Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог»

9
0
Материал опубликован 24 January 2017

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Малопургинский Центр детского творчества 

СОГЛАСОВАНО

протокол методического совета   

«___»_____ 2016 г.                          УТВЕРЖДАЮ                                                                                                            Директор МОУ ДО  Малопургинский ЦДТ

                                                                                     Н.А.Сабирова

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог» на 2016-17 учебный год

                  возраст обучающихся: 13-16 лет, срок реализации: 1 год

 Автор-составитель: Рыкова Надежда Анатольевна, педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории с. Ильинское, 2016 г

Пояснительная записка

  Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята научатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, которая должна находиться в динамическом равновесии, научатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века. В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования как ответственного этапа в становлении и разви­тии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

     Актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в школе. Экологические знания дети получают через смежные предметы, внеклассные мероприятия и кружки.

   В теоретической части программы предусмотрены занятия, направленные на расширение природоведческих и экологических знаний. В практической части – поделки из природного материала, уход за комнатными растениями, экскурсии в природу, изготовление кормушек для птиц, озеленение территории школы. Также на кружке ребята осваивают умение вести исследовательскую и проектную деятельность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах и олимпиадах.

  Направленность программы. Программа «Юный эколог», имеет естественнонаучную направленность, вид – общеразвивающая. Практическая направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Среди современных проблем, стоящих перед мировым сообществом, особенно глобально выделяется проблема ухудшения качества среды обитания человека. Поэтому данная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучного направления педагогически целесообразна и призвана заложить основу формирования личности с новым экологическим типом мышления и поведения. Программа будет направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, на удовлетворение их индивидуальных потребностей, через проектно-исследовательскую деятельность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

  Цель программы: формирование экологического мировоззрения учащихся, базирующего на правилах нравственности и сознания. Формирование системных экологических знаний учащихся об окружающем мире в соответствии с возрастом и способностями; развитие творческой и исследовательской деятельности воспитанников; повышение общей коммуникативной интеллектуальной культуры учащихся; формирование экологического мышления и здорового образа жизни; воспитание чувства ответственности и внимательного отношения к природе; развитие профессиональной ориентации и активной жизненной позиции учащихся

Задачи:.1). Формирование системных экологических знаний учащихся об окружающем мире в соответствии с возрастом и способностями;

2) Развитие творческой и исследовательской деятельности воспитанников; повышение общей коммуникативной интеллектуальной культуры учащихся;

3) Формирование экологического мышления и здорового образа жизни; воспитание чувства ответственности и внимательного отношения к природе:

4) Развитие профессиональной ориентации и активной жизненной позиции учащихся.

 Отличительной особенности данной программы от существующей (Черникова Т.В. Программы элективных курсов здоровьесберегающей направленности – профильное обучение; М, Творческий Центр; 2008),  взятой мною за основу, станет профессиональная ориентация, развитие активной жизненной позиции обучаемых, поддержка талантливых детей и формирование таких качеств, как самопознание, самореализация и творческое саморазвитие учащихся через встречи с интересными людьми, изучением творческого наследия великих людей и новизны научного познания. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята научатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, которая должна находиться в динамическом равновесии, научатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Данная программа носит базовый уровень обучения, но предполагает и углубленное изучение основ экологических знаний.

Возраст учащихся 13-16 лет, заинтересованные в получении дополнительных знаний, принятые по в группу по обоюдному желанию. Срок реализации программы: продолжительность образовательного процесса 1 год. Предполагаемые формы занятий: парные, групповые и индивидуальные.

Формы и режим занятий: программа «Юный эколог» состоит из 2 частей: теоретической и практической. На занятиях будут использованы новые технологии: ИКТ, развитие критического мышления через чтение и письмо, игровые, здоровьесберегающие. Во время занятий будут использованы различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение (возможно использование смешанной технологии, при которой часть программы реализуется в очной/очно-заочной форме, а часть – в дистанционной форме) дляподготовкикконкурсаминаписаниипроектаиисследованийучащимисягруппы

  Режим занятий: всего 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

 Подведение итогов реализации программы будут представлены в карте оценки результатов учащихся, в которой будут отслежены все виды контроля (начальный, текущий, промежуточный и итоговый). Формы контроля: тестирование, собеседование, фронтальный и устный опрос, викторины, конкурсы, экологические игры. Оценивание знаний учащихся построено на суммировании промежуточных достижений, связанных с защитой рефератов, сообщениями и публичными выступлениями; выполнении самостоятельных и практических работ; проведении тестирований. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. К концу первого года обучения учащиеся овладеют экологическими знаниями, будут стремиться к дальнейшему саморазвитию, будут развивать творческую деятельность, научатся проводить первые практические исследования. Результаты деятельности учащихся будут рассказывать на конференциях, конкурсах, экскурсиях, олимпиадах, практических и проверочных работах.

  Планируемые результаты формируются с учётом личностных интересов и возрастных особенностей учащихся; предметных знаний, умений и навыков смежных общеобразовательных дисциплин с учётом собственного целеполагания; метапредметных результатов с учётом общего кругозора обучающихся для достижения реальных жизненных планов. Учащиеся будут развивать познавательные УУД через творческую деятельность, потребности к самообразованию; регулятивные УУД через самостоятельную деятельность с учётом знаний правил ТБ и ППБ; коммуникативные УУД через развитие коммуникативной культуры и самостоятельной оценки своей деятельности. Требования к знаниям и умениям. Обучающиеся будут знать: источники загрязнения окружающей среды; основные загрязняющие вещества; термины основных изучаемых понятий; экологические проблемы своего села, района; правила ЗОЖ, экологической безопасности; факторы антропогенного воздействия на природную среду, здоровье человека; адаптированные возможности своего организма; алгоритм выполнения исследовательской работы  Учащиеся будут уметь: обосновывать влияние экологических факторов; выполнять учебно-исследовательские проекты; оформлять свои наблюдения; выполнять практические работы; Пользоваться методикой проведения исследований; пользоваться научной и дополнительной литературой; готовить сообщения, рефераты и публично выступать; выдвигать предложения, уметь их формулировать.

                   Учебно-тематический план первого года обучения

 

Наименование разделов и тем

Ч

час

Те

Пр

    Формы

 контроля

1

Предмет экологии как науки, её разделы-10 ч

10

5

5

 

1.1

Вводное занятие. Правила ТБ, ППБ

2

1

1

Викторина по теме

1.2

Роль экологии в жизни современного общества.Экскурсия

2

1

1

Мозговой штурм

1.3

Значение наук о природе и роли человека в обществе. Видео

2

1

1

Собеседование

1.4

Сбор информации для конкурсов и олимпиад. Сбор гербария

2

1

1

Работа в парах

1.5

Изучение терминологии, методики исследовательской работы

2

1

1

Собеседование

2

Работа с проектом – 34 ч

34

13

21

 

2.1

Знакомство с положениями конкурсов. Выставка проектов

2

1

1

Работа в группах

2.2

Изучение экологических проблем для исследования

4

2

2

Работа в группах

2.3

Выбор темы для исследования

2

1

1

Работа в паре

2.4

Составление плана работы над учебным проектом

2

1

1

Самост. работа

2.5

Поиск информации по выбранной теме в сети интернет

4

-

4

Собеседование

2.6

Индивидуальная консультация с учащимися по проекту.

4

2

2

собеседование

2.7

Проверка плана проекта. Конкурс скворечников

4

-

4

Индивид. контроль

2.8

Проверка написания пояснит записки, выделение цели и задач

4

2

2

Собеседование

2.9

Определение выбора методики исследования.

4

2

2

 Собеседование

2.10

Проверка алгоритма работы над проектом.

4

2

2

Устный опрос

3

Организм и среда – 40 ч

40

20

20

 

3.1

Человек и его здоровье. Экологическая культура человека

2

1

1

Отчёт группы

3.2

Многообразие живых организмов.

2

1

1

Работа в группах

3.3

Практическое значение потенциала размножения организмов

2

1

1

Ответить на вопросы

3.4

Факторы, сдерживающие размножение организмов

2

1

1

Устный опрос

3.5

Активная и скрытая жизнь (анабиоз).

2

1

1

Составить сообщение

3.6

Использование явлений анабиоза. Акция «В защиту ели»

2

1

1

Ответить на вопросы

3.7

Общие законы зависимости организмов от факторов среды.

