Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Мир конструирования»
Оглавление
1. Объём и сроки реализации программы. 3
4. Принципы реализации программы. 6
5. Формы, методы и приёмы работы с детьми. 6
6. Структура организации образовательного процесса. 7
9. Методическое обеспечение и условия реализации программы. 21
Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Мир конструирования», стартовый уровень разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет), является нормативным документом и условием реализации образовательной программы МБДОУ детского сада № 8 «Колокольчик». Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 об образовании СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
3.Устав МБДОУ детского сада
4.Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 352с.
5.Образовательной программы МБДОУ детского сада № 8 «Колокольчик»
Программа определяет цель, задачи, содержание, технологию и организацию кружковой работы в условиях работы дошкольного образовательного учреждения.
Программа характеризует модель психолого-педагогической поддержки позитивной социализации, индивидуализации и развития личности детей старшего дошкольного возраста.
Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребёнка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Программа реализуется в творческом объединении технической направленности «Мир конструирования», с детьми подготовительной к школе группе.
Актуальность программы:
Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Объёмное конструирование роботов, позволяет ребенку создавать модель, которая может передвигаться. А также эти модели роботов очень схожи с оригиналами. Cubetto- это невероятная возможность не просто познакомить ребёнка с миром компьютерных технологий, но и дать ему возможность понять, как они работают, и самому создавать их, развить логику, воображение и моторику. Дружелюбный робот Кубетто научит детей мыслить логически, находить причинно-следственные связи, планировать, самостоятельно находить решения простых и сложных задач. Кубетто – это программирование, которое можно не только увидеть, но и потрогать руками.
1. Объём и сроки реализации программы.
Данная программа реализуется в течении года, которая соответствует стартовому уровню, начального обучения. Время обучения 2 занятие в неделю, 72 занятия в год (36 недель в учебном году)
Цель программы «Техническое моделирование «Мир конструирования» (стартового уровня) – сформировать у детей начальное научно-техническое знание, желание и умение трудиться; овладение умениями и навыками работы с различными материалами и создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения; развитие у детей тяги к творчеству и превращение процесса труда во вдохновенное созидание.
Задачи программы.
Обучающие:
- создание условий для усвоения ребенком практических навыков работы с материалами;
- обучение первоначальным правилам инженерной графики;
- приобретение навыков работы с инструментами и материалами, применяемыми в моделизме;
- сформировать умение планировать свою работу;
- обучить приемам и технологии изготовления несложных конструкций.
Развивающие:
- создание условий для саморазвития обучающихся;
- содействие развитию у детей способностей к техническому творчеству;
- развитие политехнического представления и расширение политехнического кругозора;
- пробуждение любознательности и интереса к устройству простейших технических объектов, развитие стремления разобраться в их конструкции и желание выполнять модели этих объектов.
Воспитательные:
- воспитание коммуникативных навыков, умения работать в команде;
- вовлечение детей в соревновательную и игровую деятельность;
- воспитание творческой активности;
- воспитание уважение к труду и людям труда, самоконтроля.
Программа стартового уровня разработана для детей 6- 7 лет. Занятия проводятся в группе по десять человек. Предусмотрены групповые, мелкогрупповые и индивидуальные занятия с воспитанниками. Обучение проводится в форме аудиторных занятий с применением основных педагогических методов: словесного (рассказ, беседа), наглядного, практического, видео-метода и др. Принимаются в творческие объединения все желающие без предварительного отбора и мальчики, и девочки. К работе в кружке дети приступают после проведения соответствующего инструктажа по правилам техники безопасной работы с инструментами.
Продолжительность занятий 30 минут, в середине занятия проводятся упражнения для глаз и динамические игры. Занятия проводятся в специальном кабинете, где особое внимание уделяется вопросам безопасности труда. Применяются индивидуально-личностные, игровые, здоровье сберегающие технологии и технологии проектного обучения. Данная программа предусматривает теоретические и практические занятия с последующим усложнением заданий, которые предстоит выполнить обучающимся, развитие с первых занятий не только технических навыков, но и творческого начала.
