12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
holm2223
Россия, Саратовская обл., г. Ершов

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области»

РАССМОТРЕНО

на методическом совете

МБУ ДО «Дом детского

творчества г. Ершова

Саратовской области»

Протокол №__ от ________

СОГЛАСОВАНО

на педагогическом совете

МБУ ДО «Дом детского

творчества г. Ершова

Саратовской области»

Протокол №__ от ________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО «Дом

детского творчества

г. Ершова

Саратовской области»

Приказ №___ от _________

Дополнительная общеобразовательная программа

объединения «Лоскутная карусель»

УМА, ДУШИ И РУК ТВОРЕНЬЕ

Возраст детей - 7-13 лет

Срок реализации - 1 год

Тип программы - модифицированная

Программа разработана

Долматовой Еленой Викторовной,

педагогом дополнительного образования

г. Ершов

2013 г.

Пояснительная записка

Мягкая игрушка – один из видов декоративно-прикладного искусства, в

котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Увлечение пошивом мягких игрушек поможет развить ребенку воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие. Мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками. Ручные умения и владение технологиями – это средства, а не цель обучения. Изготовление игрушек своими руками - средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, то есть общего развития ребенка. Дополнительное образования по пошиву игрушек знакомит детей с историей развития игрушки, с народными промыслами, через игрушку приобщает ребят к культуре народа.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ума, души и рук творенье» объединения «Лоскутная карусель» МБУ ДО «Дом детского творчества г. Ершова Саратовской области» (далее ДДТ) разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г), Концепцией развития дополнительного образования детей и с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (пр. Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008).

В основе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Ума, души и рук творенье» лежит дополнительная образовательная программа «Ума, души и рук творенье» утвержденная 28.08.2013 г. Педагогическим советом ДДТ и носит художественную направленность.

Новизна программы. В наше время технического прогресса построение образовательного процесса не может оставаться на прежнем уровне. Поэтому педагог в своей работе должен использовать новые технологии, методики. При освоении данной программы активно используется метод творческого проекта.

Научить всему, вызвать интерес творчеству, пробудить желание творить самостоятельно – одна из основных задач педагога. И, как показывает практика, увлечение обучающихся поначалу лишь непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать и решать образ, а затем воплощать его в материал.

Новизна данной программы также заключается в ее практической значимости: она открывает большие возможности профориентационной и трудовой деятельности каждому, участвующему в ее реализации.

Актуальность программы. Занятия по изготовлению игрушек привлекают детей результатами труда. Сколько радости получают обучающиеся, когда они своими руками сделают красивую игрушку! Не меньше удовольствия доставляет изготовление подарков на праздники или дни рождения для родителей, друзей, знакомых. Такая работа очень способствует сплочению детских и подростковых коллективов. Игрушки, сшитые самостоятельно, своими руками, очень дороги детям, потому что в них вложены труд, любовь и фантазия. Такая игрушка – самый дорогой подарок.

Самоделки, мягкие игрушки – прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, конструкторского мышления обучающихся. Из доступных (старых пальто и шуб), легко обрабатываемых материалов дети могут сделать много интересных и полезных вещей. Изготовление мягкой игрушки имеет большое воспитательное значение. Правильно поставленный педагогический процесс вырабатывает у обучающихся чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.

Педагогическая целесообразность программы основывается на преподавании теоретического материала параллельно с формированием практических навыков у детей. Мастерство рукоделия детей развивается индивидуально на разных уровнях: репродуктивном, репродуктивно-творческом и творческом. Все три уровня одинаково важны в образовательном процессе. Данные уровни могут не соответствовать годам обучения, так как одни дети к концу обучения могут работать на репродуктивном и репродуктивно-творческом уровнях, а другие продолжают работать на репродуктивном уровне. В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек:

обучающиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели. Это плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов «вперед иголку», петельный шов, «через край»), с помощью которых соединяют детали

игрушек, приручаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей. Чтобы помочь ребенку сделать правильный выбор, предлагаются наглядные пособия (рисунки, фотографии, поделки). Младшим школьникам предлагаются легкие в изготовлении игрушки, с минимальным количеством деталей.

