Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Творческая мастерская»

0
0
Материал опубликован 4 January 2022

Управление образования администрации Орехово-Зуевского городского округа



Муниципальное общеобразовательное учреждение

Верейская средняя общеобразовательная школа №19



​​​​​​​









Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Творческая мастерская»

(стартовый уровень)



Возраст: от 7 до 18 лет

Срок реализации: 1 год



















Автор-составитель:

Левушкина Олеся Александровна,

педагог-организатор





г.о. Орехово-Зуево

2020 г.

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» составлена с учётом базовых нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога:

1.Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

4.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

5.Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).

6.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

7.О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

8.Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

9.Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

10.Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 13 в/07).

11. Устав МОУ Верейской СОШ №19.



Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель - воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. В развитии детского творчества большую роль играет дополнительное образование. Так как оно направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени. Обучение детей в дополнительном образовании осуществляется на основе дополнительных программ, разработанных, как правило, самими педагогами и предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.

Данная дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская», относится к стартовому уровню и имеет техническую направленность. Содержание программы направлено на активное приобщение детей к техническому и художественному творчеству, носит развивающий, личностно-ориентированный характер, позволяет удовлетворить познавательные и коммуникативные интересы детей, а также сформировать навыки деятельности на уровне практического применения. Суть современной личности в наши дни – единство здоровья, гармонии, жизни и творчества. Сегодня очень важно найти, поддержать, развить в ребёнке механизм самореализации, саморазвития, самовоспитания, помочь ему жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой. Поэтому проблема формирования способностей детей к творчеству, как залог их успешной жизненной самореализации, является на сегодняшний день очень важной.

Актуальность программы обусловлена практической значимостью. Обучающиеся могут применять полученные знания и практический опыт в повседневной жизни, создавая вполне нужные предметы, например, игрушки, подарки, открытки, украшения для интерьера. Изготавливая что-либо, дети знакомятся не только с назначением этого предмета, но и получают о нём сведения общеобразовательного характера, учатся планировать свою работу, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать оригинальные поделки.

В современных условиях жизни проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Они убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи каждому ребёнку. Не менее важным является и вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего возраста.

На сегодняшний день отсутствуют новые государственные программы по начальному техническому моделированию, а существующие - морально устарели и не соответствуют современным требованиям по развитию детского технического творчества. Поэтому появилась необходимость разработать для детей школьного возраста дополнительную общеразвивающую программу «Творческая мастерская» с целью формирования у детей начальных технических знаний и умений, развития творческой самостоятельности и активности с учётом материально – технической оснащенности МОУ «Верейской СОШ №19».

Новизна данной программы в том, что, имея техническую направленность, она включает в себя не только основы технического моделирования (конструирования), но и элементы художественного конструирования. Под техническим моделированием принято понимать создание детьми макетов, технических моделей (судов, автомобилей, самолётов и т. п.), игрушек и поделок различных конструкций.

Начальное техническое моделирование - это первые шаги в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов, поделок; это познавательный процесс не только формирования у школьников начальных политехнических знаний и умений, но и развитие художественного вкуса. Приобщение школьников к конструкторско-технологической деятельности даёт детям возможность систематически упражняться в мышлении, учиться наблюдать, размышлять, представлять, фантазировать, предполагать форму, конструкцию поделки, оперировать имеющимися знаниями, применять их на практике, переносить в другую ситуацию, а также знакомиться с определёнными материалами и инструментами, с простейшей документацией (техническим рисунком, чертежом, описанием и т. д.). Очень важно показать школьникам, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи. Этому как раз и способствует художественное конструирование, которое предполагает определённый комплекс знаний: о единстве цвета и формы, сочетании материала и формы, соответствии формы назначению, пропорциональности различных форм в композиции, о видах и значении декоративно-прикладного творчества.

Художественное конструирование, являясь одним из видов художественного творчества, позволяет формировать творческие способности детей, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в тоже время даёт возможность закрепить и углубить знания, умения и навыки, полученные на занятиях техническим творчеством. Также художественное конструирование способствует развитию художественного вкуса, способности находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя творческий потенциал личности. Художественное конструирование, как продуктивный вид деятельности, создаёт хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности, умение работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения.

Таким образом, дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» сочетая в себе техническую и художественную направленность, даёт детям возможность развивать не только технические знания и умения, но и творческие способности, фантазию, воображение, художественное мышление, изобретательность, интерес к творческой деятельности.

Особенностью программы «Творческая мастерская»» является то, что тематика занятий разнообразна и строится с учетом возрастных особенностей и интересов обучающихся. В ходе изучения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков обучающихся, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет осуществить уровневую дифференциацию: более подготовленные дети выполняют работы повышенной сложности, тогда как менее подготовленные, выполняют работы доступные их уровню подготовки. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Кроме того, обучение по программе построено по принципу «от простого к сложному». В течение срока реализации программы дети учатся вырезать простые симметричные формы, складывать, сгибать и склеивать бумагу, составлять не сложные предметные и тематические аппликации, изготавливать простейшие технические модели, различные поделки на основе геометрических тел (конус, пирамида, цилиндр, куб, параллелепипед), работать с инструментами и материалами. Занятия проводятся в игровой форме, используются такие методы обучения, как: наглядный метод (показ иллюстраций, рисунков, фотографий), словесный (словесные и дидактические игры, использование ярких, понятных детям дидактических пособий (технологические карты, образцы и т.д.), метод практической и самостоятельной деятельности. Обучающиеся изучают: конструирование поделок из бросовых материалов, технических моделей, подарков и сувениров к праздникам, знакомятся с технологией изготовления аппликационных работ, с различными техниками их выполнения.

Детей школьного возраста отличает повышенная познавательная и творческая активность, они всегда стремятся узнать что-то новое, чему-либо научится, причём делать все по-настоящему, профессионально, как взрослые.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская» заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития творческих способностей школьников, посредством занятий начальным техническим моделированием.

С ростом научно-технического прогресса возрос интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных и строительных машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать его, а потом объяснить.

Искусство работы с бумагой, картоном, другими материалами в настоящее время не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий бумага остаётся инструментом творчества, который доступен каждому, а применение разнообразного поделочного материала (бросовый, природный материал) способствует развитию воображения и созидательного творчества. Техническая модель, игрушка, поделка, подарок, сделанный своими руками, несёт в себе огромный духовный заряд, так как это близко восприятию ребёнка. Педагогический эффект от обучения заключается в обеспечении прочной взаимосвязи начального технического моделирования с предметами школьной программы: ИЗО, технология, ОБЖ, окружающий мир, а также с внеурочной деятельностью. Переключение детей со школьных занятий на занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» оказывает на них психотерапевтическое воздействие: появляется уверенность в себе, своих силах, ощущение радости, частично решаются коммуникативные проблемы.

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей, творческой самостоятельности, художественного вкуса школьников в области технического творчества через формирование элементарных конструкторских умений и навыков.





Задачи программы:

Предметные:

1. Научить работать с различными видами бумаги (картоном, копировальной, цветной, альбомной, чертёжной, бархатной);

2. Научить работать с чертёжными инструментами (простой карандаш, линейка) и приспособлениями (трафаретами, шаблонами);

3. Ознакомить с геометрическими фигурами и чертежами объёмных геометрических тел;

4. Ознакомить с различными способами соединения бумаги, картона (подвижное и неподвижное соединение, соединение «щелевой замок»);

5. Научить читать простейшие чертежи и изготавливать из них объёмные модели, макеты, поделки;

6. Формировать конструкторские умения и навыки при работе с различными материалами (бумага, картон, вата, природный материал, бросовый материал, пластмасса);

7. Формировать навыки работы с различными видами аппликаций, а также с техниками их выполнения;

8. Ознакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения и декоративно - прикладного искусства;

9. Научить приёмам и способам декоративно-художественного оформления творческих работ.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Формирование образного технического мышления и умения выразить свой замысел на плоскости (с помощью рисунка, наброска, простейшего чертежа, силуэта);

2. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, глазомера;

3. Развитие творческого мышления, памяти, внимания, воображения, речи;

4. Развитие фантазии, художественного вкуса, усидчивости, стремления к творчеству;

5. Развитие наглядно-образного, пространственного, композиционного мышления;

6. Овладение конструкторскими умениями и навыками при работе с различными материалами и инструментами;

7. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

8. Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

1. Умение строить понятное монологическое высказывание, находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение; участвовать в обсуждении.

2. Приобретение умения учитывать мнение собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

3. Приобретение умения работать в группе, распределять роли, договариваться друг с другом при решении творческой задачи

Регулятивные:

1. Приобретение навыков самообслуживания;

2. Усвоение правил техники безопасности;

3. Формировать умения самостоятельно решать вопросы конструирования и моделирования простейших поделок и технических объектов; (выбор и способ обработки материалов, умение спланировать работу, осуществлять самоконтроль);

4. Проговаривание последовательности выполнения работы;

5. Оценка и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить; оценка результатов работы;

6. Развитие целеустремлённости, упорства и настойчивости в достижении поставленной цели.

Личностные:

1. Формирование положительно-эмоциональное восприятия окружающего мира: любовь к природе и своей Родине, к родным и близким;

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

4. Развитие эстетических чувств, доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

6. Формирование основ таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как: трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Обучение по программе «Творческая мастерская» основывается на следующих педагогических принципах:

принцип наглядности – наличие дидактических материалов, иллюстраций, фильмов, презентаций. Этот принцип, особенно важен, так как детям предоставляется возможность непосредственно знакомиться с объектами или с их изображениями, когда это необходимо, дается наглядный показ действий по выполнению той или иной поделки;

принцип доступности изучаемого – все темы и задания подобраны с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей;

принцип систематичности - обучение, основанное на переходе от известного к неизвестному, от простого к сложному, что обеспечивает равномерное накопление и углубление знаний, развитие познавательных возможностей школьников;

принцип комфортности – обучение в атмосфере доброжелательности со стороны педагога, вера в силы ребенка, создание для каждого ребенка ситуации успеха;

принцип интеграции – образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной;

принцип «от простого к сложному» - научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет полученные знания в изготовлении более сложных работ.

Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» рассчитана на детей 7-18 лет. Важно отметить, что разновозрастной состав группы требует от педагога более тщательной подготовки. Это связано с тем, что детям разного возраста в силу своих способностей и умений не будет интересно выполнение одинаковой работы (поделки, аппликации). Поэтому при изучении какой-либо темы, творческие работы (образцы поделок, аппликаций и др.) педагог должен подбирать, учитывая возраст ребёнка и его способности. В программе предусмотрен примерный перечень поделок, аппликаций, технических моделей по каждой теме. Окончательный выбор конкретной творческой работы остаётся за педагогом.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет). Учебная деятельность становится ведущей. В школе приобретаются не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус, меняются интересы, ценности, уклад жизни ребенка. Ребенок действительно становится школьником тогда, когда приобретает соответствующую внутреннюю позицию. Важно, чтобы его учебная работа стала осмысленной и эффективной, а для этого должны быть сформированы учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Большое значение имеет формирование такого компонента учебной деятельности, как контроль, и особенно, самоконтроля. Недостаточно контролировать работу по конечному результату, необходим пооперационный контроль. Научить ребенка контролировать сам процесс учебной работы – значит, способствовать формированию произвольного внимания. Ребенок должен научиться и адекватно оценивать свою работу. При этом важна не отметка как таковая, а содержательная оценка – анализ, какие плюсы и минусы имеет выполнение задания. Доминирующей психической функцией становится мышление, и именно словесно-логическое мышление. Но важно развивать и образное мышление, связывая его с творческим мышлением, воображением ребенка. В младшем школьном возрасте появляется рефлексия – осознание детьми своих действий и их результатов. Совершенствуется восприятие школьника: для того чтобы ребенок более тонко анализировал качества объектов, педагог должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Память развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности. Дети становятся способны целенаправленно, произвольно запоминать материал. Совершенствование смысловой памяти дает возможность освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания. От результативности учебной деятельности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности.

Подростковый возраст (от 11 до 15 лет). Подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме. Это провоцирует эмоциональную нестабильность подростка. Повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Поэтому необходимо и понимание, и тактичность со стороны окружающих.

Но, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность, определяющая противоречивость характера и поведения. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь сообщества, а с другой – охвачены страстью к одиночеству; они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой и всяческой власти; иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Чувство взрослости становится центральным новообразованием младшего подростка. Ребенок стремится быть, казаться и считаться взрослым. Это проявляется во внешнем облике, в манерах. Но могут появиться сигареты, требования дорогой одежды, копирование «взрослой» формы развлечений и отношений: свидания, записки, дискотеки. Подростки склонны к разнообразным, сменяющим друг друга увлечениям. Появляется потребность в активном, самостоятельном, творческом познании. Важно помочь ребенку не завязнуть в примитивном виде увлечений – информационно-коммуникативном (общении в соц.сетях), а поддержать его в интеллектуально-эстетических, спортивных, позитивных лидерских (стать лидером, организатором в группе). Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение. Подростки интенсивно и эмоционально общаются со сверстниками. Характерна типично подростковая «реакция группирования». Для подростка важно иметь референтную группу, ценности которой он принимает, на чьи нормы поведения и оценки он ориентируется. Не смотря на стремление к эмансипации от взрослых, ценностные ориентации подростка, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей. Примерно в 15 лет после поисков себя формируется «Я-концепция», которую можно считать центральным новообразованием всего подросткового периода - система внутренне согласованных представлений о себе: собственной внешней привлекательности, своем уме, способностях, о силе характера, особенностях характера, общительности и других качествах. Продолжает развиваться интеллектуальная сфера: теоретическое рефлексивное мышление (умение оперировать гипотезами, анализировать абстрактные идеи). Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п.

Старший школьный возраст: ранняя юность (от 15 до 18 лет). В это время ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Без достаточной уверенности в себе, принятия себя он не сможет определить свой дальнейший путь. Поэтому самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Усиливается значимость собственных ценностей, усложняется отношение к себе (если раньше подростки судили о себе категорично и прямолинейно, то теперь – более тонко). Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система устойчивых взглядов на мир и свое место в нем – мировоззрение. Известны связанные с этим юношеский максимализм в оценках, страстность в отстаивании своей точки зрения. Центральным же новообразованием периода становится самоопределение, профессиональное и личностное. Создается так называемый жизненный план: старшеклассник решает, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть в своей будущей жизни (личностное или моральное самоопределение). Еще один момент, связанный с самоопределением, - изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональной, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главным образом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинает волновать успеваемость, появляется сознательное отношение к учению. Существенно влияет на процесс самоопределения общение со значимыми людьми: возникает особый интерес к общению со взрослыми, восстанавливаются эмоциональные контакты с родителями, причем на более высоком, сознательном уровне. С родителями и с другими взрослыми, чье мнение для них важно, обсуждаются жизненные перспективы, в том числе, профессиональные. В общении со сверстниками тоже происходят изменения: повышаются требования к дружбе, усложняются ее критерии, появляются романтические чувства – юношеская любовь. Эти наиболее глубокие отношения определяют важные стороны развития личности, моральное самоопределение.

Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» имеет стартовый уровень и рассчитана на 36 недель обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по два часа (два занятия по 45 минут с 10-минутным перерывом). Всего 72 часа.

Для достижения положительного результата обучения используется очная форма обучения.

Набор в группы по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» осуществляется на добровольной основе. Наполняемость групп составляет не более 15 человек для эффективности обучения и осуществления индивидуальной работы с детьми.

Занятия проводит педагог Левушкина Олеся Александровна.

В процессе обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» целесообразно применение таких педагогических технологий, как: педагогика сотрудничества, элементы игровых технологий, технология интегрированного обучения, элементы здоровьесберегающей технологии, технология проектной деятельности, технология разноуровневой дифференциации.

Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, объяснение);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, фотографий; наблюдение, работа по образцу, показ, исполнение педагогом);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам.);

- репродуктивный – воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности;

- объяснительно-иллюстративный – восприятие и усвоение готовой информации;

- частично-поисковый – участие обучающихся в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

Основными формами организации образовательного процесса являются:

Индивидуальная, направленная на самостоятельную работу детей, оказание помощи и консультации каждому из них со стороны педагога. Это позволяет, не уменьшая активности ребенка, содействовать выработке стремления и навыков самостоятельного творчества.

Фронтальная, которая предполагает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся детей через беседу, рассказ, объяснение.

Групповая форма позволяет ощутить детям помощь со стороны друг друга, учитывает возможности каждого, она ориентирована на скорость и качество работы.

В развитии творческих способностей на занятиях большую роль играет коллективное творческое дело (изготовление общей творческой работы), которое приносит детям большую радость своей слаженностью, чёткой организованностью. Важно, чтобы дети понимали результативность коллективного труда, осознавали его преимущество. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у обучающихся дружеских, доброжелательных отношений и взаимопомощи.

В процессе обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» используются различные формы занятий: индивидуальные и коллективные занятия, игры, конкурсы, практические занятия, викторины с элементами творчества, беседы, выставки творческих работ, мастер-классы для детей и родителей.

В структуре занятия предусмотрены: теоретическая часть в виде беседы с просмотром иллюстративного материала (5-7 минут), презентации, практическая работа, физкультурная пауза, беседа на закрепление изученного материала, выставка работ детей с их последующим анализированием. В качестве психологической разгрузки на занятиях проводятся физкультминутки, используются словесные игры, малые жанры устного народного творчества (загадки и пословицы), логические игры, игры на развитие внимания, памяти и воображения.

В содержании программы предусмотрено изучение тем по безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, а также беседы и игры профориентационной направленности.

Процесс обучения также предусматривает следующие виды контроля:

- вводный, который проводится при поступлении ребёнка в объединение и предназначен для выявления имеющихся знаний, умений и навыков обучающихся;

- текущий, проводимый в ходе учебных занятий и закрепляющий знания по данной теме, а также позволяющий обучающимся усвоить технологию изготовления поделки, модели, аппликации;

- промежуточный, который проводится после завершения изучения раздела программы «Творческая мастерская» в виде практической самостоятельной работы;

- итоговый, проводимый по результатам освоения программы в целом.

Большое значение на занятиях имеет коллективный анализ детских работ. Рассматривая готовые работы, поделки, дети сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них развиваются творческое и аналитическое мышление, память, умение видеть главное, умение сравнивать, делать выводы. При этом отмечаются удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки. Важно прививать обучающимся навыки самостоятельного суждения и умения доказательно аргументировать свои оценки. Положительная оценка работы ребёнка является для него важным стимулом в дальнейшей работе.

С целью развития творческих способностей школьников необходимо поддерживать и поощрять стремление детей принимать самостоятельные решения по усовершенствованию конструкции изделия, изготавливать поделки по собственному замыслу. Педагогу необходимо готовить для обучающихся задания с неполными данными, ставить проблемные вопросы, чтобы дети учились анализировать, делать выводы, проявлять находчивость, смекалку, принимать технические решения с наибольшей самостоятельностью и полученный опыт переносить в другую ситуацию.

Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская» предусматривает различные формы контроля результатов обучения: устные опросы по теме, обсуждение, анализ педагогом выполняемой работы и готовых творческих работ, защита проектов, собеседование, тестирование, самостоятельная практическая работа по теме или по окончании изучения раздела, коллективные творческие работы, выставки творческих работ, участие в конкурсах различного уровня, диагностические карты по вводному, промежуточному и итоговому контролю.

Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеразвивающей программы «Творческая мастерская» и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего курса обучения по программе и включает в себя вводный контроль (входящая диагностику), промежуточную и итоговую аттестацию.

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

Для проведения занятий по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» требуется учебное помещение, оборудованное по нормам техники безопасности, а также столы и стулья (не меньше 15 посадочных мест), магнитная доска, компьютер, экран, проектор.

Материалы, инструменты и приспособления: цветная бумага, бумага для принтера, альбом для рисования, белый картон, цветной картон, фольга, копировальная бумага, бумага для черчения, бархатная бумага, гофрированная бумага, простой карандаш, линейка, угольник, ластик, цветные карандаши, фломастеры, клей-карандаш, ножницы, ножницы с фигурным лезвием, пустые коробочки разных форм, бумажные тарелки, шаблоны деталей для аппликации.



Дидактическое обеспечение программы:

-календарный учебный график;

-информационная и справочная литература;

-видеоматериалы: электронные и мультимедийные пособия

-образцы работ, изготовленные педагогом;

-наглядные пособия (схемы, рисунки, чертежи, технологические карты, иллюстрации, плакаты, фотографии);

-раздаточный материал;

-методические рекомендации к практическим занятиям.



Планируемые результаты обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская»

По окончании обучения, обучающиеся должны

знать:

- общие элементарные сведения о бумаге, её видах и свойствах;

- названия геометрических фигур и геометрических тел;

- соответствие чертежа и объёмного геометрического тела;

- назначение инструментов и приспособлений при работе с бумагой и картоном;

- правила охраны труда при работе с ножницами;

- способы соединения деталей в поделке, аппликации, технической модели;

- основы графической грамоты;

- технологию изготовления поделки, аппликации, технической модели;

- виды аппликаций (предметная, тематическая (сюжетная), декоративная, плоская, объёмная) и техники их изготовления (оригами, гофрировка, айрисфолдинг);

- основные правила составления композиции;

- правила подбора цветов бумаги к основному фону;

- приёмы и способы декоративно-художественного оформления работ;

уметь:

- различать и подбирать для конкретных работ бумагу различных свойств: рисовальную, чертёжную, глянцевую, гладкую, шероховатую;

- подбирать бумагу по цвету;

- применять в работе основные инструменты (ножницы, клей, линейки, карандаши);

- работать с приспособлениями (шаблонами и трафаретами);

- копировать чертежи и рисунки при помощи копировальной бумаги;

- изготовить объёмную поделку из чертежа (развёртки) геометрического тела;

- вырезать бумажные детали по прямым и закруглённым линиям контура;

- технически грамотно выполнять склеивание и наклеивание деталей поделки;

- заготавливать одинаковые детали различными способами: по шаблону, путём симметричного и ассиметричного вырезания;

- выполнять аппликации в различных техниках, предусмотренных содержанием программы;

- составлять композиции в аппликации;

- выбирать способы оформления поделки, аппликации, технической модели;

- применять в работе различные материалы (бумага, картон, природный материал, бросовый материал и т.д.);

- бережно относится к инструменту, оборудованию, рационально использовать материал.

Метапредметные:

Познавательные:

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, глазомер;

2. Развивать творческое мышление, память, внимание, воображение, речь;

3. Развивать фантазию, художественный вкус, усидчивость, стремление к творчеству;

4. Развивать наглядно-образное, пространственное, композиционное мышление;

5. Формировать конструкторские умения и навыки при работе с различными материалами и инструментами

Коммуникативные:

1. Уметь строить понятное монологическое высказывание, находить ответы на вопросы, формулировать собственное мнение; участвовать в обсуждении.

2. Уметь учитывать мнение собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

3. Уметь работать в группе, распределять роли, договариваться друг с другом при решении творческой задачи

Регулятивные:

1. Приобрести навыки самообслуживания;

2. Усвоить правила техники безопасности;

3. Проговаривать последовательность (технологию) выполнения работы;

4. Осознавать и оценивать собственные знания и умения, результат своей работы.

5. Развивать целеустремлённость, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели.

Личностные:

1. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира: любовь к природе и своей Родине, к родным и близким;

2. Формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

3. Принять и освоить социальную роль обучающегося;

4. Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

5.Развивать эстетические чувства, доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

6. Формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Критерии успешного прохождения обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская»

Высокий уровень обучения по программе «Творческая мастерская» определяется тем, что обучающиеся могут выполнить творческую работу самостоятельно не только по образцу, но и по рисунку, эскизу, чертежу, замыслу, знают и могут применить различные техники и приёмы работы с бумагой и картоном, самостоятельно используют необходимые материалы и инструменты, знают основные понятия, предусмотренные содержанием программы, могут выполнить конструкторскую доработку при изготовлении поделки или модели. Творческие работы обучающихся аккуратные, яркие, имеют правильное композиционное решение. Обучающиеся с высоким уровнем обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» имеют навыки проектно-исследовательской деятельности, умеют работать со специальной литературой и Интернет-ресурсами, а также владеют культурой делового и дружеского общения со сверстниками и взрослыми, могут работать, как индивидуально, так и в группе.

Средний уровень обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» определяется тем, что обучающиеся могут выполнить творческую работу по образцу, знают и могут применить некоторые техники и приёмы при работе с бумагой, но при подсказке педагога, используют материалы и инструменты по рекомендации педагога, знают некоторые понятия, предусмотренные содержанием программы. Творческие работы обучающихся не выделяются яркостью, могут быть немного не аккуратными, с небольшими недочётами в изготовлении. Обучающиеся могут выполнять конструкторские доработки, но только при подсказке педагога, испытывают сложности в проектной деятельности, в работе со специальной литературой и Интернет-ресурсами, плохо владеют коммуникативной культурой.

Низкий уровень обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Творческая мастерская» определяется тем, что обучающиеся могут выполнить творческую работу только по образцу и при помощи педагога. Обучающиеся не могут самостоятельно выполнить какие-либо конструкторские доработки, не умеют работать со специальной литературой и Интернет-ресурсами, не знают основные понятия, предусмотренные содержанием программы, назначение материалов и инструментов. Обучающиеся испытывают большие сложности при работе с бумагой и другими материалами. Творческие работы не аккуратны, не правильно подобрано цветовое и композиционное решение. Обучающиеся с низким уровнем обучения по программе «Творческая мастерская» не владеют навыками делового и дружеского общения как со сверстниками, так и со взрослыми.



Учебный план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Входящая диагностика в форме собеседования или тестирования

2.

Виды и свойства бу-маги и картона

12

3

9


2.1

Мастерим бумажный мир

2

0,5

1,5

Опрос по теме, самостоятельная практическая ра-бота по окончанию изучения раздела, выставка творче-ских работ;

2.2

Симметричное вырезание

2

0,5

1,5

2.3

Аппликация

4

1

3

2.4

Оригами

4

1

3

3.

Конструирование поделок из бросового материала

10

3

7


3.1

Конструирование из коробочек различной формы

2

0,5

1,5

Опрос по теме, самостоятельная практическая работа по теме, выставка творческих работ;

3.2

Конструирование поделок из фантиков

2

0,5

1,5

3.3

Конструирование из пластмассовых баночек

2

0,5

1,5

3.4

Конструирование поделок из бумажных тарелочек

2

0,5

1,5

3.5

Игра с элементами творчества «Юный пожарный»

2

1

1

групповая творческая работа

4.

Конструирование динамических игрушек

8

2

6


4.1

Конструирование динамических игрушек «Сова» и «Цирковая собачка»

2

0,5

1,5

Опрос по теме, самостоятельная практическая работа по окончанию изучения раздела

4.2

Конструирование динамической игрушки «Слон-циркач»

2

0,5

1,5

4.3

Конструирование динамических игрушек «Миньоны»

2

0,5

1,5

4.4

Конструирование динамической игрушки (итоговое занятие по разделу)

2

0,5

1,5

групповая творческая работа

5.

Конструирование подарков и сувениров

8

2,5

5,5


5.1

Конструирование коробочек для подарка

2

0,5

1,5

Опрос по теме, практическая работа по теме, выставка творческих работ;

5.2

Конструирование открыток

2

0,5

1,5

5.3

Конструирование рамок для фотографий

2

0,5

1,5

5.4

Игра с элементами творчества «Дорожная азбука»

2

1

1

групповая творческая работа

6.

Конструирование из объемных геометрических фигур. Проекты

10

2,5

7,5


6.1

Технические модели

2

0,5

1,5

Опрос по теме, практическая работа по теме, выставка творческих работ;

6.2

Архитектура в сказках

4

1

3

6.3

Фантастические игрушки

4

1

3

7.

Организация пространств. Проекты

10

3

7


7.1

Макет дома

4

1

3

Опрос по теме, самостоятельная практическая работа по окончанию изучения раздела, выставка технических моделей;

7.2

Макет комнаты

4

1

3

7.3

Игра с элементами творчества «Безопасный мир»

2

1

1

групповая творческая работа

8.

Новогодняя мастерская

10

2

8


8.1

Конструирование ёлочных игрушек

2

0,5

1,5

Опрос по теме, выставка творческих работ

8.2

Конструирование простых масок

2

0,5

1,5

8.3

Конструирование подарков и сувениров

2

0,5

1,5

8.4

Конструирование открыток

2

0,5

1,5

8.5

Праздничное мероприятие «Здравствуй, праздник новогодний!»

2

0

2


9.

Заключительное занятие

2

1

1

Итоговая диагностика, выставка творческих работ, беседа


Итого часов:

72

20

52




Содержание учебного плана



Раздел 1. Вводное занятие (2 ч)



Теория: Знакомство с учебным кабинетом, содержанием программы, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения обучающихся. Задачи и структура занятий. Знакомство с материалами и инструментами. Бумага, её виды и свойства. Инструктаж по правилам техники безопасности. Основные требования к организации рабочего места. Знакомство с различными шаблонами и трафаретами. Приёмы работы с ними. Приёмы работы с копировальной бумагой. Способы декоративно-художественного оформления творческих работ. Входящая диагностика в форме беседы о знаниях и умениях обучающихся.

Практика: Отработка приёмов работы с ножницами: резание по прямой, кривой, по кругу, вырезание отверстий. Упражнения в вырезании деталей из бумаги в один слой и сложенной вдвое, а также путём симметричного и ассиметричного вырезания. Изготовление деталей с помощью шаблонов. Изготовление простейших поделок из бумаги с целью выявления интересов и степени подготовки детей (входящая диагностика).



Раздел 2. Виды и свойства бумаги и картона (12 ч)



Тема 2.1. Мастерим бумажный мир (2 ч)

Теория: Рассказ о трех мудрецах. Беседа о свойствах бумаги. рабочие операции с бумагой (сгибание, складывание, сминание, резание, склеивание). Рассказ о производстве бумаги.

Практика: Плоскостные головоломки из геометрической фигуры. Складывание по схемам различных предметов, животных или людей.



Тема 2.2. Симметричное вырезание (2 ч)

Теория: Симметричные детали. Разметка по шаблонам и трафаретам, разметка на глаз.

Практика: Симметричное складывание и вырезание. Изготовление объемной открытки.



Тема 2.3. Аппликация (4 ч)

Теория: Аппликация и ее виды. Инструменты и материалы, необходимые для изготовления аппликации. Порядок выполнения аппликации. Аппликации из различных материалов. Основы композиции. Понятия о цвете: теплые и холодные цвета, хроматические и ахроматические цвета. Основные и дополнительные цвета. Плоские и объемные композиции, симметричные композиции.

Практика: Выполнение плоских и объемных аппликаций.



Тема 2.4. Оригами (4 ч)

Теория: Условные знаки, принятые в оригами, и основные приемы складывания. Используемые термины в оригами (верхняя сторона, нижняя сторона, диагональ, центр, и т.д.). Базовые формы. Изготовление моделей из бумаги от простейших к сложным фигуркам. Складывание деталей и сборка различных конструкций (модульное оригами). Способы и приемы соединения деталей. Сборка моделей по схеме и собственному замыслу. Применение оригами в системе образования, для развития у детей навыков мелких и точных движений правой и левой руки.

Практика: Складывание базовых форм и оформление альбома с базовыми формами и готовыми изделиями. Деление сторон и углов на «глазок», что развивает у детей глазомер. Изготовление лодки и автомобиля из базовой формы «дверь». Складывание фигуры воробья, лебедя, журавля, а также сюжетных композиций. Складывание самолетов. Беседа о модульном моделировании. Изготовление модулей для сборки ракеты, домика, замка.



Раздел 3. Конструирование поделок из бросового материала (10 ч)



Тема 3.1. Конструирование из коробочек различной формы (2 ч)

Теория: Беседа «Новая жизнь старым вещам». Использование бросового материала в изготовлении поделок. Разновидности бросового материала: пустые тарные коробочки, пустые пластиковые бутылочки, крышки, бумажные тарелочки, пластиковые трубочки и т. д. Использование спичечных коробков и тарных коробочек для изготовления поделок. Геометрические тела: куб и параллелепипед. Изготовление развёрток геометрических тел. Способы оклеивания коробочек различных форм. Материалы и инструменты. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Приёмы работы с бумагой и картоном. Приёмы работы с копировальной бумагой. Технология изготовления поделок из коробочек различной формы. Способы декоративно-художественного оформления. Инструктаж по ОТ. Образец поделки «Котик».

Практика: Повторение приёмов работы с бумагой. Повторение технологии изготовления поделок из коробочек различной формы. Изготовление поделки по образцу. Декоративно-художественное оформление поделок.



Тема 3.2. Конструирование поделок из фантиков (2 ч)

Теория: Беседа «Что можно сделать из фантиков». Приемы работы с бумагой: разметка, сгибание, складывание, склеивание. Материалы и инструменты. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Аппликация и её виды. Предметная, сюжетная, декоративная аппликации. Основы композиции, понятие о цвете и форме. Технология изготовления поделок из фантиков. Способы декоративно-художественного оформления. Образцы поделок: «Бабочки», «Жар-птица», «Куколки».

Практика: Повторение приёмов работы с бумагой. Повторение технологии изготовления поделок из фантиков. Изготовление поделок из фантиков по образцу или собственному замыслу. Декоративно-художественное оформление поделок.



Тема 3.3. Конструирование из пластмассовых баночек (2 ч)

Теория: Беседа «Что можно сделать из пластмассовых баночек или бутылочек». Материалы и инструменты. Способы и приёмы работы с пластмассой и пластиком. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Технология изготовления поделок из пластмассовых баночек. Способы декоративно-художественного оформления. Образец поделки «Цветок».

Практика: Повторение способов и приёмов работы с пластмассой и пластиком. Изготовление поделок из пластмассовых баночек по образцу или рисунку. Декоративно-художественное оформление поделок.



Тема 3.4. Конструирование поделок из бумажных тарелочек (2 ч)

Теория: Беседа «Что можно сделать из бумажной тарелочки». Приёмы работы с бумагой и картоном: разметка, сгибание, складывание, склеивание. Материалы и инструменты. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Изготовление поделок из бумажных тарелочек. Способы декоративно-художественного оформления. Образец поделки «Медвежонок».

Практика: Повторение приёмов работы с бумагой и картоном. Повторение технологии изготовления поделок из бумажной тарелочки. Изготовление поделок из бумажной тарелочки по образцу, рисунку или собственному замыслу. Декоративно-художественное оформление поделок.



Тема 3.5. Игра с элементами творчества «Юный пожарный» (2 ч)

Теория: Беседа «Причины возникновения пожара», «Правила поведения во время пожара». Викторина «Юный пожарный». Аппликация и рисунок. Материалы и инструменты. Основы композиции. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Художественное оформление работы. Беседа о профессиях пожарный и спасатель.

Практика: Изготовление творческой работы (групповая форма работы) по рисунку или собственному замыслу, посвящённой пожарной безопасности.



Раздел 4. Конструирование динамических игрушек (8 ч)



Тема 4.1. - 4.3. Конструирование динамических игрушек (6 ч)

Теория: Беседа «Что такое конструирование?», «История кукольного театра и его герои». Объёмное и плоское конструирование. Бумага, её виды и свойства: цвет, пластичность, упругость, прочность, плотность. Приёмы работы с бумагой: разметка, сгибание, складывание, резание, склеивание. Подвижные и неподвижные соединения. Применение шарнирных соединений в изготовлении игрушек. Динамические игрушки – игрушки-дергунчики. Изготовление заклёпок из тонкой проволоки и ниточного соединения. Приёмы работы с копировальной бумагой. Технология изготовления динамической игрушки-дергунчика. Способы художественного оформления динамических игрушек. Инструктаж по ОТ. Беседа о профессиях: режиссёр, актер. Образцы игрушек-дергунчиков: «Сова», «Цирковая собачка», «Слон-циркач», «Миньоны».

Практика: Повторение технологии изготовления динамической игрушки-дергунчика. Изготовление игрушки-дергунчика по образцу. Художественное оформление динамической игрушки-дергунчика. Проведение сюжетно-ролевых игр.



Тема 4.4. Конструирование динамической игрушки (итоговое занятие по разделу) (2 ч)

Теория: Повторение приёмов работы с бумагой. Повторение технологии изготовления динамических игрушек-дергунчиков. Способы декоративно-художественного оформления игрушек-дергунчиков.

Практика: Проверочная практическая работа по теме раздела. Изготовление динамической игрушки-дергунчика (по выбору обучающегося). Декоративно-художественное оформление игрушки.



Раздел 5. Конструирование подарков и сувениров (8 ч)



Тема 5. 1. Конструирование коробочек для подарка (2 ч)

Теория: Бумага, её виды и свойства: цвет, пластичность, упругость, прочность, плотность. Приёмы работы с бумагой и картоном: разметка, сгибание, складывание, резание, склеивание. Материалы и инструменты. Приёмы работы с копировальной бумагой. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Геометрические объёмные фигуры: куб и параллелепипед. Изготовление развёрток геометрических тел. Способы оклеивания коробочек различных форм. Технология изготовления коробочек для подарка из бумаги и картона. Способы декоративно-художественного оформления. Образцы коробочек для подарка.

Практика: Повторение приёмов работы с бумагой и картоном. Повторение технологии изготовления коробочки для подарка. Изготовление коробочки по образцу. Декоративно-художественное оформление коробочки для подарка.



Тема 5.2. Конструирование открыток (2 ч)

Теория: Беседа «История появления открыток», «Зачем мы дарим открытки». Виды открыток. Современные открытки. Приёмы работы с бумагой и картоном.

Практика: Приёмы работы с копировальной бумагой. Шаблоны, рисунки для изготовления открыток. Технология изготовления открыток. Способы декоративно-художественного оформления открыток. Образец праздничной открытки «С праздником!» Практика: Повторение технологии изготовления открыток. Изготовление открыток по образцу или рисунку. Декоративно-художественное оформление открыток.



Тема 5.3. Конструирование рамок для фотографий (2 ч)

Теория: Беседа «Что тебе подарить?» Виды подарков и сувениров. Способы изготовления подарков и сувениров из различных материалов. Приёмы работы с бумагой и картоном. Материалы и инструменты. Приёмы работы с копировальной бумагой. Технология изготовления рамок для фотографий по чертежу. Способы декоративно-художественного оформления. Образцы рамок.

Практика: Повторение приёмов работы с бумагой и картоном. Повторение технологии изготовления рамок для фотографий. Изготовление рамок по чертежу и образцу. Декоративно-художественное оформление рамок для фотографий.



Тема 5.4. Игра с элементами творчества «Дорожная азбука» (2 ч)

Теория: Беседа «Безопасность на дороге». Викторина «Дорожная азбука». Аппликация и рисунок. Материалы и инструменты. Основы композиции. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Художественное оформление работы.

Практика: Изготовление творческой работы (групповая форма работы) по рисунку или собственному замыслу, посвящённой безопасности дорожного движения.



Раздел 6. Конструирование из объемных геометрических фигур. Проекты (10 ч)



Тема 6. 1. Технические модели (2 ч)

Теория: Геометрические тела в сопоставлении с геометрическими фигурами. Геометрические тела как объёмная основа предметов и технических объектов. Анализ формы технических объектов и сопоставление с геометрическими телами.

Практика: Разработка и изготовление технических моделей на основе манипулирования готовыми формами.



Тема 6.2. Архитектура в сказках (4 ч)

Теория: Архитектурные макеты «В гостях у сказки». Знакомство с художниками — иллюстраторами. Иллюстрации к сказкам. Способы изготовления макетов сказочной архитектуры.

Практика: Выполнение эскиза сказочного домика. Изготовление макета сказочного домика из картона или пенопласта. Декорирование макета. Оценка и самооценка творческих работ.



Тема 6.3. Фантастические игрушки (4 ч)

Теория: Разнообразие окружающего мира. Рассказ о космосе. ракеты и космические челноки. Человек в космосе. Космическая одежда. Искусственные спутники Земли. Космические станции.

Практика: Изготовление космических и фантастических моделей с использованием чертежей, эскизов. Применение бросового материала.



Раздел 7. Организация пространств. Проекты (10 ч)



Тема 7.1. Макет дома (4 ч)

Теория: Рассказ, беседа, демонстрация изделий, подбор бумаги и цветового решения, изготовление различных по форме деталей из заготовленных чертежей по образцу. Создание эскизов для того, чтобы создать макет с максимально приближенной точностью.

Практика: Изготовление макета дома, соблюдая пропорции, содержание. Использование технического гофрокартона.



Тема 7.2. Макет комнаты (4 ч)

Теория: Рассказ, беседа, демонстрация изделий, подбор бумаги и цветового решения, изготовление различных по форме деталей из заготовленных чертежей по образцу. Создание эскизов для того, чтобы создать макет с максимально приближенной точностью.

Практика: Изготовление макета комнаты, соблюдая пропорции, содержание.



Тема 7.3. Игра с элементами творчества «Безопасный мир» (2 ч)

Теория: Беседа «Опасности в быту». Викторина «Будь осторожен!». Аппликация и рисунок. Материалы и инструменты. Основы композиции. Способы и приёмы разметки при помощи шаблонов. Художественное оформление работы. Беседа о профессии психолог, спасатель.

Практика: Изготовление творческого проекта (групповая форма работы) по собственному замыслу, посвящённого детской безопасности.



Раздел 8. Новогодняя мастерская (10 ч)



Тема 8.1. Конструирование ёлочных игрушек (2 ч)

Теория: Беседы «Новый год – весёлый праздник», «История ёлочной игрушки». Показ и сравнение старинных и современных ёлочных игрушек. Приёмы работы с бумагой и картоном. Вырезание из бумаги сложенной «гармошкой» (гирлянды, ёлочные игрушки). Симметричное и асимметричное вырезание. Материалы для изготовления ёлочных игрушек. Технология изготовления ёлочных игрушек. Способы декоративно-художественного оформления. Шаблоны и трафареты для изготовления ёлочных игрушек. Инструктаж по ОТ. Беседа о профессиях: декоратор, художник, дизайнер. Образцы ёлочных игрушек: «Дед Мороз», «Снегурочка».

Практика: Повторение технологии изготовления ёлочных игрушек. Изготовление ёлочных игрушек по образцу. Декоративно-художественное оформление игрушки.



Тема 8.2. Конструирование простых масок (2 ч)

Теория: Беседа «История появления маски». Показ современных масок. Виды масок. Материалы и инструменты для их изготовления. Приёмы работы с бумагой и картоном. Технология изготовления масок из картона. Способы декоративно-художественного оформления масок. Шаблоны и трафареты для изготовления масок. Образцы масок: «Заяц», «Маскарад».

Практика: Повторение технологии изготовления масок. Работа с шаблонами. Изготовление масок по образцу (по выбору обучающегося). Декоративно-художественное оформление маски.



Тема 8.3. Конструирование подарков и сувениров (2 ч)

Теория: Беседа «Как отмечают Новый год в разных странах», «Подарок своими руками». Виды подарков и сувениров из бумаги и картона: панно, блокноты, игрушки. Приёмы работы с бумагой и картоном. Технология изготовления сувенира или подарка. Способы декоративно-художественного оформления подарков и сувениров. Шаблоны и трафареты для изготовления подарка. Образцы сувениров и подарков: Панно «Ёлочка и снеговик», блокнот с символом наступающего года.

Практика: Повторение приёмов работы с бумагой и картоном. Повторение технологии изготовления подарка или сувенира. Изготовление блокнота с символом наступающего года по образцу. Изготовление панно «Ёлочка и снеговик» по образцу. Декоративно - художественное оформление подарка или сувенира.



Тема 8.4. Конструирование открыток (2 ч)

Теория: Беседа «История появления открытки». Виды открыток. Показ старинных и современных открыток. Приёмы работы с бумагой и картоном. Приёмы работы с копировальной бумагой. Технология изготовления открыток. Способы декоративно-художественного оформления открыток. Шаблоны, рисунки для изготовления открыток. Образцы новогодних открыток.

Практика: Повторение технологии изготовления открытки. Изготовление открыток с символом наступающего года по образцу или рисунку. Декоративно-художественное оформление открыток.



Тема 8.5. Праздничное мероприятие «Здравствуй праздник новогодний!» (2 ч)

Проведение праздничного мероприятия, посвященного Новому году. Подготовка стихотворений, песен, танцев, театральных постановок. Весёлые игры и конкурсы. Проведение выставки творческих работ.



Раздел 9. Заключительное занятие (2 ч)

Теория: Подведение итогов работы за год. Поощрение наиболее активных обучающихся, авторов наиболее интересных работ, победителей и участников творческих конкурсов различных уровней.

Практика: Проведение выставки творческих работ. Проведение итоговой аттестации. Проведение мастер-класса с детьми и их родителями.





Методическое обеспечение программы



п/п

Раздел программы

Форма организации и форма проведения занятий

Методы и приёмы организации учебно – воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результатов

1

Вводное занятие

Фронтальная. Комбинированное занятие. Инструктаж по охране труда при работе с ножницами

Словесный, наглядный, практический. Объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядных материалов); практический

Презентация работ обучающихся. Материалы и инструменты: ножницы, клей, цветная бумага, цветной картон, белый картон, цветные карандаши, фломастеры, альбом для рисования

Проведение входящей ди-агностики в форме собе-седования или тестирования. Практическая работа с це-лью выявле-ния имею-щихся знаний, умений и навыков обу-чающихся

2

Виды и свойства бумаги и картона

Фронтальная, изучение нового материала

Объяснительно - иллюстративный, репродуктивный

Геометрические фигуры.

Цветная бума-га, шаблоны, образцы

Практическая работа

Текущий контроль

3

Конструирование поделок из бросового материала

Фронтальная индивидуальная, групповая. Комбинированное занятие. Проведение физкультурных пауз. Инструктаж по охране труда при работе с ножницами. Самостоятельная практическая работа по окончанию изучения раздела. Выставка творческих работ. Игра с элементами творчества «Юный пожарник». Групповая творческая работа. Выставка творческих работ

Словесные (беседы о возможности конструирования из различных материалов); наглядный; объяснительно-иллюстративный; эвристический (проблема формулируется детьми и предлагаются способы их решения); практический (самостоятельное изготовление поделок из пустых коробочек, бумажных тарелочек, пластмассовых баночек по образцу, рисунку, собственному замыслу)

Презентация работ из бросовых материалов; шаблоны, трафареты, рисунки поделок. Образцы работ педагога

Промежуточный опрос на закрепление изученного материала; практическая работа по изготовлению поделок из пустых коробочек, бумажных тарелочек, пластмассовых баночек. Анализ готовых поделок. Выставка творческих работ. Групповая творческая работа

4

Конструирование динамических игрушек

Фронтальная, индивидуальная, групповая. Комбинированное занятие. Самостоятельная практическая работа по окончанию изучения раздела. Проведение физкультурных пауз. Инструктаж по охране труда при работе с ножницами. Групповая творческая работа.

Словесный (беседа о динамических игрушках, о последовательности их изготовления и способах соединения деталей, о профессиях), наглядный. Объяснительно-иллюстративный; проблемный; игровой (проведение сюжетно-ролевых игр с игрушками); практический (самостоятельное изготовление игрушек-дергунчиков)

Показ образцов динамических игрушек, трафареты для изготовления динамических игрушек, материалы и инструменты: копировальная бумага, простой карандаш, медная тонкая проволока, игла, нитки. Технологические карты. Образцы работ педагога

Промежуточный опрос на закрепление изученного материала; практическая работа по изготовлению динамических игрушек. Самостоятельная практическая работа по окончанию изучения раздела. Анализ готовых поделок. Групповая творческая работа

5

Конструирование подарков и сувениров

Фронтальная, индивидуальная групповая. Комбинированное занятие. Самостоятельная практическая работа по окончанию изучения раздела. Проведение физкультурных пауз. Инструктаж по охране труда при работе с ножницами. Игра с элементами творчества «Дорожная азбука». Групповая творческая работа. Выставка творческих работ

Словесный (беседы о подарках и сувенирах, праздниках, профессиях), наглядный. Объяснительно-иллюстративный; репродуктивный (воспроизводящий); проблемный; практический (самостоятельное изготовление подарков и сувениров по шаблону, образцу); игровой

Показ образцов подарков и сувениров; шаблоны и трафареты для изготовления подарков и сувениров. Технологические карты. Образцы работ педагога

Промежуточный опрос на закрепление изученного материала. Практическая работа по окончанию изучения темы (изготовление коробочек для подарка, открыток, рамок для фотографий. Анализ готовых поделок. Выставка творческих работ. Групповая творческая работа

6

Конструирование из объемных геометрических фигур. Проекты

Групповая, сюжетно ролевые игры

Объяснительно-иллюстративный

Образцы, игрушечные модели

Иллюстрации. Интернет ресурсы

Альманах работ "Эра фантастики". Большая энциклопедия эрудита

Практическая работа

7

Организация пространств. Проекты

Групповая, сюжетно ролевые игры.

Игра с элементами творчества «Безопас-ный мир».

Групповая творческая ра-бота.

Объяснительно-иллюстративный

Наглядные материалы (иллюстрации, фотографии и рисунки), чертежи (развёртки); шаблоны для изготовления макета. Технологические карты. Образцы макетов, выполненных педагогом

Практическая работа

Групповая творческая ра-бота.

8

Новогодняя мастерская

Фронтальная, индивидуальная, групповая. Комбинированное занятие. Проведение физкультурных пауз. Инструктаж по охране труда при работе с ножницами. Выставка творческих работ. Новогодний праздник

Словесный (беседы о традициях празднования Нового года, о главных героях Нового года, о ёлочных игрушках, рассказы, стихотворения, загадки); наглядный. Объяснительно- иллюстративный; репродуктивный (воспроизводящий); практический (самостоятельное изготовление новогодних поделок: ёлочных игрушек, масок, открыток, сувениров по образцу, шаблону, рисунку, собственному замыслу); игровой

Показ образцов новогодних поделок, масок, открыток, сувениров. Шаблоны и трафареты открыток, подарков, масок, ёлочных игрушек. Использование дополнительных материалов для украшения: мишура, клей-блеск, бархатная бумага, фольга. Образцы работ педагога

Промежуточный опрос на закрепление изученного материала; практическая работа по изготовлению новогодних открыток, сувениров, ёлочных игрушек, масок. Выставка творческих работ. Анализ готовых новогодних поделок

9

Заключительное занятие

Фронтальная беседа об итогах обучения в объединении. Выставка творческих работ. Мастер-класс

Словесный (беседа об итогах работы обучающихся в объединении), наглядный, практический (проведение мастер-класса с детьми и родителями)

Творческие работы обучающихся

Выставка творческих работ. Итоговая аттестация обучающихся



Список литературы

Нормативно-правовая литература

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-Ф3.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

4. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

5. Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (утверждены приказом Министерства образования и науки РФ от 22.092015 № 1040).

6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).

7. О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ (Приложение к письму Департамента государственной /1/ политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 № 09-3564).

8. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).

9. Об учете результатов внеучебных достижений обучающихся (Приказ Министерства образования Московской области от 27.11.2009 № 2499).

10. Об изучении правил дорожного движения в образовательных учреждениях Московской области (Инструктивное письмо Министерства образования Московской области от 26.08.2013 № 10825 13 в/07).

11. Права ребёнка. Нормативные правовые документы, М. Творческий Центр ОФЕОС, 2005.

12. Приказ Министерства образования Московской области №579 от 21.02.2019 г. «О реализации Московского областного образовательного проекта «Наука в Подмосковье».

13. Устав МОУ Верейской СОШ №19..





Литература для педагогов

1. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из бумаги. – 2-е изд. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2007.

2. Анистратова А. А., Гришина Н. И. Поделки из природных материалов. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательство Оникс, 2010.

3. Болотина Л.А., Журавлёва А.П. Начальное техническое моделирование. Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. - М.: Просвещение, 1982.

4. Внеклассная работа по труду: Работа с разными материалами. Пособие для учителей / Сост. А. М. Гукасова. - М.: Просвещение, 1981.

5. Гукасова А.М. Элементы технического моделирования. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. - М.: Просвещение, 1983.

6. Давыдова М. А. Поурочные разработки по технологии: 3 класс. – М.: ВАКО, 2009. – (в помощь школьному учителю).

7. Крылова О. Н. Развитие творческих способностей. Конспекты занятий. / О. Н. Крылова, Л. Ю. Самсонова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.

8. Левина М. «365 весёлых уроков труда» - М.: Ральф, 2000.

9. Основы безопасности жизнедеятельности: поурочные планы. 3 класс / сост. Г. Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2009.

10. Осторожней будь с огнём утром, вечером и днём: познавательные игры и программы с дошколятами и школьниками / Авт.- сост. М. С. Коган. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.

Литература для детей и родителей

1. Васина Н. С. Бумажные цветы. – М.: Айрис-пресс, 2012.

2. Готовимся к Новому году и Рождеству. Подарки своими руками. – М.: Эксмо, 2007.

3. Гришечкина Н.В. Поделки, игрушки, подарки своими руками.- Ярославль: Академия развития, 2008.

4. Гусакова М.А. Подарки и сувениры своими руками. - М: ТЦ " Сфера ", 2001.

5. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2003.

6. Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. - Ярославль: Академия развития, 2011.

7. Забавные поделки /Сост. В.И. Фёдорова,- М.: Мой мир, 2008.

8. Куцакова Л.В. Мама, я умею мастерить. – М.: Мой мир, 2007.

9. Литвиненко В.М., Аксёнов М.В. Семья Самоделкиных. - СПб: Кристалл, 1998.

10. Падберг А. Живые коробочки. – М.: Айрис - пресс, 2007.

11. Серова В. Серов В. Игрушки из бумаги. Модульное оригами. – СПб.: Питер, 2013.







Календарный учебный график

Дополнительная общеразвивающая программа «Творческая мастерская»

(стартовый уровень)



п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата проведения

План

Факт

1-2

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

Практическое занятие, беседа

Входящая диагностика, собеседование

11.01-15.01

Виды и свойства бумаги и картона

12




3-4

Мастерим бумажный мир. Плоскостные головоломки

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

18.01-22.01


5-6

Симметричное вырезание. Объёмная открытка

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

25.01-29.01


7-8

Аппликация из природного материала

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

01.02-05.02


9-10

Аппликация из разных геометрических фигур

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

08.02-12.02


11-12

Оригами. Корабли.

2

Практическое занятие

Опрос по разделу, самостоятельная практическая работа

15.02-19.02


13-14

Оригами. Самолеты

2

Практическое занятие

Опрос по разделу, самостоятельная практическая работа

22.02-26.02



Конструирование поделок из бросового материала

10





15-16

Конструирование поделки «Котик» из коробочек разной формы

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

01.03-05.03


17-18

Конструирование поделки «Жар-птица» из фантиков

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

08.03-12.03


19-20

Конструирование поделки «Цветок» из пластмассовой баночки

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

15.03-19.03

21-22

Конструирование поделки «Медвежонок» из бумажной тарелочки

2

Практическое

занятие

Опрос по теме, выставка работ

22.03-26.03


23-24

Игра с элементами творчества «Юный пожарный»

2

Игра, конкурс

Практическая работа, творческий проект

29.03-02.04



Конструирование динамических игрушек

8





25-26

Динамические игрушки «Сова» и «Цирковая собачка»

2

Практическое занятие, игра

Опрос по теме, выставка работ

05.04– 09.04

27-28

Динамическая игрушка «Слон-циркач»

2

Практическое занятие, игра

Опрос по теме, выставка работ

12.04– 16.04


29-30

Динамические игрушки «Миньоны»

2

Практическое занятие, игра

Опрос по теме, выставка работ

19.04– 23.04


31-32

Конструирование динамической игрушки (итоговое занятие по разделу)

2

Практическое занятие

Опрос по разделу, самостоятельная практическая работа

26.04– 30.04


Конструирование подарков и сувениров

8



33-34

Конструирование коробочек для подарка

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

03.05-07.05


35-36

Конструирование открытки «С праздником!»

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

10.05-14.05


37-38

Конструирование рамки для фотографии

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

17.05-21.05


39-40

Игра с элементами творчества «Дорожная азбука»

2

Игра, конкурс

Практическая работа, творческий проект

24.05-28.05


Конструирование из объемных геометрических фигур. Проекты

10



41-42

Технические модели

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

06.09-10.09


43-44

Архитектура в сказках

2

Беседа

наблюдение

13.09-17.09


45-46

Архитектура в сказках

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

20.09-24.09


47-48

Фантастические игрушки

2

Беседа

наблюдение

27.09-01.10


49-50

Фантастические игрушки

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

04.10-08.10


Организация пространств. Проекты

10



51-52

Макет дома

2

Беседа

Наблюдение

11.10-15.10


53-54

Макет дома

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

18.10-22.10

55-56

Макет комнаты

2

Беседа

Наблюдение

25.10-29.10


57-58

Макет комнаты

2

Практическое занятие

Опрос по разделу, самостоятельная практическая работа

01.11-05.11


59-60

Игра с элементами творчества «Дорожная азбука»

2

Игра, конкурс

Практическая работа, творческий проект

08.11-12.11



Новогодняя мастерская

10





61-62

Конструирование ёлочных игрушек «Дед Мороз» и «Снегурочка»

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

15.11– 19.11


63-64

Конструирование простых масок «Заяц» и «Маскарад»

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

22.11– 26.11


65-66

Конструирование подарков и сувениров

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

29.11– 03.12


67-68

Конструирование открытки с символом года

2

Практическое занятие

Опрос по теме, выставка работ

06.12– 10.12


69-70

Праздничное мероприятие «Здравствуй, праздник новогодний!»

2

Праздник

-

13.12– 17.12

71-72

Заключительное занятие

2

Практическое занятие, беседа

Итоговая диагностика, выставка творческих работ, беседа

20.12-24.12




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации