Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»
Управление образования Пошехонского МР Ярославской области
МБУ ДО Центр "Эдельвейс"
Принята на заседании Педагогического совета МБУ ДО Центр «Эдельвейс» от «____»_______________ 201__ года Протокол № ______________________ |
Утверждаю Директор МБУ ДО Центр «Эдельвейс» __________________Т.В. Марина «____»_______________ 201__ года |
Дополнительная общеобразовательная программа
«Юный исследователь»
Возраст обучающихся: 12 – 15 лет
Срок реализации: 2019 – 2020 учебный год
Автор-составитель: Татьяна Алексеевна Тихова,
учитель истории и обществознания
высшей категории
Пошехонье 2019
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный исследователь»
разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 «Об образовании в РФ».
Письмо МО и науки от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмо Минобразования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Письмо Минобразования и науки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письмо Минобразования и науки РФ от 18.08.2017 №09-1672 «О направлении методических рекомендаций».
Письмо департамента образования Ярославской области от 11.08. 2014 №1808/01-10 «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС общего образования».
Приказ ДО ЯО от 07.08.2018 №19-нп «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Ярославской области».
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа "Юный исследователь» имеет интеллектуальную направленность и предназначена для организации исследовательской деятельности обучающихся в системе дополнительного образования. Программа направлена на развитие интереса обучающихся к исследованиям проблем различного характера, путём проведения практических работ и представления результатов своего труда в виде исследовательских работ на конференциях. Представленная программа «Юный исследователь» направлена на формирование умений будущего исследователя и развитие его познавательных способностей. При реализации программы «Юный исследователь» используются методы и методические приемы, которые сформируют у обучающихся навыки самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.
Актуальность программы
Организация исследовательской деятельности школьников обусловлена ФГОС нового поколения, который требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы общего образования.
Основная задача педагогов не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы. Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в колледжах, техникумах и других ОУ. Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, и в рамках классно-урочной системы, учитель не в состоянии её организовать на должном уровне. Как помочь учащимся в их самостоятельных исследованиях? Как помочь ученикам добиться успеха, повысить собственную самооценку? Решить проблемы с подготовкой учащимися исследовательских работ поможет программа внеурочной деятельности «Юный исследователь». Исследовательская деятельность является средством освоения действительности, её главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Новизна программы заключается в том, что в педагогическом процессе используются методы и методические приемы, которые направлены на воспитание подлинно свободной личности, на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Отличительные особенности программы
-
программа учитывает возрастные особенности учащихся;
программа включает новые области знаний, расширяющие кругозор;
программа соответствует познавательным интересам и личностным запросам учащихся;
программа способствует реализации и развитию творческих способностей учащихся, стимулирует их инициативу и самостоятельность в учебе, в умственном и личностном развитии;
программа качественно превосходит обычный школьный курс обучения, знакомый учащимся;
программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
программа создаёт условия для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
программа имеет большие возможности для повышения самообразовательной деятельности школьников. Она существенно повлияет на научную организацию труда школьников, научит структурно и лаконично представлять информацию, четко и доказательно излагать свои мысли, окажет существенную помощь в дальнейшем самоопределении
старшеклассника.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся 5-6 классов, 11-12 лет.
Объем и срок освоения программы
Год обучения - 2019 – 2020
Количество часов - 35
Формы обучения
Форма обучения очная
Особенности организации образовательного процесса
Образовательный процесс строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитательную, развивающую, социализирующую релаксационную функции. Индивидуализация обучения осуществляется со стороны самого ученика, который сам осуществляет выбор интересной для себя темы исследования.
Образовательный процесс отвечает следующим требованиям:
имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие у детей интереса к исследовательской деятельности и формированию исследовательских навыков;
разнообразен, как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительные и творческие занятия), так и по содержанию;
основывается на адаптированной программе, которая прошла психолого-педагогическую экспертизу, чтобы не навредить физическому здоровью учащихся.
базируется на развивающих методах обучения детей;
педагог обладает не только знаниями в предметной области, которую он преподает, но и психолого-педагогическими знаниями;
используется диагностика интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которые позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти себе занятие по душе.
основывается на социальном заказе общества.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий
Количество часов и занятий в неделю: 1
Периодичность занятий: 1 день в неделю
Продолжительность занятий: 45 мин.
Ожидаемые результаты
Обобщенный результат (компетенция) |
Характеристика проявления компетенции |
Личностные результаты |
|
Способность к смыслообразованию |
высокая учебная мотивация, стремление к познанию; умение определять свои образовательные интересы и потребности готовность и способность к самообразованию и саморазвитию; профессиональная ориентация и определение профессиональных предпочтений; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; понимание культурного многообразия своей страны и мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность |
Метапредметные результаты |
|
Компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий |
умение находить информацию в сети Интернет; умение представлять информацию с помощью информационно-коммуникационных устройств; владение умениями работать с учебной и внеучебной информацией, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, исследование); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. |
Предметные результаты |
|
Опыт предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания |
умение применять теоретические знания для решения практических задач; осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет; умение анализировать, систематизировать и оценивать информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней; умение работать с письменными, изобразительными и вещественными источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. |
Цель и задачи программы
Цель: развитие исследовательского поведения и исследовательских способностей учащихся; обучение умениям и навыкам исследовательской работы; вовлечение учащихся в активную проектно-исследовательскую деятельность.
Данная цель реализуется через следующие задачи.
1. Обучающие:
изучит основные понятия, применяемые в исследовательской деятельности;
узнает о видах исследовательских работ;
получит представление об основных этапах и методах исследований;
познакомится с правилами оформления и формами представления исследовательских работ;
научится самостоятельно проводить, оформлять, представлять и защищать исследовательские работы.
2. Развивающие:
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
развитие исследовательского мышления обучающихся;
развитие познавательного интереса к исследовательской деятельности;
развитие способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;
развитие умения публичного выступления, ведения дискуссии;
развитие умения ставить проблему;
развитие умения формулировать тему и цель исследования;
развитие ответственности за результаты собственной деятельности.
3. Воспитательные:
способствовать формированию интереса к освоению опыта познавательной, творческой, исследовательской деятельности;
способствовать формированию у обучающихся понимания того, что исследовательская деятельность необходимая составляющая любого обучения;
способствовать созданию условий для социального и профессионального самоопределения обучающихся.
способствовать формированию интереса и уважения к научно-исследовательской деятельности учёных-исследователей разных народов.
Содержание программы
Учебный план
№п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Форма аттестации /контроля |
||
|
|
всего |
теория |
Практика |
|
|
Раздел 1. Исследование, исследовательская деятельность, исследовательский проект. Этапы исследования |
6 |
4 |
2 |
|
1 |
Тема 1. Основные понятия, применяемые в исследовательской деятельности. Виды исследовательских работ |
1 |
1 |
- |
Тест |
2 |
Тема 2. Этапы исследования |
1 |
1 |
- |
Тест |
3 |
Тема 3. Учимся задавать вопросы и выдвигать гипотезы |
2 |
1 |
1 |
Рабочий лист |
4 |
Тема 4. Постановка проблемы, выбор темы исследования, формулировка цели и задач |
2 |
1 |
1 |
Рабочий лист |
|
Раздел 2. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками. |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
