Дополнительная общеобразовательная программа Объединение «Юный дизайнер»

0
0
Материал опубликован 6 January 2017


 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных техников» городского округа

город Октябрьский Республики Башкортостан

Дополнительная общеобразовательная программа

Объединение «Юный дизайнер»

Срок реализации: 6 месяцев

(108 часов)

Возраст детей:10-15лет

 

Разработала: педагог

дополнительного образования

Горшунова Лейсан Илдаровна


 

Октябрьский

2016г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

2. Учебно-тематический план…………………………………………................7

3.Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе…..…..12

4.Содержание программы……………………………………………………….13

4. Методическое обеспечение программы ………….………………………..23

5. Оценка результатов деятельности …………………..……………………..24

6.Список литературы для педагога ……………………..…..……………25 

7.Список литературы для обучающихся………………………………….…..26

 

Пояснительная записка

 

Программа «Юный дизайнер» предназначена для школьников от 10 до 15 лет, интересующихся техническим творчеством.

Содержание программы нацелено на развитие творческого потенциала средних школьников, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы расширяет представления учащихся об архитектуре, интерьере, дает элементарные навыки в области черчения, геометрии, трудового обучения в доступной и увлекательной форме.

Данная программа способствует формированию у детей устойчивости замысла, оказывает помощь в умении планировать свой результат. У детей пробуждаются чувства творческого удовлетворения (“я” – дизайнер, “я” – архитектор»).

Актуальность обусловлена практической, теоретической и профориентационной значимостью. Дети могут применять полученные знания на уроках географии и истории, черчении, а навыки и практический опыт при дальнейшем изучении естественных наук, при поступлении в колледжи, техникумы и в ВУЗы.

Кроме того, занятия архитектурным и интерьерным макетированием содействуют развитию потребности активно преобразовывать окружающую среду в соответствии со своими интересами и потребностями.

Работы детей носят осмысленно-созидательный характер. Программа создана для того, чтобы детское творчество соединить с профессиональным мастерством педагога. Ребенок в данном случае выступает не только как ученик, но и соавтор.

Архитектура для детей должна предстать не просто как система законов и умений, а как увлекательный раздел культуры человечества.

Новизна программы состоит в том, что процессе обучения у обучающихся развиваются навыки самостоятельной творческой работы, элементы технологической и проектной культуры, которые являются основными составляющими культуры современного человека. Содержание программы ориентировано на развитие личности ребенка и носит деятельностный характер, оно направлено на обеспечение социализации учащихся.

Вид программы

Программа «Юный дизайнер» по вид является дополнительным образованием; по содержательной, тематической направленности является технической, по функциональному предназначению – учебно-познавательной.

Педагогическая целесообразность программы заключается в органично соединении эстетического и трудового воспитания, так как процесс создания макета (от замысла до изготовления в материале) – наиболее эффективно развивает творческие способности, формирует эстетический вкус, воспитывает у детей такие черты характера как терпение, аккуратность, силу воли, упорство в достижении поставленной цели, трудолюбие. Программа позволяет развивать проектное мышление детей. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от демонстрации собственных изделий.

Цель программы: формирование и развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала обучающихся через изучение основ макетирования.

Задачи программы

Образовательные: дать представление о первоначальных технических и технологических понятиях; формировать навыки изготовления плоских композиций, макетов из бумаги и картона;

Развивающие: пробудить творческую активность обучающихся; увлечь учащихся художественным проектированием; раскрыть творческие способности учащихся; развивать художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное; формировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место); развивать коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение.

Воспитательные: формировать внимание, культуру поведения, навыки общения и взаимодействия в коллективе; формировать интерес к предмету, желание заниматься дальше; формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством; воспитывать чувство товарищества, чувство личной ответственности; воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим.

Общая характеристика учебного процесса.

Методы

На занятиях происходит сочетание различных методов обучения.

Рассказом начинается новая тема, которая сопровождается демонстрацией видеофильмов, слайдов, показом работ мастеров, студентов, фотографий памятников архитектуры.

В беседе принимают участие все учащиеся. Им предлагается сравнить, проанализировать. В ходе беседы определяется степень знаний учащихся, их подготовленность к работе.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, эскизов, зарисовок на доске.

Метод демонстрации является способом обучающего взаимодействия учителя с учеником на основе показа в целостности и деталях реальных макетов, процессов проектирования.

Методы опроса: тесты, кроссворды, контрольные и самостоятельные работы, зачеты. Для расширения кругозора, углубления знаний учащихся большое значение имеют экскурсии.

Основные принципы программы:

Принцип «от жизни через искусство к жизни».

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Формы обучения:

Программой предусматриваются фронтальная, групповая, индивидуальная и самостоятельная формы обучения.

Только в сочетании с другими формами обучения учащихся на занятии – фронтальной и индивидуальной, и практической – групповая форма организации работы учащихся дает ожидаемые положительные результаты.

Технологии обучения:

-проектная;

-игровая;

-личностно-ориентированная.

Данная программа предназначена для обучающихся в возрасте 10-15 лет. Срок реализации 6 месяцев. Программа предусматривает 6тимесячную нагрузку 108 часов. Периодичность проведения занятий: 3 раза в неделю по 3 часа с десятиминутным перерывом (каждый час 45 минут). Нормы наполнения групп – 10 - 12 человек. Набор обучающихся – свободный.

Планируемые результаты.

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

Отличительная особенность данной программы. Основное место на занятиях отводится практической работе. Это чертежные, графические работы и макеты. Макет включает в себя набросок, эскиз, проектирование изделия. Такие виды работ развивают творческие способности, дают возможность на практике проверить свои силы в художественном творчестве, выявляют индивидуальность детей. И не надо полной продуманности во всем, нельзя слишком серьезно относиться к вещам.

Система оценки достижений обучающихся.

Формы контроля уровня обученности:

- Просмотры

- Творческие задания

Критерии и система оценки творческой работы

-Как решена композиция: правильное решение композиции (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

-Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

-Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы учащегося.

Промежуточная и итоговая аттестация проводятся на контрольных уроках в форме творческого задания. Оценка результативности выполнения творческого задания определяет три уровня освоения программы: высокий, средний, низкий.

Этапы реализации программы:

-первый этап освоение бумажной пластики, выполнение простых и сложных геометрических фигур;

- постепенный переход к более сложным композициям из бумаги и картона;

- далее обучение выполнению макетов разных видов.


 

Учебно-тематический план


 

Календарный учебный график

Срок реализации программы

6 месяцев

Продолжительность реализации

108

Режим занятий

3 раза в неделю по 3 занятия

(45 минут одно занятие, 10 минут перерыв)

Сроки проведения промежуточной и итоговой аттестации

Промежуточная аттестация -февраль

Итоговая аттестация- май


 

Учебно-тематический план


 

Тема

Кол-во часов

Теория

Практика

Всего

1.

Введение. Плоскость и виды пластической разработки поверхности.

3

9

12

2.

Простые объемные формы.

3

6

9

3.

Сложные объемно - пространственные формы.

3

9

12

4.

Теоретические основы макетирования.

3

9

12

5.

Технология создания архитектурного макета

6

12

18

6.

Мебель

3

6

9

7.

История и теория дизайна интерьера. Теоретические основы создания интерьерных макетов. Технология создания интерьерного макета.

6

15

21

8.

Контрольные занятия

 

6

6

9.

Творческий проект

 

9

9

Итого

27

81

108


 


 

Тематический план на полугодие

Тема

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся или виды учебной деятельности

1.

Введение. Плоскость и виды пластической разработки поверхности.

12

Вводное занятие «В мире макетирования». Знакомство учащихся с целями, задачами и содержанием данной программы. Организация рабочего места и правила безопасности. Ознакомление с деятельностью макетчика. Необходимые инструменты и материалы. «Плоскость и виды пластической разработки поверхности» Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами. Конспектирование. Выполнение основных приемов придания бумаге конфигураций.(3)

Шрифт и ее использование. Выполнение шрифта из бумаги по методическим указаниям. Кулисные поверхности. Попробовать выполнить миниатюру по заданной картинке.(3)

Трансформируемые плоскости. Орнамент. Выполнение трансформирования бумаги по заданным эскизам.(3)

Итоговое занятие по «Плоскость и виды пластической разработки поверхности». Завершение всех видов практических работ Подготовка и выставление работ к просмотру. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы. (3)

2.

Простые объемные формы.

9

Вводное занятие «Плоскость и виды пластической разработки поверхности» Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами. Правильные многогранники, тела вращения и их развертки. (Призмы, пирамиды, цилиндр, конус) ). Создание эскизов, разверток на бумаге, склеивание фигур (3)

Модели геометрически правильных тел вращения (шар, тор). Создание эскизов, разверток на бумаге, склеивание фигур. Модели сложных тел вращения. Создание эскизов, разверток на бумаге, склеивание фигур.(3)

Составные геометрические тела. Соединение объемов. Создание эскизов, разверток на бумаге, склеивание фигур. Создание сложных тел, представляющих собой объемную композицию. Итоговое занятие по простым объемным формам. Завершение работ по сборке, склеиванию объемов. Подготовка и выставление работ к просмотру. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы(3).

4

Сложные объемно- пространственные формы.

12

Вводное занятие «Сложные объемно- пространственные формы» Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами. Закономерности композиционного построения. Выполнение объемной композиции из бумаги.(3)

Цвет в композиционном решении. Восприятие цвета. Цветовой круг. Выполнение цветового круга на бумаге, растяжка цвета от светлого к темному.(3)

Тематическое моделирование. Выполнение макета объемно- пространственной формы светильника, фонтана (Макеты выполняются на основе спирали с использованием простых геометрических тел) (3)

Итоговое занятие по сложным объемно- пространственные формам. Завершение работ по сборке, склеиванию композиции. Подготовка и выставление работ к просмотру. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы. (3)

5

Контрольное занятие

3

Выполнение макета объемно- пространственной формы на тему:

«…из будущего»

6

Теоретические основы макетирования.

12

Вводное занятие «Теоретические основы макетирования» Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами. Масштабы в макетировании. Определение с выбором здания, по которому будет выполняться макет. Изучение архитектуры, фасада, размеров здания. Наброски.(3)

Чертежи и их типы: архитектурно-строительные чертежи, интерьерные чертежи. Основы линейной перспективы.. Выполнение чертежа будущего макета в масштабе.(3)

Виды макетов и их классификация. Разработка чертежей для будущего макета. Подготовка материалов. Замер.(3)

Итоговое занятие по архитектурным макетам. Завершение работ по чертежам и эскизам. Подготовка и выставление работ к просмотру. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы. (3)

7

Технология создания архитектурного макета

18

Вводное занятие «Технология создания архитектурного макета» Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами. Макет. Технология создания. Используемые материалы. Подготовка основных частей макета: подмакетника, стен, крыш, оформление фасада, сборка конструкции.(3)

Архитектурные макеты: особенности. Чертежи близлежащей территории проектируемого здания (тропинка, скамейки, деревья) (3)

Фасад. Подмакетник. Подготовка основных частей макета: стен, крыш, оформление фасада, подмакетника, сборка конструкции.(3)

Технические макеты: особенности создания. Хранение, уход макетов. Выполнение миниатюр (3)

Ландшафт. Оформление близлежащей территории макета здания (3)

Итоговое занятие по архитектурным макетам.

Завершение работ по сборке, склеиванию макета. Подготовка и выставление работ к просмотру. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы. (3)

8.

Мебель.

10

Вводное занятие «Мебель» Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами. Мебель в интерьере. История. Выполнение чертежей, эскизов мебели для кухни. (3)

Стили мебели Выполнение миниатюры мебели для кухни по чертежам(3)

Итоговое занятие по курсу «Мебель» Завершение работ по сборке, склеиванию макета. Подготовка и выставление работ к просмотру. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы. (3)

9.

Контрольное занятие

3

Выполнение фасада здания.(3)

8.

История и теория дизайна интерьера. Теоретические основы создания интерьерных макетов. Технология создания интерьерного макета

21

Вводное занятие «История и теория дизайна интерьера» Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами. Комната дневного обитания. Гостиная. Детская комната. Кухня. Спальня. Ванная комната. Определение с выбором комнаты.