Цель программы

Развитие художественно-творческих способностей каждого ребенка в процессе постижения мастерства традиционного русского рукоделия.

Задачи

Обучающие:

прививать интерес к мягкой игрушке;

совершенствование умений и навыков;

знакомство с основами шитья и кроя, конструирования и моделирования

при изготовлении поделки;

овладение искусством цветовых сочетаний, изучение возможностей корректировки выкройки, изучение технологических процессов шитья

игрушки;

учить применять полученные умения, навыки на практике, используя знания технологии изготовления мягкой игрушки.

Развивающие:

развитие эстетического и художественного вкуса, творческого потенциала;

развитие психомоторных качеств личности, мелкой моторики рук, глазомер, графические умения и навыки;

развивать интерес к избранному виду деятельности.

Воспитательные

приобщение к традиционной русской культуре и народному художественному творчеству;

воспитание трудолюбия, аккуратности при работе с материалами и инструментами;

формирование усидчивости, аккуратности.

Отличительной особенностью настоящей программы является, прежде всего, ее доступность: небольшие лоскутки материала и иголка с ниткой всегда есть под рукой. Этот вид декоративно-прикладного творчества вызывает светлые чувства: волнуют образцы, волнует радость созидания, такой труд доставляет наслаждение, приобщает к миру прекрасного в природе и искусстве;

он помогает лучше разглядеть и узнать окружающий мир. Изготовление игрушки продуктивно: шьёшь –и обязательно что-то получится. Сшив игрушку, можно украсить интерьер, подарить ее, а можно стать ее другом и пошептаться с ней, когда одиноко. Другой отличительной особенностью можно считать использование авторской методики кроя и изготовления игрушки.

Возраст детей, участвующих в реализации программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Ума, души и рук творенье» предполагает обучение детей 7-13 лет и рассчитана на один год обучения. При комплектовании групп следует учитывать возраст детей. В одну группу рекомендуется записывать обучающихся с разницей в возрасте не более 1-2 года. Комплектование в группу детей одного возраста позволяет руководителю построить занятие соответственно с их  возрастными особенностями, определить методику проведения занятий, правильно запланировать время для теоретических занятий  и практических работ.

Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения - 144 учебных часов и 24 часа внеаудиторной деятельности. Группа обучающихся занимается по 4 часа в неделю, два дня.  Наполняемость групп от 12-15 человек.

Формы и режим занятий. Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя  выполнение графических зарисовок в альбоме костюмов, орнаментов, моделей игрушек и  изготовление игрушек.

Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития обучающихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.

Ожидаемые результаты обучения и способы определения результативности. Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у обучающихся художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса обучающиеся должны:

знать историю развития игрушки;

выполнять выкройки по схемам;

выполнять простейшие швы;

владеть приемами работы с тканью и мехом;

выполнять несколько игрушек и оформить их самостоятельно;

уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки

Во время занятий применяется входной, промежуточный и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах,  выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Выполнение задания в группе обычно проходит неравномерно: одни уже выполнили работу, другие только начинают. Поэтому необходимы как групповые, так и индивидуальные занятия. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удаче. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучающегося. Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как текущая оценка достигнутого самим ребенком; оценка законченной работы; участие в выставках, конкурсах и т.д.

реализация творческих идей.

Личностными и метапредметными результатами освоения программы являются:

Личностные результаты: активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания, проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей.

Метапредметные результаты:

Определять и формулировать цель деятельности.

Планировать последовательность действий.

Высказывать своё предположение (версию) по плану работы.

Работать по предложенному плану.

Отличать верно выполненное задание от неверного.

Уметь давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Донести свою позицию до других.

Слушать и понимать речь других.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в ДДТ и следовать им.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы «Ума, души и рук творенье». Общей формой подведения итогов работы объединения является творческий отчёт, который проходит в конце учебного года и является показателем эффективности работы объединения, также выставки декоративно–прикладного творчества, защита самостоятельно выполненных проектов; участие в конкурсах, мастер - классах, фестивалях различного статуса


 

Учебно-тематический план

дополнительной образовательной программы

«Ума, души и рук творенье»

п/п

Тема

Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2

2

Оборудование, инструменты, приспособления. Правила работы с иглой

11

1

12

3

История развития игрушки.

1

25

26

4

Правила раскроя ткани, меха.

2

2

4

5

Швы: строчка, через край, вперед иголку, назад иголку, петельный, стебельчатый.

 

6

6

6

Мягкая игрушка

7

64

74

7

Работа с лентами

1

13

14

8

Выставки, экскурсии

 

6

6

9

Внеаудиторная деятельность

4

20

24

 

Итого:

20

148

168

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

«Ума, души и рук творенье»

1. Вводное занятие. Знакомство детей с режимом работы объединения и его программой. Правила внутреннего распорядка. Знакомство с образцами народного декоративного творчества. Правила техники безопасности и противопожарной защиты, правила поведения на дорогах.

2. Оборудование, инструменты и приспособления. Знакомство с оборудованием и инструментами. Назначение и применение инструментов и приспособлений. Порядок их хранения. Ознакомление с правилами санитарии и гигиены.

Практика. Организация рабочего места ( рациональное расположение на нем инструментов, материалов, приспособлений).

3.Истории развития . Беседа «Народная игрушка . Её история»

4.Сведения о работе с тканью. Народная игрушка (пеленашка, травница, ржевское счастье и др.). Особенности выполнения народной игрушки

Практика. Создание народной игрушки.

5.Игольница . Предлагаются детям для просмотра и выбора несколько игольниц .Выкройки и их назначение. Анализ работы.

Практика. Перевод выкройки на ткань, крой на ткани, сшивание частей «шов вперед иголку», «шов строчка», Набивка игольницы. Художественное оформление работ игольницы и футляра.

6.Мягкая игрушка:» Зайчик», «Кот», «Петух» »Матрешка»»Тильды» .

Практика. Перевод выкройки на ткань, крой на ткани, сшивание частей «шов вперед иголку», «шов строчка», «петельчатый шов», «шов через край», Набивка игрушек Художественное оформление работ. 7.Вышивка лентами

8.Выставки. Оформление выставочных работ. Подведение итогов за учебный год. Проводится отбор лучших работ учащихся, которые принимали участие в выставках, конкурсах. Оформление итоговой выставки в мастерской.

9.Внеаудиторная деятельность. Мастер-класы, фольклорные праздники, индивидуальные занятия.

Методическое обеспечение

дополнительной общеобразовательной программы

«Ума, души и рук творенье»


 

В дополнительной общеобразовательной программе «Ума, души и рук творенье» используются следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный   (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий); репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий); изучение  развития  ребенка   (наблюдение   за   особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности учащегося, работа психолога и т.д.).

Название раздела

Формы занятий

Приемы и методы учебно-воспитательного процесса

Формы подведения итогов по темам

1

Вводная часть

Беседа

Диагностирование

Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия

Анкетирование

2

Оборудование, инструменты, приспособления. Правила работы с иглой

Беседа, практические занятия: коллективные, по подгруппам, индивидуальные;

Метод демонстрации, Словесные методы: рассказ, беседа, работа с книгой, дискуссия

Тестирование

3

История развития игрушки.

Беседа, занятие-практикум, Занятия-исследования

 

Промежуточное диагностирование методом практической работы,

наглядные методы: просмотр видеофильмов, фотографий, картин, схем, рисунков.

Занятие - исследование

4

Правила раскроя ткани, меха.

беседа, занятие-практикум, творческая мастерская

Метод наблюдения, метод практической работы

Выставка творческих работ «Дебют»

5

Швы: строчка, через край, вперед иголку, назад иголку, тамбурный шов.

Беседа, занятие-практикум, игровое занятие, занятия-исследования

Метод практической работы с элементами объяснения

Выставка «В гостях у мастериц»

6

Мягкая игрушка

Экскурсия в музей, беседа, занятие-практикум, творческая мастерская, викторина

Метод наблюдения, объяснения, практические методы: практические занятия, занятие-исследование.

Выставка «Делаем сами своими руками»

7

Работа с лентами

Беседа, игровое занятие, занятие-практикум, творческая мастерская,

Метод наблюдения, объяснения и практической работы

Выставка «Ленты, бантики, оборки»

8

Выставки, экскурсии

Выставка, экскурсия

Метод практической работы с элементами объяснения, методы контроля: тестирование, контрольный срез, выполнение конкурсных работ.

Игровая программа «Магазин игрушек».

Выставка «Ума, души и рук творенье»

9

Внеаудиторная деятельность

Мастер-класс, праздники, индивидуальные занятия

Метод практической работы, игровой метод

Мастер-классы, фольклорные праздники, индивидуальные выставки

В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и педагогом. У всех единая цель, что способствуем наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.

На  занятиях  используются  наглядные  пособия, схемы, таблицы, образцы,  чертежи  игрушек,  инструкционные  и  технологические карты.  Возможно      использование      интернет      технологий      и мультимедийного оборудования  при  проведении занятий,  используются     различные  презентации.

Материально-техническое  обеспечение.

Кабинет на 15 рабочих мест (ученические столы, стулья), светлое сухое, просторное и хорошо проветриваемое помещение, соответствующее санитарно – гигиеническим требованиям: стол педагога – 1шт; ноутбук, мультимедиа, видеомагнитофон, фотоаппарат, экран.

На   занятиях   по   данной   программе   потребуются   следующие материалы и инструменты: альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов; ткани, мех; нитки катушечные разных цветов; тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.; картон; поролон, проволока для каркаса, синтепон, вата; ножницы, иголки, наперсток; мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши; пассатижи (или плоскогубцы и кусачки); щетка для расчесывания меха; электрический утюг; самоклеющаяся цветная бумага.

Литература

Литература для педагога

1.Т.В.Городкова,М.И.Нагибина «Мягкие игрушки мультяшки и зверюшки» Популярное пособие для родителей и педагогов»Академия развития»,1997 г.

2..Дайн Г.Л. «Русская народная игрушка» 1981г . 3..КотоваИ.Н., Котова А.С. – СПб.: «Паритет», 2010г. «Русские обряды и традиции. Народная кукла».

4.Кочетова С. Мягкая игрушка. Игрушки с бисером. Рипол Классик, Валерии СПД, Малая энциклопедия рукоделия. 2001 г.

5.Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. М.: Просвещение, 1990.

6.Народное творчество Научно-популярный журнал№1 2007 г. 7.Соловьева Л.Н. Русская матрешка. М.: «Интербук»Д 1993 г.

8.Фролова   Т.О.   Мягкая   игрушка.   АСТ-Сталкер.   Подарок своими руками. 2003 г.


 

Литература для детей

1.Donatella Ciotti Вышивка шелковыми лентами: Техника.Приемы.Изделия-М.:АСТ-ПРЕСС,2001г. 2.О Жакова, Е. Данкевич Тряпичные куклы Санкт-Петербург «Кристал»1998 г. 3.Зайцева И.Г. Мягкая игрушка, ИД МСП, 2005 г. 4.Коси Л. Лоскутное шитье.300новых узора \Перевод с англ. Н.К.Яковлевой.- М. :ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007 г.

5.Кононович Т. Мягкая игрушка. Веселый зоопарк. Рипол Классик, Валерии С1Щ Малая энциклопедия рукоделия. 2001 г.

6.Петухова В.И., Ширшикова Е.Н., Мягкая игрушка. Издатель И.В. Балабанов, 2001г.

7.«Школа вышивки от А доЯ». Ниола-Пресс 2006 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.