Тема 5. Информация. Источники информации. Работа с информационными источниками |
2 |
1 |
1 |
Подготовка сообщения |
|
Раздел 3. Методы исследовательской деятельности. |
13 |
6 |
7 |
|
6 |
Тема 6. Эмпирические методы исследования. Измерение, сравнение |
2 |
1 |
1 |
Тест |
7 |
Тема 7. Наблюдение |
3 |
1 |
2 |
Рабочий лист |
8 |
Тема 8. Эксперимент |
3 |
1 |
2 |
Рабочий лист |
9 |
Тема 9. Общие методы исследования. Анализ, синтез, абстрагирование, индукция и дедукция
|
1 |
1 |
- |
Тест |
10 |
Тема 10. Методы математического и физического моделирования |
1 |
1 |
- |
Рабочий лист |
11 |
Тема 11. Методы математической и статистической обработки информации |
3 |
1 |
2 |
Рабочий лист |
|
Раздел 4. Правила оформления исследовательской работы |
2 |
1 |
1 |
|
12 |
Тема 12. Структура исследовательской работы. Общие правила оформления текста исследовательских работ |
2 |
1 |
1 |
Рабочий лист |
|
Раздел 5. Формы представления исследовательских работ |
8 |
3 |
5 |
|
13 |
Тема 13. Формы представления исследовательских работ. Буклет. Структура и особенности подбора информации |
3 |
1 |
2 |
Защита исследовательских работ |
14 |
Тема 14. Мультимедийная презентация. Структура и особенности подбора информации |
3 |
1 |
2 |
Создание презентации |
15 |
Тема 15. Стенд. Подбор информации, использование наглядности |
2 |
1 |
1 |
Практическая работа |
|
Раздел 6. Критерии оценки исследовательских работ |
1 |
1 |
- |
|
16 |
Тема 16. Критерии оценки исследовательских работ, мультимедийных презентаций, стендов |
1 |
1 |
- |
Тест |
|
Раздел 7. Научно-практические, научно-исследовательские и другие выставки, конференции, конкурсы |
2 |
- |
2 |
|
17 |
Тема 17. Научно-практические, научно-исследовательские и другие выставки, конференции, конкурсы. Мини-конференция |
1 |
- |
1 |
Выступление на учебной конференции |
|
Итого: |
35 |
15 |
20 |
|
Планируемые результаты
В результате освоения программы «Юный исследователь» обучающиеся узнают:
- основы исследовательской деятельности;
- этапы работы с исследовательской работой;
- методики организации и проведения опытов, наблюдений, экспериментов;
- структуру и правила оформления исследовательской работы.
получат опыт:
- в проведении наблюдений, экспериментов;
- в межличностном взаимодействии.
смогут:
- формулировать тему исследовательской работы, доказывать её актуальность;
- составлять индивидуальный план учебно-исследовательской работы;
- выделять объект и предмет учебно-исследовательской работы;
- определять цель и задачи учебно-исследовательской работы;
- формулировать гипотезу учебно-исследовательской работы;
- работать с различными источниками информации, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
-выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты учебно-исследовательской работы;
- осваивать способы представления материала, защищать его;
- передавать свой опыт.
В ходе освоения программы «Юный исследователь» у обучающихся будут сформированы и развиты:
в сфере личностных учебных действий:
социальные нормы и правила поведения;
личностный смысл занятия исследовательской деятельностью;
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение.
в сфере регулятивных универсальных учебных действий:
умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
умение осуществлять самоконтроль;
умение самостоятельно организовывать свою исследовательскую работу;
умение представлять результаты исследования;
умение определять успешность своей работы.
в сфере познавательных универсальных учебных действий:
умение находить необходимую информацию, перерабатывать её, использовать в работе;
умение проявлять интерес к объектам окружающей среды, культуры, науки, техники;
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
умение планировать и проводить исследование,
умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.);
умение представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
умение представлять результаты своего труда на учебно-практической конференции.
в сфере коммуникативных универсальных учебных действий:
умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
умение координировать свои усилия с усилиями других;
умение видеть вклад каждого участника группы в работу;
умение формулировать собственное мнение и позицию;
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
умение задавать вопросы;
умение учитывать разные мнения и интересы;
умение осуществлять контакты с респондентами.
Календарный учебный график
№ п/п |
Месяц |
Число |
Время проведения занятия |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Тема занятия |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
сентябрь |
4 |
12.45– 13.25 |
Лекция-беседа |
1 |
Исследовательская деятельность: цели, задачи, специфика. Понятия и термины. Виды исследовательских работ |
МБОУ Вощиковская ОШ |
Тест |
2 |
сентябрь |
11 |
12.45– 13.25 |
Лекция-беседа |
1 |
Этапы исследования. постановка проблемы, обоснование актуальности, выбор темы, выдвижение гипотезы, формулирование цели и задач, выбор методов и методик исследования, анализ полученных результатов, формулирование выводов, оформление и представление материалов исследования, оценка исследовательских работ. |
МБОУ Вощиковская ОШ |
Тест |
3 |
сентябрь |
18 |
12.45– 13.25 |
Лекция-беседа |
1 |
Учимся задавать вопросы и выдвигать гипотезы |
МБОУ Вощиковская ОШ |
Рабочий лист |
4 |
сентябрь |
25 |
12.45– 13.25 |
Практическое занятие |
1 |
Как рождаются гипотезы. Практическая работа № 1. |
МБОУ Вощиковская ОШ |
Рабочий лист |
5 |
октябрь |
2 |
12.45– 13.25 |
Лекция-беседа |
1 |
Постановка проблемы, выбор темы исследования, формулировка цели и задач. Что такое постановка проблемы? |
МБОУ Вощиковская ОШ |
Тест |
6 |
октябрь |
9 |
12.45– 13.25 |
Практическое занятие |
1 |
Как выбрать и правильно сформулировать тему, цель и задачи исследования. Практическая работа № 2.
|
МБОУ Вощиковская ОШ |
Рабочий лист |
7 |
октябрь |
16 |
12.45– 13.25 |
Лекция-беседа |
1 |
Информация. Виды, хранение, поиск, использование информации. Источники информации. Правила составления библиографического списка. Работа с информационными источниками. |
МБОУ Вощиковская ОШ |
Тест |
8 |
октябрь |
23 |
12.45– 13.25 |
Практическое занятие |
1 |
Работа с литературными источниками. Поиск информации с помощью обычных и электронных каталогов. Практическая работа № 3. |
МБОУ Вощиковская ОШ |
Рабочий лист |
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:
Материально-техническое обеспечение
классная комната, кабинет информатики, помещение библиотеки; оборудование – экран или интерактивная доска; технические средства - проектор, ноутбук или ПК, сканер, принтер; наличие канцелярских принадлежностей.
Нормативное обеспечение:
наличие лицензии у ОУ на право образовательной деятельности.
Информационное обеспечении
Интернет- сайты и порталы:
http://www.researcher.ru
www.wikipedia.ru
www.istorya.ru
https://infourok.ru/ispolzovanie_sredstv_interneta_v_issledovatelskoy_deyatelnosti www.rus.edu.ru
Кадровое обеспечение
Для реализации данной программы имеется специалист, который ориентируется в вопросах общей педагогики, понимает соотношение задач различных типов и видов образовательных учреждений, видит взаимосвязь школьного, профессионального и дополнительного образования. Имеет профессиональные знания, умения, навыки, педагогический такт. Владеет педагогической техникой и методами разрешения педагогических конфликтов. Обладает способностью управлять собой. Умеет использовать необходимое оборудование в педагогической деятельности. Обладает:
культурой речи педагога;
мастерством педагогического общения;
целеустремленностью и настойчивостью;
эмоциональной стабильностью;
доброжелательностью;
способностью к самоанализу;
активностью;
гибкостью ума;
стрессоустойчивостью.
Педагог, осуществляющий обучение исследовательской деятельности должен быть:
профессионально грамотным;
иметь специальную подготовку;
иметь широкий кругозор;
уметь использовать активные формы и методы обучения;
уметь организовать консультирование учащихся;
уметь организовать учебное сотрудничество.
Формы аттестации
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов обучающихся являются дневник наблюдений, готовая исследовательская работа, оформленные буклеты и презентации по итогам работы и портфолио.
Педагогический анализ результатов тестирования, выполнения заданий в рабочих листах, участия в учебных конференциях, защиты исследовательских работ.
Оценочные материалы
Оценивание степени сформированности умений и навыков исследовательской деятельности важно для педагога, работающего над формированием соответствующей компетентности у обучающегося. Можно оценивать:
степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом;
степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;
практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
количество новой информации использованной для выполнения проекта;
степень осмысления использованной информации;
уровень сложности и степень владения использованными методиками;
оригинальность идеи, способа решения проблемы;
осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;
качество выполненной работы (оценка содержания работы);
уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;
владение рефлексией;
творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;
социальное и прикладное значение полученных результатов.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса
Методы обучения
За период изучения данного курса учащиеся формируют личную папку достижений - портфолио, в которой появятся схемы, кроссворды, исследовательские работы, презентации. Большая часть времени отводится на выполнение исследовательских проектов. Завершается каждый проект презентацией и анализом работы.
Формы организации образовательного процесса
Программа предполагает проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками и рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Занятия аудиторные на базе МБОУ Вощиковской ОШ им.А.И Королёва. Форма работы на занятиях: индивидуальная и групповая. Виды деятельности:
Познавательная – анализ информационного материала; работа с научно-популярной литературой, справочным и энциклопедическим материалом; работа в сети Интернет.
Игровая – работа с лингвистическим конструктором; кроссвордом; интерактивная интеллектуальная игра; мини-конференция.
Проблемно-ценностное общение – дискуссия.
Формы организации учебного занятия
лекция-беседа
практическое занятие
мини-конференция по защите исследовательских работ
Педагогические технологии
Учебно-исследовательская деятельность сегодня рассматривается как эффективный и перспективный метод обучения. Исследования, выполненные как в рамках изучения предмета, так и вне учебной деятельности расширяют пространство учебника, актуализируют имеющиеся у обучающихся знания, повышают уровень усвоения знаний и компетенций. Цифровые образовательные ресурсы и электронные образовательные ресурсы, являющиеся основой информационных и коммуникационных технологий, также широко востребованы учителями.
Поэтому, в качестве технологий обучения по данной программе используются следующие технологии:
Развивающего обучения
Проектные методы обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Исследовательские методы обучения
Игровые технологии.
Алгоритм учебного занятия
Проведение занятия рассматривается как особое направление дополнительного образования, тесно связанное с учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков по школьным предметам.
Дидактические материалы
учебно-методическая литература;
дидактические материалы (рабочие листы, тесты);
контрольный блок (описание критериев и показателей качества образовательного процесса, мониторинга образовательного процесса и диагностических методик);
инструкции по технике безопасности;
глоссарий (перечень терминов и выражений с толкованием или переводом на русский язык);
справочно-информационные материалы по организации исследовательской деятельности;
презентации по организации исследовательской деятельности обучающихся.
Список литературы
Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.
Журнал «Исследовательская деятельность школьников» [Электронный ресурс]: http://www.irsh.redu/ru; http://www.researcher/ru
Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999.
Савенков А.И. Учим детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы. // Одаренный ребенок. 2003, №2
Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников / А.И. Савенков.- М.: Сентябрь, 2003.
Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.
Программы:
«Формирование умений и навыков исследовательской деятельности». Авторы Т.И. Федотова, А.Е.Волков, г. Москва.
«Основы исследовательской деятельности учащихся». Автор А.В. Масленникова. К.п.н., лицей № 1557 г. Зеленоград.
«Я познаю мир…». Автор А.Н. Чайка, Комсомольск – на – Амуре, Хабаровский край.
«Школа исследователя: основы учебно-исследовательской деятельности». Автор И.В. Рождественская, г. Новодвинск.