Дополнительная общеобразовательная программа технической направленности «Лего-конструирование для малышей»

5
0
Материал опубликован 25 January 2021

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Новосёловский Центр творчества и туризма»




Утверждаю:

Директор

МБОУ ДО «Новосёловский

Центр творчества и туризма»

___________ О.Н. Хихлатых

от 10.06.2020 № 26


Принято на заседании

Педагогического совета

от 10.06.2020

Протокол № 4






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности

«Лего – конструирование для малышей»

Стартовый уровень



возраст учащихся: 5-6 лет.

срок реализации:

1 год




Автор программы:

Вольф Татьяна Валерьевна, педагог дополнительного образования









Новоселово, 2020

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «LEGO – конструирование для малышей» стартового уровня составлена в соответствие с требованиями, предъявляемыми к общеобразовательным программам дополнительного образования детей, с учетом возрастных особенностей и интересов ребенка.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Одной из разновидностей конструктивной деятельности дошкольников является создание 3D-моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. LEGO–конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры.

Программа «LEGO – конструирование для малышей» это пространственная система познаний окружающего мира, развитие следующих процессов:

Психическое развитие: формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти.

Физиологическое развитие: развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз.

Развитие речи: активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи.

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Актуальность программы в том, что LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, что активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности.

Практическая значимость. Применение конструкторов LEGO, позволяет дошкольникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развивать необходимые в дальнейшей жизни навыки.

Программа способствует формированию предметных и универсальных способов действий, самоорганизации, саморегуляции, развитию познавательной и эмоциональной сферы личности ребёнка. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта, воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитием диалогической и монологической речи, расширением словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления.

Данная программа предполагает личностно-ориентированный подход, который учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет каждому обучающемуся научиться работать как индивидуально, так и в коллективе, учит их свободно и творчески мыслить.

Лего-технология – это технология деятельностного подхода. Дети экспериментируют и открывают для себя новые знания в процессе практической деятельности.

При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял еще и кругозор: архитектура, животные, птицы, транспорт и др.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

Адресат программы: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Набор на обучение свободный.

Уровень программы: стартовый.

Объем программы: 70 часов.

Срок реализации: 1 год.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 часа.

Особенности организации образовательного процесса:

- формы организации: индивидуальные, групповые, самостоятельные;

- виды занятий: практические выполнение самостоятельной работы, выставки, соревнования.

1.2. Цель и задачи программы

Цель программы:

Развития у старших дошкольников – первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструкторов.

В ходе достижения данной цели решаются следующие задачи.

Образовательные:

- Обучить конструировать модели по заданной схеме;

- Обучить выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью;

- Расширять знания детей об окружающем мире.

Развивающие:

- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре;

- Развивать мелкую моторику рук, конструктивное мышление, внимание, творческое воображение, познавательный интерес;

- Стимулировать детское научно-техническое творчество.

Воспитательные:

- Воспитывать умение и желание трудиться;

- Воспитывать культуру и этику общения.

1.3. Содержание программы

Учебный план

занятия


Тема


Количество часов


Форма контроля

Теория

Практика

Всего

1

Введение в конструкторскую деятельность

2

2


4

Наблюдение, опрос, самостоятельная работа

2

Лего-математика

1

9

10

Наблюдение, Самостоятельная работа

3

«Животный и растительный мир»

-

15

15

Самостоятельная работа

Демонстрация моделей

4

«Архитектура»

2

18

20

Самостоятельная работа Демонстрация

5

«Техника и транспорт»

-

15

15

Самостоятельная работа Демонстрация

6

Промежуточная аттестация

-

2

2

Самостоятельная работа

Демонстрация

7

Итоговая аттестация


4

4

Самостоятельная работа Презентация творческих работ

8

Всего

5 часа

65 часа

70 часов



Содержание учебного плана

1. Введение в конструкторскую деятельность (4ч)

Теория (2ч.) Вводное занятие. Правила техники безопасности на занятиях по Лего-конструированию. Знакомство с конструктором LEGO, знакомство с формой и цветом LEGO–деталей, вариантами их скреплений

Практика (2ч.) Использование кирпичиков в соответствии с заданным цветом и формой. Использование строительных кирпичиков в зависимости от их размеров. Демонстрация. Самостоятельная конструктивная деятельность детей по собственному замыслу.

2. Лего-математика (10ч)

Теория (1ч.) Закрепление понятий «число» и «цифра». Анализ необходимых для построения деталей, обсуждение конструкций. Знакомство детей с плоскими геометрическими фигурами и объемными телами.

Практика (9ч.) постройка на плоскости цифр от 1до 5. Работа по технологическим картам, строительство геометрических фигур с учетом всех основных правил конструирования.

3. «Животный и растительный мир» (15 ч)

Практика (15ч.) Знакомство с постройкой плоскостных и объемных моделей животных по образцу и собственному замыслу. Создание LEGO-фермы. Конструирование моделей животных пустынь, степей, лесов. Моделирование по заданию. Работа по технологическим картам. Создание зоопарка. Изготовление аквариума. Изготовление цветочной композиции на плоскости и конструирование объемных цветов.

4. «Архитектура» (20ч)

Теория (2ч.) Знакомство с такими понятиями как архитектура, архитектор, с особенностями архитектурных сооружений давних времен. Закрепить знания о принципах постройки зданий. Знакомство с различными типами крыш. Способы и материалы для перекрытия крыш.

Практика (18ч.) Конструирование замков. Использовать разные кирпичики для перекрытия крыши, способы кладки прочных крыш. Постройка дома с участком с использованием схемы размещения построек. Умение ориентироваться в схеме, на которой изображен план участка, и располагать постройки с учетом этого плана. Постройка современных многоэтажных домов. Выполнение коллективной работы «Мой город». Умение строить дома по собственному замыслу с учетом всех правил постройки зданий. Строить дома в зависимости от их назначения.

5. «Техника и транспорт» (15.ч)

Практика (15ч.) Конструирование транспортного средства по схемам и образцам. Постройка объемных и плоскостных работ. Постройка дорог, светофоров и дорожных знаков. Моделирование машины-помощника по схеме и образцу. Строительство воздушной техники по схемам и образцу. Строить модели водного транспорта по образцу, схемам и собственному замыслу.

6. промежуточная аттестация (2ч)

Практика (2 ч) Конструирование любой модели, по собственному замыслу используя заданное количество деталей конструктора, и представление своей работы.

7. Итоговая аттестация (4ч)

Практика (4 ч) Конструирование любой модели, по собственному замыслу используя заданное количество деталей конструктора, и представление своей работы.

1.4. Планируемые результаты

Появление интереса к самостоятельному изготовлению построек, умения применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, развитие познавательной активности, воображения, фантазии и творческой инициативы.

Формирование конструкторских умений и навыков, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Совершенствование коммуникативных навыков обучающихся при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Учащиеся будут знать:

детали конструктора

способы соединения деталей между собой

Учащиеся будут уметь:

собирать конструкции согласно заданной схеме

выполнять задания в соответствии с инструкцией

работать в паре

рассказывать о конструкции

Учащиеся будут иметь представления:

О деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;

Об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

О зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;

О связи между формой конструкций и их функциями.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Формы аттестации и оценочные материалы

Виды контроля:

Наблюдение, опрос, самостоятельная работа демонстрация моделей презентация творческих работ

Начальный или входной контроль

наблюдение

опрос

Текущий контроль

самостоятельная работа

демонстрация моделей

Промежуточный контроль

презентация творческих работ

Итоговый контроль

самостоятельная работа

презентация творческих работ

Механизм оценивания образовательных результатов

Одним из способов проверки эффективности программы и средством измерения достигнутых результатов являются текущий контроль промежуточные и итоговые аттестации.

Наблюдение за учащимися во время работы.

Беседа.

Оценка его исследований и методов выполнения заданий.

Участие воспитанников объединения в конкурсах различного уровня, выставках технического творчества.

Но так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их выполнения.

Оценочные материалы

Критерии оценки результативности определяются на основании содержания образовательной программы и в соответствии с ее прогнозируемыми результатами.

1. Побуждение:

- интерес к данному виду деятельности.

Знание представления:

- название цвета детали;

- название формы детали.

3.Умения:

- группировка деталей по цвету, по форме;

- скрепление деталей разными способами;

- работа по объемному образцу, по образцу, изображенному на картинке, используя пошаговую схему (технологические карты), по инструкции;

- анализ постройки, выделяя части целого;

- план предстоящей постройки;

- построение элементарных построек по творческому замыслу;

- работа в паре, в группе;

- составление рассказа о постройке, используя технологию моделирования (мнемосхемы);

- обыгрывание постройки.

2.2. Методические материалы

Организационно-педагогические условия реализации программы заключаются в развитии конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

В содержании программы присутствуют все направления, решающие многие воспитательные и образовательные задачи, которые актуальны в период перехода на новые стандарты.

Принципы отбора содержания. Предметное содержание программы направлено на последовательное формирование и отработку универсальных учебных действий, развитие логического мышления, пространственного воображения. Все темы по курсу «Лего для малышей» делятся на блоки, взаимосвязанных между собой и усложняются от модуля к модулю. Содержание каждого модуля делится на теоретический и практический разделы.

Практическая работа по созданию собственных моделей обеспечит учащимся прочное усвоение и закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях

Методы:

Наглядный

Объяснительно-иллюстративный

Информационно-рецептивный

Репродуктивный

Практический

Словесный

Проблемный

Игровой

Частично-поисковый

Исследовательский метод

Каждое занятие - часть мини-проекта, реализуя который ученик не только знакомится с теорией по предлагаемой теме, но и получает практические навыки работы с деталями конструктора.

В зависимости от решаемых задач педагогом определяется форма организации познавательной деятельности обучающихся.

Фронтальная работа.

Работа в составе групп.

Индивидуальная работа.

2.3 Календарный учебный график


Группа

Дата начала реализации программы

Дата окончания реализации программы

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных дней

Последовательность реализации содержания учебного плана

Темы первого полугодия

Темы второго полугодия

1

10.09.2020

23.05.2021

35

35

Введение в конструкторскую деятельность

Лего-математика

«Животный и растительный мир»

Промежуточная аттестация


«Животный и растительный мир» «Архитектура»

«Техника и транспорт» Итоговая аттестация

2.4. Условия реализации программы

Учебно-методические средства обучения

- схемы, образцы и модели;

- иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;

- мультимедийное сопровождение по темам курса.

Кадровое обеспечение программы

Педагог дополнительного образования

Материально-технические условия реализации программы

- тематические наборы конструктора Лего;

- компьютер.

2.5 Список литературы

Нормативно-правовые документы

1. Конституция РФ.

2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»

6. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам»

7. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006т№06-1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей.

Основная литература

1. Варяхова Т.Л. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 48-50.

2. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013. – 56 с.

3. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. - 32 с.

4. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001. - 49 с.

5. Конструируем: играем и учимся LegoDacta// Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. - М., 2007. – 37 с.

6. Кузьмина Т. Наш ЛЕГО ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1. - С. 52-54.

7.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 104 с.

8. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду. Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011. - 101 с.

Приложения

Приложение 1

Средства контроля

Карта отслеживания результатов учащихся

Ф.И.

уч-ся

Лего-математика


«Животный и растительный мир»


«Архитектура»


«Техника и транспорт»


Общий балл.

Средний балл

Процент (%)

















Критерии оценки:

9-10 баллов – отличный уровень освоения программы

7-8 баллов – хороший уровень освоения программы

5-6 баллов – средний уровень освоения программы

1-4 баллов – низкий уровень освоения программы

Протокол результатов аттестации учащихся

Название ДООП:

Ф.И.О. педагога дополнительного образования:

Форма оценки результатов: 10 бальная


п/п

Фамилия, имя учащегося

Дата проведения аттестации

Форма аттестации

Итоговая оценка (балл)

Полнота освоения программы (%)





























Приложение 2

Методические материалы

Организационно-педагогические условия реализации программы заключаются в развитии конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

LEGO - не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством педагога в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

В содержании программы присутствуют все направления, решающие многие воспитательные и образовательные задачи, которые актуальны в период перехода на новые стандарты.

Основные формы и методы обучения, используемые на занятиях


Методы

Приёмы

Наглядный


Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету.

Объяснительно-иллюстративный


Обучающиеся получают знания в ходе беседы, объяснения, дискуссии, из учебной или методической литературы, через экранное пособие в "готовом" виде.

Информационно-рецептивный


Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный


Воспроизводство знаний и способов деятельности. Деятельность учащихся носит алгоритмический характер, выполняется по инструкциям, предписаниям, правилам.

Практический


Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный


Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный


Прежде чем излагать материал, перед обучающимися необходимо поставить познавательную задачу, сформулировать проблему, а затем, раскрывая систему доказательств, сравнивая точки зрения, различные подходы, показать способ решения поставленной задачи.

Игровой


Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-

поисковый


Заключается в организации активного поиска решения

выдвинутых в обучении (или самостоятельно сформулированных) познавательных задач в ходе подготовки и реализации творческих проектов.

Исследовательский

Демонстрация вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия, просмотр дидактического материалы, методических таблиц, схем и пособий. Обучающиеся становятся свидетелями и соучастниками научного поиска.


Каждое занятие - часть мини-проекта, реализуя который ученик не только знакомится с теорией по предлагаемой теме, но и получает практические навыки работы с деталями конструктора.

В зависимости от решаемых задач педагогом определяется форма организации познавательной деятельности обучающихся.

1. Фронтальная работа

Изучение основных способов соединения деталей

Демонстрация работы моделей

Обсуждение результатов наблюдений

Работа в составе групп

Выполнение заданий из рабочих бланков

Совместная сборка моделей.

Обсуждение и представление результатов выполненной работы.

2. Индивидуальная работа

Анализ собственных результатов и объединение их с результатами других

Демонстрация своих результатов педагогу.



10


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации