ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ТЕРРИТОРИЯ РОБОТОВ»
Муниципальное учреждение Отдела образования Администрации Тарасовского района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Образовательный технический центр»
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ТЕРРИТОРИЯ РОБОТОВ»
Уровень программы: базовый
Вид программы: модифицированная
Возраст детей: от 10 до 15 лет
Срок реализации: 36 недель, 72 учебных часа
Разработчик: педагог дополнительного образования Ланге Мария Оттовна
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ 3
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы) 3
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 13
2.1. Календарный учебный график 13
Первый проект LEGO EV3 Classroom 2021; 22
Блоки МОТОРЫ LEGO EV3 Classroom 2021; 22
Блоки ДВИЖЕНИЕ LEGO EV3 Classroom 2021; 22
Блоки ДИСПЛЕЙ LEGO EV3 Classroom 2021; 22
Блоки УПРАВЛЕНИЕ / ПЕРЕМЕННЫЕ / МОИ БЛОКИ LEGO EV3 Classroom 2021; 22
ДАТЧИК КАСАНИЯ LEGO EV3 Classroom 2021; 22
УЛЬТРАЗВУКОВОЙ ДАТЧИК LEGO EV3 Classroom 2021; 22
ДАТЧИК ЦВЕТА в режиме ЦВЕТ. LEGO EV3 Classroom 2021; 22
ДАТЧИК ЦВЕТА калибровка и движение по черной линии. LEGO EV3 Classroom 2021; 22
ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ДАТЧИК движение по квадрату. LEGO EV3 Classroom 2021; 22
МОИ БЛОКИ. LEGO EV3 Classroom 2021; 22
Движение по линии, ПИД-регулятор. Программирование Lego Classroom EV3. 22
2.5. Диагностический инструментарий (оценочные материалы) 25
2.6. Рабочая программа воспитания. 25
Приложение № 3 31
Приложение № 4 33
Приложение № 5 35
Приложение № 6 37
Приложение № 7 38
Приложение № 8 40
Приложение № 9 41
Приложение № 10 42
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Пояснительная записка (основные характеристики программы)
Нормативно-правовая база, на основе которой разработана программа:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
Федеральный закон от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 № 3.
Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации от 30.11.2016 № 11.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
Приказ Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22.09.2021 № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических рекомендациях» направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ-3924/06 «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации».
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 29.09.2023 № АБ-3935/06 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по формированию механизмов обновления содержания, методов и технологий обучения в системе дополнительного образования детей, направленных на повышение качества дополнительного образования детей, в том числе включение компонентов, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и компетентностей, связанных с эмоциональным, физическим, интеллектуальным, духовным развитием человека, значимых для вхождения Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, для реализации приоритетных направлений научно-технологического и культурного развития страны»).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Постановление Правительства Ростовской области от 08.12.2020 № 289 «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 01.08.2023 № 718 «О проведении независимой оценки качества дополнительных общеразвивающих программ в Ростовской области».
Приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 03.08.2023 № 724 «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных общеразвивающих программ» в Ростовской области.
Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 14.02.2024 г. №136 «О внесении изменений в приказ Минобразования Ростовской области от 01.08.2023 г. №718».
Приказ МБОУДО «ОТЦ» № 116-од от 29.08.2024 г. «Положение о порядке утверждения и примерной структуре дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Образовательный технический центр».
Актуальность программы. Программа направлена на привлечение учащихся к современным технологиям конструирования, программирования и применения роботизированных устройств и решает задачу по созданию условий для вовлечения детей в освоение языков программирования, автоматизации и робототехники, по формированию у обучающихся современных знаний, умений и навыков в области технических наук, технологической грамотности и инженерного мышления (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года).
Отличительные особенности программы, новизна
Программа предполагает выполнение мини-проекта по темам, в процессе которого обучающиеся смогут быстрее освоить базовые знания и навыки работы с конструктором LEGO MINDSTORMS EV3.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что проекты LEGO MINDSTORMS EV3 учат детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решения. Занятия по программе способствуют развитию у детей технического мышления. Робототехника воспитывает в ребенке характер исследователя, внимательного и ответственного человека. Он получает собственный интеллектуальный продукт, который можно потрогать, показать друзьям, родителям.
Адресат программы.
Программа адресована детям от 10 до 15 лет, независимости от пола.
Режим занятий
Продолжительность одного академического часа - 45 мин.
Перерыв между учебными занятиями – 15 минут.
Общее количество часов в неделю – 4 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Объем и срок освоения программы
Объем программы - 148 часа. Срок освоения – 37 недель.
Особенности организации образовательного процесса
Наполняемость группы - 10 человек. Состав группы – постоянный.
Сроки, объем и уровень реализации программы
Сроки, объем реализации – 36 недель, 148 часа.
Уровень – базовый.
Форма обучения - очная.
Режим занятий
Периодичность и продолжительность занятий - занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Общее количество часов в неделю – 4 часа. Общее количество занятий в неделю – 2 занятия.
Формы организации образовательного процесса – фронтальная, коллективная, групповая.
Виды, формы занятий – занятие-путешествие, учебная игра, практикум, эксперимент, турнир, чемпионат.
Перечень форм подведения итогов – тестирование, практическая работа, личные достижения.
1.2. Цель и задачи программы
Цель: Обучить основам робототехники, программирования, основным принципам механики, применяемой при создании роботов на основе конструктора LEGO® MINDSTORMS® Education EV3.
Задачи:
воспитательные (личностные):
формировать навыки работы в группе при выполнении практических творческих работ;
воспитать социально-ценные, личностные и нравственные качества (трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, к культурному наследию).
развивающие (метапредметные):
развивать навыки инженерного мышления, умение работать по предложенным инструкциям;
формировать умения решать поставленные задачи с помощью конструктора LEGO® MINDSTORMS® Education EV3;
формировать умения составлять план действия на занятии для достижения поставленной цели и придерживаться его;
формировать умения адекватно воспринимать оценку своих работ и работ окружающих;
развивать умения вносить необходимые коррективы в свои действия в соответствии с полученными данными;
развивать умения извлекать информацию из текста и иллюстрации;
развивать умения делать выводы на основе анализа рисунка-схемы;
развивать фантазию, воображение, память, мелкую моторику и глазомер;
формировать умение осуществлять совместную продуктивную деятельность;
формировать умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью;
формировать собственное мнение и позицию.
обучающие (предметные):
познакомить со средой LEGO® Education WeDo 2.0;
познакомить с правилами безопасной работы с конструктором LEGO® Education WeDo 2.0;
познакомить с основами механики;
познакомить с основами проектной деятельности;
научить подключать и задействовать электронные компоненты конструктора;
научить работать со схемами;
научить конструировать и программировать различные модели роботов для решения поставленной цели;
научить создавать мини - проекты;
научить применять правила техники безопасности при работе.
1.3. Содержание программы
Учебный планТаблица 1
Учебный план
«Территория роботов»
№ п/п | Название разделов/ тем | Количество часов | Форма контроля. | ||||
Теория | Практика | Всего | |||||
Раздел 1 «Аппаратное обеспечение базового набора 45544 – LEGO® MINDSTORMS® Education EV3». | |||||||
1.1 | Тема: Введение в программу. | 2 | 0 | 2 | Опрос | ||
1.2 | Тема: Интеллектуальный модуль EV3. | 1 | 1 | 2 | Опрос | ||
1.3 | Тема: Датчики и моторы. | 1 | 1 | 2 | Опрос | ||
1.4 | Тема: Поехали! | 1 | 1 | 2 | Опрос | ||
Раздел 2 «Инженерная лаборатория». | |||||||
2.1 | Тема: Проект «Метод проб и ошибок». | 0,5 | 1,5 | 2 | Опрос | ||
2.2 | Тема: Проект «Первая передача». | 0,5 | 1,5 | 2 | Опрос | ||
2.3 | Тема: Проект «Переключение передач». | 0,5 | 1,5 | 2 | Опрос, соревнование | ||
2.4 | Тема: Проект «Скольжение вниз по склону». | 0,5 | 1,5 | 2 | Опрос | ||
2.5 | Тема: Проект «Свободное падение». | 0,5 | 1,5 | 2 | Опрос | ||
2.6 | Тема: Проект «Подъём по склону». | 0,5 | 1,5 | 2 | Опрос, соревнование | ||
Раздел 3 «Основные действия базового набора 45544 – LEGO® MINDSTORMS® Education EV3». | |||||||
3.1 | Тема: Объекты и препятствия. | 0,5 | 1,5 | 2 | Опрос, соревнование | ||
3.2 | Тема: Использование захвата. | 0,5 | 1,5 | 2 | Опрос | ||
3.3 | Тема: Цвет и линия. | 0,5 | 1,5 | 2 | Опрос, соревнование | ||
3.4 | Тема: Углы и шаблоны. | 0,5 | 1,5 | 2 | Опрос | ||
3.5 | Тема: Проект «Заводской робот». | 0,5 | 7,5 | 8 | Опрос, защита проекта | ||
3.6 | Тема: Проект «Миссия по управлению роботов». | 0,5 | 7,5 | 8 | Опрос, защита проекта | ||
Раздел 4 «Проекты». | |||||||
4.1 | Проект «Помощник» | 0,5 | 11,5 | 12 | Опрос, защита проекта | ||
4.2 | Тема: Промежуточная оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 2 | 0 | 2 | Тестирование, достижения | ||
4.3 | Соревнование «Кегель -ринг». | 0,5 | 13,5 | 14 | Соревнование | ||
4.4 | Проект «Робот сортировщик» | 0,5 | 11,5 | 12 | Опрос, защита проекта | ||
4.5 | Проект «Робот -художник». Открытка к 8 марта | 0,5 | 11,5 | 12 | Опрос, защита проекта | ||
4.6 | Соревнование «СУМО». | 0,5 | 13,5 | 14 | Соревнование | ||
4.7 | Проект «Мир космонавтики». | 0,5 | 11,5 | 12 | Опрос, защита проекта | ||
4.8 | Проект «Военный вездеход». | 0,5 | 11,5 | 12 | Опрос, защита проекта | ||
4.9 | Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 2 | 0 | 2 | Тестирование, достижения | ||
4.10 | Проект «Машина будущего». | 0,5 | 11,5 | 12 | Опрос, защита проекта | ||
Итого: | 19 | 129 | 148 | |
Содержание учебного плана
Раздел 1 «Аппаратное обеспечение базового набора 45544 – LEGO® MINDSTORMS® Education EV3» (8 ч.).
Теория: (5 ч.) История развития робототехники. Знакомство с программой, информация по организации работы объединения, рабочего места; санитарно-гигиенические требования; инструктаж по технике безопасности. Знакомство с конструктором LEGO® MINDSTORMS® Education EV3 (модуль EV3, моторы, датчик касания, датчик цвета, ультразвуковой датчик и др.), характеристиками, области применения.
Практика: (3 ч.) Подключение модуля EV3, моторы, датчик касания, датчик цвета, ультразвуковой датчик, гироскопический датчик к компьютеру и их программирование.
Раздел 2 «Инженерная лаборатория» (12 ч.).
Теория (3 ч.): Изучение различных физических явлений, законов и понятий, лежащих в основе достижений науки и техники. Ознакомление с такими понятиями, как передаточное отношение, трение и гравитация. Подготовка и оформление проекта «Поднимайтесь по склону».
Практика (9 ч.): Сборка и программирование различных механизмов по схемам, а также их усовершенствование. Выполнение и защита проекта.
Раздел 3 «Основные действия базового набора 45544 – LEGO® MINDSTORMS® Education EV3» (24 ч.).
Теория (3 ч.): Основы сборки и программирования автономных роботов с помощью модульной приводной платформы с использованием различных устройств (датчиков и моторов). Ознакомление с такими возможностями, как обнаружение препятствий, перемещение объектов, движение по линии и повороты под точными углами. Подготовка и оформление проектов «Заводской робот», «Миссия по управлению роботов».
Практика (21 ч.): Сборка и программирование приводных платформ с различными датчиками и активация действий на основе данных, поступающих от датчиков. Выполнение и защита проектов.
«Промежуточная оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (2 ч.)
Раздел 4 «Проекты» (100 ч.).
Теория (4 ч.): Изучение различных проблем и их решения. Оформление проекта.
Практика (96 ч.): Сборка и программирование различных механизмов по решению данных проблем. Выполнение и защита проекта.
«Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» (2 ч.)
1.4. Планируемые результаты
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
навыки работы в группе при выполнении практических творческих работ;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Метапредметные
Регулятивные универсальные учебные действия. У обучающихся будут сформированы умения:
решать поставленные задачи с помощью конструктора LEGO® MINDSTORMS® Education EV3;
составлять план действия на занятии для достижения поставленной цели и придерживается его;
адекватно воспринимать оценку своих работ и работ окружающих;
вносить необходимые коррективы в свои действия в соответствии с полученными данными.
Познавательные универсальные учебные действия. Обучающиеся научатся:
применять навыки и умения в робототехнике;
извлекать информацию из текста и иллюстрации;
делать выводы на основе анализа рисунка-схемы;
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обучающиеся приобретут умения:
осуществлять совместную продуктивную деятельность;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной целью;
высказывать собственное мнение.
Предметные
К концу обучения, учащиеся будут знать:
основные понятия в робототехнике;
среду LEGO® MINDSTORMS® Education EV3;
правила безопасной работы с конструктором LEGO® MINDSTORMS® Education EV3;
основы механики;
основы проектной деятельности.
К концу обучения, учащиеся будут уметь:
подключать и задействовать электронный компоненты конструктора;
работать со схемами;
конструировать и программировать различные модели роботов для решения поставленной цели;
создавать мини проекты;
применять правила техники безопасности при работе с различными компонентами конструктора LEGO® MINDSTORMS® Education EV3.
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Таблица 2
Календарный учебный график
«Территория роботов»
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
Аппаратное обеспечение базового набора 45544 – LEGO® MINDSTORMS® Education EV3 | |||||||
1 | 04.09.2024 | Введение в программу. | 2 | | Лекция | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
2 | 06.09.2024 | Интеллектуальный модуль EV3. | 2 | | Учебная игра | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
3 | 11.09.2024 | Датчики и моторы. | 2 | | Лекция, практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
4 | 13.09.2024 | Поехали! | 2 | | Учебная игра | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
Инженерная лаборатория | |||||||
5 | 18.09.2024 | Проект «Метод проб и ошибок». | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
6 | 20.09.2024 | Проект «Первая передача». | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
7 | 25.09.2024 | Проект «Переключение передач». | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос, соревнование |
8 | 27.09.2024 | Проект «Скольжение вниз по склону». | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
9 | 02.10.2024 | Проект «Свободное падение». | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
10 | 04.10.2024 | Проект «Подъём по склону». | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Защита проекта |
Основные действия базового набора 45544 – LEGO® MINDSTORMS® Education EV3 | |||||||
11 | 09.10.2024 | Объекты и препятствия. | 2 | | Учебная игра | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос, соревнование |
12 | 11.10.2024 | Использование захвата. | 2 | | Лекция, практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
13 | 16.10.2024 | Цвет и линия. | 2 | | Учебная игра | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос, соревнование |
14 | 18.10.2024 | Углы и шаблоны. | 2 | | Лекция, практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
15 | 23.10.2024 | Проект «Заводской робот». | 2 | | Лекция, практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
16 | 25.10.2024 | Проект «Заводской робот». | 2 | | Учебная игра | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
17 | 30.10.2024 | Проект «Заводской робот». | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
18 | 01.11.2024 | Проект «Заводской робот». | 2 | | Защита проекта | МБОУДО «ОТЦ» | Оценка проекта |
19 | 06.11.2024 | Проект «Миссия по управлению роботов». | 2 | | Лекция, практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
20 | 08.11.2024 | Проект «Миссия по управлению роботов». | 2 | | Учебная игра | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
21 | 13.11.2024 | Проект «Миссия по управлению роботов». | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
22 | 15.11.2024 | Проект «Миссия по управлению роботов». | 2 | | Защита проекта | МБОУДО «ОТЦ» | Оценка проекта |
Проекты | |||||||
23 | 20.11.2024 | Проект «Помощник». Подбор модели. | 2 | | Беседа с игровыми элементами | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
24 | 22.11.2024 | Проект «Помощник». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
25 | 27.11.2024 | Проект «Помощник». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
26 | 29.11.2024 | Проект «Помощник». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
27 | 04.12.2024 | Проект «Помощник». Изготовления и программирование. | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
28 | 06.12.2024 | Проект «Помощник». Подготовка и защита проекта | 2 | | Защита проекта | МБОУДО «ОТЦ» | Оценка проекта |
29 | 11.12.2024 | Промежуточная оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 2 | | Самостоятельная работа | МБОУДО «ОТЦ» | Тестирование, достижения |
30 | 13.12.2024 | Соревнование «Кегель -ринг». Сборка и программирование модели. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Практическая работа |
31 | 18.12.2024 | Соревнование «Кегель -ринг». Сборка и программирование модели. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Практическая работа |
32 | 20.12.2024 | Соревнование «Кегель -ринг». Сборка и программирование модели. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Практическая работа |
33 | 25.12.2024 | Соревнование «Кегель -ринг». Пробные соревнования. | 2 | | Тренировка | МБОУДО «ОТЦ» | Соревнования |
34 | 27.12.2024 | Соревнование «Кегель -ринг». Усовершенствование модели. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Практическая работа |
35 | 10.01.2025 | Соревнование «Кегель -ринг». Усовершенствование модели. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Практическая работа |
36 | 15.01.2025 | Соревнование «Кегель -ринг». Проведение соревнований. | 2 | | Чемпионат | МБОУДО «ОТЦ» | Соревнования |
37 | 17.01.2025 | Проект «Робот сортировщик». Подбор модели. | 2 | | Учебная игра | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
38 | 22.01.2025 | Проект «Робот сортировщик». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
39 | 24.01.2025 | Проект «Робот сортировщик». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
40 | 29.01.2025 | Проект «Робот сортировщик». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
41 | 31.01.2025 | Проект «Робот сортировщик». Изготовления и программирование. | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
42 | 05.02.2025 | Проект «Робот сортировщик». Подготовка и защита проекта. | 2 | | Защита проекта | МБОУДО «ОТЦ» | Оценка проекта |
43 | 07.02.2025 | Проект «Робот -художник». Открытка к 8 марта. Подбор модели. | 2 | | Беседа с игровыми элементами | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
44 | 12.02.2025 | Проект «Робот -художник». Открытка к 8 марта. Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
45 | 14.02.2025 | Проект «Робот -художник». Открытка к 8 марта. Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
46 | 19.02.2025 | Проект «Робот -художник». Открытка к 8 марта. Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
47 | 21.02.2025 | Проект «Робот -художник». Открытка к 8 марта. Изготовления и программирование. | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
48 | 26.02.2025 | Проект «Робот -художник». Открытка к 8 марта. Подготовка и защита проекта. | 2 | | Защита проекта | МБОУДО «ОТЦ» | Оценка проекта |
49 | 28.02.2025 | Соревнование «СУМО». Сборка и программирование модели. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Практическая работа |
50 | 05.03.2025 | Соревнование «СУМО». Сборка и программирование модели. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Практическая работа |
51 | 07.03.2025 | Соревнование «СУМО». Сборка и программирование модели. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Практическая работа |
52 | 12.03.2025 | Соревнование «СУМО». Пробные соревнования. | 2 | | Тренировка | МБОУДО «ОТЦ» | Соревнования |
53 | 14.03.2025 | Соревнование «СУМО». Усовершенствование модели. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Практическая работа |
54 | 19.03.2025 | Соревнование «СУМО». Усовершенствование модели. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Практическая работа |
55 | 21.03.2025 | Соревнование «СУМО». Проведение соревнований. | 2 | | Чемпионат | МБОУДО «ОТЦ» | Соревнования |
56 | 26.03.2025 | Проект «Мир космонавтики». Подбор модели. | 2 | | Беседа с игровыми элементами | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
57 | 28.03.2025 | Проект «Мир космонавтики». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
58 | 02.04.2025 | Проект «Мир космонавтики». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
59 | 04.04.2025 | Проект «Мир космонавтики». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
60 | 09.04.2025 | Проект «Мир космонавтики». Изготовления и программирование. | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
61 | 11.04.2025 | Проект «Мир космонавтики». Подготовка и защита проекта. | 2 | | Защита проекта | МБОУДО «ОТЦ» | Оценка проекта |
62 | 16.04.2025 | Проект «Военный вездеход». Подбор модели. | 2 | | Учебная игра | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
63 | 18.04.2025 | Проект «Военный вездеход». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
64 | 23.04.2025 | Проект «Военный вездеход». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
65 | 25.04.2025 | Проект «Военный вездеход». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
66 | 30.04.2025 | Проект «Военный вездеход». Изготовления и программирование. | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
67 | 02.05.2025 | Проект «Военный вездеход». Подготовка и защита проекта. | 2 | | Защита проекта | МБОУДО «ОТЦ» | Оценка проекта |
68 | 07.05.2025 | Итоговая оценка результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 2 | | Самостоятельная работа | МБОУДО «ОТЦ» | Тестирование, достижения |
69 | 14.05.2025 | Проект «Машина будущего». Подбор модели. | 2 | | Учебная игра | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
70 | 16.05.2025 | Проект «Машина будущего». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
71 | 21.05.2025 | Проект «Машина будущего». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
72 | 23.05.2025 | Проект «Машина будущего». Изготовления и программирование. | 2 | | Практикум | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
73 | 28.05.2025 | Проект «Машина будущего». Изготовления и программирование. | 2 | | Эксперимент | МБОУДО «ОТЦ» | Опрос |
74 | 30.05.2025 | Проект «Машина будущего». Подготовка и защита проекта. | 2 | | Защита проекта | МБОУДО «ОТЦ» | Оценка проекта |
Итого: | 148 | | | | |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Оборудование и материалы
Таблица 3
Оборудование кабинета (для группы из 10 человек)
Наименование | кол-во |
Технологические наборы LEGO® MINDSTORMS® Education EV3 | 3 |
ПК для обучающихся | 3 |
ПК для педагога | 1 |
Мультимедийный проектор | 1 |
Принтер | 1 |
Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, среднее специальное или высшее образование, курсы повышения квалификации по образовательной робототехнике.
2.3. Методическое обеспечение
Программа «Территория роботов» обеспечена методическими материалами:
учебное пособие LEGO® MINDSTORMS® Education EV3 (Приложение №1);
учебное пособие «Руководство пользователя LEGO® MINDSTORMS® Education EV3» (Приложение № 2).
- демонстрационными и раздаточными учебными материалами:
презентации (Приложение № 3);
обучающие мультфильмы;
схемы (Приложение № 4);
демонстрационные модели (Приложение № 5);
памятки по ТБ (Приложение № 6);
карточки с заданиями (Приложение № 7);
плакаты (Приложение № 8);
рабочий лист (Приложение № 9);
шаблон выполнения проектной работы (Приложение № 10).
Таблица 4
Методическое обеспечение
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие.
Общие требования к занятиям:
создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
целесообразное расходование времени на занятии;
применение разнообразных методов и средств обучения;
развитие благоприятных межличностных отношений между педагогом и обучающимися;
развитие умения применять полученные знания в практической деятельности.
Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Изучение учебного материала осуществляется в следующей последовательности:
изучение нового материала;
применение знаний на практике, формирование практических умений;
контроль знаний.
Для реализации образовательного процесса в объединении используются следующие образовательные технологии:
Модульная технология - разработка специальных инструкций, например, технологических карт для самостоятельной работы обучающихся с четким указанием цели усвоения определенного учебного материала, использование источников информации и разъяснение способов овладения этой информацией. В этих же инструкциях приводятся образцы проверочных заданий.
Технология проблемного обучения - на занятии создаются проблемные ситуации, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками. Образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося.
Технология развивающего обучения - это такое обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития способностей, интересов, личностных качеств и отношений между детьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума.
Технология проектной деятельности - при использовании в обучении проектной технологии обучающиеся включаются в творческую деятельность. Это требует использования широкого спектра педагогических методов, которые могут включать «мозговой штурм» (мастер - классы), ролевые игры (интегрированное занятия), обсуждения, дискуссии; постановку «открытых» вопросов; индивидуальную и групповую деятельность. Процесс выполнения творческого проекта подразделяется на 3 основных этапа:
1 этап – выявление цели выполнения творческого проекта.
2 этап - практической реализации.
3 этап - контрольно-оценочный.
Игровые технологии:
занятие – путешествие проводится во время освоения нового материала;
игры-упражнения способствуют развитию познавательных способностей ребят, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях (кроссворды, ребусы, викторины);
игры-соревнования;
сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, обучающиеся играют определенные роли.
Здоровьесберегающие технологии: физкультурные минутки, часы здоровья гимнастики до начала занятий, динамические перемены, гимнастики для пальцев, для глаз.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - мультимедийные презентации, обучающие фильмы, видеоролики, мастер-классы, виртуальные экскурсии.
Методы обучения:
словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация;
проектно-конструкторские методы: проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
наглядный метод обучения: картины, иллюстрации, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики, демонстрационные материалы, онлайн-экскурсия.
2.4. Формы аттестации
Формы оценки результатов освоения программы: тестирование, практическая работа, личные достижения.
Диагностика образовательных результатов по программе
Промежуточная и итоговая оценка результатов освоения программы: (Приложение № 11)
1. Мониторинг результатов обучения ребёнка по дополнительной образовательной программе (автор Л.Н. Буйлова) - (таблица 5):
теоретическая подготовка – тесты: «Аппаратное обеспечение» (таблица 6), «Инженерная лаборатория» (таблица 7), «Основные действия» (таблица 8), «Проекты» (таблица 9) (составитель Ланге М.О.);
практическая подготовка – мониторинг выполнения практических работ (таблица 12) (составитель Ланге М.О.);
общеучебные умения и навыки ребёнка - защита проекта (таблица 13), наблюдение;
2. Мониторинг личностного развития по дополнительной образовательной программе (автор Л.Н. Буйлова) - (таблица 15):
наблюдение;
методика изучения мотивов участия обучающихся в деятельности (Л.В. Байбородовой);
уровень воспитанности обучающихся (автор Н.П. Капустина);
тест «Определение самооценки по Р.В. Овчаровой»;
анкета «Конфликтная ли вы личность?» Тест из книги "Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А. Богатова, В.В. Герасимова, Л.А. Кудряшова, И.А. Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007
2.6. Рабочая программа воспитания.
Календарный план воспитательной работы
Пояснительная записка
Воспитание представляет собой многофакторный процесс, результаты которого зависят от сочетания факторов, влияющих на конкретного ребенка. Воспитательная деятельность творческого объединения «Территория роботов» имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива, в процессе которой педагог решает целый ряд воспитательных задач по формированию личности обучающихся.
Настоящая программа разработана для детей в возрасте от 10 до 15 лет, обучающихся в объединении «Территория роботов», с целью организации воспитательной работы с обучающимися. Реализация программы воспитательной работы осуществляется параллельно с выбранной ребенком или его родителями (законными представителями) основной дополнительной общеразвивающей программой «Территория роботов» (на базе конструктора LEGO® MINDSTORMS® Education EV3)».
Организация воспитательной работы в объединении строится по модулям: «Детское объединение», «Работа с родителями», «Самоопределение», «Наставничество», «Профилактика».
Цель: создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого обучающегося.
Задачи:
развитие общей культуры учащихся через традиционные мероприятия объединения, выявление и работа с одаренными детьми;
формирование у детей гражданско - патриотического сознания;
создание условий, направленных на формирование нравственной культуры, расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала;
пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально - опасных явлений;
создание условий для активного и полезного взаимодействия учреждения и семьи по вопросам воспитания обучающихся.
Планируемые результаты:
система воспитательной работы стала более прозрачной, логичной благодаря организации работы по модулям воспитания;
ценностное отношение к России, своему народу, краю, семье;
интерес к занятиям творческого характера, готовность к познанию и созданию нового;
позитивный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;
сформированы первоначальные профессиональные намерения и интересы;
позитивный опыт участия в общественно значимых делах;
ценностное отношение к жизни во всех ее проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью и здоровью окружающих людей;
умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья и нарушению безопасности;
соблюдение установленных правил личной гигиены, техники безопасности, безопасности на дороге.
Приоритетные направления воспитания
Гражданско-патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, физическое воспитание и формирование культуры здоровья, профессиональная ориентация.
Формы и технологии проведения воспитательных мероприятий и содержание деятельности, методы воспитательного взаимодействия
Формы - индивидуальные, групповые, коллективные.
Технологии – здоровьесберегающие, ИКТ, игровые.
Методы - объяснительно-иллюстративный, эвристический, проблемный, частично – поисковый, поисковый, метод проектов.
Методы диагностики результатов воспитания: анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа
Таблица 5
Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Мероприятие | Форма проведения | Сроки проведения |
Модуль «Детское объединение» | |||
День знаний | Поздравительные мероприятия с началом учебного года | 04.09.2024 | |
День солидарности в борьбе с терроризмом | Беседа | 06.09.2024 | |
Международный день памяти жертв фашизма | Урок мужества | 11.09.2024 | |
День образования Ростовской области | Акция | 13.09.2024 | |
Международный день мира | Конкурс рисунков | 20.09.2024 | |
День Интернета | Викторина | 27.09.2024 | |
Международный день пожилого человека | Час информации | 02.10.2024 | |
Международный день учителя | Поздравительные мероприятия с Днем учителя | 04.10.2024 | |
День отца | Поздравительные мероприятия с Днем отца, фотовыставка | 18.10.2024 | |
| День народного единства | Игровая программа | 01.11.2024 |
| День проведения военного парада на Красной площади в 1941 году | Демонстрация видеороликов, беседа | 08.11.2024 |
| Международный день толерантности | Игры | 15.11.2024 |
| Всемирный день ребёнка | Беседа | 20.11.2024 |
| День матери | Поздравительные мероприятия, фотовыставка | 22.11.2024 |
| День Неизвестного солдата | Урок мужества | 04.12.2024 |
| День добровольца | Акция | 06.12.2024 |
| День Конституции РФ | Круглый стол | 11.12.2024 |
| Новый год, Рождество | Поздравительные мероприятия | 25.12.2024 |
| Освобождение Тарасовского района от немецко-фашистских захватчиков | Урок мужества | 15.01.2025 |
| День детских открытий | Квест | 17.01.2025 |
| День российского студенчества | Поздравительные мероприятия, акция | 24.01.2025 |
| День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943) | Урок мужества | 31.01.2025 |
| День российской науки | Квест | 07.02.2025 |
| День вывода войск из Афганистана | Урок мужества | 14.02.2025 |
| Международный день родного языка | Беседа | 21.02.2025 |
| Масленица | Игровая программа | 26.02.2025 |
| Международный женский день | Поздравительные мероприятия, акция | 07.03.2025 |
| 450 лет со дня выхода первой «Азбуки» Ивана Фёдорова (1574) | Квиз | 14.03.2025 |
| День воссоединения Крыма с Россией | Акция | 19.03.2025 |
| Всемирный день водных ресурсов | Конкурс плакатов и рисунков | 21.03.2025 |
| День смеха | Игровая программа | 02.04.2025 |
| Всемирный день здоровья | Акция | 09.04.2025 |
| День авиации и космонавтики | Квиз | 11.04.2025 |
| Международный день памятников и исторических мест | Беседа, экскурсия | 18.04.2025 |
| Всемирный день Земли | Конкурс плакатов и рисунков | 23.04.2025 |
| Праздник весны и труда | Акция | 02.05.2025 |
| День Победы | Уроки мужества, акции | 07.05.2025 |
| Международный день семьи | Акция | 16.05.2025 |
| День славянской письменности и культуры | Квест | 23.05.2025 |
Модуль «Работа с родителями» | |||
| День открытых дверей | Мастер-класс | 11.09.2024 |
| Как влияет робототехника на развитие ребёнка | Анкетирование | Ноябрь |
| Успехи детей в робототехнике | Индивидуальные консультации, видеоролик достижений детей, оформление благодарностей родителям | Декабрь |
| Клуб выходного дня | Творческие мастерские | Ежемесячно |
| Подведение итогов за год | Индивидуальные консультации, видеоролик достижений детей, оформление благодарностей родителям | Май |
Модуль «Наставничество» | |||
| Отбор наставников | Анкетирование, собеседование | Сентябрь |
| Введение наставляемых в основы проектной деятельности | Консультации | Октябрь |
| Обзор существующих проблем в области истории робототехники и использования роботов для помощи человеку в различных областях деятельности. Выбор проблемы для проекта | Круглый стол | Ноябрь |
| Составление плана работы по проекту. Поиск и отбор информации для проекта | Консультации | Декабрь |
| Работа над проектом | Мастер-классы, консультации, дебаты, круглые столы | Январь-март |
| Оформление проекта для защиты (доклад, презентация) | Консультации | Март |
| Представление проекта в творческом объединении | Выступление | Март |
| Участие в научно-практической конференции «Первые шаги в науку» | Выступление | Апрель |
Модуль «Профориентация» | |||
| «Знаешь ли ты профессии», «Предметы труда» | Тестирование | Октябрь |
| «Отгадай профессию» | Викторина | Ноябрь |
| «Паровозик» | Игра-путешествие | Декабрь |
| «Робофест» | Участие в конкурсе | Январь |
| «Город мастеров» | Ролевая игра | Февраль |
| «Калейдоскоп профессий» | Дидактическая игра | Март |
| «Профкомп@с» | Участие в конкурсе | Апрель |
| «Кем я хочу быть» | Беседа | Май |
Модуль «Профилактика» | |||
| «Это нужно знать» | Инструктажи по ТБ | В течение года |
| «Алгоритм действий при вооруженном нападении, захвате заложников». «Алгоритм действий при обнаружении подозрительного предмета». «Алгоритм действий при атаке БПЛА» | Инструктажи | Сентябрь, декабрь, апрель |
| «Внимание, дети!» | Акция по ПДД | Сентябрь |
| «Осторожно-вирус» | Беседа | Сентябрь |
| «Твой безопасный маршрут» | Игра по ПДД | Октябрь |
| «Твои дела в твоих поступках. Телефон доверия» | Беседа | Ноябрь |
| «Осторожно, гололёд!» | Беседа | Декабрь |
| «Безопасный Новый год» | Акция | Декабрь |
| «Гармоничность образа жизни школьников; «Уровень владения школьниками культурными нормами в сфере здоровья» | Тестирование | Декабрь |
| «Угрозы интернета» | Информационный час | Январь |
| «О вредных привычках» | Квест | Февраль |
| «Один дома» | Информационный час | Март |
| «Жизнь без конфликтов» | Беседа | Апрель |
| «Безопасное лето» | Инструктажи | Май |
Список использованной литературы
Копосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику. Практикум для 5-6 классов\ Д. Г. Копосов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 292 с.
Программа занятий по информатики базового набора 45544 – LEGO® MINDSTORMS® Education EV3// Книга для учителя [Электронный ресурс], 2016. – 221 с.
Руководства пользования базового набора 45544 – LEGO® MINDSTORMS® Education EV3// Книга для учителя [Электронный ресурс], 2013. – 69 с.
Чехлова А. В., Якушкин П. А. «Конструкторы LEGO DAKTA в курсе информационных технологий. Введение в робототехнику». - М.: ИНТ, 2001. – 76 с.
Список литературы для педагогов
Колосов Д. Г. Первый шаг в робототехнику: практикум для 5-6 классов / Д. Г. Колосов. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. — 286 с.
Программа занятий по информатики базового набора 45544 – LEGO® MINDSTORMS® Education EV3 // Книга для учителя [Электронный ресурс], 2016. – 221 с.
Руководства пользования базового набора 45544 – LEGO® MINDSTORMS® Education EV3// Книга для учителя [Электронный ресурс], 2013. – 69 с.
Тарапата В. В. Робототехника в школе: методика, программы, проекты / В. В. Тарапата, Н. Н. Самылкина. — М.: Лаборатория знаний, 2017. — 109 с.
Список литературы для обучающихся
Валуев А. А. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Робот-шпион // Проект [Электронный ресурс] / А. А. Валуев. — М.: Лаборатория знаний, 2017. – 57 с.
Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. // Сборник проектов № 1 [Электронный ресурс] / сост. Ю. А. Серова. - М.: Лаборатория знаний, 2019. - 251 с.
Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. // Сборник проектов № 2 [Электронный ресурс] / сост. Ю. А. Серова. - М.: Лаборатория знаний, 2020. - 285 с.
Тарапата В. В. Конструируем роботов LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Мотобайк // Проект [Электронный ресурс] / В. В. Тарапата, А. В. Красных, А. А. Салахова. — М.: Лаборатория знаний, 2018. – 63 с.
Тарапата В. В. Конструируем роботов на LEGO® MINDSTORMS® Education EV3. Домашний кассир // Проект [Электронный ресурс] / В. В. Тарапата, - М.: Лаборатория знаний, 2018. – 82 с.
Список литературы для родителей
Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей / С.А. Филиппов. – СПб.: Наука, 2013. - 319 с.
Список интернет-ресурсов
Роботы лего и робототехника – Режим доступа: http://www.prorobot.ru/ (дата обращения:10.05.2023).
LEGO Education - Режим доступа: https://education.lego.com/ru-ru/ (дата обращения:10.05.2023).
MonitorBank - сборник материалов по технологии, робототехнике и программированию - Режим доступа: https://monitorbank.ru/category/nabor-wedo-2-0/ (дата обращения:10.05.2023).
ПРО Лего – канал по робототехнике - Режим доступа: https://rutube.ru/channel/29605575/ (дата обращения:10.05.2023).
РобоВики. Инструкции - Официальный канал robo-wiki.ru - видео с моделями из образовательных конструкторов Lego EV3 и Lego Spike Prime - Режим доступа: https://rutube.ru/channel/23348460/ (дата обращения:10.05.2023).
Приложение № 2
Приложение № 3
Приложение № 4
Приложение № 5
Приложение № 6
Приложение № 7
Приложение № 8
Приложение № 9
Приложение № 10