Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Юный художник»

1
1
Материал опубликован 16 October 2017 в группе

МУДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое

Духовницкого района Саратовской области

Рекомендована

к утверждению

педагогическим советом МУДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области

Протокол № ___от «___» __________ 2016 г

«Утверждаю»

Директор МУДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области _____________Смирнова Е.В.

Приказ № ____ от «____» __________2016 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

(изобразительное искусство)

объединения «Юный художник»

для детей 6-12 лет

срок реализации программы – 3 года

Вид программы: модифицированная

Программа разработана педагогом дополнительного образования Михеевой Ольгой Александровной на основе авторских программ:

Автор: Неменский Б.М. «Изобразительное искусство»

2. Автор: Кузин В. С. «Изобразительное искусство»


 


 


 

р.п. Духовницкое

2016 г.

Программа переутверждена на 20 ____ год, протокол педсовета № ____ от «___» ________20____г. Директор МУ ДО «Дом творчества» р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области ___________ Смирнова Е.В. Приказ № ___от «___» __________20 ____г.

( подпись)


 

Пояснительная записка.

«Ум ребенка – на кончиках его пальцев».

В. И. Сухомлинский.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее Программа) объединения «Юный художник» относится к программам художественной- эстетической направленности.

Педагог – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающий этот мир. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись.

Программа объединения «Юный художник» открывает ребенку широкое поле, раскрывает перед ним огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие детям выбрать занятие по душе. Методика изобразительных занятий направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитии мышления. На каждом занятии для выполнения заданий обучающиеся используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения воспитанники получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Педагогическая целесообразность: обучение построено «от простого к сложному». Постепенно, «по ступенькам» ребенок повышает свой уровень знаний и совершенствует мастерство. Он самостоятельно может организовать свой досуг, помочь маме, занявшись с младшим братом или сестрой, изготовить самостоятельно подарки для близких, родных и друзей.

Целью  программы объединения «Юный художник» является создание условий для развития творческого потенциала детей и подростков и их потребностям самореализации средствами изобразительной деятельности.

Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:

Познакомить с истоками возникновения и развития разных видов декоративно-прикладного искусства, тесно связанных с природой, традициями, историей края. Научить выразительному изображению предметов и явлений через форму, цвет, пространство и композицию, планирование будущего рисунка и самоконтролю в процессе выполнения работ.

Воспитывать патриотические чувства (любовь к родному краю), чувство коллективизма, взаимопомощи, сотрудничества.

Развивать творческую фантазию, художественные способности, развивать эстетический и художественный вкус.

Дополнительная программа объединения «Юный художник» затрагивает четыре главных раздела:

- «Язык изобразительного искусства».

- «Изобразительное искусство и мир природы».

- «Изображение человека и предметного мира».

- «Декоративно-прикладное искусство».

Программа первого года обучения: обучающиеся знакомятся с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством). Основное внимание обучающихся направляется на определение и передачу пространственного положения пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов, а так же самостоятельного применения простейших приемов народной росписи.

Программа второго года обучения: обучающиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе, продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания, выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.

Программа третьего года обучения: обучающиеся продолжают углублять эстетические знания, творческий опыт, в процессе ознакомления с новыми возможностями средств выразительности языка изобразительного искусства, а так же решают сложные задачи на повтор элементов с вариациями и на импровизацию по мотивам народного орнамента.

Возраст детей от 6 до 12 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения. На первый год обучения принимаются дети в возрасте 6-8 лет без вступительных испытаний. Возможен добор в группы в течение учебного года при наличии свободных мест, не более 12 человек в группе. Дети по возрасту и уровню художественной подготовки (после просмотра работ), соответствующие 2 и 3 году обучения могут приниматься сразу на 2 или 3 год обучения. Численность детей в группе 3 года обучения 6-8 человек. В творческую группу зачисляются дети успешно (со средним и высоким уровнем) освоившие программу двух годов обучения. Творчески одаренные дети после просмотра работ могут сразу зачисляться в объединение «Юный художник». Обучающиеся, успешно (показавшие высокие, средние результаты) закончившие обучения 1 и 2 года получают диплом студии об окончании обучения. Обучающиеся, закончившие два года обучения с низким результатом и желающие продолжить обучения дальше, повторно зачисляются на второй год обучения. После завершения обучения в объединении «Юный художник", обучающиеся так же получают диплом об окончании.


 

Формы занятий

Темы и задания занятий предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, занятия – путешествия и занятия – праздники. На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно- дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы…» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения (сказочный дворец и др.). Занятия построены так, чтобы вызывать у обучающихся, желание рассказать о свой работе или работе товарища (опиши в письме другу свой новый дом), обосновывать свой выбор. Наряду с индивидуальными и коллективными формами занятий, в конце каждой темы программы и в конце каждого учебного года организовываются выставки детских работ, в которых и определяется уровень художественного развития каждого ребенка. Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающая детям на занятии воспринимать и создавать заданный образ. Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Все это отличает данную дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу от уже существующих образовательных программ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование занятий  индивидуального  практического творчества обучающихся и занятий коллективно - творческой деятельностью.

Формы работы могут быть разными: индивидуальная, работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность обучит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Режим и продолжительность занятий.

Режим и продолжительность учебных занятий в объединении «Юный художник» в соответствии от возраста детей соответствуют рекомендациям СанПиН 2.4.4.3172-14.

Групповые занятия проводятся в группе 1года обучения 4 раза в неделю 144часа в год, по схеме – 5 минут подготовка к занятию, 35 минут занятие, 10 минут перемена, 35 минут занятие, 5 минут уборка рабочего места. В группе 2 и 3года обучения - 6 раз в неделю 216 часов год -10 минут подготовка к занятию, занятие 45 мин., перемена 10 мин., 45 минут занятие, завершение занятия, уборка рабочего места - 10 мин.

1. Окна кабинета могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север. Южное расположение окон требует применения белых штор или специальных жалюзи от действия прямых солнечных лучей.

2. Ученические столы нужно располагать так, чтобы свет падал с левой стороны и тени, падающие от рук, не мешали во время письма и рисования, солнечных лучей.

3. В помещениях на рабочих местах при организации общего искусственного освещения обеспечиваются уровни освещенности люминесцентными лампами: - 300 - 500 лк;

4. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности.

5. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

6.Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.

7. Температура воздуха должна соответствовать следующим параметрам: - в учебных кабинетах для занятий художественным творчеством 20 - 22 °C;

8. Все помещения для занятий должны ежедневно проветриваться во время перерывов между занятиями, между сменами и в конце дня.

9. Кабинет должен иметь водоснабжение (холодной и горячей водой) для проведения занятий по живописи, декоративно-прикладному искусству, дизайну, скульптуре.

10. Одна или две раковины должны располагаться рядом с входной дверью.

11. Все помещения по окончании занятий ежедневно убираются влажным способом с применением моющих средств. При наличии двух смен влажная уборка всех помещений проводится и между сменами.

Ожидаемые результаты.

К концу первого года обучения:

Обучающиеся должны знать:

- Правила техники безопасности.

- Основные виды и жанры изобразительного искусства.

- Начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре.

- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно).

- Название семи цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

- Элементарные правила смешивания основных и составных цветов.

- Деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов.

- Простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода.

- Об основных средствах композиции, объема, пространства и среды.

- О художественной росписи по дереву (Городец, Хохлома).

- Об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, пластилином.

Обучающиеся должны уметь:

- Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги и карандаш.

- Свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги.

- Передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов.

- Правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность.

- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.

- Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства.

- Пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин).

- Лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек.

- Чувствовать и определять теплые и холодные цвета.

- Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов.

- Применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец).

К концу второго года обучения:

Обучающиеся должны знать:

- Правила техники безопасности.

- Основные жанры и виды изобразительного искусства.

- Начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.д.).

- Начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения.

- Изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).

- Основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра).

- Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец, Хохлома).

- О деятельности художника, скульптора, народных мастеров.

Обучающиеся должны уметь:

- Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги, карандаш, кисть.

- Свободно работать карандашом и кистью.

- Рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства.

- чувствовать определять красоту линий, формы, цветовых оттенков, объектов в действительности и в изображении.

- Выполнять изображение отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы.

- Передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень.

- Использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов.

- Правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.

- Выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом в рисунке.

- Соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).

- Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.

- Творчески применять простейшие приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев, своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав и т. д.).

- Использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.

- применять навыки лепки, передавая в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека в различных движениях.

К концу третьего года обучения:

Обучающиеся должны знать:

- Правила техники безопасности.

- Доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Хохлома, Городец).

- Об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, глиной, пластилином.

- Начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства.

- Основные средства выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, сочетание оттенков цвета, колорит) в декоративно-прикладном искусстве.

Обучащиеся должны уметь:

- Правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги, карандаш, кисть, изделие.

- Свободно работать карандашом, кистью.

- Выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства.

- Чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний.

- Соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).

- Выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.

- творчески применять приемы народной росписи.

- Использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге.

- Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме.

- Передавать на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения.

- Использовать силуэт и световой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

ПРОГРАММА ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учебно - тематический план

Раздел/Тема

Количество часов

теория

практика

всего

 

Язык изобразительного искусства

     

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

3

12

15

3

Черное и белое – основа языка графики.

1

4

5

4

Цвет – основа языка живописи.

2

16

18

 

Изобразительное искусство и мир природы.

     

5

Пейзаж.

3

25

28

6

Анималистика.

3

15

18

 

Изображение человека и предметного мира.

     

7

Портрет.

2

8

10

8

Натюрморт.

3

22

25

9

Лепка.

1

7

8

 

Декоративно-прикладное искусство.

     

10

Хохломская роспись.

1

5

6

11

Городецкая роспись.

1

5

6

12

Выставки. Беседы.

2

 

2

 

Всего:

23

121

144


 

Содержание программы 1-го года обучения.

ТЕМА 1. Вводное занятие.

Теоретические сведения: Знакомство с видами изобразительного искусства, с разнообразными художественными материалами, инструктаж по технике безопасности.

ТЕМА 2. Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

Теоретические сведения: Знакомство с линией, тоном и штрихом.

Практические задания: Начальные работы техники линии, тушевки, определенной манеры рисунка.

ТЕМА 3. Черное и белое – основа языка графики.

Теоретические сведения: История графики, виды графики, техника изображения графическими средствами.

Практические задания: Начальные работы графики с использованием различных линий и пятна (силуэта).

ТЕМА 4. Цвет – основа языка живописи.

Теоретические сведения: Цвета спектра, основные и составные цвета, цветовой круг, теплые и холодные цвета, контрастные и сближенные цвета.

Практические задания: - выполнение упражнений по сливанию красок

-лессировка

-выполнение упражнений по переходу цветов приемом «по – сырому»

-постепенный переход от теплых цветов к холодным

-переход от теплого оттенка к холодному внутри одного цвета

-выполнение упражнения теплые и холодные цвета

-выполнение упражнений работы кистью, всем ворсом и концом кисти.

ТЕМА 5. Пейзаж.

Теоретические сведения: Знакомство с различными видами пейзажа, с этюдом, линейной и воздушной перспективой, линией горизонта и многоплановостью.

Практические задания: Выполнение работ отдельных элементов пейзажа – «Земля», «Небо», «Вода», «деревья и кустарники», «растительный покров». Выполнение работ по циклу «Времена года».

ТЕМА 6. Анималистика.

Теоретические сведения: Знакомство с основными разделами анималистики, изучение строения и техники рисования животных.

Практические задания: Выполнение работ небольших животных, птиц, насекомых, рыб и млекопитающих.

ТЕМА 7. Портрет.

Теоретические сведения: Знакомство с различными видами портрета, изучение строения частей лица и головы, изучение положения и мимики лица.

Практические задания: Выполнение рисунка головы человека с использованием положения и мимики лица. Рисование по циклу: «Любимый сказочный герой», «Мой папа», «Моя мама».

ТЕМА 8. Натюрморт.

Теоретические сведения: Знакомство с объемом, пространством, средой, композицией и техникой рисования натюрморта.

Практические задания: Зарисовки разных предметов простейшей формы. Выполнение нескольких зарисовок отдельных овощей, фруктов, цветов.

ТЕМА 9. Лепка.

Теоретические сведения: Знакомство со свойством пластилина. Понятия рельеф, барельеф, изучение различных приемов лепки. Правила безопасности применения материалов и инструментов в работе.

Практические задания: Лепка простых скульптур малых форм.

ТЕМА 10. Хохломская роспись.

Теоретические сведения: Знакомство с историей возникновения Хохломской росписи, видами, технологией и приемами росписи отдельных элементов.

Практические задания: Выполнение элементов травной росписи; выполнение растительно-травного орнамента. Панно «Земляничка», «Смородинка».

ТЕМА 11. Городецкая роспись.

Теоретические сведения: Знакомство с историей возникновения Городецкой росписи, видами, технологией и приемами элементов росписи.

Практические задания: Выполнение растительных элементов Городецкой росписи. Выполнение композиций из Городецких цветов: «Букет», «Гирлянда», «Ромб», «Полоса», «Венок».

ТЕМА 12. Беседы.

Теоретические сведения: Беседа об истории Нижнего Новгорода «Град на устье Оки». «Юбилей художника».


 

Методическое обеспечение.

Название темы.

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение и дидактич-й материал

Форма подведения итогов

1

Вводное занятие

Беседа

Словесный и наглядный методы обучения.

Иллюстрации, альбомы, наглядные таблицы, с различными видами изобразительного искусства.

Опрос.

2

Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

Комб. занятие.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Наглядные таблицы с различными видами линий, тона и штриха. Альбом, карандаш.

Опрос, наблюдение педагогом.

3

Черное и белое – основа языка графики.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения, метод игры.

Образцы видов графики, дидактические, развивающие игры, альбом, карандаш, тушь, фломастер, краски.

Опрос, наблюдение педагогом.

4

Цвет – основа языка живописи.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Наглядные таблицы, плакаты цвета спектра, основных и составных цветов, цветовой круг, теплых и холодных цветов, контрастных и сближенных цветов. Альбом, палитра, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, карандаш. Дидактические и развивающие игры.

Опрос, наблюдение педагогом.

5

Пейзаж.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Иллюстрации, репродукции картин художников, образцы видов пейзажей. Плакаты и таблицы линейной и воздушной перспективы, линии горизонта, многоплановости. Дидактические игры. Альбом, краски, карандаш, палитра, баночка.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

6

Анималистика.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Иллюстрации и образцы видов животных. Плакаты и таблицы строения и эталонов изображения животных. Дидактические и развивающие игры. Альбом, карандаш, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, баночка для воды, тряпочка для кисти, палитра.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

7

Портрет.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Иллюстрации, репродукции картин художников, образцы видов портрета. Таблицы, плакаты строения лица и мимики человека. Дидактические и развивающие игры. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, баночка для воды, палитра, тряпочка.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

8

Натюрморт.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения, метод игры.

Иллюстрации, репродукции картин художников, образцы видов натюрморта, схемы и плакаты изображения различных предметов. Дидактические и развивающие игры. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, баночка для воды, тряпочка, палитра, карандаш, ластик.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

9

Лепка.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Схемы этапов лепки различных предметов. Игра путешествие. Пластилин, дощечка, тряпочка.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

10

Хохломская роспись.

Занятие практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Образцы и иллюстрации видов хохломской росписи и изделий. Плакаты, схемы этапов росписи отдельных элементов. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, тряпочка, баночка для воды, карандаш.

Опрос, наблюдение педагогом.

1

Городецкая роспись.

Занятие практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Иллюстрации и образцы видов росписи и изделий. Схемы и таблицы элементов и этапов росписи. Альбом, краски, кисти, палитра, тряпочка, баночка.

Опрос, наблюдение педагогом.

12

Выставки. Беседы.

Виртуальная экскурсия

Словесный, наглядный.

Иллюстрации.

Опрос.


 

ПРОГРАММА ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Учебно - тематический план

Раздел/Тема

Количество часов

теория

практика

всего

 

Язык изобразительного искусства

     

1

Вводное занятие.

1

-

1

2

Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

1

16

17

3

Черное и белое – основа языка графики.

3

17

20

4

Живопись.

2

22

24

 

Изобразительное искусство и мир природы.

     

5

Пейзаж.

2

24

26

6

Анималистика.

3

24

27

 

Изображение человека и предметного мира.

     

7

Портрет.

2

21

23

8

Натюрморт.

2

21

23

9

Лепка.

1

14

15

 

Декоративно-прикладное искусство.

     

10

Хохломская роспись

1

17

19

11

Городецкая роспись.

1

17

19

12

Беседы.

2

-

2

 

Всего

21

195

216


 

Содержание программы 2-го года обучения

ТЕМА 1. Вводное занятие.

Теоретические сведения: Знакомство с видами изобразительного искусства, с разнообразными художественными материалами, инструктаж по технике безопасности.

ТЕМА 2. Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

Теоретические сведения: Знакомство с линией, штрихом и тоном.

Практические задания: Выполнение работ с использованием различных видов линий, тушевки, определенной манеры рисунка.

ТЕМА 3. Черное и белое – основа языка графики.

Теоретические сведения: История графики, виды графики, техника изображения графическими средствами.

Практические задания: Выполнение работ сложных графических композиций с изображением фигур и предметов.

ТЕМА 4. Живопись.

Теоретические сведения: Знакомство с монументальной живописью – фреска, мозаика, витраж.

Практические задания: Выполнение работ по составлению мозаики, фрески и витража.

ТЕМА 5. Пейзаж.

Теоретические сведения: знакомство с различными видами пейзажа, с этюдом, линейной и воздушной перспективой, линией горизонта, точкой схода и многоплановостью.

Практические задания: Выполнение работ с различными видами пейзажа. Выполнение работ по циклу «Время суток», «Времена года».

ТЕМА 6. Анималистика.

Теоретические сведения: Знакомство с основными разделами анималистики, изучение строения и техники рисования животных, пластика движений.

Практические задания: Выполнение работ небольших животных, птиц, рыб, насекомых и млекопитающих в разных положениях с передачей характера движений. Выполнение работ по циклу: «Жители леса», «Жители пруда», «Животные жарких стран», «Животные севера».

ТЕМА 7. Портрет.

Теоретические сведения: Знакомство с различными видами портрета, изучение строения частей лица и головы, пропорции фигуры человека. Приемы проработки форм и способы передачи движений.

Практические задания: Выполнение рисунка головы человека с живой натуры, от построения общей формы до детальной проработки головы и частей лица в целом. Выполнение рисунка тела человека в движении. Выполнение работ по циклам: «Семейный портрет», «Портрет времен года», «Мои друзья», «Автопортрет», «Зимние развлечения», «Слава спорту».

ТЕМА 8. Натюрморт.

Теоретические сведения: Знакомство с объемом, пространством, средой, композицией и техникой рисования натюрморта с учетом заданного освещения.

Практические задания: Выполнение светотеневого рисунка натюрморта. Выполнение работ натюрморта из двух – трех предметов простой формы. Живопись натюрморта из крупных предметов, объединенных в смысловую группу.

ТЕМА 9. Лепка.

Теоретические сведения: Изучение различных приемов лепки. Правила безопасности применения материалов и инструментов в работе.

Практические сведения: Выполнение сложных объемных композиций. Лепка «Пластилиновая мозаика», «Пейзаж», «Натюрморт», «Портрет».

ТЕМА 10. Хохломская роспись.

Теоретические сведения: Знакомство с историей возникновения Хохломской росписи, видами, технологией и приемами росписи.

Практические задания: Выполнение элементов кудринной росписи. Выполнение узора кудринной росписи. Панно «Цветы», «Сказочные птицы».

ТЕМА 11. Городецкая роспись.

Теоретические сведения: Знакомство с историей возникновения Городецкой росписи, видами, технологией и приемами росписи.

Практические занятия: Выполнение Городецких птиц, коней, кавалеров, дам, всадников. Выполнение сюжетной композиции с мотивом «Птица».

ТЕМА 12. Беседы.

Теоретические сведения: «Юбилей художника».


 

Методическое обеспечение.

Название темы.

Форма занятий.

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

Техническое оснащение и дидактический материал.

Форма подведения итогов.

1

Вводное занятие

Беседа

Словесный и наглядный методы обучения.

Иллюстрации, альбомы, наглядные таблицы, с различными видами изобразительного искусства.

Опрос.

2

Рисунок – основа языка всех видов изобразительного искусства.

Комб. занятие.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Наглядные таблицы с различными видами линий, тона и штриха. Альбом, карандаш.

Опрос, наблюдение педагогом.

3

Черное и белое – основа языка графики.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения, метод игры.

Образцы видов графики, дидактические, развивающие игры, альбом, карандаш, тушь, фломастер, краски.

Опрос, наблюдение педагогом. Мини выставка.

4

Живопись.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Иллюстрации монументальной живописи, различные образцы фрески, мозаики и витража. Альбом, палитра, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, карандаш.

Опрос, наблюдение педагогом. Мини выставка.

5

Пейзаж.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Иллюстрации, репродукции картин художников, образцы видов пейзажей. Плакаты и таблицы линейной и воздушной перспективы, линии горизонта, многоплановости и точки схода. Дидактические игры. Альбом, краски, карандаш, палитра, баночка.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

6

Анималистика.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Иллюстрации и образцы видов животных. Плакаты и таблицы строения и эталонов изображения животных в движении. Дидактические и развивающие игры. Альбом, карандаш, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, баночка для воды, тряпочка для кисти, палитра.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

7

Портрет.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Образцы и иллюстрации различных видов портрета. Таблицы и схемы строения человека в движении. Дидактические и развивающие игры. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, баночка для воды, палитра, тряпочка.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

8

Натюрморт.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения, метод игры.

Образцы, и иллюстрации изображения различных видов натюрморта, схемы и таблицы поэтапного изображения натюрморта. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, баночка для воды, тряпочка, палитра, карандаш, ластик.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

9

Лепка.

Комб. занятия.

Словесный, наглядный, практический методы обучения. Метод игры.

Схемы этапов лепки различных предметов. Игра путешествие. Пластилин, дощечка, тряпочка.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

10

Хохломская роспись.

Занятие практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Образцы и иллюстрации видов хохломской росписи и изделий. Плакаты, схемы этапов росписи отдельных элементов. Альбом, акварельные и гуашевые краски, кисти «Белка» №1, №5, тряпочка, баночка для воды, карандаш.

Опрос, наблюдение педагогом.

11

Городецкая роспись.

Занятие практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Иллюстрации и образцы видов росписи и изделий. Схемы и таблицы элементов и этапов росписи. Альбом, краски, кисти, палитра, тряпочка, баночка.

Опрос, наблюдение педагогом.

12

Беседы.

Виртуальная экскурсия

Словесный, наглядный.

Иллюстрации.

Опрос.


 


 

ПРОГРАММА ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.

Учебно- тематический план.

Раздел/Тема

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

1

-

1

 

Декоративно-прикладное искусство

     

2

Хохломская роспись.

2

18

20

3

Матрешка.

3

8

11

4

Городецкая роспись.

2

18

20

 

Изобразительное искусство и мир природы.

     

5

Архитектурные стили различных эпох.

2

24

26

6

Композиция. Виды изображения.

2

30

32

 

Язык изобразительного искусства

     

7

Рисунок. Графический портрет. Автопортрет.

6

30

36

8

Живопись. Исторический жанр.

6

26

32

9

Объемные изображения в скульптуре.

6

32

38

 

Всего:

30

186

216


 

Содержание программы 3-го года обучения

ТЕМА 1. Вводное занятие.

Теоретические сведения: Знакомство с видами народного декоративно-прикладного искусства. Знакомство с применяемыми материалами, приемами работы, инструктаж по технике безопасности.

ТЕМА 2. Хохломская роспись.

Теоретические сведения: Знакомство с историей происхождения Хохломской росписи, видами, технологией, законами орнаментальных композиций и приемов элементов росписи верхового письма и фонового.

Практические задания: Разработка эскизов верхового письма и фонового письма, роспись изделий верховым и фоновым письмом.

ТЕМА 3. Матрешка.

Теоретические сведения: Знакомство с историей происхождения русской матрешки, знакомство с законами композиции и элементами орнамента, вводимыми в костюм матрешки. Техника кистевой росписи.

Практические задания: выполнение элементов орнамента вводимых в костюм матрешки, графическая разработка эскиза и полихромная роспись собственных композиций матрешек, роспись деревянной заготовки матрешки.

ТЕМА 4. Городецкая роспись.

Теоретические сведения: Исторические сведения о происхождении и истории Городецкой росписи, видами, технологией и приемами элементов Городецкой росписи.

Практические задания: Разработка эскизов цветочной росписи, цветочной росписи с включением мотива «конь» и «птица», сюжетной росписи, роспись изделий.

ТЕМА 5. Архитектурные стили различных эпох.

Теоретические сведения: Архитектурные стили, основные принципы конструкций, конструктивные системы элементов зданий.

Практические задания: Разработка эскизов арочных конструкций, лестниц, окон зданий разных стилей, зарисовка с репродукций архитектурных элементов, бумажные макеты строений, фрагменты интерьера.

ТЕМА 6. Композиция. Виды изображения.

Теоретические сведения: Знакомство. Виды изображения. Поиск композиционной гармонии. Орнаментальные композиции.

Практические задания: Создание композиций интерьера, ландшафта, аксессуаров. Передача эмоциональной выразительности средствами орнаментов различных стилей.

ТЕМА 7. Рисунок. Графический портрет. Автопортрет.

Теоретические сведения: Знакомство с особенностями графического портретного рисунка, применение знаний о пропорциях лица человека, автопортрет. Эскизы фигур в народных костюмах, фольклорных персонажей

Практические задания: Выполнение различных видов портрета с применением средств художественной выразительности (точка, линия, пятно). Эскизы народных костюмов, персонажей фольклора.

ТЕМА 8. Живопись. Исторический жанр.

Теоретические знания: Понимание свойства цвета, влияние их друг на друга, осознание значимости работы с живой натурой для становления будущих художников. Знакомство с костюмами различных исторических эпох.

Практические задания: Выполнение натюрмортов в светотеневом контрасте, передача материальности предметов. Плэнерная живопись. Передача исторической достоверности эпохи через архитектуру и костюмы.

ТЕМА 9. Объемные изображения в скульптуре.

Теоретические сведения: Выразительные возможности объемного изображения, связь объема с окружающим пространством, жанр и вид скульптур.

Практические задания: Выполнение скульптур малых форм, статуэток в различных жанрах, используя пластилин, проволоку, каркас.

Методическое обеспечение.

Название темы

Форма занятий

Приемы и методы организации учебно-воспитатель- ного процесса

Техническое оснащение и дидактический материал.

Форма подведения итогов.

1

Вводное занятие

Беседа

Словесный и наглядный методы обучения.

Иллюстрации, альбомы, наглядные таблицы, с различными видами народного декоративно-прикладного искусства.

Опрос.

2

Хохломская роспись.

Занятие практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Иллюстрации и образцы видов хохломской росписи, схемы, таблицы элементов и этапов росписи.

Опрос, наблюдение педагогом. Мини выставка.

3

Матрешка.

Занятия практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Иллюстрации и образцы видов матрешки. Схемы, таблицы элементов и этапов росписи матрешки.

Опрос, наблюдение педагогом. Мини выставка.

4

Городецкая роспись.

Занятия практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Иллюстрации и образцы видов Городецких изделий. Схемы этапов росписи и элементов.

Опрос, наблюдение педагогом. Мини выставка.

5

Архитектурные стили различных эпох.

Занятия практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Иллюстрации и образцы различных видов архитектуры, фотографии

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

6

Композиция. Виды изображения.

Занятия практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Фотографии, репродукции городов и ландшафтов. Эскизы интерьеров.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

7

Рисунок. Графический портрет.

Занятие практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Репродукции картин. Художественные материалы. Таблицы пропорций.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

8

Живопись. Исторический жанр.

Занятия практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Репродукции, иллюстрации. Подборка материала по костюмам исторических эпох.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.

9

Объемные изображения в скульптуре.

Занятия практич. работы.

Словесный, наглядный, практический методы обучения.

Скульптуры мелких форм, статуэтки, рельефы. Иллюстрации скульптур разных жанров.

Опрос, наблюдение педагогом, мини выставка.


 


 


 

Формы и методы контроля.

Срок

Какие знания, умения и навыки контролируются

Формы контроля

Методы контроля

1 год обучения.

Знания:

- правила техники безопасности;

- основные виды и жанры изобразительного искусства;

- начальные сведения о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно);

- название семи цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, сидит, фиолетовый.

- элементарные правила смешивания основных и составных цветов;

- деление цветового круга на группу теплых цветов и группу холодных цветов;

- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, многоплановости, точки схода.

- об основных средствах композиции, объема, пространства и среды;

- о художественной росписи по дереву (Городец, Хохлома).

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, пластилином.

Умения:

- правильно сидеть за столом;

- свободно работать карандашом, без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;

- правильно работать акварельными и гуашевыми красками, разводить и смешивать краски, ровно закрашивать ими нужную поверхность;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства;

- пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин);

- лепить простейшие объекты действительности, животных, фигурки народных игрушек;

- чувствовать и определять теплые и холодные цвета;

- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов;

- применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Хохлома, Городец).

Навыки:

- начальных работ техники линии, тушевки, определенной манеры рисунка;

- начальных работ графики с использованием различных линий и пятен (силуэта).

- выполнения упражнений по смешиванию красок;

- выполнения работ отдельных элементов пейзажа, небольших животных, птиц, насекомых, рыб, млекопитающих;

Выполнения рисунка головы, человека с использованием положения и мимики лица;

- зарисовок разных предметов простейших форм;

- лепки простых скульптур малых форм;

- выполнения элементов травной росписи;

- выполнения растительных элементов Городецкой росписи;

Объяснение, беседа, рассказ, игра, диалог, упражнения, консультация, индивидуальные задания, рекомендации.

Метод наблюдения, метод опроса, мини выставки.

2 год обучения.

Знания:

- правила техники безопасности;

- основные жанры и виды изобразительного искусства;

- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, композиция, контраст света и тени, сочетание оттенков цвета, колорит и т.д.);

- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блеск, рефлекс, падающая тень), О зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета);

- основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра);

- доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Городец);

- о деятельности художника, скульптора, народных мастеров;

Умения:

- правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги, карандаш, кисть;

- свободно работать карандашом и кистью;

- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержание художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

- чувствовать определять красоту линий, формы, цветовых оттенков, объектов в действительности и в изображении;

- выполнять изображение отдельных предметов с использованием фронтальной и угловой перспективы;

- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображенных объектов;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом в рисунке;

- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

- творчески применять простейшие приемы народной росписи (цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев, своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав и т. д.);

- использовать силуэт и светотеневой контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

- применять навыки лепки, передавая в лепных изделиях объемную форму, конструктивно - анатомическое строение животных, фигура человека в различных движениях.

Навыки:

- выполнения работ сложных графических композиций с изображением фигур и предметов;

- выполнения работ с различными видами пейзажа;

- выполнения работ небольших животных, птиц, рыб, насекомых, млекопитающих в разных положениях с передачей характера движений;

- выполнения рисунка головы человека с живой натуры;

- выполнение рисунка тела человека в движении;

- выполнения живописи, светотеневого рисунка натюрморта из крупных предметов, объединенных в смысловую группу;

- выполнения сложных объемных композиций;

- выполнения мини рельефа, барельефа, горельефа;

- выполнения Городецких птиц, цветов.

Объяснение, беседа, рассказ, игра, диалог, упражнения, консультация, индивидуальные задания, рекомендации.

Метод наблюдения, метод опроса, мини выставки.

3 год обучения.

Знания:

- правила техники безопасности;

- доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Хохлома, Городец);

- об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, пластилином;

- начальные сведения о видах современного архитектурного искусства;

- основные средства выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, штрих, пятно, сочетание оттенков цвета, колорит).

Умения:

- правильно сидеть за столом, верно держать лист бумаги, карандаш, кисть, изделие;

- свободно работать карандашом, кистью;

- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства;

- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

- соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

- правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;

- передавать на темы и иллюстрации смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

- использовать силуэт и световой контраст для передачи «радостных» цветов в живописи,

-выполнять различные виды портрета с применением средств художественной выразительности (точка, линия, пятно),

-выполнять натюрморты в светотеневом контрасте.

-выполнять скульптуры малых форм, статуэток в различных жанрах, используя пластилин, проволоку, каркас.

Навыки:

- выполнения элементов орнамента вводимых в костюм матрешки;

- графической разработки эскиза и полихромная роспись собственных композиций матрешек;

- росписи деревянной заготовки матрешки;

- разработки эскизов цветочной Городецкой росписи с включением мотива «Птица»

Объяснение, беседа, рассказ, игра, диалог, упражнения, консультация, индивидуальные задания, рекомендации.

Метод наблюдения, метод опроса, мини выставки.

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления обучающихся: выступление педагога на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер - классов, просмотр родителями открытых занятий, организация посещения галерей и музеев.

Формы контроля

В процессе освоения программы используются различные формы контроля деятельности обучающихся: творческие выставки работ, соревнования, турниры, конкурсы, анализ рисунков и т.д.

В качестве контроля используется диагностика по критериям и показателям результативности освоения теории и практики программных вопросов обучающимися объединения.

- умение выполнять по плану педагога или собственному плану;

- способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения;

- рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу.

Диагностическая карта определения уровня освоения программы.

Ф.И. ученика, список

Уровни освоения программы

Начало года

Медведева Настя

Шулепова Настя

4

3

3

3

1

2

Середина года

Медведева Настя

Шулепова Настя

 

4

4

4

4

3

4

Конец года

Медведева Настя

Шулепова Настя

 

     

Карта определения уровня освоения программы заполняется три раза в год разными цветами, по пятибалльной системе.

Начало года - исходный уровень базы умений и навыков;

середина обучения;

на конец учебного года.

Как итог реализации программы в конце учебного года проводятся итоговые выставки детских работ, обучающиеся принимают участие в разного уровня конкурсах, викторинах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать занятия на следующий учебный год.

Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей, неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям.

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

1.Большое значение в реализации программы имеет помещение, отводимое для занятий с необходимой мебелью: учебные столы, стулья, мольберты, шкафы.

2. Наличие компьютера, видеокамеры, фотоаппарата, музыкального центра.

Дидактическое обеспечение

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала:

-электронные материалы, компьютерные презентации, тесты, дидактические пособия.

-кроссворды, кругограммы, филворды, термонологические диктанты).

-белая, цветная бумага;

- бумага для черчения, акварели формата А4, А3;

- ножницы;

- краски: акварель, гуашь, витражные, акриловые;

- линейка;

- простые карандаши различной мягкости;

- клей ПВА, кисти;

- картон, калька;

Примерный перечень предметов, натюрмортного фонда:

1. Предметы быта:

а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);

в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);

г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).

2. Предметы декоративно-прикладного искусства

а) природные элементы (искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор камней).

б) муляжи (грибы, фрукты, овощи).

в) драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры - бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).

Информационное обеспечение

Методические пособия: Джоан Буза Костер «Растим художников», Неменский Б.М. «ИЗО и художественный труд», Ткаченко Е. И. Мир цвета. - М.: Юный художник, 1999

"Энциклопедический словарь юного художника", сост. Н. И. Платонова, В. Д. Синюков (М., "Педагогика", 1983)..

компакт-диски с презентациями «Русские художники»

Ресурсы порталов сети Интернет, такие как: nshjrtai.ru shkola/isobrazitelnoe…/, palitra-ru.ru, gallereix.ru


 

Воздействие музыки на живопись:

Вторжение в живопись слуховых ассоциаций. Например, рассматривая «Вечерний звон» Левитана непременно услышано в густом вечернем воздухе звуки колоколов, а иначе мы не воспринимаем полноценно и зримый образ пейзажа.

Претворением музыки в изображении являются картины, изображающие музицирование, портрета композиторов.

  Таким образом, в одном виде творчества происходит использование и претворение образов или свойств другого, или они соединяются в едином воздействии. Для реализации отдельных тем необходимо приглашать специалистов, художников, учителей.

Список использованной литературы

Литература для обучающихся

1. Белашов А. М. Как рисовать животных. — М.: Юный художник, 2002.

2. Брагинский В. Э. Пастель. - М.: Юный художник, 2002.

3. Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. - М.: РОСМЭН, 2002.

4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). - М.: Юный художник, 2001- 2002.

5. Лахути М. Д. Как научиться рисовать. - М.: РОСМЭН, 2000.

6. Панов В. П. Искусство силуэта. - М.: Юный художник, 2005.

7. Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. - М.: РОСМЭН,2003.

8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. - М.: Юный художник, 1999.

9. Уотт Ф. Я умею рисовать. - М.: РОСМЭН, 2003.

10. Ю.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. - М.: Юный художник, 2006.

11 .Шабаев М. Б. Цветные карандаши. - М.: Юный художник, 200

Литература для родителей

1. Алексеева В. В. Что такое искусство. М.: Советский художник, 1991.

2. Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. - М: Астрель, 2001. 17

3. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок - художник. - М: ЮВЕНТА, 2002.

4. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. - М: Амрита- Русь, 2005.

5. Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. - М.: Астрель, 2001.

6. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. - Ярославль: Академия холдинг, 2001.

7. СиницынаЕ. Умные занятия и игры.-М.: ЛистНью, Вече, 2002.

Литература для педагога

1. Базанова М. Д. Пленэр. - М.: Изобразительное искусство, 1994.

2. Русакова М. А. Аппликация.-М.: Просвещение, 1987.

3. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. 4. Комарова Т. С, Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. - М.: Педагогическое общество России, 2002

5. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство 1-2 классы. Издательский дом «Дрофа», 1995 год.

6. Неменский Б.М. «ИЗО и художественный труд» М.: Просвещение, 2011г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за качественный ресурс!

14 May 2019

Похожие публикации