Начало работы: выполнение чертежей, эскизов будущего макета в масштабе (угловая перспектива, фронтальная, вид сверху, развертки стен)(3)

Основы дизайна. Стили интерьера. Определение со стилем интерьера будущего макета.(3)

Эскиз, чертеж. Пространство. Выполнение эскизов будущего макета в масштабе (угловая перспектива, фронтальная, вид сверху, развертки стен)(3)

Композиция. Среда. Выполнение чертежей, эскизов будущего макета в масштабе. Чертежи мебели.. (3)

Стили. Пропорции. Мебель в интерьере. Основы композиционных приёмов. Работа над отдельными чертежами мебели. Вырезание, сборка мебели. Подготовка материалов. Замер. (3)

Элементы интерьера. Оптические иллюзии. Работа над созданием отдельных элементов интерьера: окна, шторы, освещение, имитация стен, полов, ковров. Подготовка основных частей макета: подмакетника, стен, крыш, оформление интерьера. Сборка конструкции(3)

Итоговое занятие по курсу «История и теория дизайна интерьера» Завершение работ по сборке, склеиванию макета. Подготовка и выставление работ к просмотру. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы. (3)

10.

Творческий проект

9

Выполнение проекта: «Памятные архитектурные сооружения нашего города» (здание+ландшафт). Работа по объединенным группам.

Экскурсия по городу (фотографирование, выполнение набросков и эскизов)Чертежи. Работа над макетом. Выставка. Подведение итогов.

ИТОГО

108 часов

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

К концу обучения дети будут знать:

• Основные законы композиции

• Цвет в композиционном решении

• основные материалы, инструменты и их свойства

уметь:

отличать виды сооружений по их назначению;

• правильно определять пропорции;

строить интерьер в перспективе, выполнять макет дома;

выполнять рисунок архитектурного сооружения по представлению;

использовать в работе приемы макетирования;

у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

умение воспринимать конструктивную критику;

способность к адекватной самооценке;

умение радоваться своим успехам и успехам товарищей;

трудолюбие, упорство в достижении цели;

эмпатия, взаимопомощь.


 

Содержание программы

Введение. Плоскость и виды пластической разработки поверхности (12ч)

1.1. «Плоскость и виды пластической разработки поверхности.

Теория Вводное занятие «В мире макетирования». Знакомство учащихся с целями, задачами и содержанием данной программы. Организация рабочего места и правила безопасности. Ознакомление с деятельностью макетчика. Необходимые инструменты и материалы. «Плоскость и виды пластической разработки поверхности» Членение рельефа. Образное решение поверхности. Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами.

Практика. Выполнение основных приемов придания бумаге конфигураций.

1.2. Шрифт и ее использование. Кулисные поверхности.

Теория. Шрифт и ее использование. Композиционное решение шрифта. Главные эстетические критерии. Способы использования шрифта в макете. Кулисные поверхности. Кулисные поверхности в экстерьерном решении зданий. Экстерьер. Виды

Практика. Обучение простейшим навыкам работы с бумагой.

Наглядный материал: образцы шрифтовых композиций, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: тренировочные упражнения.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, канцелярский нож, линейка, карандаш. Самоанализ и самоконтроль.

Выполнение шрифтовой композиции из бумаги по методическим указаниям.

Попробовать выполнить макет кулисной поверхности по заданной картинке, фасада здания родного города.(6)

1.3. Трансформируемые плоскости. Орнамент.

Теория. Трансформируемые плоскости. Оригамика. Классификация видов. Орнамент. Спираль, вариант с выдвинутыми элементами поверхности, различные виды объемных форм. Принцип построения орнамента. Характер и виды орнамента.

Практика. Выполнение трансформирования бумаги по заданным эскизам.(6)

Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки композиций для работы.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, канцелярский нож, линейка, карандаш. Самоанализ и самоконтроль.

Выполнение макета из бумаги по методическим указаниям. Выполнить в технике оригами стакан, журавлика, коробочку (1 на выбор).

1.4. Итоговое занятие по «Плоскость и виды пластической разработки поверхности»

Практика. Итоговое занятие по «Плоскость и виды пластической разработки поверхности»

Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки композиций для работы.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, канцелярский нож, линейка, карандаш. Самоанализ и самоконтроль.

Выполнение макета из бумаги по методическим указаниям. Попробовать выполнить макет по заданной картинке, фасада здания родного города

Завершение всех видов практических работ Подготовка и выставление работ к просмотру. Просмотр работ. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы. (3)

2.Простые объемные формы

(9ч)

2.1.«Плоскость и виды пластической разработки поверхности». Правильные многогранники, тела вращения и их развертки.

