профилактические осмотры у стоматолога.


Гигиена труда и отдыха. (4 часа)

Биологические ритмы организма: суточные, недельные, сезонные. Периоды изменения работоспособности. Режим дня: периоды учебы, отдыха, сна. Индивидуальный режим физических и умственных нагрузок.

Переутомление, его субъективные и объективные признаки. Методы снятия. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых.

Гигиена органов зрения и слуха. Признаки утомления органов зрения и слуха, способы его снятия. Факторы, приводящие к утомлению. Оптимальные условия труда, микроклимат в классе и квартире.

Планирование труда и отдыха в экстремальных условиях: во время экзаменов, тренировок, соревнований. Физиологическая и психологическая адаптация к нагрузкам, срывы адаптации


Профилактика инфекционных заболеваний. (4 часа)

Представление об инфекционных заболеваниях, пути передачи. Причина возникновения инфекционных заболеваний - микромир: бактерии, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «плохие» микробы.

Способы «пассивной» защиты от болезни: мытье рук, ношение маски, одноразовые шприцы и др. Представление об «активной» защите — иммунитете, способы его повышения.

Эпидемии. Поведение при подозрении на инфекционное заболевание и во время болезни.


Инфекции, передаваемые половым путем (ИППП). (4часа)

ВИЧ\СПИД. «Группы риска» по заражению инфекционными заболеваниями. Профилактика инфекционных заболеваний в различных социальных и жизненных ситуациях. Туберкулез, его предупреждение. Индивидуальная ответственность за распространение инфекционных заболеваний.


Требования к обязательному уровню усвоения курса

Называть:

общие признаки деятельности органов человека;

причины заболеваний и способы их профилактики.

Приводить примеры:

- гигиенических процедур, их регулярности;

- техники восстановления работоспособности при различных видах физических и
психических нагрузок.

Уметь:

подобрать гигиенические средства для ухода за телом, волосами;

обеспечить себе комфортные условия для любой деятельности за счет правильного
выбора одежды и обуви;

спланировать деятельность на неделю с учетом индивидуальных биологических ритмов,
режим деятельности в период повышения нагрузок;

противостоять физическим и интеллектуальным перегрузкам;

вести себя в эпидемиологических неблагоприятных условиях.

Обосновывать:

навыки гигиены, позволяющие каждому человеку сохранять опрятность;

правила выбора гигиенических средств.

Распознавать:

первые признаки нарушения деятельности своего организма;

субъективные признаки утомления, в том числе зрительного;

ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями.
Иметь:

потребность сохранять свое тело и одежду в чистоте;

навыки правильной чистки зубов;

навыки переключения на разные виды деятельности для избежания утомления;

навыки снятия утомления глаз;

уважительное отношение к людям со сниженными способностями и возможностями;

сформированные стереотипы мытья рук перед любым приемом пищи;

сформированные навыки поведения в условиях эпидемии респираторных заболеваний в
качестве больного и здорового;

навык регулярного прохождения медицинских осмотров в декретированные возраста, в
том числе прохождение флюорографии не реже 1 раза в год;

четкие представления о своем поведении при подозрении на инфекционное заболевание;

сформированное представление о моральной ответственности за распространение
инфекционного заболевания;

позитивное отношение к вакцинации;

сформированное отношение к людям, потенциально опасным с точки зрения заражения
инфекциями.

Применять знания:

для сохранения своего здоровья.
Соблюдать правила:

бережного отношения к своему организму, организму своих товарищей;

поведения в природе и в обществе;

здорового образа жизни; личной и общественной гигиены;

профилактики инфекционных болезней.


IX. Экология квартиры (18часов)

Экологические свойства строительных и отделочных материалов (2 часа)

Цель: Познакомить с источниками загрязнения воздуха в квартире и способами уменьшения вредного влияния токсичных веществ.

Тип занятия: лекция.

Введение: из чего складывается экология нашего дома. Чем мы дышим. Стройматериалы - гармоничные и негармоничные. Причины воз­никновения синдрома нездорового здания. Металлсодержащие краски. Синтетиче­ские краски. Виниловые плитки и линолеумы. Поливинильные покрытия. Мебель. Обои. Токсичные выделения.


Интерьер (2 часа)

Цель: дать понятие о факторах интерьера, их влиянии на создание гармоничной об­становки в квартире; ознакомить с мерами снижения шума.

Тип занятия: лекция; практическая работа.

Факторы интерьера. Типы освещения. Правильный подбор освещения в помещениях квартиры. Цвет в квартире. Цветовые сочетания. Отражение света различными цве­тами. Теплые и холодные тона. Правила подбора гармоничного сочетания цветов. Сочетание цветов стен и мебели. Звук. Источники звука в квартире. Влияние на че­ловека. Запах. Действие некоторых запахов на человека. Мебель. Основное требова­ние, предъявляемое к мебели. Правильное расположение мебели в квартире. Декор. Создание композиций.

Практическая работа «Оценка внутренней отделки помещения».

Практическая работа «Изучение освещенности квартиры».

Цель: изучить освещенность квартиры; сделать вывод о соответствии полученных коэффициентов санитарно-гигиеническим нормам.


Микроклимат в квартире (2 часа)

Цель: познакомить с параметрами микроклимата, значением для человека, усло­виями создания оптимального воздушно-теплового режима.

Тип занятия: лекция

Параметры микроклимата. Световой режим: его компоненты, влияние на здоровье человека. Акустический режим. Внутридомовой шум, его устранение. Внешний шум. Изоляционные материалы. Воздушный режим. Сухой воздух: его влияние на здоровье и жилище. Увлажнение воздуха. Оптимальная влажность. Излишняя влаж­ность, ее влияние на человека, на санитарное состояние квартиры. Вентиляция, теп­ловой режим. Потери тепла в квартире. Оптимальный тепловой режим.

Практическая работа «Измерение и оценка параметров микроклимата квартиры».

Цель: измерив температуру, относительную влажность, скорость движения воздуха и изучив вентиляционный режим в квартире, оценить ее микроклимат.


Растения - индикаторы воздуха в квартире (2 часа)

Цель: расширить и углубить знания учащихся о ценности комнатных растений, их широком использовании в квартирах. Дать понятие о растениях-фильтрах. Сообщить темы исследовательских работ. Дать рекомендации по оформлению отчета по работе.

Тип занятия: лекция.

Растения - «живые фильтры». Роль растений в квартире. Фитодизайн. Коэффициент эффективности очистки воздуха растениями.


Дом без пыли ( 2 часа)

Цель: охарактеризовать состав домашней пыли; познакомить учащихся с источни­ками пыли в квартире; показать ее влияние на здоровье человека; дать понятие о пылевых клещах - виновниках аллергии; познакомить с методами борьбы с пылевыми клещами и пылью.

Тип занятия: лекция.

Состав домашней пыли. Источники пыли в квартире. Влияние пыли на здоровье че­ловека. Пылевые клещи. Аллергические реакции на продукты жизнедеятельности пылевого клеща. Средства борьбы с пылью, пылевыми клещами. Выбор пылесоса.


Домашняя санстанция (2 часа)

Цепь: Познакомить учащихся с животными, обитающими в квартире и причиняю­щих вред человеку, вредителями, населяющими квартиру и наиболее эффек­тивными средствами борьбы с ними, а так же с причинами появления плесени и древесного грибка и рекомендациями по их удалению.

Тип занятия: лекция.

Домовые мыши. Средства борьбы с грызунами. Моль. Вред, причиняемый молью. Средства борьбы. Тараканы - возбудители кишечных инфекций. Средства борьбы с тараканами. Комары. Мухи. Муравьи. Клопы. Вши и блохи. Пауки. Вредители муки и крупы. Жук-точильщик. Сырость и плесень. Древесный грибок. Способы защиты.


Осторожно! Бытовая химия ( 2 часа)

Цель: познакомить с химическим составом средств бытовой химии, с рекоменда­циями по их безопасному использованию.

Тип занятия: лекция.

Средства бытовой химии - причина заболеваний человека. Опасные ингредиенты, входящие в состав средств бытовой химии, парфюмерии, косметики и средств лич­ной гигиены. Рекомендации по подбору и применению бытовой химии. Практическая работа «Изучение бытовых экотоксинов».





