Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «3D-моделирование» (3–9 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка»
| УТВЕРЖДЕНА Приказом директора МБОУ ДО «РЦДТ» № от 2021 г. __________________Пугачева О.А. ПРИНЯТА на заседании педагогического совета Протокол № от 2021г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
технической направленности
«3D-моделирование»
Возраст обучающихся - 8-13 лет
Срок реализации – 1 год
Разработчики:
г. Гатчина
2021 год
Пояснительная записка
Техническое моделирование – это обогащение школьников общетехническими знаниями и умениями, развитие их творческих способностей в области техники. Такой род занятий развивает важные навыки координации движений, концентрацию внимания и изобретательность, умение работать с различными инструментами и материалами.
3D моделирование - это создание модели объекта. Во время занятий обучающиеся научатся проектировать, создавать различные изделия из пластика. В распоряжении детей будут предоставлены 3D ручки. С их помощью обучаемые могут изготовить плоскорельефные и объемные фигуры из пластика. Моделируемые объекты выстраиваются на основе чертежей, рисунков, подробных описаний и другой информации.
1.1 Направленность.
Дополнительная общеразвивающая программа «3D-моделирование» относится к технической направленности и способствует развитию детского научно - технического творчества в области моделирования на основе внедрение современных технологий в образовательный процесс и популяризации профессии инженера.
Уровень.
Программа соответствует стартовому уровню.
Актуальность.
Значимость программы заключается в предоставлении обучающимся возможности овладения новейшими информационными и аддитивными технологиями для адаптации их в современном обществе и реализации своего творческого потенциала. Деятельность обучающихся в рамках данной дополнительной программы позволяет не только освоить азы трехмерного моделирования, но и применить свои знания на практике.
Модульное построение и разноуровневость программы позволяет обучать детей, проявивших выдающиеся способности с помощью использования системы разноуровневых заданий и переходу к более сложному модулю после изучения основ.
1.4. Педагогическая целесообразность.
Дополнительная общеразвивающая программа «3D-моделирование» разработана с учетом использования современных образовательных технологий: здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; интегративные; игровые.
Программа позволяет практически применить основные педагогические принципы: научность, доступность, связь теории с практикой, систематичность и последовательность, индивидуальный подход в обучении.
Программа соответствует психологическим возрастным особенностям обучающихся. Возможна корректировка программы в зависимости от контингента обучающихся и их индивидуальных возможностей.
Цель и задачи.
Цель - формирование и развитие у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания пространственных моделей. Освоение элементов основных навыков по трехмерному моделированию.
Задачи:
Обучающие | Развивающие | Воспитательные |
- дать первоначальные знания по устройству 3D ручки; - научить создавать трёхмерные объекты различной степени сложности; - научить работать по предложенным инструкциям; - сформировать общенаучные и технологические навыки проектирования; - ознакомить с правилами безопасной работы с инструментами необходимыми при проектировании. | -способствовать развитию интереса к изучению и практическому освоению 3Д моделированию с помощью 3D-ручки;; -развивать творческое мышление при решении поставленной задачи: от эскиза до готовой детали; -развивать память, внимание, способность логически мыслить, анализировать, концентрировать внимание на главном; | - способствовать воспитанию потребности в творческом труде, трудолюбия как высокой ценности в жизни; - воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе. |
Отличительные особенности данной дополнительной общеразвивающей программы от уже существующих.
Отличительная особенность данной программы заключается в ее модульном построении. Для обучающихся, показавших достаточный уровень технической подготовки при работе с 3D-ручкой, после освоения модуля №1 может быть рекомендован переход в модулю №3.
Применяется разноуровневый подход при реализации (предлагается дидактическая система разноуровневых заданий).
Программа является личностно - ориентированной, т. к. каждый ребёнок имеет возможность самостоятельно выбрать наиболее интересный объект работы;
- в программе реализуется принцип создания готовых 3D моделей от эскиза к конечному результату с использованием современного оборудования: 3D ручки;
- в программе заложена интеграция различных предметных областей, что открывает новые возможности для реализации новых образовательных концепций, овладения новыми навыками и расширения круга интересов;
Программа может быть реализована в сетевой форме.
Возраст детей.
Данная дополнительная общеразвивающая программа предназначена для обучающихся 8-13 лет, которые любят конструировать и хотят научиться мастерству изготовления 3D моделей на различном современном оборудовании.
Обучающиеся принимаются по свободному набору.
Сроки реализации дополнительной общеразвивающей программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения—36 часов.
Формы и режим занятий.
Форма проведения занятий: аудиторная.
Формы проведения занятий: очная.
Форма организации занятий: групповая, индивидуальная.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность занятия 45 минут.
Разноуровневость программы позволяет обучать детей, проявивших выдающиеся способности (после изучения основ 3Д-моделирования при использовании 3Д-ручки (с модуля №1, тема 1.2) используются система разноуровневых заданий).
Планируемые результаты и способы их проверки.
Обучающиеся по дополнительной общеразвивающей программе «3D-моделирование»:
Будут знать | Будут уметь | Овладеют |
основы трехмерного моделирования; основные понятия «моделирование», «трёхмерное пространство», «рисунок», «чертеж»; способы создания 3Dмоделей; конструктивные особенности различных моделей, сооружений и механизмов; | самостоятельно решать технические задачи в процессе моделирования (планирование предстоящих действий, самоконтроль); создавать 3D-рисунки и 3D-модели; ориентироваться в трёхмерном пространстве; эффективно использовать базовые инструменты создания объектов; модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы; объединять созданные объекты в функциональные группы; | - навыками рисования в плоскости навыками рисования 3D-ручкой на плоскости и в пространстве навыком совмещения материалов при работе с пластиком опытом проектной деятельности |
Ожидаемые результаты:
Предметные | Личностные | Метапредметные |
-знание основных правил создания трехмерной модели; -знание принципов работы с 3D-ручкой; -владение способами соединения и крепежа деталей; - владение способами и приемами моделирования; -знание закономерностей симметрии и равновесия; | -умение работать самостоятельно и в коллективе; -аккуратность и опрятность при выполнении работы; - первичные навыки анализа и критичной оценки получаемой информации; | освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; - формирование умений ставить цель создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; - оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла. - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. |
Формы проведения промежуточной аттестации и подведения итогов.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в конце изучения каждого раздела: обучающиеся выполняют индивидуальный или групповой проект, монтируется выставка работ.
Подведение итогов реализации программы проводится 2 раза в год (декабрь, май) в форме промежуточной аттестации.
Используются следующие отдельные методы отслеживания и фиксации результатов: опрос, наблюдение, тест, выполнение задания, защита проекта.
Дополнительная общеразвивающая программа | Год обучения | Количество часов | Форма промежуточной аттестации |
«3D-моделирование» | 1 год | 36 часов | Творческие работы. Участие в конкурсах и выставках. |
2.1. Содержание учебно-тематического плана
1. Вводное занятие (1 ч.)
Теория (0,5 ч.) Актуальность 3D-технологии и 3D-моделирования в современном обществе. Первое знакомство 3D-ручка. Демонстрация возможностей 3Dручки. Техника безопасности при работе с 3D-ручкой. Проведение опроса учащихся об их опыте работы с 3D-ручкой.
Практика (0,5 ч.) Первое самостоятельное использование 3D-ручки, рисование простой фигуры (квадрат, круг, треугольник). Самостоятельная замена пластика в 3Dручке.
Модуль 1. Основы работы с 3D ручкой (3 ч.)
Тема 1.1. История создания 3D ручки. Конструкция, основные элементы устройства 3D ручки. Техника безопасности. (1 ч.)
Теория (0,5 ч.) История создания 3D-моделирования. Задачи 3D-моделирования, понятия «модель», основные виды моделирования, процесс моделирования, оценка модели. Сферы применения трехмерного моделирования. История появления, виды 3D-ручек, виды пластика (PLA и ABS). Принцип работы 3D-ручки. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе.
Практика (0,5 ч.) Работа с 3D-ручкой, исследование процесса нагревания, замена пластика, использование разных видов пластика, испытание разных скоростей подачи материала.
Тема 1.2. Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия и представления о форме. (2 ч.)
Теория (0,5 ч.) Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D-ручкой. Выполнение линий разных видов. Способы заполнения межлинейного пространства. Общие понятия и представления о форме. Геометрическая основа строения формы предметов. Понятие «чертеж», основы чертежа.
Практика (1,5 ч.): создание простой геометрической фигуры, плоского изображения объекта.
Низкий, средний уровень: Практическая работа: создание плоской фигуры по шаблону.
Высокий уровень: Работа на бумаге, создание чертежа (рисунка) простой модели. Реализацию модели с помощью 3D-ручки.
Проведение текущего контроля по разделу.
Модуль 2. Рисование на плоскости с использованием 3D-ручки: простое моделирование. (14ч.)
Тема 2.1. Техники рисования на плоскости: линии разных видов, способы заполнения межлинейного пространства. (2 ч.)
Теория (0,5 ч.) Основные техники рисования 3D-ручкой на плоскости, важность цельного контура, техники закрашивания плоскости. Способы заполнения межлинейного пространства.
Практика (1,5 ч.): витражная картина, ажурная маска.
Низкий, средний уровень: Моделирование и художественное конструирование используя готовый шаблон.
Высокий уровень: Моделирование и художественное конструирование на свободную тему: создание чертежа будущего изделия, реализация модели с помощью 3D-ручки.
Тема 2.2. Создание плоской фигуры по трафарету (4ч.)
Теория (0,5 ч.) Важность создания чертежа в трехмерном моделировании, основы чертежа. Техника скрепления разных элементов.
Практика (3,5ч.): создание плоской фигуры «брелок», «магнит»
Низкий, средний уровень: Моделирование и художественное конструирование используя готовый шаблон.
Высокий уровень: Моделирование и художественное конструирование: создание чертежа будущего изделия, реализация модели с помощью 3D-ручки.
Тема 2.3. Выполнение индивидуального проекта (8 ч.)
Практика (8 ч.): Создание объёмной фигуры, состоящей из плоских деталей: дом, подставка для карандашей, шкатулка, кукольная мебель. Техника скрепления разных элементов.
Низкий, средний уровень: Моделирование и художественное конструирование на свободную тему (использую готовый шаблон).
Высокий уровень: Моделирование и художественное конструирование на свободную тему: создание чертежа будущего изделия, реализацию модели с помощью 3D-ручки.
Проведение текущего контроля по разделу.
Модуль 3. Создание сложных 3Д-моделей (18 ч.)
Тема 3.1. Создание сложных моделей. Техники рисования в пространстве (5 ч.)
Теория (1 ч.) Важность создания чертежа в трехмерном моделировании, основы чертежа. Создание объёмной фигуры из разных элементов. Техника скрепления разных элементов.
Практика (4 ч.) Создание объёмной фигуры: декоративное дерево, герои мультфильмов, насекомое (стрекозы, бабочки, божья коровка, паук), женские украшения (браслет, колье, кулон), цветы.
Низкий, средний уровень: Моделирование и художественное конструирование на свободную тему (использую готовый шаблон).
Высокий уровень: Моделирование и художественное конструирование на свободную тему: создание чертежа будущего изделия, реализацию модели с помощью 3D-ручки.
Тема Выполнение индивидуального проекта (13 ч.)
Практика (13 ч.) Создание авторского или коллективного проекта, оформления итоговой выставки.
Проведение текущего контроля по разделу, промежуточной аттестации.
После изучения основ 3Д-моделирования при использовании 3Д-ручки (начиная с модуля№1, тема 1.2) используются система разноуровневых заданий Критерии выбора заданий для разных уровней:
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Задания выполняются с помощью педагога, используются готовые щаблоны, образцы изделий. Тему будущего изделия помогает выбрать педагог. | Задания выполняются самостоятельно, но с небольшой помощью педагога. Обучающийся может выполнить чертеж будущего изделия, но частично используются готовые шаблоны. Работает как самостоятельно, так и в группе. | Задания выполняются самостоятельно. Обучающийся самостоятельно выбирает будущее изделие, изготавливает чертеж будущего изделия. Реализует модель. Умеет защитить свой проект. Работает как самостоятельно, так и в группе. |
2.2 Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы
№ | Разделы и темы | Форма занятий | Методы Технологии | Дидактический материал ТСО | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие | Учебное занятие | Методы: разъяснения, наглядные, практические, проблемно-поисковый, самостоятельная работа, поощрение. Технологии: развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, проектные, технология развития критического мышления, проектная деятельность, обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность. | Видеозаписи, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства, литература, образцы работ | Опрос, наблюдение, анализ, выполнение задания , защита работы, выставка работ |
Модуль 1. Основы работы с 3D ручкой | |||||
1.1 | История создания 3D ручки. Конструкция, основные элементы устройства 3D ручки. Техника безопасности. | Учебное занятие | |||
1.2 | Эскизная графика и шаблоны при работе с 3D ручкой. Общие понятия и представления о форме. Текущий контроль. | Учебное занятие | |||
Модуль 2. Рисование на плоскости с использованием 3D-ручки: простое моделирование | |||||
2.1 | Техники рисования на плоскости: линии разных видов, способы заполнения межлинейного пространства. | Учебное занятие | |||
2.2 | Создание плоской фигуры по трафарету | | |||
2.3 | Выполнение индивидуального проекта. Текущий контроль. | Учебное занятие | |||
Модуль 3. Создание сложных 3Д-моделей | |||||
Создание сложных моделей. Техники рисования в пространстве | Учебное занятие | ||||
Выполнение индивидуального проекта. Текущий контроль. Промежуточная аттестация. | Учебное занятие |
2.3 Материально—техническое оснащение на каждый год обучения
Для реализации программы необходимо проветриваемое помещение для теоретических занятий, просмотров презентаций и видео материалов, проведения практических занятий, оборудованное средствами:
рабочий стол для педагога;
персональный компьютер;
проектор (интерактивная доска);
рабочие место для обучающихся;
3D-ручка (количество не менее 1 на 2х учащихся, т.е. не менее 7 шт., модель не имеет значения);
пластик разных цветов;
калька;
клей;
ножницы;
инструкции по технике безопасности;
Перечень дидактических материалов, необходимых для реализации программы «3D-моделирование»:
видеофильмы;
методические разработки;
наглядные пособия;
образцы моделей.
2.4 Список литературы и эл. ресурсов для педагога
Большаков В.П. Основы 3D-моделирования / В.П. Большаков, А.Л.
Бочков.- СПб.: Питер, 2013.- 304с.
2. Кан-Калик В.А. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика.
Путина Е.А. Повышение познавательной активности детей через
проектную деятельность // «Дополнительное образование и воспитание»
No6(164) 2013. – С.34-36.
Пясталова И.Н. Использование проектной технологии во внеурочной
деятельности// «Дополнительное образование и воспитание» No6(152)
Полежаев Ю. О. Геометрография – язык визуализации структурируемых объектов [Текст] / Ю. О. Полежаев, А. Ю. Борисова; Нац. исслед. Моск. гос. строит. ун-т. – М.: НИУ МГСУ, 2015. – 103 с.
Чернышев С. Л. Фигурные числа. Моделирование и классификация сложных объектов [Текст] / С. Л. Чернышев; предисл. А. М. Дмитриева. – М.: URSS: КРАСАНД, 2014. – 388 с.
http://www.tvoyrebenok.ru/razvitie-tvorchestva-pri-pomoshi-3d-ruchki.shtml 7.http://www.tvoyrebenok.ru/trafarety-shablony-dlya-3d-ruchki.shtml (трафареты)
Список литературы и эл. ресурсов для обучающихся
3D-ручка: что это такое, как лучше выбрать 3D-ручку, самые лучшие 3D-ручки / 3d4all [Электронный ресурс] – Электрон. дан. – URL: http://3d4all.pro/more/articles/kak-luchshe-vybrat-3d-ruchku/
http://www.tvoyrebenok.ru/trafarety-shablony-dlya-3d-ruchki.shtml (трафареты)
Календарный учебный график
ДОП «3D-моделирование»
1 г.о. на 2021-2022 учебный год
Педагоги: Иванова Дарья Николаевна
Режим занятий: 1 занятие в неделю продолжительностью 45 минут
Форма проведения занятий - аудиторная,
Форма организации занятий – индивидуально-групповая.
Форма обучения - очная.
Формой подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы являются защита проекта, участие в выставках..
Формы промежуточной аттестации: творческие работы, участие в выставках, конкурсах.
Сроки проведения промежуточной аттестации: декабрь 2021г., май 2022г.
Дата начала занятий: 1 сентября 2021г.
Дата окончания занятий: 31 мая 2022г.
Праздничные и выходные дни : 04 ноября 2021 г., 01-07 января 2022 г.,
23 февраля 2022 г., 08 марта 2022 г.
Протокол результатов промежуточной аттестации обучающихся по
ДОП «3D-моделирование»
2021 /2022 учебный год
ФИО педагога дополнительного образования: Иванова Дарья Николаевна
Дополнительная общеразвивающая программа «3D-моделирование» технической направленности
Срок реализации дополнительной общеразвивающей программы 1 год обучения.
Форма проведения промежуточной аттестации: опрос, наблюдение, тест, выполнение задания, защита проекта.
Дата проведения аттестации:
№ п/п | Фамилия, имя, обучающегося | | |||||||||||
1. Предметные знания и умения | 2. Метапредметные умения и навыки | 3. Личностные результаты | итого | ||||||||||
Высокий уровень | Средний уровень | низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | | ||||
1 | | | | | | | | | | | | ||
2 | | |
| | | | | | | | | ||
3 | | | | | | | | | | | | ||
4 | | | | | | | | | | | | ||
5 | | | | | | | | | | | | ||
6 | | | | | | | | | | | | ||
7 | | | | | | | | | | | | ||
8 | | | | | | | | | | | | ||
9 | | | | | | | | | | | | ||
10 | | | | | | | | | | | | ||
12 | | | | | | | | | | | | ||
13 | | | | | | | | | | | | ||
14 | | | | | | | | | | | | ||
15 | | | | | | | | | | | |
Всего аттестовано ____________обучающихся, из них по результатам промежуточной аттестации______________
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ :
Предметные знания и умения:
высокий уровень____ чел. ____-%
средний уровень ______чел., _____%;
низкий уровень_____ чел., _____%;
Метапредметные (общеучебные) умения и навыки:
высокий уровень ______чел.,_____%;
средний уровень ______чел., _____%;
низкий уровень_____ чел., _____%;
Личностные результаты:
высокий уровень ______чел.,_____%;
средний уровень ______чел., _____%;
низкий уровень_____ чел., _____%;
ИТОГО аттестованы ( сумма по всем показателям )
Высокий уровень ______чел.,_____%;
Средний уровень ______чел., _____%;
Низкий уровень_____ чел., _____%;
Педагог дополнительного образования: Иванова Д.Н. _________________
Примечания к таблице. Критерии.
Предметные знания и умения:
Высокий уровень -знает основные правила создания трехмерной модели; знает принципы работы с 3D-ручкой; владеет способами соединения и крепежа деталей; владеет способами и приемами моделирования; знает закономерностей симметрии и равновесия.
Средний уровень - -знает основные правила создания трехмерной модели; знает принципы работы с 3D-ручкой; владеет способами соединения и крепежа деталей (с помощью педагога); владеет способами и приемами моделирования (частично использую образцы, готовые шаблоны); знает закономерностей симметрии и равновесия, но при построении чертежа требуется помощь педагога.
Низкий уровень- частично знает основные правила создания трехмерной модели; знает принципы работы с 3D-ручкой; частично владеет способами соединения и крепежа деталей (только при помощи педагога) ; частично владеет способами и приемами моделирования(только при помощи педагога, используя готовые чертежи, шаблоны, образцы) ; частично знает закономерностей симметрии и равновесия.
Метапредметные умения и навыки:
Высокий уровень - умеет найти способ решения проблем творческого характера; умеет ставить цель создания творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; умеет оценить свой творческий продукт и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Средний уровень умеет найти способ решения проблем творческого характера; умеет ставить цель создания творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; умеет оценить свой творческий продукт и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Низкий уровень- - умеет способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях; умеет ставить цель создания творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать наглядные динамические графические объекты в процессе работы; умеет оценить свой творческий продукт и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Личностные результаты:
Высокий уровень - умеет работать самостоятельно и в коллективе; аккуратно и опрятно выполняет работу; умеет проанализировать и дать оценку получаемой информации;
Средний уровень - умеет работать самостоятельно и в коллективе под руководством педагога; не всегда аккуратно и опрятно выполняет работу; умеет проанализировать и дать оценку получаемой информации с помощью педагога;
Низкий уровень - умеет работать только под руководством педагога; выполняет работу не аккуратно; не умеет проанализировать и дать оценку получаемой информации;