Дети научатся:
- различать и называть детали конструктора;
- конструировать по условиям заданным взрослым;
- конструировать по образцу, чертежу, заданной схеме (технологической карте);
- самостоятельно и творчески выполнять задания, реализовать собственные замыслы;
- работать в паре, коллективе;
- рассказывать о постройке.
У детей сформируются:
- морально-волевые качества: толерантность, старательность, внимательность, умение работать в коллективе, находчивость, творческие способности;
- познавательные качества: наблюдательность, любознательность, интерес, исследовательская активность;
- качества самостоятельно договариваться друг с другом;
- конструкторские навыки и умения;
- навыки программирования
Дети разовьют мелкую моторику рук, поисковую творческую деятельность, эстетический вкус.
3. Оценка результативностиИтогом изучения является выполнение задания по образцу. Обучающийся допускается к созданию следующей модели только после успешного выполнения предыдущего. В случае возникновения сложности в выполнении задания, предусмотрена индивидуальная работа и создание готового изделия с использованием имеющихся наработок воспитанников. В середине учебного года проводится срез по теоретическим знаниям в форме устного опроса. В конце учебного года проводится выставка работ детей, как итоговая аттестация.
4. Принципы реализации программы.Воспитание и обучение в совместной деятельности педагога и ребёнка;
Последовательность и системность обучения;
Принцип динамичности;
Принцип создания условий для самореализации личности ребёнка;
Принцип доступности;
Принцип свободы выбора ребёнком видов деятельности;
Принцип индивидуальности;
Принцип доверия и поддержки.
5. Формы, методы и приёмы работы с детьми.В процессе кружковой работы используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и интегрированные. Для обучения детей конструированию использую разнообразные методы и приемы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно- рецептивный | Обследование деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними.
|
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: сборка моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично- поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
6. Структура организации образовательного процесса.
Продолжительность реализации программы – 1 год, с детьми 6-7 лет (подготовительная группа). В процессе обучения возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени овладения практическими умениями навыками.
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня.
Продолжительность занятий не более 30 минут.
Структура занятия:
Занятия делятся на два блока:
• Объёмное конструирование роботов;
• Программирование с роботом Cubetto;
Блок объёмное конструирование роботов, научит детей, создавать творческие модели роботов различного назначения. В конце каждого занятия получается робот, который может передвигаться, а также робот, схожий с оригинальной моделью. Дети продолжать обучение по работе со схемой (технологической картой), закрепят умения работать над проектом по замыслу.
Блок программирования Кубетто, познакомит детей с роботом Кубетто, который является главным действующим лицом и может двигаться в заданном направлении. У него есть лицо, движется на колесах. Движется только вперед, поворачивает налево и направо. Движется туда – куда смотрит.
С блоком-управления, где задаются команды для робота. Очередь задач, функция, кнопка начала действия.
С набором команд, с помощью которых осуществляется управление роботом. Они представлены в виде стрелок. Красная стрелка – поворот направо, желтая – налево, зеленая – движение вперед на один квадрат, синяя – функция.
С игровыми полями (квадратами), по которым робот будет путешествовать.
На занятиях предлагается детям просмотр презентаций, видеоматериалов с сюжетами по теме, в которых показаны моменты сборки конструкции, либо представлены задания интеллектуального плана.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия, предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы
способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном
взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
При изготовлении моделей, дети могут испытывать трудности, что будет огорчать их. С целью сохранения терпения необходимо учить детей использовать правила преодоления трудностей при сборке моделей:
• Не огорчайся при неудаче.
• Если устал – оставь свою работу:
• Понаблюдай за работой других детей;
• Полежи на ковре;
• Посмотри в окошко, сделай зрительную гимнастику.
• Обязательно вернись к своей работе:
• Рассмотри карту-схему и условные обозначения,
• Обратись за помощью.
За правильное поведение, умение планировать свою деятельность необходимо хвалить детей, поощрять – например, дарить наклейки со словами (молодец, хорошо, и т.д.). Это вселяет в детей веру в свои силы и возможности.