2

1

1

Проверка законов

3..8

Закон оптимума. Закон ограничивающего фактора.

2

1

1

Тестирование

3.9

Влияние абиотических факторов на живые организмы.

2

1

1

Работа в паре

3.10

Основные пути приспособления организмов к среде.

2

1

1

Отчёт по группам

3.11

Основные пути приспособления организмов к среде. Экскурс

2

1

1

Устный опрос

3.12

Основные среды жизни. Просмотр видеофильма

2

1

1

тестирование

3.13

Основные среды жизни. Решение экологических задач.

2

1

1

Решение задач

3.14

Пути воздействия организмов на среду обитания

2

1

1

Ответить на вопрос

3.15

Приспособительные формы организмов

2

1

1

Составить вопрос

3.16

Приспособительные ритмы жизни

2

1

1

Состав викторину

3.17

Избегание неблагоприятных условий

2

1

1

Устный опрос

3.18

Обобщение изученного по разделу

2

1

1

Знаний терминов

3.19

Решение экологических задач

2

1

1

Работа в группах

3.20

Контроль знаний по изученному разделу

2

1

1

Тестирование

4

Сообщества и популяции - 30 ч

30

15

15

 

4.1

Типы взаимодействия организмов.

2

1

1

презентация

4.2

Типы взаимодействия организмов. Решение экологических задач

2

1

1

Ответить на вопросы

4.3

Законы и следствия пищевых отношений

2

1

1

Устный опрос

4.4

Законы конкурентных отношений в природе. Показ видео

2

1

1

Тестирование

4.5.

Законы конкурентных отношений в природе. Решение задач

2

1

1

Решение задач

4.6

Популяция. Презентация

2

1

1

Викторина

4.7

Демографическая структура популяций. Просмотр видео

2

1

1

Ответить на вопросы

4.8

Демографическая структура популяций. Решение задач

2

1

1

Решение задач

4.9

Рост численности и плотность популяций

2

1

1

Устный опрос

4.10

Численность популяций и её регуляция в природе

2

1

1

Ответить на вопросы

4.11.

Биоценоз и его устойчивости. Презентация

2

1

1

Работа в паре

4.12

Основные типы биоценозов

2

1

1

Ответить на вопросы

4.13

Обобщение изученного по разделу

2

1

1

Экологич диктант

4.14

Решение экологических задач

2

1

1

Решение задач

4.15

Контроль знаний по изученному

2

1

1

Тестирование

5

Экосистемы – 28 ч

 

 

 

 

5.1

Законы организации экосистем. Выступление на НПК

2

1

1

Ответить на вопросы

5.2

Законы биологической продуктивности

2

1

1

Устный опрос

5.3

Агроценозы и агроэкосистемы. Презентация

2

1

1

Работа в паре

5.4

Агроценозы и агроэкосистемы. Решение экологических задач

2

1

1

Составить вопрос

5.5

Саморазвитие экосистем - сукцессии

2

1

1

Ответить на вопросы

5.6

Биологическое разнообразие как условие устойчивости

2

1

1

Решение задач

5.7

Биосфера

2

1

1

Работа в паре

5.8

Экология как научная основа природопользования

2

1

1

Ответить на вопросы

5.9

Экологические связи человека

2

1

1

Устный опрос

5.10

Обобщение изученного по разделу

2

1

1

Экологич диктант

5.11

Решение экологических задач

2

1

1

Решение задач

5.12

Контроль знаний по изученному

2

1

1

Тестирование

5.13

Презентация работ учащихся перед родителями и классом

2

1

1

Работа в паре

5.14

Итоговый праздник на природе

2

1

1

 

            ИТОГО:                                                      144    64    80

                Содержание программы первого года обучения

1. Предмет экологии как науки, её разделы – 10 ч. Вводное занятие. Правила ТБ, ППБ.

Теория. Роль экологии в жизни современного общества. Практика. Экскурсия. Значение наук о природе и роли человека в обществе. Просмотр видеофильма. Сбор информации для конкурсов и олимпиад. Сбор растений для гербария. Изучение экологической терминологии, методики исследовательской работы. Знакомство с положениями экологических конкурсов.