Теория. Вводное занятие «Плоскость и виды пластической разработки поверхности» Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами.

Конспектирование. Правильные многогранники, тела вращения и их развертки. Призма, пирамида, цилиндр, конус. Развертки геометрических тел на бумаге.

Практика. Создание эскизов, разверток на бумаге, склеивание фигур Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки многогранников для работы.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, канцелярский нож, линейка, карандаш, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Выполнение макета геометрических по методическим указаниям.

2.2. Модели геометрически правильных тел вращения. Модели сложных тел вращения.

Теория. Модели геометрически правильных тел вращения. Шар, тор. Варианты имитаций. Развертки. Модели сложных тел вращения. Метод секущих плоскостей.

Практика. Создание эскизов, разверток на бумаге, склеивание фигур. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки многогранников для работы.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, канцелярский нож, линейка, карандаш, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Выполнение макета геометрических фигур по методическим указаниям. (3)

2.3.Составные геометрические тела. Соединение объемов.

Теория. Составные геометрические тела. Многообразие сложных геометрических тел. Соединение объемов. Врезка одного тела в другое. Эскизная развертка формы.

Практика. Создание эскизов, разверток на бумаге, склеивание фигур. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки ,задания, примеры.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, канцелярский нож, линейка, карандаш, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Выполнение макета сложных геометрических моделей по методическим указаниям. Выполнение сложных тел.

2.4. Практика. Итоговое занятие по простым объемным формам.

Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, примеры.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, канцелярский нож, линейка, карандаш, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Завершение работ по сборке, склеиванию объемов. Подготовка и выставление работ к просмотру. Просмотр работ. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы.

3. Сложные объемно - пространственные формы

(12ч)

3.1. «Сложные объемно- пространственные формы» Закономерности композиционного построения.

Теория. Вводное занятие «Сложные объемно- пространственные формы» Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами. Закономерности композиционного построения. Выявление систем соподчинения элементов. Характеристики композиционного решения. Симметрия, асимметрия. Пропорции.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, примеры.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, канцелярский нож, линейка, карандаш, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Начало работы: выполнение эскизов, чертежей, работ вырезанию по сборке, склеиванию объемов.

3.2. Цвет в композиционном решении.

Теория. Цвет в композиционном решении. Восприятие цвета. Цветовой круг. Хроматические, ахроматические цвета. Пространственные свойства цвета.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, примеры растяжки цвета, цветового круга.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, краски акварельные или гуашь. Самоанализ и самоконтроль.

Выполнение цветового круга на бумаге, растяжка цвета от светлого к темному.

3.3. Тематическое моделирование.

Теория. Тематическое моделирование. Варианты макетного моделирования.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, примеры .

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, краски акварельные или гуашь, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Выполнение эскизов, идей, далее создание макета объемно- пространственной формы светильника, фонтана (Макеты выполняются на основе спирали с использованием простых геометрических тел)

  1. Итоговое занятие по сложным объемно- пространственные формам.

Практика. Итоговое занятие по сложным объемно- пространственные формам.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, краски акварельные или гуашь, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Завершение работ по сборке, склеиванию композиции. Подготовка и выставление работ к просмотру. Просмотр работ. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы.

Контрольное занятие

(3ч )

Выполнение макета объемно - пространственной формы на тему:

«…из будущего»

Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Завершение работ по сборке, склеиванию макета. Подготовка и выставление работ к просмотру. Просмотр. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы.

5. Теоретические основы макетирования (12)

5.1. «Теоретические основы макетирования» . Масштабы в макетировании.

Теория. Вводное занятие «Теоретические основы макетирования» Процесс творческого творчества, окончательный вариант решения. Художественные, научные макеты. Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами Масштабы в макетировании. Определение с выбором здания, по которому будет выполняться макет. Изучение архитектуры, фасада, размеров здания.

Практика.

Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности. Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль. Наброски, эскизы.

5.2. Чертежи и их типы.

Теория. Чертежи и их типы. Архитектурно-строительные чертежи: чертежи фасадов зданий, план крыши, чертежи генерального плана, план прилегающей территории. Интерьерные чертежи: угловая перспектива, фронтальная, вид сверху, развертки стен. Основы линейной, воздушной перспективы. Технические чертежи.

Практика.

Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль. Наброски, эскизы. (Выполнение чертежа будущего макета в масштабе).

5.3. Виды макетов и их классификация.

Теория. Виды макетов и их классификация. Учебные, проектные, планировочные, подарочные, концептуальные, интерьерные, макеты- пособия, театральные, ландшафтные. Макеты стендовые, динамичные, статичные.

Практика.

Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, примеры растяжки цвета, цветового круга.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль. Разработка чертежей для будущего макета. Подготовка материалов.

6.5. Итоговое занятие по архитектурным макетам

Практика.

Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль. Наброски, эскизы. Завершение работ по чертежам и эскизам. Подготовка работ к просмотру. Просмотр работ. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы.

Технология создания архитектурного макета

(18ч)

7.1. «Технология создания архитектурного макета». Макет.

Теория. Вводное занятие «Технология создания архитектурного макета» Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами. Макет. Технология создания. Используемые материалы.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Подготовка основных частей макета: подмакетника, стен, крыш.

7.2. Архитектурные макеты

Теория. Архитектурные макеты: особенности. Ландшафт.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль. Чертежи близлежащей территории проектируемого здания (тропинка, скамейки, деревья) (3)

7.3. Фасад. Подмакетник. Основные элементы макета.

Теория. Фасад. Чертежи. Материалы. Способы выполнения. Подмакетник. Основные элементы макета. Материалы.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль. Подготовка основных частей макета: оформление фасада, сборка конструкции.

7.4. Технические макеты

Теория. Технические макеты: особенности создания. Хранение, уход макетов.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль. Выполнение миниатюр близлежащей территории. (3)

7.5. Ландшафт.

Теория. Ландшафт. Проектирование и размещение архитектурных сооружений. Варианты изготовления.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль. Оформление близлежащей территории макета здания.

7.6. Итоговое занятие по архитектурным макетам.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Завершение работ по сборке, склеиванию макета. Подготовка и выставление работ к просмотру. Просмотр. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы.

Мебель

(9ч)

8.1. Вводное занятие «Мебель». Мебель в интерьере. История.

Теория. Вводное занятие «Мебель». Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Выполнение чертежей, эскизов мебели для кухни.

8.2. Стили мебели

Теория. Стили мебели

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Выполнение миниатюры мебели для кухни по чертежам.

8.3. Итоговое занятие по курсу «Мебель»

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Завершение работ по сборке, склеиванию макета. Подготовка и выставление работ к просмотру. Просмотр. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы.

Контрольное занятие

(3ч)

Практика. Выполнение фасада здания.

Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Завершение работ по сборке, склеиванию макета. Подготовка и выставление работ к просмотру. Просмотр. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы.

«История и теория дизайна интерьера. Теоретические основы создания интерьерных макетов. Технология создания интерьерных макетов»

ч)

10.1. Вводное занятие «История и теория дизайна интерьера». Комнаты по назначению.

Теория. Вводное занятие «История и теория дизайна интерьера» Краткий обзор курса. Знакомство с целями, задачами. Комната дневного обитания. Гостиная. Детская комната. Кухня. Спальня. Ванная комната .

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш. Самоанализ и самоконтроль.

Определение с выбором комнаты.

Начало работы: выполнение чертежей, эскизов будущего макета в масштабе (угловая перспектива, фронтальная, вид сверху, развертки стен)

10.2. Основы дизайна. Стили интерьера.

Теория. Основы дизайна. Стили интерьера.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш. Самоанализ и самоконтроль.

Определение со стилем интерьера будущего макета. Начало работы: выполнение чертежей, эскизов будущего макета в масштабе (угловая перспектива, фронтальная, вид сверху, развертки стен). Эскизы.

10.3. Эскиз, чертеж. Пространство.

Теория. Эскиз, чертеж. Пространство.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Выполнение эскизов будущего макета в масштабе (угловая перспектива, фронтальная, вид сверху, развертки стен)

10.4. Композиция. Среда.

Теория. Композиция. Среда. Цветовая гармония.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Выполнение чертежей, эскизов будущего макета в масштабе. Чертежи мебели.

10.5. Пропорции. Мебель в интерьере.

Теория. Стили. Пропорции. Мебель в интерьере. Материал. Стили.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Работа над отдельными чертежами мебели. Вырезание, сборка мебели.(2)

10.6. Элементы интерьера. Оптические иллюзии.

Теория. Оптические иллюзии. Основы композиционных приёмов. Светокомпозиционные приемы.

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Подготовка материалов. Работа над созданием отдельных элементов интерьера: окна, шторы, освещение, имитация стен, полов, ковров.

10.7. Итоговое занятие по курсу «История и теория дизайна интерьера»

Практика. Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Завершение работ по сборке, склеиванию макета. Подготовка и выставление работ к просмотру. Просмотр. Подведение итогов. Обсуждение проделанной работы.

Творческий проект

(9 ч)

Практика.

Наглядный материал: образцы работ, плакаты, инструкции по технике безопасности.

Дидактический материал: рисунки, плакаты.

Минимальный набор инструментов и материалов: бумага А4, линейка, карандаш, канцелярский нож, клей титан. Самоанализ и самоконтроль.

Выполнение проекта: «Памятные архитектурные сооружения нашего города» (здание + ландшафт).

Работа по объединенным группам.

Экскурсия по городу (фотографирование, выполнение набросков и эскизов). Чертежи. Работа над макетом. Выставка. Подведение итогов.


 


 


 


 


 

Методическое обеспечение

Оборудование

-Учебные столы, стулья

-Доска магнитная

-Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

Методический фонд

 - Работы студентов, как примеры выполнения творческих заданий

- Стенды

Дидактические материалы:

технологии выполнения учебных макетов;

раздаточный материал: эскизы, рисунки, образцы бумажной пластики;

фотографии памятников архитектуры;

иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы.

Информационное обеспечение:

- книги;

- пособия.

Санитарно-гигиенические требования

- занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам;

- кабинет должен иметь хорошее освещение и периодически проветриваться. В наличии должна быть раздевалка, аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Материалы и инструменты:

Бумага офисная белая, картон цветной, картон белый, цветная бумага, ватман, КММ, канцелярский нож; ножницы, карандаши, ластики, кисти (щетина № 2-5, белка (колонок) № 2-5), линейки, циркули, клей-карандаш, клей титан, акварель, гуашь, палитры, банки для воды.

Оценка результатов деятельности

Формы выявления результатов: выставки, творческие конкурсы, отчетные выставки, наблюдение, анализ результатов деятельности детей, анкетирование, тестирование, зачёт.

Формы фиксации результатов: грамоты, дипломы, готовые работы, учет готовых работ, тесты.

Формы предъявления результатов: выставки, конкурсы, демонстрация моделей готовых изделий, защита творческих проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГА


 

1. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 1999.

2. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.

3. «Проектное моделирование», Методическое пособие, Москва, 1980 (методические материалы ВНИИТЭ).

4. Алексеев И.А., «Введение в архитектурное проектирование», Москва, «Стройиздат», 1974

5. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина, Художественное проектирование, Москва, «Просвещение», 1979

6. В.П. Шимко, Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории., Москва, «Архитектура», 2004

7. Рябцев Д.И., «Дизайн помещений и интерьеров», СПб, 2006

8. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.

9. Гантлоу П. Б., «Дизайн уютного дома», Ростов-на-Дону, 2005

10. Павленко Л.Г., «Ландшафтное проектирование. Дизайн сада», Ростов-на-Дону, 2005

11. Беляева С.Е., «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования», Москва, «Академия», 2007

12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об образовании 2013 – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

13. Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).

14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

15. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976.

16. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1993.

17. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ


 

1. Б.В. Нешумова, Е.Д. Щедрина, Художественное проектирование, Москва, «Просвещение», 1979

2. В.П. Шимко, Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории., Москва, «Архитектура», 2004

3. Рябцев Д.И., «Дизайн помещений и интерьеров», СПб, 2006

4. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.

5. Гантлоу П. Б., «Дизайн уютного дома», Ростов-на-Дону, 2005

6. Павленко Л.Г., «Ландшафтное проектирование. Дизайн сада», Ростов-на-Дону, 2005

7. Беляева С.Е., «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования», Москва, «Академия», 2007

26

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации