Дополнительная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Баскетбол»

0
0
Материал опубликован 22 November 2020

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация –

Старокулаткинская средняя школа №1


РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол №1

от «23» августа 2019 г

Руководитель ШМО

____________ Ф.Р.Алимова



СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

______ Г.Р. Усманова

«26» августа 2019

ПРИНЯТО

решением Педагогического совета

протокол № 1

от «29» августа 2019 г


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________Г. В. Баширова

Приказ № 122-од

от «29» августа 2019 г.

М.П.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

физкультурно-спортивной направленности

« Баскетбол»



Срок реализации программы – 1года

Программа рассчитана на

детей и подростков 14-17 лет

Разработчик:

Учитель физической культуры Ахмеджанов Р.Р.




р.п. Старая Кулатка, 2019 г.


Пояснительная записка


Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, разносторонней личности обращали внимание еще великие греки – философы Сократ, Платон, Аристотель и другие. В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности, однако известно, что сейчас здоровье российского населения, прежде всего молодежи, оставляет желать лучшего. Это связано с наличием постоянно углубляющегося противоречия между возросшими адаптивно-соматическими, психологическими и генетическими возможностями современного человека с одной стороны и резким уменьшением его двигательной активности как регулятора состояний и функций организма – с другой. Тем более возрастает значение физкультурных занятий в школе как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни.

Образовательная программа «Баскетбол» имеет физкультурно - спортивную направленность.

Баскетбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным баскетболистам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков. В баскетболе индивидуализация осуществляется по нескольким критериям: по возрасту, полу, игровому амплуа, антропометрическим признакам, биологическому созреванию. И нельзя требовать от детей больше того, что они могут выполнить на данном возрастном этапе. Особенно это касается соревновательной деятельности, которая строится на основе технического и тактического мастерства.

Дополнительность образовательной программы «Баскетбол» состоит в том, что она предназначена для организации образовательно – воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Программа позволяет последовательно решать задачи физического воспитания школьников на протяжении двухлетнего обучения, формируя у учащихся целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья. А главное – воспитывает личность, способную к самостоятельной творческой деятельности.

Актуальность образовательной программы физкультурно-спортивного направления «Баскетбол» обусловлена тем, что спортивную подготовку в системе дополнительного образования детей она рассматривает в качестве специализированного процесса использования физических упражнений с целью развития и совершенствования свойств и способностей, обуславливающих формирование двигательных навыков и физических качеств обучающихся. В детском возрасте наиболее интенсивно развиваются двигательные навыки, так как в этот период происходит формирование всего биодвигательного аппарата и физических качеств. Слабое, негармоничное развитие мышечной системы значительно задерживает развитие двигательных способностей ребенка.

Как известно, игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека. Она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребность в общении, получении информации, дает приятную физическую нагрузку. Кроме того, игра оказывает благотворное влияние на формирование творческой души, развитие физической силы и способностей. В игре растущий человек познает окружающий мир, жизнь, ищет себя. Спортивные игры направлены на всестороннее физическое развитие и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Это и стало основной целью созданной программы дополнительного образования детей «Баскетбол».

Программа является модифицированной. Она приведена в соответствие с современными требованиями. Учтены положения новых нормативных документов по вопросам обучения, воспитания и развития детей.

Образовательная программа составлена на основе директивных и нормативных документов Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по физической культуре и спорту России, Министерства здравоохранения и социального развития, Единой спортивной всероссийской классификации, Типового положения об учреждениях дополнительного образования РФ, Дополнительных инструкций педагога дополнительного образования, Инструкций по технике безопасности.

Важнейшими дидактическими принципами обучения являются сознательность и активность, наглядность, доступность, индивидуализация, систематичность, последовательность, прочность. Основная задача педагога дополнительного образования состоит в умении правильно сочетать принципы обучения на занятиях в зависимости от возраста учащихся, их индивидуальных способностей усваивать учебный материал и черт характера.

Ведущими методами обучения являются:

словесные методы, создающие у обучающихся предварительное представление об изучаемом движении: объяснение, рассказ, замечания, команды, распоряжения, указания, подсчет и т.д.

наглядные методы – применяются главным образом в виде показа упражнений, учебных наглядных пособий, видеофильмов. Помогают создать конкретные представления об изучаемых действиях;

практические методы: метод упражнений, игровой метод, соревновательный. Главным является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя способами: в целом и по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Особенности организации образовательного процесса. В основу методики физической подготовки по программе «Баскетбол» положена концепция тренировки, как научно обоснованная теория управления повышением физического потенциала обучающихся. Высокий уровень развития двигательных качеств и способностей, общей и физической работоспособности могут быть приобретены воспитанниками путем тренировки, путем реализации целенаправленного процесса адаптации их к двигательной деятельности необходимого объема и достаточной интенсивности.

Адресат данной программы дети старшего школьного возраста от 14 до 17 лет. В группы набираются желающие, не имеющие медицинских противопоказаний для занятий спортивными играми.

Учебный курс рассчитан на 1 год обучения. Учебный год длится с сентября по май месяц включительно.

Общий объем курса составляет70учебных часов.


Режим и наполняемость учебных групп


Год

обучения,


Возраст

учащихся

Количество

уч-ся в группе

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 год

Девушки 14-17 лет

15

70

1год

Юноши 14-17 лет

15

70




Для зачисления в детское объединение «Баскетбол» необходимо предоставить:

медицинскую справку с допуском врача

заявление родителей

Зачисленные в объединение дети проходят вводное тестирование (диагностику).

Программа предусматривает теоретические и практические занятия, контрольные испытания, участие в соревнованиях.

Наиболее распространенными формами работы с детьми при реализации данной программы являются учебно-тренировочные занятия, обучающие игры, двусторонние игры, товарищеские встречи, соревнования различных уровней.

Форма обучения очная с постоянным составом учащихся. Уровень реализуемой программы базовый.


Цель и задачи программы

Цель: всестороннее физическое развитие, совершенствование двигательных и морально-волевых качеств, формирование творческой способностей.

Основными задачами программы являются:

Образовательные:

приобретение необходимых теоретических знаний

обучение юных баскетболистов основным приемам техники и тактики игры

приобретение соревновательного опыта


Метапредметные:

воспитание воли, смелости, настойчивости

воспитание дисциплинированности, навыков культурного поведения

воспитание коллективизма, чувства дружбы

Личностные:

укрепление здоровья учащихся

содействие правильному физическому развитию детского организма

развитие организаторских навыков.


Содержание программы


Цель — содействие всестороннему гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся.

Задачи

обучающие:

обучение основам техники перемещений и стоек, приема и передачи мяча;

начальное обучение тактическим действиям;

подготовка и выполнение нормативных требований по видам подготовки;

личностные:

привитие стойкого интереса к занятиям баскетболом;

приучение к игровой обстановке;

метапредметные:

укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней физической подготовленности;

укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, ловкости, гибкости.

Ожидаемые результаты.

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

основы теоретических знаний по разделам программы;

основы судейства.

К концу учебного года обучающиеся должны уметь:

освоить основные средства общей физической подготовки;

освоить основные приёмы игры в баскетбол;

играть по упрощённым правилам в баскетбол;

уметь ориентироваться в действиях с партнёрами и соперниками;

применять в игровой ситуации изученные способы ведения, передач, бросков мяча;

освоить основы коллективной игры (взаимодействие двух и более игроков);

ориентироваться при розыгрыше соперниками стандартной ситуации;

участвовать во внутришкольных и муниципальных соревнованиях.



Учебный план.

Начало учебного года – 01 сентября

Окончание учебного года – 31 мая

Объём учебного времени70 часов


Виды спортивной подготовки


1.

Теоретическая

8

2.

Техническая

25


2.1 Имитация упражнений без мяча



2.2 Ловля и передача мяча



2.3.Ведение мяча



2.4. Броски мяча


3.

Тактическая

12


3.1 Действия игрока в нападении



3.2 Действия игрока в защите


4.

Физическая

14


4.1 Общая подготовка



4.2 Специальная


5.

Участие в соревнованиях по баскетболу

9

6.

Тестирование

2

7.

Итого

70







Содержательное обеспечение разделов программы


Теоретическая подготовка

1. Развитие баскетбола в России и за рубежом.

2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.

3. Физическая подготовка баскетболиста.

4. Техническая подготовка баскетболиста.

5. Тактическая подготовка баскетболиста.

6. Психологическая подготовка баскетболиста.

7. Соревновательная деятельность баскетболиста.

8. Организация и проведение соревнований по баскетболу.

9. Правила судейства соревнований по баскетболу.

10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий баскетболом.


Физическая подготовка


1. Общая физическая подготовка.

Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат). Подвижные игры. Эстафеты. Полосы препятствий. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).

2. Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста. Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста. Упражнения для развития ловкости баскетболиста


Техническая подготовка


1. Упражнения без мяча. Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу. Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и в разных направлениях. Передвижение правым – левым боком. Передвижение в стойке баскетболиста. Остановка прыжком после ускорения. Остановка в один шаг после ускорения. Остановка в два шага после ускорения. Повороты на месте. Повороты в движении. Имитация защитных действий против игрока нападения. Имитация действий атаки против игрока защиты.

2. Ловля и передача мяча. Двумя руками от груди, стоя на месте. Двумя руками от груди с шагом вперед. Двумя руками от груди в движении. Передача одной рукой от плеча. Передача одной рукой с шагом вперед. То же после ведения мяча. Передача одной рукой с отскоком от пола. Передача двумя руками с отскоком от пола. Передача одной рукой снизу от пола. То же в движении. Ловля мяча после отскока. Ловля высоко летящего мяча. Ловля катящегося мяча, стоя на месте. Ловля катящегося мяча в движении.

3. Ведение мяча. На месте. В движении шагом. В движении бегом. То же с изменением направления и скорости. То же с изменением высоты отскока. Правой и левой рукой поочередно на месте. Правой и левой рукой поочередно в движении. Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.

4. Броски мяча. Одной рукой в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места. Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места. Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину с места. Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения. Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов. В прыжке одной рукой с места. Штрафной. Двумя руками снизу в движении. Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении. В прыжке со средней дистанции. В прыжке с дальней дистанции. Вырывание мяча. Выбивание мяча


Тактическая подготовка

Защитные действия при опеке игрока без мяча, с мячом. Перехват мяча. Борьба за мяч после отскока от щита. Быстрый прорыв. Командные действия в защите, в нападении. Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.

