Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Полезная химия на каждый день» с использованием оборудования центра «Точка роста»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Верхнесоленовская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения Руководитель ШМО _________/Дьячкова Н.А/ Протокол №1 от 27.09.2024 | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Верхнесоленовская СОШ ____________/О.Г.Вандюк/ Приказ от 28.08.2024 № 142 |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Полезная химия на каждый день»
с использованием оборудования центра «Точка роста»
Класс: 8-9
Уровень образования: основное общее
Направление: общеинтеллектуальное
Количество часов: 36
Разработчик: Дьячкова Н.А.,
учитель биологии и химии
Нижнесоленый - 2024 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Полезная химия на каждый день» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, а также планом внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Верхнесоленовская СОШ.
Программа кружка рассчитана на 1 год обучения (36 ч.). Занятия проходят по одному часу в неделю. Программа построена с учётом возрастных особенностей учащихся.
Данная программа, используя деятельностный подход в обучении, способствует более глубокому изучению курса химии и позволяет учащимся овладеть умениями формулировать гипотезы, моделировать химические процессы; научиться сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; оценивать полученные результаты, что в конечном итоге способствует самообразованию и саморазвитию учащихся.
Курс внеурочной деятельности «Полезная химия на каждый день» позволяет строить обучение учащихся 8-го класса с целью формирования у них основ химического мировоззрения, с учётом максимального приближения предмета химии к практической стороне жизни, к тому, с чем учащиеся сталкиваются каждый день в быту, в окружающей природной среде, для приобретения жизненного опыта учащихся. Занятия будут осуществляться на базе , «Точка роста» с использованием лабораторного оборудования центра.
Актуальность программы: учащиеся приобретут практические умения и навыки при работе с химическими веществами, сформируют начальный опыт творческой деятельности, при этом разовьют интерес к эксперименту, научному поиску, все это способствует самоопределению учащихся, осознанному выбору профессии. Учащиеся смогут на практике использовать свои знания на уроках химии и в быту.
Цель курса: формирование у учащихся научных представлений о химии в повседневной жизни, расширение и углубление знаний учащихся в основных направлениях развития химии; пробуждение интереса и развитие профессиональных склонностей к выбору профессии.
Задачи программы:
- создание мотивации к изучению химии;
- формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях;
- воспитание у учащихся экологической культуры;
- активизации мышления и творческого подхода к познанию.
Принципы отбора содержания программы: научность, доступность, практическая направленность.
Новизна программы: Главное в программе – это связь химии с жизнью человека в быту, в природной среде, Программа предусматривает практическую направленность изучения предмета, её связь с жизнью человека. Применяются новые способы организации занятий на базе центра «Точка роста» с использованием оборудования «Цифровая лаборатория по химии» и «Цифровая лаборатория по экологии».
При контроле знаний используются новые не стандартные формы контроля: проектный метод, проблемное обучение. Значительное место в методической системе отводится использованию современных информационно-коммуникативных систем.
Формы занятий и основные виды деятельности:
- беседы и лекции;
- практические и лабораторные работы;
- поиск информации;
- дискуссии;
- экскурсии;
- решение нестандартных задач;
- выполнение и защита проектов
Наряду с традиционными формами проведения занятий рекомендуется проводить занятия в нестандартной форме (олимпиады, экскурсии, участие в научно-практических конференциях).
Приоритетными формами учебной работы являются:
- занятие (лекция с элементами беседы);
- лабораторные и практические работы;
- работа над проектами
Принципы построения программы курса
Курс разработан для учащихся средних общеобразовательных школ, приступивших к изучению химии, и направлен на получение химических знаний и навыков. Материал изложен в занимательной форме, что призвано вызвать интерес к предмету у школьников. Для этого используется большое количество демонстрационного химического эксперимента и творческих работ.
Материально-техническое обеспечение: учебный кабинет центра «Точка роста», парты, стулья, ноутбук, проектор, оборудование для лабораторных и практических работ.
Формы организации обучения: индивидуальная, парная, групповая, интерактивная
Методы обучения:
-По источнику знаний: словесные, наглядные, практические;
-По уровню познавательной активности: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный;
-По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, синтетический, сравнительный, обобщающий, классификационный.
Технологии обучения: модульно-компетентностный подход, проектный подход, личностно-ориентированный.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
В ходе обучения по программе «Полезная химия на каждый день» занятия проводятся в следующем режиме: 34 часа в год - 1 раз в неделю.
Результаты освоения курса
Личностные результаты:
- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости на основе достижений науки;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы;
- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды.
Метапредметными результатами изучения курса «Полезная химия на каждый день» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
- выдвигать версии решения проблемы, представлять конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- осуществлять целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные УУД:
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и
координировать её с позиции партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь аргументировать свою точку зрения;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- уметь работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.
Предметными результатами изучения являются следующие умения:
• сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, сеть Интернет);
• выбирать основания для сравнения, классификации объектов;
• устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
• выстраивать логическую цепь рассуждений;
• представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;
- осознание роли веществ в природе;
- определять роль различных веществ в природе и технике;
- объяснять роль веществ в питании человека;
- использовать знания химии при соблюдении правил использования бытовых химических препаратов;
– различать опасные и безопасные вещества;
- приводить примеры химических процессов в природе;
- использование химических знаний в быту;
- объяснять значение веществ в жизни и хозяйстве человека.
Ученик должен уметь:
• наблюдать и описывать результаты наблюдений;
• выдвигать и анализировать гипотезы;
• выполнять измерения и исследования по алгоритму представленных методик;
• представлять результаты измерений (в виде графиков, таблиц, диаграмм, используя для этого компьютерные программы и сервисы веб-2);
• уметь обобщать и делать выводы по результатам измерений;
• вести дискуссию по охране окружающей среды и проблемам улучшения экологической ситуации в поселении;
• оценивать экологическое состояние природных объектов и применять полученные знания в повседневной жизни.
Способы определения результативности:
- Начальный контроль (сентябрь) в виде визуального наблюдения педагога за
соблюдением воспитанниками техники безопасности, поведением при работе с последующим обсуждением;
- Текущий контроль (в течение всего учебного года) в виде визуального наблюдения педагога за процессом выполнения учащимися практических работ, проектов, индивидуальных заданий, участия в предметной неделе естественных наук;
- Промежуточный контроль (тематический) в виде предметной диагностики знания учащихся пройденных тем;
- Итоговый контроль (май) в виде изучения и анализа продуктов труда учащихся (проектов; сообщений, рефератов), процесса организации работы над продуктом и динамики личностных изменений.
Система оценивания
Система оценивания участия и результативности работы учащихся – зачетно-рейтинговая. После выполнения практических и самостоятельных работ ставится оценка «зачтено» или «не зачтено».
Зачет: посещал 80% и более всех занятий, активно участвовал в практической работе, экологических акциях.
Незачет: посещал менее 60% всех занятий, не проявлял интереса и активн
Содержание курса
Тема 1. Химия - наука о веществах, которые нас окружают (2 ч.)
Теория. Наука из которой выросла химия. Возникновение химии как науки. Что может химия.
Тема 2. Правила работы в химической лаборатории. (4 ч.)
Теория
Общие правила работы в химической лаборатории. Техника безопасности при работе в химической лаборатории. Оказание первой помощи при несчастных случаях. Правила работы с кислотами, щелочами, летучими веществами. Нагревательные приборы и правила работы с ними. Химическая посуда общего назначения. Дистиллированная вода и ее получение.
Практика
- Приёмы обращения с нагревательными приборами (спиртовка, плитка, водяная баня) и химической посудой общего назначения.
Тема 3. Вода – одно из важнейших веществ на Земле (7ч.)
Теория
Структура воды. Свойства воды. Химические свойства воды. Роль воды в жизни человека. Зачем воду очищают? Растворимость веществ. Вода – растворитель. Растворы в природе и технике. Проблемы питьевой воды. Понятие о рН растворов. Концентрация растворов и способы её выражения. Понятие о жёсткости воды. Определение и устранение жёсткости воды. Очистка природной воды.
Практика
- Практическая работа «Определение показателей качества воды».
- Практическая работа «Определение среды раствора с помощью индикаторов»
- Практическая работа «Мониторинг рН воды открытых водоемов».
- Практическая работа «Жесткость воды и ее влияние на пенообразование».
- Практическая работа «Определение и устранение жёсткости воды».
Творческие задания
- Изготовление листовок «Берегите воду!», «Вода-это жизнь!» в программе Publisher
- Создание буклетов и инфографики на тему «Человек – береги и охраняй: вода бесценный дар на Земле».
Тема 4. Химические элементы Жизни (7ч.)
Теория
Присутствие химических элементов в организме человека. Вещества в организме человека. Чем знаменит йод. Значение кальция в организме. Значение фосфора в организме. Значение кислорода в организме.
Значение азота в организме. Нитраты и их значение для растений. Влияние нитратов на человека. Проблема нитратов.
Зачем нужна соль. Поваренная соль, её свойства и значение для живых организмов. К чему может привести недостаток некоторых химических элементов в организме человека?
Практика
- Решение расчётных задач на концентрацию растворов.
Творческие задания
- Создание инфографики «Химические элементы в организме человека».
Тема 5. Химия питания (10 ч.)
Теория Питание современного человека. Пища с химической точки зрения. Химический состав основных продуктов питания: хлеба, молока, мяса, рыбы, консервов, сахара, овощей, фруктов и т.д. Белки. Ферменты. Жиры. Углеводы. Пищевые добавки. Определение пищевых добавок в продуктах питания. Витамины. Хранение продуктов. Продукты, содержащие опасные химические вещества.
Практика
- Практическая работа «Доказательство наличия крахмала в пищевых продуктах».
- Практическая работа «Анализ молочных продуктов на содержание крахмала».
- Практическая работа «Сравнение рН пищевых продуктов и блюд».
Творческие задания
Тема 6. Химия и красота (6 ч.)
Теория Химический состав средств гигиены. Основные химические компоненты средств гигиены. Мыла и синтетические моющие средства. Средства ухода за зубами. Косметические средства. Аэрозоли и дезодоранты, их влияние на озоновый слой Земли. Иметь представление: о влиянии аэрозолей и дезодорантов на озоновый слой Земли. Косметические средства в нашем доме. Косметология – наука об искусстве делать здоровым и красивым человеческое тело и лицо. Искусственные и натуральные косметические средства.
Формы организации и виды деятельности: познавательные беседы, тематический диспут «Ежедневное использование косметических средств», этическая беседа.
Практика
- Практическая работа «Измерение рН косметических средств»
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема и содержание занятия | Кол-во часов | Предлагаемая форма занятия |
Модуль №1: Химия-наука о веществах, которые нас окружают 2ч. | |||
1. | Наука из которой выросла химия. Возникновение химии как науки. | 1 | Лекция с элементами беседы |
2. | Что может химия. | 1 | Экскурсия в химической лаборатории |
Модуль №2: Правила работы в химической лаборатории 4ч. | |||
3. | Профессии, связанные со знанием химии. | 1 | Лекция с элементами беседы |
4. | Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. | 1 | Экскурсия в химической лаборатории |
5. | Правила обращения с химической посудой. | 1 | Экскурсия в химической лаборатории |
6. | Нагревательные приборы в химической лаборатории. Практическая работа №1 «Правила работы с нагревательными приборами» | 1 | Практическая работа |
Модуль №3: Вода – одно из важнейших веществ на Земле 7ч. | |||
7. | Структура воды. Свойства воды. Роль воды в жизни человека. Химические свойства воды. | 1 | Лекция с элементами беседы |
8. | Растворимость веществ. Вода – растворитель. Растворы в природе и технике. Лабораторная работа №2 «Определение показателей качества воды». | 1 | Практическая работа |
9. | Проблемы питьевой воды. Понятие о рН растворов. Лабораторная работа №3 «Определение среды раствора с помощью индикаторов» | 1 | Лекция с элементами беседы |
10. | Лабораторная работа №4 «Мониторинг рН воды открытых водоемов» | 1 | Практическая работа |
11. | Понятие о жёсткости воды. Определение и устранение жёсткости воды. Зачем воду очищают? Очистка природной воды. | 1 | Лекция с элементами беседы |
12 | Лабораторная работа №5 «Жесткость воды и её влияние на пенообразование». | 1 | Практическая работа |
13 | Решение расчётных задач на растворимость. Изготовление листовок «Берегите воду!» в программе Publisher | 1 | Самостоятельная работа |
Модуль №4: Химические элементы Жизни 7ч. | |||
14. | Присутствие химических элементов в организме человека. Вещества в организме человека. | 1 | Лекция с элементами беседы |
15. | Чем знаменит йод. Значение кальция в организме. | 1 | Лекция с элементами беседы |
16. | Значение фосфора в организме. Значение азота в организме. | 1 | Лекция с элементами беседы |
17. | Нитраты и их значение для растений. Влияние нитратов на человека. Проблема нитратов. | 1 | Лекция с элементами беседы |
18. | Значение кислорода в организме. Создание инфографики «Химические элементы в организме человека». | 1 | Лекция с элементами беседы/самостоятельная работа |
19. | Зачем нужна соль. Поваренная соль, её свойства и значение для живых организмов. | 1 | Лекция с элементами беседы |
20. | К чему может привести недостаток некоторых химических элементов в организме человека? | 1 | Лекция с элементами беседы |
Модуль №5: Химия питания 10 ч. | |||
21-22 | Питание современного человека. Химический состав основных продуктов питания. | 2 | Лекция с элементами беседы |
23-25 | Основные химические компоненты питания. Белки. Жиры. Углеводы. Практическая работа№6 «Определение белков и жиров в пищевых продуктах» | 3 | Лекция с элементами беседы/лабораторная работа |
26-27 | Углеводы. Практическая работа №7 «Определение в пищевых продуктах углеводов с помощью характерных реакций» Практическая работа №8 «Анализ молочных продуктов на содержание крахмала» | 2 | Лекция с элементами беседы/практическая работа |
28-29 | Пищевые добавки. Практическая работа №9 «Изучение состава пищевых продуктов с целью выявления пищевых добавок». | 2 | Практическая работа |
30 | Практическая работа №10 «Определение реакции пищевых продуктов» | 1 | Практическая работа |
Модуль №6: Химия и красота (6 ч.) | |||
31-32 | Химический состав средств гигиены. Основные химические компоненты средств гигиены. Мыла и СМС. Средства ухода за зубами. | 2 | Лекция с элементами беседы |
33 | Косметические средства. Аэрозоли и дезодоранты, их влияние на озоновый слой Земли. | 1 | Лекция с элементами беседы |
34-35 | Косметические средства в нашем доме. Лабораторная работа№ 11 «Измерение рН средств личной гигиены» | 2 | Практическая работа |
36 | Итоговое занятие. | 1 | Подведение итогов за год |
Итого | 36 |
Методическое обеспечение программы
При освоении обучающимися программы «Полезная химия на каждый день», применяются различные приёмы и методы:
Пошаговый метод при изучении конкретной информации;
Экспериментальный метод при изучении материала, требующего размышления и анализа.
Исследовательская деятельность обучающихся организуется на основе ряда принципов, которые предопределяют содержание, методы работы обучающихся и характер управляющей деятельности педагога.
К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательское обучение, могут быть отнесены следующие принципы [2]:
• принцип ориентации на познавательные интересы учащегося;
• принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение;
• принцип освоения знаний в единстве со способами их получения;
• принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации. При изучении курса, на занятии учитываются различные методы включения учащихся в учебно -познавательную деятельность.
Темы проектов:
Азот в пище, воде и организме человека
Азот и его соединения
Азот как биогенный элемент
Белки- основа жизни
Белки и их питательная ценность
Вода удивительная и удивляющая
Водородный показатель в нашей жизни
Газированная вода: вред или польза
Газированные напитки в жизни подростка
Для чего нужен йод?
Декоративная косметика и её влияние на кожу
Знаки на пищевых упаковках
Йод в продуктах питания и его влияние на человека
Кислотность рН- среды и здоровье человека
Поваренная соль - минерал необычайной важности
Поваренная соль –кристаллы жизни или белая смерть?
Молоко: за и против
Микроэлементы в организме
Система контроля
Для определения уровня сформированности у учащихся навыков исследовательской деятельности предлагается использовать метод анализа представленных работ учащихся, а также метод самодиагностики (представление учащимися рефлексивного отчёта о проделанной работе), При оценке исследовательских работ учащихся принимаются во внимание следующее:
• соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
• наличие литературного обзора, его качество;
• соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;
• умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
• логичность и полнота доказательств;
• соответствие выводов полученным результатам:
• культура оформления материалов
Рефлексивный отчет учащегося о проделанной работе, который целесообразно проводить на этапах начальной и промежуточной диагностики предполагает освещение им следующих вопросов:
1.Напишите тему исследования, На каком этапе вы сейчас находитесь?
2.Проблема исследования, цела и задачи работы.
3.Предполагаемая форма и дата представления результатов?
4.Имеются ли у вас затруднения? Если да, то какие?
Педагогу необходимо обратить внимание на сформированность у учащихся умения анализировать собственную деятельность (выделять результат, видеть сложности и затруднения).
Материально-техническое обеспечение
Методика обучения по программе состоит из сочетания теоретического материала с практической работой с цифровым и лабораторным оборудованием центра Точка Роста и химико-биологической лаборатории
- цифровая лаборатория ViLab по химии
(беспроводной мультидатчик с 3 встроенными датчиками, датчик оптической плотности 525 нм, набор лабораторной оснастки, кабель USB соединительный, зарядное устройство с кабелем miniUSB, адаптер Bluetooth версии не ниже 4.1 Low Energy, краткое руководство по эксплуатации, программное обеспечение на флешносителе, методические рекомендации по работе с цифровой лабораторией;
-цифровая лаборатория ViLab по биологии
(беспроводной мультидатчик с 5-ю встроенными датчиками, цифровая видеокамера с металлическим штативом 0,3 MP, кабель USB соединительный, зарядное устройство с кабелем miniUSB, адаптер Bluetooth версии не ниже 4.1 Low Energy, краткое руководство по эксплуатации, программное обеспечение на флешносителе, методические рекомендации по работе с цифровой лабораторией (30 работ)), экологии(беспроводной мультидатчик с 8-ю встроенными датчиками, датчик звука с функцией интегрирования с диапазоном измерения частот от 20 Гц до 20 кГц, датчик влажности почвы с диапазоном измерения от 0 до 50%, датчик окиси углерода с диапазоном измерения от 0 до 1000 ppm, мультидатчик оптической плотности и мутности со встроенными датчиками, датчик оптической плотности 470 нм с диапазоном измерения от 0 до 2 D, датчик оптической плотности 525 нм с диапазоном измерения от 0 до 2 D, датчик оптической плотности 630 нм с диапазоном измерения от 0 до 2 D, датчик мутности растворов с диапазоном измерения от 0 до 400 NTU, кабель USB соединительный, зарядное устройство с кабелем miniUSB, стержень для закрепления датчиков в штативе, адаптер Bluetooth версии не ниже 4.1 Low Energy, краткое руководство по эксплуатации, программное обеспечение на флеш-носителе, методические рекомендации по работе с цифровой лабораторией (20 работ);
- помещения, укомплектованные стандартным учебным оборудованием и мебелью (доска, парты, стулья, шкафы, электрообеспечение, раковина с холодной водопроводной водой, маркерная доска, магниты, карточки);
-микроскоп цифровой – 6 шт;
-вытяжной шкаф – 1 шт;
-комплект посуды и оборудования для ученических опытов;
-мультимедийное оборудование (Ноутбук ПЭВМ AYbook Si1512,МФУ, проектор, флэш- карты, экран, средства телекоммуникации (локальные школьные сети, выход в интернет).
- информационный материал: требования к оформлению проектных и научноисследовательских работ; готовые работы (в качестве образцов); алгоритмы выполнения графических работ, создания информационных ссылок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методическое обеспечение
Учебные пособия:
- Габриелян О.С. Химия: методическое пособие. 8 класс. – М.: Дрофа, 2001.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии. 8 класс. – М.: Блик и К, 2001.
- Николаев Л.А. Современная химия. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1980
- Урок окончен – занятия продолжаются: под ред. Э.Г.Злотникова. – М.: Просвещение, 1992
- Жилин Д.М. Юный химик. 130 опытов с веществами – М.: МГИУ, 2001
- Зданчук Г.А. Химический кружок. – М.Просвещение, 1984
- Зуева М.В., Гара Н.Н. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл. – М.: Дрофа, 1999
- Химия. 9 класс: сборник элективных курсов/ сост. В.Г.Денисова. – Волгоград: Учитель,
- Бочарова СЭлективный курс: Химия в повседневной жизни. – Волгоград : Корифей, 2007
- Бочарова С.В. Элективный курс: Химические вещества - строительные вещества.– Волгоград : Корифей, 2007
- Назарова Т.С., А.А. Грабецкий, В.Н. Лавров, Химический эксперимент в школе – М.: Просвещение, 1987
- Методические рекомендации/Лабораторные работы по биологии. Цифровая лаборатория, Zarnitza, 2022 г.
- Методические рекомендации/Лабораторные работы по экологии. Цифровая лаборатория, Zarnitza, 2022 г.
Литература:
- Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992.
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. — М., 2006.
- Маркина Ю. С. Лабораторный практикум по определению качества продуктов питания. Методическая разработка. Йошкар-Ола ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016
- Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. — М., 2006.
- Химия № 2 Издательский дом «Первое сентября», 2005.
- Химия №13 Издательский дом «Первое сентября», 2006
- Химия №15 Издательский дом «Первое сентября», 2006.
- Химия № 17 Издательский дом «Первое сентября», 2006.
- Химия № 18 Издательский дом «Первое сентября», 2006
- Химия № 22 Издательский дом «Первое сентября», 2006.
- Химия №1 Издательский дом «Первое сентября», 2007.
- Химия в школе №1,2005.
- Химия в школе №6,2006.
- Химия в школе №10, 2006.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. М.: Аванта+, 2000.
- Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000.
Интернет - источники
1. http://www.himhelp.ru/section29/524.html
2. http://zhannetta.ru/semya-i-deti/ximiya-v-bitu.html
3. http://zhannetta.ru/semya-i-deti/ximiya-v-bitu.html 4.http://www.himonline.ru/?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs2NDUzMDY3OzE1Nzk4OTcxNztnby5tYWlsLnJ1Omd1YXJhbnRlZQ&yclid=56837106452 30838545
5. http://www.superhimik.com/f66-forum
6. http://truba.com/video/369914/
Литература для учащихся
1. Габриелян О.С. Химия. 9 класс. – М. Дрофа, 2007-2009г.
2. Макаров К.А. Химия и медицина: Книга для чтения. М., «Просвещение», 1981
3. А. М. Юдин, В. Н. Сучков. «Химия в быту». - Москва химия, 1975.
4. О.С. Габриелян, Лысова Г.Г. Химия. 11 класс. – М. Дрофа, 2003
Интернет - источники
- http://zhannetta.ru/semya-i-deti/ximiya-v-bitu.html
- http://zhannetta.ru/semya-i-deti/ximiya-v-bitu.html
- http://www.himonline.ru/?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs2NDUzMD Y3OzE1Nzk4OTcxNztnby5tYWlsLnJ1Omd1YXJhbnRlZQ&yclid=56837106452 30838545
Приложение
Химический практикум
Практическая работа № 1
«Правила работы с нагревательными приборами»
Цель: 1) познакомиться с устройством спиртовки, отработать приёмы и правила обращения с ней; 2) изучить строение пламени спиртовки. Оборудование: спиртовка, спички.
Строение спиртовки
Спиртовка состоит из сосуда (резервуара) (2), в который налит спирт (4), фитиля (3), укреплённого в металлической трубке с диском (1), и колпачка (5).
Правила работы со спиртовкой: 1. Зажигать только спичкой, нельзя зажигать спиртовку от другой горящей спиртовки! Это может вызвать пожар. 2. Перед тем, как зажечь, нужно расправить фитиль, а диск должен плотно прилегать к горлышку. 3. Нельзя переносить спиртовку во время работы в зажжённом виде с одного стола на другой. 4. Тушить только колпачком, опустив аккуратно на пламя [1].
Выполните описанные ниже приёмы работы со спиртовкой: 1) Снимите колпачок со спиртовки, поставьте его на стол. Проверьте, плотно ли диск прилегает к отверстию сосуда, оно должно быть закрыто полностью, иначе может вспыхнуть спирт в сосуде. 2) Зажгите спиртовку горящей спичкой. 3) Погасите спиртовку, накрыв пламя колпачком. 4) Снова зажгите спиртовку и рассмотрите строение пламени: оно неоднородно – в нём можно выделить три зоны. 5) Исследуйте каждую зону пламени, внося в них на короткое время спички.
Практическая работа №2
«Определение показателей качества воды»
Цель: ознакомиться с качеством питьевой воды в своем городе и её влиянием на процессы жизнедеятельности человека, сравнить показатели питьевой воды с нормами СанПина.
Оборудование: штатив с пробирками, колба коническая 100 мл, крышка пластмассовая, ложка-шпатель.
Реактивы: водопроводная вода, натрия гидрокарбонат ( NaHCO3 ).
Объект исследования: питьевая вода.
ХОД РАБОТЫ
I. Теоретическая часть
1.1. Значение воды для человека
Вода имеет очень большое значение в жизни растений, животных и человека. Согласно современным представлениям, само происхождение жизни связывается с морем, ведь не даром химический состав нашей крови близок по составу с морской водой.
Ежедневно человек употребляет 1.5-2.5 литра воды, которая не должна, в идеале, содержать никаких вредных примесей, негативно воздействующих на здоровье человека. Человек примерно на 65% состоит из воды, с возрастом содержание воды в организме уменьшается. Разные ткани человеческого организма содержат разное количество воды. Самая богатая водой ткань – стекловидное тело глаза (99%). Самая бедная – эмаль зуба (0,2%). Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Влияние качества воды на здоровье человека было отмечено еще в глубокой древности. Например, Гиппократ рекомендовал употреблять кипяченую воду.
По подсчетам специалистов, 800 млн. человек на земном шаре страдают от болезней, вызванных нехваткой питьевой воды. Среди них желудочно-кишечные заболевания, катаракты, болотная лихорадка и т.д. Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Оно было отмечено еще в глубокой древности, но сейчас в связи с ухудшением экологической ситуации проблема, связанная с качеством воды стала наиболее актуальной.
Вопросы: Какова значимость воды для человека? Как качество воды влияет на здоровье человека? Используя теоретическую часть, дайте ответы на поставленные вопросы.
2. Практическая часть
2.1. Исследование водопроводной воды
Опыт 1. Определение запаха воды
Запах воды обусловлен наличием в ней пахнущих веществ, которые попадают в неё естественным путём и со сточными водами.
Анализ проводится по методике определения запаха воды, а также при помощи цифровых лабораторий.
Исследования проводят органолептическим методом, ориентируясь на ГОСТ 3351-74 «Вода питьевая. Методы определения вкуса, запаха и мутности», при температуре пробы 20 С и 60 С. Оценка проводится по пяти –бальной шкале.
В пробирку 2/3 наливают исследуемую пробу при температуре около 20 С. Накрывают колбу крышкой и вращательными движениями несколько раз перемешивают содержимое, затем поднимают крышку и определяют характер и интенсивность запаха, используя карточку:
Сделайте вывод: по балльной методике – исследованная вода имеет балл ________.
Опыт 2. Определение прозрачности воды
2.1 Берем прозрачную пробирку , наливает исследованную воду.
2.2 Под пробирку на расстоянии 4 см от ее дна подкладываем шрифт.
2.3 Сливаем воду до тех пор, пока сверху через слой воды не будет читаемым этот шрифт.
2.4 Измеряем высоту столба оставшейся воды линейкой и выразим степень прозрачности в см.
2.5 Делаем вывод: прозрачность воды- ____см. Какая прозрачность воды? (используем таблицу «Прозрачность воды»)
Опыт 3. Определение цвета
3.1 Качественную оценку цветности производят, оценивая окраску воды непосредственно или в сравнении с дистиллированной водой. Для этого в пробирку наливают исследуемую пробу до отметки 50 мл.
3.2 При дневном освещении рассматривают ее сверху и с боку на белом фоне, определяют окраску. При отсутствии окраски вода считается бесцветной.
При наличии в пробе взвешенных частиц предварительно профильтровывают ее через фильтр, вставленный в воронку.
Делаем вывод: цвет воды - _____..
Практическая работа№3
«Определение среды раствора с помощью индикаторов»
Цель занятия: изучить типы среды, индикаторы, их способность менять окраску в зависимости от реакции среды, научиться определять реакцию среды растворов разных объектов, усилить заинтересованность учащихся при изучении химии как школьного предмета, способствовать процессу самообразования.
Оборудование: штатив с пробирками.
Реактивы: лакмус, метиловый оранжевый, фенолфталеин; растворы соляной кислоты, уксусной кислоты, лимонной кислоты, раствор соды, раствор мыла и моющего средства для посуды, раствор сока свеклы, гидроксида натрия, хлорида натрия, чай, вода.
Что такое pH среды?
- водородный показатель ионов водорода в растворе(pH = – lg [H+])
Текущий инструктаж
Осторожно обращайтесь с химическим оборудованием!
А) При работе со стеклом (пробирки, колбы, стаканы, трубки) всегда помните, что стекло - очень хрупкий материал и что его легко разбить.
Б) При работе с растворами кислот и щелочей проявите осторожность. Если кислота или щелочь попала на кожу – не паникуйте, а сообщите об этом учителю, и немедленно промойте большим количеством проточной воды.
В) Запрещается пробовать вещество на вкус (г).
Г) Работу проводить только над столом (д).
Опыт № 1 Определите pH раствора при помощи универсального индикатора.
Для определения характера среды используется рН-шкала. Термин рН образовался от датского слова potenz – степень и «Н» - символа водорода.
Численное значение водородного показателя (рН) в шкале от 0 до 14 характеризует концентрацию кислоты или щелочи в растворе. Значение 0 указывает на то, что раствор представляет собой сильную кислоту, среднее значение 7 соответствует нейтральному раствору, рН = 14 имеют сильные основания, или щелочи. В нейтральном растворе при 25°С рН = 7. В кислых растворах рН < 7, и тем меньше, чем кислее раствор; в щелочных растворах рН > 7, и тем больше, чем больше щёлочность раствора.
Индикаторы меняют свой цвет в зависимости от значения рН по-разному.
С помощью универсального индикатора определите pH воды, растворов соляной кислоты, хлорида натрия и гидроксида натрия. Результаты оформите в виде таблицы.
Вещество | pH исследуемого раствора при использовании универсального индикатора | Реакция среды |
NaOH | 10 | щелочная |
HCl | 2 | кислотная |
H2O | 7 | нейтральная |
NaCl | 7 | нейтральная |
Вывод: если раствор имеет pH = 7 среда нейтральная, при pH < 7 среда кислотная, при pH > 7 среда щелочная.
Методика изготовления индикаторов
Для приготовления индикаторов из растительного сырья рекомендуется, использовать окрашенные растения или их части. Выбор растительного материала для приготовления индикаторов неограничен. Существуют различные способов приготовления индикаторов.
1. Индикатор из сока краснокочанной капусты можно получить следующим образом: 40-50 граммов мелко нарезанной капусты залить 25 мл этилового спирта, осторожно прокипятить, отфильтровать – индикатор готов.
2. Индикатор можно готовить не только из свежего сырья, но и из сушённого. Тонко измельчают корни конского щавеля и берут 25 – 30 грамм, заливают 25% водным раствором аммиака (120 – 150 мл). 6 часов настаивают.
3. 50г свежих плодов размельчить в ступке, залить 200мл воды и кипятить в течение 2-3минут. Затем охлаждённый и отфильтрованный раствор разбавить спиртом в соотношении 2:1 с целью предохранения раствора от порчи. Аналогично готовят вытяжки из лепестков цветов.
4. Можно использовать сушеные ягоды, получая из них настои: для этого измельченный материал нужно залить водой и дать постоять некоторое время при комнатной температуре. Окрашенный раствор отфильтровать и использовать как индикатор. Многие ягоды сохраняют свои свойства, если их поместить в сахарный сироп.
5. Для приготовления индикаторной бумаги необходимо в приготовленную вытяжку опустить сухую фильтровальную бумагу на 10 – 12 минут, пока красящее вещество не адсорбируется целлюлозой. При необходимости эту процедуру повторяют 2 – 3 раза. Затем бумагу промывают и сушат, не допуская попадания яркого свет. Сухую бумагу разрезают и хранят в пакете.
Опыт № 2 Изменение цвета сока столовой свеклы при действии растворов кислот и щелочей.
1.Приготовьте раствор сока столовой свеклы в воде (1:10).
2.Налейте в пробирки по 5 мл раствора сока.
3.Добавьте в пробирки равные объемы: в первую – раствора кислоты, во вторую – слабого раствора нашатырного спирта, в третью – раствора соды или гидроксида натрия, в четвертую – воды.
4.Наблюдайте за изменением окраски сока.
Наблюдение: в кислой среде сок становится пурпурным, в слабощелочной – голубоватым, в сильнощелочном – голубым, в нейтральной среде – остается бордово-коричневым.
Вывод: сок столовой свеклы является хорошим индикатором.
Опыт № 3 Определение рН среды лимонной кислоты и раствора соды с помощью растительного индикатора.
В образцы лимонной кислоты и раствора соды добавляем чай.
Наблюдение: в лимонной кислоте чай посветлел, а в растворе соды – потемнел.
Вывод: растительный индикатор чай можно использовать для определения среды раствора.
VI Оформление отчёта о практической работе
Результаты наблюдений занесите в таблицу
Исследуемый раствор | Естественный цвет | Окраска индикатора |
Сок свеклы | ||
Раствор мыла | ||
Раствор моющего средства | ||
Раствор лимонной кислоты | ||
Раствор соды |
Практическая работа №4
«Мониторинг pН воды открытых водоемов»
Цель: ознакомление с понятием «кислотность», определение рН воды, взятой из различных источников.
Оборудование: ноутбук и датчик рН, штатив с держателем, стакан химический, реактивы.
Основные сведения: рН, водородный показатель (от лат. potentiahydrogeni – это единица измерения активности ионов водорода в любом веществе, количественно выражающая его кислотность. Активность водорода определяется как отрицательный десятичный логарифм концентрации водородных ионов, выраженной в молях на литр: pH = –log[H+]. (1) Для простоты и удобства при вычислениях был введен показатель рН. рН определяется количественным соотношением в воде ионов Н+ и ОН-, образующихся при диссоциации воды. Принято измерять уровень рН по 14-цифровой шкале.
Если в воде пониженное содержание свободных ионов водорода [Н+] (рН больше 7) по сравнению с ионами гидроксида [ОН-], то вода будет иметь щелочную реакцию, а при повышенном содержании ионов Н+ (рН меньше 7) – кислую реакцию. В идеально чистой дистиллированной воде эти ионы будут уравновешивать друг друга.
• кислая среда – [Н+] > [ОН-];
• нейтральная среда – [Н+] = [ОН-];
• щелочная среда – [ОН-] > [Н+].
Когда концентрация ионов в растворе одинакова, это значит, что раствор имеет нейтральную реакцию. В нейтральной воде показатель рН равен 7.
рН показатель отражает степень кислотности или щелочности среды, в то время как кислотность и щелочность характеризуют количественное содержание в воде веществ, способных нейтрализовывать соответственно щелочи и кислоты. В качестве аналогии можно привести пример с температурой, которая характеризует степень нагрева вещества, но не количество тепла. Опустив руку в воду, мы можем сказать, какая вода – прохладная или теплая, но при этом не сможем определить сколько в ней тепла (т. е. условно говоря, как долго эта вода будет остывать). Необходимо отметить, что когда мы даем характеристику питьевой воде, нужно также основываться на показателе pH. Если pH отличается от обычного в организме человека, то он может повлиять на его физическое здоровье. Если он находится в допустимой норме, то химический и биологический процессы протекают стабильно и без последствий. Если он будет отличаться, то может измениться скорость, с которой проходит та или иная химическая реакция. Каждый день мы встречаемся с тем, что используем современные блага, во время производства которых выбрасываются токсичные газы. Мы едим вредную пищу, дышим загрязненным воздухом постоянно.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
- Электрод рН подготовить к работе. Снять защитный колпачок с электрода, при помощи промывалки и дистиллированной воды сполоснуть его нижнюю часть, после чего высушить бумагой.
- Запустить программу измерений «Цифровая лаборатория».
- Подключить мультидатчик цифровой лаборатории «Экология» к ноутбуку в соответствии с руководством пользователя ПО «Цифровая лаборатория».
- Подключить датчик рН к мультидатчику.
- В химический стакан поместить образец исследуемой воды. Опустить датчик рН в образцы исследуемой воды и подождать 5-7 минут.
- Повторить измерения с другими образцами.
- Результаты измерений занести в таблицу 1.
Сделать выводы о проделанной лабораторной работе и ответить на вопросы.
Таблица 1.
Результаты измерений
Происхождение образца | Количество рН | Показатель кислотно-щелочного равновесия |
ВОПРОСЫ:
- Какую величину называют рН или водородным показателем среды?
- Какое значение имеет знание величины рН в разных областях науки, экологии, техники?
- Какие методы определения рН растворов вы знаете?
- Среду с каким диапазоном рН считают кислой, основной или нейтральной?
Практическая работа №5
«Жёсткость воды и её влияние на пенообразование»
Цель: исследовать изменение рН мыльного раствора при добавлении солей кальция или магния.
Оборудование: цифровая лаборатория с датчиком рН, ноутбук, химический стакан объемом 50 мл, лабораторная промывалка, дистиллированная вода, 0,1 М раствор соли кальция или магния, мыльный раствор.
Мыло – это натриевые и калиевые соли жирных кислот, длинноцепочечные карбоновые кислоты преимущественно нормального строения. Натриевые соли являются основой твердого мыла, калиевые – жидкого мыла. Моющие свойства мыла обусловлены следующими причинами:
• Анион мыла состоит из двух частей: неполярная часть (углеводородный радикал) и полярная часть (остаток карбоксильной группы, заряженный отрицательно). Органические загрязнения же в основном неполярны. Анионы мыла окружают частицу грязи неполярными частями, ориентируясь вовне (в водный раствор) полярными частями. Получившаяся частица – мицелла – отрывается от поверхности и переходит в воду (рисунок 1). В полярной части мицеллы сосредоточен отрицательный заряд анионов карбоновых кислот, который притягивает противоионы – катионы натрия или калия. Таким образом, снаружи все мицеллы несут положительный заряд и отталкиваются друг от друга, благодаря чему образуется устойчивая эмульсия, и грязь не осаждается обратно;
• Растворы солей слабых кислот (карбоновые кислоты являются слабыми) в результате гидролиза имеют щелочную среду. Щелочи же хорошо расщепляют жировые загрязнения. Так, в состав хозяйственного мыла входит до 60–70 % сильной щелочи (NaOH), средства для чистки водопроводных труб от органических загрязнений почти целиком состоят из гидроксида натрия с незначительными добавками. Жесткость воды – совокупность свойств, которые обусловлены содержанием в ней катионов щелочноземельных элементов, преимущественно ионов кальция и магния. В жесткой воде моющие свойства мыла ухудшаются, так как магниевые и кальциевые соли карбоновых кислот нерастворимы, и происходит реакция с образованием осадка.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ
- С датчика рН снять защитный колпачок, при помощи промывалки и дистиллированной воды сполоснуть его нижнюю часть, после чего высушить бумагой.
- Закрепить датчик рН в лапке штатива. Запустить программу измерений «Цифровая лаборатория». Подключить мультидатчик цифровой лаборатории «Экология» к ноутбуку в соответствии с руководством пользователя ПО «Цифровая лаборатория».
- Подключить датчик рН к мультидатчику. В химический стакан налить 25 мл мыльного раствора, опустить в раствор датчик рН. Подождать, пока показания стабилизируются, и зафиксировать значение рН.
- Добавить в мыльный раствор 10–20 мл раствора соли магния. Подождать, пока показания стабилизируются, и зафиксировать значение рН.
Сделать выводы о проделанной лабораторной работе и ответить на вопросы.
ВОПРОСЫ
- Что такое мыло? Чем твердое мыло отличается от жидкого?
- Чем обусловлены моющие свойства мыла?
- Что такое жесткость воды? Почему в жесткой воде моющие свойства мыла ухудшаются?
- Чему равен рН мыльного раствора?
- Какую среду имеет мыльный раствор? Чем она обусловлена?
- Че му равен рН после приливания раствора соли магния или кальция?
- О чем свидетельствует изменение рН после приливания раствора соли магния или кальция? Почему рН меняется таким образом?
Практическая работа№6
«Определение белков, жиров в пищевых продуктах»
Цель: обнаружение белков, жиров и углеводов в пищевых продуктах.
Оборудование: кусок белого хлеба, спиртовой раствор йода, фильтровальная бумага.
1. Качественные реакции на крахмал и жиры
Спиртовой раствор йода растворяют в воде до цвета крепкого чая и обрабатывают им хлеб. Наличие темно-синей окраски говорит о присутствии в нем крахмала.
Небольшой кусок хлеба заворачивают в фильтровальную бумагу и сильно сжимают. После этого бумагу разворачивают и просматривают на свет. Видно жирное пятно.
Определяют жиры в чипсах, подсолнечных семечках, арахисе, грецких орехах, горохе аналогично. Делают вывод.
2. Качественная реакция на белки
Оборудование: раствор белка (белок одного куриного яйца разводят в 0,5 л воды), 10%-ный раствор NaOH, 1%-ный раствор CuSO4, пипетка, штатив с пробирками.
К 2 мл исследуемого раствора белка приливают столько же щелочи и по каплям медный купорос. После каждой капли пробирку тщательно встряхивают. Появление фиолетового окрашивания говорит о присутствии белка (биуретова реакция).
Заполните таблицу:
Таблица. Определение белков, жиров и углеводов
Условия опыта | Наблюдения | Выводы из опыта |
Практическая работа №7
«Определение в пищевых продуктах углеводов с помощью характерных реакций»
Цель: определение углеводов в распространенных продуктах питания Оборудование и реактивы: пробирки, штатив, химический стакан, воронка, пипетка, дистиллированная вода, спиртовой раствор йода, раствора сульфата меди (II), раствора гидроксида натрия, мёд, шоколадные конфеты.
Техника выполнения: Поместите в пробирку небольшое количество шоколадной массы конфеты, разбавьте небольшим количеством воды и добавьте каплю спиртового раствора йода. Какие изменения наблюдаются? О чём свидетельствует изменение окраски? В пробирку к 3-4 каплям раствора сульфата меди (II) прилейте 2-3 мл раствора гидроксида натрия. К полученному осадку добавьте раствор мёда и смесь взболтайте. Как изменилась окраска раствора? Какой углевод входит в состав мёда?
Литература: Яковишин Л.А. Химические опыты с шоколадом // Химия в школе. - 2006.- N 8.- С. 73-75.
Практическая работа №8
«Анализ молочных продуктов на содержание крахмала»
Цель работы: Изучить, все ли продукты питания содержат крахмал.
Задачи: 1. Убедиться, что раствор йода окрашивает крахмал и его раствор в синий цвет. 2. Убедится, что капля воды, нанесённая на продукты не изменяет их цвет. 3. Выяснить, на каких объектах исследования появится синее окрашивание при взаимодействии с раствором йода.
1. Применение качественной реакции на крахмал.
Ход работы 1. Добавляем каплю йодного раствора в пробирки с водой и с раствором крахмала. Фиксируем результат.
Крахмал | Йод | Что получилось? |
Капаем одну каплю воды на приготовленные образцы продуктов. Фиксируем результат. 3. Капаем на приготовленные образцы продуктов йодный раствор. Фиксируем результат. Взаимодействие объекта с водой и раствором йода. объект печенье белый хлеб колбаса сыр Крабовая палочка банан картофель вода йод
Выводы 1. В продуктах животного происхождения крахмал ____________________
2. В продуктах растительного происхождения крахмал _________________
3. В продуктах комплексного происхождения крахмал _________________
Практическая работа №9
«Изучение состава пищевых продуктов с целью выявления пищевых добавок»
Цель: определить содержание пищевых добавок в продуктах питания.
Оборудование и реактивы: Оборудование: упаковки (этикетки) продуктов питания, подлежащих исследованию: 1 группа – жевательные резинки, 2 группа – картофельные чипсы, 3 группа – сухарики.
Техника выполнения.
Рассмотрите упаковки (этикетки) продукта и занесите данные в таблицу.
Содержание пищевых добавок в продукте:
Наименование продукта | Красители Е1** | Консер серванты Е2** | Антиокислители Е3** | Загустители Е4** | Эмульгаторы Е5** | Усилители вкуса Е6** |
Заключение. Проанализируйте данные и сделайте вывод о наличии пищевых добавок в продуктах питания.
Литература:Северюхина Т.В. Исследование пищевых продуктов // Химия в школе. – 2000. – №5.
Практическая работа №10
«Определение реакции пищевых продуктов»
Реактивы, оборудование:
1.Дистиллированная вода
2.Лакмусовая бумажка: синяя и красная
3.Стеклянная палочка
4.Воронка
5.Коническая колба емкостью на 100 мл
Реакция пищевых продуктов зависит от их состава. Она может быть кислой, щелочной или амфотерной. Большое влияние на реакцию продукта оказывает степень его свежести, т. к. при «старении» продукта в нем часто происходят процессы разложения различных составных частей, в результате чего возникают кислые или основные вещества, меняющие реакцию среды. Разложение тех или иных веществ в продукте возникает под действием ферментов, образуемых микроорганизмами, обсеменяющими продукт, либо ферментов, находящихся в естественных условиях в самом продукте (процессы аутолиза).
В качестве примеров изменения реакции продукта можно привести следующие факты. Только что выдоенное молоко дает на лакмус амфотерную реакцию; постоявшее же молоко - кислую реакцию (расщепление лактозы и образование молочной кислоты).
Известное влияние па реакцию продукта может оказывать прибавление к продукту некоторых веществ с целью фальсификации (прибавление соды к молоку).
Реакцию пищевых продуктов определяют при помощи лакмусовых бумажек: красной и синей. Если исследуемый продукт жидкой консистенции, то на лакмусовые бумажки (красную и синюю) стеклянной палочкой наносят его небольшие количества (каплю или долю капли) и наблюдают, происходит ли изменение цвета бумажек; одновременно пользуются для контроля лакмусовыми бумажками, на которые наносят капли свежеперегнанной воды. Реакция исследуемого продукта считается кислой, если синяя лакмусовая бумажка меняет цвет на красный, а красная остается без изменения. Реакция считается щелочной, если красная бумажка синеет, а синяя остается без изменения. Реакция считается амфотерной, если красная бумажка слегка синеет, а синяя слегка краснеет.
Определение реакции плотного продукта производят иногда с помощью водной вытяжки, полученной из продукта. 1 - 5 г исследуемого продукта измельчают (если нужно), смешивают с 20 мл дистиллированной воды, взбалтывают и фильтруют. Фильтрат исследуют, как описано выше.
Кислотность и щелочность
Кислотность пищевых продуктов обусловливается наличием в них летучих кислот (муравьиной, уксусной, масляной, валериановой, коричной и др.) и нелетучих кислот (молочной, винной, лимонной, яблочной, янтарной, щавелевой, олеиновой и др.) и кисло реагирующих соединений, в основном кислых солей.
Щелочность продуктов обычно обусловливается прибавлением к продукту по техническим условиям каких-либо щелочных веществ, например карбоната аммония и других пекарских порошков в качестве разрыхлителей теста при изготовлении галет, бисквитов, пряников; карбоната натрия или калия при изготовлении какао-порошка для лучшей растворимости его и пр.
Практическая работа №11
«Измерение рН средств личной гигиены»
Цель: освоить методику определения показателя рН и определить pH средств личной гигиены.
Перечень датчиков: цифровая лаборатория Releon с датчиком рН.
Дополнительное оборудование: чистая вода, 6 мерных стаканов с растворами геля для душа различных марок, 6 стаканов с дистиллированной водой.
Основные сведения:
В программе курса анатомии есть лабораторная работа: «Определение типа кожи». Обучающиеся с помощью салфетки определяют тип кожи: сухая, нормальная, жирная. Выполнили эксперимент, записали вывод, хорошо если кожа нормальная, а вот если проблемная? Что делать? К нам на помощь приходит оборудование центра «Точки роста» Releon с датчиком рН, с помощью которого дети определяют кислотно-щелочное равновесие (КЩР) состава гелий по уходу за кожей, и подбирают средства личной гигиены.
Тело человека на 70% состоит из воды, поэтому вода - это одна из наиболее важных его составляющих. Тело человека имеет определенное кислотно-щелочное соотношение, характеризуемое pH (водородным) показателем. Значение показателя рН зависит от соотношения между положительно заряженными ионами (формирующими кислую среду) и отрицательно заряженными ионами (формирующими щелочную среду). Организм человека постоянно стремится уравновесить это соотношение, поддерживая строго определенный уровень рН. При нарушенном балансе могут возникать множество серьезных заболеваний.
Величина рН определяется количественным соотношением в воде ионов Н+ и ОН-, образующихся при диссоциации воды. Если в воде пониженное содержание свободных ионов водорода (рН>7) по сравнению с ионами ОН-, то вода будет иметь щелочную реакцию, а при повышенном содержании ионов Н+ (pH<7) - кислую. В идеально чистой дистиллированной воде эти ионы будут уравновешивать друг друга. В таких случаях вода нейтральна и рН=7.
Уровень рН кожного покрова отражают барьерные функции кожи, которые являются показателями ее защитной функции.
Кислую реакцию поверхности кожи формируют в основном молочная и уксусные кислоты. В большинстве литературных источников приводится значение рН кожи 5,4 - 5,9.
В норме PH кожи здорового человека 5,5, если кожа сухая- PH меньше 5,5, если жирная- PH больше 5,5. Зная PH своей кожи можно подобрать уходовый комплекс средств личной гигиены. Для исследования нам необходим гель для душа, мыло, дистиллированная вода, цифровая лаборатория Releon с датчиком рН.
Порядок проведения работы
Определить рН в различных растворах средств личной гигиены, например, гель для душа различных производителей или мыло для рук.
1.Наливаем в мерные стаканчики по 50 мл воды и добавляем 5 мл геля или мыло, хорошо перемешиваем и приступаем к измерению.
2. Для измерений необходимо использовать датчик рН цифровой лаборатории Releon.
3. После каждого измерения щуп датчика необходимо промывать в дистиллированной воде.
4. Результаты эксперимента занести в таблицу
№ | Образец(гель/мыло) | Показатель PH | Описание образца/ Реакция среды | Выводы |
1 | Образец №1 Гель Алоэ | |||
2 | Образец №2 чистая линия | |||
3 | Образец №3 DOVE | |||
4 | Образец №4 FRUCTIS | |||
5 | Образец №5 банное мыло | |||
6 | Образец №6 хозяйственное мыло |
Заполнив таблицу, Вы увидите, что у косметических средств разные показатели рН. Зная тип своей кожи, вы легко подберёте индивидуальное личное средство гигиены по уходу за кожей. Можно обратиться за консультацией к специалисту косметологу. Кроме косметологии есть космецевтика – направление, сформированное на стыке косметологии и фармакологии.
Общие правила поведения в лаборатории
1.Лабораторные работы выполняются учащимися во время, предусмотренное расписанием занятий.
2.В лаборатории следует работать в хлопчатобумажном халате, волосы должны быть убраны.
3.Каждый должен работать на закрепленном за ним рабочем месте, на столе во время работы не должно находиться посторонних предметов.
4. Нельзя работать одному в лаборатории, так как при несчастном случае некому будет оказать помощь пострадавшему.
5. В лаборатории необходимо соблюдать порядок и тишину, правила техники безопасности.
6. Недопустимо в лаборатории принимать пищу, пить воду из химической посуды.
7. Нельзя пробовать на вкус и вдыхать химические вещества.
8. Запрещается проводить какие-либо опыты, не предусмотренные программой практикума, выносить реактивы из лаборатории.
9. К выполнению лабораторной работы можно приступать после тщательного изучения методики и правил работы с приборами.
10. После окончания работы следует вымыть посуду, отключить электроприборы, выключить воду, привести в порядок рабочее место. После выполнения работы необходимо вымыть руки [2].
Правила работы с химическими реактивами
Выполнение лабораторной работы неразрывно связано с применением различных реактивов. При работе с химическими реактивами необходимо соблюдать ряд правил. Несоблюдение их может привести к отравлениям, ожогам, повреждениям глаз, дыхательных путей и другим нежелательным последствиям. 1. На всех склянках с реактивами всегда должны быть этикетки с указанием названия реактива и степени его чистоты. Если на банке нет этикетки или надписи, такой реактив применять нельзя. 2. Твердые химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой. 3. Реактивы необходимо предохранять от загрязнения. 4. Реактивы следует расходовать экономно. 5. Реактивы, изменяющиеся под действием света, следует хранить только в желтых или темных склянках. 6. Не следует брать реактивы с соседних столов [7].
Оказание первой помощи при ожогах и других несчастных случаях Многие химические вещества обладают достаточной силой, чтобы разрушить ткани организма человека. Наибольшим разрушающим потенциалом обладают концентрированные кислоты и щелочи. При воздействии кислот и щелочей на организм человека образуются химические ожоги. Химический ожог – это повреждение тканей, возникающее под действием кислот, щелочей, солей тяжелых металлов, едких жидкостей и других химически активных веществ. Химическое отравление являет собой ответ организма на вдыхание, проникновение через слизистые оболочки или кожу, проглатывание, химических веществ.
Первая помощь при несчастных случаях:
1. При воспламенении горючей жидкости на одежде работающего необходимо немедленно погасить пламя на пострадавшем, завернув его в шерстяное или проасбестованное одеяло.
2. При ожогах концентрированными растворами кислот пораженное место следует промыть сильной струей холодной воды в течение нескольких минут. Затем 2-3% раствором соды, после чего наложить повязку, смоченную 1-2% раствором перманганата калия. При сильных ожогах следует после оказания первой помощи обратиться к врачу.
3. При ожогах концентрированными растворами щелочей пораженное место следует промыть большим количеством холодной воды до тех пор, пока кожа перестанет казаться скользкой, затем 12% раствором борной или уксусной кислоты, после чего наложить повязку, смоченную спиртовым раствором танина или 1-2% раствором перманганата калия.
4. При термических ожогах пострадавшее место необходимо многократно смочить раствором перманганата калия и спиртом, затем смазать мазью от ожогов.
5. При попадании какого-либо химического реактива в глаза следует промыть их обильным количеством воды и немедленно обратиться к врачу.
6. При отравлении газообразными веществами следует немедленно вывести пострадавшего на свежий воздух, а затем направить к врачу.
7. При порезах подставьте рану под струю холодной воды. Обработайте рану перекисью водорода (3%), а края раны йодом или зеленкой.