2. Работа с проектом – 34 Выставка готовых проектов. Изучение экологических проблем для исследования. Выбор темы для исследования. Составление плана работы над учебным проектом. Поиск информации по выбранной теме в сети интернет. Индивидуальная консультация с учащимися по проекту. Проверка правильности работы над планом проекта. Проверка написания пояснительной записки, выделение цели и задач проекта. Определение выбора методики исследования. Проверка алгоритма работы над проектом.

3.  Организм и среда – 40 ч. Теория. Человек и его здоровье. Экологическая культура человека. Многообразие живых организмов. Практическое значение потенциала размножения организмов. Факторы, сдерживающие размножение организмов. Активная и скрытая жизнь (анабиоз). Использование явлений анабиоза на практике. Школьная акция «В защиту ели». Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Закон экологического оптимума. Закон ограничивающего фактора. Влияние абиотических факторов на живые организмы. Основные пути приспособления организмов к среде. Основные пути приспособления организмов к среде. Практика. Экскурсия. Основные среды жизни. Просмотр видеофильма. Основные среды жизни. Решение экологических задач. Пути воздействия организмов на среду обитания. Открытие Года экологии. Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни. Избегание неблагоприятных условий. Обобщение изученного по разделу. Решение экологических задач. Контроль знаний по изученному

4. Сообщества и популяции - 30 ч. Теория. Типы взаимодействия организмов. Решение экологических задач. Законы и следствия пищевых отношений. Законы конкурентных отношений в природе. Презентация. Просмотр видеофильма. Законы конкурентных отношений в природе. Практика. Решение экологических задач. Популяция. Презентация. Демографическая структура популяций. Просмотр видеофильма. Решение задач. Рост численности и плотность популяций. Численность популяций и её регуляция в природе. Биоценоз и его устойчивости. Презентация. Основные типы биоценозов. Обобщение изученного по разделу. Решение экологических задач. Контроль знаний по изученному

5.Экосистемы – 28 ч. Теория. Законы организации экосистем. Выступление на школьной научно-практической конференции. Законы биологической продуктивности. Агроценозы и агроэкосистемы. Презентация. Решение экологических задач. Саморазвитие экосистем – сукцессии. Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяций, биоценозов и экосистем. Биосфера. Экология как научная основа природопользования. Экологические связи человека. Практика. Обобщение изученного по разделу. Решение экологических задач. Контроль знаний по изученному. Презентация работ учащихся перед родителями и классом. Итоговое занятие. Подведение итогов работы за год. Экологический десант к речке Бобинке.

Методическое обеспечение программы

1. Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

2. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2005. – 288 с.

3.  Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват.учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 240 с.

4. Чернова Н.М., Пономарёва О.И..Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.

5. Жигарева И.А.Пономарёва О.И., Чернова Н.М.  Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебникуЧерновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.

Оборудование и приборы:

учебные таблицы: «Ярусность», «Смена растительных сообществ», «Жизненные формы животных», «Биоценоз дубравы», «Биоценоз пруда», «Агроценоз», «Круговороты веществ: углерода, азота, фосфора и др.», «Кривые роста населения Земли», «Приспособленности птиц: особенности клюва и лап», «Популяции», «Пищевые цепи», «Пирамиды биомассы»;

географические карты: «Административная карта мира», «Население Земли», «Мировые минеральные ресурсы», «ООПТ России»; 

портреты учёных: В.И. Вернадский, Г.Ф. Гаузе, В.В. Докучаев;

Дидактический материал: инструктивные карточки для выполнения лабораторных работ, тематические тесты, УМП учебных проектов. Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы будут использованы в сети интернет.

 Условия реализации программы: Учебные кабинеты образовательных учреждений, соответствующие требованиям Сан ПиН к дополнительному образованию.

·  Компьютер (ноутбук) для скачивания необходимой интернет – информации для реферативных и исследовательских работ.

·  Библиотека с необходимой литературой для педагогов и обучающихся, журналы, газеты, картотека статей из журналов, интернет- информации по отдельным темам.

· Фотоаппарат, видеокамера

· Тетради для записей, полевые дневники, ручки, карандаши для зарисовок и другой творческо – исследовательской деятельности.

                          Список литературы. Литература для педагога

 

1. Биологический энциклопедический словарь / Под ред. М.С. Гилярова. М.: Советская энциклопедия, 1986. –  468 с.

2. Биология. Допол. материалы к урокам и внекл. мероприятиям по биологии и экологии в 10-11 классах/авт.-сост. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 167 с.

3. Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии. М.: Просвещение, 1995. – 104

4. Экологический мониторинг:Учеб.-метод. пособие/ Под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2006. – 416

                                             Литература для обучающихся

1. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. М.: Просвещение, 1998. – 270

2. Конституция Российской федерации. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009. – 64 с.Энциклопедия для детей. Том 19. Экология / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +,       2001. – 448 с         

3.Программно-методические материалы: Экология. 5 - 11 кл. /Сост. Е.В. Акифьева. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.

4.Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Основы экологии: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений – М.: «Дрофа», 2005. – 288 с.

5.  Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Основы общей биологии: Учеб. для учащихся 9 класса общеобразоват.учреждений – М.: «Вентана-Граф», 2005. – 240 с.

6. Чернова Н.М., ПономарёваО.И.. Методическое пособие к учебнику Черновой Н.М. и др. «Основы экологии» – М.: «Дрофа», 2001. – 192 с.

7. Жигарева И.А.Пономарёва О.И., Чернова Н.М.  Основы экологии: 10-11 (9) кл.: Сборник задач, упражнений и практических работ к учебникуЧерновой Н.М. и др. «Основы экологии» /Под ред. Н.М. Черновой – М.: «Дрофа», 2007. – 208 с.

8. «Экология»10-11 (9) кл. 2СD. Мультимедийное приложение к УМК. «Основы экологии»Н.М. Черновой и др.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Контрольно-измерительные материалы.  Тест 1. Развитие и смена биогеоценозов

Ученик: _____________________________________   Дата: «_____» _____________ 200 __ г.

                     1.Сукцессии являются механизмом

¨       Развития экосистемы

¨       Восстановления экосистемы

¨       Устойчивой экосистемы

¨       Неизменности экосистемы

                     2.В отличие от организма, биогеоценоз

¨       Развивается

¨       Формируется случайно, а затем изменяется и достигает равновесия

¨       Статичен

¨       Имеет наследственность

                      3.Как и биогеоценоз, организм

¨       Развивается

¨       Формируется случайно, а затем изменяется и достигает равновесия

¨       Статичен

¨       Имеет наследственность

                       4.В процессе развития биогеоценоза

¨       В нём уменьшается видовое разнообразие, достигается равновесие

¨       Одни виды заменяют другие

¨       Незрелая экосистема превращается в зрелую

¨       В нём нарастает нестабильность

                       5.В отличие от первичных вторичные сукцессии

¨       Происходят медленнее

¨       Восстановительные

¨       Приводят к формированию зрелой экосистемы

¨       Происходят реже

                       6.В основе устойчивости экосистемы лежит:

¨       Наличие крупных травоядных животных

¨       Наличие богатой элементами почвы

¨       Ее замкнутость

¨       Круговорот веществ, поддерживаемый потоком энергии

     7.В лесах, подвергшихся сплошной вырубке, ценные хвойные породы сменяются:

¨       Дубом, буком, грабом

¨       Осиной, ольхой, березой

¨       Ясенем, тополем

¨       Ивой, черемухой, орешником

      8.К сукцессиям, вызванным внешним фактором можно отнести:

¨       Самозарастание отвалов пустой горной породы

¨       Изменение пойменных лугов как результата выпаса скота

¨       Зарастание скал

¨       Самозарастание озера

9.Сукцессия, которая начинается в лишенном жизни месте (например, на песчаной дюне), называется:

¨       Первичной

¨       Вторичной

¨       Образующей

¨       Итоговой

Тест 2.  Рациональное использование природы и ее охрана

Ученик: _____________________________________   Дата: «_____» _____________ 200 __ г.

1.                  К возобновляемым природным ресурсам относятся:

¨       Запасы руды

¨       Животный мир

¨       Растительный мир

¨       Горючие полезные ископаемы

       2. Рациональному использованию природных богатств способствуют:

¨       Восстановление природных ресурсов

¨       Истощение природных ресурсов

¨       Охрана природы

¨       Уменьшение видового разнообразия

       3.К невозобновимым природным ресурсам относятся

¨       Растительность

¨       Запасы руд

¨       Почва

¨       Запасы полезных ископаемых

        4.Антропогенное воздействие приводит к

¨       Изменению планетарных циклов круговорота веществ

¨       Увеличению разнообразия живых существ

¨       Угрозе экологических нарушений

¨       Истощению природных ресурсов

           5.Изменения в биосфере, вызываемые человеком

¨       Опасны самому человечеству

¨       Незначительны и быстро восстанавливаются

¨       Загрязнение среды

¨       Снижение биологического разнообразия

Тест 3. Основные законы устойчивости живой природы

Ученик: _____________________________________   Дата: «_____» _____________ 200 __ г.

             1.Основные законы, обеспечивающие устойчивое развитие живой природы

¨       Цикличность процессов

¨       Биологическое разнообразие

¨       Отсутствие сукцессий

¨       Саморегуляция численности

             2. Неустойчивость искусственных биосистем объясняется

¨       Биологическим разнообразием

¨       Биологическим однообразием

¨       Цикличностью процессов

¨       Нарушением цикличности процессов

            3. Отрицательная обратная связь

¨       Возможна только на уровне биогеоценоза

¨       Лежит в основе самоподдержания биосистем

¨       Регулирует численность популяций в биоценозе

¨       Отклонения от нормального состояния системы вызывают в ней изменения, способствующие этим отклонениям

             4.Рост численности жертв приводит к

¨       Уменьшению численности хищников

¨       Росту численности хищников

¨       Не влияет на численность хищников, а это в свою очередь ведёт к

¨       Уменьшению численности жертв

¨       Увеличению численности жертв

¨       Не влияет на численность жертв и, в конечном счёте

¨       Уменьшению численности хищников

¨       Росту численности хищников

¨       Не влияет на численность хищников

             5.Разнообразие видов

¨       Обеспечивает нестабильность живой природы

¨       Основа взаимной дополняемости видов

¨       Основа взаимной заменяемости видов

¨       Позволило наиболее полно освоить биосферу

              6.Биологический круговорот веществ в природе происходит за счет:

¨       Воздушного переноса

¨       Питания растений

¨       Биогенного переноса элементов

¨       Энергетики почв

7.Равновесие в биосфере поддерживается благодаря:

¨       Круговороту веществ

¨       Воздействию человека на природу

¨       Увеличению разнообразия видов

¨       Сезонным изменениям в природе

               8.Отрицательная обратная связь:

¨       Вызывает возврат системы в прежнюю норму

¨       Регулирует численность популяций

¨       Не связана с самоподдерживанием биосистем

¨       Осуществляется через внутривидовые отношения

 

 Примерные темы исследовательских проектов

1. Изучение состояния зелёных насаждений села Ильинское. 

2. Экологический паспорт школы.

3. Влияние комнатных растений на оздоровление учащихся.

4.  Экологически комфортная среда школьника: проблема её создания

5. Мода и экологический комфорт

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Малопургинский Центр детского творчества 

СОГЛАСОВАНО

протокол методического совета   

«___»_____ 2016 г.                                      УТВЕРЖДАЮ                                                                                                                                                                                                  Директор МОУ ДО  Малопургинский ЦДТ

                                                                                            Н.А.Сабирова                            

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный эколог»

на 2016-17 учебный год

                возраст обучающихся: 13-16 лет, срок реализации: 1 год обучения

   Автор-составитель: Рыкова Надежда Анатольевна, педагог дополнительного образования

с. Ильинское, 2016

Пояснительная записка  «Все великое начинается с малого»

Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями об этом мире, ребята научатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, которая должна находиться в динамическом равновесии, научатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Рабочая программа «Юный эколог» разработана на основе дополнительной общеразвивающей программы «Юный эколог» для детей первого года обучения.

Характерные особенности программы: в теоретической части программы предусмотрены занятия, направленные на расширение природоведческих и экологических знаний. В практической части – поделки из природного материала, уход за комнатными растениями, экскурсии в природу, игры, изготовление кормушек для птиц, озеленение территории школы. Также на кружке ребята осваивают умение вести исследовательскую и проектную деятельность, что помогает им участвовать в экологических конкурсах и олимпиадах. Экологические знания дети так же будут получать через смежные предметы, внеклассные мероприятия и кружки. Практическая направленность курса осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.