Методы и формы обучения

Словесные методы:

объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы:

показ упражнений, наглядные пособия, видеофильмов.

Практические методы:

Метод упражнений; игровой; соревновательный, круговой тренировки.

Формы обучения:

Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.


Материально- техническое обеспечение

Щиты с кольцами

Стойки для обводки

Гимнастическая стенка

Гимнастическая скамейка

Скакалки

Гимнастические маты

Мячи баскетбольные

Гантели различной массы

Насос ручной со штурцером.

Календарно-тематическое планирование секции «Баскетбол», 70 часов.


п/п

Содержание материала

Задачи

Количество

часов

теория

практика

Дата

план

факт

1

Медицинское обследование учащихся

Техника безопасности

Выявление

состояния здоровья учащихся

1

1




2

Знакомство с упражнениями по физической подготовке баскетболистов

Развитие и укрепление физических качеств учащихся

1


1



3

Совершенствование упражнений ОФП

Совершенствование силы, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести.

1


1



4

Зачетные требования

Контроль умений и навыков

1


1



5

Правила техники баскетбола

Познакомить с многообразием и классификацией техники игры.

1

1




6

Техника нападения.

ОФП

Совершенствовать навыки ловли и передачи мяча, ведения, бросков по кольцу.

1


1



7

Техника перемещений

Отрабатывать приемы перемещений

1


1



8

Тактика перемещений.

СФП

Совершенствовать навыки ходьбы, бега, прыжков, остановки и поворотов.

1


1



9

Техника владения мячом

Отрабатывать приемы ловли, передачи мяча

1


1



10

Передача мяча двумя руками от груди.

ОФП

Совершенствовать навыки передачи мяча двумя руками от груди

1


1



11

Передача мяча двумя руками с отскоком мяча от пола

Отрабатывать приемы передачи мяча

1


1



12

Передача мяча двумя руками сверху.

ОФП

Отрабатывать приемы передачи мяча

1


1



13

Передача мяча одной рукой от плеча

Техника безопасности

Совершенствовать приемы передачи мяча

1

1




14

Передача мяча одной рукой сверху (крюком)

Совершенствовать приемы передачи мяча

1


1



15

Передача мяча одной рукой снизу.ОФП

Совершенствовать приемы передачи мяча

1


1



16

Передача мяча одной рукой за спиной

Совершенствовать приемы передачи мяча

1


1



17

Передача мяча снизу назад

Отрабатывать приемы передачи мяча

1


1



18

Приемы передачи мяча

Контроль умений выполнять приемы передачи мяча

1


1



19

Совершенствование ОФП

Развитие навыков подвижности, ловкости.взаимовыручки

1


1



20

Совершенствование СФП

Совершенствование индивидуальных способностей

1


1



21

Игра

Техника безопасности

Отработка приемов передачи мяча разными способами

1


1



22

Техника ведения мяча

Совершенствование техники ведения мяча

1


1



23

Техника бросков мяча по кольцу

Совершенствовать навыки броски по кольцу

1

1




24

Бросок одной рукой от плеча с места.

ОФП

Совершенствовать навыки броски по кольцу

1


1



25

Бросок одной рукой мяча от плеча в движении

Совершенствовать навыки броски по кольцу

1


1



26

Бросок одной рукой в прыжке

Техника безопасности

Отрабатывать

навыки игры по изученным правилам

1


1



27

Игра баскетбол.

ОФП

К.у. способностей по изученным правилам

1


1



28

Бросок двумя руками.

ОФП

Развивать гибкость, силу воли, терпение, выносливость

1


1



29

Ведение мяча

Совершенствовать приемы игры

1


1



30

Техника защиты

Совершенствовать приемы защиты

1

1




31

Техника перемещений

Совершенствовать приемы перемещений

1


1



32

Упражнения ОФП

Развивать физические качества

1


1



33

Перехват мяча.

ОФП

Совершенствовать навыки игры

1


1



34

Вырывание мяча

Техника безопасности

Совершенствование техники овладения мячом

1


1



35

Выбивание мяч.

СФП

Совершенствование техники выбивания мяча

1


1



36

Техника накрывания мяча

Отработка умений овладения мячом

1


1



37

Соревнование по баскетболу.

ОФП

К./у. техники игры

1


1



38

Сочетание приемов игры в баскетбол

Совершенствование физических качеств учащихся

1


1



39

Соревнование по баскетболу с командой из СОШ №2.

Совершенствование физических качеств учащихся

1


1



40

Технические приемы баскетболиста

Изучение теоретического материала

1

1




41

Упражнения в передвижении.

СФП

Отработка двигательных навыков ( бег, прыжки на месте толчком одной двумя ногами, остановка, построение парами)

1


1



42

Упражнения в ловле и передачах

Техника безопасности

Отрабатывать физические навыки (построение по 3 человека, встречными колонами,

1


1



43

Совершенствование техники передвижения

Воспитание культуры исполнения правил игры

1


1



44

Совершенствование упражнений в бросках

Совершенствование физических качеств учащихся

1


1



45

Упражнения в ведении.

ОФП

Техника безопасности

Отрабатывать навыки построения колоннами, обводки препятствий, построение группами

1


1



46

Упражнения в перемещениях защитника

Совершенствование навыков перемещения (произвольное, в парах)

1


1



47

Подвижные игры

Техника безопасности

Закрепление двигательных способностей учащихся

1


1



48

Упражнения в овладении мячом.

СФП

Совершенствование умений и навыков построения вкруг, построения по три человека

1


1



49

Теоретический материал. Условия выполнения упражнений

Воспитание культуры исполнения отработанных правил

1

1




50

Соревнование по баскетболу

Совершенствовать правила игры, изученные ранее

1


1



51

Тактика нападения.

Волевая подготовка

Познакомить с общими требованиями

1

1




52

Индивидуальные действия

Отрабатывать навыки игры

1


1



53

Групповые действия

Отрабатывать навыки игры

1


1



54

Правила пересечения

Совершенствовать навыки игры

1


1



55

Тактические комбинации игры.

СФП

Отрабатывать комбинации игры (тройка, малая восьмерка,скрестный выход,наведение на двух игроков)

1


1



56

Командные действия.

Волевая подготовка

Техника безопасности

Совершенствовать умения стремительного нападения, позиционного нападения, эшелонированного прорыва

1


1



57

Тактика защиты.

СФП

Отработка противодействий атакующих

1


1



58

Индивидуальные действия

Укрепление физических способностей

1


1



59

Командные действия

Совершенствовать правила игры

1


1



60

Игра баскетбол.

СФП

Техника безопасности

Совершенствовать систему смешанной защиты

1


1



61

Тактическая подготовка баскетболистов (теория)

Формировать культуру игры, прививать интерес к физкультуре и спорту

1


1



62

Тактика нападения.

Игра баскетбол.

СФП.

Совершенствовать навыки группового взаимодействия, в командных действиях

1


1



63

Тактика защиты.

Игра баскетбол

Отработка навыков индивидуальных, групповых, командных взаимодействий

1


1



64

Соревнования между командами спортивной секции двух школ.

Совершенствовать навыки командных взаимодействий

1


1



65

Упражнения общей физическ. подготовки.

СФП.Техника безопасности

Отрабатывать и закреплять физические способности и навыки учащихся

1


1



66

Общие правила игры в баскетбол.

Контроль теоретических знаний учащихся

1

1




67

Зачетное занятие

Техника безопасности

Контроль техники выполнения тактических приемов игры

1


1



68

Волевая подготовка учащихся

Совершенствование навыков игры

1


1



69

Соревнования по баскетболу

Совершенствовать навыки игры

1


1



70

Игра «Баскетбол»

Техника безопасности

Совершенствовать навыки техники и тактики игры

1


1




Планируемые результаты.


Показателями результативности освоения программы являются:

Повышение роли атлетической подготовки. Ее направленность определяется морфофункциональными и психологическими особенностями школьников. Используется в зависимости от этапа подготовки в развивающем, поддерживающем и компенсирующем режимах.

Повышение эффективности средств технико-тактической подготовки;

Приобретение опыта борьбы с другими командами;

Специализированность всех средств подготовки воспитанников.


Основными факторами, обуславливающими эффективность физической деятельности обучающихся по итогам реализации программы «Баскетбол», являются:

Социальные черты личности, мотивация к физической активности;

Технико-тактическая подготовленность;

Общая и специальная физическая подготовленность;

Психологическая подготовленность;

Показатели психических процессов;

Особенности темперамента, эмоционально-волевой сферы, типологические свойства нервной системы;

Благоприятное функциональное состояние на базе хорошего здоровья;

Антропометрические показания;

Возраст и стаж физических занятий;

Успешность игровой деятельности.


Для проведения контрольных испытаний выделяются специальные учебные часы. На основании результатов контрольных испытаний рекомендуется вносить оперативные коррективы в учебный процесс, а также решать вопрос об уровне подготовленности занимающихся.

Диагностика

Для успешного выполнения образовательной программы "Баскетбол» предусмотрено применение входной, текущей и итоговой диагностики.

Входная диагностика спортивного объединения заключается в проверке физической подготовленности на начале учебно-тренировочного процесса. В программу входной диагностики входят упражнения общей и специальной физической подготовки.

В программу текущей диагностики входит ежеквартальное тестирование и анализ роста физической подготовки юных спортсменов.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года. Обучающиеся обязаны принять участие в соревнованиях и показать хорошие результаты тестирования по общей и специальной физической подготовке.

Требования к уровню подготовки выпускников

Должны знать:

основы истории развития физической культуры в России, особенности развития избранного вида спорта;

педагогические, физиологические и психофизические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;

биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;

физические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;

психофункциональные особенности собственного организма, индивидуальные способы контроля за развитием его адаптивных свойств, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;

способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования;

правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.

Должны уметь:

технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их вусловиях соревновательной деятельности;

проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения;

разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;

контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;

управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;

соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощьпри травмах и несчастных случаях;

пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами, с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий.



Условия реализации программы

Для реализации образовательной программы «Баскетбол» необходим спортивный зал. Зал, где проходят занятия, имеет площадь 162 кв м. СанПиН определяют 4 кв м на одного учащегося. Пропускная способность зала более 40 человек, что соответствует нормам.

В процессе реализации программы используются планшет и смартфоны для записи отработки техники выполнения упражнений и заданий, игровых моментов.

Программа реализуется учителем физической культуры первой квалификационной категории. Учитель имеет высшее педагогическое образование. Курсовую подготовку прошёл в 2016 году.


Формы аттестации

Для определения успешности освоения материала и качества учебного процесса программой предусмотрен регулярный контроль знаний, умений и навыков обучающихся. Предполагаются следующие виды диагностических исследований: входящая, текущая и итоговая диагностика.

Входящая диагностика осуществляется при наборе группы, а также в начале каждого учебного года. Определяется физический уровень развития ребенка, состояние его здоровья, уровень теоретических знаний по предмету.

Текущая диагностика осуществляется как при помощи контроля на каждом занятии, так и после каждой темы программы. По результатам контроля определяется индивидуальный темп и уровень сложности заданий.

Итоговая диагностика проводится в конце учебного года в виде сдачи контрольных нормативов.


Показатели результативности включают следующие компоненты:

Предметно-информационный компонент:

знание основ физической подготовки, как оздоровительной системы для решения личностных проблем;

знание составляющих здоровья, здорового образа жизни, факторов, определяющих здоровье.

Деятельностно-коммуникативный компонент:

применение знания, умения и навыков физической культуры в практической деятельности;

умение самостоятельно готовится к занятиям и упражнениям, осваивать разнообразные двигательные действия;

самоопределение в способах достижения здоровья, самоорганизация с целью освоения здорового образа жизни.

Ценностно-ориентационный компонент:

сформированность потребности освоения ценностей культуры здоровья, физической культуры;

гармоничное развитие физических качеств и связанных с ними способностей;

отношение к здоровью как ценности, условию самореализации и социальной адаптации;

ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих.


Оценочные материалы


МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ.


1. Общая физическая подготовленность.

Бег 1000м.

Прыжок в длину с места.

Челночный бег 10 х 5м.

Подъем туловища в сед за 30 сек.

Наклон вперед.

Подтягивание – для мальчиков, вис на согнутых руках – для девочек.


2. Специальная физическая подготовленность.

Прыжок вверх с места (скоростно-силовые качества).

К щиту прикрепляется планка с сантиметровой шкалой. На площадке под щитом чертится мелом квадрат 50 х 50см. Измеряется рост испытуемого стоя с вытянутой вверх рукой. Затем испытуемый выполняет прыжок вверх с места, стараясь как можно выше сделать на планке отметку намеленными пальцами правой или левой руки. При выполнении прыжка и приземлении испытуемый должен находится в пределах начерченного квадрата. Фиксируется высота сделанной испытуемым отметки над уровнем площадки, а высота подскока оценивается разностью В см – Р см. Учитывается лучший результат по трем пометкам.

Бег 6м и 20м (скоростные качества).

Испытуемый выполняет прямолинейный рывок с высокого старта. Время пробегания фиксируется с точностью до 0,01 сек. Учитывается лучший результат по двум попыткам.

40-секундный челночный бег (скоростная выносливость).

Испытуемый последовательно, без пауз, бегает от одной лицевой линии баскетбольной площадки до другой, стремясь преодолеть максимальную дистанцию за 40 сек. Остановки и повороты для изменения направления бега должны выполняться так, чтобы одна нога игрока в момент поворота полностью находилась за лицевой линией. Выполняются 2 попытки с интервалом 2,5 мин. Фиксируется суммарная дистанция, пройденная испытуемым за 2 попытки. Баскетболисты 10-12 лет пробегают 40-секундный отрезок один раз.


Техническая подготовленность.


Передвижения 5 х 6м (оценивается быстрота передвижения

различными способами с изменением направления движения).

На площадке чертится квадрат со стороной 5м. Одна из сторон удлиняется на 50 см с обоих концов. Один из этих отрезков является стартом и финишем, другой отметкой, от которой движение начинается в обратном направлении. Передвижение выполняется с наружной стороны ограничительных линии. По сигналу учащиеся передвигаются лицом вперед (5м), затем по другой стороне квадрата левым боком в защитной стойке (5м) и спиной вперед (5м), заступает одной ногой за ограничительную линию и выполняет упражнение в обратном направлении: лицом вперед, правым боком, спиной вперед. В момент пересечения игроком линии финиша секундомер останавливается. Выполняются 2 попытки, учитывается лучший результат.


Комплексное упражнение (оценивается быстрота передвижения, техника ведения мяча правой и левой рукой и точность бросков в движении и в прыжке).

В ближней правой половине площадки (если стоять на середине лицевой линии, лицом к площадке) расположены 4 набивных мяча. Первый – в середине площадки в 3м от средней линии, второй – на боковой линии в 6м от средней линии, третий – в середине площадки в 6м от первого мяча и четвертый – в правом ближнем углу площадки. С левой стороны площадки, вдоль боковой линии на расстоянии 2м от нее стоят три стойки. Одна стойка на средней линии площадки, а две другие впереди и сзади от нее на расстоянии 1,5м. Испытуемый начинает движение с места пересечения средней и боковой линии в правой стороне площадки. Он передвигается левым боком в защитной стойке к первому мячу, касается его левой рукой, затем передвигается правым боком по направлению ко второму мячу, касается его правой рукой, продолжает передвижение левым боком к третьему мячу, касается его рукой и правым боком направляется к четвертному мячу. Коснувшись его правой рукой, испытуемый делает рывок к средней линии, на которой лежит баскетбольный мяч (расстояние от мяча до правой боковой линии 2м), берет его и ведет к щиту на противоположную половину площадки. Входит между 2-м и 3-м усиками в 3-секундную зону и выполняет бросок в движении правой рукой, ловит мяч и с ведением левой рукой выводит его из области штрафного броска между лицевой линией и 1-м усиком. Обходит зону штрафного броска слева направо, входит область штрафного броска между 3-м и 2-м усиками и бросает мяч в корзину левой рукой. Подобрав мяч после броска, испытуемый ведет его правой рукой к стойкам, попеременно обводит вокруг каждую из них правой, левой, правой рукой, ведет мяч к противоположному щиту и завершает упражнение броском мяча в прыжке после остановки со средней дистанции. Секундомер выключается после попадания мяча в корзину. Обязательным является попадание в результате всех трех бросков, отскочивший мяч добивается.


Тест «40 бросков с точек» (оценивается точность бросков и время выполнения упражнения).

Испытуемый выполняет 4 серии по 10 бросков с разнорасположенных и разноудаленных точек с заданием выполнить 40 бросков за минимальное время. Точки для бросков размечаются на площадке следующим образом:

- точки 1 и 2 – слева от щита, на линии, параллельной лицевой линии площадки и проходящей через проекцию центра кольца;

- точки 3 и 4 – слева от щита, на линии, проходящей через проекцию центра кольца под углом 45 к проекции щита;

- точки 5 и 6 – на линии, проходящей проекцию центра кольца под углом 90 к проекции щита (т.е. прямо перед щитом);

- точки 7 и 8 – симметричны точкам 3 и 4 справа от щита;

- точки 9 и 10 – симметричны точкам 1 и 2 справа от щита.

Расстояние точек 1, 3, 5, 7, 9 от проекции центра кольца 4м, а точек 2, 4, 6, 8, 10 – 5,5м.

Испытуемый обязан выполнить серии бросков с точек в строгой последовательности: первая серия бросков 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 точки; затем вторая серия бросков вновь с точек 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 и т.д.

Испытуемому подавать мяч не разрешается: он должен сам подобрать мяч после броска и с ведением выходить на следующую точку. Для выполнения норматива предоставляется право на одну попытку. Точность попаданий подсчитывается в процентах. Время, затраченное на выполнение теста, характеризует работоспособность испытуемого в бросках: чем быстрее он выполнит 40 бросков, тем выше его работоспособность в этом упражнении.

11-12-летние баскетболисты выполняют упражнение без учета времени.


Штрафные броски.

Испытуемый выполняет 3 серии по 10 бросков. Учитывается процент попаданий. Баскетболисты 10-11 лет выполняют 3 серии по 5 бросков.


ВЫПОЛНЕНИЕ КОНТРОЛЬНЫХ НОРМАТИВОВ


по общей физической подготовке


1

2

3

4

5

6

7

возраст ( лет)

Уровень подготовленности

Мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Прыжок в длину с места (см)

11

144

135-143

134-128

143

134-142

132-125

12

155

154-144

143-135

154

150-146

145-136

13

166

164-155

154-148

166

162-156

154-148

14

175

174-168

166-160

175

172-166

164-158

15

186

180-175

174-168

180

176-172

168-166

16

200

195-188

186-178

195

192-188

184-180

17

220

210-198

196-188

200

197-194

192-186

Бросок набивного мяча 1кг. из положения сидя на полу (см)

11

300

290-200

190

200

190-160

150

12

320

310-250

240

220

210-190

180

13

350

340-290

280

270

260-210

190

14

380

370-300

290

300

290-250

240

15

400

390-320

300

350

340-290

280

16

480

470-420

400

450

440-360

340

17

520

490-450

420

500

480-450

400

Подъем туловища из положения лежа (кол-во раз) за 30сек.

11

16

14-15

12-13

15

13-14

11-12

12

18

17-16

15-14

16

14

12-13

13

19

18

17-16

18

15

13-14

14

21

20-19

18

19

16-17

14-15

15

22

21-20

19-20

21

17-18

15-16

16

23

22-21

20

22

19-18

16-17

17

24

23-22

21

23

20-19

17-18

Бег 1000м. (мин,сек)

11

6,00

6,01-6,25

6,30

6,10

6,11-6,30

6,45

12

5,35

5,36-6,00

6,01-6,34

5,50

5,55-6,10

6,15-6,30

13

5,20

5,21-5,35

5,40-5,54

5,40

5,45-5,55

5,55-6,10

14

5,05

5,06-5,22

5,28-5,34

5,30

5,40-5,50

5,52-6,0

15

4,50

4,51-5,03

5,24-5,30

5,20

5,25-5,35

5,42-5,51

16

4,30

4,35-4,46

4,48-4,51

5,10

5,20-5,30

5,35-5,41

17

4,20

4,25-4,30

4,35-4,50

4,50

4,57-5,08

5,19-5,25



Контрольные упражнения по специальной физической подготовке:

1

2

3

4

5

6

7

возраст ( лет)

Уровень подготовленности

Мальчики

девочки

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

БЕГ 20 м.(с).

11

4,4

4,5-4,6

4,7-4,8

4,6

4,7-4,8

4,8-4,9

12

4,3

4,4-4,5

4,6-4,7

4,4

4,5-4,6

4,7-4,8

13

4,2

4,3-4,4

4,5-4,6

4,2

4,3-4,4

4,5-4,6


14

4,1

4,2-4,3

4,4-4,7

4,1

4,2-4,4

4,5-4,7

15

3,9

4,0-4,1

4,2-4,3

4,0

4,1-4,3

4,4-4,6

16

3,8

3,9-4,2

4,3-4,4

3,9

4,0-4,3

4,4-4,6

17

3,4

3,5-3,9

4,0-4,2

3,8

3,9-4,2

4,3-4,5

Прыжок в высоту с места (см.)

11

22

18-21

15-18

22

19-21

15-18

12

25

22-24

18-20

24

22-20

18-20

13

30

30-33

21-25

28

24-26

20-22

14

33

27-33

22-26

33

27-32

26-21

15

38

33-37

28-32

36

31-35

30-26

16

41

35-40

30-34

41

35-40

34-29

17

44

39-43

34-38

43

37-42

36-31

Бег 6(

)м. (с). * - 30 м. (с)

11

5,6

5,7-6,1

6,2-6,7

6,0

6,1-6,5

6,6-7,0

12

5,4

5,5-5,8

5,9-6,3

5,6

5,7-6,0

6,1-6,5

13

5,1

5,2-5,6

5,7-6,1

5,3

5,4-5,8

5,9-6,3

14

9,9

10,0-10,4

10,5-11,0

10,7

10,8-11,5

11,6-12,3

15

9,5

9,6-10,0

10,1-10,6

10,1

10,2-10,7

10,8-11,3

16

9,3

9,4-9,8

9,9-1,.2

9,7

9,8-10,5

10,6-11,2

17

8,5

8,6-9,1

9,2-9,6

9,3

9,4-9,9

10,0-10,9

Ведение мяча 20м.(с)

11

11,6

11,8-12,4

12,6-13,8

12,2

12,4-12,8

13,2-13,6

12

11,2

11,6-11,8

12,2-12,6

11,6

12,0-12,4

12,6-13,2

13

10,8

11,2-11,5

11,8-12,0

11,4

11,6-12,0

12,2-12,6

14

10,6

10,7-11,1

11,2-11,7

11,0

11,1-11,6

11,7-12,2

15

9,7

9,8-10,3

10,4-10,9

10,5

10,6-11,0

11,1-11,5

16

9,5

9,6-10,1

10,2-10,6

10,4

10,5-11,0

11,1-11,5

17

9,1

9,2-9,6

9,7-9,9

9,6

10,2-9,7

10,3-10,9

Штрафные броски (из 10 раз)

11

-

-

-

-

-

-

12

-

-

-

-

-

-

13

3

2

1

3

2

1

14

4

3

1

4

2

1

15

5

4

3

4

3

2

16

5

4

3

4

3

2

17

6

4-5

3

5

4

3

Броски в движении после ведения ( из 5

эаз)

11

-

-

-

-

-

-

12

-

-

-

-

-

-

13

-

-

-

-

-

-

14

3

2

1

3

2

1

15

4

3

2

4

3

2

16

4

3

2

4

3

2

17

4

3

2

4

3

2

Броски с точек ( из 20 раз)

11

-

-

-

-

-

-

12

-

-

-

-

-

-

13

3

2

1

3

2

1

14

5

4

3

5

4

3

15

6

5

4

6

5

4

16

8

7-6

5

8

7-6

5

17

10

9-7

6

12

11-9

8-7


Методические материалы


Методика выполнения упражнений по ОФП.

1..Прыжок в длину с места для измерения динамической силы мышц нижних конечностей. Из исходного положения, стоя стопы слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой, выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние. Участник предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет вперед туловище, смещая вперед центр тяжести тела, и махом рук вперед и толчком двух ног выполнить прыжок. Дается три попытки, засчитывается лучшая.

Бросок набивного мяча 1кг. из положения сидя - оценивается сила рук, плечевого пояса и спины. Из исходного положения, сидя на полу, ноги врозь, руки с набивным мячом над головой. Броски мяча из-за головы двумя руками. Оценивается лучший результат из трех попыток.

Подъем туловища из положения лежа за 30 секунд - определяется скоростно-силовая выносливость мышц сгибателей туловища. Из исходного положения, лежа на спине, ноги согнуты в коленных суставах строго под углом 90градусов, стопы на ширине плеч, руки за головой, локти разведены в стороны, касаются пола, партнер прижимает ступни к полу. Необходимо выполнить максимально возможное число подъемов туловища за 30 сек., сгибаясь до касания локтями бедер и возвращаясь обратным движением в И.П., разводя локти в стороны до касания пола лопатками, локтями и затылком. Упражнения выполняется на гимнастическом мате или ковре. Дается одна попытка.

Бег 1000метров - для определения общей и скоростной выносливости. Проводится на стадионе или ровной грунтовой дорожке после предварительной разминки. Рекомендуется проводить забеги по 4-5 человек. Дается одна попытка.

Методика выполнения упражнений по СФП.

1.Бег 20, 30 и 60 м для оценки быстроты и скорости движения. На прямой ровной дорожке длиной не менее 40-80 м. Выполняется с высокого старта. Дается одна попытка.

Прыжок в высоту с места. Для определения динамической силы мышц нижних конечностей. Для измерения высоты прыжка используют приспособление В.М. Абалакова (пояс с сантиметровой лентой). Сдающий предварительно сгибает ноги, отводит руки назад, наклоняет туловище чуть вперед, махом рук вперед и толчком двух ног выполняет прыжок вверх. Отталкиваясь и приземляясь, учащийся не должен выходить за пределы квадрата 50 х 50 см (точка отсчета при положении стоя на всей ступне). Дается три попытки.

Ведение мяча 20 м. Учащийся ведет мяч правой рукой 20 м. Фиксируется время продвижения (сек.), а также дается экспертная оценка техники выполнения ведения.

4Бросок в движении после ведения. Упражнение выполняется в правой стороне площадки. От средней линии учащийся ведет мяч к щиту, входит в трехсекундную зону между 1 и 2 усиками и совершает бросок в движении. Упражнение повторяется 5 раз. Учитывается количество попаданий, а также экспертная оценка техники выполнения упражнения.

Броски с точек. Учащийся выполняет две серии по 10 бросков. Точки бросков размечаются на площадке следующим образом:

точки 1 и 2 - слева от щита, на линии, параллельной лицевой линии площадки,

и проходят через проекцию центра кольца;

точки 3 и 4- слева от щита, на линии, проходящей через проекцию центра

кольца под углом 45 градусов к проекции щита;

точки 5 и 6- на линии, проходящей проекцию кольца под углом 90 градусов к проекции щита (т.е. прямо перед щитом);

точки 7 и 8- симметрично точкам 3 и 4 справа от щита;

точки 9 и 10- симметрично точкам 1 и 2 справа от щита.

Расстояние точек 1,3,5,7,9 от проекции центра кольца для групп первых двух лет обучения - 3 м, для старших групп -3,5м, а точек 2,4,6,8,10- соответственно 4,5 и 5 м.

Список литературы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии:


Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Минобрнауки РФ с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования» и АНО дополнительного профессионального образования «Открытое образование» № 09-3242 от 18.11. 2015 года);

Приказом Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

ФГОС (дошкольное, начальное, общее, профессиональное образование – в соответствии с возрастом обучающихся, вида деятельности);

Лицензией № 2790 от 10 февраля 2016 г. на осуществление образовательной деятельности;

Уставом МБОО Старокулаткинской средней школы №1


Литература


Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР.-М.: Советский спорт, 2007.-100 с.

Баскетбол. Правила игры. Реги@н. Санкт-Петербург, 2007г.

Вуден Д. Современный баскетбол: пер. с англ. -М.: ФиС, 1999г.-256с. с илл.

Методическое пособие. Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. Издательский центр «Академия», 2008г.

Методическое пособие для учителей физической культуры, руководителей спортивных секций, студентов физкультурных специальных вузов. Швапийко Л.Г. Развёрнутые планы-конспекты по баскетболу в 5-8 классах. Минск, 2008г.

Нестеровский Д.И. Баскетбол. Теория и методика обучения. 4 издание.

Портных Ю.И., Лосин Б.Е., Кир Л.С., Луткова Н.В., Минина Л.Н.. Игры в тренировке баскетболистов: Учебно-методическое пособие./ Спб. ГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2008г.-62 с.

Асимарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н.. Теория и методика Физического воспитания. Учебник.-М.: Просвещение, 1990.

Быков В.С. Развитие двигательных способностейучащихся. Учебное пособие. Челябинск. Урал: ГАФК, 1998.

Валиахметов Р.М. Физическое воспитание учащихся. Программа.: Уфа, 1996.

Галеева М.Р. Методические рекомендации по развитию гибкости спортсмена. Учебное пособие. Киев, 1980.

Матвеев Л.П. Теория и методика Физического воспитания. Учебник. М., 1991.

Настольная книга учителя физической культуры. Пособие для учителя. Под редакцией профессора Кофмана Л.Б. М.: Академия, 2000.

Портных Ю.И. Спортивные игры и методика преподавания. Учебное пособие. М.: Физкультура и спорт, 1986.

Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, основанная на одном из видов спорта (баскетбол, волейбол). М.: Просвещение, 1992.


Литература для учащихся.


Билл Гатмен, Том Финнеган. Всё о тренировке юного баскетболиста. Москва, АСТ Астрель, 2007.

Былеева Л.В. Подвижные игры. М., 1974.

Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера.-М.: Агенство «ФАИ», 1999г.-224с.: ил.-(серия «спорт»).

Гомельский А.Я. Энциклопедия баскетболиста. Гранд Фаир, 2002.

Сортел Н. Баскетбол. 100 упражнений и советов для юных игроков. Москва, АСТ Астрель, 2005.

Яхонтов Е.Р. Физическая подготовка баскетболистов: Учебное пособие. 3-е изд., стереотипное: СПБ ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. Высшая школа тренеров по баскетболу.- СПБ., Олимп, Спб, 2007г.- 134с.

СОДЕРЖАНИЕ


1

Пояснительная записка

2

Цель и задачи программы

3

Содержание программы

4

Календарный учебный график.

6

Содержательная часть

7

Тематическое планирование

8

Планируемые результаты

9

Комплекс организационно-педагогических условий

10

Условия реализации программы

11

Формы контроля

12

Оценочные материалы

13

Методические материалы

14

Список литературы

15

Приложение



21


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации