12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Десяткова Наталья Владимировна1796
Россия, Кемеровская обл., Таштагол

Управление образования администрации Таштагольского района

Муниципальное казенное дошкольное общеобразовательное учреждение

детский сад №5 «Петрушка»



Принята на заседании

методического (педагогического) совета

от «____» __________________ 20___ г.

Протокол № _________

Утверждаю:

Заведущий МКДОУ д/с №5 «Петрушка»

_______________ Кузнецова Е.Г.

«____» __________________ 20___ г.









Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественно–эстетической направленности

«Юный художник»



Возраст обучающихся: 3-4 года

Срок реализации: 1 учебный год











                                                                                                  Составитель:

                                                                                               Десяткова Н.В.                                                                                                                     воспитатель высшей                                                                                                             квалификационной категории






г.Таштагол, 2021





СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка …………………………………………………….

1.2. Цель и задачи программы …………………………………………………

1.3. Содержание программы ……………………………………………………

1.3.1. Учебно-тематический план ………………………………………….

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана …………………………

1.4. Планируемые результаты ………………………………………………….

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ …………………………………………………………………………...

2.1. Календарный учебный график ……………………………………………

2.2. Условия реализации программы ………………………………………….

2.3. Формы аттестации / контроля …………………………………………….

2.4. Оценочные материалы ……………………………………………………..

2.5. Методические материалы ………………………………………………….

2.6. Список литературы …………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 …………………………………………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 …………………………………………………………………


3

5

6

6

7

13



15

15

15

15

15

15

20

22



РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный художник» имеет художественно-эстетическую направленность и реализуется в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».

Актуальность программы

Актуальность проблемы воспитания гармонично-развитой личности, предполагает развитие в ребёнке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему реализоваться в различных видах и формах художественной и творческой деятельности. Художественное творчество – это работа с различными материалами, в разной технике, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые предметы.

Педагогическая целесообразность программы: специфика искусства, особенности языка различных его видов придают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения и развития дошкольников.

Новизна программы

Программа направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Новизна данной программы в комплексности содержания, и в том, что она знакомит детей со способами нестандартного рисования, дополняет основные образовательные курсы по изобразительной деятельности, художественному конструированию, по работе с природным и бросовым материалом. Данная программа рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, логического мышления и усидчивости. В процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь.

Отличительные особенности данной образовательной программы:

- комплексность (обучение по нескольким разделам), интегрированность (взаимосвязь экологии и изобразительной деятельности);

- возможность художественно использовать дополнительные средства (возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, дети начинает экспериментировать и творить).

Программа кружка составлена при использовании парциальных программ «Природа и художник» Т.А. Копцева, «Цветные ладошки» И.А. Лыкова.

Адресат программы

Программа «Юный художник», знакомит детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, расширяет и углубляет знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности. Данная программа адресована специалистам по изобразительной деятельности, руководителям кружковой работы, воспитателям дошкольных организаций для ознакомления детей младшего дошкольного возраста методам и приёмам нетрадиционного рисования.

Объем и срок освоения программы

Программа «Юный художник» рассчитана на 1 учебный год. Всего 36 занятий.

Режим занятий, периодичность и продолжительность

Предполагает проведение занятий один раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия во второй младшей группе 15 мин.

Форма обучения

Количество детей посещающих кружок: 23 человека. Работа проводится с группой и подгруппой детей, так же в индивидуальной форме.

Формы работы: непосредственно – образовательная деятельность, рассматривание иллюстраций, наблюдение, беседы, игры, выставки, дидактические игры.

Принципы проведения занятий:

- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

- цикличность построения занятия;

- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

- проблемность – методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: - Развитие личности, мотивации творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Задачи программы:

1. Личностные:

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к детям и взрослым; уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

- формирование способности вести диалог с другими детьми и взрослыми;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

- освоение социальных норм, правил поведения в группе;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения;

- формирование основ экологической культуры;

- формирование саморазвития с учетом познавательных интересов;

- формирование целостной картины мира;

- развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера;

- воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

2. Метапредметные:

- умение выполнять совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- умение использовать речевые средства для выражения своих мыслей, потребностей; владение устной речью;

- умение выбирать из предложенных вариантов или самостоятельно искать средства для достижения цели;

- умение выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;

- формирование и развитие экологического мышления; выражение отношения к природе через рисунки.
3. Предметные (образовательные):

- знакомство детей с многообразием нетрадиционных техник рисования;

- умение сочетать рисование с элементами лепки и аппликации, использовать в рисовании различный по фактуре материал;

- формирование умения отражать окружающую действительность в художественном творчестве;

- формирование интереса к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; желание детей применять нетрадиционные техники рисования в самостоятельной деятельности;

- формирование интереса к рисованию, любви к творчеству; трудолюбия, терпения, аккуратности, самостоятельности; умения доводить начатое дело до конца; чувства удовлетворения от совместной работы, чувства взаимопомощи;

- развитие цветовосприятия, чувства композиции и ритма; внимания, глазомера; мелкой моторики рук, сенсорного восприятия; речевой активности;

- развитие эстетического вкуса, художественного мышления, способности выражать отношение к природе художественными средствами;

- развитие индивидуальных творческих способностей, формирование интереса к творческой деятельности;

- развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, зрительной памяти, образного и логического мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела (темы)

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Мониторинг

1

1


Результаты мониторинга

2.

Трава и цветы на лужайке

1


1

Выставка работ

3.

Веселый дождик

1


1

Выставка работ

4.

Ягодки на кустиках

1


1

Выставка работ

5.

Яблочный компот

1


1

Выставка работ

6.

Открытка для бабушки

1


1

Выставка работ

7.

Мухомор

1


1

Выставка работ

8.

Листопад

1


1

Выставка работ

9.

Осень золотая (коллективная работа)

1


1

Выставка работ

10.

Ежик

1


1

Выставка работ

11.

Первый снег

1


1

Выставка работ

12.

Букет для мамы

1


1

Выставка работ

13.

Рыбки в аквариуме (коллективная работа)

1


1

Выставка работ

14.

Морозные узоры

1


1

Выставка работ

15.

Дед Мороз

1


1

Выставка работ

16.

Елочка-красавица

1


1

Выставка работ

17.

Веселый снеговик

1


1

Выставка работ

18.

Зимний лес

1


1

Выставка работ

19.

Зима

1


1

Выставка работ

20.

Мои рукавички

1


1

Выставка работ

21.

Снежинка

1


1

Выставка работ

22.

Веселые кляксы

1


1

Выставка работ

23.

Открытка для папы, дедушки

«Кораблик»

1


1

Выставка работ

24.

Самолеты летят

1


1

Выставка работ

25.

Светофор

1


1

Выставка работ

26.

Розы для мамы

1


1

Выставка работ

27.

Красивая салфеточка для бабушки

1


1

Выставка работ

28.

Весеннее дерево

1


1

Выставка работ

29.

Космос

2

1

1

Выставка работ

30.

Звезды

1


1

Выставка работ

31.

Укрась пасхальное яичко

1



Выставка-конкурс

32.

Салют

1



Выставка работ

33.

Черемуха

1



Выставка работ

34.

Носит одуванчик желтый сарафанчик

1



Выставка работ

35.

Мониторинг

1

1


Результаты мониторинга

ВСЕГО:

36

3

33



1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

Тема 1. Мониторинг

Теория: Проведение диагностики

Форма контроля: Результаты мониторинга

Тема 2. Трава и цветы на лужайке

Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Показ образцов.

Практика: Рисование карандашами, печать штампами. Показ техники рисования травы, передавая выразительность линий и цветов, располагая траву по всей поверхности листа. Печатать штампами цвета поверх нарисованной карандашами травы. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 3. Веселый дождик

Теория: Рассматривание картинок. Чтение стихотворений о дожде. Пальчиковая гимнастика. Показ образцов.

Практика: Пальчиковое рисование. Знакомство с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Показ приёмов получения точек и коротких линий. Рисование дождика из тучек, передавая его характер (мелкий - капельками, сильный ливень – короткими линиями), используя точку и линию как средство выразительности. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 4. Ягодки на кустиках

Теория: Рассматривание картинок. Чтение стихотворений о ягодах. Показ образцов.

Практика: Пальчиковое рисование, рисование ватными палочками. Показ техники рисования ягод пальчиками или ватными палочками, располагая их ритмично на веточках. Порядок и организация рабочего места. Показ возможности сочетания изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками или пальчиками (по выбору).

Форма контроля: Выставка работ

Тема 5. Яблочный компот

Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Показ образцов.

Практика: Печатание яблоками, ватными палочками. Показ техники рисования половинкой яблока, ватными палочками, располагая их ритмично по всей поверхности. Показ возможности сочетания изобразительных техник. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 6. Открытка для бабушки

Теория: Рассматривание фотографий бабушек, дедушек. Беседа. Чтение стихотворений. Показ образцов.

Практика: Рисование с элементами аппликации. Создание композиций. Показ сочетания изобразительных техник: рисование и аппликацию. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 7. Мухомор

Теория: Рассматривание фотографий, картинок. Загадка. Беседа. Чтение стихотворений. Показ образцов.

Практика: Показ техники монотипии для создания фона. Рисование пальчиками точек на мухоморе. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 8. Листопад

Теория: Беседа об осени, об осеннем явлении - листопаде. Рассматривание картин на тему «Золотая осень». Чтение стихотворений. Передача настроения.

Практика: Показ техники печатания листьями. Печатание листьями, смешивание двух, трёх цветов прямо на листике. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 9. Осень золотая (коллективная работа)

Теория: Беседа, чтение стихов об осени. Рассматривание репродукции И. Левитана «Золотая осень» Передача настроения. Рисование мятой бумагой, отпечатками листьев, смешивание двух, трёх цветов (неба, земли, деревьев).

Практика: Рисование мятой бумагой. Оттиск осенних листьев. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 10. Ежик

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Беседа. Пальчиковая гимнастика. Показ образцов.

Практика: Показ техники рисования вилкой. Рисование вилкой. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 11. Первый снег

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Беседа. Показ образцов.

Практика: Показ. Рисование деревьев больших и маленьких, изображение первого снега с помощью печатания или рисования пальчиками. Создание композиций. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 12. Букет для мамы

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о маме. Беседа. Показ образцов.

Практика: Показ. Рисование ладошками. Создание композиций. Показ возможности сочетания изобразительных техник. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 13. Рыбки в аквариуме (коллективная работа)

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Беседа. Показ образцов.

Практика: Рисование ладошками, пальчиками. Создание композиций. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 14. Морозные узоры

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Беседа. Показ образцов.

Практика: Показ. Рисование свечой (восковыми карандашами) и красками. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 15. Дед Мороз

Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Чтение стихотворений. Слушание новогодних песен. Музыкальная игра «Дед Мороз». Создание настроения. Показ образцов.

Практика: Показ. Рисование ладошками и пальчиками. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 16. Елочка-красавица

Теория: Рассматривание картинок. Беседа. Чтение стихотворений. Слушание новогодних песен. Создание настроения. Презентация. Показ образцов.

Практика: Показ техники рисования вилкой. Рисование вилкой, пальчиковое рисование. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 17. Веселый снеговик

Теория: Рассматривание картинок. Чтение стихотворений. Беседа. Показ образцов.

Практика: Показ техники - тычок полусухой жёсткой кистью. Рисование тычком жесткой полусухой кистью. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 18. Зимний лес

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о зиме. Беседа. Показ образцов.

Практика: Показ техники рисования печати по трафарету, набрызг. Печать по трафарету, набрызг, рисование пальчиками. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 19. Зима

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о зиме. Беседа. Презентация. Показ образцов.

Практика: Показ техники рисования солью. Рисование солью зимний пейзаж. Создание композиций. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 20. Мои рукавички

Теория: Рассматривание рукавичек детей, картинок. Загадки. Беседа. Д/И «Рукавички» Показ образцов.

Практика: Рисование по замыслу.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 21. Снежинка

Теория: Презентация «Снежинки». Слушание песенок. П/И «Снежинки». Беседа. Показ образцов.

Практика: Показ. Рисование крупой (манкой). Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 22. Веселые кляксы

Теория: Путешествие по сказкам «Клякса». Знакомство со способом изображения –кляксография. Показ образцов. Игровой момент «Подуть на каплю».

Практика: Показ техники рисования. Бумага, краски, трубочка от коктейля. Кляксография. Создание образов, сходство с растениями, животными, человеком. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 23. Открытка для папы, дедушки «Кораблик»

Теория: Презентация. Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о папе, дедушке; о празднике «День защитника Отечества». Беседа. Показ образцов.

Практика: Показ. Печать поролоном по трафарету. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 24. Самолеты летят

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о празднике «День защитника Отечества». Беседа. П/И «Самолеты». Показ образцов.

Практика: Показ. Монотипия. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 25. Светофор

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Беседа. Показ образцов.

Практика: Показ. Рисование штампами (пробками). Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 26. Розы для мамы

Теория: Презентация. Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о маме; о празднике «8-е марта». Беседа. Показ образцов.

Практика: Показ техники нетрадиционного рисования. Рисование штампом из гофрированного картона. Создание композиций. Показ возможности сочетания изобразительных техник. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 27. Красивая салфеточка для бабушки

Теория: Презентация. Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о бабушке; о празднике «8-е марта». Беседа. Показ образцов.

Практика: Показ. Украшение салфеточки рисованием ватной палочкой. Создание композиций. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 28. Весеннее дерево

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений о весне. Слушание песен. Беседа. Презентация. Показ образцов.

Практика: Показ. Рисование пальчиком весеннего дерева. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 29 - 30. Космос

Теория: Презентация. Рассматривание картинок и фотографий; альбома. Беседа о космосе. Показ образцов.

Практика: Показ воспитателем способа рисования набрызг. Поэтапный показ работы воспитателем и самостоятельная деятельность детей. Техника набрызг, элементы аппликации. Создание композиций. Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 31. Звезды

Теория: Чтение стихов, беседа о космосе. Показ воспитателем способа рисования по трафарету. Поэтапный показ работы воспитателем и самостоятельная деятельность детей. Распыление краски на лист бумаги с применением трафаретов.

Практика: Рисование по трафарету.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 32. Укрась пасхальное яичко

Теория: Презентация. Рассматривание картинок и фотографий. Беседа о празднике «Пасха». Показ образцов.

Практика: Рисование по замыслу

Форма контроля: Выставка работ

Тема 33. Салют

Теория: Презентация. Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений. Слушание песен о празднике «День Победы». Беседа. Показ образцов.

Практика: Показ техники рисования по мокрому. Рисование кистью по мокрому. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 34. Черемуха

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений о весне. Беседа. Показ образцов.

Практика: Показ. Рисование мятой бумагой. Создание композиций (дорисовывание). Порядок и организация рабочего места.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 35. Носит одуванчик желтый сарафанчик

Теория: Рассматривание картинок и фотографий. Чтение стихотворений о весне. Беседа. Показ образцов. Игровой момент «Подуть на каплю».

Практика: Показ техники рисования - кляксография. Бумага, краски, трубочка от коктейля. Технология выполнения работы. Кляксография.

Форма контроля: Выставка работ

Тема 36. Мониторинг

Теория: Проведение диагностики

Форма контроля: Результаты мониторинга

1.4. Планируемые результаты

По окончанию 1 года обучения учащийся будет знать:

- название цветов;

- элементарные правила работы с бумагой, красками, нетрадиционными материалами (листьями, крупой и т.д.)

- знать различные способы использования бумаги, нетрадиционных материалов;

- несколько способов нестандартного рисования;

- знать правила безопасности при работе с инструментами.

Будет уметь:

- смешивать краски одновременно из 2-3 основных цветов в палитре или по сырому слою;

- владеть способами нестандартного рисования;

- самостоятельно экспериментировать с изобразительными материалами;

- применять простые композиционные решения в процессе работы;

- проявлять фантазию, художественное творчество;

- передавать личное отношение к объекту изображения;

- использовать навыки в самостоятельной деятельности;

- использовать нетрадиционный материал (подручный, бросовый), самостоятельно находить новые способы в изготовлении;

- работать с любым материалом;

- выполнять работу последовательно, доводя начатое до конца;

- выполнять работу по замыслу;

- использовать в работе разные способы рисования.

В результате обучения по программе учащиеся приобретут такие личностные качества как:

- уважительное и доброжелательное отношение к детям и взрослым; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- способность вести диалог с другими детьми и взрослыми;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности;

- принятие социальных норм, правил поведения в группе;

- нравственные чувства и нравственное поведение;

- саморазвитие с учетом познавательных интересов;

- принятие целостной картины мира;

- эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера;

- чувство патриотизма, чувства гордости за свою Родину.

В результате обучения по программе у учащихся будут сформированы такие метапредметные компетенции как:

- умение выполнять совместную деятельность со взрослыми и сверстниками; работать индивидуально и в группе;

- умение использовать речевые средства для выражения своих мыслей, потребностей; владение устной речью;

- умение выбирать из предложенных вариантов или самостоятельно искать средства для достижения цели;

- умение выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам;

- формирование и развитие экологического мышления; выражение отношения к природе через рисунки.


РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней – 36

Продолжительность каникул – 14 дней

Даты начала и окончания учебных периодов / этапов – 02.09.2021г. – 29.12.2021г., 11.01.2022г. – 27.05.2022г.

2.2. Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

- акварельные краски, гуашь; - цветные карандаши; - восковые и масляные мелки, свеча; - ватные палочки; - коктельные трубочки; - салфетки; - стаканы для воды; - подставки под кисти; - кисти; - клей ПВА, клей-карандаш; - цветная бумага и цветной картон; - ножницы; - природный и бросовый материал; - трафареты и шаблоны; картинки, иллюстрации, репродукции картин; - ноутбук.

2. Информационное обеспечение:

Методические рекомендации

Сборники стихов русских поэтов для дошкольников

Интернет-ресурсы

2.3. Формы аттестации / контроля

1.Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

Мониторинг, выставка-конкурс, выставки работ детей

2.Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Результаты мониторинга, выставки-конкурсы (результат), выставки работ детей

2.4. Оценочные материалы

- Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей на начало учебного года (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

- Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей на конец учебного года (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

2.5. Методические материалы

Принципы проведения занятий:

- системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

- наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

- цикличность построения занятия;

- доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);

- проблемность – методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Методы обучения: - наглядные, - словесные, - практические; - продуктивные, - объяснительно-иллюстративные; - поощрения, - мотивации.

Формы организации учебного занятия

Работа проводится с группой, подгруппой детей, в индивидуальной форме.

Формы работы: непосредственно-образовательная деятельность, практическое занятие, выставки, выставка-конкурс.

Педагогические технологии, используемые в образовательной деятельности:

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Информационно-коммуникационные технологии

Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:

- идти в ногу со временем,

- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,

- наставником в выборе компьютерных программ,

- сформировать основы информационной культуры его личности,

- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.

Требования к компьютерным программам ДОУ:

- Исследовательский характер

- Легкость для самостоятельных занятий детей

- Развитие широкого спектра навыков и представлений

- Возрастное соответствие

- Занимательность.

Классификация программ:

- Развитие воображения, мышления, памяти

- Говорящие словари иностранных языков

- Простейшие графические редакторы

- Игры-путешествия

- Обучение чтению, математике

- Использование мультимедийных презентаций

Преимущества компьютера:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

- обладает стимулом познавательной активности детей;

- предоставляет возможность индивидуализации обучения;

- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

ИКТ в работе современного педагога:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

- гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.

- технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).

Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.

Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.

Специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

- заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.

Игровая технология

Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

Алгоритм учебного занятия

- Занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Оргмомент

Актуализация знаний и умений

Мотивация. Целеполагание

Организация восприятия

Организация осмысления

Первичная проверка понимания

Организация первичного закрепления

Анализ

Рефлексия

- Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Оргмомент

Мотивация

Актуализация знаний и способов действий

Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях

Самостоятельное применение знаний

Контроль и самоконтроль

Коррекция

Рефлексия

Структура занятий

1. Подбор тем, запланированных в соответствии со временем года («Осень», «Метелица», «Космос», «Весна» и т.д.), и с сопутствующими праздниками («Ёлочка», «Подарок папе», «Открытка для мамы», и т.д.)

2. Подготовительная работа к занятию.

а) Проведение бесед, рассматривание картин, иллюстраций или фотографий по теме, чтение или заучивание необходимого художественного материала, наблюдение за живыми объектами, проведение дидактических или подвижных игр и т.д.

б) Подбор стандартного наглядного и раздаточного материала, нетрадиционного бросового и природного материала (крышки различного размера, крупы, соль, цветы, семена, ветки, пищевые красители, бисер, бусины, пайетки, нити разной структуры, бумага различного формата и структуры, разные краски).

3. Проведение занятий в игровой форме (в виде путешествия, шоу-игры, игры со сказочным героем, поиски кладов, игры в волшебников и т.п.).

4. Использование нестандартных техник рисования с элементами аппликации и лепки. Многие техники интересны и сложны, поэтому подготавливается необходимый материал к работе с учётом возможностей каждого ребёнка, проводятся некоторые занятия, учитывая их сложность по подгруппам или всем коллективом детей, но обязательно с индивидуальным подходом к каждому ребёнку. В начале года техники рисования на занятиях даются почти изолированные друг от друга, а в дальнейшем способы рисования усложняются, планируется сочетание техник. 

Дидактические материалы

Наглядные пособия: картинки, иллюстрации, репродукции картин; фотографии; образцы работ; дидактические игры.​​​​​​​

2.6. Список литературы

Основная литература:

для педагогов:

Копцева Т.А. «Природа и художник». Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству (Парциальная программа) Издательство: Сфера, 2008 г., 208с.

Лыкова И.А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019. – 136 с. 16-е издание, перераб. и доп.

для родителей:

Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-152с.

Дополнительная учебная литература:

Казакова Р.Г., Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.  – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.

Интернет-ресурсы:

http://semeynaya-kuchka.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlya-detskogo-sada/

https://art-tovar.ru/risovanie-dlya-detej/vidy-netradicionnyx-texnik-risovaniya-dlya-detej.html

https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/11/19/netraditsionnye-tehniki-risovaniya-v-detskom-sadu-vidy-tehniki


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей на начало учебного года. В три года ребенок проявляет заметный интерес к иллюстрациям в детских книжках, к народной игрушке и другим предметам декоративно-прикладного искусства (посуда и другие предметы интерьера); понимает, что изображение отличается от реальных предметов; охотно экспериментирует с художественными инструментами (карандаш, фломастер, кисть) и материалами; осваивает способы зрительного и тактильного обследования предметов, что является основой для обогащения восприятия, формирования представлений об окружающем мире, развития эмоций и интереса к художественной деятельности. Может передавать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации). Создает образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает форму и цвет доступными художественными способами; на основе ассоциаций устанавливает сходство между реальными предметами и их изображениями. С интересом рассматривает и обыгрывает образы (колобок, дорожка, машина, жучок, птичка) и композиции (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке).

Высокий уровень – в рисовании, лепке, аппликации, конструировании ребенок увлеченно и с интересом создает изображения и при этом выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.).

Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослым. Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; в совместной деятельности с другим человеком (взрослым, старшим ребенком) или по подражанию создает схематичное изображение, но не выражает свое отношение к нему.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Педагогическая диагностика (мониторинг) художественно-творческого развития детей на конец учебного года. К 4 годам ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству (народной игрушке, посуде, музыкальным инструментам), мелкой пластике, книжной графике; владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения восприятия; с увлечением занимается лепкой и рисованием; проявляет интерес к изобразительной деятельности взрослых. Может отображать свои представления и впечатления об окружающем мире в разных видах изобразительной деятельности (рисовании, лепке, аппликации) и в процессе художественного труда, детского дизайна. Создает узнаваемые образы конкретных предметов и явлений окружающего мира; передает обобщенную форму и цвет доступными художественными способами (конструктивным, пластическим, комбинированным, модульным, каркасным и др.). Целенаправленно создает, рассматривает и свободно обыгрывает созданные образы (колобок, дорожка, машина, бабочка, цыпленок), постройки (забор, загородка, мостик, диванчик, стол, домик и др.) и композиции (колобок на дорожке, кукла в кроватке, солнышко в окошке).

Высокий уровень – в рисовании, лепке, аппликации, а также в процессе художественного труда и конструирования ребенок охотно и с интересом выражает собственные представления и впечатления об окружающем мире: создает эмоционально выразительные образы и выражает свое отношение к ним; с увлечением рассматривает книжные иллюстрации и предметы декоративно-прикладного искусства; замечает красивое в природе, искусстве и в быту (в игрушках, одежде, упаковке и др.);

Средний уровень – в разных видах изобразительной деятельности ребенок обычно следует образцу, действует по подражанию, мотивирует свою неуверенность неумением; но при поддержке взрослого включается в деятельность и охотно соглашается рассматривать иллюстрации, рисовать, лепить, делать аппликации и конструировать вместе со взрослым или более умелым ребенком;

Низкий уровень – ребенок не проявляет заметного интереса к изобразительной деятельности; создает схематичное изображение по образцу; не выражает свое отношение к ее процессу и результату. Оценка в баллах: высокий, средний, низкий.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.