12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лариса45
Россия, Коми респ., Ижемский район, с. Кельчиюр

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка,

Учебно-тематический план,

Содержание изучаемого курса,

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы,

Список литературы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Личностно развивающее, личностно ориентированное обучение сегодня требует проектирования учебного процесса. Одним из средств достижения данной цели может служить надпредметный (социальный) проект. Данная программа по журналистике, а точнее по обуче­нию теории и практике газетного дела (созданию, выпуску и распространению ученической газеты) предназначена для развития проекта «Газета «Взгляд».

Создание условий для активного включения обучающихся в окружающую их социальную среду является главным направ­лением газеты. С ее помощью они смогут влиять на нее, изменять, развивать собственную инициативу, принимать участие в своем жизненном и профессиональном развитии. Ра­бота над выпусками газеты предполагает непосредст­венное участие обучающихся в различных социальных акциях, рассмотрение сложных проблем общества, школы с точки зре­ния личного восприятия.

Содержание учебного материала программы соответствует целям предпрофильного и профильного обучения и обладает новизной для обучающихся.

Формы и методы работы выбраны с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной дея­тельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, на­выков социализации, активной гражданской и социально зна­чимой деятельности.

Область обучения:

формирование творческих качеств личности;

развитие креативного мышления.

Область воспитания:

развитие нравственной, волевой и эстетической сферы личности;

формирование умения самовоспитания и самообразования;

создание условий для самореализации;

формирование веры в себя, в свои возможности и силы;

создание воспитательно-образовательной среды, форми­рующей потребность в самосовершенство­вании.

Область социализации:

формирование высоконравственного отношения личности к себе, самоуважения, адекватной самооценки;

формирование духовно-нравственного отношения к окру­жающему миру;

развитие гуманистического, демократического, диалекти­ческого, экологического мышления;

осуществление деятельностного подхода в обучении;

формирование социальной активности старшеклассников;

формирование и развитие интегративного качества само­стоятельной личности - социальной автономизации;

обучение умениям самоуправления и самоутверждения в коллективе: общению, ответственности, дисциплинированности, самоуправлению и саморегуляции;

подготовка обучающихся к профессиональному и жизнен­ному самоопределению, выбору профессии.

Цели программы: создание в образовательном простран­стве МБОУ «Кельчиюрская СОШ» условий для успешной профильной подготовки обу­чающихся, привитие интереса к профессии журналиста.

Задачи:

Обучающие:

• изучение основ журналистского творчества;

получение знаний и умений по созданию печатного из­дания;

освоение обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

развитие умений решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;

развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;

развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

развитие навыков установления межпредметных связей.

Познавательные:

вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных знаний на практике;

развитие интереса к изучению русского языка, литера­туры, истории, обществознания, компьютерных технологий;

изучение истории журналистики.

Воспитательные:

создание атмосферы сотрудничества обучающихся при решении задач, когда востребованными являются соответст­вующие коммуникативные умения;

формирование представления о журналистике как про­фессии, играющей специфическую роль в жизни общества;

формирование основных этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий ок­ружающей жизни;

формирование личности журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;

организация диалога обучающихся со сверстниками, в том числе из других классов и школ, со взрослыми;

формирование активной жизненной позиции;

формирование потребности в самообразовании, само­воспитании;

формирование эстетических навыков.

Практико-деятельностные:

развивать навыки самовыражения, самореализации, об­щения, сотрудничества, работы в группе;

формирование практических навыков создания печатного издания.

Мотивационные:

создание условий формирования полноценной, всесто­ронне развитой личности;

создание условий для развития интереса к саморазвитию, самооценке своих достижений.

Социально-педагогические:

формирование у обучающихся профессионального инте­реса к журналистике, газетному делу, верстке газеты;

развитие ученического самоуправления;

формирование активной созидающей личности, такого типа личности, который востребован современным российским обществом.

В основе содержания и структуры данного учебного курса лежит концепция профильного образования. Программа по це­левой направленности является профессионально-прикладной, развивающей, личностно ориентированной. Это специальный курс для профильного обучения, в котором теория строго дози­рована и тесно связана с практической деятельностью. Про­грамма предполагает изучение основ журналистского творчест­ва, теории и истории СМИ, психологии журналиста в ходе практической деятельности. Она является средством развития инте­реса к различным видам газетного дела: журналистике, редакти­рованию, фотокорреспонденции, технологическому созданию газеты.

Курс ориентирован на дополнительное образование уча­щихся 5-11 классов (11-17 лет) и рассчитан на четыре года.

Программа составлена так, чтобы каждый обучаю­щийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике газетного дела.

Программа модифицирована, составлена по принципу ти­повой, за основу берется примерный тематический план. Она имеет связь с базовыми предметами (русский язык, литература, история, обществознание, информатика, право, экономика), в ней четко прослеживаются межпредметные связи.

Практиче­ским выходом реализации программы является издание школьной газеты.

Группа формируется из разновозрастных детей на доб­ровольной внеконкурсной основе. Так как дети имеют различ­ные базовые знания, большое внимание в программе уделяется индивидуальной работе.

По реализации программа дополнительного образования «Журналистика» рассчитана на четыре года, предусматривается постепенное усложнение материала, видов практических работ, повышение требований к качеству работ обучающихся.

Количество часов 84 .

Программа обучения включает в себя:

■ изучение основ истории журналистики;

■ обзор современных средств массовой информации;

■ знакомство с нормами профессиональной этики журна­листа;

■ изучение методов сбора и обработки информации;

работа с фотографией

■ основы психологической готовности будущих журна­листов;

■ изучение основных журналистских жанров (информа­ция, заметка, статья, репортаж,

интервью и т. д.);

■ освоение методов работы со словом.

К концу обучения журналистике учащиеся смогут научиться:

выявлять интересные события и явления в повседнев­ной жизни;

собирать информацию из разных источников и работать с ней;

работать с фотографией;

общаться, не бояться выступать перед аудиторией, пра­вильно вести интервью.

Специфика данной программы заключена в том, что ка­чественное профильное обучение возможно только при ком­плексном методическом подходе, который соответствует обра­зовательным и воспитательным задачам профильного образо­вания старшеклассников и формированию следующих ком­петенций:

личностные (знания, умения и навыки самосовершенст­вования);

коммуникативные (речевые умения и навыки, взаимо­действие и сотрудничество);

информационные (поиск, обработка, отбор, использова­ние, распространение информации);

ценностно-смысловые (воспитание нравственности, фор­мирование духовных ценностей, рефлексивное мышление);

социально-трудовые (профориентация, активная граж­данская и социальная деятельность);

учебно-познавательные (логика, критическое и креатив­ное мышление, планирование);

общекультурные (осведомленность в национальной и об­щечеловеческой культуре).

Показатели эффективности образовательного процесса.

Цель внеурочной деятельности- создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.

Поэтому показателями эффективности будут являться выпуски школьных газет один раз в четверть. При наличии дополнительного времени и собранного материала могут выпускаться спецномера, посвященные каким-либо датам (Последний звонок, 9 мая, День Учителя и другие.) – сверхпрограммное обучение. Ведется контроль количества и качества статей, выпущенных обучающимися.

Результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования оценивается по следующим показателям:

- включенность учащихся во внеурочную деятельность;

- результативность участия в мероприятиях различного уровня (а также участие группы журналистов в различных конкурсах, акциях, блиц-опросах как поселенческого уровня, так и муниципального, республиканского);

- рост социальной активности обучающихся (социальные практики, в первую очередь – выпуск школьной газеты);

- рост мотивации к активной познавательной деятельности (результативность участия в мероприятиях различной направленности);

- уровень сформированности коммуникативных компетентностей, креативных и организационных способностей (уровень развития самоуправления),

- уровень развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;

- удовлетворенность учащихся и родителей жиз­недеятельно­стью школы.(проведение анкетирования среди родителей, опросов, бесед)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


 

№ п/п

Наименование тем

Все­го часов

Тео­рия

Прак­тика

1

Вводное занятие. Инструк­таж по ТБ

1

1

 

2

Работа с фотографией

6

2

4

3

Основные понятия и терми­ны газетного дела

3

3

 

4

Содержание и форма газеты

7

 

7

5

Оформление газеты, верстка

7

 

7

6

Лицо газеты

7

3

4

7

Иллюстрации в газете

7

3

4

8

Способы объединения мате­риалов в газете

7

4

3

9

Основы макетирования газеты

7

4

3

10

Верстка газеты

32

4

28

 

ИТОГО

84

24

60

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиями.

Работа с фотографией

1.     Используемая фототехника.

2.     Навыки управления данной фототехникой.

3.     Умение построить красивую композицию.

4. Оформление фотографии. Вставка в газетную полосу. Редактирование и форматирование при верствке.

5. Работа в Photoshop.

Основные понятия и жанры журналистики

Понятие жанра в публицистике.

Информационные жанры: хроника, информация (крат­кая, расширенная), заметка, зарисовка, интервью (монолог, диалог, коллективное, анкета), отчет (общий, тематический, с комментариями), путевые заметки, обозрение, репортаж (со­бытийный, тематический, постановочный).

Аналитические жанры: корреспонденция, статья (про­пагандистская, проблемная, обобщающая, критическая), обзор, рецензия (литературная, кино, театральная).

Художественно-публицистические жанры: очерк (сю­жетный, описательный), фельетон, памфлет, пародия, эпи­грамма.

Основные понятия и термины газетного дела

Аббревиатура, абзац, альманах, аннотация, анфас, ара­беск, архаизм, асимметричная верстка, афишка, библиография, бордюр, брошюра, буклет, вводка (подводка, ли­дер), верстка, виньетка, висячая строка, вкладка, «воздух», втяжка, выделение в тексте, выпускающий, выходные сведе­ния, вычитка, гарнитура, гладкий набор, графа, дайджест, двойная линейка, декоративный шрифт, диктофон, дружеский шарж:, еженедельник, жанр, заставка, звездочка (истерике), издание, издатель, канцеляризмы, колонка, колонтитул, колон­цифра, комикс, комментатор, коммюнике, композиция, кон­текст, корректор, корреспондент, красная строка, «летучка», лист, макет, много- и малотиражка, обзор печати, «откры­тие», «отлет», отступ, официоз, период, периодика, плагиат, подвал, полоса, поправка, послесловие, постскриптум, пресс-конференция, пресс-релиз, пресс-центр, публицистика, развер­стка, разворот, рамка, редактор, редакция, редколлегия, репортаж-, репортер, рецензия, розничное издание, рубрика, сигнальный экземпляр, СМИ, собкор, событийный снимок, спец­выпуск, спецкор, ссылка, статья, текстовка, тематическая подборка, технический редактор, тираж, «флаг», формат, хроника, целевая полоса, чердак, шапка, Шпигель.

Содержание и форма газеты

Размерные элементы: формат, объем, колонки. Большой, половинный, маленький, кратный, некратный форматы. Газет­ная полоса, газетная страница.

Задачи оформления газеты

Восприятие материала. Руководство вниманием читателя. Тип подачи материалов: динамичный, агрессивный, спокойный. Постоянные элементы газеты: заглавие газеты, страницы номе­ра, текстовые материалы, заголовки, иллюстрации, разделитель­ные средства, служебные детали (колонтитул, содержание, анонсы).

Лицо газеты

Идейное содержание, миссия газеты. Тип и графическая индивидуальность газеты. Название. Логотип. Девиз. Форми­рующие признаки газеты: территория распространения, изда­тель или учредитель, конъюнктура рынка, цели и задачи распро­странения. Издательская марка.

Оформление заголовков газеты (виды, функции, пра­вила)

Назначение заголовков. Виды заголовков. Основные тре­бования к заголовкам. Шрифтовое их оформление. Форма заго­ловков и шапок. Сочетание шрифтов. Общий заголовок газеты. Варианты сложного оформления. Подзаголовок. Рубрика. При­зыв. Эпиграф. Переносы заголовков.

Иллюстрации в газете

Задачи газетной иллюстрации. Искусство иллюстрации. Репортажный снимок. Репортажный рисунок. Портрет. Пейзаж. Фотоэтюд. Фоторепортаж. Фотовернисаж. Натюрморт. Интерь­ер и экстерьер. Иллюстративный очерк. Карикатура. Дружеский шарж. Юмористический рисунок. Фотообвинение, фотодоказа­тельство. Плакат. Монтаж. Диаграмма. Заставка. Орнамент, виньетка.

Способы объединения материалов в газете

Направленность газеты. Текущий номер. Спецвыпуск. Тематический или целевой материал.

Технологическая схема производства газеты.

Печатные машины в типографиях. Стереотипирование. Но­вые способы печати. Компьютерный способ. Использование воз­можностей компьютера: библиотека шрифтов, форматирование, программы, процесс сканирования. Работа на принтере.

Основы макетирования газеты

Предварительные расчеты. Составление графического ма­кета. Приемы макетирования. Макетирование на компьютере.

Верстка газеты

Типы верстки: прямая, ломаная, смешанная, вертикальная горизонтальная, перпендикулярная, симметричная, ассиметричная.

Распространение газеты

Розничная продажа. Подписка на периодическое издание. Стратегия продаж.

Основы газетного дела

Повторение теоретического материала. Знакомство с программой верстки PageMaker/ Работа с программой. Практика-работа над выпусками газеты.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Методика профильной подготовки будущих журналистов основывается на комплексном подходе, который складывается из тесного взаимодействия словесных, наглядных и практиче­ских методов обучения и воспитания.

Для выполнения поставленных задач в программе сочетают­ся такие формы проведения занятий, как лекции (теоретический материал), игры-тренинги, беседы, пресс-конференции, экскурсии и встречи с профессионалами, практическая работа по написанию статей и выпуску газеты в творческой лаборатории.

Формы занятий:

Издательская деятельность в кружке имеет четкую направленность. Меньше критики, потому что в большей степени будущие печатные издания задуманы как литературно–художественные издания, красивые, грамотные и высоконравственные, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей: лекции, семинары, практические работы (лабораторные занятия и практикумы).

Формы работы: групповые, индивидуальные.

Методы и приемы учебно-воспитательного процесса:

словесные (лекции, семинары, эвристические беседы);

наглядные;

анализ, обобщение, систематизация материалов перио­дических печатных изданий;

практические (создание, издание и распространение школьной газеты или журнала);

проблемный;

диалоговый;

игровой;

лабораторные работы;

экскурсии.

Организационно-методические особенности занятий

2/3 учебного времени отводится практику­мам, лабораторным и тренинговым формам занятий. Теория и практика идут параллельно, обучение газетному делу (выпуск номеров газеты) сочетается с изучением теории. На работу над выпуском новых номеров ежемесячно выделяется 5-6 часов.

Реализация программы возможна в условиях образова­тельного учреждения. Практическая направленность обучения программы заключается:

• в приобщении детей к изучению научной и специальной литературы;

• в вовлечении обучающихся в активную познавательную деятельность с применением приобретенных профессиональных знаний на практике;

• в подготовке старшеклассников к труду, выбору буду­щей профессии;

• в освоении программы Word, PageMaker или других текстовых ре­дакторов, в которых верстаются газеты или журнал.

Программа реализуется при наличии:

дидактического материала (наглядного, методической, специальной литературы, набора упражнений, тренингов, игр)

технического оснащения занятий (компьютера, cканера, принтера, цифровой камеры, диктофона )

Формы подведения итогов по каждой теме или разделу (этапы педагогического контроля).

Вид контроля

Цели задачи

Содержание

Формы

Критерии

входящий

Проверка ЗУН учащихся за прошлый год, определение эффективности организационных форм, методов и средств обучения

Персональный, обобщающий

Наблюдение, беседа, анкетирование.

умение использовать учебные понятия в практической деятельности

текущий

Проверка после изучения темы

Персональный, обобщающий

Наблюдение, беседа, анкетирование, анализ

умение использовать учебные понятия в практической деятельности

тематический

Проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного элемента

Персональный, обобщающий

Наблюдение, беседа, анкетирование, анализ

умение использовать учебные понятия в практической деятельности, готовые статьи, заметки в газету

итоговый

Результаты работы за учебный год

Персональный, обобщающий

Наблюдение, беседа, анкетирование, анализ

умение использовать учебные понятия в практической деятельности, выпуск нового номера газеты

ЛИТЕРАТУРА

Агафонова, Ю. А. Методы профильной подготовки бу­дущих журналистов // Вопросы Интернет-образования.

Адаир, Дж. Эффективная коммуникация [Текст] / Дж. Адаир. - М.: ЭКСМО, 2003.

Антонов, В. И. Информационные жанры газетной пуб­лицистики [Текст] / В. И. Антонов. - Саранск, 1996.

Арбенин, Е. Основы репортажной съемки [Электрон­ный ресурс] / Е. Арбенин // Информация: К.еуСот.ш.

Беневоленская, Т. А. Композиция газетного очерка [Текст] / Т. А. Беневоленская. - М., 1975.

Васильева, Л. А. Делаем новости! [Текст]: учеб. пособие / Л. А. Васильева. - М: Аспект-Пресс, 2002.

8. Ворошилов, В. В. Журналистика [Текст] / В. В. Ворошилов. - СПб., 2000.

9. Ворошилов, В. В. История журналистики России [Текст]:
конспекты лекций / В. В. Ворошилов. - СПб., 2000.

Вьюник, В. А. Информация как газетный жанр [Текст] / В. А. Вьюник, В. Н. Тишунин. - М., 1999.

Гачкин, С. И. Уроки макетирования [Текст] / С. И. Гал­кин. - М., 1991.

Гиляровский, В. А. Москва и москвичи / В. А. Гиля­ровский. - М.: Московский рабочий, 1968.

Десяева, Н. Д. и др. Культура речи педагога [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Н. Д. Десяева, Т. А. Лебедева, Л. В. Ассуирова. - М.: ИЦ «Ака­демия», 2003.

Журбина, Е. И. Теория и практика художественно-публицистических жанров [Текст] / Е. И. Журбина. - М., 1969.

Зивилъчинская, Л. Заметки о литературном мастерстве [Текст] / Л. Зивильчинская. - М, 1962.

Как провести социологическое исследование [Текст] / под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. - М: Политиздат, 1990.

Калачинский, А. В. Аргументация публицистического текста [Текст] / А. В. Калачинский. - Владивосток, 1989.

Киселев, А. П. От оформления к форме [Текст] / А. П. Ки­селев.-М., 1990.

Крылова, Н. Б. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования [Текст] / Н. Б. Крылова // Народное образование: журн. - 2005. - № 2. -С. 113-121.

Мицыч, П. Как проводить деловые беседы [Текст] / П. Мицыч.-М., 1987.

Лепилкина, О. И. и др. Азбука журналистики [Текст]: элективные курсы в профильном обучении: образовательная область «Обществознание» / О. И. Лепилкина, У. Ю. Улинова, А. Г. Зимин, И. А. Горюнова. - М: Вита-Пресс, 2004. - С. 87-89. -(Министерство образования РФ - Национальный фонд подго­товки кадров).

Навозов, М. Поговорим о репортаже [Текст] / М. На-возов. - М., 1992.

Новикова, С. С. Методика составления социологиче­ской анкеты [Текст] / С. С. Новикова. - М.: МПА, 1993.

О печати: закон РФ.

Олешко, В. Ф. Журналистика как творчество: Практи­ческая журналистика [Текст] / В. Ф. Олешко. - М.: ВИВ хол­динг, 2003.

26. Оформление периодических изданий [Текст] / под ред.
А. П. Киселева. - М., 1988.

27. Попов, А. А. Производство и оформление газеты [Текст] / А. А. Попов, П. С. Гуревич. - М., 1986.

28. Прохоров, Е. П. Введение в теорию журналистики [Текст] / Е. П. Прохоров. - М., 1995.

29. Психологический тренинг с подростками [Текст] / Л. Ф. Анн. - СПб.: Питер, 2003.

30. Рэнделл, Д. Универсальный журналист [Текст] / Д. Рэнделл; пер. с англ. А. Порьяза; под ред. В. Харитонова. -В. Новгород; СПб, 1999.

31. Селевко, Г. К. Руководство по организации самовос­питания школьников [Текст] / Г. К. Селевко // Школьные техно­логии. - М.: Народное образование, 1999. - № 6.

32. Социальная практика и журналистский текст [Текст] / под ред. Я. Н. Засурского, Е. И. Пронина. - М, 1990.

Сметанина, С. И. Литературное редактирование для журналистов, специалистов по связям с общественностью [Текст] / С. И. Сметанина. - М.: Изд-во Михайлова В. А, 2004.

Степанищев, А. Т. Методический справочник учителя истории [Текст] / А. Т. Степанищев. - М.: Гуманит. ИЦ «ВЛА-ДОС», 2003.

Стилистика газетных жанров [Текст] / под ред. Д. Э. Ро-зенталя. -М, 1981.

Тертычный, А. А. Жанры периодической печати [Текст]: учеб. пособие / А. А. Тертычный. - М.: Аспект-Пресс, 2000.

Тулупов, В. В. В мастерской газетного оформителя [Текст] / В. В. Тулупов. - М, 1986.

Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированно­го урока [Текст]: учеб.-метод. пособие для учителей, методистов, классных руководителей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / В. В. Шоган. - Ростов н/Д.: Учитель, 2003.

Шостак, М. И. Интервью. Метод и жанр [Текст] / М. И. Шостак. - М, 1997.

Опубликовано в группе «УРОКИ, КИМы, ИГРЫ, практикумы, творческие задания по ИНФОРМАТИКЕ, МАТЕМАТИКЕ и другим дисциплинам.»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.