12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Маслова Светлана Александровна450
Россия, Пензенская обл., Заречный

t1698515554aa.jpg













































t1698515554ab.jpg













































Информационная карта


1

Наименование образовательной организации, реализующей дополнительную общеобразовательную программу

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

2

Адрес учреждения

г.Заречный Пензенской области,

ул. Конституции СССР, 39а

3

Полное название программы

дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Конструкторское бюро»

4

Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная общеобразовательная программа

6-8 лет

5

Срок реализации программы

1год

6

Количество детских объединений, занимающихся по программе

1

7

Сведения об авторах (ФИО, год рождения, домашний адрес, телефон, уровень квалификации, должность автора образовательной программы)

Маслова Светлана Александровна

г. Заречный

тел. 61-58-43, высшая квалификационная категория, педагог дополнительного образования;

8

Характеристика программы:

авторская

по типовому признаку

по основной направленности

техническая

по уровню освоения

стартовая

по образовательным областям

конструирование

по целевым установкам

создание первоначальной основы для индивидуализации дальнейшего обучения в системе дополнительного образования

по формам организации содержания

комплексная

9

Сведения об эффективности программы

Обучение по данной программе, способствует развитию творческих способностей младших школьников. Заложенные природой изобретательские и исследовательские задатки ребенка, реализуются и совершенствуются в конструировании, в ходе освоения программы. Дети имеют неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Программа разработана в целях сопровождения социально-экономического развития города Заречного Пензенской области и реализуется в целях обеспечения развития детей по обозначенным на уровне муниципалитета приоритетным видам деятельности


Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Конструкторское бюро» имеет техническую направленность и рассчитана на детей 6-8 лет.

Содержание программы основано на следующих нормативно-правовых документах:

*Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012);

*Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

*Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

* Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

*Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»;

*Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года»;

*Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.№3);

*Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;

*Устав МАОУ ДО ЦДТТ;

*Локальные акты учреждения: «Положение о порядке разработки и оформления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МАОУ ДО ЦДТТ», «Положение о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МАОУ ДО ЦДТТ».

Актуальность для общества

Актуальность программы обусловлена общественной потребностью в возрождении интереса молодежи к современной технике, в воспитании культуры жизненного и профессионального самоопределения.

Актуальность для ребенка

В современном мире в век новых технологий возрастает потребность в развитии у детей навыков технического творчества, пространственного мышления, способности к моделированию и конструированию. Дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Реализация программы по конструированию «Конструкторское бюро» позволит решить эти задачи.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическую деятельность. Конструкторско-практическая деятельность создает условия для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, также для развития пространственного воображения и логического мышления. Заложенные природой изобретательские и исследовательские задатки ребенка, особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Цель программы:

развитие первоначальных навыков конструирования и моделирования.

Задачи программы

- обучить основам конструирования;

- развивать логическое и техническое мышление;

-воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, целеустремленность,

Отличительные особенности дополнительной образовательной программы «Конструкторское бюро»

Отличительной особенностью данной программы является предоставление детям права выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования в рамках темы. Ребенок конструирует, создает, воображает и создает продукт собственного творчества. При этом из одного и того же конструктора получаются разные модели, которые можно переделывать, конструируя каждый раз новые образы. Это дает детям свободу действий.

Программа учит детей осмысленному, творческому подходу к техническому конструированию. Работа с конструктором является оживленной и интересной и открывает совершенно новые перспективы в развитии ребенка, где нет пределов детской фантазии. Дети учатся придумывать модели, ощущая себя при этом маленькими конструкторами. Всё это способствует развитию у детей навыков поиска необходимых аргументов, анализа и решения проблем, а также исследовательской деятельности.

В процессе обучения проводятся корректировки сложности заданий и вносятся изменения в программу, исходя из опыта и степени усвоения детьми учебного материала.

Новизна программы

Новизна программы заключается в том, что она нацелена на создание условий для самовыражения личности ребенка. Это позволяет школьникам в форме познавательной деятельности осваивать различные виды конструирования и создает условия для развития мышления.

Содержание программы основывается на авторских разработках и многолетнем опыте работы с детьми.

Программа «Конструкторское бюро» формирует стремление к размышлению и поиску, вызывает у них чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Адресат программы: учащиеся в возрасте от 6 до 8 лет. В объединение могут быть приняты все желающие.

Возрастные особенности учащихся, участвующих

в реализации программы

Возрастные особенности учащихся, участвующих в реализации данной программы характеризуются важнейшими изменениями в жизни ребёнка. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. От результативности учебы непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

В это время происходит интенсивное развитие мыслительных процессов. Мышление переходит от алгоритма «посмотрел – повторил» к алгоритму «посмотрел – представил», а в конце – начинает развиваться мышление словесное. Видна способность образно мыслить, но не приобретена взрослая логика суждений. Это важно для развития умственных способностей.

В этом возрасте ребе­нок становится самостоятельнее, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доми­нирующем в этом возрасте — мотивом достижения успеха.

Форма обучения: очная.

Группы детей (10-15 человек) постоянны. Программа рассчитана на 1 год освоения.

Общее количество часов освоения программы: 144 часа.

Место проведения занятий: МАОУ ДО ЦДТТ.

Режим занятий: занятия проходят 2 раза в неделю.


Уровни освоения

Срок обучения

Продолжительность

занятия, час

Количество час./нед

Количество часов

Возраст

учащихся

Стартовый

2 мес.

35

4

44

6-8 лет

Базовый


7 мес.


45

4

100

6-8 лет


На стартовом уровне происходит выявление предпочтений и выбора вида деятельности учащимися. В этот период происходит интенсивная социальная адаптация детей, они активно включаются в образовательную деятельность. Учащиеся знакомятся с различными конструкторами. Приобретают знания об основных деталях конструкторов и учатся различным видам конструирования. Выполняют творческие задания. Основной формой проведения занятий являются: практические занятия с элементами игры.

На базовом уровне постепенно уровень сложности повышается, усложняются схемы для конструирования. Учащиеся знакомятся с пластмассовыми конструкторами и конструктором «Klikko». В процесс обучения включаются головоломки и задания, связанные с логическим мышлением. Учащиеся учатся конструированию из бумаги. Дети активнее включаются в творческий процесс, становятся самостоятельнее.

У детей мотивируется познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Занятие-практикум и занятие-игра являются основной формой проведения занятий на данном этапе.

Особенности организации образовательного процесса

Программа предусматривает, преподавание материла по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе. Программа предполагает и постепенное изменение видов работы: от создания простейших изделий до сложнейших конструкций, коллективных работ, творческих проектов, участие в конкурсах, выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения. Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей, настойчивости и умению доводить начатое дело до конца.

Принципы построения программы:

- постепенность;

- единство образовательных задач, требований жизни, интересов развития личности;

- акцентирование занимательности;

- возврат к пройденному ранее материалу для применения его в качестве основы или элемента для формирования содержания других разделов.

Система занятий построена с учётом компетентностного подхода, направленного на формирование ключевых компетенций.

Педагоги в работе с детьми опираются на основные формы мышления дошкольников – наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое (понятийное) мышление.

Региональный компонент программы включает в себя изготовление работ и участие в различных мероприятиях нашего города и области.

Кроме образовательных задач программа решает и воспитательные задачи, у учащегося формируются и развиваются такие качества, как мышление, трудолюбие, предприимчивость, способность принимать решения, практичность, желание узнать, как можно больше, формируется ценностное отношение к себе и другим людям. Главное – разбудить активность детей, вооружить их способами совершенствования деятельности и помочь «творить из себя» свободных, развитых, творческих личностей.

Педагог поддерживает тесную связь с родителями, вырабатывая общую стратегию и взгляды на воспитание детей. В начале учебного года проводится собрание, где родители знакомятся с программой объединения, с расписанием занятий, материальной базой объединения. В течение учебного года родители знакомятся с деятельностью ребенка в объединении. В конце учебного года они приглашаются на итоговое занятие.

Ожидаемые результаты обучения

Личностные результаты:

мотивационная основа технической творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

адекватное понимания причин успешности/неуспешности познавательной деятельности;

умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками.

Метапредметные результаты:

перерабатывать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

излагать мысли в логической последовательности, отстаивать свою точку зрения;

анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;

планировать свои действия;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

адекватно воспринимать оценку педагога;

допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

анализировать объекты, выделять главное;

осуществлять синтез (целое из частей);

обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);

подводить под понятие;

устанавливать аналогии.

Предметные результаты

По окончании обучения учащийся должен знать:

- основные приемы конструирования;

- основные приемы сборки моделей по схеме;

-технологическую последовательность изготовления несложных конструкций;

- логические игры и игры-головоломки.

По окончании обучения учащийся должен уметь:

- конструировать по образцу, заданной теме;

- соблюдать правила ТБ при работе с конструкторами;

- самостоятельно решать различные задачи в процессе конструирования;

- работать с бумагой, изготавливать поделки из бумаги;

- выполнять логические и творческие задания.

Учебный план программы «Юный конструктор»


Разделы программы

Стартовый уровень

Базовый уровень

1.

Конструктор «LEGO»

34

60

2.

Конструктор «Klikko»


10

3.

Пластмассовый конструктор


10

4.

Моделирование из бумаги


10

5.

Логика и головоломки


20


Итого:

144


Учебный план программы содержит 5 разделов, которые учащиеся изучают в процессе прохождения всех уровней.

Причём по мере накопления теоретических знаний и практических умений учащихся происходит усложнение материала разделов.

Раздел «Конструктор LEGO» - изучение основных этапов и приемов конструирования. Классификация деталей, способы соединения. Основные задачи при конструировании. Изучение инструкций. Создание коллективных творческих работ.

Раздел «Конструктор «Klikko» - изучение основных этапов и приемов конструирования. Классификация деталей, способы соединения. Основные задачи при конструировании. Изучение инструкций.

Раздел «Пластмассовый конструктор» - изучение основных этапов и приемов конструирования. Классификация деталей, способы соединения. Основные задачи при конструировании. Изучение инструкций

Раздел «Моделирование из бумаги» - обучение умению работать с бумагой, конструировать модели в технике «Оригами».

Раздел «Логика и головоломки» - формирование умения выстраивать логические умозаключения, при работе с головоломками. Развитие и тренировка мышления, умения сосредотачиваться и быстро находить решение; развитие способности мыслить последовательно.

Учебно-тематический план

(144 часа)


п/п

Разделы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Конструктор «LEGO»

94

22

72


1.1.

 Строитель

24

 7

 17

Тестирование. Практические и творческие задания. Выставка

1.2.

 LEGO-Зоопарк

12 

Анализ. Практические и творческие задания. Выставка

1.3.

 Транспорт

 24

19 

Практические и творческие задания. Выставка

1.4.

 Мастерская Деда Мороза

 10

Практические и творческие задания. Выставка

1.5.

 Моделирование

24 

 19

Практические и творческие задания. Выставка

2

Конструктор «Klikko»

10

2

8

Практические и творческие задания. Выставка

3

Пластмассовый конструктор

10

2

8

Анализ. Практические и творческие задания, выставка

4

Моделирование из бумаги

10

2

8

Практические и творческие задания. Выставка

5

Логика и головоломки. Аттестация по итогам прохождения программы

20

3

17

Творческие занятия. Практические задания. Тестирование

 

Итого:

144

32

112

 


Содержание занятий

Раздел 1. Конструктор «LEGO»

Тема 1.1. Строитель.

Теория. Инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД. Конструктор «LEGO». Классификация деталей, способы соединения. Основные задачи при конструировании. Основные этапы постройки. Способы создания стен, крыш различных построек. Размещение окон и дверей.

Практика. LEGO-игры. Поэтапное конструирование. Конструирование по образцу. Конструирование по замыслу. Конструирование по схемам. Конструирование по заданной теме. Конструирование на свободную тему. Творческие задания.

Контроль. Тестирование на развитие творческого воображения. Анализ результатов выполненных заданий. Наблюдение за работой и общением учащихся. Выставка созданных работ.

Тема 1.2. LEGO-Зоопарк.

Теория. Разнообразие животных. Домашние питомцы. Дикие животные. Морские обитатели.

Практика. Конструирование по образцу. Конструирование по замыслу. Конструирование моделей по схемам. Творческие задания.

Контроль. Анализ результатов выполненных заданий. Наблюдение за работой и общением учащихся. Выставка созданных работ.

Тема 1.3. Транспорт.

Теория. Городской транспорт. Специальный, легковой, водный, воздушный, космический.

Практика. Поэтапное конструирование. Конструирование по образцу. Конструирование по замыслу. Конструирование по схемам. Конструирование придуманных объектов. Конструирование на свободную тему. Творческие задания.

Контроль. Анализ результатов выполненных заданий. Наблюдение за работой и общением учащихся. Выставка созданных работ.

Тема 1.4. Мастерская Деда Мороза.

Теория. История новогоднего праздника.

Практика. Конструирование по образцу. Конструирование по замыслу. Конструирование по схемам. Конструирование придуманных объектов. Конструирование на свободную тему. Творческие задания.

Контроль. Анализ результатов выполненных заданий. Наблюдение за работой и общением учащихся. Выставка созданных работ.

Тема 1.5. Моделирование.

Теория. Понятие «робот». Симметрия.

Практика. Конструирование по образцу. Конструирование по замыслу. Симметричное конструирование. Конструирование по схемам. Конструирование на свободную тему. Творческие задания.

Контроль. Анализ результатов выполненных заданий. Наблюдение за работой и общением учащихся. Выставка созданных работ.

Раздел 2. Конструктор «Klikko».

Теория. Виды соединения деталей. Крепление элементов конструктора разными способами. Основные задачи при конструировании.

Практика. Геометрическое конструирование. Объемное конструирование. Конструирование по схеме и устной инструкции. Конструирование по образцу. Конструирование на свободную тему. Творческие задания.

Контроль Анализ результатов выполненных заданий. Наблюдение за работой и общением учащихся. Выставка созданных работ.

Раздел 3. Пластмассовый конструктор

Теория. Пластмассовый конструктор. Основные задачи при конструировании. Инструкции. Основные этапы постройки.

Практика. Конструирование различных предметов и фигур. Конструирование по схеме и устной инструкции. Конструирование заданных и придуманных объектов. Конструирование на свободную тему. Творческие задания.

Контроль Анализ результатов выполненных заданий. Наблюдение за работой и общением учащихся. Выставка созданных работ.

Раздел 4. Моделирование из бумаги

Теория. История возникновения бумаги. Изучение условных обозначений (линия сгиба, место склеивания и т.д.)

Практика. Конструирование моделей в технике «Оригами». Творческие задания. Объемное конструирование.

Контроль Анализ творческих работ. Наблюдение за работой и общением учащихся. Выставка созданных работ.

Раздел 5. Логика и головоломки

Теория. Понятие «Головоломка». Правила работы с головоломками. Анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Аттестация по итогам прохождения программы.

Практика. Головоломка «Судоку», головоломка «Танграм». Упражнения на развитие внимания. Логические упражнения. Развивающие упражнения на пространственное ориентирование. Творческие задания. Тестирование.

Контроль. Наблюдение за работой и общением учащихся.

Тестирование по итогам прохождения программы. Анализ результатов выполненных заданий.

Календарный учебный график


учебной недели

Дата

Тема занятия

Количество часов

Примечание


Всего

Т

П



БОЖ. Беседа «Мой друг – Светофор»

2

1

1




Тестирование. Конструктор LEGO и его основные детали

2

1

1




LEGO- игры

2

1

1




LEGO- игры

2

0

2




LEGO- игры

2

0

2




Строительство дома по устной инструкции

2

1

1




Строительство дома по устной инструкции

2

0

2




Строительство дома по образцу

2

1

1




Строительство дома по схеме

2

1

1




Творческое задание «Дом моей мечты»

2

0

2




Конструирование растений по образцу

2

0

2




Конструирование растений по схеме

2

1

1




LEGO-Зоопарк

2

1

1




Конструирование животных по образцу

2

0

2




Конструирование животных по образцу

2

1

1




Конструирование животных по замыслу

2

0

2




Конструирование морских животных по образцу

2

1

1




Творческое задание

2

0

2




Конструирование плавающих моделей по устной инструкции

2

1

1




Конструирование плавающих моделей по схеме

2

1

1




Конструирование плавающих моделей по замыслу

2

0

2




Конструирование транспорта по образцу

2

0

2




Конструирование транспорта по устной инструкции

2

0

2




Конструирование транспорта по схеме

2

1

1




Конструирование транспорта по схеме

2

1

1




Поэтапное конструирование

2

1

1




Поэтапное конструирование

2

0

2




Творческое задание

2

0

2




Конструирование придуманных объектов

2

0

2




Творческое задание «Автопарк»

2

0

2




Мастерская Деда Мороза Промежуточная аттестация

2

1

1




Конструирование новогодних персонажей

2

1

1




Конструирование новогодних персонажей

2

0

2




Конструирование новогодних персонажей

2

0

2




Творческое задание

2

0

2




Моделирование вертушки

2

0

2




Конструирование летающих моделей

2

1

1




Конструирование роботов по схемам

2

1

1




Конструирование роботов по замыслу

2

0

2




Творческое задание

2

0

2




Конструирование по образцу

2

0

2




Моделирование качелей

2

1

1




Конструирование плота по схеме

2

1

1




Симметричное конструирование

2

1

1




Симметричное конструирование

2

0

2




Конструирование на свободную тему

2

0

2




Текущий контроль. Творческое задание

2

0

2




Конструктор «Klikko». Геометрическое конструирование

2

1

1




Конструирование по устной инструкции

2

1

1




Конструирование по устной инструкции

2

0

2




Конструирование по образцу

2

0

2




Текущий контроль. Творческое задание

2

0

2




Конструктор «Малыш 2»

2

1

1




Конструирование по образцу

2

0

2




Симметричное конструирование

2

1

1




Конструирование по схеме

2

0

2




Текущий контроль. Творческое задание

2

0

2




Конструирование модели в технике «Оригами»

2

1

1




Конструирование модели в технике «Оригами»

2

0

2




Объемное конструирование

2

1

1




Объемное конструирование

2

0

2




Текущий контроль. Творческое задание

2

0

2




Головоломка «Танграм»

2

1

1




Головоломка «Танграм»

2

1

1




Головоломка «Танграм»

2

0

2


1


Головоломка «Судоку»

2

1

1




Головоломка «Судоку»

2

0

2




Упражнения на развитие логики Презентация «Отчизны верные сыны!»

2

1

1




Аттестация по итогам прохождения программы

2

0

2




Упражнения на развитие логики

2

0

2




Упражнения на развитие внимания

2

0

2




Творческое задание. Подведение итогов

2

0

2



Итого:

144

32

112




II. Комплекс организационно-педагогических условий

Календарный учебный график


Год обучения

Дата начала обучения

Дата окончания обучения

Всего учебных недель

Всего учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

2023-2024

01.09.2023

31.05.2024

36

72

144

2 раза в неделю по 2 часа


Оценка результативности

В процессе аттестации выясняются следующие вопросы:

достигается ли цель учебно-воспитательного процесса;

существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований.

В течение учебного года осуществляется следующие виды аттестаций:

-текущий контроль (после каждой темы, раздела) позволяет установить фактический уровень теоретических знаний по модулям дополнительной общеобразовательной программы, их практических умений и навыков;

-промежуточная аттестация (в конце полугодия) позволяет выявить достигнутый на данном этапе уровень обученности учащихся, соответствие его прогнозируемому и на этой основе оценить успешность выбранных форм и методов обучения, а также при необходимости скорректировать их;

-аттестация по итогам прохождения программы (в конце учебного года) позволяет определить качество усвоения учащимися общеобразовательной программ, реально достигнутый уровень обученности детей в объединении.

При приёме учащегося в объединение педагог проводит входную или «стартовую» аттестацию, которая позволяет выявить предварительные
знания, умения и навыки «стартового» уровня обученности детей и готовности их к изучению данного курса.

Результативность обучения детей по программе оценивается с помощью традиционных методов:

- анализ готовых работ, выставка работ учащихся;

- наблюдение за самостоятельной работой учащегося;

- участие в конкурсах, выставках различного уровня;

- самоанализ готового изделия;

- контрольные срезы, тесты.

В реализуемой программе используются следующие формы контроля:

- педагогическое наблюдение; анализ на каждом занятии педагогом и учащимися качества выполнения работ; выполнение практических заданий педагога; тематические беседы; контрольное задание; творческие задания; тесты; участие в конкурсах, соревнованиях, выставках.

Используются следующие формы фиксации результатов:

- фото; видеозапись; отзывы детей; дипломы; грамоты; благодарности.

Формы предъявления результатов:

- фото; видеозапись; презентация творческих работ; конкурсы; соревнования.

Проверка понимания и усвоения материала происходит непосредственно, на каждом занятии. Оценочный материал (см. Приложение).

Помимо исследования результатов учебно-воспитательной деятельности объединения проводится анализ количества учащихся в объединении и его сохранность. Количественные данные учащихся в объединениях анализируются два раза в течение учебного года. Анализируется количество учащихся, возрастной состав, сохранность контингента учащихся, количество мальчиков и девочек.

Сроки проведения аттестаций определяется «Положением о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МАОУ ДО ЦДТТ».

Ресурсное обеспечение программы

Кадровое обеспечение

Требования к педагогу дополнительного образования:

высокий уровень профессионализма в области конструирования;

высокий уровень квалификации и педагогического мастерства;

владение современными педагогическими технологиями;

знание современных педагогических технологий в области дополнительного образования учреждений технической направленности;

владение педагогической этикой;

знание психолого-педагогических основ развития творческого и логического мышления детей.

Методическое обеспечение

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные, практические, игры, работа над проектами, конкурсы, выставки и другие.

Основной формой проведения занятий является занятие-практикум, в ходе которого словесные методы сочетаются с наглядными. Материал преподаётся в доступной и занимательной форме, что облегчает усвоение ребёнком сложных, на первый взгляд, тем. На занятиях предполагается разнообразие различных видов деятельности: включение игры, игротехнических приёмов, письменных упражнений, экспериментирования.

На занятиях теоретические знания закрепляются практическими заданиями и упражнениями, развивающими начала критического и творческого мышления, логического рассуждения. При прохождении основных тем предусмотрены выставки работ, творческие занятия, где в форме занимательных викторин, соревнований, игр проверяется качество усвоения теоретического и практического материала.

В целях лучшего усвоения курса применяются следующие формы проведения занятий: коллективные, групповые, индивидуальные.

Регулярно проводятся инструктажи по технике безопасности. Практическое занятие может включать в себя самостоятельную работу, по которой можно судить о том, насколько хорошо усвоена теория. При сочетании словесно-наглядных методов с опорой на практический материал используются следующие приёмы:

дозированная поэтапная помощь взрослого;

чередование умственного напряжения и разрядки;

соблюдение охранного режима;

развитие и коррекция высших психических функций (память, внимание, мышление);

расчленённость и поэтапность преподнесения материала;

увеличение объёма тренировочного материала;

включение заданий для самостоятельной обработки материала;

организация обучения с основой на мотивацию успеха, доброжелательной обстановки.

Задания и письменные упражнения в разных темах программы подбираются с учётом принципов:

«от простого к сложному»;

принцип диссоциации;

принцип вариативности.

В ходе работе используются педагогические технологии образования, которые сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач (научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их).

Технологии обучения:

технология развивающего обучения;

технология проблемного обучения;

игровая технология;

здоровьесберегающие технологии;

технология разноуровнего обучения;

информационные технологии.

На занятиях теоретические знания закрепляются практическими заданиями и упражнениями, развивающими начала критического и творческого мышления, логического рассуждения. При прохождении основных тем предусмотрены выставки работ, творческие занятия, где в форме занимательных викторин, соревнований, игр проверяется качество усвоения теоретического и практического материала.

Планирование и организация деятельности учащихся:

1. организация рабочего места;

2. анализ образца;

3. составление плана изготовления изделия;

4. подбор материалов, инструментов, приспособлений;

5. контроль;

6. экономное расходование материалов;

7. бережное отношение к инструментам.

В своей работе педагог использует:

- учебно-тематический план;

- методические разработки;

- дидактические материалы;

- диагностические материалы (анкеты, тесты и т.п.);

- мультимедийные средства обучения;

- ресурсы информационных сетей по подбору схем изготовления изделий;

- схемы к конструкторам;

- иллюстрации.

Материально-техническое обеспечение

Оборудование для учебных занятий с детьми помещений, соответствующее всем санитарным нормам и технике безопасности.

Наборы конструкторов «Klikko», «LEGO», «Малыш 2»;

Головоломка «Танграм»;

Простые карандаши, цветные карандаши, фломастеры;

Клей-карандаш, клей ПВА;

Цветная бумага, белая бумага, картон, бумажные салфетки, ножницы.


Информационное обеспечение

Нормативно – правовые документы

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371594/

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» [Электронный ресурс]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/573500115

5. Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://government.ru/docs/all/140314/

6. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/

7. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден протоколом заседания комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г.№3) [Электронный ресурс]. – URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/07/17/1597041961/%D0%A4%D0%9F%20%D0%A3%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%85%20%D0%BA%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0.pdf

8. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» [Электронный ресурс]. – URL: http://summercamps.ru/wp-content/uploads/documents/document__metodicheskie-rekomendacii-po-proektirovaniyu-obscherazvivayuschih-program.pdf

9. Устав МАОУ ДО ЦДТТ [Электронный ресурс]. – URL: https://utzar-new.tmweb.ru/upload/2022-2023/%D0%A3%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%20%D0%9C%D0%90%D0%9E%D0%A3%20%D0%94%D0%9E%20%D0%A6%D0%94%D0%A2%D0%A2.pdf

10. Локальные акты учреждения: «Положение о порядке разработки и оформления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы МАОУ ДО ЦДТТ», «Положение о формах периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся МАОУ ДО ЦДТТ» [Электронный ресурс]. – URL: https://utzar-new.tmweb.ru/about/dokumenty.php


Информационные ресурсы для педагога

Блажко Н.В. Выпускная квалификационная работа. LEGO-конструирование как средство развития мышления детей среднего дошкольного возраста. Электрон. изд. — Пенза: Пензенский государственный университет Педагогический институт им. В.Г. Белинского, – 164 с.https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/1QTeHG9KelNu.pdf (дата обращения 17.02.2023)

Исогава, Йошихито. Большая книга идей LEGO Technic. Техника и изобретения / Йошихито, Исогава; [пер. с англ. О.В. Обручевой]. Электрон. изд. — Москва: Эксмо, 2017. — 328 с.:ил. https://monster-book.com/reader/35814 (дата обращения 17.02.2023)

3. Лего – Конструирование: учебно-методическое пособие / авт. В.В. Рябцев соавторы: Е.П. Глаголько, В.В. Швецова. Электрон. изд. – Сочи: ККОО ПМЦ «Православная Кубань», Типография ИП Кривлякин С.П.(«Оптима»), 2018. – 164 с.

https://autizm-sochi.ru/data/documents/Broshyura-LegoKonstruirovanie-A5.pdf (дата обращения 17.02.2023)

Лусс Т. В.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО:Пособие для педагогов-дефектологов.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. Электрон. изд.Москва; 2003-23с.https://212d.ru/site_ds/files/79chita/document/%D0%AD%D0%9B%D0%95%D0%9A%D0%A2%D0%A0%D0%9E%D0%9D%D0%9D%D0%90%D0%AF%20%D0%91%D0%98%D0%91%D0%9B%D0%98%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%9A%D0%90/luss.pdf (дата обращения (дата обращения 17.02.2023)

«Тематические дни и фестивали в условиях LEGO-центра в детском саду»: сборник сценариев образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с использованием технологий развивающего обучения LEGO-конструирования / под ред.Л.В. Серых. Электрон. изд. – Белгород: ООО «Эпицентр», 2019. – 288 с. https://beliro.ru/assets/resourcefile/168/lego-sbornik-2019.pdf (дата обращения 17.02.2023)

Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности
у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. / Авт.-сост. Т.В. Лусс. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой.
Электрон. изд. – М.: РУДН, 2007.- 136 с. http://crrbelosnegka.ucoz.ru/lego/luss.pdf(дата обращения 17.02.2023)


Информационные ресурсы для детей и родителей

Исогава, Йошихито. Большая книга идей LEGO Technic. Техника и изобретения / Йошихито, Исогава; [пер. с англ. О.В. Обручевой]. Электрон. изд. — Москва: Эксмо, 2017. — 328 с.:ил. https://monster-book.com/reader/35814 (дата обращения 17.02.2023)

Лего – Конструирование: учебно-методическое пособие / авт. В.В. Рябцев соавторы: Е.П. Глаголько, В.В. Швецова Электрон. изд. – Сочи: ККОО ПМЦ «Православная Кубань», Типография ИП Кривлякин С.П.(«Оптима»), 2018. – 164 с.https://autizm-sochi.ru/data/documents/Broshyura-LegoKonstruirovanie-A5.pdf (дата обращения 17.02.2023)

Интернет-ресурсы

Судоку, веселая геометрия. URL: https://vkusnyasha.ru/sudoku-veselaya-geometriya/ (дата обращения 17.02.2023)

Поделки из бумаги.— URL:http://sdelatbumagi.ru/drugie-modeli/kak-sdelat-tank-iz-bumagi-svoimi-rukami.html (дата обращения 17.02.2023)

Самостоятельное изготовление головоломки танграм. — URL: https://mathlife.ru/tangram(дата обращения 17.02.2023)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Контроль для учащихся по итогам прохождения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Конструкторское бюро».

Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков.

Задание для учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Конструкторское бюро».

Учащемуся предлагается выполнить следующие задания:

Конструирование по образцу.

Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей конструктора.

Конструирование по модели.

Конструирование по модели заключается в следующем: детям в качестве образца предлагают модель, в которой очертания отдельных её элементов скрыто от ребёнка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребёнку предлагают определённую задачу, но не дают способа её решения.

Конструирование по схемам.

Конструирование по схемам. Из деталей конструктора необходимо создать модель по определенной схеме.

Работы, представленные для аттестации, оценивается по следующим показателям: навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету); умение проектировать по образцу; умение конструировать по пошаговой схеме

Критерии оценки показателей:

Высокий уровень – выполняет самостоятельно, без подсказки педагога;

Средний уровень – выполняет с помощью взрослого;

Низкий уровень – затрудняется в самостоятельном выполнении задания, нуждается в помощи взрослого

Оценка результатов:
5 баллов - умение ярко выражено;
3 балла - ребенок допускает 1-2 ошибки;

1 балл - ребенок допускает ошибки; справляется с трудом.



t1698515554ac.png

Тест для учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Конструкторское бюро»

Цель: определение уровня усвоения знаний, умений и навыков.

Оценка осуществляется по 3-балльной системе педагогом: 0 баллов выставляется за «неверно выполненное задание»; 3 балла – «правильно выполненное задание».

Дорисуй по клеточкам вторую половину предметов.

t1698515554ad.png

Результат теста

Ф.И. ребёнка


Баллы


Уровень



Таблица тестирования для групп ___ года обучения на 2022 /2023 учебный год


№ п/п

Ф.И. ребёнка

Количество баллов

Уровень освоения

Примечание

1.





2.






Итого:

Низкий уровень – ______чел

Средний уровень – ______чел


Высокий уровень – ______чел



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Промежуточная аттестация учащихся

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Конструкторское бюро»

Форма аттестации – выставка.

Каждый учащийся выполняет одну творческую работу. Работа, представленная для аттестации, оценивается по следующим критериям:

- знание и грамотное использование материала;

-эстетика оформления; сохранение традиций или оригинальность;

-сложность работы;

- аккуратность и качество изготовления;

- уровень самостоятельности автора при создании произведения.

1-3 балла (низкий уровень) – выставляется при отсутствии выполнения минимального объема поставленной задачи. Выставляется за грубые ошибки. Учащийся плохо ориентируется в пройденном материале, не проявляет себя во всех видах работы. Для завершения работы необходима постоянная помощь педагога.

4-6 балла (уровень ниже среднего) – ставится, если работа выполнена под неуклонным руководством педагога, самостоятельность учащегося слабо выражена. Работа выполнена неаккуратно, с большими неточностями и ошибками, слабо проявляется осмысленное и индивидуальное отношение.

7-9 баллов (средний уровень) – ставится, если в работе есть незначительные промахи в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность. Работа выполнена частично по образцу. Прибегает к помощи педагога.

10-12 баллов (уровень выше среднего) – выставляется при достаточно полном выполнении поставленной задачи (в целом), за хорошее исполнение технических элементов задания. В том случае, когда учеником демонстрируется достаточное понимание материала, проявлено индивидуальное отношение и самостоятельность в работе, однако допущены небольшие технические неточности.

13-15 баллов (высокий уровень) – выставляется при исчерпывающем выполнении творческой работы по собственному проекту, работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением, творческим подходом, выполнена ярко и выразительно, убедительно и законченно по форме.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Технология определения воспитанности учащихся


Отношение к деятельности

1. Самостоятельность

Высокий 13-15 б. – хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, участвует в делах детского объединения, побуждая к этому товарищей.

Выше среднего 10-12 б. – хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не побуждает к этому товарищей.

Средний 7-9 б. – хорошо занимается без контроля со стороны, правильно организует свое рабочее место, но не всегда участвует в делах детского объединения.

Ниже среднего 4-6 б. – не всегда хорошо занимается без контроля со стороны, не участвует в делах детского объединения.

Низкий 1-3 б. – при выполнении работ нуждается в руководстве

2.Инициативность и творчество

Высокий 13-15 б. – постоянно в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету, обсуждает с друзьями узнанное, предлагает свои варианты при созданиях коллективных композиций), помогает товарищам при разработке эскизов.

Выше среднего 10-12 б. – постоянно в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету, обсуждает с друзьями узнанное, предлагает свои варианты при созданиях коллективных композиций), но не помогает товарищам при разработке эскизов.

Средний 7-9 б. – в творческом поиске (разрабатывает эскиз, читает литературу по предмету).

Ниже среднего 4-6 б. – может сам разработать эскиз, но в основном работает по образцу.

Низкий 1-3 б. – выполняет работу при наличии образца, предложенного педагогом, требует контроля.

3.Осознание значимости деятельности

Высокий 13-15 б. – уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…) и побуждение к этому товарищей.

Выше среднего 10-12 б. – уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…).

Средний 7-9 б. – уважительное и бережное отношение к результатам своего труда, но не всегда к результатам труда своих товарищей и к общественному имуществу.

Ниже среднего 4-6 б. – не всегда уважительное и бережное отношение к результатам труда (личное и общественное имущество, творческие работы…).

Низкий 1-3 б. – не осознает значимость труда, небережлив, допускает порчу имущества

Отношение к окружающим людям

1. Уважительное отношение к старшим

Высокий 13-15 б. – уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников.

Выше среднего 10-12 б. - уважает старших.

Средний 7-9 б. – уважает старших избирательно, кто пользуется авторитетом.

Ниже среднего 4-6 б. – ко взрослым не всегда уважителен, нуждается в руководстве.

Низкий 1-3 б. – не уважает старших

2. Уважительное отношение к сверстникам

Высокий 13-15 б. – отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость и не терпит проявления лжи, встает на защиту слабых.

Выше среднего 10-12 б. – отзывчив, честен в отношениях, дружелюбно относится к сверстникам.

Средний 7-9 б. – не всегда отзывчив и доброжелателен.

Ниже среднего 4-6 б. – часто конфликтует со сверстниками.

Низкий 1-3 б. – постоянно конфликтует со сверстниками.

Отношение к себе

1. Соблюдение правил культуры поведения

Высокий 13-15 б. – соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других.

Выше среднего 10-12 б. - соблюдает правила культуры поведения.

Средний 7-9 б. – не всегда соблюдает правила поведения.

Ниже среднего 4-6 б. – правила поведения соблюдает при наличии контроля.

Низкий 1-3 б. – не соблюдает правила поведения

2. Самооценка

Высокий 13-15 б. – адекватная самооценка (достаточно самокритичен, с помощью педагога может признать и увидеть свои ошибки, уверен в себе, не боится браться за новые дела, быстро адаптируется в новом коллективе, жизненных ситуациях)

Выше среднего 10-12 б. – в основном адекватная самооценка

Средний 7-9 б. – бывает адекватная и неадекватная самооценка

Ниже среднего 4-6 б. – часто бывает неадекватная самооценка

Низкий 1-3 б. – завышенная (не признает критику, излишне самоуверен в себе, никогда не считает себя виноватым, а перекладывает вину на других, образ «Я - лучше всех») заниженная (не уверен в себе, повышенная тревожность «Я не справлюсь, я боюсь», долго адаптируется в новых условиях)

3. Стремление к самосовершенствованию

Высокий 13-15 б. – знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону и помогает в этом другим.

Выше среднего 10-12 б. - знает свои сильные и слабые стороны, стремится изменить себя в лучшую сторону.

Средний 7-9 б. – знает свои сильные и слабые стороны, но не всегда стремится изменить себя в лучшую сторону.

Ниже среднего 4-6 б. – не всегда знает свои сильные и слабые стороны, нуждается в поддержке педагога.

Низкий 1-3 б. – не обращает внимания на свои слабые стороны, нуждается в поддержке педагога в формировании положительных личностных качеств.






Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.