Дополнительная общеобразовательная программа физкультурно – спортивной направленности «баскетбол»
Дополнительная общеобразовательная программа
(Дополнительная общеразвивающая программа)
Физкультурно – спортивной направленности
«БАСКЕТБОЛ»
Возраст обучающихся 13-17 лет
Срок реализации 1 год
Программа спортивно-оздоровительной направленности предназначена для организации занятий по баскетболу во внеурочной деятельности школьников.
Программа составлена согласно федеральному государственному образовательному стандарту общего образования на основе «Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича (2011г.).
Процесс формирования знаний, умений и навыков неразрывно связан с задачей развития умственных и физических способностей учащихся 13 – 17 лет.
Воспитывающий характер процесса обучения двигательным действиям делает необходимым постановку и решение на занятиях задач не только по формированию двигательных навыков и развитию определенных физических качеств, но и по воспитанию интеллектуальных, морально-волевых, эстетических качеств личности учащихся.
Процесс усвоения любого, особенно сложного двигательного действия неразрывно связан с активной умственной работой.
Цели и задачи
Обучение игре в баскетбол – педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья занимающихся, развитие их физических качеств и освоение технико-тактических приемов игры.
Основной целью программы является содействие возможности в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Программный материал предполагает решение следующих основных задач:
- укрепление здоровья и повышения работоспособности у школьников, ознакомление с историей развития баскетбола, освоение техники и тактики игры в баскетбол, ознакомление с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- воспитание у школьников высоких нравственных качеств, формирование понятия о том, что забота о своем здоровье является не только личным делом, воспитание потребности в систематических и самостоятельных занятиях физическими упражнениями;
- развитие основных физических качеств: быстроты, выносливости, скоростно-силовых качеств.
Данная программа рассчитана на учащихся 7-11 классов с различным уровнем физической подготовки, относящиеся к основной и подготовительной группе здоровья и имеющие медицинский допуск врача. Занятия дополнительного образования проводятся в форме урока во второй половине дня.
Форма обучения – групповая, индивидуальная.
Режим занятий – 2 часа в неделю, с продолжительностью занятия 45 минут.
Наполняемость группы – 12 - 15 человек.
Методы обучения – игровой, соревновательный.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Общие:
- снижение уровня заболеваемости;
- повышение уровня физической подготовленности;
- сформированности осознанной потребности в ведении здорового образа жизни, желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); формирование установки на использование здорового питания;
- развитие физических и нравственных качеств.
- стремление к овладению основами техники и тактики игры в баскетбол.
Личностные результаты:
– формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;
– воспитание морально-этических и волевых качеств;
– дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
– умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
– умение оказывать помощь своим сверстникам.
Метапредметные результаты:
– определять наиболее эффективные способы достижения результата;
– умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
– уметь организовать самостоятельные занятия баскетболом, а также, с группой товарищей;
– организовывать и проводить соревнования по баскетболу в классе, во дворе, в оздоровительном лагере;
– умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю зарядку;
– умение вести наблюдение за показателями своего физического развития;
Предметные результаты:
– знать об особенностях зарождения, истории баскетбола;
– знать о физических качествах и правилах их тестирования;
– выполнять упражнения по физической подготовке в соответствии с возрастом;
– владеть тактико-техническими приемами баскетбола;
– знать основы личной гигиены, причины травматизма при занятиях баскетболом и правила его предупреждения;
– владеть основами судейства игры в баскетбол.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести
обучающиеся в процессе реализации программы дополнительного образования
В ходе реализации программы по спортивно-оздоровительному направлению «Баскетбол» обучающиеся должны усвоить и применять на практике:
– Правила техники безопасности при проведении занятий.
– Историю рождения и развития баскетбола.
– Режим и питание спортсмена. Правила личной гигиены и закаливания организма.
– Основы спортивной тренировки – методы обучения.
– Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена. Правила соревнований. Судейство соревнований.
– Технические умения:
Ведение мяча правой рукой.
Ведение мяча левой рукой.
Ведение с разной высотой отскока.
Ведение с изменением направления.
Передача двумя руками от груди.
Передачи двумя руками из-за головы.
Передачи одной рукой от плеча.
Ловля мяча на грудь.
Ловля мяча над головой.
Ловля высоко летящего мяча.
Бросок двумя руками от груди.
Бросок двумя руками из-за головы.
Бросок одной рукой от плеча.
Бросок одной рукой в прыжке.
Штрафной бросок.
Вбрасывание мяча.
Выбивание мяча.
Приёмы игры в защите.
Специальные упражнения и комбинации.
Эстафеты.
– Тактические знания:
Индивидуальная тактика.
Тактика игры в защите.
Тактика игры в нападении.
Правила игры.
Баскетбольная терминология.
– Физическая подготовка:
Упражнения для развития силы.
Упражнения для развития реакции.
Упражнения для развития быстроты.
Упражнения для развития выносливости.
Упражнения для развития гибкости.
– Морально – волевая подготовка:
у обучающихся развиваются такие качества как: товарищество, доброта, честность, трудолюбие, дисциплинированность, соблюдение порядка, стремление быть сильным и ловким, привычки подчинять свои действия интересам коллектива, развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
В результате реализации программы учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий по баскетболу, сформировать первичные навыки судейства.
Содержание программы
Общая направленность программы внеурочной деятельности по баскетболу предусматривает решение определенных задач:
– постепенный переход от обучения приемам игры и тактическим действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;
– планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;
– переход от общеподготовительных средств к наиболее специализированным для баскетболиста;
– увеличение собственно соревновательных упражнений в процессе подготовки.
Материал программы дается в следующих разделах:
1 .«Теоретическая подготовка»
Правила техники безопасности при проведении занятий. | Травматизм в процессе занятий баскетболом. Оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях. Транспортировка и доврачебная помощь пострадавшему. Профилактика спортивного травматизма. Временные ограничения и противопоказания к тренировочным занятиям и соревнованиям. |
История рождения и развития баскетбола. | История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России в мире. |
Режим и питание спортсмена. | Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности. Профилактика вредных привычек. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Питательные смеси. Значение витаминов и минеральных солей, их нормы. Режим питания, регулирование веса спортсмена. |
Личная гигиена и закаливание организма. | Понятие о гигиене и санитарии. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. |
Основы спортивной тренировки – методы обучения. Морально – волевая, психологическая и тактическая подготовка спортсмена. | Особенности спортивной тренировки юных спортсменов: многолетний прирост спортивных достижений, ограничение тренировочных и соревновательных нагрузок, значение общей физической подготовки. Самостоятельные занятия: утренняя гимнастика, индивидуальные занятия по совершенствованию физических качеств и техники движений. Спортивно-этическое воспитание. Психологическая подготовка в процессе спортивной тренировки. Формирование в процессе занятий спортом нравственных понятий, оценок, суждений. Воспитание чувства ответственности перед коллективом. Общая и специальная психологическая подготовка. |
Правила соревнований. Судейство соревнований. | Правила соревнований по баскетболу. Судейство соревнований. Судейская бригада: главный судья соревнований, судьи в поле, секретарь, хронометрист. Их роль в организации и проведении соревнований. |
2 . «Общая физическая подготовка»
В разделе «Общая физическая подготовка» даны упражнения, строевые команды и другие необходимые двигательные действия, которые способствуют формированию общей культуры движений, развивают определенные двигательные качества. Постепенно, по мере овладения учащимся школой движения и формирования определенных двигательных навыков и умений, доля общеразвивающих упражнений должна снижаться. В то же время значительно возрастает доля специальных упражнений.
3. «Специальная физическая подготовка»
В разделе «Специальная физическая подготовка» представлен материал по баскетболу, способствующий обучению школьников техническим и тактическим приемам.
4. «Тестирование и контрольные испытания»
Тестирование и контрольные испытания помогают следить за уровнем физической подготовленности учащихся.
В целях успешного решения вопросов физической подготовленности всех занимающихся необходим индивидуальный подход в части требований к выполнению учебных нормативов. Здесь возможны различные варианты оценивания учащихся с учетом прироста в их двигательной и технической подготовленности.
Тестирование и контрольные испытания
Техническая подготовка баскетболистов
Передвижения в защитной стойке (с) | Скоростное ведение (с, попадания) | Передача мяча (с, попадания) | Дистанционные броски ( % ) | Штрафные броски ( % ) | |||||
мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки | мальчики | девочки |
10,1 | 10,3 | 15,0 | 15,3 | 14,2 | 14,5 | 28 | 28 | 30 | 30- |
Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание материала | Колич час | Дата | |
План | факт | |||
1-2 | Организационный момент.Т/Б на спортивных играх. Техника передвижения игрока. Ведение мяча одной рукой. | 2 | | |
3-4 | Основные правила игры в баскетбол. Передача мяча двумя руками от груди, стоя у стены. Передачи у стены правой рукой с одновременным ведением левой рукой. | 2 | | |
5-6 | Ведение мяча с изменением направления (обводка фишек). Ловля, передача мяча в парах в одном прыжке передача мяча в квадрате с сопротивлением. | 2 | | |
7-8 | Для развития пальцев и кистей передачи набивными мячами в парах. Дистанция 6-8метров. Передача мяча в тройках или пятёрках. Передачи мяча в парах во время кроссовой подготовки. | 2 | | |
9-10 | Передачи мяча на точность и резкость, передачи мяча в стенку после имитации финта. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 2 | | |
11-12 | Передачи у стены в один, два, три, четыре мяча на скорость и время. Длинные передачи в отрыв, в парах. Бег на носках с ведением мяча. | 2 | | |
13-14 | Ведение мяча с активным сопротивлением защитника. Обманные движения (финты). Ведение одного или двух мячей во время прыжков в парах. | 2 | | |
15-16 | Совершенствование техники ведения мяча. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Непрерывное ведение мяча с одновременным исполнением команд «сесть, лечь, встать». | 2 | | |
17-18 | Ведение мяча с активным сопротивлением. Ведение мяча на ограниченном пространстве. Ведение с выбиванием мяча сзади в парах. | 2 | | |
19-20 | Броски из-под кольца с препятствием (стул). Броски со средней дистанции без сопротивления. Броски из-под кольца одной рукой в движении. | 2 | | |
21-22 | Совершенствование техники ведения мяча. Совершенствование техники защитных действий «отрезать нападающего». Соревнование снайперов в парах. | 2 | | |
23-24 | Совершенствование техники перемещений и владения мячом. Финт уходом. Броски в парах до 20(30 или 50) попаданий. | 2 | | |
25-26 | Броски в прыжке после резкой остановки при получении передачи. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом | 2 | | |
27-28 | Ведение мяча с активным сопротивлением защитника. Совершенствование техники дальних и средних бросков. Совершенствование тактики игры, тактические действия в защите | 2 | | |
29-30 | Тактические действия в нападении. Двухстороння игра. | 2 | | |
31-32 | Быстрый прорыв безостановочное нападение. Двухстороння игра. | 2 | | |
33-34 | Техническая подготовка (перемещение, ведение мяча, приемы остановок)индивидуальные тактические действия с мячом и без мяча. Быстрый прорыв-взятие кольца соперника при численном преимуществе. | 2 | | |
35-36 | Техническая подготовка (финты, броски с сопротивлением и без) индивидуальные и групповые тактические действия с мячом и без мяча. | 2 | | |
37-38 | Развитие выносливости. Упражнение на развитие гибкости, ловкости, силы и быстроты. Двухсторонняя учебная игра. | 2 | | |
39-40 | Индивидуальные и групповые атакующие действия. Двухсторонняя игра. | 2 | | |
41-42 | Командные и тактические действия в нападении и защите. Двухсторонняя игра. | 2 | | |
43-44 | Упражнение на развитие силы рук. Групповые и тактические действия с мячом. | 2 | | |
45-46 | ОРУ. Передачи мяча на точность и резкость с расстояния 6-8метров в круг диаметром 1м,60см,30см передачи разнообразные. Индивидуальные и групповые атакующие и защитные действия. Двухсторонняя игра. | 2 | | |
47-48 | Длинные передачи в отрыв в парах. Передачи в парах, в прыжке одним мячом. Передачи в парах после обманных движений. На месте и в движение. Розыгрыш комбинаций в позиционном нападении, двухсторонняя игра. | 2 | | |
49-50 | Передачи в пятёрках, «звездочка» с сопротивлением. Передачи и ловля мяча на максимальной скорости. Действия защитников в численном меньшинстве. Двухсторонняя игра. | 2 | | |
51-52 | Действие 2 защитника против 3 нападающих,3 защитника против 4 нападающих, защита проскальзыванием. Правила игры и судейство в стрит-баскетболе. | 2 | | |
53-54 | Тактические действия при смене защитных построений смешанная система защиты. Техническая подготовка в стрит-баскетболе. | 2 | | |
55-56 | Тактические действия при смене защитных построений защита прессингом . Тактические действия игроков в защите стрит- баскетболе. | 2 | | |
57-58 | Комбинация для разыгрывающего игрока в стрит- баскетболе. Тактические действия в защите. Двухсторонняя игра. | 2 | | |
59-60 | Технические действия на ограниченном пространстве игра стрит-баскетбол . Двухсторонняя игра. | 2 | | |
61-62 | Броски по кольцу из различных положений. Передачи в пятёрках, «звездочка» с сопротивлением. Действия защитников в численном меньшинстве. Двухсторонняя игра. | 2 | | |
63-64 | Передачи и ловля мяча на максимальной скорости. Комбинации из освоенных элементов техники перемещений и владения мячом. Двухсторонняя игра. | 2 | | |
65-66 | Техническая подготовка (финты, броски с сопротивлением и без) индивидуальные и групповые тактические действия с мячом и без мяча. Двухсторонняя игра. | 2 | | |
67-68 | Совершенствование техники перемещений и владения мячом. Двухсторонняя игра. | 2 | | |