Стоит ли выносить сор из избы? (2 часа)

Цель: познакомить с классификацией бытовых отходов и способах избавления от них; сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов и личному участию в ее решении; научиться работать в группе по созданию проекта.

Тип занятия: лекция.

Общая классификация бытовых отходов. Способы избавления от отходов. Основные направления решения проблемы бытовых отходов: сбор компонентов бытового му­сора, рециклинг (повторное использование).

Практическая работа «Изучение качественных и количественных характеристик бы­товых отходов, производимых одной семьей за несколько дней».


Итоговое занятие(2 часа)

Цель: обобщить и оценить полученные знания, составить отчет о проделанной рабо­те; оформить выставку материала курса.

Защита домашнего задания.


X. Экология питания (8 часов)

Экологическое качество продуктов питания (2 часа)

Цель: показать роль пищи в жизни человека; дать понятие о рациональном питании; показать опасность биологических и химических загрязнителей пищи; дать понятие об экологически чистых продуктах питания, о способах уменьшения загрязнения нитратами овощей; рассказать о распределении нитратов в ово­щах, сокращении количества нитратов в них.

Тип занятия: лекция

Роль пищи в жизни человека. Рациональное питание. Биологические и химические загрязнители пищи. Экологически чистые продукты. Распределение нитратов в ово­щах. Способы уменьшения содержания нитратов.

Практическая работа «Определение нитратов в растениях».


Есть или не есть, пить или не пить (2 часа)

Цель: научить распознавать безопасные продукты питания; научить оценивать

влияние пищевых продуктов, ПД на здоровье человека; создать условия для противостояния манипулированием сознания со стороны СМИ и товаропроиз­водителя; изучить состав пищевых продуктов по этикеткам на упаковке.

Тип занятия: лекция.

Что мы едим? Продукты питания быстрого приготовления. Их влияние на здоровье человека. Газированные напитки, влияние на здоровье. Категории качества продо­вольственных товаров. Жевательная резинка. Способы приготовления и хранения продуктов. Пищевые добавки. Консерванты. Ароматизаторы.

Практическая работа «Изучение состава пищевых продуктов по этикеткам на упа­ковке».


Трансгенные продукты питания - за и против (2 часа)

Цель: дать понятие о трансгенной пище; познакомить с «плюсами» и «минусами» генетически модифицированных продуктов.

Тип занятия: лекция.

Что представляют собой трансгенные продукты. Как это делается? Создание транс­генных продуктов. Насколько они опасны? Маркировка трансгенной продукции.


Витамины - чудесные вещества ( 2 часа)

Цель: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ, о практическом значении витаминов для здоровья человека.

Тип занятия: устный журнал.

Биологическая роль витаминов в обмене веществ. Жирорастворимые и водораство­римые витамины. Авитаминоз и его причины. Заболевания, связанные с недостат­ком витаминов в организме. Суточная потребность в витаминах. Правила приготов­ления пищи, при которых обеспечивается наиболее полное сохранение витаминов.



Вода. Состав и качество питьевой воды. (2 часа)

Цель: познакомить с основными показателями качества воды; показать роль воды в жизни человека; выявить вредные для здоровья вещества, содержащиеся в во­де.

Тип занятия: лекция.

Содержание воды в организме человека. Основные требования, предъявляемые к питьевой воде. Органолептические показатели воды. Опасность загрязнения воды. Качество питьевой воды и здоровье человека. Способы очистки воды.


Жесткость воды (2 часа)

Цель: измерить общую жесткость воды.

Тип занятия: практическая работа.

Жесткость воды. Временная жесткость. Постоянная жесткость. Свойства жесткой воды. Способы уменьшения жесткости.

Практическая работа «Измерение общей жесткости воды».


Итоговое занятие (2 часа)

Цель: обобщить и оценить полученные знания, обсудить значение воды в природе и для здоровья человека.

Просмотр фрагментов кинофильма о воде. Обсуждение.


IX. Химчистка на дому ( 8 часов)

Занятие 1. Несколько слов о стирке.

Немного, из истории стирки. Теория стирки. Поверхностно активные вещества (ПАВ)

Демонстрация 1. Определение поверхностного натяжения веществ.


Занятие 2, 3. Да здравствует мыло душистое!

История открытия и применения мыл. Классификация мыл по назначению. Состав мыла. Получение мыла. Необычное применение мыла

Лабораторная работа 1. «Определение состава мыла»


Занятие 4. Практическая работа 1. «Свойства мыла»


Занятие 5. Синтетические моющие средства (СМС) – что это?

Немного из истории: синтетические моющие средства. Отличительные особенности синтетических моющих средств. Состав синтетических моющих средств. Оптические отбеливатели. Химические отбеливатели. Пенообразователи. Отбеливающие ферменты. Смягчители. Применение СМС. Экологические проблемы, связанные с использованием СМС.

Лабораторная работа 2. «Состав и свойства СМС»


6 Занятие. Химчистка на дому

Типы пятен. Основные методы разделения смесей. Экстракция. Адсорбция. Окислительно-восстановительные реакции. Выведение жировых пятен, пятен от различных красок, пятен органического происхождения и других.

Демонстрация 2. Выведение жирового пятна. 3. Выведение пятна от йода возгонкой.


Занятие 7. Практическая работа 2 «Долой пятна»

Занятие 8. Обобщающая викторина.









Техническое оснащение программы

Компьютеры, принтер, сканер.

Цифровой фотоаппарат.

Медиапроектор

Экран переносной.

Стенды для выставок.


Необходимая материальная база

Инструменты для проведения исследовательской деятельности (планшеты, канцелярские принадлежности и т.д.)

Расходные материалы (бумага, магнитные носители и т.д.).


Воспитательные мероприятия:

дидактические игры и игровые моменты на занятиях;

конкурсы и игры;

коллективные творческие дела,

внеклассные мероприятия


Работа с родителями:

анкетирование «Мнение об организации и проведении кружка;

посещение занятий родителями;

участие в опросах, проводимых учащимися, по сбору этнографическое и другой информации;

«Дни открытых дверей»;

индивидуальные беседы.

































Список литературы:


Литература, используемая педагогом.

Воронин А.А. Регламентирование туризма. М., 1974 г.

Казанская Н.С. Изучение рекреационной дигрессии естественных группировок растительности.- Известия АН СССР. Сер. Геогр., 1972,№1

Казанская Н.С. Как сохранить природные леса?- Природа, 1974, №10

Луканенкова В.К. Пропаганда охраны природы в краеведении и туризме.-Л.,1972

Банников Н.Н., Рустамов А.К. Охрана природы. М., Колос, 1977

Беляева В.С. Изучаем природу родного края. М., Просвещение , 1971

Дажо Р. Основы экологии. М., Прогресс, 1975

Калашников М.М. Эволюция биосферы, М., Наука, 1974

Нога Г.С. Опыты и наблюдения над растениями. М., Просвещение, 1976

Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Бобров Р. Все о национальных парках - М.: Молодая гвардия, 1987.

Виленский Е.Р. Растение раскрывает свои тайны. - М.: Колос, 1964.

Ефремов Ю.К. Природа моей страны - М.: Мысль, 1985.

Ленькова А. Оскальпированная земля. - М.: Прогресс, 1971.

Литинецкий И.Е. На пути к бионике. - М.: Просвещение, 1972.

Рик Моррис "Тайны живой природы - М.: Росмэн, 1996.

Родионова И.А. Глобальные проблемы человечества - М., 1995.

Тарабарина Т.И. И учеба, и игра: природоведение. - Ярославль: Академия развития, 1997.

Цветкова И.В. Экология для начальной школы. - Ярославль: Академия развития, 1997

Экология России. Хрестоматия - М.,  1995.



Литература, рекомендованная для чтения.

Одум Ю. Основы экологии. М., Мир, 1975

Фабр П. Популярная экология. М., Мир,1971

Асеева Т.В., Тихомиров В.Н. Школьный ботанический атлас. М., Просвещение, 1999

Банников А.Г. Земноводные и пресмыкающиеся. М., Мысль, 1975

Второв П.П., Дроздов Н.Н. Определитель птиц фауны СССР. М., Просвещение, 1980

Гарибова Л.В. Водоросли, лишайники и мхи. М., Мысль, 1988

Рычин Ю.В. Древесно-кустарниковая флора. М., Просвещение,1992

Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992

Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997

Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995

Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994 .Журнал "Муравейник ".














Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.