Когда дети освоят приемы работы со схемой (технологической картой), то у них возникнет желание самостоятельно сделать поделку. Необходимо научить детей как организовать работу. Для этого нужно познакомить детей правилами самостоятельной работы.
Стартовый уровень (1 год обучения)
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Блок объёмное конструирование роботов. | 1 | 35 | 36 | Выставка работ |
1.1 | Знакомство с образовательным конструктором | 1 | - | 1 | Беседа Инструктирование воспитанников по технике безопасности при работе с конструктором |
1.2 | Модель робот «Улитка» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.3 | Модель робот «Пчела» | - | | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.4 | Модель робот «Бабочка» | - | | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.5 | Модель «Фотоаппарат» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.6 | Модель «Ветряная мельница» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.7 | Модель «Подводная лодка» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.8 | Модель «Лебедь» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.9 | Модель «Коала» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.10 | Модель «Белка» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.11 | Модель «Пингвин» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.12 | Модель робот «Велосипед» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.13 | Модель робот «Танк» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.14 | Модель робот «Автобус» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.15 | Модель робот «Легковой автомобиль» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.16 | Модель робот «Грузовик» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.17 | Модель робот «Сани» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.18 | Модель робот «Бульдозер» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.19 | Модель робот «Самолет» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.20 | Модель робот «Кролик» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.21 | Модель робот «Черепаха» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.22 | Модель робот «Брахиозавр» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.23 | Модель робот «Трицераптос» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.24 | Модель робот «Олень» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.25 | Модель робот «Краб» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.26 | Модель робот «Муравей» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.27 | Собираем робота по замыслу «Робот –спасатель» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.28 | Каркасное конструирование «Гараж для легкового автомобиля» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.29 | Собираем робота по замыслу «Робот –исследователь» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.30 | Собираем робота по замыслу «Колесный робот специального назначения» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.31 | Собираем робота по замыслу «Четырехногий робот» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.32 | Собираем робота по условию «Робот беспилотник» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.33 | Собираем робота в виде реального животного | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.34 | Собираем гусенечного робота специального назначения | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.35 | Собираем по замыслу «Динозавр» | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
1.36 | Собираем шестиногого робота | - | 1 | 1 | Наблюдение, творческий просмотр |
2. | Блок программирование с Cubetto | 4 | 28 | 32 | |
2.1 | «Знакомство с роботом Gubetto» | 3 | - | 3 | Беседа |
2.2 | Программирование Gubetto. | 1 | - | 1 | Беседа |
2.3 | Первый школьный день Cubetto | - | 1 | 1 | Наблюдение |
2.4 | Cubetto потерялся в большом городе | - | 2 | 2 | Наблюдение |
2.5 | Путешествие в музей: «Чудеса и тайны древнего Египта» | - | 2 | 2 | Наблюдение |
2.6 | Каникулы Cubetto: «Прогулка на подводной лодке» | - | 2 | 2 | Наблюдение |
2.7 | Путешествие во сне: «Cubetto покидает землю» | - | 3 | 3 | Наблюдение |
2.8 | Cubetto помогает деду Морозу | - | 2 | 2 | Наблюдение |
2.9 | Cubetto на стройплощадке | - | 2 | 2 | Наблюдение |
2.10 | Cubetto идет в гости с Красной Шапочкой | - | 1 | 1 | Наблюдение |
2.11 | Cubetto едет в аэропорт | - | 1 | 1 | Наблюдение |
2.12 | Cubetto спасается от акулы | - | 1 | 1 | Наблюдение |
2.13 | Cubetto встречает друзей | - | 1 | 1 | Наблюдение |
2.14 | Cubetto в круизе по морю | - | 1 | 1 | Наблюдение |
2.15 | Cubetto идет в кафе -мороженое | - | 1 | 1 | Наблюдение |
2.16 | Cubetto катается на велосипеде в парке | - | 1 | 1 | Наблюдение |
2.17 | Cubetto помогает МЧС | - | 1 | 1 | Наблюдение |
2.18 | Cubetto попадает на необитаемый остров | - | 3 | Наблюдение | |
2.19 | Cubetto ищет затонувшие сокровища | - | 1 | 1 | Наблюдение |
2.20 | Самостоятельно составить программу путешествия Gubetto по Карте мира. | - | 2 | 1 | Наблюдение |
2.21 | Конкурс « Юные программисты» | - | 1 | 1 | Наблюдение |
| Всего часов | 5 | 63 | 68 | |
Содержание учебного плана
Стартовый уровень (1 год обучения)
П/№ | Тема | Программное содержание | Материалы для занятия |
I Блок объёмное конструирование роботов. | |||
Взаимодействие с родителями: Консультация: «Формирование и развитие элементарных математических представлений с помощью конструктора»; Стендовая консультация: «Как выбрать конструктор для детей старшего дошкольного возраста. | |||
1. | Знакомство с образовательным конструктором | Знакомство с конструктором: виды деталей; способы соединения, работа со схемой (технологической картой). | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). |
2. | Модель робот «Улитка» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Закрепление правил безопасного поведения при работе с конструктором | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №1 |
3. | Модель робот «Пчела» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления. | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №2 |
4. | Модель робот «Бабочка» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления. | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №3 |
5. | Модель робот «Фотоаппарат» | Развитие слухового и зрительного внимания и памяти; связной речи; Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №4 |
6. | Модель робот «Ветряная мельница» | Обучение конструированию по рисунку, самостоятельному подбору необходимого строительного материала. Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №5 |
7. | Модель робот Подводная лодка» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №6 |
8. | Модель робот «Лебедь» | Обучение конструированию по рисунку, самостоятельному подбору необходимого строительного материала. Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №7 |
9. | Модель робот «Коала» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №8 |
10. | Модель робот «Белка» | Обучение конструированию по рисунку, самостоятельному подбору необходимого строительного материала. Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №9 |
11. | Модель робот «Пингвин» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №10 |
12. | Модель робот «Велосипед» | Развитие слухового и зрительного внимания и памяти; связной речи; Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №11 |
13. | Модель робот «Танк» | Обучение конструированию по рисунку, самостоятельному подбору необходимого строительного материала. Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №12 |
14. | Модель робот «Автобус» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №13 |
15. | Модель робот «Легковой автомобиль» | Развитие слухового и зрительного внимания и памяти; связной речи; Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №14 |
16. | Модель робот «Грузовик» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления. | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. № 15 |
17. | Модель робот «Сани» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления. | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. № 16 |
18. | Модель робот «Бульдозер» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти, пространственного воображения. | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. № 17 |
19. | Модель «Самолёт» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Закрепление правил безопасного поведения при работе с конструктором | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №18 |
20. | Модель робот «Кролик» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления. | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №19 |
21. | Модель робот «Черепаха» | Обучение конструированию по рисунку, самостоятельному подбору необходимого строительного материала. Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. № 20 |
22. | Модель робот «Брахиозавр» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти, пространственного воображения | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. № 21 |
23. | Модель робот «Трицераптос» | Обучение конструированию по рисунку, самостоятельному подбору необходимого строительного материала. Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. № 22 |
24. | Модель робот «Олень» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления. | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. № 23 |
25. | Модель робот «Краб» | Обучение конструированию по рисунку, самостоятельному подбору необходимого строительного материала. Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. № 24 |
26. | Модель робот «Муравей» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти, пространственного воображения | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. Технологическая карта. №25 |
27. | Собираем робота по замыслу «Робот спасатель» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления. | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. |
28. | Каркасное конструирование «Гараж для легкового автомобиля» | Закрепление умения конструировать по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. |
29. | Собираем робота по замыслу «Робот исследователь» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. |
30. | Собираем робота по замыслу «Колесный робот специального назначения» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. |
31. | Собираем робота по замыслу «Четырехногий робот» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие слухового и зрительного внимания и памяти, пространственного воображения. | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15.. |
32. | Собираем робота по условию «Робот беспилотник» | Закрепление умения конструировать по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. |
33. | Собираем робота в виде реального животного | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. |
34. | Собираем гусеничного робота специального назначения | Закрепление умения конструировать по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. |
35. | Собираем робота по замыслу «Динозавр» | Закрепление умения анализировать предметы, выделять в них основные функциональные части и особенности строения. Развитие логического и конструктивного мышления | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. |
36. | Собираем шестиногого робота | Закрепление умения конструировать по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал. Формирование способности критически оценивать результат | Мультимедиа система (ноутбук, проектор, экран). Детали конструктора на каждого ребенка: ЦМ-15. |
Взаимодействие с родителями: Фото- выставка «Вот как мы умеем!» (фото с занятий) | |||
II Блок программирование с Cubetto | |||
Взаимодействие с родителями: Консультация «Робот Cubetto» Стендовая консультация «Развитие индивидуальных способностей ребенка и его творческой активности с помощью конструирования». | |||
37. | «Знакомство с роботом Gubetto» | Познакомить детей с устройством робота Gubetto, ввести в словарь детей, название деталей для управления роботом. | Игровой набор Gubetto. |
38. | Программирование Gubetto. | Учить детей задавать и менять порядок действий передвижения робота; развивать логическое и пространственное мышление. | Игровой набор Gubetto. |
39. | Первый школьный день Gubetto | Научить детей задавать и менять порядок действий передвижения робота; развивать логическое и пространственное мышление; учить детей работать в команде | Игровой набор Gubetto |
40. | Gubetto потерялся в большом городе | Закрепить полученные знания детей по программированию маршрута на карте «Большого города» | Игровой набор Gubetto |
41. | Путешествие в музей: «Чудеса и тайны древнего Египта» | Продолжать учить детей задавать и менять порядок действий передвижения робота; развивать логическое и пространственное мышление; учить детей работать в команде объединяя свои фантазии. | Игровой набор Gubetto. |
42. | Каникулы Gubetto: «Прогулка на подводной лодке» | Продолжать учить детей задавать и менять порядок действий передвижения робота; развивать логическое и пространственное мышление, умственные способности. | Игровой набор Gubetto. |
43. | Путешествие во сне: «Gubetto покидает землю» | Продолжать учить детей создавать программы для управления роботом; развивать связную речь детей, умственные способности. | Игровой набор Gubetto. |
44. | Gubetto помогает Деду Морозу | Продолжать учить детей создавать программы для управления роботом; развивать связную речь детей, умственные способности; развивать логическое и пространственное мышление; учить детей работать в команде | Игровой набор Gubetto. |
45. | Gubetto на стройплощадке | Продолжать учить детей создавать программы для управления роботом; развивать логическое и пространственное мышление; продолжать учить детей работать в команде | Игровой набор Gubetto. |
46. | Gubetto идет в гости к Красной шапочке | Продолжать учить детей создавать программы для управления роботом; развивать логическое и пространственное мышление; продолжать учить детей работать в команде | Игровой набор Gubetto. |
47. | Gubetto едет в аэропорт | Продолжать учить детей создавать программы для управления роботом; развивать логическое и пространственное мышление; продолжать учить детей работать в команде | Игровой набор Gubetto. |
48. | Gubetto спасается от акулы | Продолжать учить детей создавать программы для управления роботом; развивать логическое и пространственное мышление; продолжать учить детей работать в команде | Игровой набор Gubetto. |
49. | Gubetto встречает друзей | Продолжать учить детей создавать программы для управления роботом; развивать логическое и пространственное мышление; продолжать учить детей работать в команде | Игровой набор Gubetto. |
50. | Gubetto в круизе по морю | Продолжать учить детей создавать программы для управления роботом; развивать логическое и пространственное мышление; продолжать учить детей работать в команде | Игровой набор Gubetto. |
51. | Gubetto идет в кафе-мороженое | Продолжать учить детей создавать программы для управления роботом; развивать логическое и пространственное мышление; продолжать учить детей работать в команде | Игровой набор Gubetto. |
52. | Gubetto катается на велосипеде в парке | Продолжать учить детей создавать программы для управления роботом; развивать логическое и пространственное мышление; продолжать учить детей работать в команде | Игровой набор Gubetto. |
53. | Gubetto помогает МЧС | Продолжать учить детей создавать программы для управления роботом; развивать логическое и пространственное мышление; продолжать учить детей работать в команде | Игровой набор Gubetto. |
54. | Gubetto попадает на необитаемый остров | Продолжать учить детей создавать программы для управления роботом; развивать логическое и пространственное мышление; продолжать учить детей работать в команде | Игровой набор Gubetto. |
55. | Gubetto ищет затонувшие сокровища | Продолжать учить детей создавать программы для управления роботом; развивать логическое и пространственное мышление; продолжать учить детей работать в команде | Игровой набор Gubetto. |
56. | Самостоятельно составить программу путешествия Gubetto по Карте мира. ( по выбору детей). | Учить детей самостоятельно создавать программы для управления роботом; продолжать учить детей работать в команде объединяя свои фантазии. | Игровой набор Gubetto. |
57. | Конкурс « Юнные программисты» | Развивать у детей стремление самостоятельно создавать программы для управления роботом; воспитывать бережное отношение к игровому оборудованию. | Игровой набор Gubetto. |
Взаимодействие с родителями: Выставка фоторабот «Мои достижения» на сайте ДОУ и выставочной зоне. |
Программа знакомит с моделированием и изготовлением несложных моделей и направлена на развитие интереса к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение детьми навыков работы с различными материалами.
Требования к среде:
1. Образцы фигурок, схемы (технологические карты) сборки. Такие схемы поэтапной сборки моделей, позволяют детям в свободное время еще раз вспомнить последовательность сборки и выполнить в дальнейшем её самостоятельно. А также с помощью такой схемы можно одновременно знакомить детей с условными знаками; учить «читать» схемы; искать, где была допущена ошибка, разобрав модель до нужного этапа и исправить эту ошибку; развивать речь, память, внимание).
2. Материал для конструирования, необходимый каждому ребенку.
3. Диски с музыкой (классической, народной, детскими песенками, звуками природы).
4. Ноутбук или интерактивная доска.
5. Магнитофон.
Для реализации программы разработаны:
• Перспективно-календарный план;
• Схемы сборки моделей;
• Конспекты занятий;
• Подборка иллюстративного материала;
• Картотеки физкультминуток, пальчиковых игр и гимнастики для глаз;
• Диагностические карты.
Требования к педагогу:
Прежде чем приступить к занятиям, педагог должен освоить основные приемы и техники сборки моделей: термины и знаки, принятые в конструировании, приемы работы со схемами.
Подготовить:
1. Программу технической направленности «Мир конструирования» (стартовый уровень).
2. Методическую литературу.
3. Материалы для бесед.
4. Наглядные пособия (иллюстративный материал, как в бумажном, так и в электронном виде)
1. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
2. Брагин В.П., Булатов Н.П., Гаршенин В.Г., Павлов П.С.Техническое творчество: Пособие для руководителей технических кружков. – М.: Молодая гвардия, 1955 – 528 с.
3. Фешина Е.В.Лего-конструирование в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2012.-114с.
4. Кайе В.А. Конструирование и эксперементирование с детьми 5-8 лет. Методическое пособие/ В.А.Кайе.- М.: ТЦ Сфера,2015.- 128с
5. Коноваленко. –СПб., ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС»,2012. -112с.
6. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники) сост. Е. В. Донецко. – Изд. 2- е,испр. Волгоград : Учитель,2015. -318 с.: ил.
7. Мой первый робот. Идеи: рабочая тетрадь для детей старшей, подготовительной к школе группы ДОО. 5-8 лет/ Д.А. Каширин, А.А. Каширина. – М.: Экзамен, 2015. – 280 с.: ил.
8. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013г. №26.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «Разработка предложений о сроках реализации дополнительных общеразвивающих программ» и Методические рекомендации по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Московской области.
Конышева Н.М. Наш рукотворный мир. – М.: LINKA-PRESS, 1997. – с.160
Петракова Подарки своими руками. Готовимся к празднику. – М.: Эксмо, 2009. – 128 с.
Гульянц Э.К. Учите детей мастерить: Пособие для воспитателя. – 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1984. – 159 с.
Подарки для друзей: Поделки из природных материалов своими руками. – Смоленск: Русич, 2002. – 656 с.