Цель и задачи:

Цель: создание условий формирования экологической культуры учащихся через знания нравственных норм поведения в природе.

        Программа ставит следующие задачи:

1. Воспитание экологической культуры и здорового образа жизни учащихся

2. Формирования научных, нравственных и правовых экологических знаний учащихся.

3.Развитие потребности учащихся к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

8. Развитие знаний и умений учащихся по ведению научно-исследовательской работы, активное участие в конкурсах.

Особенность состава обучающихся: Представленная программа разработана для уча­щихся 13-16. Учащиеся активно изучают экологию, занимаются природоохранной деятельностью. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Итого за год 144 часа.

Во время занятий будут использованы различные образовательные технологии, в том числе дистанционные и электронное обучение (возможно использование смешанной технологии, при которой часть программы реализуется в очной/очно-заочной форме, а часть – в дистанционной форме) для подготовки к конкурсам и написании проекта и исследований учащимися группы.

Формами подведения итогов выступают тестирования после раздела, презентация достижений учащихся по изученному разделу программы, оформление экологических проектов, участие в Годе экологии, традиционные экологические праздники: акции, праздники «День птиц», «День Земли», выступления на научно-практической конференции. Результативность и целесообраз­ность работы по программе «Юный эколог» выявляется с по­мощью комплекса диагностических методик: в конце года проводятся тестирование и анкетирование уча­щихся, в течение учебно­го года осуществляется наблюдение и анализ творческих работ детей.

Формы организации дея­тельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая.

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, экс­курсии и прогулки, экологиче­ские акции. Предполагаются различные формы привле­чения семьи к совместной экологической деятельности: семей­ные экологические домашние задания, проведение открытия Года экологии в школе, помощь в выполнении исследовательских работ и участие в организации праздников и в вы­полнении летних заданий.

                        Календарно – учебный график первого года обучения

 

мес

чис

           Наименование    разделов и тем

Всего

 

Теор

Пр

       Формы      контроля

1

 

 

Предмет экологии как науки

10

5

5

 

1.1

с

 

Вводное занятие. Правила ТБ, ППБ. Предмет экологии

2

1

1

Викторина по теме

1.2

 

 

Роль экологии в жизни современного общества. Экск

2

1

1

Мозговой штурм

1.3

 

 

Значение наук о природе и роли человека в обществе. Просмотр видеофильма

2

1

1

Собеседование

1.4

 

 

Сбор гербария, информации для конкурсов и олимпиад

2

1

1

Работа в парах

1.5

 

 

Изучение экологических терминологии, методик

2

1

1

Экологич десант

2.

 

 

Работа с проектом – 34 ч

34

13

21

 

2.1

 

 

Знакомство с положениями конкурсов. Выставка работ

2

1

1

Работа в группах

2.2

ок

 

Изучение экологических проблем для исследования

4

2

2

Работа в группах

2.3

 

 

Выбор темы для исследования

2

1

1

Работа в паре

2.4

 

 

Составление плана работы над учебным проектом

2

1

1

Самост. работа

2.5

 

 

Поиск информации по выбранной теме в сети интернет

4

-

4

Собеседование

2.6

 

 

Индивидуальная консультация по проекту.

4

2

2

собеседование

2.7

 

 

Проверка плана проекта. Конкурс скворечников

4

-

4

Индивид. контроль

2.8

н

 

Проверка написания пояснит записки, выделение цели

4

2

2

Собеседование

2.9

 

 

Определение выбора методики исследования.

4

2

2

 Собеседование

12.0

 

 

Проверка алгоритма работы над проектом.

4

2

2

Защита проекта

3

 

 

Организм и среда – 40 ч

40

20

20яя

 

3.1

 

 

Человек и его здоровье. Экологическая культура

2

1

1

Отчёт работы группы

3.2

 

 

Многообразие живых организмов.

2

1

1

Работа в группах

3.3

 

 

Практическое значение потенциала размножения

2

1

1

Ответить на вопросы

3.4

д

 

Факторы, сдерживающие размножение организмов

2

1

1

Устный опрос

3.5

 

 

Активная и скрытая жизнь (анабиоз).

