Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно–эстетической направленности «Юный художник»
Управление образования администрации Таштагольского района
Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад №5 «Петрушка»
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «____» __________________ 20___ г. Протокол № _________ | Утверждаю: Заведущий МКДОУ д/с №5 «Петрушка» _______________ Кузнецова Е.Г. «____» __________________ 20___ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественно–эстетической направленности
«Юный художник»
Возраст обучающихся: 3-4 года
Срок реализации: 1 учебный год
Составитель:
Десяткова Н.В. воспитатель высшей квалификационной категории
г.Таштагол, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 1.2. Цель и задачи программы ………………………………………………… 1.3. Содержание программы …………………………………………………… 1.3.1. Учебно-тематический план …………………………………………. 1.3.2. Содержание учебно-тематического плана ………………………… 1.4. Планируемые результаты …………………………………………………. РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …………………………………………………………………………... 2.1. Календарный учебный график …………………………………………… 2.2. Условия реализации программы …………………………………………. 2.3. Формы аттестации / контроля ……………………………………………. 2.4. Оценочные материалы …………………………………………………….. 2.5. Методические материалы …………………………………………………. 2.6. Список литературы ………………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ………………………………………………………………… ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ………………………………………………………………… | 3 5 6 6 7 13 15 15 15 15 15 15 20 22 |
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» имеет художественно-эстетическую направленность и реализуется в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Актуальность программы
Актуальность проблемы воспитания гармонично-развитой личности, предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему реализоваться в различных видах и формах художественной и творческой деятельности. Художественное творчество – это работа с различными материалами, в разной технике, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы.
Педагогическая целесообразность программы: специфика искусства, особенности языка различных его видов придают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития дошкольников.
Новизна программы
Программа направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет основные образовательные курсы по изобразительной деятельности, художественному конструированию, по работе с природным и бросовым материалом. Данная программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь.
Отличительные особенности данной образовательной программы:
- комплексность (обучение по нескольким разделам), интегрированность (взаимосвязь экологии и изобразительной деятельности);
- возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить).
Программа кружка составлена при использовании парциальных программ «Природа и художник» Т.А. Копцева, «Цветные ладошки» И.А. Лыкова.
Адресат программы
Программа «Юный художник», знакомит детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности. Данная программа адресована специалистам по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, воспитателям дошкольных организаций для ознакомления детей младшего дошкольного возраста методам и приёмам нетрадиционного рисования.
Объем и срок освоения программы
Программа «Юный художник» рассчитана на 1 учебный год. Всего 36 занятий.
Режим занятий, периодичность и продолжительность
Предполагает проведение занятий один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия во второй младшей группе 15 мин.
Форма обучения
Количество детей посещающих кружок: 23 человека. Работа проводится с группой и подгруппой детей, так же в индивидуальной форме.
Формы работы: непосредственно – образовательная деятельность, рассматривание иллюстраций, наблюдение, беседы, игры, выставки, дидактические игры.
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
- цикличность построения занятия;
- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
- проблемность – методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: - Развитие личности, мотивации творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.
Задачи программы:
1. Личностные:
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к детям и взрослым; уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
- формирование способности вести диалог с другими детьми и взрослыми;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
- освоение социальных норм, правил поведения в группе;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
- формирование основ экологической культуры;
- формирование саморазвития с учетом познавательных интересов;
- формирование целостной картины мира;
- развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера;
- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
2. Метапредметные:
- умение выполнять совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение использовать речевые средства для выражения своих мыслей, потребностей; владение устной речью;
- умение выбирать из предложенных вариантов или самостоятельно искать средства для достижения цели;
- умение выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;
- формирование и развитие экологического мышления; выражение отношения к природе через рисунки.
3. Предметные (образовательные):
- знакомство детей с многообразием нетрадиционных техник рисования;
- умение сочетать рисование с элементами лепки и аппликации, использовать в рисовании различный по фактуре материал;
- формирование умения отражать окружающую действительность в художественном творчестве;
- формирование интереса к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; желание детей применять нетрадиционные техники рисования в самостоятельной деятельности;
- формирование интереса к рисованию, любви к творчеству; трудолюбия, терпения, аккуратности, самостоятельности; умения доводить начатое дело до конца; чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи;
- развитие цветовосприятия, чувства композиции и ритма; внимания, глазомера; мелкой моторики рук, сенсорного восприятия; речевой активности;
- развитие эстетического вкуса, художественного мышления, способности выражать отношение к природе художественными средствами;
- развитие индивидуальных творческих способностей, формирование интереса к творческой деятельности;
- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, зрительной памяти, образного и логического мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела (темы) | Количество часов | Формы аттестации / контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Мониторинг | 1 | 1 | | Результаты мониторинга |
2. | Трава и цветы на лужайке | 1 | | 1 | Выставка работ |
3. | Веселый дождик | 1 | | 1 | Выставка работ |
4. | Ягодки на кустиках | 1 | | 1 | Выставка работ |
5. | Яблочный компот | 1 | | 1 | Выставка работ |
6. | Открытка для бабушки | 1 | | 1 | Выставка работ |
7. | Мухомор | 1 | | 1 | Выставка работ |
8. | Листопад | 1 | | 1 | Выставка работ |
9. | Осень золотая (коллективная работа) | 1 | | 1 | Выставка работ |
10. | Ежик | 1 | | 1 | Выставка работ |
11. | Первый снег | 1 | | 1 | Выставка работ |
12. | Букет для мамы | 1 | | 1 | Выставка работ |
13. | Рыбки в аквариуме (коллективная работа) | 1 | | 1 | Выставка работ |
14. | Морозные узоры | 1 | | 1 | Выставка работ |
15. | Дед Мороз | 1 | | 1 | Выставка работ |
16. | Елочка-красавица | 1 | | 1 | Выставка работ |
17. | Веселый снеговик | 1 | | 1 | Выставка работ |
18. | Зимний лес | 1 | | 1 | Выставка работ |
19. | Зима | 1 | | 1 | Выставка работ |
20. | Мои рукавички | 1 | | 1 | Выставка работ |
21. | Снежинка | 1 | | 1 | Выставка работ |
22. | Веселые кляксы | 1 | | 1 | Выставка работ |
23. | Открытка для папы, дедушки «Кораблик» | 1 | | 1 | Выставка работ |
24. | Самолеты летят | 1 | | 1 | Выставка работ |
25. | Светофор | 1 | | 1 | Выставка работ |
26. | Розы для мамы | 1 | | 1 | Выставка работ |
27. | Красивая салфеточка для бабушки | 1 | | 1 | Выставка работ |
28. | Весеннее дерево | 1 | | 1 | Выставка работ |
29. | Космос | 2 | 1 | 1 | Выставка работ |
30. | Звезды | 1 | | 1 | Выставка работ |
31. | Укрась пасхальное яичко | 1 | | | Выставка-конкурс |
32. | Салют | 1 | | | Выставка работ |
33. | Черемуха | 1 | | | Выставка работ |
34. | Носит одуванчик желтый сарафанчик | 1 | | | Выставка работ |
35. | Мониторинг | 1 | 1 | | Результаты мониторинга |
ВСЕГО: | 36 | 3 | 33 | |
1.3.2. Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Мониторинг
Теория: Проведение диагностики
Форма контроля: Результаты мониторинга
Тема 2. Трава и цветы на лужайке
Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Показ образцов.
Практика: Рисование карандашами, печать штампами. Показ техники рисования травы, передавая выразительность линий и цветов, располагая траву по всей поверхности листа. Печатать штампами цвета поверх нарисованной карандашами травы. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 3. Веселый дождик
Теория: Рассматривание картинок. Чтение стихотворений о дожде. Пальчиковая гимнастика. Показ образцов.
Практика: Пальчиковое рисование. Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показ приёмов получения точек и коротких линий. Рисование дождика из тучек, передавая его характер (мелкий - капельками, сильный ливень – короткими линиями), используя точку и линию как средство выразительности. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 4. Ягодки на кустиках
Теория: Рассматривание картинок. Чтение стихотворений о ягодах. Показ образцов.
Практика: Пальчиковое рисование, рисование ватными палочками. Показ техники рисования ягод пальчиками или ватными палочками, располагая их ритмично на веточках. Порядок и организация рабочего места. Показ возможности сочетания изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками или пальчиками (по выбору).
Форма контроля: Выставка работ
Тема 5. Яблочный компот
Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Показ образцов.
Практика: Печатание яблоками, ватными палочками. Показ техники рисования половинкой яблока, ватными палочками, располагая их ритмично по всей поверхности. Показ возможности сочетания изобразительных техник. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 6. Открытка для бабушки
Теория: Рассматривание фотографий бабушек, дедушек. Беседа. Чтение стихотворений. Показ образцов.
Практика: Рисование с элементами аппликации. Создание композиций. Показ сочетания изобразительных техник: рисование и аппликацию. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 7. Мухомор
Теория: Рассматривание фотографий, картинок. Загадка. Беседа. Чтение стихотворений. Показ образцов.
Практика: Показ техники монотипии для создания фона. Рисование пальчиками точек на мухоморе. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 8. Листопад
Теория: Беседа об осени, об осеннем явлении - листопаде. Рассматривание картин на тему «Золотая осень». Чтение стихотворений. Передача настроения.
Практика: Показ техники печатания листьями. Печатание листьями, смешивание двух, трёх цветов прямо на листике. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 9. Осень золотая (коллективная работа)
Теория: Беседа, чтение стихов об осени. Рассматривание репродукции И. Левитана «Золотая осень» Передача настроения. Рисование мятой бумагой, отпечатками листьев, смешивание двух, трёх цветов (неба, земли, деревьев).
Практика: Рисование мятой бумагой. Оттиск осенних листьев. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 10. Ежик
Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Беседа. Пальчиковая гимнастика. Показ образцов.
Практика: Показ техники рисования вилкой. Рисование вилкой. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 11. Первый снег
Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Беседа. Показ образцов.
Практика: Показ. Рисование деревьев больших и маленьких, изображение первого снега с помощью печатания или рисования пальчиками. Создание композиций. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 12. Букет для мамы
Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о маме. Беседа. Показ образцов.
Практика: Показ. Рисование ладошками. Создание композиций. Показ возможности сочетания изобразительных техник. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 13. Рыбки в аквариуме (коллективная работа)
Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Беседа. Показ образцов.
Практика: Рисование ладошками, пальчиками. Создание композиций. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 14. Морозные узоры
Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Беседа. Показ образцов.
Практика: Показ. Рисование свечой (восковыми карандашами) и красками. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 15. Дед Мороз
Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Чтение стихотворений. Слушание новогодних песен. Музыкальная игра «Дед Мороз». Создание настроения. Показ образцов.
Практика: Показ. Рисование ладошками и пальчиками. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 16. Елочка-красавица
Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Чтение стихотворений. Слушание новогодних песен. Создание настроения. Презентация. Показ образцов.
Практика: Показ техники рисования вилкой. Рисование вилкой, пальчиковое рисование. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 17. Веселый снеговик
Теория: Рассматривание картинок. Чтение стихотворений. Беседа. Показ образцов.
Практика: Показ техники - тычок полусухой жёсткой кистью. Рисование тычком жесткой полусухой кистью. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 18. Зимний лес
Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о зиме. Беседа. Показ образцов.
Практика: Показ техники рисования печати по трафарету, набрызг. Печать по трафарету, набрызг, рисование пальчиками. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 19. Зима
Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о зиме. Беседа. Презентация. Показ образцов.
Практика: Показ техники рисования солью. Рисование солью зимний пейзаж. Создание композиций. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 20. Мои рукавички
Теория: Рассматривание рукавичек детей, картинок. Загадки. Беседа. Д/И «Рукавички» Показ образцов.
Практика: Рисование по замыслу.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 21. Снежинка
Теория: Презентация «Снежинки». Слушание песенок. П/И «Снежинки». Беседа. Показ образцов.
Практика: Показ. Рисование крупой (манкой). Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 22. Веселые кляксы
Теория: Путешествие по сказкам «Клякса». Знакомство со способом изображения –кляксография. Показ образцов. Игровой момент «Подуть на каплю».
Практика: Показ техники рисования. Бумага, краски, трубочка от коктейля. Кляксография. Создание образов, сходство с растениями, животными, человеком. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 23. Открытка для папы, дедушки «Кораблик»
Теория: Презентация. Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о папе, дедушке; о празднике «День защитника Отечества». Беседа. Показ образцов.
Практика: Показ. Печать поролоном по трафарету. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 24. Самолеты летят
Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о празднике «День защитника Отечества». Беседа. П/И «Самолеты». Показ образцов.
Практика: Показ. Монотипия. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 25. Светофор
Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Беседа. Показ образцов.
Практика: Показ. Рисование штампами (пробками). Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 26. Розы для мамы
Теория: Презентация. Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о маме; о празднике «8-е марта». Беседа. Показ образцов.
Практика: Показ техники нетрадиционного рисования. Рисование штампом из гофрированного картона. Создание композиций. Показ возможности сочетания изобразительных техник. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 27. Красивая салфеточка для бабушки
Теория: Презентация. Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о бабушке; о празднике «8-е марта». Беседа. Показ образцов.
Практика: Показ. Украшение салфеточки рисованием ватной палочкой. Создание композиций. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 28. Весеннее дерево
Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений о весне. Слушание песен. Беседа. Презентация. Показ образцов.
Практика: Показ. Рисование пальчиком весеннего дерева. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 29 - 30. Космос
Теория: Презентация. Рассматривание картинок и фотографий; альбома. Беседа о космосе. Показ образцов.
Практика: Показ воспитателем способа рисования набрызг. Поэтапный показ работы воспитателем и самостоятельная деятельность детей. Техника набрызг, элементы аппликации. Создание композиций. Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 31. Звезды
Теория: Чтение стихов, беседа о космосе. Показ воспитателем способа рисования по трафарету. Поэтапный показ работы воспитателем и самостоятельная деятельность детей. Распыление краски на лист бумаги с применением трафаретов.
Практика: Рисование по трафарету.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 32. Укрась пасхальное яичко
Теория: Презентация. Рассматривание картинок и фотографий. Беседа о празднике «Пасха». Показ образцов.
Практика: Рисование по замыслу
Форма контроля: Выставка работ
Тема 33. Салют
Теория: Презентация. Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о празднике «День Победы». Беседа. Показ образцов.
Практика: Показ техники рисования по мокрому. Рисование кистью по мокрому. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 34. Черемуха
Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений о весне. Беседа. Показ образцов.
Практика: Показ. Рисование мятой бумагой. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 35. Носит одуванчик желтый сарафанчик
Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений о весне. Беседа. Показ образцов. Игровой момент «Подуть на каплю».
Практика: Показ техники рисования - кляксография. Бумага, краски, трубочка от коктейля. Технология выполнения работы. Кляксография.
Форма контроля: Выставка работ
Тема 36. Мониторинг
Теория: Проведение диагностики
Форма контроля: Результаты мониторинга
1.4. Планируемые результаты
По окончанию 1 года обучения учащийся будет знать:
- название цветов;
- элементарные правила работы с бумагой, красками, нетрадиционными материалами (листьями, крупой и т.д.)
- знать различные способы использования бумаги, нетрадиционных материалов;
- несколько способов нестандартного рисования;
- знать правила безопасности при работе с инструментами.
Будет уметь:
- смешивать краски одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;
- владеть способами нестандартного рисования;
- самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;
- применять простые композиционные решения в процессе работы;
- проявлять фантазию, художественное творчество;
- передавать личное отношение к объекту изображения;
- использовать навыки в самостоятельной деятельности;
- использовать нетрадиционный материал (подручный, бросовый), самостоятельно находить новые способы в изготовлении;
- работать с любым материалом;
- выполнять работу последовательно, доводя начатое до конца;
- выполнять работу по замыслу;
- использовать в работе разные способы рисования.
В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:
- уважительное и доброжелательное отношение к детям и взрослым; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- способность вести диалог с другими детьми и взрослыми;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;
- принятие социальных норм, правил поведения в группе;
- нравственные чувства и нравственное поведение;
- саморазвитие с учетом познавательных интересов;
- принятие целостной картины мира;
- эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера;
- чувство патриотизма, чувства гордости за свою Родину.
В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:
- умение выполнять совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
- умение использовать речевые средства для выражения своих мыслей, потребностей; владение устной речью;
- умение выбирать из предложенных вариантов или самостоятельно искать средства для достижения цели;
- умение выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;
- формирование и развитие экологического мышления; выражение отношения к природе через рисунки.
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36
Количество учебных дней – 36
Продолжительность каникул – 14 дней
Даты начала и окончания учебных периодов / этапов – 02.09.2021г. – 29.12.2021г., 11.01.2022г. – 27.05.2022г.
2.2. Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
- акварельные краски, гуашь; - цветные карандаши; - восковые и масляные мелки, свеча; - ватные палочки; - коктельные трубочки; - салфетки; - стаканы для воды; - подставки под кисти; - кисти; - клей ПВА, клей-карандаш; - цветная бумага и цветной картон; - ножницы; - природный и бросовый материал; - трафареты и шаблоны; картинки, иллюстрации, репродукции картин; - ноутбук.
2. Информационное обеспечение:
Методические рекомендации
Сборники стихов русских поэтов для дошкольников
Интернет-ресурсы
2.3. Формы аттестации / контроля
1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Мониторинг, выставка-конкурс, выставки работ детей
2.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
Результаты мониторинга, выставки-конкурсы (результат), выставки работ детей
2.4. Оценочные материалы
- Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей на начало учебного года (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
- Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей на конец учебного года (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
2.5. Методические материалы
Принципы проведения занятий:
- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
- цикличность построения занятия;
- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
- проблемность – методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Методы обучения: - наглядные, - словесные, - практические; - продуктивные, - объяснительно-иллюстративные; - поощрения, - мотивации.
Формы организации учебного занятия
Работа проводится с группой, подгруппой детей, в индивидуальной форме.
Формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, практическое занятие, выставки, выставка-конкурс.
Педагогические технологии, используемые в образовательной деятельности:
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Информационно-коммуникационные технологии
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
- Исследовательский характер
- Легкость для самостоятельных занятий детей
- Развитие широкого спектра навыков и представлений
- Возрастное соответствие
- Занимательность.
Классификация программ:
- Развитие воображения, мышления, памяти
- Говорящие словари иностранных языков
- Простейшие графические редакторы
- Игры-путешествия
- Обучение чтению, математике
- Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Личностно - ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
- гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
- технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
- заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Алгоритм учебного занятия
- Занятие изучения и первичного закрепления новых знаний
Оргмомент
Актуализация знаний и умений
Мотивация. Целеполагание
Организация восприятия
Организация осмысления
Первичная проверка понимания
Организация первичного закрепления
Анализ
Рефлексия
- Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности
Оргмомент
Мотивация
Актуализация знаний и способов действий
Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях
Самостоятельное применение знаний
Контроль и самоконтроль
Коррекция
Рефлексия
Структура занятий
1. Подбор тем, запланированных в соответствии со временем года («Осень», «Метелица», «Космос», «Весна» и т.д.), и с сопутствующими праздниками («Ёлочка», «Подарок папе», «Открытка для мамы», и т.д.)
2. Подготовительная работа к занятию.
а) Проведение бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.
б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, нетрадиционного бросового и природного материала (крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, разные краски).
3. Проведение занятий в игровой форме (в виде путешествия, шоу-игры, игры со сказочным героем, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.).
4. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации и лепки. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. В начале года техники рисования на занятиях даются почти изолированные друг от друга, а в дальнейшем способы рисования усложняются, планируется сочетание техник.
Дидактические материалы
Наглядные пособия: картинки, иллюстрации, репродукции картин; фотографии; образцы работ; дидактические игры.
2.6. Список литературы
Основная литература:
для педагогов:
Копцева Т.А. «Природа и художник». Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству (Парциальная программа) Издательство: Сфера, 2008 г., 208с.
Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.
для родителей:
Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.
Дополнительная учебная литература:
Казакова Р.Г., Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.
Интернет-ресурсы:
http://semeynaya-kuchka.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlya-detskogo-sada/
https://art-tovar.ru/risovanie-dlya-detej/vidy-netradicionnyx-texnik-risovaniya-dlya-detej.html
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей на начало учебного года. В три года ребенок проявляет заметный интерес к иллюстрациям в детских книжках, к народной игрушке и другим предметам декоративно-прикладного искусства (посуда и другие предметы интерьера); понимает, что изображение отличается от реальных предметов; охотно экспериментирует с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами; осваивает способы зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире, развития эмоций и интереса к художественной деятельности. Может передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Создает образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает форму и цвет доступными художественными способами; на основе ассоциаций устанавливает сходство между реальными предметами и их изображениями. С интересом рассматривает и обыгрывает образы (колобок, дорожка, машина, жучок, птичка) и композиции (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке).
Высокий уровень – в рисовании, лепке, аппликации, конструировании ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.).
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослым. Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей на конец учебного года. К 4 годам ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству (народной игрушке, посуде, музыкальным инструментам), мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия; с увлечением занимается лепкой и рисованием; проявляет интерес к изобразительной деятельности взрослых. Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда, детского дизайна. Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным, модульным, каркасным и др.). Целенаправленно создает, рассматривает и свободно обыгрывает созданные образы (колобок, дорожка, машина, бабочка, цыпленок), постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и др.) и композиции (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке).
Высокий уровень – в рисовании, лепке, аппликации, а также в процессе художественного труда и конструирования ребенок охотно и с интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.);
Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослым или более умелым ребенком;
Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу; не выражает свое отношение к ее процессу и результату. Оценка в баллах: высокий, средний, низкий.