Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экология родного края»

2
2
Материал опубликован 1 April 2019 в группе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДЖАНКОЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

"ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА"

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

методического совета

протокол № ________

от ___________ 2018 г.

ПРИНЯТО

на заседании

педагогического совета

протокол № ________

от ___________ 2018 г

УТВЕРЖДЕНО

директор МОУ ДОД ЦНТТ

_______А. М. Добровольский

приказ № ____от _____2018 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Экология родного края»

                                                                           Направленность: естественнонаучная

                                                                           Срок реализации программы: 2 года

                                                                           Возраст обучающихся: 7-14 лет

 

                                                                         Составитель:

                                                                           Беспалая Эльвира Александровна,

                                                                         педагог дополнительного образования

                                                                        объединения «Юный эколог»,

                                                                        высшей квалификационной категории

г. Джанкой, 2018 г.

Пояснительная записка

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе типовой программы (Благосклонов К. Н., Вершинина Т. А. Сборник программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы») и авторской программы объединения «Юный эколог - исследователь» (Г. Б. Шенкевич)

Программа является модифицированной, разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и примерными требованиями к содержанию и оформлению программ дополнительного образования детей.

Направленность образовательной программы

Содержание образовательной программы «Экология родного края» естественнонаучной направленности направлено на:

- интеллектуальное и духовное развитие личности обучающегося в процессе ис­пользования разнообразных видов учебной деятельности;

- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической грамотности; культуры поведения в природе.

- создание условий для эмоционального благополучия ребенка, творческой самореализации, а так же социального, культурного и профессионального самоопределения;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

При обу­чении экологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, разви­вать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь ис­пользовать полученные результаты в практической деятельности.

Новизна. Содержание программы “Экология родного края” отличается от имеющихся курсов с экологической направленностью развернутостью, обширной практической деятельностью и краеведческим подходом.

Актуальность. Педагогическая целесообразность. Одним из противоречий современной эпохи, затрагивающим самые основы существования цивилизации, является все углубляющееся противоречие между обществом и природой. В связи с этим чрезвычайно ответственное значение приобретает целенаправленная работа сотрудников дополнительного образования по формированию у подрастающего поколения экологической культуры.

Кроме этого актуальность разработанной программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в школьных образовательных программах. На занятиях в школе дети знакомятся с природой (биологией), причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают.

В рабочей образовательной программе «Экология родного края» предусмот­рено развитие основных видов деятельнос­ти обучаемых с учётом их психологических возрастных осо­бенностей.

Основная особенность младшего и среднего школьного возраста - начало перехода от детства к взрослости. В этот период про­исходит развитие познавательной сферы, учебная деятель­ность приобретает черты деятельности по саморазвитию и са­мообразованию, обучающиеся начинают овладевать теоретичес­ким, формальным, рефлексивным мышлением.

Дополнительное образование позволяет включать обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, прово­дить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяс­нять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям. Сюда же относятся приемы, сходные с определе­нием понятий: описание, характеристика, разъяснение, срав­нение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ве­дут к формированию познавательных потребностей и разви­тию познавательных способностей.

Целями образовательной программы «Экология родного края» являются:

1. Социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и со­циальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

2. Приобщение к познавательной культуре как системе познава­тельных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

3. Формирование основ экологической грамотности детей младшего и среднего школьного возраста.

4. Формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной, проектной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала обучающегося.

Задачи:

Формировать у обучающихся познавательную культуру, осваиваемую в процессе познавательной деятельности, и эстетическую культуру как способность к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы; формировать знания о единстве живой и неживой природы.

Познакомить с нормами и правилами поведения в природе.

Обобщить сведения обучающихся об эстетическом, оздоровительном и познавательном значении природы для людей.

Развивать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, стремлению к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Углубить теоретические знания обучающихся в области экологии, сформировать ряд экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям школьников «первичный срез» экологии как науки.

Обеспечить широкой и разнообразной практической деятельностью обучающихся по изучению и охране окружающей среды.

Развивать познавательные мотивы, направленные на получе­ние знаний о живой природе; познавательные качества личности, связанные с овладением методами изучения природы, формиро­ванием интеллектуальных и практических умений;

Привить обучающимся навыки работы с методами, необходимыми для исследований - наблюдением, измерением, экспериментом, мониторингом.

Программа «Экология родного края» естественнонаучной и учебно-познавательной направленности с практической, проектной и исследовательской ориентацией рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста (7-14 лет). То есть для обучающихся начальной школы 1-4 классов и для обучающихся 5-7 классов.

Объём курса 360 часов (2 года), из них в первый год обучения 144 часов, во второй 216 часов, (при занятиях 2 раза в неделю по 2 и по 3 часа соответственно).

 

Плановое количество учеников в группе — 12-15 человек для первого года обучения и 10-12 — для второго.

В некоторых случаях в группу могут быть зачислены как более младшие школьники, так и дети более старшего возраста (при наличии интереса к данному курсу и после собеседования с преподавателем). Набор детей разного возраста не мешает усвоению материала программы, т.к.

большую часть материала данного курса обучающиеся осваивают на практике

используется дифференцированный подход к школьникам разного возраста (например, даются задания разной сложности)

допускается помощь старших младшим, консультирование и т. д.

Руководитель дополнительного образования может вносить изменения и дополнения в содержание программы, планируя работу с учетом интересов кружковцев, а также материально-технической базы. При необходимости проводить занятия индивидуальные и по звеньям. Распределение по темам – ориентировочное. Педагог сам может определить,

сколько часов необходимо для изучения той или иной темы и вносить изменения в планы, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность обучающихся и условия работы данной группы.

Содержание и материал программы организовано по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности:

1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы, участие в простейших природоохранных конкурсах и акциях (оформление наблюдения, выполнение простых практических работ)

2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы (подготовка проектов, исследовательских работ, узкоспециализированных практических работ)

Формы организации и методы работы

В программе большое внимание уделяется таким формам проведения занятий, которые способствуют формированию и воспитанию личности:

Практические занятия (позволяют обучающимся проявить и развить свои творческие способности и способности к научной деятельности).

Теоретические занятия (способствуют развитию внимания).

В связи с этим формы организации и методы работы в программе предусмотрены разнообразные: теоретические занятия, практические занятия, проектная и исследовательская деятельности, экскурсии в природу.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая работа предусматривает проведение экскурсий, викторин, конкурсов рисунков, сочинений и стихов о природе, практических занятий с использованием гербарных материалов и коллекций. Заполнение дневников полевых наблюдений, сбор природного материала для создания гербарного материала и коллекций без ущерба для окружающей среды, создание памяток листовок и каталогов, посвященных разнообразию флоры и фауны родного края и призыву не загрязнять окружающую среду, проведение бесед, распространение листовок среди населения города. Кроме этого, практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания и опытническую работу.

Исследовательская работа предусматривает проведение экскурсий, изучение видового разнообразия флоры и фауны, влияние антропогенного фактора на окружающую среду, изучение новых способов по вторичному использованию бытовых отходов (например, изготовление из них поделок под девизом из отходов в доходы, сортировка для сдачи в пункты приёма и др.)

Проектная работа предусматривает оформление полученных результатов в виде проектов: научных (создание каталогов, написание рефератов и отчётов о проделанной работе) и творческих (оформление информации в виде рисунков, стихов, сочинений, поделок, схем, коллекций и др.)

Прогнозируемый результат К концу первого года обучения обучающиеся должны владеть начальными знаниями из области экологии, рядом экологических понятий, начальными навыками практической природоохранной деятельности.

К концу второго года обучения обучающиеся должны знать о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ, охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей.

В результате изучения программы обучающиеся должны ЗНАТЬ:

1. Планета Земля – наш общий дом;

2. Разнообразие экосистем, отличительные особенности экосистемы от

Биоценоза, понятие «популяция»;

3. Абиотические, биотические и антропогенные факторы;

4. Влияние деятельности человека на биосферу;

5. Значение растений и животных в природе и жизни человека;

6. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Крыма, охраняемые территории;

7. Что такое «наблюдение», «исследование», «опыт», «проект» «агитационная и природоохранная деятельность » ;

8. Экологические правила поведения в природе.

В результате изучения программы обучающиеся должны УМЕТЬ:

1. Соблюдать правила экологически грамотного поведения в природе;

2. Работать с фиксированными и живыми объектами;

3. Оформлять натуральные наглядные пособия (гербарии, коллекции,

отдельные композиции (экспонаты));

4. Заботиться о здоровом образе жизни, о сохранении имеющихся популяций

местных видов флоры и фауны;

5. Оформлять результаты наблюдений в виде простейших рисунков, выводов;

6. Оформлять научные и творческие проекты;

7. Вести природоохранную, агитационную, проектную, исследовательскую

деятельность.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Требования к результатам освоения базовой образователь­ной программы структурируются по ключевым задачам, отражающим индивидуальные, общественные и го­сударственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.

Основные личностные результаты обучения экологии:

1. Воспитание патри­отизма, любви и уважения к Родине;

2. Формирование ответственного отношения к обучению, готов­ности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразо­ванию на основе мотивации к обучению и познанию;

3. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

4. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

5. Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

6. Формирование коммуникативной компетентности в обще­нии и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

7. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

8. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходи­мости ответственного, бережного отношения к окружающей сре­де и рационального природопользования;

Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универ­сальных учебных действий. А также способности их использования в учеб­ной, познавательной и социальной практике, самостоятельности пла­нирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектиро­ванию и построению индивидуальной образовательной траектории.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации,

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; в том числе в ситуации столкновения интересов.

Предметными результатами являются следующие умения:

1. Приобретение опыта использования методов биологичес­кой науки и проведения несложных биологических эксперимен­тов для изучения живых организмов;

2. Формирование основ экологической грамотности: способнос­ти оценивать последствия

деятельности человека в природе, умение выбирать целе­вые и смысловые установки в своих

действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природ­ных местообитаний;

3. Объяснение роли экологии в практической деятельности лю­дей, места и роли человека в природе;

4. Овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биоло­гических экспериментов и объяснение их результатов;

5. Интерес к познанию мира природы; осознание места и роли человека в биосфере;

6. Преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Формы оценки полученных знаний и навыков

1. По окончании курса теоретических занятий во всех учебных группах проводятся зачёты (письменные или устные – по пройденным темам – и в виде викторин, экологических игр, оформлении проектов). Их целью становится не столько определение уровня освоения знаний, сколько повторение и закрепление пройденного материала. Вариан­ты зачётной оценки могут быть как полюсные («сдал», «не сдал»), так и по принципу на­копления баллов (от 0 до 10).

При оценке знаний, умений и навыков обучающихся необходимо определить:

– полноту и правильность ответов;

– степень осознанности, понимания изученного;

– правильное оформление ответа, применение определений и правил в конкретных случаях.

«отлично» ставится, если обучающийся: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий и терминов; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по изученному материалу, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно.

«хорошо» ставится, если показываются знания, удовлетворяющие тем же требованиям, что и для оценки «ОТЛИЧНО», но обучающийся допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и оформлении излагаемого.

«удовлетворительно» ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении и формулировке понятий и терминов; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в оформлении излагаемого.

«неудовлетворительно» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и терминов, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Эта оценка отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

2. Участие в природоохранных акциях и конкурсах разного уровня, проводимых в объединении, является проверкой не только полученных теоретических знаний, но и их практического осмысления.

3. Конференции исследовательских работ позволяют оценить эффективность и степень освоения материала по исследовательской деятельности. Представление исследовательских работ допускается в форме устного доклада. При этом каждому обучающемуся необходимо соблюдать соответствующие требования, которые и являются критериями оценки. Данная форма отчётности способствует формированию у школьников ответственности за выполнение работы, логики мышления, уме­ния говорить перед аудиторией, отстаивать своё мнение, правильно использовать необходимую научную терминологию, корректно и грамотно вести дискуссию.

Система проверки уровня освоения программы

Игры, викторины, турниры, зачёты, итоговые занятия – внутри учебных групп.

Участие в природоохранных акциях и конкурсах (окружных, городских, республиканских) – на уровне учебных групп и учебного подразделения учреждения дополнительного образования.

Участие в исследовательских конференциях и конкурсах – как внутри учебных групп, так и на уровне учебного подразделения учреждения дополнительного образования, на общегородских, республиканских и международных. уровнях.

Формы подведения итогов реализации программы

Формы

начальной

диагностики (нулевой срез)

Формы

промежуточной аттестации

Формы итоговой аттестации результатов образовательной деятельности по годам обучения

Формы аттестации обучающихся

по итогам реализации образовательной программы

Собеседование, анкетирование

Тестирование, викторины, промежуточная проверка творческих альбомов, изготовление временных

препаратов (гербариев, коллекций), оформление проектов, участие в конкурсах различного уровня, экологические игры

Годовая проверка творческих альбомов, защита реферативно-исследовательской работы или проекта, участие в конкурсах, готовые работы наглядных пособий, викторины, экологические игры

(по программе соответствующего года обучения)

Зачёт по альбому, защита проекта или реферативно-исследовательской работы, участие в конкурсах различного уровня, итоговые познавательно-практические мероприятия.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров обучающихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Содержание программы первого года обучения


Учебно-тематический план программы «Экология родного края»

Первый год обучения

Тема

Всего часов

В том числе

теоретич. занятия

практич. занятия

проектная деят-ть

1. Вводное занятие

2

1

1

-

2. Особенности определения представителей флоры и фауны

10

2

8

-

3. Работа с биологическими объектами

6

-

6

-

4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Крыма

10

6

4

-

5. Особо охраняемые территории Крыма

14

6

8

-

6. Подготовка к природоохранным акциям и конкурсам

8

-

-

8

7. Экофакторы и среды жизни

28

10

18

-

8. Биоценоз и экосистемы

48

18

30

-

9. Популяции

12

6

6

-

10. Биосфера

4

2

2

-

10. Заключительное занятие

2

-

2

-

ИТОГО:

144

51

85

8

1. Вводное занятие 2 ч. (1/1/-)

 

Теоретическая часть. Цели и задачи кружка. Знакомство с планом работы кружка. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ. Предмет, структура, цели и задачи экологии.

Практическая часть. Работа со справочной литературой, просмотр журналов.

2. Особенности определения представителей флоры и фауны 10 ч. (2/8/-)

Теоретическая часть. Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями. Определение основных групп растений.

Практическая часть. Работа с определителем. Особенности определения насекомых в природе. Особенности определения птиц в природе.

 

3. Работа с биологическими объектами 6 ч. (-/6/-)

Практическая часть. Понятие о коллекциях, их виды (классическая и современная). Оформление коллекции плодов и семян, гербариев. Музейные экспозиции (характеристика, виды). Изготовление экспозиций. Устройство микроскопа. Правила работы с ним. Изготовление временных препаратов.

4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Крыма 10 ч. (6/4/-)

Теоретическая часть. Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания. Угрозы биоразнообразию. Красная книга. Виды растений и животных, занесенных в Красную книгу. Реликты и эндемики флоры и фауны Крыма.

Практическая часть. Изучение карты-схемы города. Знакомство с редкими видами растений животных города. Создание каталога редких видов растений и животных Крыма. Создание информационных листовок.

 

5. Особо охраняемые территории Крыма 14 ч. (6/8/-)

Теоретическая часть. Охраняемые территории, причины их организации и значение.

Краткая характеристика заповедников Крыма. Памятники природы Крыма

Промежуточная аттестация.

Практическая часть. Составление памятки «Правила поведения в природе». Тренинг «Правила поведения и смекалка во время похода (экскурсии)Ядовитые растения Крыма. Опасные животные Крыма, Чёрного и Азовского морей.

6. Подготовка к природоохранным акциям и конкурсам 8 ч. (-/-/8)

Проектная работа: Подготовка к республиканским природоохранным акциям и конкурсам, согласно утверждённому графика мероприятия «ЭБЦ»

Экологические факторы и среды жизни организмов 28 ч. (10/18/-)

 

Теоретическая часть. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Солнечный свет как абиотический фактор. Светолюбивые и теневыносливые растения. Роль света в жизни животных. Температура как абиотический фактор. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособления животных к сезонным изменениям температуры. Вода как абиотический фактор. Значение воды для живых организмов. Приспособление животных и растений к жизни в условиях недостатка влаги. Антропогенный фактор. Влияние человека на окружающую среду. Итоговое занятие

Практическая часть. Проблема утилизации отходов. Периоды разлагания мусора. Изготовление поделок из отходов (бросового материала) под девизом «Вторая жизнь ненужных вещей»Наземно-воздушная среда как среда обитания организмов. Изучение приспособлений организмов к наземно-воздушной среде на примере птиц. Вода как среда обитания организмов. Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума. Создание экосистемы аквариума. Почва как среда обитания организмов. Изучение приспособлений организмов к почвенной среде на примере дождевого червя. Живые организмы как особая среда обитания организмов. Изучение приспособлений паразитов к жизни внутри другого организма.Наблюдение за внутривидовыми и межвидовыми отношениями животных и растений. Жизненные формы растений. Биотические факторы: внутривидовые (конкуренция, каннибализм), межвидовые (конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз,) отношения.

8. Биоценоз и экосистемы 48 ч. (18/30/-)

Теоретическая часть. Биоценоз. Компоненты (почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз) и структура (видовая, пространственная, экологическая) биоценоза. Учение В. Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша. Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экосистема города как среда жизни человека. Многообразие экосистем города: природно-антропагенные (водные и наземные) и искусственные. Экологическая сукцессия. Продуктивность экосистемы. Описание экологической ниши 2-3 организмов. Экосистема водоема. Растительный мир водоемов. Животные водоемов. Постепенное зарастание водоемов. Экосистема на книжной полке. Экосистема моря. Растительный и животный мир моря. Итоговое занятие.

Практическая часть. Поле – искусственная система. Культурные растения, выращиваемые на полях. Массовое размножение сорняков и вредителей. Борьба с ними. Знакомство с животными и птицами полей по гербариям и плакатам. Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Животные лугов. Знакомство с животными и растениями луга по гербариям и плакатам. Цепи питания. Экосистема леса. Знакомство с древесно-кустарниковыми породами леса, травянистой растительностью и животными по гербариям и плакатам. Экосистема леса. Ярусность. Значение леса, лесных животных и птиц. Экосистема леса. Грибы, как особая группа организмов, произрастающая в лесу Насекомые опылители и растения – пример взаимовыгодного сотрудничества. Распространение семян и плодов растений. Пропаганда биологических знаний: создание листовок по охране природы города. Создание каталога растений, птиц и животных города

Влияние человека на животных города и травяной покров (вытаптывание, сбор растений). Экологический след. Обсуждение проблемы бездомных животных (кошек и собак) Изучение и описание животных, ведущих одиночный образ жизни. Изучение и описание животных, ведущих стайный (стадный) образ жизни.

9. Популяции 12 ч. (6/6/-)

Теоретическая часть. Вид. Критерии вида. Популяция. Типы и структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая). Численность и плотность популяций. Рациональное и нерациональное использование популяций.

Практическая часть. Определение численности популяции. Составление памятки о рациональном использовании лесных богатств.

Пространственное размещение птичьих гнёзд. Особенности их строения. Измерение и определение найденных гнёзд.

10. Биосфера 4 ч. (2/2/-)

Теоретическая часть. Биосфера. Состав биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Распределение жизни в биосфере.

Практическая часть. Конкурс рисунков и сочинений на тему: «Какой я хочу видеть свою планету».

Заключительное занятие 2 ч. (-/2/-/-)

Практическая часть. Конференция исследовательских работ кружковцев. Выставки творческих работ, гербариев, коллекций кружковцев.

Содержание программы второго года обучения


Учебно-тематический план программы «Экология родного края»

Второй год обучения

 

Тема

Всего часов

В том числе

теорет.

занятия

практич. занятия

проект. деят-ть

1. Вводное занятие

6

6

-

-

2. Экологический мониторинг

9

3

6

-

3. Проектная деятельность

15

3

-

12

4. Взаимоотношения живых организмов и их адаптация к среде обитания

42

24

18

-

5. Коллекции натуральных объектов

12

3

9

-

6. Подготовка к природоохранным акциям и конкурсам

15

-

-

15

7. Стихийные бедствия

15

3

12

-

8. Антропогенные воздействия на атмосферу

21

9

12

-

9. Антропогенные воздействия на литосферу

30

12

18

-

10. Антропогенные воздействия на биотические сообщества

12

12

-

-

11. Подготовка к природоохранным акциям и конкурсам

15

-

-

15

12Антропогенные воздействия на гидросферу

21

12

9

-

13. Заключительное занятие

3

-

3

-

ИТОГО:

216

87

87

42

 

 

1. Вводное занятие 6 ч. (6/-/-)

Теоретическая часть. Знакомство с планом работы кружка. Проведение инструктажа по технике безопасности во время проведения экскурсий и практических работ.

Практическая часть. Обзор экологических проблем Крыма.

 

2. Экологический мониторинг 9 ч. (3/6/-)

Теоретическая часть. Задачи и методы мониторинга. Экологическая экспертиза.

Практическая часть. Решение экологических проблемных ситуаций.

3. Проектная деятельность 15 ч. (3/-/12)

Теоретическая часть. Проект. Этапы проектной деятельности. Выбор тем, объектов и типа проекта. Оформление творческого проекта.

Проектная работа. Оформление творческого проекта. «Сокровища мусорной свалки» Написание проекта. «Способы распространения плодов и семян» Оформление проекта «Кормушка»

4. Взаимоотношения живых организмов и их адаптация к среде обитания 42 (24/18/-)

Теоретическая часть. Язык животных. Органы чувств животных. Защита индивидуальных участков. Проявление заботы о потомстве. Кто это сделал первым «Человек или природа?». Особенности строения живых организмов, в зависимости от среды обитания. Адаптация живых организмов к изменяющимся условиям среды обитания. Приобретение животными качеств человека (аллергия, стресс, способ мышления), как следствие изменения окружающей среды

Практическая часть. Межвидовые отношения (конкуренция, симбиоз). Межвидовые отношения (хищничество, паразитизм). Внутривидовые отношения (конкуренция, каннибализм, сотрудничество). Взаимоотношения между растениями и животными. Разновидности пищевого поведения. Бионика «живые барометры».

5. Коллекции натуральных объектов 12 ч. (3/9/-)

Теоретическая часть. Понятие о коллекциях, их виды (классическая и современная).

Практическая часть. Оформление коллекции раковин моллюсков. Музейные экспозиции (характеристика, виды). Изготовление экспозиций. Устройство микроскопа. Правила работы с ним. Изготовление временных препаратов.

6. Подготовка к природоохранным акциям и конкурсам 15 ч. (-/-/15)

Проектная работа: Подготовка к республиканским природоохранным акциям и конкурсам, согласно утверждённого графика мероприятия «ЭБЦ»

Стихийные бедствия 15 ч. (3/12/-)

Теоретическая часть. Животные, умеющие своим поведением предсказывать стихийные бедствия.

Практическая часть. Пожары. Наводнение и шторм. Оползни и резкие перепады температур. Ураганы, смерчи, грозы.

Антропогенные воздействия на атмосферу 21 ч. (9/12/-)

Теоретическая часть. Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные). Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди"). Проблема сжигания растительного опада. Другие способы утилизации листьев.

Практическая часть. Составление памятки и плаката на тему «Влияние растительного опада на здоровье человека и окружающую среду» Влияние сигаретного дыма на окружающую среду и здоровье человека. Влияние выбросов производства на атмосферу. Загрязнение окружающей среды автотранспортными средствами. Познавательное мероприятие «Ох уж эти листья»

Антропогенные воздействия на литосферу 30 ч. (12/18/-)

Теоретическая часть. Почвенный покров. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства). Влияние свалок на здоровье человека и на окружающую среду. Пернатые посетители свалок. Причины их появления и возможные последствия. Природные мусорные «контейнеры»

Практическая часть. Проблема утилизации отходов. Оформление стенда «Периоды разлагания мусора». Изготовление поделок из отходов (бросового материала) под девизом «Из отходов в доходы». Классификация мусора. Способы уменьшения мусора. Создание листовок. Составление игровых карточек, с целью обучения сортировать мусор. Тренинг «Человек – природа - мусор»

10. Антропогенные воздействия на биотические сообщества 12 ч. (12/-/-)

Теоретическая часть. Экологические функции леса. Классификация антропогенных воздействий на биотические сообщества: прямое воздействие (вырубка лесов, пожары, затопления), косвенное

воздействие (загрязнение воздуха, воды, применение пестицидов). Мутация как результат экологических катастроф. Экологические последствия воздействия человека на растительные сообщества (уменьшение биологического разнообразия, вытаптывание). Основные причины сокращения численности и вымирания животных.

11. Подготовка к природоохранным акциям и конкурсам 15 ч. (-/-/15)

Проектная работа: Подготовка к республиканским природоохранным акциям и конкурсам, согласно утверждённого графика мероприятия «ЭБЦ»

 

12. Антропогенные воздействия на гидросферу 21 ч. (12/9/-)

Теоретическая часть. Представления о происхождении воды. Краткое знакомство с водной оболочкой планеты. Поверхностные воды Крыма. Загрязнение вод: химическое (нефть и нефтепродукты, минеральные удобрения и др.), бактериальное (вирусы и болезнетворные микроорганизмы), физические (радиоактивные вещества, тепло и др.). Источники загрязнения вод.

Практическая часть. Строение молекулы воды и её свойства. Дефицит воды и её экономия. Экологические проблемы рек Крыма

9. Заключительное занятие 3 ч. (-/3/-)

Практическая часть. Подготовка, проведение конференции исследовательских работ кружковцев. Выставки творческих работ, гербариев, коллекций

 


 

Методическое обеспечение

При реализации программы предусматривается применение следующих дидактических форм и методов:

1. Аудиторно-лабораторные:

– тематические лекции, рассказы, беседы, консультации преподавателя;

– работа обучающихся с научной литературой;

– проектная деятельность, выступления и доклады обучающихся;

– викторины, конкурсы, обучающие экологические игры;

– раздаточный материал, дидактические карточки;

– посещение биологических музеев, выставок.

2. Комплексные:

– индивидуальные и групповые полевые и лабораторные исследовательские

(проектные) работы обучающихся (наблюдения, опыты).

Методическое обеспечение программы включает:

1. Общедоступные практикумы для лабораторных занятий по зоологии беспозвоночных, ботанике;

2. Справочники и учебники по зоологии беспозвоночных, ботанике, экологии;

Формы подведения итогов осуществления программы

– проверка работ в альбомах (по завершении изучения каждого раздела – рубежная, в конце года – годовая, в конце обучения по программе – итоговая);

– викторины, экологические игры по разделам (опознание изученных объектов по фотографиям и описание их характерных особенностей, ответы на вопросы);

– написание исследовательской (проектной) работы и её защита на итоговых занятиях или на открытых городских конкурсах.

Условия реализации программы

Материальное обеспечение

Осуществление учебного процесса требует наличия укомплектованного оборудования двух типов – лабораторного оборудования и технических средств обучения. В каждом из этих типов можно выделить две группы оборудования – общее и специальное.

Общее лабораторное оборудование, предоставляемое учебным заведением – это помещение классного типа со школьной доской, партами и стульями, электророзеткой, а также: вешалка, мусорное ведро, указки и расходные материалы: скотч, бумага, мел.

Специальное лабораторное оборудование: лупы, предметные и покровные стёкла, комплекты микропрепаратов, колбы, пробирки (большие и малые), биологические коллекции, коробки, банки; расходные материалы: марля, вата.

Технические средства обучения общего назначения: удлинитель, компьютер со струйным принтером и мультимедиапроектором.

Технические средства обучения специального назначения: микроскопы с полным комплектом аксессуаров.

 

п/п

Раздел (тема) программы

Формы

занятий

Приемы и методы организации учебно­воспитательного процесса

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

занятий

Формы

подведения

итогов

1.

Вводное занятие

-

Словесные (беседа)

-

-

-

2.

Особенности определения представителей флоры и фауны

Изучение нового материала

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация натуральных объектов)

Рисунки с заданиями и рисунки «конструкторы»

Плакаты, гербарий

Списочный состав встреченных объектов

3.

Работа с биологическими объектами

Экскурсия, пр. р. «Изготовление гербария»

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация натуральных объектов и пр. р.), практический (определение объектов, изготовление гербария)

Наглядные натуральные пособия с заданиями

Микроскоп, микропрепараты, гербарии

Изготовление гербарного материала

4.

Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Крыма

Конкурс листовок

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация изобразительных объектов), практический (изготовление листовок)

Иллюстративный материал, карточки комбинированного типа, текстовые и иллюстративные

Плакаты

Изготовление листовок

5.

Особо охраняемые территории Крыма

Игра, конференция

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация изобразительных объектов)

Разработки памяток, тренинг, карточки-тесты и карточки с проблемными экоситуациями

Плакаты

Изготовление памятки

6.

Подготовка к природоохранным акциям и конкурсам

Практическое, конкурс

Словесный (объяснение) наглядный , практический

Готовые работы прошлого года

-

Готовые работы

7.

Экофакторы и среды жизни

Игра, урок, исследование

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация изобразительных объектов), практический (наблюдение)

Разработки игр, иллюстративный материал; схемы, силуэтные изображе-ния и отрывки текста с заданиями

Плакаты

Изготовление научно-творческого проекта

8.

Биоценоз и экосистемы

Экскурсия, игра. исследование

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация натуральных и изобразительных объектов), практический (создание экосистемы )

Рекомендации по изучению природных экосистем, карточки-задания комбиниро- ванного типа, наборы изобразительных карточек.

Микроскоп, микропрепараты

гербарии, натуральые наглядные объекты

Изготовление научно-творческого проекта

9.

Популяции

Урок, игра,

пр. р.

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация натуральных и изобразительных объектов), практический (определение численности популяции)

Наглядные натуральные пособия с заданиями и карточки-рисунки с заданиями

Гербарий, натуральные наглядные объекты

Работа с натуральными объектами

10.

Биосфера

Конкурс рисунков

Словесный (объяснение, рассказ)

-

-

Рисунки, плакаты

11.

Заключительное занятие

Выставка работ

Словесный: беседа

-

-

Готовые работы обучающихся

Методическое обеспечение программы «Экология родного края»

Первый год обучения

Методическое обеспечение программы «Экология родного края»

п/п

Раздел (тема) программы

Формы

занятий

Приемы и методы организации учебно­воспитательного процесса

Дидактический

материал

Техническое

оснащение

занятий

Формы

подведения

итогов

1.

Вводное занятие

-

Словесные (беседа)

-

-

-

2.

Экологический мониторинг

Исследование

Словесный (объяснение, рассказ), практический (работа по карточкам)

Карточки с заданиями

Фото

-

3.

Проектная деятельность

Проектиро-вание

Словесный (объяснение, беседа), наглядный (демонстрация готовых работ)

Детские проекты

-

Научный или творческий проект

4.

Взаимоотношения живых организмов и их адаптация к среде обитания

Исследование

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация изобразительных объектов), практический (наблюдение)

Отрывки текста с заданиями для работы над его содержанием

Плакаты,

карточки

Наблюдение за живыми объектами

5.

Коллекции натуральных объектов

Практическая работа

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация натуральных объектов), практический (наблюдение, изготовление коллекций)

Иллюстративные и текстовые рекомендации по изготовлению работ

Микроскоп, микропрепараты, натуральные наглядные пособия

Изготовление коллекций, композиций и раздаточного материала

6.

Подготовка к природоохранным конкурсам

Практическое, конкурс

Словесный (объяснение) наглядный , практический

Готовые работы прошлого года

-

Готовые работы

7.

Стихийные бедствия

Изучение нового матер.

Словесный, практический

Сценарии

Памятки

-

8.

Антропогенные воздействия на атмосферу

Проектиро-вание

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация изобразительных объектов), практический (наблюдение)

Рисунки трафареты

-

Проект и памятка «Сжигание листьев»

10.

Антропогенные воздействия на литосферу

Практическая работа,

конкурс творческих работ

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация изобразительных объектов), практический (изготовление плакатов и работ в технике «обсайтинг»)

Таблицы, схемы, набор карточек

-

Работы в технике «обсайтинг»

11.

Антропогенные воздействия на биотические сообщества

Исследование

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация изобразительных объектов), практический (наблюдение)

Карточки-задания комбинированного типа

-

Проект

12.

Подготовка к природоохранным конкурсам

Практическое, конкурс

Словесный (объяснение) наглядный , практический

Готовые работы прошлого года

-

Готовые работы

13.

Антропогенные воздействия на гидросферу

Исследование

Словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация изобразительных объектов), практический (наблюдение)

-

-

-

 

Заключительное занятие

Выставка работ

Словесный: беседа

-

-

Готовые работы обучающихся

Второй год обучения

Список литературы

Для педагога:

1. Даревский И. С., Орлов Н. Л. Редкие и исчезающие животные. Земноводные и пресмыкающиеся: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1988. – 519 с.

2. Жукова Т. И. Часы занимательной зоологии. Изд. 2, перераб. и доп. М.: Просвещение, 1962 – 152 с.

3. Мак-Фарленд Д., Поведение животных: психобиология, этология и эволюция: Пер. с англ. – М.: Мир, 1988 – 520 с

4. Озёров А. Г. Исследовательская деятельность учащихся в природе. Учебно-методическое издание. – М.: ФЦДЮТ, 216 с

5. Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. – М.: ВАКО, 2006. – 464 с.

6. Соколов В. Е. Редкие и исчезающие животные. Млекопитающие: Справ. пособие. – М.: Высш. шк., 1986. – 519 с.

7. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Как учить экологии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение,, 1995. – 96 с.:

8. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир: Методическое пособие для учителя. – М.: Новая школа, 1994. – 128 с.

9. Фролова Е. Н. Практикум по зоологии беспозвоночных: Учебник. Пособие для студентов биол. фак. пед. ин-тов/ Е. Н. Фролова, Т. В Щербина, Т. Н. Михина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение,1985 – 231 с.

10. Энциклопедический словарь юного натуралиста/ Э 61 Сост. А. Г. Рогожкин. – М.: Педагогика, 1981. – 406 с., ил.

Для детей

1. Кипятков В. Е. Поведение общественных насекомых. – М.: Знание, 1991 – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология»; № 2)

2. Очерки о поведении животных: Сборник/Сост. Котенкова Е. В., Мешкова Н. Н. – М.: Знание, 1991. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология»; № 10)

3. Константинов А. И. Эхолокация животных. – М.: Знание, 1982. – 64 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Биология»; № 1)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Программа понравилась. Благодарю. Эльвира Александровна, есть возможность рассказать о результатах ее реализации?

2 April 2019

Ребята ежегодно занимают первые места в республиканских природоохранных конкурсах в номинации "Проведение природоохранно-агитационной работы", на Днях открытых дверей в учреждении самостоятельно проводят мастер-классы по изготовлению временных препаратов и рассмотрению постоянных, учатся быть тьютерами, самостоятельно изготавливают диарамы экологических экосистем используя биологические объекты и природный материал (тоже победители соответствующих муниципальных конкурсов). Участвуют в викторинах и являются призёрами.

13 April 2019

Похожие публикации