2

1

1

Составить сообщение

3.6

 

 

Использование явлений анабиоза. Школьная акция

2

1

1

Ответить на вопросы

3.7

 

 

Общие законы зависимости организмов от факторов

2

1

1

Проверка законов

3.8

 

 

Закон оптимума, ограничивающего фактора

2

1

1

Тестирование

3.9

 

 

Влияние абиотических факторов на живые организмы.

2

1

1

Работа в паре

3.10

 

 

Основные пути приспособления организмов к среде.

2

1

1

Отчёт по группам

3.11

 

 

Основные пути приспособления организмов к среде. Экс

2

1

1

Устный опрос

3.12

ян

 

Основные среды жизни. Просмотр видеофильма

2

1

1

тестирование

3.13

 

 

Основные среды жизни. Решение экологических задач.

2

1

1

Решение задач

3.14

 

 

Пути воздействия организмов на среду обитания.

2

1

1

Ответить на вопросы

3.15

 

 

Приспособительные формы организмов

2

1

1

Составить вопросы

3.16

 

 

Приспособительные ритмы жизни

2

1

1

Сделать викторину

3.17

 

 

Избегание неблагоприятных условий

2

1

1

Устный опрос

3.18

 

 

Обобщение изученного по разделу

2

1

1

Проверка терминов

3.19

 

 

Решение экологических задач

2

1

1

Работа в группах

3.20

ф

 

Контроль знаний по изученному

2

1

1

Тестирование

4

 

 

Сообщества и популяции - 30 ч

30

15

15

 

4.1

 

 

Типы взаимодействия организмов.

2

1

1

Состав. презентацию

4.2

 

 

Типы взаимодействия организмов.

2

1

1

Ответить на вопросы

4.3

 

 

Законы и следствия пищевых отношений

2

1

1

Устный опрос

4.4

 

 

Законы конкурентных отношений. Презентация видео

2

1

1

Тестирование

4.5.

 

 

Законы конкурентных отношений в природе.

2

1

1

Решение задач

4.6

 

 

Популяция. Презентация

2

1

1

Викторина

4.7

 

 

Демографическая структура популяций. Видео

2

1

1

Ответить на вопросы

4.8.

м

 

Демографическая структура популяций. Решение задач

2

1

1

Решение задач

4.9.

 

 

Рост численности и плотность популяций

2

1

1

Устный опрос

4.10

 

 

Численность популяций и её регуляция в природе

2

1

1

Ответить на вопросы

4.11

 

 

Биоценоз и его устойчивости. Презентация

2

1

1

Работа в паре

4.12

 

 

Основные типы биоценозов

2

1

1

Ответить на вопросы

4.13

 

 

Обобщение изученного по разделу

2

1

1

Экологич. диктант

4.14

 

 

Решение экологических задач

2

1

1

Решение задач

4.15

 

 

Контроль знаний по изученному

2

1

1

Тестирование

5

 

 

Экосистемы – 28 ч

28

14

14

 

5.1

а

 

Законы организации экосистем. Выступление на НПК

2

1

1

Ответить на вопросы

5.2

 

 

Законы биологической продуктивности

2

1

1

Устный опрос

5.3

 

 

Агроценозы и агроэкосистемы. Презентация

2

1

1

Работа в паре

5.4

 

 

Агроценозы и агроэкосистемы. Решение задач

2

1

1

Составить вопросы

5.5

 

 

Саморазвитие экосистем - сукцессии

2

1

1

Ответить на вопрос

5.6

 

 

Биологическое разнообразие как основное условие

2

1

1

Решение задач

5.7

 

 

Биосфера

2

1

1

Работа в паре

5.8

м

 

Экология как научная основа природопользования

2

1

1

Ответить на вопрос

5.9

 

 

Экологические связи человека

2

1

1

Устный опрос

5.10

 

 

Обобщение изученного по разделу

2

1

1

Экологич диктант

5.11

 

 

Решение экологических задач

2

1

1

Решение задач

5.12

 

 

Контроль знаний по изученному

2

1

1

Тестирование

5.13

 

 

Презентация работ учащихся перед родителями

2

1

1

Работа в паре

5.14

 

 

Итоговый праздник на природе

2

1

1

Эколог. десант

 

 

ИТОГО:

144

64

80

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации